Калуга,2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Деятельность С.Ю. Витте и его реформы
1.1 Становление политико- экономических принципов мировоззрения С.Ю. Витте
1.2 Реформы С.Ю. Витте в сфере косвенных и прямых налогов
1.3 Денежная реформа С.Ю. Витте и ее результаты
Глава 2. Влияние реформ Витте на индустриализацию страны
2.1 Роль С.Ю. Витте во введении винной монополии
2.2 Железнодорожное хозяйство при С.Ю. Витте. Строительство Транссибирской магистрали
2.3 Деятельность С.Ю. Витте по привлечению иностранного капитала
Глава 3. Общественное мнение об экономических преобразования С.Ю. Витте
3.1 По материалам периодической печати
3.2 В мемурной литературе
Глава 4. Изучение экономических реформ С.Ю. Витте на уроках истории в школе
Заключение
Библиография
Введение
Актуальность темы исследования. Сегодня, когда экономическое положение России находится в сложном состоянии и оставляет желать лучшего, поиск вариантов укрепления финансовой и экономической системы государства, является, безусловно, актуальной задачей.
В решении этой проблемы не стоит отказываться от опыта экономических реформ проводимых в прошлом. Изучение этих реформ, поможет нам избежать многих детских ошибок в настоящем и будущем и позволит выбрать наиболее подходящие механизмы построения эффективной экономической модели нашего общества.
Реиндустриализация, то есть восстановление промышленного потенциала страны, значительно пострадавшего в последние годы перестройки и рыночных реформ 1990-х годов, видится важнейшей задачей внутренней политики современной России. Только возродив свою промышленность на новых инновационных началах, Россия снова сможет считаться великой державой не только по уровню своей милитаризации, но и по важнейшим социально-экономическим показателям. Других, столь же эффективных, в масштабах крупного государства, путей построения экономически эффективной модели, способной обеспечивать устойчивый рост производства и благосостояния граждан и просто их достойное существование, пока не придумано.
Важность модернизации страны и развития именно промышленного производства, в России поняли давно. Окончательно на этот путь вступили после окончания неудачной Крымской войны 1853-1856 гг., которая наглядно продемонстрировала императору и обществу техническую отсталость аграрной России от ведущих европейских стран. Александр II сделал первые шаги по модернизации страны, отменив крепостное право в 1861 году, что, безусловно, способствовало ускорению промышленного роста страны. Однако в России оставалось много препятствий для быстрого построения индустриального общества, а контрреформы Александра III, не способствовали их преодолению. Серьёзнейшим препятствием для скачка в развитии оставался хронический дефицит средств в государственной казне и слабость и нестабильность российского рубля, что тормозило приток инвестиций из-за рубежа. Таким образом, к концу XIX века Российская империя находилась в схожем положении с современной Россией – все осознавали необходимость реформ для перехода на качественно новый уровень развития, но мало кто понимал как этого быстро и эффективно добиться.
Именно в этот сложный момент развития страны, свой путь проведения экономических реформ стал воплощать в жизнь Сергей Юльевич Витте – сначала министр путей сообщения, затем министр финансов и, наконец, Председатель Комитета министров Российской империи в первой половине царствования императора Николая II.
Степень изученности проблемы
Реформы С.Ю. Витте на протяжении уже длительного периода времени приковывают внимание отечественных исследователей.
Можно выделить 3 этапа развития историографии данной проблематики (дореволюционный, советский и современный
Дореволюционный этап : ещё дореволюционные авторы, уже анализировали и давали характеристику программам преобразований С.Ю. Витте. Так М.И. Туган-Барановский, успех реформ С.Ю. Витте он видел в преемственности и унаследовании идей профессора И.Х. Бунге. А П. Струве и другие поощряли его курс индустриального развития страны.
Работа В.Е. Власенко «Денежная реформа в России. 1895-1898»[1], даёт нам понять основные причины начала денежной реформы в стране, её основные этапы и результаты. Характеризуется интенсивностью исследований ученого, развертыванием широкого поля его деятельности в области железнодорожного транспорта (особенно в сфере железнодорожных тарифов по перевозке грузов) и транспортного хозяйства.
Анализ этих работ показал, что в первом десятилетии ХХ в. авторы или необоснованно льстили ему и возносили С.Ю. Витте, или отрицали его положительное влияние на процессы, которые происходили в Российской империи.
