Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Методика обучения работе с текстильными материалами в начальной школе

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно Методика обучения работе с текстильными материалами в начальной школе

Категория: Курсовые работы

Скачать бесплатно

г. Уссурийск

2020

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ... 5

1.1. Психолого- педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с текстильными материалами. 5

1.2.Материалы, инструменты и приспособления для работы с текстильными материалами. 8

1.3.Особенности работы с текстильными материалами на уроках технологии в начальной школе. 10

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ.. 13

2.1 Исследование уровня творческих способностей учащихся 7-8 лет на занятиях технологией в начальных классах. 13

2.2 Формирование творческих способностей младших школьников на занятиях технологией. 17

2.3 Выявление уровня развития творческих способностей младших школьников в процессе занятий при работе с текстильными материалами. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 27


ВВЕДЕНИЕ

Работа с тканью и волокнистыми материалами являются важным видом трудовой деятельности учащихся в начальных классах, ведь любовь к шитью и вышиванию, привитая детям в раннем возрасте, часто сохраняется на всю жизнь. Не менее важны знания и умения по самообслуживанию, уходу за одеждой. Работая с тканями, младшие школьники расширяют свой политехнический кругозор, обогащаются представлениями о важных для человека материалы, их виды, свойства и производство, получают начальные сведения о текстильное и швейное производства.

На уроках трудового обучения у школьников формируются умения работать с различными инструментами и приспособлениями: иглой, наперстком, выкройками, сантиметровой лентой и тому подобное. Дети учатся размечать и резать ткань, выполнять простейшие стежки и швы, украшать изготовленные собственными руками изделия. Практические работы, связанные с обработкой текстильных материалов, развивают глазомер и координацию движений, приучают младших школьников к точности и аккуратности, совершенствуются их трудовая культура и умение планировать свою деятельность. Работа с тканью также имеет большое воспитательное значение, особенно, если дети довольны результатами собственного труда.

У учащихся формируются уважение к людям труда, организованность, дисциплинированность, чувство поддержки и взаимопомощи, эстетические вкусы. На уроках вышивания младшие школьники знакомятся с традиционными для нашего народа узорами и орнаментами, учатся подбирать цвета ниток, выполнять разнообразные отделочные швы, способствует эффективной подготовке детей к жизни, будущей трудовой деятельности. Несмотря на то, что работе с тканью и волокнистыми материалами отведено большое значение, она подробно описана в учебной и методической литературе. Так, в пособиях представлены сведения о развитии текстильной промышленности, прядения волокон и ткачество, изготовление тканей и их виды, инструменты и принадлежности для работы с тканью, крой и ручное шитье, ремонт одежды и аппликацию на ткани, вязание крючком и народная вышивка [1, 3]

Актуальность темы данного исследования обусловлена, следовательно, острой потребностью общества в творческом развитии, творческих людях и реально слабым методическим обеспечением современной начальной школы учебно-методическими материалами для развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии.

Цель исследования: выявление педагогических условий, которые способствуют развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с текстильными материалами.

Объект исследования: педагогический процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с тканью.

Предмет исследования: работа с тканью как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии.

Задачи исследования:

- проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу с целью определения степени ее изученности и актуальности;

-развивать творческие способности младших школьников на уроках технологии при работе с тканью:

-раскрытьособенности работы с тканью на уроках технологии в начальной школе;

-изучить технику работы с тканью на уроках технологиив начальной школе.

- определить критерии оценки и уровня развития творческих способностей учащихся;

- разработать и экспериментально проверить предложенную методическую систему;

-выявление исходного уровня и сформированности работы с тканью на уроках технологии.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ

1.1. Психолого- педагогические особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии при работе с текстильными материалами

Поступление ребенка в школу, смена игровой деятельности на учебную, включение его в системы межличностных отношений способствуют перестройке всех его познавательных процессов. Основными характеристиками всех познавательных процессов школьника должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

В младшей школе на смену непроизвольному вниманию приходит произвольное, что позволяет ребенку легко переходить с одного вида деятельности на другой без особых затруднений и внутренних усилий [33, с. 145]. Продолжается развитие памяти. Память младших школьников достаточно хорошая, и это в основном касается механической памяти, которая за первые 3-4 года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в развитии логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью [33]. Учебная деятельность в начальных классах способствует, прежде всего, развитию таких психических процессов как ощущения и восприятие. Для младших школьников характерны острота и свежесть восприятия. Однако в начале учебной деятельности восприятие не достаточно развито. Обучающиеся еще неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты. Им свойственна «недостаточность углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии; связь восприятия с действиями, ярко выраженная эмоциональность» [45, с. 76].

