Тема: «Исследование межличностных взаимоотношений в коллективе подростков».
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................................................................................2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ..........................................................................................................................................................................................5
1.1 Проблема межличностных взаимоотношений в психолого-педагогической литературе..........................................................................................................................................................................................5
1.2 Особенности проявления межличностных взаимоотношений в коллективе подростков..........................................................................................................................................................................................11
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ПОДРОСТКОВ..........................................................................................................................................................................................19
2.1 Этапы, методы и методики исследования..........................................................................................................................................................................................19
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования..........................................................................................................................................................................................27
2.3 Рекомендации родителям и педагогам по коррекции межличностных взаимоотношений в коллективе подростков..........................................................................................................................................................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................................................................................................................................................................40
Постановка проблемы
Межличностные отношения в подростковом возрасте играют ключевую роль в развитии личности, формировании социальных навыков и адаптации в обществе. Взаимодействие в коллективе подростков существенно влияет на эмоциональное благополучие, учебную мотивацию и поведенческие реакции. Проблематика исследования заключается в выявлении особенностей этих отношений и факторов, оказывающих на них влияние.
Актуальность темы
В современном мире, где социальные взаимодействия всё более диверсифицированы и цифровизированы, понимание механизмов формирования межличностных отношений в подростковом коллективе приобретает особую значимость. Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки эффективных методов и подходов к социализации и адаптации подростков в социуме.
Цель исследования
Целью данной работы является комплексное изучение межличностных отношений в коллективе подростков и выявление факторов, влияющих на их формирование и развитие.
Задачи исследования
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Познакомиться с понятием межличностных взаимоотношений в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности межличностные взаимоотношения старших подростков в поликультурной среде образовательной организации.
3. Предоставить описание этапов, методов и методик исследования.
4. Проанализировать характеристику выборки и проанализировать результаты исследования.
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации родителям и педагогам по формированию межэтнических отношений старших подростков.
Объект и предмет исследования
Объект исследования: межличностные отношения в коллективе подростков.
Предмет исследования: особенности межличностных взаимодействий подростков, а также факторы и условия, влияющие на эти отношения.
Гипотеза исследования
Гипотеза исследования предполагает, что качество межличностных отношений в подростковом коллективе зависит от коммуникативных навыков участников, степени их эмпатии и уровня социальной интеграции в коллективе.
Методы и методики исследования
1. Теоретические методы: анализ и обобщение психологопедагогической литературы.
2. Эмпирические методы: констатирующий эксперимент, тестирование по методикам «Запомни и расставь точки», тест Пьерона-Рузера, «Таблицы Шульте», изучение учебной документации (классный журнал, табель, электронный журнал «Сетевой Город. Образование»).
3. Математико-статистические: метод ранговой корреляции Ч.Э. Спирмена, расчет среднего выборочного значения.
База исследования
Базой исследования станет группа подростков в возрасте от 13 до 16 лет, обучающихся в МОУ «Рощинская средняя общеобразовательная школа» Сосновского района Челябинской области класса в количестве 28 человек.
Таким образом, данная курсовая работа направлена на выявление и анализ ключевых аспектов межличностных отношений в коллективе подростков, что позволит разработать эффективные методы их оптимизации и предложить практические рекомендации для педагогов, психологов и родителей.
В психолого-педагогической литературе понятию «профессиональная ориентация» уделяется достаточно внимания.
Несмотря на это, многие авторы анализируют данное понятие с точки зрения социальной значимости, где главным выступает вовлечение человека в профессиональную сферу, а также с психологического, где анализ данного понятия осуществляется с позиции установления соответствия между его потенциальными способностями и требованиями, предъявляемыми характером предпочитаемой.
Акцент на профессиональном самоопределении, развитии и подготовке старшеклассников к будущему является основным условием обеспечения опережающей функции образования в отношении производственной деятельности и ускоряющимся изменения ее технологии, средствах реализации и формах организации профессии [12, с. 121].
Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что образование и обучение напрямую связаны с понятием «профессиональная ориентация», поскольку благодаря обучению человек имеет возможность реализовывать свои таланты, интересы, навыки, склонности к предпочитаемой сфере профессиональной деятельности [4, с. 56].
В тоже время понятие профессиональной ориентации в психолого-педагогической науке трактуется по-разному. Основной подход к данной трактовке отражает определенную систему мероприятий, направленных на ознакомление выпускников с разными профессиями, а также комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на повышение эффективности трудоустройства подрастающего поколения, в зависимости от его желаний, наклонностей и развитых навыков. Вполне логично, что система мероприятий, направленных на ознакомление молодежи с миром профессий, или комплекс психолого-педагогических и медицинских услуг в этой сфере является частью системы работы со школьниками, связанных с выбором профессии и жизненного пути.
Принимая во внимание философские представления рассматриваемого феномена, данный вид деятельности определяется как один из элементов человеческой культуры, проявляющийся в форме внимания общества к профессиональному становлению подрастающего поколения, поддержки и развития школьников, содействия выпускникам в выборе наиболее благоприятного вида деятельности в соответствии со своими потребностями и возможностями. Педагогическая сущность такой заботы состоит в следующем. Развитие и поддержка природных дарований основывается на тщательном исследовании способностей и склонностей личности. В знаменитом треугольнике Е.А. Климова: «хочу, могу, надо» это развитие одного из важнейших элементов профессионального становления будущего профессионального деятеля – «могу» [цит. по 12, с. 121].
В самом деле, если рассматривать способности как индивидуально-психологические особенности человека, представляющие для него возможности успешного выполнения им определенного рода деятельности, то можно увидеть, что именно обучение и образование, как основные компоненты, позволяют разглядеть данную особенность у каждого ребенка в соответствии с результатами его деятельности в той или иной предметной форме.
Проблема самосознания, по С.Л. Рубинштейну, прежде всего, является проблемой определения своего образа жизни [16, с. 157]. Таким образом, можно выделить два способа существования человека. Первый – это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых человек существует. Как наблюдается в исследованиях, в этом случае, весь человек находится внутри самой жизни: любое его отношение – это отношение к отдельным проявлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводит человека за его границы, он связан с возникновением ценностно-смыслового определения жизни [цит. по 12, с. 123].
