Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Формирование готовности выпускников детского дома к самостоятельной жизни

В наличии
100 руб. 1 000 руб.
Экономия: 900 руб. (-90%)

Скачать ВКР на тему Формирование готовности выпускников детского дома к самостоятельной жизни (на примере социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних города Ижевска «Веста»

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

1.3. Детерминанты готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни…….................................……………………………………...14

Вывод по Главе 1…………………………………………………….21

ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

2.1. Описание выборки и методов исследования………………….23

2.2. Определение готовности выпускников детского дома к самостоятельной жизник самостоятельной жизни……………………………………………………..……….….25

2.3. Программа по повышению готовности выпускников детского дома к самостоятельной жизни…......………………………..……..30

2.4. Анализ результатов исследования....................………………..38

Вывод по Главе 2…………………………………………………….43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...47

ПРИЛОЖЕНИЯ...……………………………………………………54

ВВЕДЕНИЕ

Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», упоминают такие авторы как С. Л. Рубинштейн, И. С. Кон, Г. В. Семья, Б. А. Куган, Н. В. Москаленко, Р. В. Солнышкина, А.В. Поздняков, А.А. Гусев. Многие сейчас утратили понятие семьи, как социальной единицы общества, падает жизненный уровень большинства российских семей, увеличивается внебрачная рождаемость, снижается стабильность брака. Ребенок – это личность, которая растет и познает новый, для него, мир, а родители – помощники на этом трудном пути. Каждый ребенок заслуживает воспитываться и расти в благополучной семье. Ребенок, который воспитывается в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишается очень многого, что есть у обычных детей и без чего немыслимо его полноценное развитие и становление как личности. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не получившие достойного опыта семейной жизни, не могут создать в будущем здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаются родительских прав, тем самым, расширяя поле социального сиротства. Проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в условиях социальных учреждений очень обширны. Основными проблемами детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: проблема психологической помощи, проблема социальной дезадаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их крайне тяжелое психосоциальное положение и проблема здоровья.

Состояние выпускников детских домов чаще всего характеризуется как растерянность перед новой, самостоятельной жизнью. Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути, отличаются неприспособленностью к самостоятельной жизни, низкой социальной активностью. Их потребительское отношение, неумение строить жизнь в соответствии с социальными и культурными нормами и правилами, а также непонимание множества социальных отношений между людьми приводят к негативным последствиям.

Проблема в том, что, несмотря на наличие перспектив, которые открываются перед выпускником детского дома, он испытывает большие трудности при выборе дальнейшего жизненного пути. Это тяжело, ведь у подростка нет близких людей, которые заинтересованы в его судьбе и, которые бы помогли с выбором.

Выход из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - волнительный, сложный момент для подростка. Часто выпускники детских домов оказываются в новых местах, где им мало знакома местность и люди, их близкие чаще всего остаются в прошлом, у них нет четкого взгляда на будущее и достаточного опыта социальной адаптации и общения с новыми людьми.

В каком-то смысле подросток стоит на перепутье, он «вытолкнут» из учреждения и еще не вошел в новую социальную структуру.

Цель работы – разработать и апробировать программу формирования готовностивыпускников детского дома к самостоятельной жизни.

Исходя из поставленной цели, формулируются следующие задачи:

  • изучить теоретические основы готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни;
  • определить готовность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни вне детского дома;
  • повысить готовность выпускников детского дома к самостоятельной жизни;
  • произвести оценку результативности разработанной программы.
    • Понятие сиротства и категорий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»

Объектом исследования данной курсовой работы выпускники детского дома.

Предмет исследования – формированиеготовности выпускников детского дома к самостоятельной жизни.

Гипотеза:разработанная нами программа, основывающаяся на пяти модулях (модуль 1 «Мои права», модуль 2 «Семья», модуль 3 «Профориентация», модуль 4 «Здоровье», модуль 5 «Социально-бытовые навыки»),будет способствовать формированию готовности выпускников детского дома к самостоятельной жизни.

Методы исследования: анализ и изучение литературы по теме исследования, анкетирование, наблюдение и интервью.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. Сирот усыновляли, брали в монастыри, создавали приюты. Возникновением таких учреждений известны чешские исследователи проблемы сиротства Й. Лангмейер и З. Матейчек называют IV век н. э. (335 год, Цареград) [19].

В Древней Руси существовало два основных вида помощи детям, оставшимся без родителей. Чаще всего их принимали в семью пожилые члены родовой общины для помощи по хозяйству. Принятый в семью ребёнок должен был помогать по дому и чтить новых родителей. Подобная практика получила название «приймачество» или усыновление. Существовал также общинный вид помощи, когда ребёнок переходил из одного дома к другому на кормление. Такие дети носили название «годованцы» или «выхованцы». Зарождение социальной помощи или призрения детей на Руси продолжило развиваться с принятием христианства в 988 году и развитием родоплеменных отношений. Первый изданный свод законов Ярослава Мудрого «Русская Правда» содержал упоминания об осиротевших детях. В то время их опекуном мог быть назначен как ближайший родственник, так и посторонний человек. В таком случае опекуну передавалось в пользование движимое и недвижимое имущество осиротевшего ребёнка [19].

До XII века благотворительность по отношению к детям-сиротам во многом зависела от личности правящих князей, однако уже с середины века начинают развиваться монастырско-церковные формы призрения. Так, великий князь Владимир Мономах издал указ, согласно которому многие монастыри и крупные храмы организовали приюты или богадельни для воспитания оставшихся без родителей детей. Также в XII—XIII веках в обществе возрастает чувство ответственности за сирот. В это время при скудельницах — общих могилах для людей, странников, нищих, инородцев и умерших от эпидемии, — стали образовываться «убогие дома» или жильё для людей, оставшихся без крова. Тогда детей, оставшихся без родителей, кормила община. В этот период сложились такие пословицы, как «с миру по нитке, а бедному сироте сорочка», «живой не без места, а мёртвый — не без могилы» [19].

