ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………….6
1.1. Понятие и принципы социального обслуживания населения по законодательству Российской Федерации……………………………..6
1.2. Формы и виды социального обслуживания населения………………10
1.3. Организация работы стационарных и полустационарных социальных учреждений по социальному обслуживанию населения в Российской Федерации……………………………………………………………….17
2. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.…24
2.1. Обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов ……………...24
2.2. Социальное обслуживание несовершеннолетних в Российской Федерации……………..……………………………………………………….32
2.3 Особенности социального обслуживания семей с детьми………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...48
С 1 января 2015 г. вступил в силу новый закон в сфере социального обслуживания - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»1, который, как предполагалось, модернизирует систему социального обслуживания населения.
В настоящее время обозначился ряд проблем правового регулирования отношений по организации социального обслуживания населения в Российской Федерации, ставящих вопросы о совместимости нормативных положений данного Закона с реалиями жизни, правоприменительной практикой и сущностными принципами организации социального обслуживания населения. Например, отсутствуют какие-либо чёткие критерии целей и задач социального обслуживания населения. Кроме того, хотелось бы предложить внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения ЕГИССО и предусмотреть в нём наличие уникального идентификатора получателя социальных услуг
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью выявления и устранения пробелов в действующем законодательстве об организации социального обслуживания населения.
Объект дипломной работы общественные отношения по правовому регулированию социального обслуживания населения в Российской Федерации.
Предметом дипломной работы является нормативно – правовая база в сфере социального обслуживания населения, в том числе ФЗ от 28.12.2013 № 442 – ФЗ «О социальном обслуживании граждан в РФ» и другие.
Цель дипломной работы состоит в правовом анализе социального обслуживания населения в РФ, форм социального обслуживания и видов социальных услуг, а также организации предоставления социальных
услуг.
Основные задачи настоящего исследования являются:
1. осуществить правовой анализ понятия и принципов социального обслуживания населения по законодательству Российской Федерации;
2. описать формы и виды социального обслуживания населения;
3. изучить организацию работы стационарных и полустационарных социальных учреждений по социальному обслуживанию населения в Российской Федерации;
4. дать характеристику социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
5. осуществить юридический анализ социального обслуживания несовершеннолетних в Российской Федерации, выявить актуальные проблемы и предложить пути их решения;
6. выявить актуальные проблемы социального обслуживания семей с детьми и предложить пути их решения.
Методологическая основа исследования. При написании настоящей дипломной работы использовалась группа методов научного познания. Например, при изучении понятия социального обслуживания применялся диалектический метод. Также использовались методы объективного и всестороннего анализа, формально-логические и системный методы исследования, научное наблюдение, сравнение, абстрагирование, анализ и синтез, частные и специальные методы: анализ документов и др.
Практической значимостью дипломной работы является возможность использовать выводы, предложенные автором, для совершенствования законодательной базы по социальному обслуживанию граждан.
Теоретическую основу дипломной работы составляют научные труды ряда таких учёных, изучающих данную тему, как, например, Э.С. Бондарева, А.Ю. Гусев, В.И. Шкатулла, и т.д.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделённых на три пункта, последовательно сменяющих друг друга, заключения и списка использованных источников.
1 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ // «Российская газета», № 295, 30.12.2013.
Итак, проведя изучение организации социального обслуживания населения в Российской Федерации, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, основы правового регулирования социального обслуживания, социальных услуг установлены в ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Во-вторых, социальное обслуживание можно определить как деятельность, состоящую из совокупности правовых, экономических и организационных мер по предоставлению социальных услуг.
В-третьих, правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании Федерального закона № 442-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В-четвёртых, социальные услуги могут предоставляться в следующих формах: на дому; в полустационарной форме; в стационарной форме.
В-пятых, получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-бытовые; 2) социально-медицинские; 3) социально-психологические; 4) социально-педагогические; 5) социально-трудовые; 6) социально-правовые; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг; 8) срочные социальные услуги.
Кроме того, виды социальных услуг могут также классифицироваться в зависимости от категории их получателей.
В-шестых, применительно к практике реализации социального обслуживания инвалидов необходимо основываться на ряде дополнительных принципов. Среди них принципы: преемственности; взаимодействия; дифференциации.
В-седьмых, защита материнства и детства в России носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.
Кроме того, в ходе выполнения дипломной работы выявлены некоторые проблемные моменты.
Так, внедрение частноправовых начал в отношения по социальному обслуживанию не сбалансированы, не обеспечены в полной мере мерами публично-правового характера.
Далее, отсутствие каких-либо чётких критериев целей и задач социального обслуживания населения является, на наш взгляд, негативным обстоятельством. Внесение соответствующих дополнений в ФЗ № 442-ФЗ позволило бы определить чёткие критерии государственной политики в области социального обслуживания населения.
Поэтому считаем необходимым дополнить ФЗ № 442-ФЗ статьёй 3.1. следующего содержания:
«Статья 3.1. Цели социального обслуживания.
Целями социального обслуживания являются:
1) содействие обеспечению равных возможностей для всех членов общества, направленное на укрепление социального единства и недопущение социальной изоляции;
2) возможность вести достойную, безопасную и творческую жизнь, в полной мере участвуя при этом в делах общества;
3) оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей;
4) прогнозирование и профилактика возникновения трудных жизненных ситуаций;
5) активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем.»
Кроме того, хотелось бы предложить внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения ЕГИССО и предусмотреть в нём наличие уникального идентификатора получателя социальных услуг.
В этой связи представляется необходимым дополнить п. 4 ст. 6.9. Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» абзацем «а 1» следующего содержания:
«а 1) уникальный идентификатор получателя социальных услуг».
Другая проблема – это отсутствие возможности приобретения узкоспециализированных технических средств реабилитации.
Немаловажно разработать механизмы повышения профессионального уровня специалистов, роста престижности и значимости социального обслуживания семей с детьми в профессиональной и клиентской среде.
Итак, организация социального обслуживания населения в Российской Федерации содержит немало проблемных вопросов, требующих детального изучения.