Позиция С. Л. Рубинштейна по поводу двух жизненных путей стала методологической основой для построения двух моделей отношения старшеклассника к выбору будущей профессии: модель адаптивного поведения, основанная на первом способе существования человека, и, модель целенаправленного развития своих способностей и склонностей, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности, на основе второго способа жизнедеятельности.
При адаптивном поведении (первая модель) в самосознании учащегося доминирует тенденция к подчинению учебной (учения) деятельности внешним обстоятельствам, таким как соблюдение предписанных педагогом правил, требований и норм. В данном случае предполагается процесс его адаптации к внешней среде. Фактом такого качества воспитания является наличие в учебной деятельности наработанных алгоритмов, предназначенных для решения возникающих ситуаций и задач, которые обращаются в шаблоны, стереотипы и штампы.
В таком случае выбор будущей профессии, пусть даже при хорошо выработанной системе профессиональной информированности будет равным образом подчинен этим внешним обстоятельствам: примеры и советы друзей, требование родителей, влияние средств массовой информации и другие [4, с. 59].
При модели целенаправленного развития, предполагающей развитие своих способностей и сил, ориентированных на получение желаемой профессии, школьник характеризуется умением выходить за пределы непрерывного потока повседневной практики, видеть свое учение в целом и превратить его в объект практического преобразования. Такой прорыв позволяет полностью контролировать ситуацию, формировать и определять свое настоящее и будущее. Кроме того, такая позиция позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать противоречия и трудности всех сторон учебной работы, конструктивно и самостоятельно разрешать их в соответствии с собственными ценностными ориентациями, рассматривать трудности, как стимул для дальнейшего развития, как преодоление собственных границ.
Согласно выделенным моделям способов жизнедеятельности можно констатировать, что профессиональная ориентация определяет и такую функцию, как осознание человеком своих вероятных возможностей, перспектив личностного роста, в тесной связи с профессиональным, подталкивает его к постоянному поиску, творчеству, возможности выбора [6, с. 2].
Вышеприведенные функции профориентации помогают определить ее педагогическую интерпретацию. С этой точки зрения под профессиональной ориентацией старшеклассников понимают систему учебно-воспитательной работы, которая имеет целью информировать школьников о рынке труда и мире профессиональной деятельности, оценивать свои способности и развивать навыки, склонности и интересы, необходимые для будущей профессии.
Такое определение профессиональной ориентации позволяет рассматривать учебно-воспитательный процесс в школе, как условие профессионального становления личности. В процессе такого развития происходит ее профессиональное самоопределение, функционирующее как одна из задач профессиональной ориентации и как завершающий эту задачу этап [7, с. 67].
В психолого-педагогической науке профессиональное развитие личности рассматривается как постоянный неизменный процесс самостоятельного проектирования личности, в котором выделяют три основные стадии качественно различающихся друг с другом уровней развития самосознания: самоопределение, самовыражение и саморегуляция [52, с. 16].
Самоопределение – это многомерный, последовательный и многоступенчатый процесс, рассматривающийся под разными точками зрения.
Во-первых, как цепочка задач, которые общество ставит перед собой, с целью формирования личностью и которые эта личность должна поочередно разрешать в течение определённого периода времени. (Социологический подход исходит из запросов общества).
Во-вторых, как процесс принятия решений, благодаря которым человек формирует свои предпочтения и склонности, с одной стороны, и потребности имеющейся системы общественного разделения труда - с другой. (Социально-психологический подход, предполагающий способы согласования запросов общества и свойств личности) [14, с. 63].
В-третьих, как процесс формирования личностного стиля жизни, чьей частью выступает профессиональная деятельность.
(Дифференциально-психологический подход, исходящий из свойств личности) [14, с. 64].
Все это позволяет рассматривать самоопределение как поиск личностного смысла в конкретной предметной деятельности, а также поиск смысла в процессе самого самоопределения. Одновременно с этим выявляется парадокс самоопределения: найденный смысл тут же обесценивает жизнь. Поэтому так важен поиск смысла жизни, отдельные (уже найденные) смыслы – лишь промежуточные этапы огромного процесса. Профессиональное самоопределение, в свою очередь, выступает как особая форма самоопределения. Профессиональное самоопределение в научной литературе раскрывается как осознание личностью связи между требованиями общества («надо») с целями, мотивами, желаниями, ценностями («хочу»), со своими умениями, знаниями, способностями
(«могу»), физиологическими, психофизиологическими, особенностями темперамента («имею»). Тогда профессиональное самоопределение согласовывается с «самоориентированием» школьника, выступающего как объект самоопределения.
Согласно второй модели существования человека (С.Л. Рубинштейн) профессиональное самоопределение является результатом профессионального развития [16, с. 243]. Психологическая модель профессионального самоопределения, в таком случае, предполагает наличие и разрешение разного рода разногласий во взглядах, центром которых является противоречие между Я-действующим и Я-отраженным.
Переживание этого противоречия побуждает человека к поиску новых возможностей для самостоятельного существования, к осознанию собственной личности, общения и деятельности, развитие которых способствует приближению Я-действующего к Я-отраженному.
Понимая неравномерность усвоение предметных знаний, старшеклассники могут преодолеть эти противоречия и таким образом иметь возможность удовлетворить свою потребность в актуализации знаний, лежащих в основе их профессионального самоопределения.
Следовательно, учение и учебная деятельность в целом, представляются как условия, способствующие профессиональному самоопределению. В то же время, профессиональное самоопределение школьника может определить его отношение к учебному процессу [2, с. 129].
Данная вторая сторона неразрывно связана с мотивационно- потребностной сферой личности и определяет ее направленность в овладении знаниями. Поэтому профессиональную ориентацию старшеклассников можно понимать, как интерес к определенному спектру учебных предметов, выражающемуся в углубленном изучении этих предметов и попытках удовлетворения потребностей в приобретении необходимых знаний.
Таким образом, современное понимание психолого-педагогической сущности профессиональной ориентации связано с особенностями ее основных составляющих: профессионального самоопределения и создания предпосылок для построения профессиональной карьеры. С одной стороны, последний компонент выступает признаком, формирующим направленность и содержание педагогической работы с учащимися общеобразовательной школы. В рамках этих особенностей формируются задачи и содержание профессиональной ориентации, направленные на формирование активной позиции выпускников в профессиональном самоопределении и построении профессиональной карьеры. С другой стороны, целенаправленная подготовка учащихся к профессиональному самоопределению, выражающаяся в разработке содержания, методов и целей адекватных данному процессу, является существенным условием формирования ценностно-смысловой готовности к осуществлению профессиональных планов и построения профессиональной карьеры в рамках реализуемого выбора.
