Оглавление
с.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Правонарушение как фактор, препятствующий реализации законности в России..............................................................................................6
1.1. Понятие, признаки, виды правонарушения...........................................6
1.2. Общая характеристика элементов состава правонарушения.............17
Глава 2. Особенности системы профилактики правонарушений в России....................................................................................................................30
2.1. Общий анализ системы профилактики правонарушений в России..30
2.2. Проблемы профилактики правонарушений и пути их решения........39
Заключение...........................................................................................................46
Список использованных источников и литературы....................................52
В современный период актуальность проблем правонарушений объясняется существенным усложнением политических, имущественных, финансовых и других отношений, связанных с коренным переломом во всех сферах общественной жизни.
С каждым годом число правонарушений увеличивается. Появляются новые виды общественных отношений, которые ставят под правовую охрану и вследствие этого появляются новые виды правонарушений.
Правовая наука не может оставаться к этому равнодушной. Нужно сделать так, чтобы ни один правонарушитель не мог уклониться от законной ответственности, и в то же время – ни один не виновный не был необоснованно наказан.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формулировки определения понятия «правонарушение», определения границ между различными видами правонарушений.
Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе носит массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред.
Несмотря на разнообразие причин, условий и характера совершаемых противоправных деяний, все они имеют общие признаки, позволяющие отнести их к одному социальному явлению – правонарушению, которое представляет собой антипод правомерного поведения.
Оно может быть оценено и как естественный результат, побочный продукт действия нормативных актов в обществе, то есть, представляет собой индивидуальный протест против условностей жизни, в котором граждане идут наперекор властным установлениям, закрепленным в законодательных текстах.
Правонарушение – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом.
В свою очередь, термин «деяние» включает в себя два варианта поведения личности – его активное действие и юридически значимое бездействие. Противоправное поведение получает объективированное выражение в поступках человека.
Однако иногда правонарушением признается не только деяние, но и образ мыслей, биологическое и социальное состояние личности, родственные или иные связи людей.
С каждым годом число правонарушений увеличивается. Появляются новые виды общественных отношений, которые нуждаются в правовой охране и вследствие этого появляются новые виды правонарушений.
Правовая наука не может оставаться к этому равнодушной. Нужно сделать так, чтобы ни один правонарушитель не мог уклониться от ответственности, и в то же время - ни один невиновный не был необоснованно наказан.
Для того, чтобы этого достичь, необходимо установить четкое определение понятия правонарушение и границы между различными правонарушениями, прежде всего в рамках общей теории права.
Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе носит массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред. Несмотря на разнообразие причин, условий и характера совершаемых противоправных деяний, все они имеют общие признаки, позволяющие отнести их к одному социальному явлению - правонарушению, которое представляет собой противоположность правомерного поведения.
Новизна исследования обусловлена выявлением особенности ключевых понятий, специфическими чертами, способами решения проблематики темы исследования.
Проблематика исследования заключается в том, что правонарушения ликвидировать нельзя, но необходимо минимизировать, устранять общественно вредные последствия правопорядка выявлять и принимать меры к устранению причин и условий противоправного поведения.
Вследствие этого, наряду с другими задачами, направленными на борьбу с правонарушениями существенным, является их предупреждение, то есть профилактика правонарушений.
Цель исследования заключается в исследовании института правонарушения в России и проблем их профилактики.
Цель работы предопределяет ее основные задачи:
1. Определить и проанализировать понятие «правонарушение», его признаки и виды.
2. Выявить особенности мер профилактики правонарушений, проблемы их применения и пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при применении профилактических мер по совершению правонарушений.
Предметом исследования являются нормативные и ведомственные акты, составляющие правовую основу понятия и системы профилактики правонарушений.
Методологическая основа исследования представлена формально-логическим, технико-юридическим методами, анализом, синтезом.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. Степень научной разработанности составляют труды таких ученых как: Майоров В.И., Дунаева О.Н., Каширина О.Н., Яковлева М.А., Николаева А.Е., Гордеев А.Ю.
Подводя итоги проведенного исследования, возможно, сделать следующие выводы.
Профилактика преступлений и правонарушений в зависимости от характера и масштаба принимаемых мер различается по следующим видам мер.
