Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Экономическое развитие региона на примере Калининградской области

В наличии
50 руб. 500 руб.
Экономия: 450 руб. (-90%)

Скачать уникальную курсовую за 50 руб Экономическое развитие региона на примере Калининградской области

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................3

1. Теоретические основы экономического развития региона.................................................................................................................................5

1.1 Социально-экономическое развитие региона и его оценка.........................................................................................................................................5

1.2 Формирование стратегии экономического развития региона.........................................................................................................................................8

1.3 Влияние стратегии экономического развития на экономическую безопасность региона.........................................................................................................................................10

2.Анализ экономического развития Калининградской области.........................................................................................................................................13

2.1 Анализ обобщающих показателей экономического развития Калининградской области.........................................................................................................................................13

2.2 Динамика индикаторов экономического развития Калининградской области.........................................................................................................................................16

2.3 Кросс-кластерная модель как перспективное направление социально-экономического развития Калининградской области и обеспечения экономической безопасности.........................................................................................................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................................................34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................................................................................................................36

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы заключается в том, что глобализация затрагивает все аспекты современной жизни и продолжает выступать ключевым фактором развития мировой экономики. Одним из негативных последствий глобализации явилось то, что критически увеличилось социальное неравенство населения планеты. Продолжает усиливаться дифференциация в доходах бедных и богатых. Агенты мировой глобализации во многом дистанцировались от решения проблем развивающихся и слаборазвитых стран. Антикризисные меры с серьезным финансовым обеспечением оказались под силу только промышленно развитым государствам, прежде всего странам Запада. Другие территории фактически являются донорами их развития и порой поставлены на грань выживания. Ускоренные темпы глобализационных процессов последних десятилетий, с одной стороны и введение беспрецедентного количества санкционных мер, направленных на изоляцию России в мировой экономической системе, с другой стороны, определяют необходимость совершенствования процессов экономического развития нашей страны. При этом, экономическое развитие государства напрямую зависит от развития регионов, его образующих, поэтому приоритетным направлением политики Российской Федерации является повышение экономического уровня регионального развития.

Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов экономического развития региона на примере Калининградской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Дать понятие социально-экономического развития региона и его оценки;

Охарактеризовать формирование стратегии экономического развития региона;

Изучить влияние стратегии экономического развития на экономическую безопасность региона;

Провести анализ обобщающих показателей экономического развития Калининградской области;

Показать динамику индикаторов экономического развития Калининградской области;

Предложить стратегию экономического развития региона с помощью клосс-кластерной модели.

Объект исследования – Калининградская область.

Предмет исследования – стратегия экономического развития Калининградской области.

Работа состоит из введения, двух глав, представленных шестью параграфами, заключения, библиографического списка.

1. Теоретические основы экономического развития региона

1.1 Социально-экономическое развитие региона и его оценка

В словаре Ожегова приводится определение дефиниции «развитие», как «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Исходя из данного определения категорию развития в контексте нашего исследования можно рассматривать как определенный процесс изменений, в основе которого лежит цель достижение более высокого уровня результирующих показателей. В свою очередь, экономическое развитие можно рассматривать как процесс изменения качественных и количественных характеристик в экономике, включая науку, образование, культуру, результатом которого становится улучшение уровня и качества жизни населения. Социальное развитие представляет собой процесс позитивных качественных и количественных изменений в социальной сфере, приводящий также к росту уровня жизни населения. Таким образом, под социально-экономическим развитием необходимо понимать поступательный переход социально- экономической системы территории от менее эффективного функционирования к более эффективному, что, в целом, должно находить отражение в росте потенциала территории.

Социально-экономическое развитие не может осуществляться стихийно. Субъектами управления социально-экономическим развитием выступают органы управления региональной системой.

Объект управления социально-экономическим развитием региона – это непосредственно развитие, выраженное определенными социально- экономическими результатами.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов населения, улучшение качества образования и здравоохранения, снижение уровня бедности, улучшение экологической ситуации.

Ключевые функции управления социально-экономическим развитием можно охарактеризовать следующим образом:

аналитическая функция заключается в оценке уровня социально- экономического развития региона в различные периоды времени с целью определения проблемных областей в социально-экономическом развитии и экологическом равновесии, в отношении которых требуются корректирующие мероприятия;

функция планирования заключается разработке плановых мероприятий тактического и стратегического характера, а также программ развития экономической и социальной сферах, а также в вопросах экологии региона;

суть организационной функции заключается в упорядочивании взаимосвязей между субъектами и объектами механизма устойчивого развития, а также распределении ресурсов, направленных на достижение показателей устойчивого развития региона;

функция координации заключается в обеспечении доступа всех заинтересованных участников механизма устойчивого развития региона к информационным ресурсам данного механизма посредством разработки концепций и стратегий развития, социально-экономических программ и паспортов региона и т.д.;

функция контроля лежит в плоскости оценки и мониторинга эффективности функционирования механизма устойчивого развития региона с целью оказания регулирующего воздействия для достижения необходимых результатов;

корректирующая функция заключается в разработке и внесении необходимых изменений в функционирование механизма устойчивого развития региона, а также проведении необходимых в этом случае процедур согласования между всеми заинтересованными участниками процесса1.

Эффективная система управления социально-экономическим развитием региона должна соответствовать следующим критериям: определенности в достижении запланированных результатов; достаточности силы воздействия на процессы социально-экономического развития; эффективности, что означает соизмеримости затрат и результатов; мотивированности на основе социально- психологических принципов; простоты понимания различных пользователей информации; эмпиричности; адаптивности; долгосрочности (стратегическая направленность).

Сегодня существует огромное множество методик оценки социально- экономического развития регионов. Так, по мнению Карташова К.А. и Прудниковой М.В., существует три основных подхода к оценке социально- экономического развития регионов (рис. 1).