Особенности профориентации школьников на сегодняшний день одна из самых актуальных тем для изучения по причине нестабильной ситуации в экономической сфере, вдобавок сказывается потребность в переходе к новому социально-экономическому опыту. Главная социально педагогическая задача школы учебного учреждения - подготовить учащихся к осознанному выбору профессии [4, с. 17].
Переход на предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость проведения особой работы, направленной на поддержку учащихся и их родителей в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом личных способностей и вероятностей.
После окончания девятого класса выпускник должен определиться с выбором профессии. Существуют два метода выбора. Первый метод - метод «проб и ошибок». Когда выпускник вслепую выбирает профиль обучения или учебное заведение. А второй метод заключается в том, что подросток, изучив самого себя, овладев технологическими познаниями и умениями в 5-9 классах на уроках технологии, познакомившись с миром профессий, осуществляет самостоятельный выбор [17, с. 172].
Учащиеся выпускного класса часто испытывают большие трудности с выбором профиля на этапе обучения в средней школе. Как правило, они делают этот выбор по разным причинам (например, за компанию, по совету знакомых или друзей). При этом, старшие школьники считают, что владеют необходимой информацией о той или иной профессии, чтобы выбрать профиль для дальнейшего обучения их на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, делают этот выбор самостоятельно [20, с. 239].
Анализ психолого-педагогических исследований демонстрирует, собственно, что молодые люди не готовы самостоятельно, осознанно выстраивать своё будущее. Предпосылкой сего считаются недостаточные познания об определенных особенностях каждого вида деятельности, невысокая мотивация к данной задаче, неумение сопоставить собственные стремления с настоящими возможностями и способностями.
Самое необходимое, важное и сложное для старшеклассника - выбор будущей профессиональной деятельности. Психологически устремленный в будущее склонный в мыслях «перепрыгивать» через незавершенные границы, подросток уже морально обременен школой, школьная жизнь кажется ему временной, нереальной, порогом к другой жизни, более богатой и более истинной, которая одновременно и привлекает, и пугает.
Старшеклассник прекрасно осознает, что содержание его будущей жизни зависит, прежде всего, от его умения правильно выбрать профессию. Каким бы ветреным и беззаботным ни выглядел ребенок, выбор профессии является его центральной и неизменной заботой [14, с. 331].
В пору юности все отчетливей оказывается личный облик каждого старшеклассника, все четче вырисовываются те его личные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
Профессиональное, а также личностное самоопределение - основные новообразования ранней юности, предстающие в виде новейших внутренних воззрений, поиск своего места в обществе, планирование своего будущего требует уверенности в своих возможностях [19, с. 32].
Насыщенность обретает также и процесс развития саморегуляции, также растет и контроль над собою, над своими чувствами и эмоциями. Во ранней юности уже отсутствуют перепады настроения, оно становится стабильным и уравновешенным. Старшие школьники, шестнадцати - семнадцати лет, вне зависимости от темперамента, более уравновешены, нежели подростки.
На данной ступени формируются нравственные принципы личности. Ориентируясь на полученные знания и личный опыт, пускай еще не до конца сформированные, старшеклассник выстраивает представления об нормах нравственности и морали, об осознании общества. Нравственное развитие предстает наиболее полно, а также осмысленно.
Интеллектуальны процессы становятся фундаментом, который систематизирует, а также накапливает знания о мире, благодаря которым формируется мировоззрение. Безусловно, не у всех подростков формируется концепция мировоззренческих взглядов. Недостаток этих самых взглядов препятствует поиску личности своего места в этом мире, а также обретению психологического здоровья [76].
Учащиеся значительно отличаются друг от друга не только по характеру и нраву, но и по индивидуальным способностям, потребностям, рвениям и интересам, разному уровню самосознания. Личностные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Старший класс - это время, когда формируются мировоззрения, складываются ценностные ориентации и установки.
Школьники занимаются самоанализом, рассуждениями, подчеркивается сформированность сложно - логического или теоретического, делают выводы от частного к общему или, напротив, переходят к частным заключениям в базе общих познаний, а именно способность к дедукции и индукции. Прослеживается интеллектуализация абсолютно всех познавательных процессов, применение оптимальных способов запоминания, возникновение исследовательского интереса к дисциплине. Им нравится проводить эксперименты, создавать нечто уникальное [19, с. 36].
По сути это этап, на котором осуществляется переход от юношества к взрослой жизни, с соответствующим уровнем ответственности, самостоятельности, возможности для активной роли в жизни общества и в личной жизни, для конструктивного решения разного рода трудностей, профессионального развития. По мнению Эриксона, в основе юношеского возраста лежит процесс идентичности, состоящий из серии индивидуально-личностных и социальных выборов, идентификации, профессионального развития [16, с. 88].
Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение начинается с детства и завершается в ранней юности. Ведущую роль в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические мотивы, при выборе профессии - мотивация выбора профессии у парней не поддается никаким возрастным изменениям. У молодых девушек, с другой стороны, происходит переход от мотивации на социальные потребности к совместной мотивации на профессию.
Выбор и овладение профессией идет параллельно с профессиональным самоопределением. На этом этапе школьники обязательно должны поставить перед собой задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющихся психических и психофизиологических ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в зависимости от выбранной профессии.
Приобретением, свойственным ранней юности является формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность целей постепенно становится жизненной программой, когда рассматривается не только конечный результат, но и методы и средства его достижения. Жизненный план - это проект потенциально возможных действий. В содержании планов есть ряд противоречий. В собственных ожиданиях, связанных с будущей профессией и семьёй, юноши и девушки довольно реалистичны. Но когда речь идет о сфере образования, социального продвижения и материального благополучия, их требования часто завышены [13, с. 237].
Л. С. Выготский представлял жизненные планы в качестве коэффициента освоения личностью собственным внутренним миром, а также как систему адаптации к реальности, связывал с ним «целевую» регуляцию сознательно новейшего вида. Предварительное самоопределение, создание жизненных планов - основное психическое образование ранней юности [5, с. 74].