С развитием мышления происходит качественная перестройка восприятия и памяти в произвольные, регулируемые процессы. Воображение, как один из важных познавательных процессов, формируется и развивается в процессе учебной деятельности под влиянием ее требований. На развитие воображения также влияют непосредственные впечатления. К основным тенденциям развития воображения в младшем школьном возрасте относятся: усовершенствование воссоздающего воображения, которое связанно с представлением ранее воспринятого или созданного образа в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и др. Представления младших школьников постепенно становятся более реалистичными, перестают быть фрагментарными и разорванными, объединяются в системы. Также получает дальнейшее развитие творческое воображение. Таким образом, воображение младших школьников, с одной стороны, постепенно освобождается от влияний непосредственных впечатлений, с другой стороны, усиливается реализм их воображения, связанных с развитием способности контролировать и оценивать образы воображения с позиции 19 логики, законов объективного мира. Часто педагоги отмечают, что дети 7-8 лет, пересказывая какое-либо событие, непроизвольно, неумышленно дополняют, обогащают его выдуманными потребностями. Причем ребенок и сам искреннее верит тому, что так было. Аналогично бывает и в случае, когда ребенок хочет привлечь внимание взрослого к своему рассказу, при желании возвыситься в глазах взрослых или своих сверстников. Труды А.С. Белкина, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, раскрывают воображение как предпосылку эффективного усвоения обучающимися новых знаний, умением творческого преобразования этих знаний в жизни, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной мере определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в образовательной организации [18]. И.В. Гете считал, что дети могут из всего сделать все. То есть они применяют творческий подход к преображению окружающего мира. Французский психолог Т. Рибо выделил следующие стадии развития воображения, соответствующие развитию умственных способностей детей: детство и отрочество – много фантазии, игр, сказок, вымысла;- юность – соединение вымысла и деятельности;- зрелость – подчинение воображения интеллекту [36, с. 135].-Развитие творческого воображения и получение новых знаний в младшем школьном возрасте неразрывно связаны друг с другом. Воображение тесно связано с развитием высших психических функций (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), необходимыми для развития учебной деятельности. Поэтому развитие творческого воображения способствует лучшему усвоению знаний. Как пример представим взаимосвязь воображения и внимания: для усвоения абстрактных понятий педагог использует наглядно-образные представления.

Младший школьный возраст является сензитивным для развития творческого, репродуктивного воображения. Сегодня существуют различные программы, методические рекомендации, приемы, цель которых есть развитие творческого воображения. Однако обучающиеся начальных классов получают минимальное количество времени на целенаправленное развитие творческих составляющих личности (креативность, продуктивное воображение, ассоциативность мышления). Поэтому именно в начальных классах необходимо проводить различные формы уроков по развитию творческого воображения. Можно выделить основные направления деятельности по развитию творческого воображения младшего школьника: совершенствование планирования создания образов воображения;- увеличение точности и определенности образов воображения;- повышение разнообразия и оригинальности продуктов- воображения; уменьшение элементов репродуктивного воспроизведения образов;- увеличение реализма и контролируемости образов воображения;- усиление связи воображения с мышлением;- переход воображения из деятельности, нуждающейся во внешней- опоре, в самостоятельную внутреннюю деятельность на основе речи. Таким образом, если не уделять достаточно внимания развитию воображения, снижается качественный уровень обучения. У детей с развитым воображением больше возможностей успешно обучаться в школе. Развивая у ребенка воображение, мы развиваем все его когнитивные функции и умения, которые необходимы в обучении. Именно творческое воображение помогает детям решать задачи школьной программы, находить подход к той или иной ситуации, способствует самовыражению в различных видах деятельности. Деятельность воображения представляет собой важнейший путь познания и освоения ребенком окружающей действительности, способ увеличения границ личного практического опыта, важнейшую психологическую предпосылку развития способности к творчеству. Для развития творческого воображения младшего школьника важны актуализация и обогащение его эстетического опыта, вовлечение его в разные виды художественной деятельности, развитие речи и ознакомление с различными видами искусства. Одним из средств развития творческого 24 воображения у детей младшего школьного возраста является декоративноприкладная деятельность[U1] .

1.2.Материалы, инструменты и приспособления для работы с текстильными материалами

Текстильные материалы играют большую роль в жизни человека. Производство их зародилось и развилось еще в первобытнообщинного строя. Среди текстильных изделий ведущее место по объему и значению занимают ткани.

Производство ткани берет начало от плетения, так и теперь производство ее заключается в переплетении нитей. Производство тканей объединяет в себе целый ряд производств: подготовку сырья, производство пряжи и нитей, производство ткани и отделки готовой продукции. Совокупность всех этих производств называется текстильной промышленностью.

Ткачество процесс изготовления строгой (невод беленой) ткани из пряжи или нитей на ткацких станках, состоит в переплетении двух систем нитей.