Рисунок 1 - Подходы к оценке социально- экономического развития регионов

Для комплексной оценки социально-экономического развития региона предлагается анализировать индикаторы, по подсистемам:

1. экономическая подсистема, которая включает в себя основные показатели, характеризующие масштаб развития экономики региона, эффективность использования основных фондов на территории субъекта федерации и трудовых ресурсов;

2. социальная подсистема, включающая основные показатели, характеризующие текущую демографическую ситуацию в регионе, а также оценивающие уровень и качество жизни населения.

1.2 Формирование стратегии экономического развития региона

Стратегия социально-экономического развития регионов — это систематизированный ряд действий, необходимых для достижения конечной цели на определенном этапе социально-экономического развития государства, в условиях рационализации вложений и ограниченности ресурсообеспеченности некоторых регионов. В стратегии необходимо определять приоритетные инвестиционные проекты, экологические мероприятия, социальные программы, которые имеют наибольшее воздействие на развитие региона. Стратегия социально-экономического развития определяет расходование целевых средств и получение субсидий, а также финансирования различных мероприятий и объектов из вышестоящих бюджетов и напрямую зависит от политической ориентации государства. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией.

Социально- экономическое развитие региона — главная задача органов управления региона, особенно во время не стабильной экономики и кризиса.

Тенденции экономического развития современного общества говорят о том, что нематериальное производство является преимущественной сферой занятости, преимущественным направлением инвестиций и основополагающим фактором процветания современного общества. Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития. Нарастающая динамика экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, быстрое изменением конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, необходимость обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе, все это обуславливает возрастание роли стратегического планирования на макро и микроуровнях социально-экономической системы. Стратегическое планирование – термин, пришедший к нам из практики планирования зарубежных фирм. Стратегическое планирование имеет ряд характерных черт:

- ориентация на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- направленность на решение ключевых задач, от которых зависит выживание системы и ее социально-экономический прогресс;

- соотношение целей с объемом ресурсов, необходимых для их достижения, причем как личных, так и тех, которые будут созданы в планируемой перспективе;

- учет воздействия внешних факторов, позитивного или негативного, и разработка мероприятий по ликвидации или уменьшению негативных аспектов, либо эффективному использованию позитивных сторон для успешного решения стратегических задач планируемой системы;

- возможность предвидения изменений внешней и внутренней среды и приспособления к ним. Образно говоря, стратегическое планирование служит расширению горизонтов предвидения и создает возможность своевременной реакции региона на изменения, происходящие во внешней среде.

Формирование эффективной региональной политики одна из сложнейших проблем экономики и ее развития. Процесс равномерного развития регионов в России осуществляется сегодня посредством перераспределения денежных средств федеральными органами между субъектами РФ. Однако без учета территориальных факторов – это воздействие не всегда бывает позитивным. Власть в рамках управления социально-экономическим развитием региона использует различный инструментарий осуществления своей политики, это и различные программы, стратегии, конкретные действия и одноразовые программы. Соответственно существует и система критериев и показателей оценки развития региона и осуществления региональной политики. В России например, движение денежного потока отражается в таком показателе, как валовой внутренний продукт. Он же является и основным показателем всей экономической деятельности государства.

Таким образом можно сделать вывод о том, что стратегия социально- экономического развития дает возможность определить общие и секторальные ориентиры внутреннего развития региона, учесть и «применить» интересы и стратегические планы отдельных хозяйствующих субъектов, точно взвесить и задействовать ресурсный, инфраструктурный и геокономический потенциал, получив таким образом синергетический эффект для развития региона на длительный период времени.

1.3 Влияние стратегии экономического развития на экономическую безопасность региона

Изучение поставленного вопроса необходимо начинать с терминологии. Для этого, рассмотрим два ключевых словосочетания:

1) Экономическая безопасность региона;

2) Стратегия экономического развития.

Под экономической безопасностью региона понимается такое состояние экономики и институтов государственной власти, при котором обеспечиваются стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики территории, создается потенциал, обеспечивающий конкурентоспособность региональной экономики, гарантированную защиту экономических интересов региона и населения, проживающего в нем, от внутренних и внешних деструктивных воздействий2.

Стратегия экономического развития - это совокупность главных целей и основных средств их достижения. С точки зрения региональной экономики, стратегия экономического развития регионов рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития3.

Таким образом, стратегия экономического развития региона является более узким понятием, чем экономическая безопасность региона. Более того, стратегия экономического развития региона, является определенным инструментом экономической безопасности региона, так как именно стратегия экономического региона определяет системы приоритетов и обеспечивает согласованность действий всех органов управления, населения, предприятий, коммерческих и общественных организаций, действующих на территории конкретного региона. Отметим, что эти задачи решаются в непосредственном процессе разработки, обсуждения и реализации стратегии экономического развития региона.

Также стоит отметить, что в большинстве случаев, разрабатывают стратегию социально-экономического развития. Кроме того, стратегия социально-экономического развития региона, прописана на законодательном уровне, в частности, в Федеральном законе от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (стать 32)4. В данном случае, стратегия социально-экономического развития, является шире типичной стратегии экономического развития, так как включает в себя не только экономические показатели и индикаторы, но и социальные. Кроме того, необходимо отметить, что довольно редко разрабатывается стратегия только экономического развития, в большинстве случаев – формируют комплексную стратегия, которой и является стратегия социально-экономического развития.

С нормативно-правовой точки зрения, экономическая безопасность региона, рассматривается не только в ФЗ N 172-ФЗ, но и в Федеральном законе «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ5, в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»6.

Со структурной точки зрения, формирование системы экономической безопасности региона включает следующие семь блоков7:

1) концепция экономической безопасности;

2) региональные интересы в сфере экономики;

3) показатели экономической безопасности;

4) пороговые значения экономической безопасности;

5) угрозы в сфере экономики региона;

6) организация экономической безопасности;

7) правовое и организационное обеспечение экономической безопасности.