В России детские приюты для старших детей возникли в XVIII веке при монастырях. Первый немонастырский приют был открыт в Петербурге в 1837 году при Демидовском доме призрения трудящихся, он назывался «детскими комнатами». В 1838 году был создан Комитет главного попечительства детских приютов, предложивший в 1839 году Положение о детском приюте. В разработке этого Положения принимал, в частности, участие известный поэт и детский писатель В. Ф. Одоевский. По данному положению, цель детских приютов — предоставить детям временное убежище и элементарное образование. Причем первоначально дети посещали эти приюты лишь в дневное время, в 1846 году был разрешен ночлег, а в 1847 году и постоянное проживание в них детей. До Октябрьской революции 1917 года в России детские приюты находились в разном подчинении и финансировались из разных источников: благотворительных обществ, частных лиц и ведомств (духовного, военного, Министерства внутренних дел). По сведениям Российской педагогической энциклопедии к 1917 году на территории России (в границах РСФСР) было 583 детских приюта, в которых воспитывались около 30 тысяч детей. После Октябрьской революции все учреждения для детей-сирот были закрыты. Заботу о воспитании и содержании детей полностью взяло на себя государство. Изменения в социальной политике произошли лишь в 50-е годы в связи со сменой политических ориентиров. Правительством были приняты меры, направленные на укрепление института семьи. Однако «зло разрушения» принесло свои плоды: в России впервые за ее многовековую историю появились так называемые «отказные» дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за их воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребенка. Такие дети пополняли дома ребенка, а впоследствии – детские дома и школы-интернаты [21].

Впервые же о масштабах явления, которое вскоре получило название «социальное сиротство», было заявлено в октябре 1987 года на учредительной конференции Советского детского фонда (город Москва). В докладе его президента А. Лиханова прозвучали такие цифры: «Почти 95 % нынешних детдомовцев – сироты при живых родителях» [23].

Существует множество определений сиротства. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова сиротство рассматривается как «состояние сироты, одиночество» [19].

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, сиротство определяется как социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей [3].

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. [5].

Изучив научную литературу, можно разделить сиротство на несколько категорий в зависимости от оснований его возникновения. Ученые, как правило, делят сиротство на биологическое и социальное. Поскольку данные проблемы кардинально отличаются и имеют совершенно разный характер и причины, рассмотрим их по отдельности [37].

Биологическое сиротство – это общественное явление, описывающее образ жизни ребенка, лишившегося родителей по причине их смерти. Именно такие несовершеннолетние воспринимаются законодательством как дети-сироты. Биологическое сиротство имеет куда более длительную историю существования в России, так как обусловлено естественными факторами. Наиболее яркие всплески биологического сиротства в РФ имели место в результате внутренних и международных вооруженных конфликтов – революций, гражданских и мировых войн [37].

Что же такое социальное сиротство? Это социальное явление, при котором несовершеннолетние остаются без родительской заботы при живых биологических родителях. Это возможно в случаях, когда родители:

  • лишены судом родительских прав;
  • отказались от своего ребенка после его рождения (так называемые отказники);
  • признаны недееспособными или безвестно отсутствующими;
  • не участвуют в воспитании детей длительное время без уважительных причин и так далее [25].
    • Детерминанты готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,к самостоятельной жизни

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Возраст или же причина, по которой ребенок остался без попечения родителей, имеют значение для отличия сироты от других схожих категорий - лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся совершеннолетние граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель (биологическое сиротство) [44].

Необходимо отметить, что понятие «круглая сирота» в действующем законодательстве отсутствует. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как и дети-сироты, являются несовершеннолетними, однако лишены родительского попечения по иным причинам, например в связи с лишением или ограничением родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, а также если единственный родитель или оба родителя ребенка неизвестны (социальное сиротство) [24].

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В целях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действующее законодательство предусматривает различные формы устройства таких детей. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление/удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности, временно, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов [42].

Статус ребенка-сироты имеет значение для получения льгот и предоставления мер социальной поддержки (например, для получения благоустроенного жилья из специализированного жилого фонда). Такой статус можно подтвердить, например, свидетельствами о смерти родителей, распоряжением органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетними [42].

1.2 Понятие и составляющие готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к жизни вне детского дома

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой проблемой. Так как переход к самостоятельной жизни – это важный момент в жизни любого молодого человека и связан с серьезными стрессами, потому что взрослая жизнь ставит перед ним такие проблемы, к которым он оказался не готов. Организация жизнедеятельности детей в интернатных учреждениях устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Иными словами, воспитанники детского дома, на этапе выхода из него продолжают быть беспомощными, надеются на чью-либо поддержку и даже не подозревают, что можно опереться на собственные ресурсы [36].

В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспече­ния его свободного развития, гарантий самоопределения, саморе­ализации и самоутверждения. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших ро­дительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны госу­дарства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собствен­ных наилучших интересах не может оставаться в таком окруже­нии, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [23].

В работах многих ученых готовность к самостоятельной жизни соизмеряется с термином «жизненное самоопределение». Эти термины рассматриваются исследователями, как близкие по своему смысловому значению, так как жизненное самоопределение личности является содержательным компонентом готовности к самостоятельной жизни. На основании этого мы можем утверждать, что готовность к самостоятельной жизни свидетельствует о готовности личности к жизненному самоопределению [16].

Рассматривая понятие «жизненное самоопределение», советский и российский социолог, психолог, антрополог, философ, сексолог И. С. Кон выделяет социальное и личностное самоопределение, утверждая при этом, что человек должен обладать следующими качествами: устойчивое мировоззрение, социальные и нравственные убеждения, высокая психологическая лабильность, гибкость, способность усваивать и перерабатывать новую информацию, а также умение создавать что-либо новое, как в юности, так и в зрелом возрасте [16].

Далее рассмотрим понятие «готовность к самостоятельной жизни». Данное понятие уже давно используется в педагогической и психологической теории и практике. Но необходимо отметить, что точного определения этому понятию никто из ученых еще не дал, то есть проблема существует, но в теоретическом и эмпирическом плане она недостаточно исследована.

Такие ученые, как М. И. Дьяченко и Л. А. Кандивович, в своей концепции готовности подчеркивают наличие целостного образования и предпосылок для успешной самостоятельной деятельности и, следовательно, для самостоятельной жизни. В своем исследовании они различают ситуативную готовность и устойчивую готовность. Ситуативная готовность – это способность действовать в конкретной ситуации, которая каждый раз должна формироваться заново в ответ на поставленную задачу. Устойчивая готовность предполагает наличие знаний, методик, навыков и опыта, а также установок и мотиваций, необходимых для успешного выполнения деятельности в различных ситуациях.

