Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Логистика разработки основной образовательной программы высшего образования

В наличии
0 руб.

Диплом или ВКР Логистика разработки основной образовательной программы высшего образования

Категория: Дипломы(ВКР)
Будем благодарны если Вы поддержите проект

Скачать

Москва – 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 11

1.1 Характеристика основной образовательной программы высшего образования в соответствии с ФГОС нового поколения и требования к ее разработке. 11

1.2 Сущность и технология логистики разработки основной образовательной программы высшего образования. 33

Выводы по главе 1. 51

ГЛАВА 2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИКИ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 54

2.1 Анализ разработки основной образовательной программы высшего образования в практике вузов РФ.. 54

2.2 Разработка предложений по совершенствованию логистики разработки основной образовательной программы высшего образования. 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 81

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 84

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 96

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Модернизация российского образования требует применения новых технологий, механизмов в управлении образовательным процессом.

В рамках данного процесса осуществляется разработка основных образовательных программ (ООП), которые способствуют реализации утвержденных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В этой связи, большая работа проводится на всех уровнях образования в части создания комплекса входящих в состав ООП учебно-методических документов.

Кроме того, в настоящее время в России масштабно обновляется национальная система квалификаций работников и формируется система профессиональных стандартов.

При переходе системы высшего профессионального образования (высшего образования) к федеральным государственным образовательным стандартам, в основе которых лежит компетентностный подход, изменяются подходы к разработке оценки результатов обучения и его содержанию. Выпускник вуза на современном этапе должен иметь общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, состав и перечень которых определен на основе мнения, высказанного профессиональным сообществом. Требования, которые сегодня предъявляются к выпускнику, дают ориентир системе высшего профессионального образования в сторону максимального удовлетворения конкретных запросов работодателей и потребностей рынка труда.

В системе высшего образования одним из важных этапов является разработка основной образовательной программы высшего образования. Разработку основной образовательной программы осуществляют самостоятельно образовательные организации (далее - ОО), учитывая свои экономические, социальные и педагогические условия, переход к новой редакции ФГОС и соответствующие ПООП. Проектировать ООП ОО достаточно сложно, так как в структуре и требованиях к условиям достижения нового качества образования и результатам освоения ООП произошли серьезные изменения.

Таким образом, актуальной задачей является повышение качества разработки ООП.

В научной, педагогической литературе обсуждаются различные подходы к проектированию основной образовательной программы высшего образования.

Вопросы проектирования содержания образования исследованы в трудах отечественных ученых В.И. Загвязинского, А.М. Новикова, Б.С. Гершунского, И.А. Колесниковой, В. А. Беликова, Г. П. Щедровицкого и др.

Вопросы систематизации содержания образования изучали такие авторы, как В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Н. М. Зверева, А. А. Касьян, Б. Т. Лихачев и др.

Использование логистики при проектировании образовательных программ в трудах В.К. Власовой, Л.С. Грибцовой, О.А. Решетниковой.

При этом разработка основной образовательной программы высшего образования в современных условиях требует объединения стратегических запросов высшего уровня и детальную проработку управленческих действий на более низких уровнях с учетом эффективной циркуляцией потоков информации.

В сфере экономики существует современное средство сквозного управления – логистика, как теория и практика управления основными и сопровождающими потоками для достижения поставленных целей.

Вопросы логистики с позиции экономики исследовались в работах М.П. Гордона, М.Ш. Залманова, Р.Ю. Москвитина, А.И. Семененко и др.

Гуманитарная трактовка логистики, как методология сквозной организационно-аналитической оптимизации целенаправленных систем, какими можно представить разного рода потоково-процессные виды деятельности, дана А.И. Семененко, В.И. Сергеевым.

Гуманитарная трактовка позволила применять логистику в различных сферах, в том числе и в образовании.

Образовательная, педагогическая логистика отражена в исследованиях В.А. Денисенко, Ю.В. Крупнова, Трофимова О. А., Носов А. Л., Mельников M. и др.

Вопросы применения в образовании средств информационных и коммуникационных технологий в работах Г.В. Ившина, И.В. Роберт и др.

Традиционно организованный процесс проектирования не может обеспечить требуемое качество. Поэтому, учитывая вышесказанное, в управлении образовательным процессом появился спрос на использование логистического подхода. С помощью логистической стратегии управления в системе образования формируется связь стратегий высшего уровня и детально проработанных управленческих действий на более низких уровнях через циркуляцию потоков информации. Сам по себе термин «логистика» пришел в начале XXI века в сферу образования из экономики, определяя специальные направления общей логистической науки, где стал современным средством, используемым в сквозном управлении.

Логистический подход имеет свои особенности, что выражается в объединении информации о состоянии объектов образования в общую мониторинговую и информационно-аналитическую систему. Чтобы достичь необходимый управленческий эффект, необходимо построить адаптивную логистическую систему, где есть обратная связь, чтобы она обеспечивала информационную поддержку деятельности субъектов образования (педагогам, обучающимся, администрации и другим заинтересованным лицам).