Таким образом, структурно, система экономической безопасности региона состоит из преимущественно экономических индикаторов и показателей, которые, в свою очередь наиболее комплексно отражаются в стратегии экономического развития региона. Следовательно, мы можем сделать вывод, что изучаемые понятия довольно тесно коррелируют между собой. Ранее было отмечено, что экономическая безопасность – это более широкое понятие, соответственно, стратегия экономического развития, по нашему мнению, является основой для определения целей и задач экономической безопасности региона.

2.Анализ экономического развития Калининградской области

2.1 Анализ обобщающих показателей экономического развития Калининградской области

Калининградская область - самая западная и наименьшая по площади (15 125 км) область России. Входит в состав Северо-Западного федерального округа. Административный центр - Калининград. Граничит с Европейским союзом: с Польшей на юге, с Литвой на севере и востоке. На западе Калининградская область омывается водами Балтийского моря

Таблица 1 - Основные экономические и социальные показатели за 2019-2022 год (млн. рублей)

Показатель

Абсолютные данные

В % к соответствующему периоду 2022

2019

2020

2021

2022

2021
в % к 2022

Индекс промышленного производства

х

х

100,8

90,7

102,5

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по видам деятельности):

добыча полезных ископаемых

1053,6

13213,6

12352,8

55,1

84,0

обрабатывающие производства

12733,1

149019,0

84454,7

136,5

140,6

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1812,5

15726,3

12145,4

109,6

120,0

Инвестиции в основной капитал
(без налога на добавленную стоимость; за январь-сентябрь)

х

36202,7

х

х

149,8

Объем работ, выполненных по виду деятельности “строительство”

2421,0

25618,0

41454,3

124,4

96,1

Продукция сельского хозяйства

х

16826,1

х

х

119,8

Ввод в действие жилых домов,
тыс. кв. м

107,6

606,6

6945,7

105,7

106,2

Оборот розничной торговли

8344,8

85008,8

10745,4

96,9

115,1

Оборот общественного питания

490,9

4513,5

14155,3

77,1

100,1

Объем платных услуг населению

2515,7

25470,1

102545,7

95,7

107,2

Индекс потребительских цен, %

100,5

х

108,0

115,2

115,1

Индекс цен производителей промышленных товаров

99,

х

120,5

98,0

109,0

Численность официально зарегистрированных безработных (на конец отчетного периода),
тыс. человек

15,5

х

182,0

89,2

х

Реальные располагаемые денежные доходы населения
(за ноябрь, январь-ноябрь)

х

х

108,4

87,1

98,0

Средняя численность работников, включая предприятия малого предпринимательства (за ноябрь, январь-ноябрь), тыс. человек

326,6

331,3

95,1

106,1

109,1

Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, включая предприятия малого предпринимательства
(за ноябрь, январь-ноябрь):

номинальная, рублей

16729,9

15927,6

106,1

116,2

124,1

реальная

х

х

98,1

100,1

107,9

Динамика социально-экономических показателей жизни региона в 2022 году характеризовалась замедлением падения реальных располагаемых доходов населения и снижением цен относительно 2021 года, особенно по группе продовольственных товаров. Вследствие этого наметился рост оборота розничной торговли.

В течение кризисного года продолжали снижаться основные экономические показатели. Валовой региональный продукт за год снизился на 10%. Индекс промышленного производства по итогам года составил 89,5% к уровню 2021 года, что соответствовало среднероссийскому уровню (89,2%). Основной «вклад» в снижение объемов производства внесли автомобилестроение, производство электронного оборудования и целлюлозно-бумажное производство.

Ощутимо сказался на удержании позиций региональной экономики рост в сельскохозяйственной отрасли. Выпуск продукции всеми сельхозпроизводителями (сельхозорганизации, хозяйства населения, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели) в 2022 году, по предварительным расчетам, составил 16,8 млрд руб., что на 12,9% превышает объемы с/х производства в 2021 году. В том числе, животноводческий комплекс увеличил объемы выпуска продукции на 14,2%. В 2022 году в структуре сельскохозяйственного производства на долю сельскохозяйственных организаций приходилось 45,2%.

За рассматриваемый период в Калининградской области рост индекса потребительских цен на товары и услуги в целом был одним из самых высоких в округе. Среднедушевые денежные доходы населения в Калининградской области в ноябре 2022 года составили 16676,0 руб., и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросли на 11,9%. В Северо-Западном федеральном округе - 19308,1 руб. и увеличение составило 7,5%

Реальные денежные доходы населения области за январь-ноябрь 2022 года к соответствующему периоду предыдущего года выросли на 0,6%, в целом по Северо-Западному федеральному округу это увеличение составило 5,1%.

Уровень безработицы в Калининградской области (в % от численности экономически активного населения) в среднем за 2022 год составил 10,6%. Это самый высокий показатель в Северо - Западном федеральном округе, где среднее значение составляет 6,2%.

В декабре 2022 года средний коэффициент напряженности рабочей силы на рынке труда Калининградской области (соотношение численности незанятых граждан трудоспособного возраста в расчете на 1 заявленную вакансию) составлял 2, тогда как по Северо-Западному Федеральному округу -1,2.

В отдельных районах Калининградской области коэффициент напряженности рабочей силы многократно превышает среднеобластной и достигает 76,3 (в Озерском муниципальном районе). Уровень безработицы (в % от общей численности экономически активного населения) снижается, но очень незначительно: с 10,9% в 2013 году до 10,6% в 2022 году. В области еще остается более пятидесяти тысяч человек занятых поиском работы. Слабый рынок труда в Калининградской области является сдерживающим фактором экономического роста и представляет угрозу процессу устойчивого восстановления и стабильности посткризисного социально-экономического развития. После того, как антикризисные меры помогли правительству сдержать рост безработицы, теперь необходимо переориентироваться на долгосрочные программы развития рынка труда. По-новому систематизировать работу по созданию высококвалифицированных рабочих мест, необходимых для появления в области современной, инновационной и модернизированной экономики.

