Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме формирования у младших школьников метапредметных универсальных учебных действий в проектной деятельности на уроках риторики. 10
1.1 Особенности формирования у младших школьников метапредметных универсальных учебных действий. 10
1.2 Анализ актуального состояния педагогической практики по использованию проектной деятельности в начальной школе. 18
1.3 Возможности использования проектной деятельности на уроках риторики. 23
Выводы по главе 1. 38
Глава 2. Практические аспекты формирования у младших школьников метапредметных УУД в проектной деятельности на уроках риторики. 39
2.1 Диагностика УУД школьников. 39
2.2 Цели и задачи проектной деятельности на уроке риторики во 2 классе. 43
2.3 Организация проектной деятельности. 46
2.4 Результаты анкетирования учащихся о знании метода проектов в учебной деятельности. 54
2.5 Результаты исследования. 55
Выводы по главе 2. 62
Заключение. 63
Список использованной литературы.. 65
Приложение 1. Задачи к методике «Нахождение схем к задачам». 69
Приложение 1. Задачи к методике «Нахождение схем к задачам». 69
Приложение 2. Инструкция к методике «Ваза с яблоками». 71
Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, семиотика предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение его в деятельность, разрешение собственной проблематики, создание собственного образа действия, организацию образовательного семиотического пространства, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей учащегося.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт.
Реализация метода проекта на практике ведет к радикальному изменению привычной для нас позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Также в значительной степени меняется психологический климат во взаимоотношениях учителя и учащихся, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу своих учеников на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. Данный метод предоставляет неограниченные возможности для подлинного сотрудничества учителя и учащихся.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Метод проектов, являясь комплексным методом, интегрирующим в себе совокупность различных учебно-познавательных приемов и операций, стимулирующих интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирующих его потенциальные возможности, может стать одним из эффективных способов формирования метапредметных универсальных учебных действий в учебном процессе на уроках риторики в начальной школе. Разумеется, нельзя рассматривать метод проектов как основной, определяющий стратегию обучения риторике, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Система обучения определяется общей концепцией обучения и включает целый комплекс компонентов – цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Все компоненты этой системы взаимосвязаны.
Степень изученности темы исследования. Изучением проблем формирования метапредметных универсальных учебных действий школьников занимались К.Ю. Колесина, Л.Ф. Квитова, М.Р. Леонтьева, О.Е. Лебедев, П.Г. Щедровицкий и др. Отдельные диссертационные исследования (О.П. Агафоновой, Н.Н. Замошниковой, М.К. Хуснетдиновой, А.А. Хромова и др.) посвящены изучению возможностей использования метода проектов в начальной школе. Однако в настоящее время в научной литературе отсутствуют работы, направленные на изучение использования метода проекта в начальной школе на уроках риторики в качестве средства формирования метапредметных универсальных учебных действий младших школьников.
Тема данной выпускной квалификационной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей-предметников относится к этому с некоторой опаской.
Актуальность исследования на социокультурном уровне обусловлена тем, что поликультурное общество, насыщенное многообразными коммуникативными связями, предполагает не только налаживание отношений сотрудничества, взаимопонимание, но и возникновение противоречий, споров. Поэтому способность учащихся вести плодотворный, эффективный диалог, полилог в различных областях социокультурной сферы, познавать мир становится важным свойством. В процессе диалога и полилога у учащихся развиваются фонетические, лексические и грамматические навыки. Активно развивающиеся сегодня коммуникативные технологии становятся новыми инструментами познания, которые учащиеся овладевают в процессе диалога и полилога, в частности, на уроках риторики.
Актуальность исследования на общенаучном уровне обусловлена несоответствием между практической востребованностью использования метода проектов в практике учебных заведений и недостаточно полно разработанной технологией обучения будущих специалистов по его внедрению в образовательный процесс.
Актуальность исследования на конкретно-научном уровне обусловлена тем, что в настоящее время не решен вопрос, как использовать педагогический потенциал метода проектов для развития метапредметных универсальных учебных действий младших школьников вообще и на уроках риторики в частности.
Анализ научных исследований и практических подходов в области начального образования позволил выделить следующие противоречия. Основной целью уроков риторики в начальной школе является формирование и развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для использования языка в конкретной обстановке общения. Возможности же уроков риторики в целях формирования метапредметных УУД младших школьников до сих пор являются неизученными. Кроме того, в настоящее время в педагогической теории и практике сложилась ситуация, которая характеризуется следующим противоречием: потребностью педагогической практики в формировании у младших школьников метапредметных УУД и слабой разработанностью методического обеспечения данного процесса.