По мнению ученых, формирование готовности к любой деятельности начинается с определения целей, основанных на желаниях и мотивах. Затем человек создает план, схему и поведенческую модель предстоящего поведения. Затем человек переводит сформированную готовность в действие и применяет конкретные средства и методы деятельности. В процессе достижения цели человек анализирует и, при необходимости, модифицирует свое поведение.

В целом, готовность к деятельности и готовность к самостоятельной жизни рассматриваются как устойчивые характеристики личности со сложной системой развития и зависят от внутренних и внешних условий.

С. Л. Рубинштейн, И. С. Кон, Г.В. Семья, Б.А. Куган, Н.В. Москаленко, Р. В. Солнышкина, А.В. Поздняков, А.А. Гусев и другие ученые, рассматривая понятие «готовность к самостоятельной жизни», утверждают, что составляющим данного понятия является, прежде всего, подготовка личности к трудовой деятельности. Так как именно трудовая деятельность является главным показателем социальной зрелости личности и основным объективным критерием независимой жизнедеятельности [16].

Некоторые авторы утверждают, что это понятие, помимо трудовой деятельности, приравнивается к процессу усвоения знаний, информации и высокому уровню образования. С.Л. Рубинштейн в своих научных трудах пишет, что «для вступления в самостоятельную жизнь молодым людям необходимо выявить свои особые склонности и способности, а значит, и свое критическое мышление, мировоззренческие процессы формирования, которые связаны с развитием самосознания», - пишет он.

Анализируя понятие «готовность к самостоятельной жизни», В.Д.Семенов обращает внимание на готовность человека к труду, активному и ответственному поведению, творчеству и самосовершенствованию.

Иными словами, он понимает «готовность к самостоятельной жизни» как психологическое состояние личности, выражающееся в обладании знаниями, умениями, навыками, социально ценным опытом, установками и мотивами, необходимыми для успешной жизнедеятельности.

Подготовка к самостоятельной жизни - это процесс формирования у выпускников психологической готовности к преодолению возможных трудностей в решении социальных проблем, ответственного отношения к собственной жизни и приобретения социальных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Понятие «подготовка к самостоятельной жизни», как определенный жизненный этап, близко к понятию «взросление», которое понимается как «комплексный процесс трансформации ребенка и обретения им опыта и статусов, позволяющих занять самостоятельную позицию в обществе» [19].

Однако для детей-сирот общая тенденция к задержке или удлинению перехода во взрослую жизнь вступает в противоречие с необходимостью ускорения взросления из-за раннего начала событий, которые являются началом взрослой жизни, таких как завершение образования, первая работа, партнерство и рождение ребенка, которые меняют социальный статус человека и структуру его жизни. Для школьников ключевым стартовым событием является выпуск из детского дома.

Приобретение нового социального статуса «выпускник» означает не просто изменение условий, а начало нового этапа в жизни, резкий переход от модели социально и экономически несамостоятельной жизни (под попечительством) к новой модели самостоятельного поведения и образа жизни. При этом время обучения и начала карьеры, которое используется как пауза во взрослении, в отношении сирот ограничено в виду менее длительного периода обучения из-за получения ими профессий, не требующих длительной подготовки [22].

Установлена взаимосвязь: чем больше поддержка государства, тем раньше и интенсивнее происходит взросление [26].

В отношении сирот действуют дополнительные государственные гарантии по социальной поддержке — внешние детерминанты готовности к самостоятельной жизни [16].

Аспекты включения в социум:

- социально-экономический (возможность устройства на достойно оплачиваемую работу, получение жилья),

- правовой (возможность реализации своих прав и интересов),

- социокультурный (получение качественного образования, освоение социальных ролей, проведение досуга).

Взросление протекает на макроуровне (смена поколений), мезоуровне (сепарация от родителей) и микроуровне (встраивание в социальную структуру). У сирот прослеживается специфика каждого уровня взросления: наличие нескольких сиротских поколений, ранняя сепарация от родителей в силу объективных причин, связанных с изъятием из семьи или отказом родителей от воспитания, встраивание в социальную структуру в ситуации неготовности и отсутствия поддержки. Включение молодых людей с опытом сиротства в социум имеет ряд аспектов: социально-экономический (возможность устройства на достойно оплачиваемую работу, получение жилья), правовой (возможность реализации своих прав и интересов), социокультурный (получение качественного образования, освоение социальных ролей, проведение досуга). Все эти аспекты входят в содержание подготовки к самостоятельной жизни [26].

В большинстве исследований готовность к независимой жизни охарактеризована как сложный комплексный фактор, включающий стойкие социально-психологические особенности, которые, будучи внутренними ресурсами личности, играют важную роль в успешной самостоятельной деятельности.

Набор этих характеристик связан с тем, какое понятие выбрано в качестве ключевого: самостоятельность, жизнестойкость, жизненное самоопределение, жизненные навыки, компетентность, психологическая готовность и др. Рассмотрим основные предложенные исследователями подходы. Самостоятельность, по определению В.В. Плешивцева, «выражается в способности и умении без постоянного руководства и практической помощи извне ставить перед собой цели и добиваться их достижения (в т.ч. в нестандартных ситуациях) собственными силами, социально и морально приемлемыми способами» [18].

Необходимость самостоятельных действий является ключом к успеху как сегодня, так и в перспективе в различных сферах жизни (образование, управление домашним хозяйством, общественная жизнь, профессиональное самоутверждение, семейная жизнь и т.д.).

В исследовании В.В. Плешивцева уровень самостоятельности определяется на основе частоты проявления выделенных критериев: умение сформулировать свою цель; независимость деятельности, поведения; социальная и моральная приемлемость цели деятельности и способов ее достижения [23].

В исследовании А.А. Дружининой в качестве составляющих самостоятельности выделены: сформированность способности к самостоятельному принятию решений; овладение структурой деятельности для реализации принятого решения; развитость чувства ответственности за свои действия [15].

Таким образом, деятельность - это процесс, включающий формирование, проявление и развитие самостоятельности.

