Содержание
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ 12
1.1 Сущность понятий «экологическое образование»; «экологическая культура»; «экологические знания» 12
1.2 Особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3 Педагогические условия использования интерактивной игры как средства формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста 23
Выводы по 1 главе 29
ГЛАВА 2. ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИ. ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ 31
2.1 Диагностика начального уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2 Разработка и реализация педагогических условий направленных на формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной игры 40
2.3 Результаты экспериментально-исследовательской работы по выявлению динамики уровня сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста 45
Выводы по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Список использованных источников 57
Приложение А 61
Приложение Б 63
Приложение В 64
Приложение Г 65
Приложение Д 66
Приложение Е 67
Приложение Ж 68
Приложение И 69
Приложение К 70
Приложение Л 74
Приложение М 75
Приложение Н 76
Приложение П 77
Приложение Р 78
Приложение С 79
Приложение Т 80
Актуальность исследования: дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение.
В современном мире экологические проблемы стали одним из главных вызовов, с которыми сталкивается человечество. Охрана окружающей среды и бережное отношение к природе становятся все более актуальными вопросами для общества. В этой связи, особенно важно формировать экологическую грамотность среди младших поколений, в том числе и среди дошкольников.
Экологическое образование дошкольников играет важную роль в формировании экологических знаний и ценностей у ребенка. Оно способствует повышению экологической осведомленности, развитию ответственного отношения к природе и приобретению навыков устойчивого поведения. Дети, усваивая знания об окружающей среде на раннем этапе своего развития, могут стать активными участниками экологических инициатив, способствуя сохранению природы для будущих поколений.
Экологическое воспитание дошкольников - это одно из важнейших приоритетов дошкольной педагогики. Исследования Л. В. Ситак, Л. С. Николаевой, В. А. Ситарова, показали, что в дошкольном возрасте, в детстве, формируется начальное ощущение окружающего мира, закладываются главные знания о природе.
Игры, которые вызывают эмоциональный отклик у детей, помогают им лучше усваивать знания о природе и формировать правильное отношение к окружающему миру. Экологические знания, которые становятся частью игровой деятельности, более эффективны для усвоения. Поэтому важно использовать различные виды игр, такие как дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры и другие, для формирования экологических знаний у детей. Важно, чтобы такие игры стимулировали интерес и увлечение детей, чтобы процесс обучения был более эффективным и интересным.
Интерактивные игры и задания помогают детям активно участвовать в обсуждении и решении проблем экологического характера, развивают у них креативное мышление и социальные навыки. Однако анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что, несмотря на имеющийся практический опыт, наличие игровых программ по формированию экологических знаний детей старшего дошкольного возраста недостаточно создаются педагогические условия для успешного использования интерактивной игры как средства формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Степень разработанности проблемы: акцент на изучение проблемы формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста сделан в работах: А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова, В.И. Логиновой, С.Н. Николаевой. Установлено, что системные экологические знания являются необходимым условием формирования правильного отношения детей к природе: заботливого, бережного, экономно-бережного, осознанного. Использование системного подхода в дошкольной педагогике впервые осуществлено А. В. Запорожцем, который рассматривает в качестве этого предмета целостный процесс совокупной коллективной деятельности детей и педагога.
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, необходимых для успешного использования интерактивной игры как средства формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия необходимые для успешного формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной игры.
Гипотеза исследования: интерактивная игра будет являться эффективным средством формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, если:
1. игры будут проводиться регулярно, в определенной последовательности;
2. в работе будет осуществляться взаимосвязь между ДОУ и родителями. В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить уровень сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста;
3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия использования интерактивной игры как средства формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, беседа, анкетирование, качественный и количественный анализ полученных данных. Практическая значимость исследования заключается в реализации условий необходимых для успешного использования интерактивной игры, в качестве средства формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста; составлении комплекса интерактивных игр, направленного на формирования экологических знаний, составлении методических рекомендаций по формированию экологических знаний в условиях семьи.
Структура выпускной квалификационной работы: включает введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников и приложение.
Проблема несформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста приводит к разрушению системы ценностей в будущем, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Поэтому работу по формированию экологических знаний необходимо проводить с дошкольного возраста.
На первом этапе работы, в ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по использованию интерактивной игры как средства формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, мы
- рассмотрели сущность понятий «экологическое образование», «экологическая культура», «экологические знания».
- определили особенности формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Знания о животном и растительном мире, о неживой природе.
- рассмотрели сущность интерактивной игры в дошкольном возрасте и ряд ее функций.
Тем не менее, проанализировав психолого-педагогическую литературу, так же выявили, что интерактивная игра будет являться эффективным средством формирования экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, если при ее использовании будут создаваться следующие психолого-педагогические условия:
- включать интерактивные игры в разнообразные занятия, т.к. накопление опыта ребенка происходит во всех сферах деятельности, а на занятиях он осваивает учебные умения и в том числе приемы произвольного запоминания;
- способствовать расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволит детям овладеть экологическими знаниями не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке;
- учет психолого-педагогических особенностей при подборе и проведении интерактивных игр для детей старшего дошкольного возраста;
- создание развивающей, предметно-пространственной среды в группе, включающей наличие природного уголка;
- активное включение родителей в совместную деятельность с детьми по экологическому воспитанию, что также будет являться успешным условием по формированию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого стало подтверждение выдвинутой гипотезы. Эксперимент проводился на базе МА ДОУ «Детский сад №3», г. Новокузнецка с декабря 2023 года по май 2024 года и состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В нем приняли участие дети старшей группы в количестве 10 человек (5 - 6 лет).
На констатирующем эксперименте было выявлено, что 20 % детей, находятся на высоком уровне, 30 % детей на среднем и 50% детей находятся на низком уровне сформированности экологических знаний.
Формирующий эксперимент проводился с апреля по май 2024 года. Работа осуществлялась со всей группой детей, трижды в неделю, во вторую половину дня.
Нами был составлен и реализован тематический план работы по формированию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивной игры. Данный комплекс состоял из 20 игровых сеансов, которые были поделены на четыре этапа.
Так же нами осуществлялась консультативная работа с родителями по формированию экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи, которая заключалась в составлении консультаций для родителей.
На контрольном эксперименте было выявлено, что 60 % детей, находятся на высоком уровне, 40 % детей на среднем и ни одного ребенка на низком уровне сформированности экологических знаний. Данные свидетельствуют нам об эффективности выявленных и реализованных педагогических условиях использования интерактивной игры.
Таким образом, сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о том что, выявленные и реализованные в педагогическом эксперименте педагогические условия использования интерактивной игры в формировании экологических знаний эффективны, задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.