Бесспорно, узость источниковой базы и литературных источников не дают основания говорить о полноте освещения деятельности С.Ю. Витте в данном отрезке времени. Более объективными следует считать публикации авторов, которые появились после 1910 г., после того, как С.Ю. Витте был отстранен от власти. В этих публикациях делались попытки проанализировать деятельность Сергея Юльевича на различных государственных постах, его вклад в укрепление могущества Российской империи[2]. И все же, большинство работ имеют биографическую составляющую. Архивные документы в них использовались еще очень слабо.
Научная разработка вопросов состояния и развития исследований научного наследия С.Ю. Витте была заложена известным ученым-железнодорожником, историком железнодорожного дела В.М. Верховским в его работе «Исторический очерк развития ранних отраслей железнодорожного дела и развитие финансово-экономической дела до 1897 гг.» (1901)[3].
В первых двух десятилетиях ХХ в. о С.Ю. Витте писали немногие исследователи его деятельности (мы нашли около 30 литературных источников). Это объясняется тяжелым периодом в жизни Российской империи, обозначенным войнами и разрухами. Вспоминает о научный потенциал С.Ю. Витте инженер И. Рерберг в своей книге «Министерство путей сообщения и железнодорожная дело» (1909)[4]. Краткие сведения о деятельности С.Ю. Витте находим в фундаментальной монографии С.В. Саблера и И.В. Сосновского «Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем» (1903)[5], в книге «Сибирская железная дорога» (1893)[6]. Отдельные аспекты состояния исследований С.Ю. Витте развития Амурской железной дороги освещены в книге Д.И. Суботича «Амурская железная дорога и наша политика на Дальнем Востоке» (1908)[7].
Советский этап:
В советской историографии интерес к реформаторской деятельности С.Ю. Витте повысился, но использование классового подхода в оценке его деятельности страдало субъективностью. Реформаторскую деятельность С.Ю. Витте изучал В.И. Ленин, бывший противником его реформ, особенно в
Деятельность С.Ю.Витте во время его нахождения на посту министра финансов была рассмотрена на заседаниях Вольного экономического общества а также анализировалась в ряде научных работ[8] .
Взаимоотношения С. Ю.Витте с общественностью подробно изучались М.С. Симоновой[9]. Также следует отметить работу А.Н. Боханова, посвященную истории прессы[10] .
В 2000-е гг были опубликованы работы,которые были посвящены издателю газеты-журнала «Гражданин», князю В,П,Мещерскому.В данных работах подробно рассматривается характер взаимоотношений Мещерского с
С.Ю. Витте[11]. Также в поле исследовательского внимания попала деятельность публициста К.Ф. Головина, выступавшего с программой усовершенствования аграрного строя, включавшую в себя критику курса Витте[12] .
Некоторые составляющие восприятия русским обществом политики министерства финансов в 1892–1903 гг. рассматриваются также в биографии Витте, принадлежащей перу С.В. Ильина, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей»[13]
В зарубежной историографии внимание исследователей было сфокусировано на Витте как ярчайшем политическом деятеле конца XIX – начала XX вв., осуществлявшем политику модернизации и индустриализации[14] . Большой интерес к проблеме восприятия общественным мнением политики С.Ю. Витте в своем монографическом исследовании проявил американский историк немецкого происхождения Теодор Х. фон Лауэ . С точки зрения этого автора, Витте был единственным из царских министров, который обладал пониманием значения современного общественного мнения
Современный этап : Для современной историографии также характерен устойчивый интерес экономическим реформам С.Ю. Витте. Что впрочем, легко объясняется потребностью в пересмотре сложившихся при СССР чересчур догматичных и идеологизированных взглядов на историю царской России. Кроме того идеи и результаты практической деятельности С.Ю. Витте в финансово-экономической сфере может быть использован в реформировании современной России.