2.2 Динамика индикаторов экономического развития Калининградской области

В Калининградской области крайне высока доля теневого бизнеса (янтарь и лов рыбы), а создание особой экономической зоны не улучшило ситуацию. Полученные налоговые и таможенные льготы используются для ввоза уже готовой продукции - автомобилей, электроники. А из собственного производства в области значительное распространение получили «нижние этажи» производства (так называемая отверточная сборка) с низким уровнем требований к квалификации работников и низкой оплатой труда.

Развитие экономики Калининградской области в целом и промышленности в частности осуществляется неравномерно. Экономический рост и увеличение объема производства в одних отраслях сочетается с падением и стагнацией в других, что свидетельствует о дифференциации условий и перспектив развития отдельных видов деятельности. Рост промышленности, главным образом обрабатывающих производств, в значительной степени является восстановительным и осуществляется за счет компенсации спада в предыдущем периоде.

Таблица 2 - Динамика индикаторов экономического развития Калининградской области 2016-2022 гг.

В Калининградской области в 2022 г. наиболее часто уровень среднедушевого дохода составлял 16228,07 руб. 50% населения имела среднедушевой доход ниже 12240 руб., остальная часть - выше. Нижний дециль равен 5605,77, а верхний дециль - 33100. Следовательно, максимальный доход для 10 % населения Российской Федерации составляет 5605,77 руб., а минимальный доход для 10 % населения с высокими доходами равен 33100 руб. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения показывает, что минимальный доход 10 % наиболее обеспеченного населения в Калининградской области в 5,9 раза превышает максимальный доход 10 % наименее обеспеченного населения. Коэффициент фондов равен 22, т.е. разница между 10% самого обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения составила 22 раза.

Потребление продуктов населением в Калининградской области в 2022 году возросло в 1,99 раза, по сравнению с 2021 годом, в том числе за счёт изменения цен, которые возросли в 1,65 раза и за счет увеличения физического объема продукции в 1,21 раза. Объем потребления продуктов питания возрос на 14745,59 руб., в т.ч. за счет роста цен на 11628,35руб. и за счет роста физического объема потребления на 3117,24 руб.

2.3 Кросс-кластерная модель как перспективное направление социально-экономического развития Калининградской области и обеспечения экономической безопасности

В настоящий момент на территории Калининградской области функционируют и формируются в соответствии со стратегией социально-экономического развития кластеры в сфере туризма, биомедицинский, янтарной, судостроительной промышленности, а также «Международный кластер информационных технологий Северо-Запад». Рассмотрим возможность взаимодействия двух кластеров, функционирующих в несвязанных отраслях, на примере межкластерного проекта, построенного по принципу кросс-кластерной модели, объединяющего возможности формирующихся на территории Калининградской области туристского и биомедицинского кластеров, реализация которого окажет положительное влияние как на развитие самих кластеров, так и на экономику региона в целом.

Выбор именно этих кластеров обоснован тем фактом, что развитие сферы туризма и биомедицины является одним из базовых приоритетов экономики Калининградской области. Это нашло свое отражение в стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу8.

Следует отметить, что деятельность биомедицинского кластера затрагивает достаточно большое количество направлений, одним из них является здравоохранение, в рамках которого рассмотрим деятельность санаторно-курортных организаций.

Учтем тот факт, что санаторно-курортные организации страны в настоящее время оказались в сложной двойственной ситуации, связанной с неопределенностью их статуса. С одной стороны, это организации, оказывающие медицинские услуги, которые лицензируются, с другой стороны, их деятельность оценивается в соответствии со статистической категорией «Розничная торговля, услуги населению, туризм», непосредственно в разделе «Туризм».

Ориентируясь на подход к оценке уровня связей между отраслями на основе применения структуры стандартизированных классификаций видов экономической деятельности, автор считает, что санаторно-курортная деятельность (ОКВЭД 86.90.4) относится к категории «Здравоохранение» (ОКВЭД 86) в отличие от деятельности туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (ОКВЭД 79).

Проанализируем деятельность в сфере здравоохранения и туризма в Калининградской области поквартально за период 2019–2021 гг. с целью выявления потенциальных возможностей их взаимодействия и формирования на этой основе такого направления, как медицинский туризм.

В курортной зоне морского побережья расположены 16 санаторно-курортных учреждений, в том числе 7 федеральных, 3 государственных областных, 3 ведомственных и 3 частных.

Санаторно-курортный отдых и оздоровление пользуется популярностью у туристов, посещающих Калининградскую область.

Ориентируясь на тот факт, что кластер является отраслевым комплексом, функционирующим на определенной территории, его экономическую деятельность возможно рассматривать через призму отраслевых статистических показателей в регионе.

Проведенный анализ указывает на изменение основных показателей, характеризующих деятельность санаторно-курортных организаций в Калининградской области в течение всего анализируемого периода. И это связано не только с уменьшением санаторно-курортных организаций, принимающих пациентов на лечение (с 16 до 9 единиц с последующим восстановлением данного показателя в третьем квартале 2022 года), что естественно повлекло за собой изменение такого показателя, как численность размещенных лиц (сокращение в 2020 году по сравнению с 2019 годом составило 31,6%).

Однако за весь анализируемый период произошло сокращение и других показателей, не связанных с закрытием санаториев на ремонт, как указано выше.

Анализируя такие показатели, как число ночевок и численность размещенных лиц, можно сделать вывод о том, что положительные изменения в 2021 г. по отношению к допандемийному 2019 г. имеют тенденцию к росту, но разными темпами, что объясняется снижением покупательской способности населения и ростом цен на услуги сана- ториев Калининградской области (лидирует по уровню цен в СЗФО), вынуждающих отдыхающих останавливаться в санатории на меньший срок пребывания – длительность пребывания в санаториях в 2021 г. по отношению к 2019 г. на срок 15–18 ночевок сократилась на 11,6% (с 52,93% до 41, 33%), но продолжительность пребывания с 8–14 ночевок за анализируемый период увеличилась на 5,09% (с 35,09% до 40,18%).

