Содержание
Введение. 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. 6
1.1. Мышление, его виды и функции. 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. 9
1.3. Анализ методик исследования мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. 13
Выводы по первой главе. 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. 16
2.1. Методика изучения особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. 16
2.2. Анализ результатов исследования. 20
2.3. Рекомендации по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях цифровизации образования. 23
Выводы по второй главе. 27
Заключение. 28
Список литературы.. 30
Приложение 1. 33
Приложение 2. 34
Приложение 3. 35
Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается рост детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых выделяют детей с нарушениями речи, в частности, с общим недоразвитием речи.
Изучением общего недоразвития речи занимались Е. М. Мастюкова [3], Г. В. Чиркина [10], Р. Е. Левина [5], Т. Б. Филичева [17] и другие. Особое внимание уделялось изучению взаимосвязи речи и мышления. Это объясняется тем, что развитие речи оказывает большое влияние на развитие всех психических функций, особенно, на мышление.
Мышление – это высший психический познавательный процесс. Благодаря данному процессу мы можем перерабатывать информацию, поступающую из окружающей нас действительности. Мышление взаимосвязано со всеми остальными высшими психическими функциями: с восприятием, памятью, воображением, вниманием, речью. Степень развития мышления отражается на всех остальных процессах, и влияет на способность человека принимать, обобщать, анализировать информацию, которую он получает.
В дошкольном и младшем школьном периоде важную роль играет развитие наглядно-образного мышления. Уровень его сформированности влияет на дальнейшее обучение ребёнка в школе и на развитие словесно-логического мышления. Несмотря на то, что дети с общим недоразвитием речи имеют хорошие предпосылки для овладения мыслительными операциями, у них отстаёт в развитии наглядно-образное мышление. Дети с трудом самостоятельно овладевают синтезом, анализом, сравнением и обобщением – основными мыслительными операциями. Для их развития детям требуется специальное обучение.
Цель исследования – изучение особенностей мышления у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования – развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Задачи:
Методы:
Практическая значимость. Теоретические и практические материалы, представленные в курсовой работе, могут быть полезны родителям, психологам, учителям, воспитателям, работающих и воспитывающих детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Старший дошкольный возраст является периодом активного развития словесно-логического мышления. Операции словесно-логического мышления – анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение – помогают ребенку в полной мере воспринимать окружающую его действительность. Мышление взаимосвязано со всеми высшими психическими функциями, полноценное их развитие влияет на уровень развития всех видов мышления, особенно на словесно-логическое.
У детей с ОНР III уровня имеются некоторые особенности развития словесно-логического мышления: недостаточное понимание детьми логико–грамматических конструкций, замедленность усвоения пространственных, причинно–следственных, временных связей, низкий уровень сформированности операций синтеза, сравнения, анализа, обобщения и классификации, затруднения при определении и формулировании логической последовательности.
Достижение детьми с ОНР III уровня высокой степени развития словесно-логического мышления требует создание благоприятных условий образования, применение цифровых технологий в диагностике и коррекции нарушений речи. На данный момент наиболее популярными программами в сфере специального образования пользуются: «Игры для тигры», «Логозаврия», «Состав числа», «Картина мира» и многие другие. Применение цифровых технологий в специальном образовании является эффективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми с отклонениями в развитии, в том числе с детьми с речевой патологией.
Эмпирическое исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №262 комбинированного вида», в исследовании участвовали 24 ребенка, из них 12 детей 5-6-летнего возраста, в анамнезе которых по результатам психолого-медико-педагогической комиссии имеется логопедическое заключение ОНР III уровня, и 12 детей 5-6-летнего возраста с нормативным развитием.
Анализ выполнения методик показал, что 8 детей контрольной группы показали высокий уровень развития словесно-логического мышления. Эти дети могут установить причинно-следственную связь, логически рассуждать. Мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение – хорошо развиты. Из экспериментальной группы никто не показал высокий уровень.
Средний уровень развития словесно-логического мышления показали 2 ребенка контрольной группы и 7 детей экспериментальной группы. Дети могут установить причинно-следственную связь и логически рассуждать с помощью взрослого. Могут анализировать, обобщать, сравнивать, но не всегда могут объяснить свой ответ.
Низкий уровень развития словесно–логического мышления показали 3 детей с общим недоразвитием речи. Эти дети почти не могут устанавливать причинно–следственные связи, делать последовательные умозаключения и последовательно (логически) рассуждать. Они не понимают инструкции сразу, при указании на ошибку не могут исправить ее, обучающая помощь не помогает. Они не всегда умеют анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, не могут объяснить свой выбор.
Полученные результаты показали, что уровень развития мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и детей с нормативным развитием значительно отличается.
Таким образом, выявление особенностей развития словесно-логического мышлений детей с ОНР III уровня и применение цифровых технологий в коррекционной работе позволят построить наиболее эффективный маршрут по преодолению трудностей в обучении и предотвратить появление вторичных дефектов.