В работе нет приложений
Егорьевск - 2019 год
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………..4-5
Глава I Теория и методика развития диалогической речи.
1.2 Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста. Процесс обучения диалогической речи в повседневной жизни. ………………....….8-16
Глава II Содержание работы по развитию диалогической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи
2.1 Этапы и организация исследования развития диалогической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи……………………….…17-21
2.2 Определение уровня развития диалогической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи… …………………………………….22-27
2.3 Развитие нормы диалогической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр –драматизаций…………………….28-33
2.4 Динамика уровня нормы развития диалогической речи у детей пятого года жизни с общим недоразвитием речи…………………………………..34-40
Заключение…………………………………………………………………...41-42
Список литературы…………………………………………………………..43-45
Приложение 1…………………………………………………………………….46
Приложение 2……………………………………………………………………47
Приложение 3…………………………………………………………………….48
Существует две основные сферы общения ребёнка — со взрослыми и сверстниками. Набранный опыт общения со взрослым дети переносят в свои взаимоотношения с детьми своего возраста. У детей в первом периоде жизни хорошо выражена потребность в самопредставление, нужда в участии и внимании ровесника, им хочется выразить свои эмоции, и желание до партнёра по беседе. Малыши чувствуют некоторые затруднения в общении. Дети подвергаются большим трудностям в изучении русского языка, в звукопроизношение, правильного грамотного строя, состава слова в лексике. Диалог, вид общения, означает правильное использование, грамотно высказывать свои мысли, познание родного языка и взаимоотношения в беседе с партнером.
В жизни ребенка разговорная речь реализовывает некоторые функции речи. Главная и первая функция возникает – коммуникативность, значимость речи, иметь разные средства общения. Значимое в диалоге контакт с людьми социального уровня, информационный обмен через речь. Преимущества восприятия связной речи отображены в поведении ребёнка, которые ребенок начинает применять очень быстро. Разговорная речь является фундаментом общения в целом, в недрах которой возникает связная речь. Общение может разворачиваться как повторение в ежедневном разговоре и может достигать высот рассуждающей беседы.
Для содержательного общения друг с другом, нужны определенные ситуации для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в бытовой жизни. Развитие речи — процесс разных сторон, общение партнеров на равных, применяют уважение друг к другу, такой процесс происходит и у детей. Если у ребенка нет диалогического общения, то это приведет к недоразвитию личности, появятся проблемы отношения с людьми, которые его окружают. Так же появление разных вопросов в умении приспосабливаться в условиях жизни. Дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные возможности, не пользоваться разными способами построения диалога, не определяют действия партнеров между собой в диалоге, так как нет умения слышать и слушать.
Объектом является процесс изучения и развития партнерского диалогического общения у детей пятого года жизни через игру - драматизацию.
Предметом является диалогическая речь в общение детей с ОНР III уровня.
Целью является диагностирование уровня диалогической речи и ее формирование через игру-драматизацию.
Задачи:
Гипотеза исследования: поэтапное использование игр –драматизаций помогает успешно вырабатывать развитие диалогического общения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проблема: в том, что мы сейчас живем во времена гаджетов, такие игрушки очень влияют на детей и затягивают их в процессе использования. Во время таких использований, дети практически не разговаривает, тем более не ведут диалогическую речь, дети не умеют общаться и вести диалог. Необходимо проводить ряд мероприятий для развития диалогической речи.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по развитию диалогической речи детей с ОНР.
2. Диагностика, беседы, наблюдение, игры.
3. Обработка полученных данных.
Из поставленных задач, был проведен в своей работе анализ педагогической литературы по развитию диалогической речи с общим недоразвитием речи, который помог сделать следующие выводы.
Сначала раскрыла понятие диалог и диалогическая речь, рассмотрела различные определения данной терминологии. В итоге можно сказать, что одного понятия диалога не существует. Диалогическая речь до сих пор изучается, поэтому нет однозначного определения этого термина.
Просмотрела различные походы к изучению диалогической речи. Определила для себя интерес в использовании игр – драматизаций для развития диалогической речи. От общей постановки рассказа зависит состав участников игры, слова, создание определенных атрибутов, декораций, подбор музыкального сопровождения и так далее. Я считаю, что работа производимая детьми в игре – драматизация, более сложна, чем сюжетно – ролевой игре, при подражании увиденному в жизни ребенка. Поэтому у дошкольника стоит сложная задача, ему необходимо не только воссоздать какой – либо из жизни объект, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного произведения.
Такие игры основываются на театрализованных играх, более сложные по содержанию, подготовительному и организационному процессу. В такой игре, заняты все дошкольники: одни как ведущие, другие как участники массовых сцен. Игры - драматизации проходят в разыгрывание ролей литературных произведений (рассказы, сказки, специально написанные инсценировки). Однозначно эти игры отличаются от детского подготовленного спектакля. Прежде всего, они отличаются от цели постановки: детская театральная инсценировка на сцене, в условиях праздника, дошкольник организует свой досуг.
Во второй части проведена диагностическое обследование диалогической речи дошкольников пятого года жизни, которое показал, что у детей из контрольной группы диалогическая речь более развита, чем у дошкольников из экспериментальной группы. Таким образом, видно, что развитие сопоставимо как речевой деятельности, так и речевому поведению. Высказывания детей из контрольной группы более соответствуют главной теме диалога. А в экспериментальной группе встречаются диалоги, в которых дети тематику общения вообще не соблюдают.
Заметила, если в качестве партнера по диалогу выступает взрослый, то у детей появляется некоторый страх, робкость, особенно это заметно в экспериментальной группе.
Перед работой по развитию диалогической речи дети не умеют развернуто отвечать на вопросы, хотя в диалоге часто используются короткие и краткие реплики, но у детей экспериментальной группы пропускались некоторые слова, от чего смысл сказанного терялся и коверкался.
В итоге после проведения игр-драматизаций на протяжении нескольких месяцев, я получила следующие результаты: в экспериментальной группе сформировалась открытая и полная речь, изменился и характер диалога. Доминирует реконструктивный тип, диалоги стали интонационно окрашенными, речевые высказывания стали более сложными и окрашеными, стало меньше повторов и грамматических ошибок, детям стало легко вступать в беседу, вести и завершать, они стали более активными, отношение к партнеру по диалогу стало устойчевым, в остальном же значительных изменений нет.
Задачи выпускной квалифицированной работы выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.