В то же время высокий уровень притязания не подкрепляются настолько же высоким уровнем профессиональных устремлений. У большинства старшеклассников стремление получать больше не сочетается с психологической готовностью к больше активному и квалифицированному труду. Профессиональные намерения юношей и девушек недостаточно корректны. Рационально оценивая последовательность личных грядущих жизненных достижений, они излишне уверенны в определении возможных сроков их осуществления.
Вместе с тем девушки находятся в ожидании достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. Это выражает их неполную готовность к реальным трудностям и задачам будущей самостоятельной жизни. Основное противоречие жизненных перспектив юношей и девушек - ограниченная самостоятельность и готовность посвятить себя дальнейшему достижению личных жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой выпускники, оставаясь непроверенными на соотношение их реальным способностям, часто оказываются ложными и страдают от «фантазийности». Иногда молодые люди, едва опробовав что- то, разочаровываются как в своих планах, так и в себе [8, с. 374].
Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, а, следовательно, недостаточно гибкой для реализации, или слишком общей, и затруднять успешную реализацию неопределенностью.
Индивидуальное самоопределение - новообразование, содержащее в себе следующие характеристики: осознание себя, своего места в мире, а также временных возможностей во концепции социальных взаимоотношений, построение жизненного плана. Суть данного понятия такие ученые как, К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург, Н.С. Пряжников видят в его ценностно - смысловом контексте, а именно как установление личностью собственных воззрений в отношении существующей системы социальных ценностей [1].
К тому же с самоопределением также связано изменение учебной мотивации. Старшеклассники, основным видом деятельности которых является, как правило, учебно-профессиональная, начинают рассматривать обучение как необходимую основу будущей профессиональной деятельности. В основном их интересуют предметы, которые пригодятся в будущем, они снова начинают переживать за успеваемость (если они решили продолжить обучение). Таким образом появляется недостаточное внимание к остальным «ненужным» учебным дисциплинам, и отказ от такого подчёркнуто пренебрежительного отношения к оценкам, которое было принято среди школьников. По мнению А. В. Петровского, сознательное отношение к обучению формируется в старшем школьном возрасте [10, с. 35].
Таким образом, ранняя юность, либо, старший школьный возраст, включает себя периоды развития ребенка с пятнадцати и вплоть до семнадцати лет, что соответствует возрасту школьников, учащихся в девятом - одиннадцатом классах типичною средней школы. Отличительными чертами старшего школьного возраста считаются: юношеский максимализм, доверительные дружеские отношения, внутренняя независимость, стремление познать реальность, желание личностного и профессионального самоопределения.
Профессиональная деятельность чаще начинает рассматриваться в качестве средства достижения жизненного успеха, и как средство для поиска своего места в обществе и личной самореализации. Проблема профессионального самоопределения становится главной как для самого учащегося, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это ключевое достижение успеха в профессиональной деятельности.
С целью исследования профессиональной ориентации старшеклассников, нами было проведено экспериментальное исследование.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Рощинская средняя общеобразовательная школа» Сосновского района Челябинской области. В исследовании приняли участие учащиеся старшего школьного возраста в количестве 28 человек.
Этапы исследования профессиональной ориентации старшеклассников:
1. Поисково-подготовительный.
На данном этапе нами была проанализирована и изучена психологопедагогическая и методическая литература для исследования профессиональной ориентации старшеклассников в условиях образовательной организации, а также была сформулирована цель. Кроме того, был произведён подбор методик, направленных на исследование типов профессиональной ориентации старшеклассников в условиях образовательной организации с учетом возрастных особенностей школьников. А также были применены методы целеполагания и моделирования для решения проблемы психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации старшеклассников.
2. Опытно-экспериментальный.
На данном этапе был проведен обучающий и проверочный эксперимент, тестирование, диагностика (методика Дифференциальнодиагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова; методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока) Г.В. Резапкиной; методика профессиональной идентичности А.А. Азбель). Разработка и внедрение программы психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации старшеклассников.
3. Контрольно-обобщающий.
На данном этапе была проведена повторная диагностика, анализ, обобщение результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, систематизация результатов, проверка гипотезы исследования, формулировка выводов, а также разработка психолого-педагогических рекомендаций для педагогов, психологов, родителей по формированию профессиональной ориентации у старшеклассников. Применение математико-статистического метода: T-критерий Вилкоксона. Т-критерий Вилкоксона - это непараметрический статистический тест, который используется для проверки различий между двумя парными или независимыми выборками по уровню некоторой количественной характеристики, измеряемой по непрерывной или порядковой шкале. Автором Т-критерия Вилкоксона является Фрэнк Вилкоксон.
В экспериментальной работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ, систематизация и обобщение литературных источников по исследуемой проблеме, моделирование, целеполагание);
- эмпирические (констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование по следующим методикам: методика «Дифференциально-диагностический опросник»; методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов»); методика профессиональной идентичности);
- математико-статистические методы (Т-критерий Вилкоксона).
Рассмотрим используемые методы подробнее.
Анализ - процесс разделения целостного объекта или явления на его составные части [16, с. 63].
Анализ психолого-педагогической литературы - основной метод научного исследования, предполагающий изучение теоретических предпосылок проблемы работы, вычленение наиболее значимой информации, формирование библиографического списка источников, имеющих прямое отношение к изучаемому феномену [16, с. 22].
Систематизация - это обработка информации с целью формирования и интерпретации определенного вида знаний, позволяющая каждому пользователю точно воспринимать полученную информацию. Информация, подлежащая обработке, оформляется по определенным правилам, имеет совершенный формат, благодаря чему она имеет логический смысл и значение. Благодаря обработке информации можно сформировать целостные образы, которые человек способен распознать и правильно понять. Данный процесс сопровождается сведением множества информационных сигналов к определенным простым образным категориям. [16, с. 231].
Обобщение - это форма приобретения знания путем мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира [16, с. 306].
Моделирование - организация и исследование моделей в действительности существующих объектов, явлений или процессов для объяснения этих явлений, а также ради прогнозов явлений, интересующих исследователя [16, с. 323].
Целеполагание - это процесс определения основной цели и ряда второстепенных задач и промежуточных целей, а также поиска путей достижения каждой из них [9, с. 645].
Констатирующий эксперимент - определенный вид эксперимента, целью которого является изменение одной или нескольких независимых переменных и определение их влияния на зависимые переменные. Целью констатирующего эксперимента выступает фиксация изменений, происходящих с зависимыми переменными [9, c. 231].
