Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты государственных расходов. 5
1.1 Понятие и сущность государственных расходов. 5
1.2 Экономическое содержание расходов государственного бюджета. 12
1.3 Основные принципы и методы бюджетного финансирования. 22
Глава 2. Анализ государственных расходов РФ.. 29
2.1 Структура государственных расходов. 29
2.2 Проблема сбалансированности государственного бюджета. 39
Заключение. 52
Список использованных источников. 54
Активизация роли и расширение функций современного государства требуют увеличения государственных расходов. Однако Россия, как и большинство развитых стран, столкнулась с проблемой ограниченности финансовых ресурсов в связи со сложностью обеспечения адекватного роста доходов, вызванной мировым экономическим кризисом. В таких условиях финансовое обеспечение планов социально-экономического развития возможно исключительно путем повышения эффективности государственных расходов.
Вместе с тем глобальный характер проблемы повышения эффективности государственных расходов требует научного обоснования дальнейших мер, направленных на увеличение отдачи от использования финансовых ресурсов государства, на основе углубления теоретических разработок по данной проблематике и анализа действующей практики бюджетирования. В этом контексте тема диссертации, посвященная исследованию теории, методологии и практики обеспечения эффективности государственных расходов, является особенно актуальной.
Теоретическую базу исследования составили фундаментальные труды, развивающие теорию государственных расходов на рубеже XX-XXI вв., крупных российских ученых А.И. Буковецкого, Э.А. Вознесенского, О.В. Врублевской, М.В. Романовского. Значимый вклад в изучение вопроса управления государственными финансами внесли такие белорусские ученые, как К.В. Рудый, Т.В. Сорокина, а также российские: П.М. Афанасьев, И.В. Баранова, С.Б. Ефимова, А.В. Лукьянова. Отдельным проблемным аспектам финансирования государственных расходов и их эффективности посвящены труды таких российских исследователей, как А.Р. Валеев, М.С. Ефремова, А.Н. Индутенко, С.Г. Хабаев, Н.Н. Шаш, В.П. Ширяев, В.В. Шутенко, Т.П. Ярошенко и др.
Несмотря на большое количество научных трудов в сфере государственных расходов, разработка вопросов их эффективности в отечественной литературе носит разрозненный и фрагментарный характер, а также не отражает специфику их бюджетирования на данном этапе реформирования системы управления государственными финансами. Это свидетельствует об актуальности работы, посвященной комплексному исследованию государственных расходов и возможных способов повышения их эффективности в современных условиях бюджетирования в России.
Объект исследования – государственные расходы.
Предмет исследования – содержание, структура и приоритеты государственных расходов.
Цель исследования ― развитие теоретикометодологических основ государственных расходов и их эффективности, а также разработка практических рекомендаций по повышению эффективности расходов России в современных условиях бюджетирования.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить понятие и сущность государственных расходов;
- рассмотреть экономическое содержание расходов государственного бюджета;
- изучить основные принципы и методы бюджетного финансирования;
- проанализировать структуру государственных расходов;
- изучить проблему сбалансированности государственного бюджета.
Сегодня возникает много вопросов, связанных с работой макроэкономических индикаторов. Одна из таких проблем - сбалансированность республиканского бюджета. Идеальное исполнение текущего бюджета - это формирование баланса средств и абсолютного диапазона расходов, разделенных на доходы.
Государственный бюджет - это финансовый документ, определяющий уровень национального благосостояния. Он может быть в трех состояниях: сбалансированный бюджет, дефицит и профицит.
Дефицит бюджета формируется за счет расходов больше, чем доходов. Это оказало негативное влияние на экономическое развитие страны и, следовательно, имеет в основном негативные последствия. Дефицит бюджета включает бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на всех уровнях, которые реализуются за счет выпуска ценных бумаг, бюджетных ссуд и ссуд, полученных из государственных ссуд. Кроме того, многие цивилизованные страны компенсировали дефицит бюджета, вызванный большими объемами финансовой эмиссии.
Дефицит бюджета вызван увеличением государственных расходов, связанных с реструктуризацией экономики, снижением доходов государственного бюджета и коррупцией в государственном секторе.
Баланс считается лучшим состоянием национального бюджета. Наилучшим вариантом обеспечения сбалансированности бюджета является разработка бездефицитного бюджета, в котором сумма расходов равна сумме доходов. Но в реальной экономике это практически невозможно. Если бюджетного дефицита невозможно избежать после того, как общий источник финансирования будет исчерпан, вам придется полагаться на различные формы заимствований, чтобы сбалансировать бюджет.
Сбалансированного бюджета можно добиться разными способами. Некоторые используются для составления бюджета, а некоторые - для исполнения.
В среднесрочной перспективе бюджетная политика Российской Федерации должна быть продиктована следующим образом:
-Повышает долю доходов (расходов) федерального и консолидированного бюджетов в ВВП.
-Увеличить долю прямых налогов по отношению к косвенным налогам в период экономического роста экономики.
-Снижение ставки НДС, в дальнейшем рост деловой активности и расширение налоговой базы приведет к увеличению доходов бюджета.
- постепенный переход от системы социальной защиты населения, который может не произойти ни по какой причине, к повышению социальных стандартов государства и гарантий населению;
-Новые принципы формирования местных бюджетов, четкое описание функций и полномочий власти на всех уровнях, а значит, и стоимости каждого типа бюджета и, что самое главное, частей разных бюджетных систем.