Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста средствами народных сказок

В наличии
1 000 руб.

Скачать ВКР или диплом Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста средствами народных сказок

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

АП 67

Абакан, 2019 г

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста. 5

1.1.Психолого-педагогические основы формирования словаря детей. 5

1.2. Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста 17

1.3. Развитие словаря старших дошкольников с помощью сказок. 22

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью народных сказок. 28

2.1 Выявление исходного уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. 28

2.2 Система работы, направленная на развитие словаря старших дошкольников с помощью сказок. 35

2.3 Итоги и результаты исследования. 44

Заключение. 48

Библиографический список. 51

Приложение. 56

Введение

Актуальность исследования определяется проблемой разработки словаря детей и подтверждается тем фактом, что современная реальность требует от детей грамотного разговора с правильно построенными фразами.

Для этого необходимо развитие активного словаря, понимание значений слов и употребление их в речи.

В русской методологии развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в работах Е.И. Тихеева О.И. Соловьева М.М. Конина и уточнены в последующие годы.

Формирование словаря детей дошкольного возраста - это процесс, необходимый не только для развития речи, но и для накопления информации об окружающем нас мире, развития мышления, внимания и навязывания функций саморегуляции.

Речь дошкольников становится живой, непосредственной, обусловленной выражением интереса к богатству языка и умению использовать средства выражения в речи. Выразительность речи наиболее полно и ярко представлена в устном народном творчестве и, в частности, в сказках.

Проблема словарной работы с детьми на этапе дошкольного детства изучалась по разным направлениям: особенности усвоения семантики слов, уточнение и расширение их значений, использование тематического принципа введения лексики, ассоциативного сочетания слов (Г. Бавыкина др.). Как свидетельствуют результаты исследования, сказка изучается учеными в разных аспектах. Например, филологи определили жанровые особенности разных видов сказок (Н. Ведерникова, Л. Дунаевская). Обратившись к наработкам психологов (А. Запорожец, Г. Леушина) выявлены особенности восприятия и понимания сказки детьми дошкольного возраста, изучено влияние сказки на развитие связной речи детей (Л. Фесенко) и т.д.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между значимостью работы по развитию речи старших дошкольников и недостаточным использованием русских народных сказок в ее развитии у детей.

Выявленное противоречие позволило выявить проблему исследования: каковы педагогические условия использования русских народных сказок в процессе развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – развитие словаря детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия использования народных сказок в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия использования русской народной сказки в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – развитие словаря старших дошкольников будет эффективным, если воспитатель проводит работу по пониманию детьми содержания сказочных текстов; моделирует игровые ситуации по смыслу сказок.

Задачи исследования:

  • Изучить теоретические основы развития словарного запаса детей дошкольного возраста.
  • Выявить особенности развития словаря у детей дошкольного возраста.
  • Раскрыть педагогические условия формирования словаря детей старшего дошкольного возраста.
  • Опытно – экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий использования русской народной сказки в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются:

-теоретические положения о развитии детской речи (Е.И. Тихеевой, А.М.Бородич, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина и др.); психолого-педагогические исследования особенностей детской речи (Л.С.Выготский, Д,Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев); исследования о влиянии устного народного творчества на речевое развитие детей (Л.Б.Фесюкова, Е.М.Флерина).

Методы исследования:

  • Теоретические: изучение и анализ психолого – педагогической и методической литературы;
  • Эмпирические методы: методика обследования речи детей (О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной), педагогический эксперимент;
  • Интерпретационные: количественный и качественный анализ полученных данных.

Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении положений о формировании словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью русских народных сказок.

Практическая значимость исследования заключается в разработке системы лексических упражнений, игровых ситуаций, направленных на расширение у детей старшего дошкольного возраста словаря.

База исследования: МКОУ Малоничкинский детский сад “Ромашка” Красноярский край, Минусинский район , с. Малая Ничка.