Рост цен на санаторно-курортные услуги Калининградской области составляет в среднем 19% ежегодно, это обусловлено увеличением затрат на данный вид услуг и инфляционными процессами.

Показатель загруженности номерного фонда также показывает отрицательные значения в 2020 г., 2021 г. и 1 квартале 2022 г. по отношению к 2019 г. (-30,64%, -10,15% и -10,59% соответственно), положительная динамика наблюдается только во 2 квартале 2022 г. (+ 4,49%).

Очевидными причинами такого негативного изменения показателей являются: массовое распространение новой коронавирусной инфекции, что вынудило Правительство РФ временно ограничить деятельность санаториев в 2020 г.; опасение людей, проживающих в других регионах РФ, посетить Калининградскую область вследствие закрытия воздушного пространства странами Балтии над своей территорией в феврале 2022 г.

Анализируя такие показатели, как загрузка номерного фонда, продолжительность пребывания, численность размещенных лиц, средние потребительские цены на услуги санаторно-курортных организаций, поквартально за период с 2019 по 2021 г., можно выявить ярко выраженный сезонный спрос. Наименьшая загрузка приходится на первый квартал (мертвый сезон), в течение которого можно наблюдать относительно неблагоприятные погодные условия, вынуждающие отдыхающих переносить свой отдых на другие сезоны. Соответственно, в 1 квартале происходит снижение цен на санаторно-курортные услуги, вызванное сокращением спроса в данный период. В течение второго квартала (высокий сезон) происходит постепенное повышение активности клиентов. Третий квартал, так называемый сезон пик, характеризуется наиболее комфортными условиями пребывания, что привлекает максимальное количество клиентов, и соответственно, устанавливаются наиболее высокие цены на путевку. В течение четвертого квартала (низкий сезон) происходит уменьшение потока отдыхающих, и именно поэтому цена на лечение и отдых существенно снижена. Сезонный спрос негативно влияет и на доходы санаторно-курортных организаций, так как недозагрузка номерного фонда влечет за собой снижение данного показателя.

Сезонные колебания спроса на санаторно-курортные услуги оказывают негативное влияние как на национальную, так и региональную экономику. Они приводят к вынужденным простоям материально-технической базы, порождают проблемы социального плана. Сезонность является причиной неравномерного распределения рабочего времени. Это значит, что в высокий сезон и сезон пик обслуживающий персонал имеет много сверхурочной работы. В то же время для межсезонья характерна недостаточная загруженность. В качестве мер сглаживания сезонных колебаний курортными организациями используется в основном манипулирование ценой (повышение во 2 и 3 квартале и снижение в 1 и 4).

Подводя итоги вышесказанному, отметим, что увеличение налоговой нагрузки, падение доходов населения, ограничительные меры Роспотребнадзора, вызванные ростом требований к оснащению, соблюдению пожарной безопасности, энергобезопасности и т. д., не позволили достичь отрасли экономических показателей 2019 года. Проанализируем деятельность туристского кластера в Калининградской области.

Развитие сферы туризма – один из базовых приоритетов новой модели экономики Калининградской области. Стратегия развития сферы туризма Калининградской области, разработанная на период до 2030 года, направлена на повышение эффективности и конкурентоспособности областной экономики на основе развития индустрии туризма.

Несмотря на тот факт, что пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, а затем изменение политической ситуации оказали серьезное негативное воздействие на все отрасли экономики, включая и туристскую, благодаря поддержке Правительства Российской Федерации процесс переформатирования туристских предпочтений для граждан страны произошел достаточно быстро. Калининградская область в настоящий момент рассматривается как один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации с точки зрения развития внутреннего туризма. Благоприятные и разнообразные природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, большое число объектов историко-культурного наследия – существенный фактор конкурентоспособности территории в макрорегионе Балтики.

По данным «СберИндекс», в 2020 г. Калининградская область вошла в топ-10 регионов по росту числа туристов в летний сезон, продемонстрировав в 2020 г. прирост туристского потока на 59%, заняв, таким образом, вторую строчку в данном рейтинге. Стоит отметить, что в 2020 г. Калининградскую область посетили почти 1 млн 200 тыс. туристов.

Благодаря большому количеству объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также объектов, находящихся под охраной федерального, областного и местного уровня (всего 1660 объектов), в регионе складываются прекрасные условия для равития таких видов туризма, как культурно-познавательный, сельский, экологический, событийный и т.д. Достаточно сказать, что на сегодняшний день в регионе 19 средневековых замков, 63 фортификационных сооружения, более 100 музеев, 66 особоохраняемых природных территорий, из них 52 памятника природы, а также нациоальный парк «Куршская коса», природный объект, играющий одну из главных ролей в туристской привлекательности региона и включенный в 2000 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В ноябре 2020 года между Министерством по культуре и туризму Калининградской области, Фондом «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области» и автономной некоммерческой организацией Калининградской области «Туристский информационный центр Калининградской области» подписано трехстороннее соглашение о создании туристического кластера Калининградской области. К участию в деятельности кластера привлечены МСП, которые включают туристические организации, объекты размещения и питания, производства сувенирной продукции и прочие услуги. По данным национального туристического рейтинга, Калининградская область занимает 6-е место среди самых привлекательных для туризма регионов России, а город Калининград – 7-е место в топ-10 популярных городов России для путешествий.

Рассмотрим показатели, характеризующие деятельность туристского кластера в Калининградской области за период с 2019 г. по первое полугодие 2022 г., на основе данных регистрации гостей в коллективных местах размещения, что является общепринятой методикой для подобного анализа.