Формирующий эксперимент - определенный вид эксперимента, суть которого заключается в том, что человек или группа людей участвуют в тренировке и организованном формировании каких-либо навыков и качеств. Посредством создания специальных ситуаций формирующий эксперимент позволяет выявить динамику, закономерности, механизмы, тенденции в развитии психического становления личности [9, с. 661].
Тестирование - метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизованного измерения индивидуальных различий. Позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида нужных навыков, знаний, личностных характеристик [16, с. 378].
Для проведения данного исследования и диагностики профессиональной ориентации старшеклассников были подобраны следующие методики, соответствующие цели и задачам исследования:
1) методика № 1 Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова;
2) методика № 2 «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока) Г.В. Резапкиной;
3) методика № 3 профессиональной идентичности А.А. Азбель.
Методика № 1 Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Е. А. Климова.
Опросник Климова позволяет достаточно точно определить уровень мотивации к различным видам деятельности. Благодаря своей простоте может использоваться для тестирования как взрослых людей, так и подростков.
В соответствии с классификацией типов профессий российского психолога Е.А. Климова, каждому человеку характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности. По его теории каждый человек справится с любой работой при условии успешного прохождения соответствующего обучения [15, с. 234].
Цель: предназначен для отбора по разным видам профессий в соответствии с классификацией видов профессий Е.А. Климов. Он используется в профориентации для подростков и взрослых.
Процедура тестирования: она основана на идее разделения всех существующих профессий на 5 типов на основе предмета или объекта, с которым человек взаимодействует в процессе труда.
Пять типов профессий по Е. А. Климову.
1. «Человек-природа».
2. «Человек-техника».
3. «Человек-знаковая система».
4. «Человек-художественный образ».
5. «Человек-человек».
Инструкция: опросник состоит из 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждое утверждение в свою очередь имеет два буквенных обозначения - а и б.
Испытуемому необходимо прочитать каждое из двух утверждений внимательно, а потом выбрать одно из них, проставив рядом знак «+», которое старшеклассник счел наиболее соответствующим и подходящим именно ему. Респондент может поставить два знака «++», что будет говорить о еще большей привлекательности выбранного им вида деятельности. В случае, если выбранная работа очень нравится испытуемому он может, поставить три знака «+++».
Знаком «-» респонденту необходимо отметьте работу, которая ему не привлекательна. По степени несоответствия данного вида деятельности предпочтениям школьника, он может поставить два знака «-», и в случае, когда эта работа очень не нравится испытуемому, он может поставить три знака «-».
Описание методики в Приложении 1.
Методика № 2 «Профиль» (модификация методики «Карта
интересов» А. Голомштока) Г.В. Резапкиной.
Методика «Карта интересов» предназначена для изучения интересов и склонностей человека к различным сферам деятельности. Первый вариант опросника был опубликован А. Е. Голомштоком в 1968 году в книге «Профориентационная работа в школе», и в дальнейшем неоднократно подвергался переработке различными авторами [15, с. 145]. Методика «Профиль» - модификация, сделанная Г.В. Резапкиной для учащихся старшего школьного возраста.
Методика ориентирована в первую очередь на профориентацию подростков-старшеклассников.
Цель: Изучения интересов и склонностей человека к различным сферам деятельности.
Г.В. Резапкина выделяет десять возможных направлений деятельности:
1 - физика и математика;
2 - химия и биология;
3 - радиотехника и электроника;
4 - механика и конструирование;
5 - география и геология;
6 - литература и искусство;
7 - история и политика;
8 - педагогика и медицина;
9 - предпринимательство и домоводство;
10 - спорт и военное дело.
Инструкция: вопросы, представленные в опроснике, касаются отношения старшеклассника к различным направлениям деятельности. Нравится ли ему делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса необходимо поставить “+”. Если
не нравится - знак “- Если школьник сомневается, он может поставить
Описание методики в Приложении 1.
Методика № 3 методика профессиональной идентичности А.А. Азбель.
Методика профессиональной идентичности А.А. Азбель направлена на определение этапа профессиональной идентичности старшеклассников [15, с. 243].
Цель: определить, на каком из четырех этапов профессиональной идентичности находиться учащийся, и в то же время подумать об отношении школьника к проблемам, связанным с профессиональной ориентацией.
А.А. Азбель выделяет четыре ступени профессиональной идентичности:
1. Неопределенная профессиональная идентичность: этап, на котором учащиеся не имеют определенных профессиональных целей и планов, и в тоже время не пытаются их сформировать. Зачастую на этом этапе находятся подростки, которые привыкли жить сегодняшним днем и не до конца осознающие важность выбора будущей профессии. Также на данном этапе могут находиться учащиеся, чьи родители не намереваются или не имеют времени проявлять активный интерес к профессиональному самоопределению своих детей;
2. Навязанная профессиональная идентичность: данный этап характерен для учащихся, которые идут своим профессиональным путем, но не путем самостоятельных размышлений, а прислушиваясь к мнению родных и друзей;
3. Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: данный этап характерен для учащихся, которые находятся в процессе поиска подходящей для себя специальности, исследующие различные варианты профессионального развития. Эти ребята размышляют о
возможностях профессионального развития, пробуют разные профессиональные роли, с целью - узнать как можно больше о разных специальностях и путях их достижения;
4. Сформированная профессиональная идентичность: учащиеся, находящиеся на данном этапе, характеризуются тем, что они готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального самоопределения или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем.
Описание методики в Приложении 1.
Математико-статистические методы:
Т-критерий Вилкоксона.
Критерий направлен на сравнение показателей, измеренных при двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет определить не только направление изменений, но и их выраженность, то есть, способен определить, есть ли изменение показателей в одном направлении интенсивнее, чем в другом [18, с. 87].
Т-критерий Вилкоксона применим в случаях, когда характеристики измеряются по крайней мере по шкале порядка, и сдвиги между вторым и первым измерениями тоже могут быть упорядочены. Для этого они должны варьироваться в широком диапазоне.
Суть данного метода заключается в сопоставлении выраженности сдвигов в одну и другую сторону по абсолютной величине. Для этого мы сначала ранжируем все абсолютные значения сдвигов, а затем суммируем ранги. Если сдвиги в положительную и в отрицательную сторону происходят случайно, то суммы рангов их абсолютных значений будут примерно равны. Если интенсивность сдвига в одном из направлений преобладает, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположном направлении будет значительно ниже, чем могла быть при случайных изменениях [76].
