Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Эксперт и специалист в уголовном процессе

В наличии
1 000 руб.

Скачать уникальную курсовую работу на тему Эксперт и специалист в уголовном процессе

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.....................................................................................................................................3

Глава 1. Правовой статус эксперта и специалиста в уголовном процессе.....................................................................................................................................6

1.1. Понятие и признаки специальных знаний в уголовном процессе.....................................................................................................................................6

1.2. Эксперт как участник уголовного судопроизводства.....................................................................................................................................13

1.3. Особенности правового статуса специалиста в уголовном процессе.....................................................................................................................................19

Глава 2. Правовая регламентация участия эксперта и специалиста в уголовном процессе.....................................................................................................................................26

2.1. Порядок привлечения эксперта для производства судебной экспертизы и дачи заключения.....................................................................................................................................26

2.2. Особенности привлечения специалиста к участию в следственных и иных процессуальных действиях, судебных заседаниях.....................................................................................................................................29

Глава 3. Проблемные вопросы использования в уголовном процессе заключений эксперта и специалиста.....................................................................................................................................35

3.1. Проблемы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве.....................................................................................................................................35

3.2. Особенности участия прокурора в исследовании заключений эксперта и специалиста.....................................................................................................................................39

Заключение.....................................................................................................................................47

Список использованной литературы.....................................................................................................................................51

Введение

Актуальность выбранной темы исследования определяется нарастающей потребностью в специальных знаниях в уголовном судопроизводстве, поскольку практически ни одно уголовное дело не расследуется без судебной экспертизы. С учетом этого обстоятельства проблемы процессуального статуса эксперта и специалиста приобретают особую остроту.

Заключения экспертов и специалистов имеют важное доказательственное значение, в связи с чем надлежащая оценка этих документов в ходе уголовного судопроизводства, в том числе стороной обвинения, предоставляет дополнительные возможности для вынесения обоснованного и справедливого приговора.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство возводит даваемые специалистом заключения и показания в ранг доказательств, наравне с заключениями и показаниями эксперта. В то же время привлечение специалиста к процессу доказывания затруднено ввиду отсутствия достаточной конкретности положений действующих правовых норм, регламентирующих процессуальные права, обязанности и ответственность рассматриваемого участника уголовного процесса.

Практика участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел показывает наличие серьезных проблем, обусловленных недостаточным использованием судебно-экспертных возможностей, ошибками в использовании заключений экспертов и специалистов в судебном следствии и в судебных прениях.

С учетом значения заключений экспертов и специалистов как важного средства доказывания в уголовном судопроизводстве теоретические, правовые, практические вопросы исследования, оценки и использования участниками уголовного судопроизводства заключений и показаний экспертов и специалистов при судебном разбирательстве требуют комплексного и целенаправленного изучения. Перечисленные обстоятельства актуальность и практическую значимость выбранной темы исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в уголовном судопроизводстве в связи с привлечением эксперта или специалиста в качестве особых участников процесса, обладающих требуемым объемом специальных знаний.

Предметом исследования являются нормативные положения, закрепляющие правовой статус эксперта и специалиста, порядок и условия привлечения этих лиц в уголовное судопроизводство.

Целью исследования является комплексный системный анализ правового регулирования особенностей использования в уголовном судопроизводстве специальных знаний при рассмотрении уголовных дел посредством привлечения экспертов и специалистов, обладающих такими знаниями, выявление правоприменительных особенностей и пробелов законодательного регулирования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и признаки специальных знаний в уголовном процессе;

- раскрыть процессуальный статус эксперта

- проанализировать особенности правового статуса специалиста в уголовном процессе

- охарактеризовать порядок привлечения эксперта для производства судебной экспертизы и дачи заключения

- осветить особенности привлечения специалиста к участию в следственных и иных процессуальных действиях, судебных заседаниях;

- обозначить проблемы использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве и сформулировать предложения для их решения;

- рассмотреть особенности участия прокурора в исследовании заключений эксперта и специалиста.