За период 2019–2021 гг. общее количество средств размещения (включая гостиницы, мини-отели, гостевые дома и хостелы), расположенных в г. Калининграде и ближайшем окружении, постоянно увеличивалось (в 2019 г. – 218 единиц, в 2020 г.– 221, в 2021 г. – 251), что естественно привело к увеличению суммарного номерного фонда по сравнению с 2019 годом (в 2020 г. – на 62 номера, в 2021 г. – на 595 номеров), который составил 6079 номеров различной категории. Общая вместимость номерного фонда в 2020 и 2021 гг. увеличилась на 1067 и 1276 мест соответственно и составила 13 503 и 13 712 мест, что указывает на увеличение количества туристов, для размещения которых вводятся в строй новые объекты размещения и увеличивается суммарный номерной фонд.

По данным Калининградстата, несмотря на вводившиеся коронавирусные ограничения, в 2021 г. в регионе впервые было зафиксировано рекордное количество гостей в отелях – 748 121 чел. по сравнению с 586 958 чел. в 2019 г., что на 27,45% больше, с более чем 2 млн ночевок в гостиницах и подобных средствах размещения, из которых 98,4% – это граждане России. До этого рекордом были 1,265 млн ночевок – в 2020-м, первом коронавирусном году. Бизнес увидел для себя возможности туристического потенциала Калининградской области, и общее количество средств размещения стало увеличиватьс.

2021 год стал рекордным по числу принятых туристов. Темп роста показателя «Численность размещенных лиц» по сравнению с 2019 годом составил 127,45%, что связано в первую очередь с закрытием границ и переориентированием туристского потока с внешнего на внутренний туризм с помощью ряда стимулов, привлекших ту часть российских туристов, которые привыкли отдыхать в Европе.

Стоит отметить, что значительная часть средств размещения приходится на малые и микроотели с гостиничным фондом до 50 номеров, но основная часть номеров все-таки приходится на средние и крупные гостиницы вместимостью от 50 и 100 номеров, которые суммарно формируют более половины предложения. Примерно одинаковую долю формируют малые гостиницы (с фондом 10–49 номеров) и крупные (с фондом от 100 номеров). Однако, как отмечает губернатор Калининградской области Алиханов А.А., туристический сезон 2020 года показал, что в Калининградской области есть проблемы с инфраструктурой для отдыха. По мнению экспертов, в регионе не хватает больших отелей на побережье и гостиниц высокого класса – 4–5 звезд.

Несмотря на рост величины отдельных показателей, средняя загруженность номерного фонда даже в 2021 г. не превышает 40%. Причина данного явления объясняется тем, что большая доля прибывающих в Калининградскую область едет с целью получения лечебных и оздоровительных процедур и останавливается в санаториях. Также на загруженность номерного фонда оказывает влияние и неоправданный рост цен. В 2021 г. можно наблюдать резкий скачок цен за 1 день пребывания в гостиничных организациях и аналогичных средствах размещения по отношению к 2019 году (во 2 квартале 2021 г. увеличение на 31,65%, в 3 квартале – почти на 15%, в 4 квартале – на 16,5%). Причиной резкого увеличения стоимости гостиничных услуг, так же как и в санаторно-курортном направлении, является повышенный спрос на данном рынке, сформировавшийся вследствие закрытия границ по различным причинам.

Анализируя изменения показателя «Загруженность номерного фонда», можно отметить его поквартальные колебания. Первый квартал является самым низкопосещаемым, и его загрузка составляла не более 26% по состоянию на 2021 г., при этом в верхний сезон (3 квартал) загрузка достигала 81,73% в рекордный для Калининградской области 2021 г. по количеству принимаемых туристов. Это указывает на сезонность спроса, что является характерным для данного вида услуг. Наименьшая активность потребителей наблюдается в первый и последний квартал года. Наиболее «высокий сезон» приходится на летние месяцы.

Подводя итоги анализу санаторно-курортной и туристской деятельности, можно отметить значительный размах сезонных колебаний спроса, что создает ряд организационно-технологических и экономических проблем: недополученные прибыли, образование сезонных товарных запасов, неравномерность нагрузки на сотрудников, простои транспортных средств и т. д.

Для того чтобы устранить негативные факторы влияния сезонного спроса и повысить эффективность санаторно-курортной деятельности и деятельности гостиничных организаций и аналогичных средств размещения в период спада спроса, автором предлагается существенно расширить сферу взаимодействия между представленными направлениями.

В настоящий момент взаимодействие в области медицинского туризма между биомедицинским и туристским кластерами находится на достаточно низком уровне, оно заключается в основном в предложении отдыхающим в санатории экскурсионных программ, а также в предоставлении возможности приобретения санаторной путевки через турагентства. При этом стоимость данной путевки будет выше, а пакет услуг стандартный, ничем не отличающийся от того, что предоставляют санатории. Расширение спектра направлений взаимодействия биомедицинского и туристского кластеров позволит объединить компетенции участников на стыке отраслей и технологий с целью развития новых индустрий, например, такого перспективного направления для региона, как медицинский туризм.

Медицинский туризм сегодня является одной из наиболее приоритетных сфер, поскольку сейчас отношение к собственному здоровью у россиян меняется в лучшую сторону. Выбор наших граждан в сторону оздоровительного отдыха или совмещение обычных туристических поездок с программами восстановления организма или профилактики можно назвать актуальным трендом. Закрытие зарубежных популярных направлений способствует появлению в отечественных санаториях потребителей нового формата и фактически обязывает здравницы пересматривать свои подходы не только к сервису, но и составу самого предложения.

К традиционным санаторно-курортным программам необходимо добавить новые программы и услуги, соответствующие современным актуальным трендам и запросам новой целевой аудитории.