В рамках исследований готовности к самостоятельной жизни сирот нередко предметом внимания ученых становится жизнестойкость, или устойчивость (resilience). В частности, А.А. Байер рассматривает жизнестойкость как «стержневой компонент личностных качеств и интегральный показатель готовности выпускника детского дома к жизни в социуме, отражающий его готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей, к самостоятельным действиям» [3].

В рамках концепции жизнестойкости рассматриваются жизненные навыки, способствующие вхождению подростков в мир «взрослости» и неопределенности. Выделяются разные наборы жизненных навыков. Комплекс, определенный ВОЗ, состоит из десяти ключевых навыков: решение проблем, критическое мышление, навыки эффективного общения, навыки принятия решений, творческое мышление, навыки межличностных взаимодействий, навыки самосознания, навыки сопереживания (эмпатии), навыки совладания со стрессом и контроля эмоций. Человек, обладающий перечисленными жизненными навыками, способен изучить альтернативные варианты, взвесить все плюсы и минусы и принять рациональное решение в проблемной ситуации [55].

Наборы жизненных навыков находят отражение в специальном диагностическом инструментарии для оценки готовности к самостоятельной жизни. Т.В. Шинина и О.В. Митина выделяют семь диагностических шкал: «готовность к самостоятельному проживанию в своей квартире, поведение в экстремальных ситуациях, финансовая грамотность, готовность вести здоровый образ жизни, социальные коммуникации, готовность к самообразованию, профессиональная ориентация» [55]. В опроснике социальных навыков, сконструированном на основе модели социального поведения А.П. Гольдштейна, представлена группировка навыков по 5 параметрам: «начальные навыки — некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт другими людьми, участвовать в разговоре; самовыражение в разговоре, умение выразить свои чувства и переживания или передать информацию другому человеку; реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает; навыки планирования предстоящих действий; альтернативы агрессивному поведению,избегание конфликта и разрушения отношений, навыки продуктивного поведения в конфликте» [41]. В методике экспертной оценки сформированности основных социальных навыков представлен более широкий перечень навыков, сгруппированных по 6 параметрам: участие в обучении или работе, создание и содержание собственного жизненного пространства; взаимодействие с руководством, общественными учреждениями и инстанциями; осмысленное проведение свободного времени; забота о здоровье и внешности; создание и поддержание дружбы и социальных контактов [9]. В методике, разработанной Н.А. Чикаловым, выделен блок навыков поиска и обработки информации, в том числе в сети Интернет, являющейся полезной для решения практических проблем и задач [51]. Гибкиенавыкистановятся в настоящий период особенно важными, что подтверждено исследованиями: разнообразное использование ресурсов интернета является неотъемлемой характеристикой успешно адаптированного в социуме современного молодого человека [2].

Целью многих современных программ, позволяющих детям-сиротам вести самостоятельную жизнь, является формирование жизненных навыков. Спектр средств формирования жизненных навыков расширяется: трудовая деятельность, физкультура и спорт, туризм и краеведение, волонтерство, дома молодежи и тренинговые квартиры.

Компетентностный подход выступает следующим основанием для практики подготовки воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни. Он предусматривает формирование жизненно необходимых или базовых компетентностей и других ключевых компетентностей, позволяющих решать разносторонние проблемы в жизни человека. По определению А.Н. Овчинникова, «компетентность — устойчивая способность человека к деятельности со знанием дела, которая складывается из глубокого понимания существа выполняемых задач и разрешаемых проблем, хорошего знания опыта, имеющегося в данной области, активного овладения его лучшими достижениями; умения выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; чувства ответственности за достигнутые результаты; способности учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей» [29]. Основанием для выделения компетентностей служат социальные роли и жизненные области: социально-правовые отношения (гражданин), трудовые и профессиональные отношения (работник), социально-бытовая сфера (хозяин), семейные отношения (семьянин), культурно-досуговая сфера (творец), личностная компетентность (личность), компетентность в сфере здоровья (я — здоров), коммуникативная компетентность (я общаюсь). Наполнение содержанием программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, как правило, опирается на широкий ролевой набор. При этом программы настраиваются на целевую группу воспитанников с учетом возраста и состояния здоровья. Например, для воспитанников, живущих с ВИЧ, для готовности к самостоятельной жизни важно сформировать приверженность к терапии. Компетентностный компонент входит, наряду с ценностно-целевым и регулятивно-деятельностным, в структуру жизненного самоопределения, еще одного из ключевых понятий в исследовательском поле готовности к самостоятельной жизни сирот [1].

Жизненное самоопределение в сознании смысла жизни, формировании у индивида цели, соотнесении своих желаний, качеств, возможностей и требований со стороны социума. Способность осуществлять сознательный, самостоятельный выбор собственного жизненного пути на основе адекватной оценки своих способностей и возможностей понимается как готовность к самостоятельной жизни [36].

Профессиональное самоопределение — важная составляющая жизненного самоопределения, сформировать которую ребенку-сироте нужно довольно рано. Уже к выходу из организации для детей-сирот воспитанник должен сделать профессиональный выбор и определиться с местом получения профессионального образования. Жизненное самоопределение рассматривается и как интегративное качество личности, и как результат готовности к самостоятельной жизни [41]. Судить о степени готовности позволяет психологическое содержание представлений о будущем, их дифференцированность, смысловая согласованность и реалистичность [7]. Не менее важна удовлетворенность перспективами будущего, поэтому оценка субъективного благополучия воспитанников детских домов включает данный параметр [33]. Особый акцент делается на отношении к будущему у подростков, на характере их переживаний по поводу своего будущего, на уровне удовлетворенности своей готовностью к самостоятельной жизни. Подростков просят оценить свои жизненные перспективы в отношении получения полноценного профобразования, будущих профессиональных достижений, материального достатка, обеспечивающего нормальные условия жизни, создания семьи, воспитания благополучных детей и т.д. В исследованиях акцентируется важность психологической готовности к самостоятельной жизни: когнитивной, деятельностной, мотивационной и личностной. В функциональном единстве данных компонентов развивается личностная автономия [35]. Таким образом, готовность к самостоятельной жизни сирот рассматривается в разных аспектах, что находит отражение и в применяемом для оценки готовности к самостоятельной жизни диагностическом инструментарии.