К 150-летию С.Ю. Витте Б.В. Ананьич и Р.Ш. Ганелин выпустили в свет посвящённую ему монографию: «С.Ю. Витте и его время».[15]
В 2000-е годы вышли работы, посвященные издателю газеты-журнала «Гражданин» князю В.П. Мещерскому, в которых также затрагивается тема взаимоотношений консервативного идеолога и публициста c министром финансов С.Ю. Витте[16]. Также в поле исследовательского внимания попала деятельность публициста К.Ф. Головина, выступавшего с программой усовершенствования аграрного строя, включавшую в себя критику курса Витте21 . Некоторые составляющие восприятия русским обществом политики министерства финансов в 1892–1903 гг. рассматриваются также в биографии Витте, принадлежащей перу С.В. Ильина, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей»[17]
Источниковая база исследования
Весь комплекс использованных в работе источников можно разделить на четыре группы:
1) материалы официального делопроизводства
2) периодическая печать;
3) материалы личного происхождения: автобиография, формулярный список и эпистолярное наследие;
К источникам первой группы относятся доклады министерства финансов о государственной росписи доходов и расходов, которые были опубликованы в первом номере издания «Вестника финансов, промышленности и торговли» .[18]
Кроме того к делопроизводственным документам, относятся и стенографические отчеты заседаний Вольного экономического общества, посвященные обсуждению введения золотого обращения [19]
К источникам второй группы относятся крупнейшие печатные издания в Российской империи того времени : «Биржевые ведомости», «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», »Новое время».
В работе были выбраны несколько периодических печатных издания, для определения степени влияния СМИ на общественное мнение при освещении отдельных аспектов реформы, например, введение золотого рубля. Ими стала газета «Биржевые ведомости», Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости».
Особенно важную роль в рамках данного исследования играют материалы газеты «Биржевые ведомости», т.к автор газеты был знаком с С.Ю,Витте лично,что позволяло получать от него различные привилегии, в обмен на «правильную» подачу реформ публике.
Впрочем среди периодических изданий пользовались популярностью не только те,которые восхваляли деятельность С.Ю.Витте, но и те,что выступали ярыми критиками реформ. К их числу можно отнести издание «Русский труд» С.Ф. Шарапова, активного критика политики Витте.
Для полноты картины необходимо было рассмотреть реакцию на реформы как либеральных, так и консервативных изданий.
К консервативным изданиям относятся следующие газеты и журналы : «Московские ведомости»,»Санкт-Петербургские ведомости» и «Гражданин».
В этих изданиях можно найти важную информацию деятельности С.Ю. Витте. Публикации свидетельствуют, что С.Ю. Витте активно решал проблемы развития железнодорожного транспорта в Российской империи, увязывая эти проблемы с развитием железнодорожного транспорта в мире. Так, Е. В. Тарле характеризовал его как министра, который превосходил «разнообразием своей одаренности, широтой кругозора, умением справляться с трудными задачами, гибкостью своего ума среди современных ему людей власти, кроме Бисмарка»[20].
Также были изучены и материалы либеральной прессы : «Вестник Европы,»,Русские ведомости», «Русское богатство» .Особую важность представляют материалы П.Б.Струве в журнале «Освобождение» т.к за счёт того,что журнал выходил за границей,его авторы могли себе позволить более острую критику реформ по сравнению с другой периодикой,выходящей в России и подверженной в определённой степени цензуре
Кроме того были рассмотрены произведения критиков-публицистов : С.В Шарапов[21],К.Ф.Головин[22],Г.В Бутми [23]
К источникам третьей группы относятся прежде всего воспоминания самого С.Ю.Витте, а также дневники и письма А.С.Суворина,А.В.Богданович,С.Д.Шереметьева и А.Н Куропаткина.[24]
Большое значение имеют воспоминания В.И. Гурко «Черты и силуэты прошлого»[25]. Также ценность представляют воспоминания одного из ближайших сотрудников Витте, В.И. Ковалевского[26] . Также мы обращались к воспоминаниям Н.М. Обнинского[27]
Частная переписка представлена материалами из фонда Витте в РГИА (Ф 1622. С.Ю. Витте) и содержит переписку Витте с А.С. Сувориным, В.П. Мещерским и И.Л. Горемыкиным, а также письма С.Ф. Шарапова В.К. Плеве, князю Михаилу Михайловичу и Т.И. Филиппову, и письмо Т.И. Филиппова И.Л. Горемыкину.
Подводя итог историографическому обзору исследуемой темы, можно сделать вывод о том, что данная проблема привлекала внимание отечественных исследователей. Однако попытки изучения реформ С.Ю. Витте, предпринимаемые в дореволюционный и советский периоды, часто содержали обусловленные политическими пристрастиями различные стереотипы и штампы, Только в последние годы появилась возможность дать объективную оценку роли и значению реформ С.Ю. Витте в деле развитии экономики страны.