Апробация исследования проводилась в МКОУ Малоничкинский детский сад «Ромашка» на методическом совете ДОО по теме «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста средствами народных сказок» 22.03.19 г.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Заключение

В результате исследования были сделаны следующие выводы:

Сказка - это устное народное произведение, возникшее в непосредственном общении рассказчика со зрителем; связный повествовательный текст с вымышленным, часто фантастическим содержанием, который имеет все признаки связного текста: тематическое единство, наличие заголовка, семантическая полнота, информативное представление, фокус, интеграция, структурная организация (поговорка, ссылка ...), связь между частями (сказочные вехи), разговорные навыки в соответствии с разговорным стилем речи.

Цель и значение развития словаря в контексте общей концепции речевой работы фиксируются в программных документах и заключаются в обогащении, уточнении и активации словаря. На каждом этапе раннего и дошкольного детства цель указывается в виде заданий, представленных в соответствующих разделах программы. Средства и способы развития словаря дошкольника они направлены на достижение триединой цели развития словаря.

В старшем дошкольном возрасте дети должны овладеть соответствующим запасом лексических средств, чтобы иметь возможность с их помощью излагать ту или иную мысль, передавать информацию и аргументировать определенные положения. С другой стороны, соответствующий уровень развития словаря дает возможность правильно понимать высказанные мысли. В каждом из возрастных периодов выделяются приоритеты словарной работы. Кроме того, определенные осложнения возникают в каждой возрастной группе. Наиболее эффективными методами и приемами разработки словаря старших дошкольников являются лексические упражнения, просмотр театральных представлений, чтение произведений искусства, игры, ролевые игры, а также русское народное искусство, а именно сказки.

Использование русских народных сказок помогает реализовать ключевую идею методики разработки словаря старших дошкольников в различных видах деятельности (художественной, речевой, образовательной, речевой, логической), заключающейся в многоуровневой организации словарного запаса. работа на разных этапах обучения: погружение, ориентация, дифференциация, активное использование.

Исследование словаря старших дошкольников проводилось на базе МКОУ Малоничкинский детский сад “Ромашка” Красноярский край, Минусинский район, с. Малая Ничка.

Апробация исследования проводилась в старшей группе детского сада, в исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилось поэтапно в течение 2018- 2019 г.г.

В исследовании приняли участие старшие дошкольники в количестве 40 детей (контрольная и экспериментальная группы). По данным констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей старшей группы недостаточно развит словарь.

Далее, нами был составлена программа «Волшебные книжки» с использованием русских народных сказок, которая будет способствовать обогащению и развитию словаря. Развивающая работа проводилась в старшей группе на базе МКОУ Малоничкинский детский сад «Ромашка» в течение двух месяцев.

Организация словарной работы с использованием русских народных сказок развитие словаря старших дошкольников предполагала проведение воспитателем работы по пониманию детьми содержания сказочных текстов; и моделирования игровых ситуаций по смыслу сказок.

Свидетельством эффективности развития словаря детей старшего дошкольного возраста являются данные, полученные в результате контрольного этапа экспериментального исследования. В экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем сформированности активного словаря составило 35% от общего числа детей группы. Среднему уровню соответствуют показатели 40% детей группы. Низкому уровню, не участвовавшие в эксперименте, обнаружили следующие показатели уровня развития качественного словаря: высокому уровню соответствует 20%, среднему уровню 35%, а низкому уровню 45%.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования доказана.

Уникальность
67
Loading...

Последние статьи из блога

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского при Николае I. Подготовка, реализация и оценки кодификации законов.

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского при Александре I

Совершенствование организации муниципального управления в сфере образования

Теоретические основы управления ценовой стратегией

Citizens' Responses to COVID-19 Policies: A Comparative Analysis of Russia, Germany, and the USA

Социальная адаптация как объект управления

Адаптация сотрудников загранпредставительств как одна из проблем управления персоналом

Социальная адаптация молодого специалиста

Факторы профессионального становления молодых специалистов

Организация бюджетирования на железнодорожном транспорте

Предпосылки к появлению института медиации в Российской Федерации

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных униерсальных учебных действий

Теоретические основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Управление взаимоотношениями с клиентами

Анализ обеспеченности средствами защиты электромонтёров по ремонту и обслуживанию электрооборудования установки рп-201 Ярактинское месторождение

The Impact of Information Technology on Journalism

Анна Тютчева: личность и жизненные практики

Разработка тимлида

Чарльз Дарвин и его теория эволюции

Влияние репутации и имиджа артиста на аудиторию