Система нитей, расположенных вдоль ткани, называется основой, а поперек - утком (утка). Нити основы сильно скрученные и натянутые как струна, нити утка толще основания и менее скручены.

Переплетения нитей бывает: полотняное, сатиновое, саржевое, атласное.

Снятая с ткацкого станка ткань называется суровой. Она имеет неприглядный вид. Чтобы ткань красивой, приятной на ощупь, ее облицовывают (обжига, отбеливание, покраска или печати, аппретирования).

Изготовленные на ткацких фабриках ткани классифицируются: по волокнистым составом (натуральные, химические, смешанные); по назначению (бытовые, технические); по способу изготовления (простого и сложного переплетения) по цвету (одноцветные и многоцветные).

Ткани имеют лицевую и обратную стороны.

Работа с тканью доступна детям младшего школьного возраста и занимает достойное место в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Изучение темы «Работа с тканью» учениками начальных классов предусматривает: ознакомление с основными понятиями «текстильные материалы», «ткачество», «ткань»; ознакомлением с производством ткани; инструментами и принадлежностями для ручного шитья (сантиметровая лента, лекало, ножницы, портновские булавки, ручные иглы, нитки) ознакомление с правилами техники безопасности;ознакомление с приемами кроя и ручного шитья (разметка, раскрой, сматывания, сшивание) обучение различным способам обработки срезов ткани (образование бахромы, подгиба и пришивания краев с закрытым срезом (одинарное подгиба), подгиба и прошивки краев с закрытым срезом (двойное подгиба), обшивка краев ткани косыми стежками без подгиба) обучение изготовлению простых изделий из ткани, имеющие прямые (салфетка, передники) и закругленной формы (мягкая игрушка, кукольная одежда) знакомство с искусством национальной одежды; обучение изготавливать одежду по мотивам народной для куклы.

Методы и методические приемы: рассказы и художественные рассказы о производстве текстильных материалов, непосредственно, ткани; беседа; демонстрации наглядности (изображение коллекций тканей, традиционного орудия для изготовления пряжи, схема ткацкого станка, схема переплетения нитей в ткани, таблица «Инструменты и принадлежности для работы с тканью», таблица по технике безопасности «Работа с иглой и нитью», таблица «Правила раскроя и шитья ткани », технологические схемы последовательности изготовления различных видов изделий из ткани, готовые изделия из ткани) показ приемов и способов изготовления изделий из ткани учителем; непосредственное общение с портными, наблюдение за процессом создания изделий; показ удачных работ, оригинальных приемов выполнения задач на любом этапе; моделирование ситуаций, проведение выставок детских работ.

Ориентировочная тематика задач: аппликация из ткани (панно) салфетка; фартук для куклы; прихватка; одежда для куклы (кукла в национальном костюме).

1.3.Особенности работы с текстильными материалами на уроках технологии в начальной школе

Проанализировав программы по технологии и трудового обучения за последние 40 лет (1970-2010 гг[U2] .), Можно сделать вывод, что в этот период работа с тканью играла важную роль на уроках труда в начальной школе. Так, в первом классе ученики получали общее представление о производстве, виды тканей и нитей, их свойства, назначение, а также инструменты и приспособления для работы с тканью, процесс изготовления одежды учились выполнять швы «вперед иголку», «через край», изготавливать одежду для кукол, обметывать и украшать изделия из ткани (1992 г.).

Второклассники знакомились с природными и химическими волокнами, размещением в ткани нитей, раскроя ткани, использованием выкроек; изготавливали мешочки, пришивали пуговицы, украшали салфетки, совершенствовали умения по использованию ранее изученных швов и стежков (1997 г.).

В третьем классе программа предусматривала расширение у детей представление об изготовлении изделий из ткани, составление чертежа фартука, изготовление выкройки по самостоятельно снятым меркам, пошив фартука и его отделка аппликацией. Школьники знакомились с видами нитей, их производством и свойствами, учились вязать крючком (1986 г.). Этой же программой предусматривалось ознакомление учащихся четвертого класса с устройством бытовой швейной машины, подготовкой ее к работе, приемами выполнения машинных швов при соединении деталей. Дети учились рисовать и раскраивать детали, сшивать их, выполнять художественное оформление изделий. В ныне действующей программе по трудовому обучению [2] работа с тканью, по нашему мнению, представленная недостаточно. Так, в первом классе ученики с тканью не работают, только в теме «Самообслуживание» предусматривается их ознакомления с основными материалами, которые используются для изготовления одежды, его назначением и основными правилами ухода. Не работают с тканью и во втором классе. Школьники знакомятся только с нитками и их применением, а также изготавливают из них аппликации на бумаге. В теме «Самообслуживание» предусмотрено пришивания пуговиц. В третьем классе продолжается формирование общего представления о работе с текстильными волокнами и нитями, их свойствами, особенностями соединения и правилами резки текстильных материалов. В ходе практической работы школьники изготавливают аппликацию из ниток. Кроме того, они знакомятся с видами и свойствами тканей, приемами резки и особенностями их соединения с бумагой, а еще - изготавливают аппликации с использованием ткани.