Развитие взаимодействия между представленными кластерами может осуществляться с помощью разработки и реализации новых программ, направленных на лечение и реабилитацию, которые будут предлагаться туроператорами через турагентства. А предоставлять услуги лечения и реабилитации будут непосредственно медицинские учреждения, являющиеся участниками биомедицинского кластера. К новым программам могут относиться:

программа «Кардиопакет» – быстрое комплексное скрининг-обследование сердечно-сосудистой системы. Данная программа призвана в максимально короткие сроки выявить начальные проявления проблем с сердцем и сосудами, которые часто долгое время протекают бессимптомно или с жалобами, не вызывающими настороженность у людей в обычной жизни. Также благодаря этой программе появилась возможность составления комплекса мероприятий лечебного и профилактического характера, подбора корректной лекарственной терапии, оценки ее эффективности в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

организованная продажа курсовок без проживания в санатории;

программа восстановления после перенесенных заболеваний, в том числе COVID-19;

специальные предложения для отдыхающих всей семьей, включающие: программы выходного дня сроком на 3–5 дней, в течение которых возможно получить комплекс процедур, направленных на восстановление, оздоровление, омоложение организма, а также организация групповых поездок (тур на 7–10 дней, включающий занятия на берегу моря, получение оздоровительных процедур, специальный план питания и т.д.);

программа для участников военных действий, направленная на восстановление

физического здоровья участников СВО.

Реализация данных программ позволит увеличить загруженность номерного фонда гостиничных организаций, а санаториям в сезон сниженного спроса – более эффективно распределить рабочее время медицинского персонала в течение года.

Также для развития медицинского туризма возможно строительство городских лечебниц в курортных городах Калининградской области, которые будут предоставлять услуги медицинского характера (лечебные ванны, грязи, электропроцедуры и т. д.) широкого ассортимента для людей, приезжающих с целью лечения, но проживающих в гостиничных организациях и аналогичных средствах размещения. Это предложение поможет существенно увеличить приток туристов в летний период. Формирующийся биомедицинский кластер (в рамках которого рассматривается сфера здравоохранения) Калининградской области обладает необходимым для его развития ресурсным потенциалом, инфраструктурой и мощной научно-лабораторной базой.

На территории региона разведаны и успешно осваиваются месторождения лечебных и природно-столовых минеральных вод (используются для столового применения и курортно-санаторного лечения), лечебных грязей (используются в нагретом состоянии в виде ванн и местных аппликаций), что говорит о наличии минерально-сырьевой базы биомедицинского кластера.

Регион является практически единственным обладателем не только в России, но и в мире крупнейшего месторождения янтаря (более 90% мировых запасов). Янтарь обладает выраженным заживляющим действием и используется при производстве лекарственных препаратов при лечении и профилактике заболеваний органов желудочно-кишечного тракта, при лечении травматических повреждений опорно-двигательного аппарата и кожного покрова, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и лечебной косметики (косметическая янтарная пудра, янтарное масло для массажа, гигиеническая губная помада и т. д.).

Развитая инновационная инфраструктура и мощная научно-лабораторная база включает:

индустриальный парк «Экобалтик», выстроивший полный технологический цикл выпуска лекарственных препаратов;

научно-технологический парк «Фабрика», курирующий инновационную политику БФУ им. И. Канта, деятельность которого направлена на разработку и реализацию инновационных проектов в различных областях и по профилю биомедицинского кластера, в частности «разработка устройств фокусировки рентгеновского излучения и покрытий для таких устройств, разработка и создание функциональных биоактивных поверхностей для медицинской диагностики» и т.д., используя для этой цели возможности научного и кадрового потенциала университета;

технопарк КГТУ – на базе которого с помощью предоставления собственных услуг и инфраструктуры создается возможность для развития инновационных компаний в различных отраслях (и в области биомедицины в том числе, например, разработка лечебной косметики, бионического протеза руки и т.д.), осуществляется взаимодействие между потенциальными потребителями и про изводителями наукоемкой продукции.

Высокий уровень развития кадрового потенциала вследствие наличия в регионе самостоятельной базы профильной подготовки кадров, а именно:

в области медицины – Балтийский федеральный университет им. И. Канта;

в области пищевой биотехнологии – Калининградский государственный технический университет.

Развивающееся производство лекарственных, технических средств и материалов, применяемых в медицинских целях, а именно:

ООО «Инфамед К» и ООО «Балтфармацевтика», реализующие проекты в области фармацевтики на площадке индустриального парка «Экобалтик»;

«Фабрика «Обсервер», занимающаяся производством уникальных изделий для инвалидов-колясочников, предназначенных как для российского, так и зарубежного рынка (проектная мощность 2,5 тысячи единиц). Причем доля отечественных комплектующих с выходом на проектную мощность планируется на уровне 95%. Следует отметить, что треть кадрового состава предприятия составляют люди с инвалидностью.

Ряд крупных медицинских организаций, таких как:

федеральный центр высоких медицинских технологий, предоставляющий широкий спектр медицинских услуг (консультации, диагностику, лечение, включая и оперативное вмешательство с применением новейших технологий и современного медицинского оборудования);

клинико-диагностический центр БФУ им. И. Канта, оснащенный современнейшим профессиональным оборудованием;

строящийся онкологический центр в поселке Родники, ориентированный на оказание высокотехнологичной помощи пациентам;

центр пластической хирургии доктора Першина;

клиника пластической хирургии и косметологии VIP Clinic;

сеть санаториев («Янтарный берег», «Янтарь», «Отрадное» и т. д.), расположенных на берегу Балтийского моря.

Реализация предложенных мероприятий на базе существующего ресурсного потенциала и наличие соответствующей инфраструктуры позволят увеличить объем продаж кластеров в целом и сгладить сезонные колебания, свойственные данным видам бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, управление социально-экономическим развитием региона представляет собой вид государственного управления, целью которого выступает достижение стабильного функционирования субъекта федерации, как сбалансированной системы. Управление социально-экономическим развитием региона осуществляется на основе системного подхода и включает в себя ряд элементов.

Достижение социально-экономического развития региона должно осуществляться при использовании методов управления с учетом определенных инструментов. В свою очередь комплексная оценка социально-экономического развития региона позволяет учитывать разнообразные факторы влияния на него с целью разработки адекватных и эффективных управленческих решений, направленных на рост устойчивости регионального развития в настоящее время.

