Абакан, 2019 г
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста. 5
1.1.Психолого-педагогические основы формирования словаря детей. 5
1.2. Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста 17
1.3. Развитие словаря старших дошкольников с помощью сказок. 22
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью народных сказок. 28
2.1 Выявление исходного уровня развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. 28
2.2 Система работы, направленная на развитие словаря старших дошкольников с помощью сказок. 35
2.3 Итоги и результаты исследования. 44
Заключение. 48
Библиографический список. 51
Приложение. 56
Актуальность исследования определяется проблемой разработки словаря детей и подтверждается тем фактом, что современная реальность требует от детей грамотного разговора с правильно построенными фразами.
Для этого необходимо развитие активного словаря, понимание значений слов и употребление их в речи.
В русской методологии развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в работах Е.И. Тихеева О.И. Соловьева М.М. Конина и уточнены в последующие годы.
Формирование словаря детей дошкольного возраста - это процесс, необходимый не только для развития речи, но и для накопления информации об окружающем нас мире, развития мышления, внимания и навязывания функций саморегуляции.
Речь дошкольников становится живой, непосредственной, обусловленной выражением интереса к богатству языка и умению использовать средства выражения в речи. Выразительность речи наиболее полно и ярко представлена в устном народном творчестве и, в частности, в сказках.
Проблема словарной работы с детьми на этапе дошкольного детства изучалась по разным направлениям: особенности усвоения семантики слов, уточнение и расширение их значений, использование тематического принципа введения лексики, ассоциативного сочетания слов (Г. Бавыкина др.). Как свидетельствуют результаты исследования, сказка изучается учеными в разных аспектах. Например, филологи определили жанровые особенности разных видов сказок (Н. Ведерникова, Л. Дунаевская). Обратившись к наработкам психологов (А. Запорожец, Г. Леушина) выявлены особенности восприятия и понимания сказки детьми дошкольного возраста, изучено влияние сказки на развитие связной речи детей (Л. Фесенко) и т.д.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить противоречие между значимостью работы по развитию речи старших дошкольников и недостаточным использованием русских народных сказок в ее развитии у детей.
Выявленное противоречие позволило выявить проблему исследования: каковы педагогические условия использования русских народных сказок в процессе развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие словаря детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия использования народных сказок в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить педагогические условия использования русской народной сказки в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – развитие словаря старших дошкольников будет эффективным, если воспитатель проводит работу по пониманию детьми содержания сказочных текстов; моделирует игровые ситуации по смыслу сказок.
Задачи исследования:
Методологической основой исследования являются:
-теоретические положения о развитии детской речи (Е.И. Тихеевой, А.М.Бородич, О.С.Ушакова, Е.М.Струнина и др.); психолого-педагогические исследования особенностей детской речи (Л.С.Выготский, Д,Б.Эльконин, А.Н.Гвоздев); исследования о влиянии устного народного творчества на речевое развитие детей (Л.Б.Фесюкова, Е.М.Флерина).
Методы исследования:
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении положений о формировании словаря детей старшего дошкольного возраста с помощью русских народных сказок.
Практическая значимость исследования заключается в разработке системы лексических упражнений, игровых ситуаций, направленных на расширение у детей старшего дошкольного возраста словаря.
База исследования: МКОУ Малоничкинский детский сад “Ромашка” Красноярский край, Минусинский район , с. Малая Ничка.
Апробация исследования проводилась в МКОУ Малоничкинский детский сад «Ромашка» на методическом совете ДОО по теме «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста средствами народных сказок» 22.03.19 г.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
Сказка - это устное народное произведение, возникшее в непосредственном общении рассказчика со зрителем; связный повествовательный текст с вымышленным, часто фантастическим содержанием, который имеет все признаки связного текста: тематическое единство, наличие заголовка, семантическая полнота, информативное представление, фокус, интеграция, структурная организация (поговорка, ссылка ...), связь между частями (сказочные вехи), разговорные навыки в соответствии с разговорным стилем речи.
Цель и значение развития словаря в контексте общей концепции речевой работы фиксируются в программных документах и заключаются в обогащении, уточнении и активации словаря. На каждом этапе раннего и дошкольного детства цель указывается в виде заданий, представленных в соответствующих разделах программы. Средства и способы развития словаря дошкольника они направлены на достижение триединой цели развития словаря.
В старшем дошкольном возрасте дети должны овладеть соответствующим запасом лексических средств, чтобы иметь возможность с их помощью излагать ту или иную мысль, передавать информацию и аргументировать определенные положения. С другой стороны, соответствующий уровень развития словаря дает возможность правильно понимать высказанные мысли. В каждом из возрастных периодов выделяются приоритеты словарной работы. Кроме того, определенные осложнения возникают в каждой возрастной группе. Наиболее эффективными методами и приемами разработки словаря старших дошкольников являются лексические упражнения, просмотр театральных представлений, чтение произведений искусства, игры, ролевые игры, а также русское народное искусство, а именно сказки.
Использование русских народных сказок помогает реализовать ключевую идею методики разработки словаря старших дошкольников в различных видах деятельности (художественной, речевой, образовательной, речевой, логической), заключающейся в многоуровневой организации словарного запаса. работа на разных этапах обучения: погружение, ориентация, дифференциация, активное использование.
Исследование словаря старших дошкольников проводилось на базе МКОУ Малоничкинский детский сад “Ромашка” Красноярский край, Минусинский район, с. Малая Ничка.
Апробация исследования проводилась в старшей группе детского сада, в исследовании приняли участие 20 детей в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилось поэтапно в течение 2018- 2019 г.г.
В исследовании приняли участие старшие дошкольники в количестве 40 детей (контрольная и экспериментальная группы). По данным констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей старшей группы недостаточно развит словарь.
Далее, нами был составлена программа «Волшебные книжки» с использованием русских народных сказок, которая будет способствовать обогащению и развитию словаря. Развивающая работа проводилась в старшей группе на базе МКОУ Малоничкинский детский сад «Ромашка» в течение двух месяцев.
Организация словарной работы с использованием русских народных сказок развитие словаря старших дошкольников предполагала проведение воспитателем работы по пониманию детьми содержания сказочных текстов; и моделирования игровых ситуаций по смыслу сказок.
Свидетельством эффективности развития словаря детей старшего дошкольного возраста являются данные, полученные в результате контрольного этапа экспериментального исследования. В экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем сформированности активного словаря составило 35% от общего числа детей группы. Среднему уровню соответствуют показатели 40% детей группы. Низкому уровню, не участвовавшие в эксперименте, обнаружили следующие показатели уровня развития качественного словаря: высокому уровню соответствует 20%, среднему уровню 35%, а низкому уровню 45%.
Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза исследования доказана.