В теме «Самообслуживание» предусмотрено ознакомление с вышивкой, инструментами и материалами, которые при этом используются, последовательностью отделки изделий, в частности одежды, вышивкой. Ученики четвертого класса выполняют объемную аппликацию из ткани и пуговиц, учатся их пришивать, а также изготавливать простейшие мягкие игрушки. Темой «Самообслуживание» предусмотрено расширение представления об одежде, последовательность его создания, декорирование и моделирования. В ходе практической работы младшие школьники создают и украшают модели одежды из бумаги и картона.

Итак, можно сделать вывод: если предыдущие программы уже с первого класса предусматривали изготовления одежды для кукол из ткани, то ныне действующая предлагает только четвероклассникам моделирования такой одежды, но из бумаги. Такой подход не может обеспечить учеников достаточной практической подготовкой, необходимыми знаниями и умениями.

Исследования показали, что младшие школьники не имеют общего представления о производстве ткани, их свойства, не ориентируются в видах тканей, плохо знают швы и стежки, правила пользования иглой. Улучшить такое положение можно благодаря увеличению количества часов на работу с тканью. В частности, это можно сделать за счет тем «Оригами», «Работа с пластилином», изучение которых не влияет в значительной степени на общее развитие учащихся и их подготовку.

Кроме того, учителя с наибольшой эффективностью должны использовать урок для ознакомления младших школьников с нитками и тканями, их обработкой, формировать у детей первоначальные представления о производстве ткани, умение выполнять простейшие стежки и швы. В соответствии с принципами развивающего обучения Л. Занкова, материал на каждом уроке должен быть достаточно сложным, а обязательное усвоение учащимися теоретических знаний, процесс трудового обучения необходимо организовывать таким образом, чтобы младшие школьники не работали механически, выполняя под диктовку учителя практические действия, а осмысливали, что делают, анализировали образцы, самостоятельно планировали трудовой процесс, соблюдали последовательность в работе. Эффективно влиять на интеллектуальное развитие учащихся может лишь тот урок, построенный на основе вопросов к ним. Предлагаемую методику хотим продемонстрировать на примере одного из уроков для второго класса [4[U3] ]

ПРЕДМЕТ НАЗЫВАЕТСЯ В ШКОЛЕ ТЕХНОЛОГИЯ, А НИКАК ПО ДРУГОМУ!

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ[U4]

2.1 Исследование уровня творческих способностей учащихся 7-8 лет на занятиях технологией в начальных классах

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУСш № 1 «г.. [U5] В исследовании приняли участие 18 обучающихся от 7 до 8 лет.

Согласно выдвинутой гипотезе[U6] мы организовали опытно-экспериментальное исследование, включающее в себя три этапа:

1 этап - констатирующий эксперимент, направленный на выявление условий и уровней развития творческих способностей при работе с тканью в учреждении общего образования.

2 этап - формирующий эксперимент, целью которого являлось развитие трудовых знаний и навыков, а также творческой активности обучающихся 1-го класса, в ходе которого нами были подобраны темы творческих занятий по работе с различными видами швов.

3 этап - контрольный эксперимент, целью которого являлось исследование уровня развития обучающихся в ходе эксперементальной работы, направленный на выявление влияния занятий по ручной вышивке на развитие и формирование творческих способностей.

1 этап. Констатирующий эксперимент:

Исходя из теоретических данных, цели, задач и гипотезы исследования нами была намечена следующая:

цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень сформированности работы с текстильными материалами на уроках художественного труда, получить базовые данные для разработки и организации формирующего этапа эксперимента.

Задачи констатирующего эксперимента:

  • Определить критерии оценки уровня развития творчества у обучающихся при работе с тканью и ручной вышивкой ;
  • Выявить уровень знаний, умений и навыков о ручной вышивке и ее видах,
  • Обобщить полученные результаты и сделать выводы для определения направлений работы во время формирующего эксперимента.

Мы предположили, что развитию творческих способностей обучающихся в технике работы ручной вышивке будет способствовать:

-грамотный подбор содержания работы с учащимися;

-наличие соответствующей материальной базы;

Констатирующий этап эксперимента включал в себя упражнения в старшей группе:

Субтест I - Тест «Ручная вышивка»

Субтест II - Тест «Креативность личности»Д. Джонсона

Первый тест, проведенный с обучающимися, был направлен на исследование знаний о тканях и ручной вышивке. Исследование уровня формирования творческих способностей обучающихся осуществлялось через практические задания, в процессе которых появилась возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о развитии творчества у обучающихся.

