Работа без списка литературы и приложений
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...
1 Теоретические предпосылки формирования культуры поведения подростков 1.1 Понятие и сущность пищевого поведения и культуры питания
1.2 Специфические особенности младших подростков, влияющие на нарушение пищевого поведения
1.3 Формирование культуры питания как условие предупреждения нарушения пищевого поведения
1.4 Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий формирования культуры питания
2 Разработка, апробация и анализ программы психолого-педагогического формирования культуры питания
2.1 Организация и методы опытно-экспериментальной работы
2.2 Программа формирования культуры питания у младших подростков
2.3 Оценка эффективности психолого-педагогических условий формирования культуры питания у младших подростков
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников…………………………………………...38
Приложение А…………………………………………………………......….….41
Приложение Б…………………………………………………………...…….....44
Приложение В…………………………………………………………………….
Актуальность: нарушения пищевого поведения остается одной из важных проблем современного мира на протяжении долгих лет. Подростковый период несет в себе различные внутренние конфликты, личность пытается самореализоваться в обществе, стремится соответствовать принятым ожиданиям. Поэтому в этом возрасте повышается критичность к себе, меняются представления о себе и самооценка. Желание устранить у себя внешние недостатки порой приводит к развитию расстройств пищевого поведения. Этот процесс встречается с каждым днем все чаще. Увеличивается число заболеваний, связанных с пищевой культурой, таких как анорексия, булимия и компульсивное переедание.
Эти нарушения сложно искоренить, но можно минимизировать риски, зная причины возникновения данного расстройства. Отечественные и зарубежные исследователи убеждены, что это заболевание начинается с недовольства подростка своим внешним видом, а также чрезмерном переживании о весе и стройности. Одной из главных причин является неправильно сформированная культура питания и неумение справляться с эмоциями и жизненными обстоятельствами. Поэтому, на сегодняшний момент, актуален вопрос формирования культуры питания у младших подростков для предупреждения расстройств пищевого поведения.
Проблема исследования заключается в поиске психолого-педагогических условий формирования культуры питания у младших подростков в условиях школы.
Объект исследования: культура питания.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования культуры питания у младших подростков в условиях школы.
Цель исследования: разработка программы формирования культуры питания у младших подростков в условиях школы.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию пищевого поведения и культуры питания;
2. Определить особенности подростков, склонных к нарушению пищевого поведения;
3. Выявить условия формирования культуры питания у младших подростков;
4. Определить методы эмпирического исследования, направленные на формирование культуры питания у младших подростков;
5. Разработать программу формирования культуры питания у младших подростков.
Гипотеза исследования: программа формирования культуры питания у младших подростков строится на основе психолого-педагогических условий.
Методы получения данных: анкетирование, тестирование.
Теоретическая значимость исследования. Уточнены понятия «пищевое поведение», «культура питания»; определены специфические особенности, влияющие на формирование культуры питания; выявлены условия формирования культуры питания у младших подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что анализ и интерпретация данных, полученных экспериментальным путем, позволил выявить психологические и педагогические условия формирования культуры питания у младших подростков.
База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 55, расположенной по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район, станица Старонижестеблиевская, ул. Мира № 174. Все участники диагностики являются учащимися 6 класса, возраст испытуемых составил 11-12 лет. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Содержит 3 таблицы, 2 рисунка
Младший подростковый возраст (10-12 лет) связан с резкими физиологическими перестройками, происходящими как в организме, так и затрагивающими отношения подростка с окружающим миром. Здоровое питание оказывается одним из главных условий, обеспечивающих правильное развитие организма. В этом возрасте, вследствие быстро происходящих изменений, увеличиваются потребности организма в энергии, поэтому калорийность рациона должна быть увеличена. Важное значение имеет достаточное поступление всех необходимых питательных веществ, витаминов и минеральных веществ. В младшем подростковом возрасте увеличивается распространенность различных функциональных нарушений, обусловленных питанием. Это происходит вследствие того, что подростки становятся более самостоятельными и родители в меньшей степени способны контролировать их питание. Одной из самых распространенных проблем, связанных с неправильным питанием подростков, является избыточный вес. В последние годы распространение приобретают такие нарушения пищевого поведения как булимия, анорексия и компульсивное переедание. При этом одним из важнейших способов профилактики такого рода нарушений оказывается формирование полезных привычек и навыков поведения, связанных с питанием.
В ходе проведенной работы были достигнуты поставленные задачи: уточнено определение понятия пищевого поведения и культуры питания; определены особенности подростков, склонных к нарушению пищевого поведения; выявлены условия формирования культуры питания у младших подростков; определены методы эмпирического исследования, направленные на формирование культуры питания у младших подростков; разработана программа формирования культуры питания у младших подростков.
С помощью эмпирического и теоретического исследований было выявлено, что программа формирования культуры питания у младших подростков основывается на основе следующих психолого-педагогических условий:
– работа в образовательном учреждении: разумная организация питания в школе, повышение педагогической грамотности учителей по вопросам расстройств пищевого поведения и созданию благоприятного климата в классе;
– работа с родителями подростков: просвещение по вопросам правильной организации питания дома, консультирование по грамотному подходу воспитания пищевых традиций у ребенка;
– работа с самими подростками. Формирование у них необходимых навыков здорового пищевого поведения, умения справляться с эмоциями без помощи еды, обучение правилам этикета, гигиеническим нормам и т.д.