Москва 2019
Оглавление
Введение………………………………………………………………...….…….. 3
Глава 1 Программа Европейского союза «Восточное партнёрство»:
основные направления и суть…………………………...………...….. 12
Глава 2 Роль программы Европейского союза «Восточное партнёрство» во внешнеполитическом курсе Франции 2008 – 2018 г. ……….…....... 33
2.1 Влияние программы на внешнеполитический курс Николя Саркози
2007 – 2012: общие черты и отношения с Россией….…...……...………... 33
2.2 Влияние программы на внешнеполитический курс Франсуа Олланда 2012 – 2017 гг.: общие черты и отношения с Россией………….………...…………………….……………..………..... 41
Глава 3 Итоги и перспективы развития программы Европейского союза «Восточное партнёрство» в контексте российско – французских отношений……………………………………....……………...…… 57
Заключение…………..………………………………………..………………… 67
Список источников и литературы………….…………………….....…………. 70 Приложения…….………….………….………….…………………………….. 87
Для начала, рассматривая, «Восточное партнёрство» как проект европейского союза, нельзя не обратиться к проблеме социо – культурных связей стран – участниц, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдовы и Украины, с европейским миром и Россией.
Обратившись к карте «Восточного партнёрства», можно заметить, что практически во всех государствах после развал Советского Союза появлялись зоны конфликтов, которые не могут быть решены внутренними усилиями.[1]
Для Европейского Союза эта восточный буфер стал представлять угрозу безопасности. Ко всему этому, к 2008 году, когда стала зарождаться идея «Восточного партнёрства» сложилась ситуация, в которой Россия пыталась все эти государства ввести в сферу своих интересов.
В связи с этим перед Европейским Союзом встал вопрос распространения своих ценностей среди этих стран для обеспечения проевропейских взглядов, соответственно, для обеспечения своей безопасности.
Поворотным моментом и поводом для активизации восточного направления в политике партнёрства для Европейского Союза могла стать Мюнхенская речь В.В. Путина в 2007 году.
Во – первых, это заявления Президента России о необходимости остановить расширения НАТО на Восток. Во – вторых, это косвенная переадресация к укреплению российского влияния и продвижений российских интересов на постсоветском пространстве, в частности, речь шла о государствах Закавказья и Белоруссии, Молдове и Украине. [2]
В этой связи можно полагать, что выдвижение в течение одного года идеи «Восточного партнёрства» может быть связано с этим событием.
Поскольку эта программа действует по настоящее время и непосредственно связана с интересами внешней политик России, можно считать, что вопрос углубленного анализа влияния данной программы на дискурс отношений между Россией и Францией, как одной из стран – лидеров Европейского Союза, является актуальным.
Объектом данной работы являются российско – французские отношения в период с 2008 по 2018 гг. в контексте программы Европейского Союза «Восточное партнёрство».
Предметом исследования является анализ внешнеполитического курса Франции в государствах – участниках «Восточное партнёрство» и российско – французские отношения в контексте внешней политикой Франции в этих регионах.
Под целью данного исследования предполагается многофакторный анализ модели российско – французских отношений с 2008 года по 2018 год в контексте начала реализации программы Европейского Союза «Восточное партнерство».
В качестве задач исследования поставлено следующее:
Для достижения цели необходимо использовать различные методы исследования такие, как системный анализ как в аксиологическом, так и в имагологическом измерении (структурирования приоритетов, ценностей и интересов с общей позиции и с позиции экспертов – аналитиков). Историко – генетический метод в рамках анализа подходов к внешней политики предыдущих президентов Франции, а также контет – и эвент – анализ для выстраивания модели внешнеполитического курса в к конкретной среде, а не в абстрактном пространстве.
При работе над этим исследованием в первую очередь основными источниками являются официальные источники, документы, опубликованные на сайте Президента России[3] и Франции[4], а также на сайте внешнеполитического ведомства Франции[5] и Сената Франции[6]. Также в 2018 году вышел доклад «Россия-Франция: восстанавливая доверие через парламентский диалог», разработанный совместно Советом Федерации Федерального Собрания РФ и Сенатом Франции [7]
В связи с тем, что тема, исследуемая мною, активно не разрабатывалась ранее, то, безусловно, источники, предполагается, будут основной базой для более глубокого анализа представленной мной темы. Для понимания основных внешнеполитических факторов невозможно не опираться на официальные данные, представленные органами власти, осуществляющими внешнюю политику.