Необходимость решения поставленных задач, а также логика исследования определяют структуру работы, которая состоит из трех глав, первая из которых посвящена изучению правового статуса эксперта и специалиста в уголовном процессе и их сравнению. Во второй главе рассматриваются вопросы правовой регламентации участия эксперта и специалиста в уголовном процессе. Третья глава содержит анализ проблемных вопросов использования в уголовном процессе заключений эксперта и специалиста, в том числе с участием прокурора.

Теоретические основы участия эксперта и специалиста в уголовном судопроизводстве нередко становятся темой исследований российских ученых-процессуалистов.

Основой настоящего исследования послужили труды таких ученых, как Р. С. Белкин, П. А. Лупинская, С. В. Познышев, Е.Р. Россинская, И. Н. Сорокотягин и др.

Нормативную основу настоящего исследования составило законодательство Российской Федерации, регламентирующее вопросы процессуального статуса, порядка и условий привлечения эксперта и специалиста.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы системно-структурный, технико-юридический, историко-правовой, метод сравнительного правоведения.

Эмпирической базой настоящей работы послужили российская судебная практика и данные официальной статистики.

Заключение

В заключение проведенного исследования необходимо отметить следующее.

В научном сообществе к содержанию понятия специальных знаний существуют различные подходы. Один из важнейших признаков специальных знаний является то, что они не являются общеизвестными. Второй критерий, позволяющий отграничить специальные знания, проявляется в наличии специального опыта, приобретаемого лицом в процессе практической деятельности. Третий отличительный признак рассматриваемой категории возможно определить как целевое предназначение знаний, направленное на достижение всех установленных целей уголовного судопроизводства. Четвертый признак изучаемого понятия характеризуется отнесением специальных знаний к определенной прикладной сфере жизнедеятельности.

Действующий УПК РФ не содержит императивных ограничений сферы возможного прикладного использования специальных знаний. Конкретизация отраслей, которым могут принадлежать специальные знания, служит ориентиром для определения уполномоченным должностным лицом круга лиц, которые могут обладать требующимися для расследования уголовного дела специальными знаниями.

Участие специалиста проявляется в строго определенных процессуальных формах. Эксперт в уголовном судопроизводстве привлекается в установленном порядке для дачи заключения эксперта. Нарушение установленного порядка влечет признание заключения эксперта незаконным, в связи с чем оно не может быть положено в основу обвинительного приговора.

УПК РФ не содержит норм, прямо предусматривающих порядок вызова специалиста. Поэтому по аналогии может применяться процедура вызова свидетеля. То есть, уполномоченное должностное лицо при возникновении необходимости может привлечь специалиста к производству процессуальных действий путем его устного вызова или направления в адрес обладателя специальных знаний письменного требования. Соблюдение этого требования обеспечивается возможностью применения мер принуждения.

Равно как и эксперт, специалист может быть привлечен к участию в стадии возбуждения уголовного дела.

Привлечение специалиста судом при осуществлении судопроизводства с участием присяжных заседателей имеет процессуальные особенности.

Защитник наделен правом привлекать специалиста. В ходе исследования был сделан вывод, что указанное право может быть реализовано при осуществлении деятельности по собиранию доказательств.

Определяя различия в статусе заключений эксперта и специалиста, в ходе проведенного исследования установлено, что эксперт в рамках экспертного исследования устанавливает новые факты и данные, которыми должностные лица и другие участники процесса не располагали ранее. Задача специалиста состоит в разъяснении, передаче дополнительных сведений об уже известных и существующих фактах.

В ходе проведенного исследования можно сделать обоснованный вывод, что показания специалиста, оформленные в ходе его допроса, имеют более высокое доказательственное значение, чем его заключение.