Описание критерия в Приложении 1.
Таким образом, наше исследование проходило в три этапа: поисковоподготовительный, опытно-экспериментальный и контрольнообобщающий. На каждом этапе использовались определенные методы и методики исследования профессиональной ориентации старшеклассников. Каждый этап нашего исследования сопровождался получением данных, необходимых для дальнейшего проведения исследования и проверки гипотезы. Методы и методики были подобраны в соответствии цели и задачами исследования и возрастным особенностям учащихся.
Исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждение «Рощинская средняя общеобразовательная школа» Сосновского района Челябинской области.
Выборку исследования составили учащиеся старшего школьного возраста в количестве 28 человек.
Из них: мальчиков: 15, а девочек: 13
Возрастной состав учащихся: 15-16 лет
Отношения между обучающимися в классе характеризуются как дружеские. Отношения с классным руководителем положительные, основаны на доверии и уважении. Взаимоотношения с учителями - предметниками - почтительные и деловые. Все ребята были хорошо расположены к общению.
Со старшеклассниками была проведена диагностика по методикам: Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова; «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока) Г.В. Резапкиной; профессиональная идентичность А.А. Азбель).
В процессе исследования, школьники были внимательны и организованны. Ребята охотно шли на контакт. В процессе диагностики, у некоторых учащихся возникали вопросы, связанные с выполнением заданий. Но после повторного прослушивания инструкции, вопросов больше не возникало.
Результаты диагностики склонности учащихся к определенному типу профессий по методике дифференциально-диагностического опросника Е. А. Климова представлены на рисунке 3, в Приложении 2 в таблице 1.
Рисунок 3 - Результаты исследования профессионального типа личности старшеклассников по методике «Дифференциальнодиагностический опросник» Е. А. Климова
Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что 43% (12 человек) обучающихся предпочитают работать в сфере «Человек-человек». К данному типу профессий относятся медицинские и педагогические профессии и профессии сферы услуг. Чаще всего, в таких профессиях себя реализовывают коммуникабельные личности, развивающиеся в сферах коммуникации и образования (психолог, педагог, воспитатель детского сада, няня, врач, медицинская сестра, официант, администратор и т. д.).
«Человек-художественный образ» - 32,1% (9 человек). В данной области реализуются творческие и креативные люди. Профессии данной категории связанны с созданием, повторением и развитием художественных образов (гравер, архитектор, фотограф, актер, шлифовальщик камней, художник, музыкант, модельер и т.д.).
«Человек-техника» - 10,7% (3 человек) подростков. Профессии данного типа связаны с изобретением, обслуживанием и эксплуатацией оборудования (программист, инженер, радиотехник, связист, швея, водитель, электрик, монтажник и т. д.).
«Человек-природа» - 7,1% (2 человек) респондентов. Данный тип профессий представляют люди, изучающие, анализирующие, охраняющие и преобразовывающие природу (садовник, зоотехник, ветеринар, животновод, геолог, агроном, биолог, лесник, пчеловод, почвовед и т. д).
«Человек-знаковая система» - 7,1% (2 человека) школьников. Профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем (чертежник, машинистка и оператор ЭВМ, радист, плановик, экономист, корректор, программист, телеграфист, наборщик и т. д.).
Результаты диагностики интересов и склонностей учащихся к различным сферам деятельности по методике «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока) Г.В. Резапкиной представлены на рисунке 4, в Приложении 2 в таблице 2.
Рисунок 4 - Результаты исследования направления профессиональной деятельности личности старшеклассников по методике «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока) Г.В. Резапкиной
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что старшеклассники предпочитают такие дисциплины, как Литература и Искусство - 21,4% опрошенных (6 человек) и История и Политика - 14,3% (4 человека).
Так же довольно популярны такие дисциплины как: Педагогика и Медицина - 10,7% (3 человека), Предпринимательство и Домоводство - 10,7 % (3 человека), Химия и Биология - 7,1% (2 человека).
Такие дисциплины, как Физика и Математика - 3,6% (1 человек), Радиотехника и Электроника - 3,6% (1 человек), Механика и Конструирование - 3,6% (1 человек), Спорт и Военное дело - 3,6% (1 человек) и География и Геология - 0% (0 человек) не пользуются особой популярностью у школьников.
Так же 21,4% (6 человек) учащихся не имеют выраженных профессиональных интересов, что свидетельствует о их неготовности к профессиональному самоопределению.
Результаты диагностики профессиональной идентичности по методике профессиональной идентичности А.А. Азбель представлены на рисунке 5, в Приложении 2 в таблице 3.
Рисунок 5 - Результаты исследования типов профессиональной идентичности старшеклассников по методике «Профессиональная идентичность» А.А. Азбель
Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что 32,1% (9 человек) обучающихся имеют неопределенную профессиональную идентичность. Это говорит о том, что данный процент старшеклассников не имеют определенных профессиональных целей и планов, и в тоже время не пытаются их сформировать.
Мораторий профессиональной идентичности (кризис выбора) - 28,6% (8 человек). Это говорит о том, что учащиеся находятся в процессе поиска подходящей для себя специальности, исследуют различные варианты профессионального развития.
Навязанная профессиональная идентичность - 21,4% (6 человек). Мы можем сделать вывод, что по большей части учащиеся прислушиваются к мнению родных и друзей в выборе будущей профессии.
Сформированная профессиональная идентичность - 17,9% (5 человек). Это говорит о том, что старшеклассники готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального самоопределения или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем.
Таким образом, исследование проводилось на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Рощинская средняя общеобразовательная школа» Сосновского района Челябинской области. Общее количество испытуемых - 28 человек. Была проведена диагностика по методикам: методика Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова, методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока) Г.В. Резапкиной, методика профессиональной идентичности А.А. Азбель. По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы: 7,1% опрошенных старшеклассников уже определились с выбором будущей профессиональной деятельности, но 92,9% учащихся затрудняются с выбором и нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения.
Для того, чтобы создать необходимые условия для развития профессионального самоопределения старшеклассников педагогу- психологу необходимо учитывать основные требования мотивационной деятельности к процессу формирования профессиональных предпочтений учащихся:
- следует найти индивидуальный подход к каждому ребенку, так как профессиональные склонности каждого школьника индивидуальны;
- необходимо создать мотивацию для школьника, побудить его к активной деятельности;
- необходима организация учебного диалога, для развития профессионального самоопределения ребенка.