Начинают разрабатываться специальные оценочные инструменты. В пакет диагностических методик, разработанных Н.А. Чикаловым, личностные особенности, важные для самостоятельной жизни, формируются в три основных фактора:

1) личностная самостоятельность, под которой понимается высокая степень индивидуальной автономии, готовность активно действовать и самостоятельно решать собственные жизненные проблемы;

2) способность к самообслуживанию, которая подразумевает овладение воспитанниками такими деятельностями, как самостоятельная покупка продуктов и товаров, осуществление ухода за одеждой и домом, приготовление пищи, передвижение на общественном транспорте;

3) осведомленность и способность к поиску информации, под которой понимаются навыки в поиске и обработке информации, являющейся полезной для решения практических проблем [52].

Таким образом, мы понимаем, что взросление сирот начинается раньше и требует специальных программ подготовки к самостоятельной жизни.

Вывод по Главе 1

Состояние детей, покидающих детские дома, часто характеризуется растерянностью в отношении самостоятельной жизни. Многие выпускники детских домов недостаточно подготовлены к выбору собственного жизненного пути, не приспособлены к самостоятельной жизни и имеют низкую социальную активность. К негативным последствиям можно отнести потребительское отношение к жизни, приобретенное за время жизни при полной поддержке государства, неумение строить жизнь в соответствии с социальными и культурными нормами и правилами, непонимание множества социальных отношений между людьми.

На самом деле, несмотря на множество формально открытых перед ними перспектив, они испытывают большие трудности при выборе своего дальнейшего жизненного пути. Реализовать свой выбор им мешает, прежде всего, отсутствие близких людей, заинтересованных в их судьбе.

Выход из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - волнительный, сложный момент для подростка. Часто выпускники детских домов оказываются в новых местах, где им мало знакома местность и люди, их близкие чаще всего остаются в прошлом, у них нет четкого взгляда на будущее и достаточного опыта социальной адаптации и общения с новыми людьми.

В каком-то смысле подросток стоит на перепутье, он «вытолкнут» из учреждения и еще не вошел в новую социальную структуру.

ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ

2.1. Описание выборки и методов исследования

Каждый год выпускники детского дома начинают самостоятельную жизнь. Выпускники обретают свободу, которую давно ждали. Но, к сожалению, большинство подростков, воспитывающихся в государственных учреждениях, не имеют позитивного отношения к окружающему миру. Когда они начинают самостоятельную жизнь, то сталкиваются с множеством проблем, связанных с жильем, организацией быта и взаимодействием с обществом. В большинстве случаев они не готовы к самостоятельной жизни и остро нуждаются в поддержке.

В данной работе 4 этапа исследования:

Подготовительный: подбор участников исследования, подбор метода исследования, разработка анкеты и мероприятий для повышения готовности выпускников детского дома к самостоятельной жизни.

Диагностический: осуществление первичной диагностики, анкетирование выпускников детского дома, наблюдение за уровнем сформированности социально-бытовых навыков для определения степени готовности к самостоятельной жизни.

Основной:предполагает разработку и реализацию программы для подготовки выпускников детских домов к самостоятельной жизни.

Заключительный: обработка и анализ результатов исследования, после апробирования программы. Проведение вторичной диагностики, анализ полученных результатов, сравнение результатов до и после апробирования программы и оценку их эффективности.

База исследования: Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Ижевска «Веста».

Учреждение создано в целях:

1. Осуществления защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2. Оказание помощи отдельным категориям граждан в целях улучшения условий их жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, в том числе при организации развивающего отдыха и оздоровления детей, перевозке отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством.

Выборку составляют выпускникиРеспубликанского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних города Ижевска «Веста». Исследуемая группа состоит из 12человек.

Для исследования подготовки выпускников к самостоятельной жизни нами была составлена анкета (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), состоящая из 15вопросов. Для анкетируемых предлагается несколько вариантов ответов.

Чтобы увидеть сформированность социально-бытовых навыков, нами составлена карта наблюдения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) за сформированностью социально-бытовых навыков.

Таким образом, нами была выбрана группа респондентов, которыми стали 12 выпускников детского дома в возрасте от 15 до 17 лет. Так же нами были обозначены 4 этапа проведения исследования и подобранны методики исследования для определения готовности к самостоятельной жизни выпускников детского дома.

Результаты исследования, посвященного выявлению готовности выпускниковдетского дома к самостоятельной жизни, представлены в параграфе 2.2.

2.2. Определение готовности выпускников детского домак самостоятельной жизни

Для определения готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни вне детского дома мы провели анкетирование.

В исследовании приняли участие выпускники детского дома в возрасте от 15 до 17 лет.


На вопрос знаете ли Вы, какие документы должны быть у вас на руках после выпуска из детского дома, нами были получены следующие результаты (см. Рис. 2.1.)

Рисунок 2.1. Результаты анкетированя по определению знания необходимых документов

Таким образом, мы видим, что 50% опрошенных не знают, какие документы им будут выданы по выпуску из детского дома, а 33,3% в этом не уверены, что тоже дает отрицательный результат. Это свидетельствует о том, что большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не интересуются, какие документы им будут необходимы, либо детей об этом не информируют.


Рисунок 2.2. показывает нам результаты ответов на вопрос о знании льгот, положенных по закону детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Рисунок 2.2. Результаты анкетированя по определению знания льгот, положенных по закону

Анализируя полученные данные, мы выяснили, что только 17% опрошенных знают о том, какие льготы им положены. Такая картина не удивительна, ведь в детских домах редко проводятся информационные лекции о тех льготах, которые получает ребенок.

На вопрос готовы ли Вы к взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями 83,3% ответили, что готовы.

На рисунке 2.3. представлены результаты ответов на вопрос о готовностизащиты своих законных прав и интересов (том числе льгот, гарантированных государством, детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей), где 41,1% опрошенных дали положительный ответ, 8,3% - отрицательный, большинство выпускников (50%) не уверены, что готовы к защите своих прав.

Рисунок 2.3. Результаты анкетированя по определению готовности к защите своих прав и интересов

Скорее всего, такая неуверенность связана с тем, что малая часть выпускников знает о льготах, гарантированных государством, детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей.

На вопрос, касающийся дальнейшего получения образования, 100% респондентов ответили, что собираются учиться после выпуска из детского дома.

Относительно ближайшего будущего, также 100% респондентов ответили, что хотят получить образование.