Стратегия экономического развития региона является определенным инструментом экономической безопасности региона, так как она формирует ключевые индикаторы, цели и задачи;

Стратегия экономического развития региона является одним из ключевых документов, регламентирующих основные положения экономической безопасности региона;

В целом, стратегия экономического развития имеет важное и непосредственное влияние на экономическую безопасность региона, кроме того, она играет одну из ключевых ролей в формировании стратегии экономической безопасности региона.

Динамика социально-экономических показателей жизни Калининградской области в 2022 году характеризовалась замедлением падения реальных располагаемых доходов населения и снижением цен относительно 2021 года, особенно по группе продовольственных товаров. Вследствие этого наметился рост оборота розничной торговли.

В течение кризисного года продолжали снижаться основные экономические показатели. Валовой региональный продукт за год снизился на 10%. Индекс промышленного производства по итогам года составил 89,5% к уровню 2021 года, что соответствовало среднероссийскому уровню (89,2%). Основной «вклад» в снижение объемов производства внесли автомобилестроение, производство электронного оборудования и целлюлозно-бумажное производство.

Исследование предложенной стратегии экономического развития региона с помощью клосс-кластерной модели показало, что все вышеперечисленное указывает на хорошие перспективы для развития медицинского туризма в Калининградской области как кросс-кластерной модели взаимодействия биомедицинского и туристского кластеров. Успешная реализация данной модели даст возможность кластерам развивать «полюсы роста» на своей территории с помощью ряда проектов и программ в области формирования устойчивых кросс-связей, ориентированных на обеспечение максимальной круглогодичной загрузки имеющейся и вновь создаваемой туристской и медицинской инфраструктуры за счет улучшения условий доступности регионального продукта в области медицинского туризма, его продвижения и повышения конкурентоспособности на российском рынке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/74f85ba6abe37892e7003b166454f4bc3291b51e/ (дата обращения: 02.08.2023)

2. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция) // Правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 02.08.2023)

3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 02.08.2023)

4. Айвазян, С.А. Индикаторы основных направлений социально- экономического развития субъектов РФ / С.А. Айвазян, М.Ю. Афанасьев, А.В. Кудров // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. – 2019. – Т. 26. – № 7. – С. 47-60.

5. Добродомова, Т.Н. Социальная сфера: современные реалии и перспективы / Т.Н. Добродомова, А.А. Карамышева, Е.В. Гаврилова // Человек. Социум. Общество. – 2021. – № 5. – С. 5-8.

6. Игольникова, И.В. Стратегические факторы социально- экономического развития региона / И.В. Игольникова, А.А. Аксенов // Экономика. Социология. Право. – 2018. – № 4(12). – С. 40-43.

7. Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 334 с.

8. Карташов, К.А., Прудникова, М.В. Социально-экономическое развитие региональной системы// Научно-методический электронный журнал «Концепт».–2017. – №54. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://e- koncept.ru/2017/470059.htm pdf (дата обращения: 02.08.2023)

9. Курганов, М.А. Механизм управления устойчивым развитием региона на основе ценностного подхода // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2021. – № 1. – С. 194-208.

10. Мигел, А.А. Государственные банки: реалии Российской финансовой практики / А.А. Мигел, Г.И. Мальцева, Д.В. Мельник // Экономика и парадигма нового времени. – 2018. – № 5(7). – С. 10-14

11. Сорокина, Н.С. Основные показатели социально-экономического развития региона / Н.С. Сорокина // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки». – 2019. – №8(35). - С.226-231.

12. Перова, В.И. Исследование динамики социально-экономического развития регионов Российской Федерации / В.И. Перова, О.Ю Незнакомцева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2016. – № 4 (44). – С. 44–51.

13. Рожкова, Е.И. Использование инструментов территориального маркетинга при анализе социального-экономического положения региона / Е.И. Рожкова, Т.Н. Субботина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 6-2(76). – С. 164-167.

14. Региональная экономика : учебник для вузов / Е. Л. Плисецкий [и др.] ; под редакцией Е. Л. Плисецкого. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 532 с.

15. Чаусов, Н.Ю. Оценка развития связи в регионе в контексте цифровой трансформации / Н.Ю. Чаусов // Российский экономический интернет-журнал. – 2019. – № 3. – С. 83.

16. Шаляпина М.А. Разработка инструментария управления межкластерным взаимо действием на основе ресурсно-ориентированного подхода // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. – 2018. – № 4.– c. 549–571.

17. Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 370 с.

18. Оперативная экономическая статистика СберИндекс. [Электронный ресурс]. URL: СберИндекс | Количество внутренних туристов (sberindex.ru) (дата обращения: 02.08.2023)

19. Сведения о деятельности коллективных средств размещения в Калининградской области за 2021 год. Статистический бюллетень / // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области (Калининградстат). Калининград, 2022. – c. 45.

1 Айвазян, С.А. Индикаторы основных направлений социально- экономического развития субъектов РФ / С.А. Айвазян, М.Ю. Афанасьев, А.В. Кудров // Анализ и моделирование экономических и социальных процессов: Математика. Компьютер. Образование. – 2019. – Т. 26. – № 7. – С. 47-60.

2 Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 370 с.

3 Региональная экономика : учебник для вузов / Е. Л. Плисецкий [и др.] ; под редакцией Е. Л. Плисецкого. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 532 с.

4 Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/74f85ba6abe37892e7003b166454f4bc3291b51e/ (дата обращения: 02.08.2023)

5 Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ (последняя редакция) // Правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 02.08.2023)

6 Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 02.08.2023)

7 Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов / И. Б. Кардашова. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 334 с.

8 Шаляпина М.А. Разработка инструментария управления межкластерным взаимодействием на основе ресурсно-ориентированного подхода // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. – 2018. – № 4.– c. 549–571.

Год сдачи
2024
Loading...

Последние статьи из блога

Экономические реформы 1990-х годов: как переход к рыночной экономике отразился на жизни населения и экономике России?

Дидактический потенциал использования структурнофункциональной модели развития профессиональной мотивации у обучающихся вуза

Процесс координации деятельности проектной команды

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