Основная задача психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации школьников заключается в поддержке и профессиональном направлении ученика педагогом. Основные методические рекомендации педагогу: после каждого выполнения учеником или учениками задания педагогу необходимо простимулировать самоконтроль школьников, разъяснить причины совершенных им в процессе работы ошибок, а также научить соотносить полученные результаты с поставленной целью. Так же необходимо акцентировать внимание на усвоенных в процессе занятия знаниях, от которых напрямую зависит развитие профессиональных предпочтений и склонностей. Равно как и поддерживать мотивацию школьников, от нее напрямую зависят результаты пройденных занятий.
Психолого-педагогические рекомендации для родителей:
1. Предоставьте ребенку возможность самостоятельно определять свое будущее, позвольте лично сделать выбор своей будущей профессии.
2. Старайтесь больше общаться с ребенком, так вы сможете узнать о его интересах и предпочтениях в выборе будущей профессиональной деятельности [8, c. 41].
3. Поддерживайте свое чадо на пути его профессионального становления.
4. Не заостряйте внимание лишь на материальной составляющей профессии, моральное удовлетворение тоже очень важно.
5. Необходимо учитывать личностные качества школьника при выборе будущей профессии.
6. Обращайте внимание на увлечения и интересы ребенка, на его способности в том или ином виде деятельности, возможно он сможет реализовать свои таланты в будущей профессии.
Если школьник испытывает трудности в самостоятельном выборе профессии:
1. Помогите ему определить в чем конкретно заключается проблема.
2. Посоветуйте школьнику профессию, исходя из своих желаний, возможностей и способностей, но ни в коем случае на давите на него.
В случаи, если ребенок выбирает профессию, которая Вам не подходит:
1. Объясните ребенку плюсы и минусы выбранной им профессии. Но ни в коем случае не навязывайте ему свое мнение [6, c. 113].
2. Не стоит отговаривать ребёнка, оцените и обсудите с ним возможности его реализации в данной сфера.
3. Наметьте с ребенком запасной вариант.
Если ребенок уже определился с профессией:
1. Обязательно поддержите своего ребенка, покажите, что не сомневаетесь в его силах.
2. Содействуйте самостоятельности ребенка в выборе профессии.
3. Помогите школьнику составить конкретный план действий по выбору профессии. Многие выпускники лишь мечтают о будущем, но, к сожалению, ничего не предпринимают для достижения цели. Обсудите с ребенком, что ему необходимо сделать и за какой промежуток времени.
Рекомендации, которые родители могу предложить выпускникам:
1. Выбор будущей профессиональной деятельности - это один из трудных этапов в жизни, но в то же время невероятно важный, именно поэтому к нему нужно относиться с максимальной ответственностью.
2. При выборе профессии основывайтесь на своих увлечениях и интересах.
3. Будущая профессия должна приносить вам моральное удовлетворение.
4. Вы можете прислушаться к советам и мнению родителей, но помните, выбор всегда должен оставаться за вами.
5. Старайтесь мыслить шире. Поставите перед собой конкретную цель (например: «Кем я буду через 10 лет?»), а также сформулируйте задачи, необходимые для достижения этой цели.
6. Если ваши друзья уже определились с выбором будущей профессиональной деятельности, порадуйтесь за них, но не стоит поступать вместе с ними ради дружбы. Помните, в новой учебном заведение вы обязательно заведете новых друзей, но и ваше общение со школьными друзьями никто не ограничивает [11, с. 187].
7. Досконально изучите профессию, которую собираетесь выбрать. Если есть возможность, пообщайтесь с представителями данной профессии, обсудите с ними все вопросы, которые вас интересуют.
8. Будьте готовы к тому, что вы можете потерять интерес к выбранной профессии. Но никогда не отчаивайтесь и не расстраивайтесь из-за этого.
9. Пройдите различные тесты по профориентации или проконсультироваться у психолога школы.
10. Если у вас есть опасения, проконсультируйтесь с родителями или психологом.
11. Разумно оцените свои возможности. Лучше быть уверенным в своих силах, чем разочаровываться потом из-за неудач.
12. Не поддавайтесь страху. Помните, переживать нормально.
13. Старайтесь больше практиковаться в той сфере деятельности, в которой вы хотите работать в будущем. Этот опыт будет вам очень полезен.
14. Изучите список школьных дисциплин, необходимых для поступления на выбранную вами специальность. Хорошо подготовьтесь к сдаче экзаменов по этим предметам.
15. Старайтесь посещать дни открытых дверей в ВУЗах, в которые планируете поступить.
16. Попробуйте пообщаться со студентами и выпускниками, интересующих вас специальностей.
17. Помните, что коммуникация является мощным инструментом для приобретения необходимой информации как о профессии мечты, так и о дальнейшей трудоустройстве.
18. Детально изучите особенности Вашей профессии.
19. Изучите востребованность профессии на рынке труда. для того, чтобы в дальнейшем быть конкурентоспособным.
20. Говоря «я хочу», не забывайте, что Вы можете и что необходимо сделать для этого.
21. Не забывайте учитывать свои психологические характеристики, склонности и способности.
22. Очень важно наличие адекватной самооценки, способностей к саморегуляции жизнедеятельности.
23. Старайтесь учитывать все объективные и субъективные факторы и условия при выборе профессии.
24. Поставьте перед собой цель, и не забудьте соотнести свою цель с другими жизненными целям.
25. Проработайте систему перспектив. Определите главные и второстепенные этапы на пути достижения цели.
26. Не бойтесь ошибиться! Ищите разные пути, рискуйте, находите и исправляйте свои ошибки.
27. Определите, каков будет ваш образ жизни при выбранной профессии. Оцените все аспекты своего выбора.
28. Не пугайтесь сложностей на своем пути.
29. Постарайтесь заранее продумать пути и средства разрешения и преодоления трудностей, что могут повстречаться на вашем пути.
30. Не забывайте, что для того, чтобы достичь своей цели необходимо много работать.
31. Узнайте о престиже и зарплате будущей профессии.
32. Определите, что Вы можете и что должны знать.
Рекомендации по оказанию помощи старшекласснику в профессиональном выборе.