Особенности участия государственного обвинителя при изучении заключений специалиста и эксперта по уголовным делам заключаются, прежде всего, в том, что указанный субъект уголовного процесса при подготовке к судебному разбирательству должен обращать особое внимание на необходимость привлечения обладателя специальных знаний к участию в разбирательстве, а также на наличие данных, позволяющих провести экспертизу.

Кроме того, государственный обвинитель должен учитывать содержание мнения специалиста и его возможное значение для правильного разрешения дела. Прокурору должен принимать во внимание наличие в уголовном деле материалов, которые в совокупности с другими доказательствами дают ответы на вопросы, требующие специальных знаний, без производства судебной экспертизы. Важным моментом является проверка государственным обвинителем компетентности привлекаемого специалиста в соответствующей сфере научного знания и практической деятельности.

В ходе исследования были выявлены следующие проблемные аспекты, не позволяющие в полной мере использовать эксперта и специалиста в процессуальных формах их участия в уголовном судопроизводстве.

В ходе изучения смыслового содержания данного термина представилось возможным дополнить ст. 5 УПК РФ новым пунктом, раскрывающим изученное понятие. При этом, учитывая различия в процессуальной роли специалиста и эксперта, представляется целесообразным дополнить ст. 5 УПК РФ пунктами, определяющими такие понятия как «специальные знания», носителем которых является специалист, и «специальные научные знания», носителем которых является эксперт.

Кроме того, в ходе исследования в рамках первой главы работы был выявлен пробел, в связи с чем предложено дополнить ч. 3 ст. 57 УПК РФ пунктом 7 следующего содержания: «делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний».

Суд в соответствии с действующим процессуальным законом не является субъектом, имеющим право получать заключение специалиста по собственной инициативе, в связи с чем предложено дополнить ч. 3 ст. 80 УПК РФ после слова «сторонами» словом «и судом».

УПК РФ устанавливает возможность использования в качестве доказательств по уголовному делу заключения и показаний специалиста, однако законом не определена процессуальная форма получения и оформления заключения специалиста. В связи с этим необходимо внести в УПК РФ нормы, регламентирующие порядок получения и оформления заключения специалиста, а также его допроса.

В связи с введением процедуры доказывания при производстве дознания в сокращенной форме в УПК РФ появился новый вид заключения специалиста, которое готовится им по результатам исследования. С учетом этого изменения представляется необходимым дополнить ч. 2 ст. 207 УПК РФ, предусмотрев в качестве основания для назначения повторной судебной экспертизы поступление заключения специалиста или его показания, ставящие под сомнение обоснованность заключения эксперта.

Уникальность
71
Год сдачи
2023
Loading...

Последние статьи из блога

Анализ управления и контроля системы обеспечения пожарной безопасности в организациях ГПС (на примере ФГКУ «СУ ФПС №6» МЧС России)

Теоретические аспекты управления и контроля в системе обеспечения пожарной безопасности

Краеведческие центры России

История становления понятий правовой экологии

Формы управленческой деятельности, отражающиеся в медицинских документах

Теоретический анализ проблемы особенностей развития социального интеллекта у будущих психологов образования на разных этапах обучения

История становления коучинга в России и зарубежом

Понятие и сущность коучинга как новой формы обучения и развития персонала

Анализ деятельности интернет-радиостанции

Определите возможность заимствования юридической психологией знаний диспозициональной теории личности Г. Айзенка

Применение игровых методик в обучении

Интеграция цифровых технологий в современное образование

Теоретические основы построения финансового механизма

Способы реализации карьерного роста студенческой молодёжи и его повышения

Народная музыкальная педагогика

Обобщенная характеристика предметной области

Методическая оценка дидактического потенциала лингвострановедческих материалов в учебниках по английскому языку на старшем этапе

Понятие лингвострановедения. содержание и роль лингвострановедческой компетенции при обучении английскому языку на старшем этапе

Способы пастеризации материалов

Виды и свойства теплоизоляционных материалов