Анкетирование показало, что с будущей профессией уже определились 75% опрошенных, 25% - еще не уверены.

На рисунке 2.4. показаны результаты ответов на вопрос о готовности к контролю и заботе о своем здоровье.

Рисунок 2.4. Результаты анкетированя по определению готовности к контролю и заботе о своем здоровье

Анализируя полученные данные мы видим, что 66,7% опрошенных готовы контролировать свое здоровье, 25% - не уверены в этом и только 8,3% совсем не готовы заботиться о своем физическом состоянии.

На вопрос, знают ли подростки как уберечься от СПИДа, 100% респондентов ответили положительно. Так же выпускники знают, куда нужно обращаться в случае наличия женских (мужских) проблем.

Анализируя полученные данные на вопрос готовности к самостоятельному решению бытовых проблем 33,3% - готовы, 66,7% не уверены, что смогут самостоятельно решить некоторые бытовые проблемы.

На рисунке 2.5. представлены результаты ответов на вопрос: На Ваш взгляд, какое влияние оказывает помощь в социальной адаптации выпускников детских домов?

Рисунок 2.5. Результаты анкетированя по определению мнения респондентов о влиянии помощи на социальную адаптацию

Таким образом, мы видим, что 58,3% считают помощь в социальной адаптации выпускников детских домов позитивным решением, 41,6% - не задумывались об этом.

Задав вопрос о том, что выпускники считают реальной помощью в адаптации после интерната, 50% выбрали помощь с трудоустройством, 33,3% считают, что в адаптации им поможет общение со сверстниками и 16,6% - сопровождение специалистами.

Для диагностики социально-бытовой самостоятельности выпускников мы составили карту наблюдения за уровнем сформированности социально-бытовых навыков выпускников детских домов, где представлен перечень основных социально-бытовых навыков, необходимых для социальной адаптации.

Методом наблюдения и интервью воспитателей Республиканского детского дома определили сформированность социально-бытовой самостоятельности.

Таблица 2.1.

Карта наблюдения за сформированностью социально-бытовых навыков

Навык

Сформированность социально-бытовых навыков

Сформирован

Не сформирован

Уход за одеждой

100%

0%

Индивидуальная гигиена

100%

0%

Уборка

83%

17%

Обращение с бытовыми приборами

100%

0%

Приготовление еды

41,7%

58,3%

Обращение в службы

25%

75%

На рисунке 2.6. можно наглядно проследить результаты диагностики сформированности социально-бытовой самостоятельности выпускников.

Рисунок 2.6. Результаты диагностики сформированности социально-бытовых навыков выпускников

Навыки ухода за одеждой, индивидуальной гигиены и обращение с бытовыми приборами сформированы у 100% выпускников.

Что касается навыка уборки, он сформулирован у 83,3% выпускников, но необходима помощь и контроль со стороны воспитателей.

Навык приготовления еды сформирован у 41,7% выпускников, но только при контроле воспитателя.

Навык обращения в службы сформирован всего у 25% выпускников.

Таким образом, из проведённого наблюдения и интервью воспитателей мы видим,что у выпускников детского дома частично сформирована социально-бытовая самостоятельность.

2.3. Программа по повышению готовности выпускников детского дома к самостоятельной жизни

Пояснительная записка

Выпускники детских домов, стоящие на пороге выхода из учреждения, испытывают чувство растерянности перед новым этапом своей жизни. Многие выпускники оказываются недостаточно подготовленными к выбору жизненного пути и неприспособленными к самостоятельной жизни.

Проанализировав проблемы, с которыми выпускники детского дома сталкиваются после завершения пребывания в учреждении, нами была разработана программа, направленная на подготовку выпускников детского дома к самостоятельной жизни.

Новизна предполагаемой программы в том, что большинство программ по подготовке выпускников к самостоятельной жизни, действующих в учреждениях, по большей мере затрагивают только теоретические основы. Разработанная нами программа включает в себя не только теоретическуючасть, но и практическую.

Цель программы: повысить готовность к самостоятельной жизни у выпускников детского дома.

Задачи программы:

  • сформировать знания о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • сформировать представление о семейных ролях, отношениях между членами семьи и семейных ценностях;
  • содействовать профессиональному выбору выпускников;
  • сформировать у выпускников знания, необходимые для сохранения здоровья;
  • развить социально-бытовые знания и умения выпускников.

Ожидаемые результаты: выпускники готовы покинуть учреждение и благополучно начать самостоятельную жизнь. Они знают свои права, имеют определенную профессиональную направленность и развитые социально-бытовые навыки.

Оценка результативности: сравнение результатов до и после апробации программы с использованием методик анкетирования, наблюдения и интервью показало повышение готовности к самостоятельной жизни у выпускников детского дома.

Для того чтобы повысить готовность выпускников детского дома к самостоятельной жизни в обществе нами была составленапрограмма. Тематический план занятий представлен в Таблице 2.2.

Таблица 2.2.

План занятий для повышения готовности выпускников детского дома к самостоятельной жизни

Тема

Цель занятия

Ход занятия

Методы

Модуль 1 «Мои права»

  • «Главная книга страны»
  • «Социальная защита

Цель – развитие знаний о правовых основах.

  • Приветствие;
  • Конституция РФ. Изучение основных прав человека;
  • Знакомство с ФЗ от 21.12.1996г. №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Лекция, беседа

Цель – дать представление о

  • Приветствие;
  • Изучение понятия
  • Актуализация знаний о пособиях и льготах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Знакомство с жилищными льготами;
  • Разбор пакета документов выпускника.

Лекция, беседа

Продолжение таблицы 2.2.

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

«социальная защита»;

Модуль 2 «Семья»

  • «Семья и ее функции»
  • «Моя будущая семья»

Цель – формирование представления о семье и ее функциях

  • Приветствие;
  • Мозговой штурм «Что такое семья?»;
  • Определение функций семьи;
  • Разбор семейных ролей и роли семьи в обществе

Лекция, беседа

Цель – воспитание уважительного отношения к

  • Приветствие;
  • Мозговой штурм «Что такое
  • Мини-лекция: «Принципы построения здоровых отношений»;
  • Дискуссия, «Какие качества необходимы для создания в будущем счастливой, полноценной семьи?»;
  • Коллаж «Мой пусть к счастливой семейной жизни».