Общесоциальные меры. К ним следует отнести такие решения в области экономики, образования, политики и т.д., которые хотя и не направлены непосредственно на предупреждение преступности, но в силу своей особой значимости для общества влияют и на состояние преступности. Например, меры по улучшению школьного образования или досуга молодежи, повышение стипендий студентам и т.д.
Общеспециальные меры. Они направлены непосредственно на борьбу с преступностью, не имея в виду конкретных адресатов. Среди них можно назвать принятие новых уголовно-правовых норм, совершенствование имеющихся, улучшение, в том числе реформирование, пенитенциарной (исправительной) системы и т.д.
Индивидуальные меры. Такие меры всегда адресованы конкретным людям, в первую очередь тем, чей образ жизни и поведение, условия жизни и вредные влияния свидетельствуют о том, что они могут стать на преступный путь. Индивидуальные меры реализуются в отношении осужденных. В науке криминологии принято делить меры предупредительной деятельности прежде всего на общие и специальные.
Общие меры – это меры, направленные на решение глобальных, всеобщих экономических и социальных проблем; они не ориентированы специально на борьбу с преступностью, но в силу своей исключительной значимости для экономической, духовной и социальной жизни общества способны решить и проблемы борьбы с преступностью. Скажем, если принимаются меры по развитию экономики, стимулированию торговли и предпринимательства, повышению благосостояния общества, отдельных групп населения, оказанию помощи, например, беженцам или вынужденным переселенцам, нуждающимся семьям, то, конечно, в ходе реализации этих мер как бы попутно решаются и меры профилактики правонарушений со стороны тех, кому эти общие меры адресованы.
Специальные меры непосредственно направлены на решение проблем борьбы с преступностью. Они могут быть адресованы всему населению, т.е. неопределенному кругу людей, или отдельной социальной группе. Например, принятие уголовного кодекса или введение новых уголовно-правовых норм является специальной мерой, поскольку специально направлены на предупреждение преступности.
Можно сказать, что специальные меры устремлены на борьбу со всей преступностью, с отдельными ее видами, на предупреждение преступного поведения со стороны отдельного человека.
Экономические меры, т.е. меры по повышению экономического благосостояния людей. Они являются материальной основой профилактики преступности, но в то же время оказывают психологический эффект.
Например, экономические меры способствуют, причем очень активно, оздоровлению общества, снятию депрессии, существовавшей в России в первые пять-восемь лет постсоветского развития, когда депрессия охватила практически все общество и все люди страдали от этого.
Причем она коснулась не только бедных, но и тех, которые были достаточно хорошо обеспечены, скажем, предпринимателей, которые испытывали беспокойство за свое будущее из-за произвола чиновников, притязаний рэкетиров, экономической нестабильности. В настоящее время нравственно-психологический климат в российском обществе по-прежнему не отличается стабильностью. Взять хотя бы периодические проявления экстремизма. Вместе с тем согласно социологическим опросам, население в целом доверяет власти. Данное обстоятельство может служить основой для эффективной профилактической работы. Меры социальной помощи и поддержки должны оказываться тем конкретным группам людей, семьям, отдельным личностям, которые в такой поддержке нуждаются. Помощь и поддержка необходимы всем тем, кто беден, стар, выбит из жизненной колеи, кого преследуют неудачи, кто отчужден от нормальных связей и отношений. Это должна быть не только материальная помощь, но и духовная. К сожалению, эти меры недостаточны.
Педагогические меры – это меры, направленные на воспитание людей, в необходимых случаях на исправление и перевоспитание, скажем, осужденных в местах лишения свободы. Особого внимания в этом плане требуют подростки из неблагополучных семей, совершающие мелкие правонарушения и аморальные поступки.
Организационные меры должны заключаться в улучшении организации деятельности предприятий и учреждений, в том числе правоохранительных, повышении их эффективности, чтобы они могли более результативно бороться с правонарушениями и преступлениями в пределах своей компетенции и в силу своих профессиональных обязанностей.
Можно выделить медицинские меры предупреждения преступности, в первую очередь предусмотренные ст. 97–104 Уголовного кодекса РФ. Их применение обязательно в отношении:
- лиц, страдающих психическими расстройствами и склонных к совершению преступлений; подростков из неблагополучных семей и ведущих антиобщественный образ жизни.
Как показывают выборочные исследования, среди них до 60–70 % лиц с различными расстройствами психической деятельности;
- лиц, ведущих бездомное существование. Среди них велика доля алкоголиков;
- лиц, ранее судимых, страдающих туберкулезом. Большинство из них отбывали наказание в местах лишения свободы, многие утратили родственные связи, не имеют крыши над головой; трудоустроить их достаточно сложно.
Арсенал технических мер предупреждения преступности сейчас чрезвычайно обширен, даже сложилась особая индустрия их производства. Они всеохватны и могут быть применены для охраны жилищ, имущества, безопасности граждан, защиты ценных бумаг и т.д.
Однако в России по сравнению с западными странами такие меры применяются реже:
во-первых, они достаточно дороги, особенно наиболее эффективные;
во-вторых, отсутствует практика их применения, люди не знают, как ими пользоваться, да и просто не думают об этом.
На любом этапе развития общества (российского тем более) очень важны духовные меры, в том числе религиозного характера, которые поднимают нравственность людей и тем самым могут обеспечивать их надлежащее поведение. Не менее нужны меры по повышению уровня образования и культуры людей, в том числе и тех, кто отбывает уголовное наказание.
В этой связи следует подчеркнуть исключительную роль гуманитарного образования в средней школе.
Все перечисленные меры должны применяться в совокупности, взаимно дополнять друг друга и реализовываться в том случае, когда они необходимы. Слабостью всей отечественной системы борьбы с преступностью является экономия на профилактике преступлений, а, как известно, дешевизна предупредительной работы дает только грошовые результаты, которые не только не полезны, но даже вредны. Россия сегодня занимает одно из первых мест в мире по уровню преступности, в том числе насильственной.
Чтобы изменить это положение, необходимо значительные материальные средства направить именно на профилактику преступлений, чтобы надлежащим образом наладить воспитание и обучение подрастающего поколения, организовать его досуг, обеспечить исправление осужденных в местах лишения свободы и пр., т.е. осуществить общие и специальные меры профилактики преступлений.
Естественно ожидать, что законы, принимаемые в сфере борьбы с преступностью, должны максимально соответствовать ее профилактике.
Для этого они должны как минимум отвечать следующим основным равновеликим требованиям: соответствовать социальным реалиям и социальным условиям существования данного общества, его мировоззрению, мировосприятию, традициям; развивать имеющиеся демократические и гуманистические основы правосудия; всемерно содействовать профилактике преступности; максимально опираться на современные достижения науки и техники; обеспечивать справедливое и обоснованное, в соответствии с законом разрешение уголовных дел, удовлетворяя общественное чувство справедливости.
Только в этом случае, как представляется, можно говорить о том, что закон действительно «работает» на правосудие, на борьбу с преступностью. Именно с указанных позиций следует оценивать Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый в весьма сложных условиях па фоне роста преступности. Причем не просто увеличения числа преступлений, но и их значительного усложнения в смысле использования новейших технологий, переплетения разных видов преступности, роста организованной преступности, связанной многими нитями с вполне законопослушными группами и социальными институтами.
В настоящее время раскрытие и расследование преступлений, доказывание вины, в том числе в суде, требует самых разнообразных знаний, в частности глубокого проникновения в психологию обвиняемого. Это обстоятельство также крайне важно учитывать при оценке нового уголовно-процессуального законодательства. Чрезвычайно усложнилась работа по профилактике преступлений.
Действовавшие в условиях тоталитарного режима профилактические институты и организации уже давно распались, и сейчас, в кардинально новых условиях жизни, их ни в коем случае не следует восстанавливать в прежнем виде. Они попросту будут безжизненными.
Поэтому возникает задача создания принципиально новых организаций, форм, мер и путей предупреждения преступлений. Важную роль здесь должны играть законы, в частности уголовно-процессуальный, профилактическое значение которого трудно переоценить.
Таким образом, задачи, поставленные во введении решены, цель работы достигнута.