Полнота и качество обеспечения социального заказа более полно могут быть обеспечены при использовании логистики при проектировании основной образовательной программы высшего образования, благодаря чему упорядочивание процесса обмена информацией станет важным компонентом эффективности разработки.

Проектирование содержания современного педагогического образования по мнению В.К. Власовой имеет информационную основу, а его «научная организация предполагает учет взаимосвязи и взаимозависимости информационных потоков», что может обеспечиваться с позиции логистики.

Таким образом, изучение вопроса разработки основной образовательной программы высшего образования позволило установить следующее противоречие между:

– между потребностью в разработке эффективной основной образовательной программы высшего образования в соответствии запросами государства и требованиями федеральных стандартов, и недостаточным использованием современных подходов при ее проектировании.

Недостаточность научных работ по данному аспекту в системе высшего образования определяет актуальность темы данного исследования.

Данное противоречие определило тему исследования «Логистика разработки основной образовательной программы высшего образования», проблема которого состоит в том, при каких условиях применение логистического подхода для разработки основной образовательной программы будет способствовать повышению ее качества?

Цель исследования заключается в обосновании предложений по логистике разработки основной образовательной программы высшего образования на примере МПГУ.

Объектом исследования является основная образовательная программа высшего образования.

Предмет исследования логистика разработки основной образовательной программы высшего образования.

Гипотеза исследования: логистика разработки основной образовательной программы высшего образования будет способствовать повышению качества образовательных программ, если:

– выявлены особенности основной образовательной программы высшего образования и требования к ее разработке;

– определены сущность и технология логистики разработки основной образовательной программы высшего образования;

– выявлены лучшие практики разработки основной образовательной программы высшего образования в практике отечественных вузов;

– разработаны предложения по совершенствованию логистики разработки основной образовательной программы высшего образования.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1.Выявить особенности основной образовательной программы высшего образования и требования к ее разработке.

2.Определить сущность и технологию логистики разработки основной образовательной программы высшего образования.

3.Выявить эффективные практики разработки основной образовательной программы высшего образования в практике вузов.

4. Разработать предложения по совершенствованию логистики разработки основной образовательной программы высшего образования.

5. Разработать логистическую схему информационных потоков, при разработке основной образовательной программы высшего образования.

Методология исследования базируется на:

  • системном подходе (П.С. Анохин, В.П. Беспалько, Э.Г. Юдин, Ю.К. Бабанский);
  • теории проектирования педагогических систем (В.К. Власова, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, В.И. Загвязинский, В.А. Анищенко);
  • теории интеграции информационных потоков (И.В. Роберт, В.К. Власова; Е.И. Бойко; М.Н. Семиколенова);
  • логистическом подходе (В.А. Денисенко, В.В. Дыбская, Ю.В. Крупнов, О.А. Трофимова, В.М. Лившиц).

Решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись с помощью применения следующих методов исследования:

  • теоретические: анализ научной, нормативно-правовой, методической литературы, сравнение, анализ и синтез сущностных характеристик понятий, и т.д.;
  • эмпирические: наблюдение; анализ документации.

Этапы исследования:

На первом этапе были определены исходные параметры исследования, его проблема, цели, задачи, современное состояние, методология и методы исследования. На данном этапе использовались теоретический анализ научной литературы по теме исследования, изучение и систематизация нормативных актов, выявлялись ключевые характеристики основной образовательной программы высшего образования в соответствии с ФГОС последнего поколения и требования к ее разработке.

На втором этапе разрабатывали схему и технологии внедрения логистического метода в управление образовательными процессами.

На третьем этапе был выполнен анализ разработки основной образовательной программы высшего образования в практике вузов РФ и МПГУ и предложена схема совершенствования логистики разработки основной образовательной программы высшего образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что предложена авторская схема логистики информационных потоков при разработке ООП в вузе.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических и практических материалов по изучаемому вопросу.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов для повышения эффективности разработки ООП в вузе.

Положения, выносимые на защиту:

  • По первой главе: Обеспечить высокую эффективность разработки ООП ВО позволяет использование логистического подхода. Логистика разработки ООП ВО включает в себя последовательность и взаимосвязь этапов по определению целей ООП, формированию учебных модулей, в том числе в согласовании их с профессиональными стандартами, планированию ресурсного обеспечения ООП и критериев оценки полученных результатов. Логистический принцип разработки ООП проявляется, в первую очередь, в нацеленности всех составляющих проектируемой ООП на единый конечный результат и обеспечении их синергетического эффекта в достижении поставленной цели.
  • По второй главе: предложена методология организации информационных потоков в логистике разработки ООП ВО, который может быть рассмотрен в качестве основного фактора развития системного логистического подхода в управлении образовательной деятельности. В рамках данного подхода разработана схема усовершенствования процесса разработки ООП в МПГУ.