Для выявления уровня знаний декоративной композиции у обучающихся старшей группы нами был использован субтестI – «Ручная вышивка» (приложение 9)

Таблица 1. Результаты эксперимента в первом классе на констатирующем этапе эксперимента

Уровень

Экспериментальная группа

Кол-во детей

%

Оптимальный

6

33.00

Допустимый

10

56.00

Недопустимый

2

11.00

По результатам данной таблицы нами была построена диаграмма

Диаграмма 1. Уровень знаний о текстильных материалах на констатирующем этапе

Таким образом, по результатам исследования было выявлено, что в группе из 18 обследованных учеников, 6 детей (33%) имеют высокий уровень знаний теории о текстильных материалах, 10 детей (56%) продемонстрировали средний уровень и 2 ученика (11%) имеют низкий уровень знаний. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики. Данные результаты указывают, что большинство детей обладает знаниями о текстильных материалах при работе с вышивкой.

СубтестII- Методика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).

Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

Инструкция: Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:1 - никогда,2 - редко,3 - иногда,4 - часто,5 - постоянно.

Таблица 2. Результаты определения у учащихся уровня развития творческого мышления и креативности

Уровень

Экспериментальная группа

Кол-во детей

%

Оптимальный

4

22.00

Допустимый

11

61.00

Недопустимый

3

17.00

Исходя из результатов таблицы нами была составлена диаграмма

Диаграмма 2. Результаты определения у обучающихся уровня развития творческого мышления и креативности

В результате исследования уровня развития творческого мышления и креативности обучающихся, было выявлено, что в экспериментальном классе 4 ученика (22 %) имеет высокий уровень, 11 детей (61 %) имеют средний уровень и 3 ребёнка (17%) - с низким уровнем свободы творческого мышления и оригинальности. (Приложение12)

Таким образом, уровень выполненных упражнений обущающихся- средний. И с помощью различных педагогических методов и приемов, перед нами стоит задача повысить уровень развития творческих знаний, умений и навыков обучающихся старшей группы. Основываясь на вышесказанном, была разработана и проведена серия занятий, направленная на развитиеи формирование творческих способностей у обучающихся начальной школы по ручной вышивке.

Полученные результаты были помещены в таблицу. По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе имеется разнообразный уровень развития творческих знаний, умений и навыков.

2.2 Формирование творческих способностей младших школьников на занятиях технологией

Тема: Текстильные материалы. Аппликация из отрезков нитей.

Практическая работа: изготовление поздравительной открытки.

Цель и задачи: формировать общее представление о текстильном производстве, виды тканей и нитей, их назначение и свойства, а также классификацию нитей и тканей с волокнами: природные (растительного и животного происхождения) и искусственные;

формировать умение различать основные виды тканей и нитей по происхождению волокон и их назначением, соблюдать последовательность при выполнении аппликационных работ;

обучать учеников пользоваться клеем, линейкой, резать нити ножницами; воспитывать исполнительность, бережное отношение к продуктам труда; развивать фантазию, воображение, эстетический вкус.

Материалы и инструменты: цветные нити для работы, пряжа, карандаш, линейка, ножницы, клей, плотная белая бумага.

Наглядность: коллекция тканей, коллекция нитей, изображение процесса производства нитей, вроде поздравительной открытки, учебник.

Ход урока

I. Подготовка рабочих мест. Проверка наличия необходимых материалов и инструментов, правильности их расположения.

- Дети, посмотрите, все ли необходимые инструменты и материалы у вас на партах: цветные нити, линейка, лоскутки ткани, ножницы, карандаш, клей, кисточка?

- С какой стороны должна лежать линейка? (С левой).

- Образцы тканей положите перед собой дело, а образцы нитей - слева. - Где должны лежать ножницы? (Дело).

- Как правильно их положить: кольцами или лезвиями к себе? (Кольца). - Где разместим клей с кисточкой? (В верхнем правом углу подкладной доски).

II. Мобилизация внимания учащихся. Осмысление нового материала.

- Дети, можете ли вы представить свою жизнь без одежды? С чего его делают? (С ткани).

- Ваша одежда одинаковый или разный? (Разный).

- Тогда и ткани должны быть какими? (Разными).

- А какие ткани вы знаете? (Ситец, лен, шерсть, шелк).

- Возьмите в руки образцы тканей, рассмотрите их, прикоснитесь к каждой руками. Одинаковые они по цвету, толщиной? Или намокают ткани в воде,горят, мнутся? При помощи чего можно выпрямить ткань? (Утюги).