Цель работы изучение и анализ экономических реформ С.Ю.Витте
Задачи работы:
- рассмотреть личность реформатора С. Ю. Витте;
- охарактеризовать основные реформы Витте в сфере финансов и налогов;
- проанализировать влияние реформ Витте на индустриализацию страны.
- выявить роль Витте во введении винной монополии
- изучить развитие железнодорожного хозяйства при Витте и выявить его роль в строительстве Сибирской дороги
- рассмотреть оценку экономических реформ С. Ю. Витте в периодических изданиях Российской империи;
- проследить за восприятием экономических преобразований С.Ю. Витте в воспоминаниях современников;
- проанализировать основные исследовательские компетенции при изучении экономических реформ С.Ю. Витте в школе и разработать план урока соответствующей тематики
Объектом исследования является экономика Российской империи конца XIX начала XX века.
Предметом исследования являются реформы С.Ю. Витте.
Структура данной работы состоит из введения, четырёх глав, заключения, библиографии.
Хронологические рамки
Определяются временем пребывания Витте на посту министра финансов России. Витте занял пост 30 августа 1892 г. и вышел в отставку 16 августа 1903 г
Методологические принципы :
В данной работе использовались следущие общенаучные методы : синтес,сравнение,описание и анализ. Для того чтобы выявить и использовать максимально возможное количество источников следует обратиться к эвристике, в т.ч архивной,позволяющей находить нужные данные для работы.
В работе широко используется метод «развёрнутого комментария», к ряду воспоминаний, который применяется к сложным источникам ,как И.И.Колышко[28] и самого С.Ю.Витте[29]
Для получения более достоверных данных сведения по мемуарной литературе были сопоставлены с документами личного происхождения,главным образом с периодической печатью,дневниками и личной перепиской.
Также широко используется статистический анализ.Он помогает в исследовании при работе с периодической печатью, для для подсчета количества публикаций и выявления наиболее значимых для общественного мнения событий, связанных с именем С.Ю.Витте.
Кроме того, используются методы, характерные для изучения репрезентации власти. Для настоящего исследования общественного мнения в кризисный период российской истории представляется наиболее плодотворным подход Б.И. Колоницкого . Следует учитывать, однако, что министр, в отличие от царя, не был сакральной фигурой: если в отношении императора нередко существовала фигура умолчания, то в отношении бюрократа была возможна большая откровенность.
[1]В. Е. Власенко Денежная реформа в России. 1895-1898 гг. / В. Е. Власенко. -, 1949. - 219 с. // Режим доступа http://laccolite.ru/book/56974.html
[2] Туган-Барановский М.И. Витте и Бунге как министры финансов. Северные записки. 1915. № 3. С. 146–153.; Ковалевский М.М. Граф С.Ю. Витте. Биржевые ведомости. 1915. 1 марта.
[3] Верховский В.М. Краткий исторический очерк начала и распростроанения железных дорог в России по 1897 г. включительно. Санкт-Петербург. 1898. Т. 1. 591+ 59 с.; Верховский В.М. Исторический очерк ранних отраслей железнодорожного дела и развития финансово-экономической стороны железных дорог в России по 1897 г. включительно. Санкт-Петербург, 1901. Т. 2. 93 + 53 с.
[4] Рерберг И. Министерство путей сообщения и железнодорожное дело. Санкт-Петербург, 1909. 87 с.
[5] Саблер С.В., И.В. Сосновский. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем: Ист. очерк: К 10-летию Комитета Сибирской ж.д. (1893–1903). Санкт-Петербург: Гос. тип., 1903. 451 с.
[6] Сибирская железная дорога. Санкт-Петербург, 1893. 439 с.
[7] Суботич Д.И. Амурская железная дорога и наша политика на Дальнем Востоке. Санкт-Петербург: Т-во Худож. печати, 1908. 32 с.
[8] Гриценко Н.Ф. Вольное экономическое общество и общественная жизнь России конца XIX в.: Дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук. – М., 1986.