Лекция, беседа

Продолжение таблицы 2.2.

семейным ценностям

семейные ценности?»;

Модуль 3 «Профориентация»

  • «Выбор профессии»

Цель – формирование готовности выпускников к выбору профессии.

  • Приветствие;
  • «Поиск работы»

2. Изучение понятий «профессия», «специальность», «квалификация».

3. Просмотр профориентационного фильма

Лекция

Продолжение таблицы 2.2.

«Азбука профессий»;

4. Прохождение теста по профориентации Е.А. Климова.

Цель – ознакомить со способами поиска работы.

  • Приветствие;
  • Беседа «Способы поиска работы»;
  • Практикум «Составление резюме».

Лекция, беседа

Модуль 4 «Здоровье»

  • «Сохрани здоровье»
  • «Безопасное сексуальное поведение»

Цель – рассказать о важности сохранения здоровья.

  • Приветствие;
  • Ознакомить с понятиями «здоровье», «здоровый образ жизни», «правильное питание»;
  • Презентация: «Жизнь без вредных привычек»;
  • Рассказать о порядке записи к врачу, вызова
  • Просмотр мини-фильма о том, как важно следить за здоровьем.

Лекция

Продолжение таблицы 2.2.

«Скорой помощи» и врача на дом;

Цель – формирование жизненных навыков, необходимых для ответственного и безопасного сексуального поведения.

  • Приветствие;
  • Мини-лекция «Заболевания, передающиеся половым путем»;
  • Мини-лекция «Аборты и их последствия»;
  • Дискуссия: что такое здоровье? Почему важно следить за ним?

Лекция, беседа

Модуль 5 «Социально-бытовые навыки»

  • «Быт»
  • «Своими руками»

Цель – изучение понятия и составляющих быта.

  • Приветствие;
  • Изучение понятия «быт» и групп домашних дел;
  • Изучение видов уборки, а также предметов и
  • Уборка помещения.

Лекция

Продолжение таблицы 2.2.

средств, для уборки помещения;

Цель – развитие практических навыков в приготовлении еды.

  • Приветствие;
  • Мозговой штурм «Назовите мебель и оборудование кухни? Какая есть кухонная и столовая посуда?»
  • Изучение правил пользования кухонной техникой;
  • Изучение рецепта приготовления борща;
  • Приготовление борща.

Лекция

Таким образом, нами была разработанапрограмма для подготовки выпускников детских домов к самостоятельной жизни в обществе.

Конспект занятий представлен в Приложении 3.

2.4. Анализ результатов исследования

План мероприятий реализовывался на базе Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних города Ижевска «Веста».Выборку составили дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, стоящие на пороге выхода из детского дома. Исследуемая группа состоит из 12 человек в возрасте от 15 до 17 лет.

После проведения занятий мы повторно использовали анкету (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

На рисунке 2.7. представлено сравнение ответов на вопрос о знании документов, которые должны быть выданы выпускнику при выходе из детского дома до и после проведения мероприятий по повышению готовности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни.

Рисунок 2.7. Результаты анкетирования по определению знания необходимых документов до и после проведения занятий

Сравнив результаты, мы можем увидеть, как изменились показатели. До проведения мероприятий только 16,7% выпускников знали о документах, после - этот показатель вырос до 83,3%. Для повышения этого показателя нами была проведена лекция «Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».


Рисунок 2.8. показывает нам данные, полученные при ответе на вопрос о знании льгот, предоставляемых государством детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Рисунок 2.8. Результаты анкетирования по определению знания льгот, положенных по закону, до и после проведения занятий

Анализируя полученные данные, мы можем сказать, что после проведения мероприятий 91,6% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, узнали о льготах, положенных для них при поступлении в учебное заведение, при устройстве на работу, при обеспечении жильем. Знакомство с льготами по Федеральному закону от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" помогло повысить этот показатель.

На вопрос готовы ли Вы к взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями до проведения мероприятий 83,3% выпускников ответили, что готовы. После реализации комплекта мероприятий 100% дали положительный ответ.

На рисунке 2.9. показано соотношение результатов готовности защиты своих прав и интересов. Отвечая на вопрос о готовности защиты прав и интересов (том числе льгот, гарантированных государством, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) в прошлый раз 41,1% опрошенных дали положительный ответ, 8,3% - отрицательный, большинство выпускников (50%) были не уверены. Проведя проведенных занятий 83,3% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей готовы к отстаиванию своих законных прав и интересов. Изучение нормативно-правовой базы и льготспособствовало повышению готовности защиты своих прав и интересов.

Рисунок 2.9. Результаты анкетирования по определению готовности к защите своих прав и интересов до и после проведения занятий

Относительно будущей профессии до апробации программы 75% выпускников были определены в выборе будущей профессии, после проведенных лекций, просмотра профориентационного фильма, прохождения теста по профориентации Е.А. Климова показатель увеличился до 83,3%.

На вопрос хорошо ли Вы подготовлены к контролю и заботе о своем здоровье до апробации программы только 66,7% респондентов дали положительный ответ, после проведенных лекций - 100%.

Отвечая на вопрос «Какое влияние оказывает помощь в социальной адаптации выпускников детских домов?» в прошлый раз мнения разделились, 58,3% считали это позитивным решением, 41,6% - не задумывались об этом. Апробировав программу, мы увидели, что 100% выпускников детского дома видят помощь в социальной адаптации положительной.

На рисунке 2.10. мы видим динамику результатов ответов на вопрос о том, что выпускники считают реальной помощью в адаптации после интерната.

Рисунок 2.10. Результаты анкетирования по определению реальной помощи в адаптации до и после проведения занятий

Для диагностики социально-бытовой самостоятельности выпускников мы составили карту наблюдения за уровнем сформированности социально-бытовых навыков выпускников детских домов, где представлен перечень основных социально-бытовых навыков, необходимых для социальной адаптации (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Методом наблюдения и интервью воспитателей определили сформированность социально-бытовой самостоятельности.

Таблица 2.3.

Карта наблюдения за сформированностью социально-бытовых навыков

Навык

Сформированность социально-бытовых навыков

Сформирован

Не сформирован

До

После

До

После

Уход за одеждой

100%

100%

0%

0%

Индивидуальная гигиена

100%

100%

0%

0%

Уборка

83%

91,6%

17%

8,4%

Обращение с

100%

100%

0%

0%

Продолжение таблицы 2.3.