Отдельным пунктом хотелось бы отметить роль пресс – конференций. В частности, это касается в моей работе ещё не столь давно занимающего пост Президента Франции Э. Макрона. Как уже было отмечено ранее, для понимания выстраиваемого им внешнеполитического курса, необходим более глубокий анализ его пресс – конференций. [8]
Нельзя не остановиться на роли мемуаров как вида источника в исследовании. В связи с тем, то в работе будут исследоваться результаты действий во внешней политики двух прошлых президентов Франции, необходимо обратиться к их работам. Так, и у Н. Саркози [9], и у Ф. Олланда[10] вышли мемуары, в которых некоторые разделы посвящены интересующей меня теме.
Помимо источников, считаю важным обращение к докладам аналитических центров, которые представляют на протяжении долгого времени представляют свои доклады по внешней политики. Поскольку тема, рассматриваемая мною, по большей части будет анализироваться с угла внешней политики Франции, то разумным становится опираться на доклады французских, так называемых, «think – tanks»[11], таким, как Французский институт международных отношений[12] и аналитический центр европйского значения «Институт Жака Делора»[13].
Для обработки необходимой информации по двустороннему сотрудничеству между Россией и Францией необходим анализ публикаций экспертов Российского Совета по международным делам.[14]
Для реализации контент – анализа и более подробного изучения фактологического блока, например, зарубежных визитов, представляется важным обращение к публикациям в СМИ.
В первую очередь стоит рассматривать публикации в электронных изданиях газет. При выборе данного вида ресурса прежде всего опираюсь на то, что издание известно своим серьёзным международным отделом, на данные которых можно опираться. В этой связи были выбраны публикации в следующих изданиях LeFigaro[15] , LeMonde[16] , RFI[17], TASS[18].
В добавление к вышеперечисленному стоит отметить электронное издание «Кавказский узел». Это также достаточно важный для работы ресурс в связи с тем, что три государства из шести «Восточного партнёрства» находятся в регионе Южного Кавказа.[19]
Во время анализа подходов исследователей учёных, я обращалась в первую очередь к публикациям Института Европы Российской Академии Наук. Это публикации Юрия Рубинского, советского и российского историка политолога, дипломата, специалиста по новейшей истории и политике Франции.[20] Также нельзя обойти стороной доклад Института Европы, под редакцией А.А. Язьковой, руководителя отдела Черноморско – Средиземноморских исследований Института Европы РАН, в часности публикации С.А. Забелина, старшего научного сотрудника вышеупомянутого отдела.[21]
Также среди публикаций Института Европы интересными представляются монография Ю.А. Борко, руководителя Центра документации ЕС Института Европы РАН, Восточное партнёрство: проект, реальность, будущее. [22]
Также для формирования образа понимания проблематики в научных кругах стоит обратиться к публикациям Санкт – Петербургского государственного университета, в частности к статьям профессора кафедры теории и истории международных отношений Сергунина А.А. на тему «Восточного партнёрства».[23]
Анализ современной ситуации на Южном Кавказе можно проследить по научным и аналитическим статьям эксперта по постсоветскому пространству С.М. Маркедонова, заведующего отделом межнациональных отношений Института политического и военного анализа. [24]
Временные рамки обуславливаются с одной стороны началом имплементации программы «Восточное партнёрство» во внешнюю политику европейских государств, соответственно, в 2008 году, когда начались серьезные дискуссии о готовности к этому шагу. Для Франции также именно 2008 год имеет влияние на то, как стала выстраиваться внешняя политика этого государства в связи с одновременным появлением программы «Союза для Средиземноморья», выдвинутого именно Францией в контексте Европейской политики партнёрства и соседства. Соответственно это произошло через год после избрания на пост Президента Франции Николя Саркози, поэтому можно предположить, что внешняя политика этого Президента по большей части пришлась на первый реализации программы. Следующий период, включённый в исследование – президентство Франсуа Олланда. Период не менее важный, поскольку в это период произошли некоторые событие в государствах «Восточного партнёрства», которые повлияли на изменение внешнеполитического дискурса Франции по отношении к России. И, наконец, последний период, с 2017 по 2018 гг. предполагает вступление на пост Президента Французской Республики Эммануэля Макрона, который практически сразу же после инаугурации вышел на диалог с Россией, оставив в стороне подход к отношениям с Россией, продвигаемый Ф. Олландом с 2014 г..