Перечисленные противоречия определяют необходимость выявления путей решения проблемы формирования метапредметных УУД у младших школьников на уроках риторики с помощью метода проектов.
Объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – педагогическое обеспечение развития метапредметных универсальных учебных действий младших школьников посредством метода проектов на уроках риторики.
Цель исследования – анализ формирования метапредметных УУД на уроках риторики в начальной школе с помощью метода проектов.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
Гипотеза исследования: формирование метапредметных УУД может протекать более эффективно, если использовать следующие возможности уроков риторики:
1. взаимосвязанное развитие и востребованность речевой деятельности учащихся;
2. использование проектной деятельности на уроках риторики;
3. строго закрепленная структура и системность в подаче материала;
4. использование принципа креативности на уроках риторики с целью обеспечения формирования и развития творческих способностей учащихся.
В основу нашего исследования положены следующие методологические положения: теоретические (анализ, синтез, обобщение, систематизация, сравнение, сопоставление), эмпирические (использование анкет, индивидуальные и групповые беседы, наблюдение, тестирование).
Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 79 г. Москвы. В исследовании приняли участие: учащиеся начальных классов (15 человек, участвовавшие в проекте); родители учащихся, принимавших участие в проекте; учитель риторики.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:
1. Подготовительный (2011) – анализ проблемы исследования и определение степени ее изученности, формулирование научного аппарата исследования, изучение актуального состояния в практике.
2. Основной (2012) – систематизация и обобщение взглядов ученых, концепций, раскрывающих данную проблему, определение логики и условий опытно-экспериментальной работы и ее проведение на базе средней общеобразовательной школы № 79 г. Москвы.
3. Заключительный (2012) – анализ и оценка результатов исследования, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы, презентация материалов исследования.
Новизна исследования заключается в обосновании возможности развития метапредметных универсальных учебных действий младших школьников на уроках риторики посредством метода проектов.
Теоретическая значимость нашего исследования состоит в том, что в нем были систематизированы возможности использования проектной деятельности на уроках риторики и описаны особенности формирования у младших школьников метапредметных универсальных учебных действий.
Практическая значимость исследования заключается в практическом применении метода проектов на уроках риторики во 2 классе с целью формирования у младших школьников метапредметных УУД; в выявлении эффективности использования данного метода; в выявлении положительной динамики уровня развития метапредметных УУД у младших школьников.
Материалы и результаты исследования представляют интерес для учителей начальных классов в образовательном процессе начальной школы, а также в системе повышения их квалификации.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Метод проекта в школьном образовании – это некая альтернатива классно-урочной системе. Это средство познавательной деятельности, развития творческих способностей учащихся и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов в школьной практике учит детей вместе с учителем исследовать окружающую жизнь, при этом дети сами планируют, выполняют, анализируют, оценивают и выполняют проект.
Целью использования метода проектов в учебной деятельности является: развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Выделяют различные типы проектов в зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные.
В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта выделяются монопроекты и межпредметные проекты.
Метод проектов поддерживается следующими дидактическими принципами: детоцентризма, кооперации, опоры на субъектный опыт учащихся, учета индивидуальности учащихся, свободного выбора, связи исследования с реальной жизнью, трудной цели.
Основными требованиями к использованию метода проектов являются: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность учащихся; определение конечных целей проекта; определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом; структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов.
Исследование показало, что совершенствование метапредметных УУД на уроке риторики в начальной школе будет происходить успешнее в процессе обучения, характеризующемся творческой составляющей. Хотя не только диагностика, но и формирование творческой деятельности невозможны, в школе обязательно создание условий для возникновения и проявления творчества, что в полной мере дает проектный метод обучения.
Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – это показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития, потому что в работе над проектом нет готовых решений. Педагог, работающий в русле идей исследовательского обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Учитель не может знать ответы на все возникающие вопросы, но он должен знать путь нахождения истины и научить детей процессу поиска.
Настоящий учитель видит своей целью раскрытие для учащегося всей полноты возможных решений на каждом этапе проекта, учитель контролирует и направляет работу всей группы и отдельных участников проекта. Сама работа над проектом невозможна, если учитель не помог увидеть проблему, не поддержал решения учащихся, не подсказал возможных путей решения проблемы.
Проектная деятельность учащихся – это одна из наиболее сложных форм самостоятельной работы. Для самостоятельной работы необходимы такие личностные характеристики, как: независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; ответственность за свои поступки и их последствия; внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.
Кроме того, успешность самостоятельной работы учащихся во многом зависит от владения ими системой самоуправления, под которым понимается процесс авторства собственной жизни в обществе, который требует от его участников умения планировать, организовывать, осуществлять, рефлексировать. Все эти умения актуализируются в ходе работы над проектом.