- Сравните лицевой и изнаночные сторону ткани. Одинаковые они? Чем отличается лицевую сторону от выворотной? (Лицевой более гладкий, яркий). - Дети, а с чего изготовлена любая ткань? (С нитей).

- Нити в ткани обязательно должны переплетаться. Посмотрите на различные кусочки.

- Выдерните краю клочка нить и рассмотрите ее. Раскрутите нить. С чего она изготовлена? (Из волокон, пряжи).

- Нити изготавливаются из пряжи, а состоят из волокон (демонстрация льняных волокон). Пряжа может быть из льна, хлопка и шерсти. Итак, как будут называться нити? (Льняные, хлопчатобумажные и шерстяные).

- А ткани, изготовленные из этих нитей? (Также будут называться льняные, хлопчатобумажные и шерстяные).

- Где берутся лен и хлопок? (Их выращивают на полях).

- А шерсть? (Ее получают после стрижки овец и коз).

- Дети, названные выше ткани называются натуральными, однако есть еще и искусственные. К ним относятся капрон, нейлон, лавсан и многие другие. Нитки для этих тканей изготавливают из отходов, чаще всего подобных смолы.

- А как изготавливают натуральные нити? (Их прядут на ткацких фабриках). Демонстрация изображения прядильного цеха.

- С нитей изготавливают разнообразные ткани. Какими еще могут быть нити и где они используются? (Для шитья, вязания и вышивания).

- Каковы эти нити по цвету? (Разноцветными).

- Можно нити использовать не по назначению и изготовить, например, поздравительную открытку?

III. Объявление темы. Мотивация учебно-трудовой деятельности.

- Сегодня на уроке мы будем изготавливать вот такую открытку (демонстрация открытки), которую вы сможете подарить своим родным и близким к празднику, который мы вскоре будем отмечать (короткая беседа о празднике, открытку к которому производить дети).

IV. Инструктаж. - Значит, рассмотрите, из чего изготовлена открытка? (С нитей).

- Из каких? (Разноцветных нитей для вышивания). - С сплошных длинных нитей или их небольших кусочков? (Мелких кусочков).

- Какую бумагу лучше взять для основы? Плотный или тонкий? (Белый плотную бумагу).

- Дети, внимательно рассмотрите образец листовки. Что на ней изображено? (Цветы).

- Какого цвета эти цветы? (Красного).

- Они полностью красные или нет? (Нет).

- Да, конечно, лепестки могут быть различных оттенков, а серединка - желтой. А какого цвета листочек? (Зеленого).

- Дети, а чем мы будем резать нити? (Ножницами).

- Резать необходимо мелко и осторожно, раскладывая нити на разные кучки, в зависимости от цвета. Ваши дальнейшие действия? (Нарисовать цветок).

- А после этого? (Смазать ее клеем, приложить цветные нити и приклеить).

- Правильно. Но смазывать клеем нужно не всю цветок, а лишь отдельные ее детали. Например, помазав клеем один лепесток, накладываете нарезанные нити.

После этого переходите к другой лепестки, а затем - в других частей цветка. Что необходимо использовать, чтобы нити хорошо приклеились? (Наложенный бумагу).

- С какой части цветка стоит начинать? (С серединки).

- Что будете выкладывать после этого? (Лепестки).

- А после лепестков? (Стебель и листочек).

- Повторим еще раз последовательность нашей работы.

1. Берем белый плотную бумагу.

2. Рисуем изображение (лучше цветное).

3. Нарезаем ножницами разноцветные нити на разные кучки.

4. Смазываем кисточкой частицы и накладываем нити.

5. Накладываем сверху бумагу и прогладжуемо.

6. Проверяем качество работы.

- Вижу, вы поняли ход работы.

Приступайте к ее выполнению. Кто не желает производить цветок, может выполнить на бумаге любое другое изображение и изготовить собственное изделие.

V. Развитие практических умений и навыков.

Самостоятельная работа учащихся. Убедившись в том, что дети поняли ход работы, учитель позволяет им начать ее выполнение. Последовательность выполнения работы написано на доске. Педагог следит за тем, чтобы дети хорошо изобразили на бумаге цветок или другой предмет, аккуратно резали нити, мелко и обязательно на разные кучки, в зависимости от цвета, не мазали на бумагу слишком много клея, по возможности нити брали пинцетом, а не пальцами , прижимали их с помощью накладного бумаги.

V I. Обобщение, систематизация знаний, умений учащихся.

Подведение итогов урока.

Оценивания.

- Значит, дети, вы все закончили работу. Давайте рассмотрим лучшие изделия (учитель демонстрирует поздравительные открытки, анализирует их).

- Итак, чем мы занимались сегодня на уроке? (Изготавливали открытку к празднику).