1. Предложите школьнику составить список предпочитаемых им профессий. Важно проанализировать все аспекты, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Необходимо помнить, что профессия является не только способом заработка. Так же важно получать эмоциональное и моральное удовольствие от работы. При составлении плана изучите и пропишите требования, необходимые не только для достижения цели, но и для дальнейшей работы по специальности. Оформите план в виде конспекта или таблицы. Пропишите профессии и требования, а затем вместе с ребенком проанализируйте, что подходит именно ему [19, c. 54].
2. Расширяйте свои познания в мире профессий вместе с ребенком. Так как у подростков небольшой личный опыт, могут возникнуть затруднения в профессиональном самоопределении. Многие старшеклассники не оценивают профессии в полной мере, а делают выбор, основываясь лишь на определенных аспектах. Задача родителей и педагога помочь школьнику разобраться во всех тонкостях предпочитаемой профессии [19, c. 55].
3. Предложите ребенку действовать. Многие подростки скептически относятся к словам родителей, поэтому простой беседой сложно обойтись. Предложите ребенку попробовать себя и оценить свои возможности. В наше время — это не проблема. Существует большое количество кружков, внеклассных занятий, профориентационных форумов где школьник может оценить свои способности и возможности. Прямой опыт гораздо важнее.
4. Мотивируйте ребенка на активную работу, ради достижения его цели. Поощряйте, поддерживайте и хвалите ребенка за его достижения. Для того чтобы выбрать профессию, предложите ребенку пройти несколько профориентационных тестов, это позволит ему определить свои профессиональные интересы, способности и личные качества [19, c. 56].
Рекомендации педагогам и психологам по формированию профессиональной ориентации у старшеклассников:
1. Работая над профессиональным самоопределением школьников необходимо учитывать индивидуальные и личностные особенности учащегося, его способности, желания, профессиональные и личные интересы.
2. Необходимо стимулировать у учащихся интерес к самопознанию. С учащимися, не уверенными в выборе будущей профессии, стоит провести диагностику профессиональных склонностей, а также консультацию профессионального психолога или педагога-психолога.
3. Для формирования профессиональной Я-концепции имеет смысл ознакомить старшеклассников с описательными характеристиками профессий и их особенностями, а также побеседовать с представителями соответствующих профессий и проводить «профессиональное погружение» с возможностью прожить и попробовать себя в разных профессиональных ролях. Такая деятельность может способствовать выбору профессии.
4. Необходимо развивать у учащихся уверенность в своих силах и способность самостоятельно принимать решения в выборе профессии и дальнейшего обучения.
5. Создавайте ситуации успеха для того, чтобы школьники получали удовольствие, формировали уверенность в собственных силах и стремились к успеху.
6. Старайтесь избегать навязывания молодым людям своих профессиональных мнений и убеждений. Важно, чтобы учащиеся сделали свой выбор самостоятельно, который должен быть информирован и должен отвечать их интересам и способностям.
7. Используйте результаты психолого-педагогической диагностики при организации общения с выпускниками, которые испытывают трудности в социально-психологической адаптации.
8. Старайтесь быть последовательны в своих действиях и словах.
9. Старайтесь поощрять инициативу учащихся.
Поводя итог, можно сказать, что соблюдение рекомендаций, представленных выше, позволит помочь старшеклассникам в выборе будущей профессиональной деятельности.
1) Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст]: монография / Ксения Абульханова-Славская. – Москва: Наука, 2012. – 335 с.
2) Алексеева, Л. Г. Развитие и диагностика способностей [Текст] / Л.Г. Алексеева, А.Н. Воронин, Т.В. Галкина; отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. – М.: Учитель, 2020. – 181 с.
3) Болдина, М. А. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении [Текст] / М.А. Болдина, Е.В. Деева //Социально-экономические процессы и явления. – 2012. – С. 1-9.
4) Волков, Б. С. Выбираем профессию. Основы профориентации [Текст] / Борис Волков. – Москва: Говорящая книга, 2015. – 171 c.
5) Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Лев Выготский. – Москва: Эксмо, 2016. – 1135 с.
6) Долгова, В. И. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников [Текст] /В.И. Долгова, А.М. Луткова // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. – 2018. – С. 916–926.
7) Зуева, Ф. А. Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению[Текст]: сборник лабораторных работ / Ф.А. Зуева. –Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2021. – 158 с.
8) Карацуба, Т. К. Особенности жизненного и профессионального становления единственных детей в семье [Текст] / Татьяна Карацуба. – Москва: Рос. академия гос. службы при Президенте РФ, 1998. – 221 с.
9) Маскаева, Т.А. Ранняя профессиональная ориентация подростков [Текст] / Т.А. Маскаева, М.В. Лабутина, Н.Д. Чегодаева // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – С. 1-2.
10) Митина, Л. М. Психология развития конкурентно-способной личности [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / Лариса Митина. – Москва: МПСИ, 2002. – 400 с.
11) Педан, В. А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в рамках модели сетевого взаимодействия [Текст] / Владимир Анатольевич Педан // Человек и образование. – 2013. – С. 94-98.
12) Петрусевич, А. А. Педагогический смысл профессиональной ориентации в современной школе [Текст] / Аркадий Петрусевич // Психология и педагогика. – 2006. – С. 131-142.
13) Поташник, М. М. Усть-Илимск: территория будущего [Текст] /Марк Поташник // Народное образование. – 2005. – № 5. – С. 215-224.
14) Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение [Текст] / Николай Пряжников. – Москва: Академия, 2014. – 64 с.
15) Пряжников, Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) [Текст] / Николай Пряжников. – Москва: ВАКО, 2006. – 288 с.
16) Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание [Текст] / Сергей Рубинштейн. – Москва: ПИТЕР, 2017. – 590 с.
17) Сазонов, А. Д. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков. – Москва: Высшая школа,2015. – 272 с.
18) Сазонов, А. Д. Профессиональная ориентация учащихся [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Александра Сазонова. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
19) Столин, В. В. Самосознание личности [Текст]: учебное пособие / Владимир Столин. – Москва: Бек, 2013. – 252 с.
20) Ушакова, Д. Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / под ред. проф. Дмитрия Ушакова. – Москва: ТЕРРА, 2015. – 712 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методики диагностики межличностных взаимоотношений в коллективе подростков
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты исследования межличностных взаимоотношений в коллективе подростков