Также в работе будут упомянуты некоторые события начала 2019 года, но, очевидно, что времени с начала 2019 года прошло не так много в связи с этим конкретной оценки им дать невозможно, однако на их базе можно осуществить политический прогноз.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложения.
Структура работы была определена в связи с проблемно – хронологическим способом.
Во – первых, первая глава посвящена обзору предыстории функционирования программы «Восточное партнёрство» на европейском пространстве. В этой главе по большей части рассматриваются позиции государств, которые вошли в программу, их интересы, а также степень сотрудничества Франции с этими шестью государствами.
В части общего описания программы отдельным пунктом расшифрованы стадии его развития, а именно пять саммитов «Восточного партнёрства».
Во – вторых, во второй главе в хронологическом порядке анализируются подходы к внешней политики Франции трёх президентов в период с 2008 по 2018 гг., а именно, Н. Саркози, Ф. Олланда и Э. Макрона.
Акцент делается не на общих тенденциях внешнеполитического курса, установленного каждым президентом, а по большей части на отношения Франции с государствами – партнёрами по программе.
Отдельным пунктом в каждом параграфе (посвящённом каждому президенту) является анализ российско – французских отношений в этот период.
В – третьих, последняя третья глава посвящена основной проблематике работы, а именно влиянию программы «Восточное партнёрство» в период с 2008 по 2018 гг. на развитие российско – французских отношений. Приложение представляет собой карту «Восточного партнёрства», включая конфликтные зоны на этом пространстве. Считаю необходимым внесение карты в работу по международным отношениям
[1] См. Приложение 1
[2] Как мировые СМИ отреагировали на Мюнхенскую речь Путина 10 лет назад. . [Электронный ресурс] //РБК, 10.02.2017.– URL: https://www.rbc.ru/politics/10/02/2017/589c685e9a794740bb9e8e7c (дата обращения: 20.04.2019)
[3] Совместная пресс-конференция с Президентом Франции Эммануэлем Макроном. Сайт «Президент России». [Электронный ресурс]//kremlin.ru, 29.05.2017. –URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54618 (дата обращения: 14.04.2019)
[4] Discours du Président de la République à l'ouverture de la conférence des Ambassadeurs. . [La ressourse électronique]// Elysée.fr, 29.08.2017. – URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2017/08/29/discours-du-president-de-la-republique-a-l-ouverture-de-la-conference-des-ambassadeurs (La date d’accès: 16.04.2019)
[5] Relations bilatérales.[La ressourse électronique]// France Diplomatie .– URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/dossiers-pays/bielorussie/la-france-et-la-bielorussie/ (La date d’accès: 02.02.2019)
[6] Rapport d´information FAIT au nom de la commission des affaires européennes sur le Partenariat oriental.[La ressourse électronique]// N° 797 Sénat. Session extraordinaire de 2015-2016, 13.07.2016 – URL: https://www.senat.fr/rap/r15-797/r15-7971.pdf (La date d’accès: 15.02.2019) P. 47
[7] «Россия-Франция: восстанавливая доверие через парламентский диалог». [ Электронный ресурс]// Совет Федерации, 05.04.2018-.– URL: http://council.gov.ru/media/files/3BrYfEfFb97OlmmWAaIQOkes3HtErkr8.pdf (La date d’accès: 02.05.2019)
[8] Conférence de presse conjointe avec Salomé Zourabichvili, Présidente de la Géorgie. ? . [La ressourse électronique]// Elysée.fr, 19.02.2019. – URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2019/02/19/conference-de-presse-emmanuel-macron-et-salome-zourabichvili-presidente-de-la-georgie (La date d’accès: 16.04.2019)
[9] Sarkozy N. La France pour la vie. Paris: Éditions Plon, un département d’Édi8. 2016
[10] Hollande F. Les leçons du pouvoir. Éditions Stock, 2018
[11] Перевод с англ. «Аналитические центры»
[12] Thomas Gomart et Marc Hecker (dir.),”Macron, an I. Quelle politique étrangère? ”, Etudes de l’Ifri, Ifri, avril, 2018, p. 41
[13] Parmentier F. L’UE à l’épreuve du Partenariat oriental perspectives sur le Sommet de vilnius (novembre 2013) .[La ressourse électronique]//Notre Europe, Institut Jacques Delors, 11.2013 .– URL: https://institutdelors.eu/wp-content/uploads/2018/01/partenriatorientalsommetvilniusflorentparmentierne-ijdnov2013.pdf (La date d’accès: 02.02.2019) P. 1