- Как называется выполнена работа? (Аппликация).

- С чего вы преподавали аппликацию? (С отрезков нитей).

- Какие нитки бывают по назначению? (Для шитья, вязания и вышивания).

- Что еще делают из ниток? (Ткани).

- Какие бывают нитки по происхождению? (Растительные, животные и искусственные). - С чего изготавливают растительные нити, животные и искусственные? (Растительные - изо льна и хлопка, животные - с шерсти овец и коз, искусственные - из отходов веществ в виде смолы).

VII. Домашнее задание. - Вашим домашним заданием будет подписать поздравительную открытку, изготовленную на уроке.

VIII. Уборка рабочих мест

2.3 Выявление уровня развития творческих способностей младшихшкольников в процессе занятий при работе с текстильными материалами

Для выявления эффективности проведённых занятий в заключении был проведен третий этап эксперимента — контрольный, необходимость которого заключается в сравнении знаний, умений и навыков обучающихся на начальном и конечном этапах экспериментального исследования.

Цель контрольного этапа эксперимента - выявление уровня развития творческих способностей обучающихся первого класса начальной школы после того, как проведена серия занятий в ходе формирующего эксперимента.

В процессе занятий по текстильным материалам и ручной вышивке отслеживались уровни развития и формирования творческих способностей учеников по тем же критериям, что и на констатирующим этапе эксперимента.

На данном этапе эксперимента нами были поставлены следующие задачи:

1. Подтвердить правильность выбранных педагогических условий.

2. Определить особенности развития и формирования творческих способностей обучающихся в процессе занятий с текстильными материалами и различными видами швов.

Для определения уровня знаний и умений мы выбрали Субтест I - Тест «Ручная вышивка» в процессе которого появилась возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения о развитии и формировании творческих способностей обучающихся в процессе обучения швов. Детям были предложены те же тесты, что и на констатирующем этапе исследования.

Таблица 4. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов

Уровень

Констатирующий этап

Контрольный этап

Кол-во

%

Кол-во

%

Оптимальный

6

33.00

10

56.00

Допустимый

10

56.00

8

44.00

Недопустимый

2

11.00

0

0.00

Исходя из результатов таблицы, нами была построена диаграмма

Диаграмма 4. Сравнительная диаграмма уровней контрольного и констатирующего этапов

Данные результаты в экспериментальной группе занесены в таблицу. Результаты исследования: оптимальный уровень знаний в процессе выполнения теста показали десять обучающихся ( 55%). Допустимый уровень – восемь учеников (44%). На не достаточном уровне нет обучающихся (0%).

Данные результаты указывают на преобладание учеников со средним и высоким уровнем знаний. Сделав сравнительный анализ исходного и конечного уровней сформированности знаний и навыков о тканях и ручной вышивке у обучающихся первого класса начальной школы в процессе первого задания, можно выявить динамику роста. В сравнении с результатами первого этапа исследования четыре ученика с допустимым уровнем знаний попали в группу с оптимальным уровнем, и два ученика с недопустимым уровнем попали в допустимый уровень знаний.

Для определения уровня развития творческого мышления (креативности) обучающихся мы использовалиСубтест «Креативность личности» Д.Джонсона. Тест позволил продиагностировать уровень развития творческого мышления (креативности), как ученик, возможно, поменял свое мнение обокружающим его мире и сделал небольшие выводы после повторного провидения.

Таблица 5. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов (развития творческого мышления, креативности)

Уровень

Констатирующий этап

Контрольный этап

Кол-во

%

Кол-во

%

Оптимальный

4

22.00

5

28.00

Допустимый

11

61.00

12

67.00

Недопустимый

3

17.00

1

6.00

На основе данной таблицы была создана диаграмма

Диаграмма 5. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов (развития творческого мышления, креативности)

Результаты исследования показали, что уровень развития творческого мышления возрос. Один ученик повысил уровень до оптимального– общий показатель которого ( 28%). Допустимый уровень –у 12 детей (67%). На не достаточном уровне оказался один обучающийся (6%). Результаты творческих проявлений отражены в данной диаграмме. Данные результаты указывают на преобладание учеников со средним уровнем развития творческого мышления и креативности.

Проанализировав работы по данной методике можно сделать выводы, что все справились с заданием. Обучающиеся придумали названия рисункам и большинство получили достаточный уровень, что выявило у них высокий уровень развития творческого воображения . Результаты творческих проявлений отражены в данной диаграмме. Данные результаты указывают на преобладание учеников с высоким уровнем развития свободы творческого воображения. Полученные результаты были помещены в таблицу. По итоговой таблице можно сделать вывод, что в группе имеется разнообразный уровень развития творческих знаний, умений и навыков.