Структура диссертации определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяются научные предпосылки, формулируется цель, гипотеза, задачи, объект и предмет исследования, обосновывается его научная, теоретическая и практическая значимость, дается описание этапов исследования и его экспериментальной базы, содержатся сведения об апробации, внедрении ее результатов, методологическая основа диссертации, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы логистики разработки основной образовательной программы высшего образования» были обобщены характеристики основной образовательной программы высшего образования в соответствии с ФГОС последнего поколения и требования к ее разработке, определена сущность и технология логистики разработки основной образовательной программы высшего образования.

Во второй главе «Совершенствование логистики разработки основной образовательной программы высшего образования» выполнен анализ разработки основной образовательной программы высшего образования в практике вузов РФ и МПГУ, разработаны предложения по совершенствованию логистики разработки основной образовательной программы высшего образования.

В заключении представлены основные результаты научно-исследовательской работы по данной теме, изложены выводы, подтверждающие решение поставленных задач, гипотезы и положений, выносимых на защиту.

Список литературы включает 91 наименований научно-педагогической литературы, электронных ресурсов, авторефератов, статей, ведущих научных педагогических журналов, диссертационных исследований и нормативных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показал проведенный анализ теоретических источников литературы по изучаемой теме, в качестве основы образовательной программой высшего образования (ООП ВО) можно обозначить систему документального обеспечения, которая базируется на требованиях рынка труда и опирается на Федеральные государственные образовательные стандарты по различным направлениям подготовки. Также учитывается рекомендованная примерная образовательная программа.

Цель, ожидаемые результаты, содержание, технологии и условия, способствующие реализации процесса образования, оценка качества подготовки выпускника в разрезе направлений подготовки являются обязательными элементами ООП ВО.

Проектирование ООП ВО представляет собой трудоемкий процесс, реализации которого требует соблюдения выполнения ключевых этапов, в рамках которых анализируются и учитываются запросы работодателей и общества, степень развития инновационных технологий, возможность обеспечить материально-техническую и информационно-коммуникативную стороны обучения.

Логистический подход к управлению образовательными процессами может быть использован также и в проектировании ООП ВО. В частности, именно данный подход даст возможность обеспечить высокую эффективность разработки ООП ВО.

Образовательная логистика имеет своей целью обеспечить взаимосвязанность всех имеющихся составляющих процесса.

Относительно логистики разработки ООП ВО следует сказать, что она включает в себя последовательность и взаимосвязь этапов по определению целей ООП, формированию учебных модулей, в том числе в согласовании их с профессиональными стандартами,, планированию ресурсного обеспечения ООП и критериев оценки полученных результатов.

Сущность логистического принципа при разработке ООП выражается в нацеленности всех составляющих проектируемой ООП на единый конечный результат и обеспечении их синергетического эффекта в достижении поставленной цели.

В рамках проводимого исследования было установлено, что сегодня вузы в своих регламентах разработки ООП ВО делают большой акцент на логистике передаче разработанных программ на согласование по подразделениям вуза и крайне мало внимания уделяется самому процессу разработки. Включение в группу разработчиков ООП ВО работодателей встречается в регламентах единичных вузов. Большинство вузов не привлекают работодателей даже в качестве рецензентов.

Также было выявлено недостаточное вовлечение в процесс разработки ООП ВО студентов, которые имеют возможность оценить новую программу с точки зрения ее потребителей, и полное отсутствие в документах вопроса информационного обеспечения процесса разработки и организации взаимодействия между участниками процесса.

Был сделан вывод, что применение логистического подхода в разработке ООП ВО еще не является регулярной практикой для современных вузов. Следовательно, требуется разработка подхода, обеспечивающего организацию связей между участниками процесса, с обязательным включением в него представителей работодателей, что в целом может предоставить логистический подход.

Проектным решением в работе стало предложение применить в МПГУ информационного подхода к логистике разработки ООП ВО, поскольку именно данный подход дает возможность повысить эффективность организации сложных процессов, к которым относится и образовательная программа.

В рамках предложенной схемы, участники процесса разработки ООП ВО будут связаны в единую логистическую цепочку. Центром процесса разработки станет единое информационное поле, в которое все участники процесса будут передавать информацию и откуда будут получать информацию.

В конечном итоге создается последовательность передачи информации, сбор и аккумулирование всей необходимой информации, вовлечение в процесс работодателей и студентов, создание эффективного механизма контроля за разработкой. Благодаря внедрению логистического подхода в разработку ООП ВО обеспечивается создание последовательной цепочки передачи информации от всех заинтересованных лиц. В результате будет осуществляться разработка ООП ВО, удовлетворяющей запросы ее потребителей (студентов и работодателей), с учетом имеющихся ресурсов и потенциальных возможностей, отвечающей требованиям рынка и стандартам ФГОС.

Loading...