бытовыми приборами

Приготовление еды

41,7%

66,6%

58,3%

33,4%

Обращение в службы

25%

50%

75%

50%

Наглядно результаты диагностики социально-бытовой самостоятельности выпускников до и после можно проследить на рисунке 2.11.

Рисунок 2.11. Результаты диагностики сформированности социально-бытовых навыков выпускников до и после проведения занятий

До и после проведения программы знания ухода за одеждой, индивидуальной гигиены, обращения с бытовыми приборами сформулированы у 100% выпускников. После проведения мероприятий навык уборки вырос до 91,6%. Навык приготовления еды вырос до 66,6%. Навык обращения в службы вырос до 50%.

Таким образом, результаты диагностики после проведения занятий показали положительную динамику. Процент выпускников, знающих и готовых защитить свои права, вырос, а так же у выпускников повысился уровень сформированности социально-бытовых знаний и навыков.

Вывод по Главе 2

Для исследования подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни нами была составлена анкета, состоящая из 15 вопросов. Для того, чтобы увидеть сформированность социально-бытовых навыков нами составлена карта наблюдения за уровнем сформированности социально-бытовых навыков и интервью воспитателей.

После первично проведенной диагностики, мы выявили, что у выпускников Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних города Ижевска «Веста» имеются препятствия, влияющие на их готовность к самостоятельной жизни вне детского дома, а именно: незнание преимуществ, предоставляемых государством, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, частичная сформированность социально-бытовой самостоятельности, а также неготовность к взаимодействию с различными службами и людьми.

На основании результатов диагностики нами был разработанаи апробированапрограмма повышения готовности выпускников детского дома к самостоятельной жизни.

Благодаря программе к моменту выхода из детского дома выпускник будет иметь определенную профессиональную направленность, сформированные знания о своих правах и развитые социально-бытовые навыки, то есть повысится готовность выпускников детских домов к самостоятельной жизни.

На основании вторично проведенной диагностики, можно сделать вывод о том, что данная программа по подготовке выпускников детских домов к самостоятельной жизни вне детского дома результативна, так как у выпускников прослеживается положительная динамика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив литературу, нами был определен понятийный аппарат о социальном сиротстве. По толковому словарю русского языка С.И. Ожегова сиротство рассматривается как «состояние сироты, одиночество» [31].

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, сиротство определяется как социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей [8].

По Буяновой М.О. сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. [31].

Обзор научной литературы показывает, что детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно разделить на две категории: биологические сироты и социальные сироты. Исследователи обычно делят сиротство на биологическое и социальное. Биологическое сиротство – это социальное явление, описывающее образ жизни детей, лишенных родителя в связи с его смертью. Социальное сиротство – это социальное явление, при котором несовершеннолетние остаются без родительской опеки, не смотря на то, что их биологические родители живы.

Знакомясь с работами М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбовича, С. Л. Рубинштейна, И. С. Кона и многих других ученых, мы обратили внимание на готовность к самостоятельной жизни как психологическом состоянии личности, выражающемся в обладании знаниями, умениями, навыками, социально ценным опытом, установками и мотивами.

Исследование детерминант подготовки к жизни вне детского дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показало, что существуют внешние и внутренние детерминанты. Внешние детерминанты – это возможность достойно оплачиваемой работы, жилье, возможность реализации прав и интересов, качественное образование и досуг. Внутренние детерминанты – это социально-психологические характеристики, такие как независимость, жизнестойкость, самоопределение в жизни, жизненные навыки, компетентность и психологическая готовность.

В настоящее время большинство выпускников детских домов сталкиваются с серьёзными трудностями после того, как покидают учреждение. Они практически не готовы к самостоятельной жизни, так как в детских домах и школах-интернатах они были полностью обеспечены государством: им питали, одевали, покупали учебники. Переступив порог учреждения, где они были под покровительством, они испытывают затруднения в адаптации, не умеют управлять финансами, готовить еду, эффективно использовать свободное время, взаимодействовать с государственными органами. Следовательно, детские дома, стремящиеся заменить детям заботливых родителей, иногда оказываются неспособны передать самые важные жизненные навыки: умение жить в обществе, принимать решения, быть самостоятельными.

Преодоление этих трудностей имеет основополагающее значение для успешной социальной адаптации выпускников и является ключом к их успеху во всех сферах независимой жизни, включая успешное приобретение навыков самоорганизации и самообслуживания, а также выбора карьеры.

В ходе исследования мы выяснили, что большая часть выпускников не готова к самостоятельной жизни в обществе. Нами были выявлены следующие особенности готовности к самостоятельной жизни выпускников детских домов, препятствующие их успешной реализации во взрослой жизни: незнание преимуществ, предоставляемых государством, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, частичная сформированность социально-бытовой самостоятельности, а также неготовность к взаимодействию с различными службами и людьми.

Для того, чтобы повысить готовность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни вне детского дома нами был разработанапрограмма, состоящий из 5 модулей: Модуль 1 «Мои права», модуль 2 «Семья», модуль 3 «Профориентация», модуль 4 «Здоровье», модуль 5 «Социально-бытовые навыки».

На основании вторично проведенной диагностики, можно сделать вывод о том, что данная программа по повышению готовности выпускников детских домов к самостоятельной жизни показала свою результативность, так как у выпускников прослеживается положительная динамика.

Цель, поставленная в начале исследования, достигнута, задачи выполнены. Гипотеза о том, что, разработанная нами программа, будет способствовать формированию готовности выпускников детского дома к самостоятельной жизни, нашла свое подтверждение.

Год сдачи
2024
Loading...

Последние статьи из блога

Актуальные проблемы торгового сотрудничества России и Египта

Речевой лаконизм: коммуникативный аспект

Теоретико-методические особенности познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции

Государственная пошлина в системе судебных расходов

Понятие, правовая природа и виды судебных расходов

История становления и развития института судебных расходов в гражданском процессуальном праве России

Экономические реформы 1990-х годов: как переход к рыночной экономике отразился на жизни населения и экономике России?

Дидактический потенциал использования структурнофункциональной модели развития профессиональной мотивации у обучающихся вуза

Процесс координации деятельности проектной команды

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг