Ростов-на-Дону, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД…………………………………………………….6
1.1.Основы формирования рынка муниципальных закупок……………...…….6
1.2.Субъектно-объектный анализ контрактной системы……………………..….18
2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАКУПОК В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……………………………………...……32
2.1. Способы осуществления закупок в муниципальных образованиях……...…32
2.2. Практика применения неконкурентных способов закупок муниципальными образованиями………………………………………………………………...……44
3 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЛИНИСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ» В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА………………………….……………………51
3.1.Оценка организации проведения конкурсов по размещению муниципального заказа муниципального образования «Калининское сельское поселение»…………………………………………………………………………..51
3.2.Разработка предложений по совершенствованию контроля по исполнению муниципального заказа МО «Калининское сельское поселение»..…………….59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……..…...65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..68
Современное государство столкнулось с необходимостью введения принципиально новой формы обеспечения государственных и муниципальных нужд. Действующее законодательство[1] охватывает все этапы государственных и муниципальных закупок: от планирования потребности в товарах, работах и услугах до мониторинга и аудита исполнения контрактов. В настоящее время модернизация и совершенствование контрактной системы закупок для государственных и муниципальных нужд продолжается. Была проведена огромная работа по реализации новых принципов работы, приведению нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями законодательства, созданию контрактных служб заказчиков и определению контрактных управляющих, обеспечению планирования закупок; определению поставщиков товаров и услуг, организационное проведение закупок; заключение и исполнение контрактов и т.п.
Ведь данная форма взаимоотношений между органами власти и поставщиками услуг является преобладающей. Муниципальный заказ является способом реализации обязанностей власти в обеспечении нужд общества. При этом формирование и размещение осуществляется публично, в строгом соответствии с законодательно установленными процедурами. Весь процесс является прозрачным и предполагает возможность доступа любого хозяйствующего субъекта к получению такого заказа.
Актуальность темы исследования обусловлена важной ролью муниципальных закупок в Российской Федерации, выполняющими не только задачи по обеспечению муниципальных нужд, но и обеспечивающих социально-экономическое развитие муниципального образования.
Проблема формирования эффективной системы муниципальных закупок стала особенно актуальной в связи с устойчивой тенденцией роста объема расходов на муниципальные закупки, увеличения их доли в муниципальном бюджете. Система муниципальных закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд является важным фактором влияния муниципального образования на муниципальную экономику.
В настоящее время возросла необходимость анализа институциональных основ организации закупок в органах местного самоуправления. Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью данной исследовательской работы является анализ институциональных основ организации закупок органами местного самоуправления. Исходя из поставленной цели, мы можем выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие муниципальных закупок;
- дать определение понятию «муниципальное образование»;
- проанализировать функции муниципальных закупок и их принципы;
- выделить основные субъекты и объекты контрактной системы;
- оценить основные способы проведения муниципальных закупок муниципальным образованием «Калининское сельское поселение» Мясниковского района Ростовской области;
- разработать предложения по совершенствованию контроля по исполнению муниципального заказа МО «Калининское сельское поселение».
Объектом исследования является система муниципальных закупок органов местного самоуправления.
Предметом исследования является муниципальный заказ МО «Калининское сельское поселение»
Степень разработанности проблемы. Различным аспектам модернизации системы государственных закупок посвящен достаточно широкий круг отечественных и зарубежных исследований.
Общие и частные вопросы методологии развития институтов и механизмов государственных закупок, повышения эффективности организации и управления государственными закупками нашли отражение в работах таких авторов как М.В.Афанасьев, Н.В. Афанасьева, В.В.Бланк, В.П.Заварухин, Г. Гредин, Н.В. Нестерович, М.Н. Козин, В.А.Кныш, Ю.П. Панибратов, А.П. Патрон, В.И. Смирнова.и др.
Кроме этого, вопросы институциональной модернизации государственных закупок, снижения оппортунистического поведения в системе государственного и муниципального заказа находят отражение в исследованиях российских экономистов: Белокрылова О.С., Вольчик В.В., Гуцелюк Е.Ф., Евраев М.Я., Корытцев М.А., Храмкин А.А.
В результате проведенного исследования будут предложены рекомендации по организации закупок в органах местного самоуправления, которые позволят более четко исполнять законодательство РФ.
[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон 44-ФЗ)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/
Система государственного (муниципального) заказа является одним из самых важных регуляторов экономических процессов на государственном (муниципальном) уровне.
Понятие государственного (муниципального) заказа трактуется однозначно в законе. В соответствии с законом, через государственный (муниципальный) заказ должны проходить (за некоторым исключением) вся продукция, закупаемая для государственных (муниципальных) нужд.
В этом смысле государственный (муниципальный) заказ следует рассматривать как идеологию формирования и исполнения расходной части государственно (местного) бюджета, элемент системы управления финансовыми ресурсами государственно (муниципального) образования. Основой исполнения муниципального заказа выступает формирование и проведение конкурсов на размещение муниципальных заказов.
Конкурсная система размещения муниципальных заказов призвана повысить эффективность муниципальных закупок, выступить инструментом экономии бюджетных средств.
Проведенная оценка организации и проведения конкурсов по размещению муниципального заказа в МО Калининское сельское поселение позволяет сформулировать основные проблемы в порядке организации и проведения конкурсов по размещению муниципального заказа. Указанные проблемы целесообразно разделить на два блока – организационные и правовые.
К организационным проблемам необходимо отнести отсутствие в МО Калининское сельское поселение внутреннего нормативного документа, регламентирующего наличие, права, обязанности и ответственность конкурсной комиссии по организации и проведению конкурсов по размещению муниципального заказа.
Определять победителя в проведенном конкурсе целесообразно коллегиально, с привлечением специалистов МО Калининское сельское поселение.
В настоящее время победитель конкурса в МО Калининское сельское поселение определяется единолично руководителем на основании текущей конкурсной документации, подготовленной должностным лицом, ответственным за оформление документов по организации и проведению конкурса по размещению муниципального заказа.
Определение победителя конкурса в МО Калининское сельское поселение происходит только через подписание муниципального контракта. Факт проведения конкурса по размещению муниципального заказа в МО Калининское сельское поселение не зафиксирован, результаты конкурса не зафиксированы и не утверждены.
Правовые проблемы во многом обусловлены организационными проблемами, но имеют свою специфику. В соответствии с Федеральным законом 44-ФЗ МО Калининское сельское поселение обязано осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Кроме этого, МО Калининское сельское поселение обязано осуществлять контроль за привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Регламент проведения такого контроля в МО Калининское сельское поселение не разработан и не принят. Поэтому представляется целесообразным разработать предложения по совершенствованию порядка организации и проведения конкурсов по размещению муниципального заказа в МО Калининское сельское поселение.
Разработанные предложения повысят эффективность в организации и проведении конкурсов по размещению муниципального заказа и в целом всю систему муниципального заказа в МО Калининское сельское поселение.