[9] Симонова М.С. Кризис аграрной политики царизма накануне первой российской революции. – М., 1987; Симонова М.С. Политика царизма в крестьянском вопросе накануне революции 1905–1907 г. // Исторические записки. Т. 75 – М., 1965; Симонова М.С.. Проблема оскудения центра и ее роль в формировании аграрной политики самодержавия в 90-х годах XIX – начале XX в. // Проблемы социально-экономической истории России. – М., 1971
[10] Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX–1914. – М., 1984.
[11] Черникова Н.В. Князь Владимир Петрович Мещерский (к портрету русского консерватора) // Отечественная история. – 2001. – № 4; Карцов А.С. Русский консерватизм второй половины XIX – начала XX (В.П. Мещерский). – СПб., 2004; Дронов И.Е. В.П. Мещерский. Гражданин консерватор. // Князь В.П. Мещерский. Гражданин консерватор. – М., 2005.
[12] Антонцева В.А. Аграрная программа К.Ф. Головина в контексте консервативной мысли России рубежа XIX-XX вв.: Дисс. … канд. ист. наук. – Тверь, 2005.
[13] Ильин С.В. Витте. (Жизнь замечательных людей: Серия биографий. Вып. 995). М., 2006.
[14] Дмитриев А. С.Ю. Витте // Наука Урала (Свердловск). – 1990 – № 10; Ефимкин А.П. Урок Витте [О деятельности министра финансов России С.Ю. Витте] // Деньги и кредит. – 1991. – № 8; Петишкина С. Денежная реформа графа Витте // Деловые люди. – 1993. – №5; Сироткин В.Г. Граф Витте – цивилизованный индустриализатор страны // Свободная мысль. – 1992. – № 18.
[15] Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. С.Ю.Витте и его время.СПб.: 2000 - 430 с
[16] Черникова Н.В. Князь Владимир Петрович Мещерский (к портрету русского консерватора) // Отечественная история. – 2001. – № 4; Карцов А.С. Русский консерватизм второй половины XIX – начала XX (В.П. Мещерский). – СПб., 2004; Дронов И.Е. В.П. Мещерский. Гражданин консерватор. // Князь В.П. Мещерский. Гражданин консерватор. – М., 2005.
[17] Ильин С.В. Витте. (Жизнь замечательных людей: Серия биографий. Вып. 995). М., 2006.
[18] Вестник финансов, промышленности и торговли – 1893. – № 1; 1897. – №1, 1899. – № 1
[19] Реформа денежного обращения в России. Доклады и прения в III Отделении Императорского Вольнаго Экономического Общества. Стенографический отчет . – СПб., 1896
[20] Тарле Е.В. Граф С.Ю. Витте. Опыт характеристики внешней политики. Москва: Книжные новинки, 1927. 92 с.
[21] Шарапов С.Ф. Бумажный рубль (его теория и практика). – СПб., 1895; Шарапов С.Ф. Две записки С. Шарапова о русских финансах, поданные в феврале 1900 г. новому государственному контролеру П.Л. Лобко. – Берлин, 1901; Шарапов С.Ф. По русски. Из последних статей С. Шарапова. – М., 1900; Шарапов С.Ф. Самодержавие и самоуправление. - М., 1903; Шарапов С.Ф. Старое и новое. – М., 1900
[22] Головин К.Ф. Наша финансовая политика и задачи будущего. 1887–1898. – СПб., 1899
[23] Бутми Г.В. Золотой монометаллизм и его значение для России. Доклад Г.В. Бутми в Чрезвычайном общем собрании Императорского Вольного Экономического Общества 28 марта 1897 г. – СПб., 1897.
[24] Богданович А.В., Три последних самодержца. – М., 1990; Суворин А.С. Дневник. – М., 1992. Куропаткин А.Н. Дневник. – М., 1923; Дневниковые записи С.Д. Шереметьева о С.Ю. Витте // Отечественная история. – 1998. – № 2; Витте С.Ю. Воспоминания. Т. 1-3. – М., 1960.
[25] Гурко В.И. Черты и силуэты прошлого. – М., 2000.
[26] Ковалевский В.И. Из воспоминаний о графе Сергее Юльевиче Витте // Русское прошлое. Историко- документальный альманах. – 1991. – № 2.
[27] Обнинский В.П. Последний самодержец. – М., 1992
[28] Колышко И.И. Великий распад: Воспоминания / Сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. И.В. Лукоянова. СПб., 2009
[29] Из архива С.Ю. Витте: Воспоминания. В 3 Т. СПб., 2003