Таким образом, обобщая результаты исследования, мы можем увидеть, что уровень развития творческих способностей у обучающихся экспериментальной группы стал выше, чем был в начале эксперимента.

Вывод по второй главе:анализ работ показал, что большинство учеников ответили на все вопросы правильно, очень много детей знают про текстильные материалы ,где их можно использовать , а где могут их различать(по внешним признакам и названиям), а так же заинтересованы в том, чтобы чаще делать поделки из текстильных материалов на уроках технологии[U7] .


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа с тканью и волокнистыми материалами имеет большое значение для общего развития младших школьников. Работая с ними, дети обогащают свое представление оважных для любой человека материалы, учатся размечать, резать, сшивать, пользоваться различными инструментами, совершенствовать глазомер и координацию движений, а во время вышивания в них воспитывается позитивное отношение к традициям нашего народа. Несмотря на это, в ныне действующей программе по трудовому обучению работа с тканью представлена недостаточно. По нашему мнению, необходимо увеличить количество часов на эти виды работ. Сделать это можно за счет изучения тем «Оригами» и «Работа с пластилином». Учителя должны эффективно использовать каждый урок для ознакомления младших школьников с нитками и тканями, их обработкой, формировать у учащихся умения выполнять простейшие стежки и швы, опираясь при этом на принципы развивающего обучения.

Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы, видно, что наша гипотеза подтвердилась: работа с текстильными материалами, в системе начального общего образования стала эффективной, проведение занятий по ручной вышивке может активизировать процесс развития творческих способностей обучающихся, при соблюдении выбранных нами педагогических условий. У детей повысился уровень умений и навыков. К концу эксперимента значительно увеличился интерес к данной технологии по работе с текстильными материалами.

Хорошо организованная, продуманная деятельность обучающихся в системе начального общего образования помогает им стать инициативными, последовательными, усидчивыми, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи.

Таким образом, в результате проведения с обучающимися занятий по работе с текстильными материалами происходит активное развитие творческого мышления и креативности .

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов: Кн. Для учителя по внеклас. Работе.- М.: Просвещение, 2017.-160 с[U8] .

2. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 2018. – 240с[U9] .

3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования/ В.В. Давыдов – М., Просвещение,2016. – 426 с.

4. Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2019. – 24 с.

5. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения/ О.М. Дьяченко, А.И. Кориллова// Вопросы психологии. – №2. –2016. – С. 35-39.

6. Петухов, В. В. О культурно-исторической психологии творчества. Культурно-исторический подход и проблемы творчества / под ред. Е. Е. Кравцовой, В. Ф. Спиридонова, Ю. Е. Кравченко. – М.: РГГУ, 2016. – 290 с.

7. Подольская, М. С., Федорова, Л. П. Традиции ученичества в декоративно-прикладном искусстве (материалы педагогических исследований)/ общ.ред. В. А. Барадулина. – М.: ИНИОН РАН, 2016. – 138с.

8. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования/ Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2016. – 127 с.

9. Маерова К.В., Дубинская К.С. Русское народное прикладное искусство/ К.В. Маерова, К.С. Дубинская. – М.: Русский язык, 2016. – 272 с

10. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей/ Д.Б. Богоявленская. – М.: «Академия», 2016. – 321 с.

11. Веремийчик И. М. Методика трудового обучения в начальной школе / И. М. Веремийчик. - Тернополь: Мальва-ОСВ, 2016. - 276 с.

12. Учебные программы для общеобразовательных учебных заведений. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2016. - С. 296-313.

13. Хорунжий В. И. Практикум в учебных мастерских по методике трудового обучения / В. И. Хорунжий. - Тернополь: Астон, 2016. - 220 с.

14. Шутяк В. Г. Уроки трудового обучения во 2 классе / В. Г. Шутяк. -, 2016. - 108 с[U10] .

15. Богуславская, И. Я. Народное искусство. Исследования и материалы/ И.Я. Богуславская. – Германия. PalaceEdition, 2016. – 205 с

[U1]Это параграф убрать! Он не по Вашей теме!

[U2]Вы сами анализировали за 40 лет? Или взяли у автора? Тогда укажите, у кого! И это будет нормально!

[U3]На основе какого УМК написано? Откройте и посмотрите, какие сегодня разделы в программе по ТЕХНОЛОГИИ!

[U4]См, НАЗВАНИЕ ТЕМЫ!

[U5]??????????????

[U6]Гипотезы нет в курсовой!

[U7]Вся втрорая глава подходит к дипломной работе! А у Вас курсовая и по другой теме!

[U8]Проверте издания это все старые!

[U9]Учебн. Пособие издавалось в 1988 году!

[U10]Не изменяйте даты! Вы можете найти в истернет версии и тогда можно обойти без дат издания

Loading...