[14] Тимофеев И. Россия и Франция: диалог о стратегической перспективе. [Электронный ресурс] //РСМД, 02.03.2016.– URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-i-frantsiya-dialog-o-strategicheskoy-perspektive/ (дата обращения: 02.05.2019)
[15] Charles Jaigu «Sarkozy revient aux fondamentaux du gaullisme», Le Figaro. Le 18 juin 2010. [La ressourse électronique]. URL : http://www.lefigaro.fr/politique/2010/06/17/01002-20100617ARTFIG00765-sarkozy-revient-aux-fondamentauxdu-gaullisme.php (La date d’accès: 10.03.2019)
[16] Le détail des sanctions internationales contre la Russie. [La ressourse électronique]// Le Monde, 30.07.2014. – URL : http://www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2014/07/30/russie-de-nouvelles-sanctions-et-des-consequences-probables_4464666_4355770.html (La date d’accès: 20.03.2019)
[17]Интервью с Чрезвычайном и Полномочным послом Франции в Молдове. [Электронный ресурс]// RFI,18.03.2014. – URL: http://ru.rfi.fr/evropa/20140318-zherar-giiono-dlya-frantsii-vopros-obedineniya-moldovy-s-rumyniei-ne-stoit (дата обращения: 08.02.2019)
[18] Санкции Евросоюза в отношении Белоруссии. Досье. [Электронный ресурс]//ТАСС. 02.2016 .– URL: https://tass.ru/info/2669668 (дата обращения: 02.02.2019)
[19] Бернар Кушнер: для ЕС государств Абхазия и Южная Осетия не существует. [Электронный ресурс] //Кавказский узел, 28.10.2008.– URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/145346/ (дата обращения: 19.01.2019)
[20] Рубинский Ю., Фёдоров С. и Супян Н. Франко-германский тандем в контексте украинского кризиса Аналитическая записка №16, 2015 (№16) . [Электронный ресурс]// Институт Европы РАН, 2015. – URL: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/anazap16.pdf (дата обращения: 10.02.2019)
[21] Забелин С.А. Восточное партнёрство до и после Вильнюса. Доклады Института Европы № 301/[под ред. А.А. Язьковой]. – М. : Ин-т Европы РАН , 2014
[22] Борко Ю.А. Восточное партнёрство: проект, реальность, будущее: [монография] / Ю.А.
Борко ; отв. ред. Е.В. Ананьева, Е.В. Дрожжина. – М. : Ин-т Европы РАН , 2018. – 70 с. – (Доклады Института / Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т Европы Российской акад. наук ; № 355
[23] Арутюнян О., Сергунин А. Армяно – европейские отношения в контексте программы «Восточное партнёрство». – СПб: Вестник СПбГУ. Сер.6.2012. Вып. 2
[24] Маркедонов С. Карабах: почему Россия не ссорится с Азербайджаном. [Электронный ресурс]//Forbes, 04.04.2016. – URL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/mir/317087-karabakh-pochemu-rossiya-ne-ssoritsya-s-azerbaidzhanom (дата обращения: 10.02.2019)
Проведя исследование, которое опирается по большей части на анализе развития российско – французских отношений в контексте реализации Европейским Союзом программы «Восточное партнёрство», были достигнуты изначально поставленный задачи.
А именно, на основе нормативно – правовых актов выпущенных на уровне ЕС были проанализированы базовые подходы к реализации «Восточного партнёрства».
Было выявлено, что для Франции программа изначально не представляла интерес, поскольку у неё был свой проект в рамках ЕПС, а эта программа представляла собой по большей степени интерес государств Центральной Европы и поддерживался Германией.
Для Франции вовлечение в диалог с государствами – партнёрами программы стало очевидным после событий августа 2008 г..
Украинский кризис 2014 г., когда опять же Германия заявила о своей инициативе принимать активное участие в его урегулировании, представился как очередная необходимость участия и Франции в процедуре по предотвращению развития этих событий.
Отдельный акцент был сделан на исследование дискурса внешней политики, который продвигался французскими президентами в исследуемый период (2008 – 2018 гг.), Николя Саркози, Франсуа Олланда и Эммануэля Макрона. Рассматривались не только общие положения внешнеполитического курса президентов, но и подходы к сотрудничеству с Россией
В ходе комплексного анализа этого раздела было выяснено, что программа «Восточное партнёрство» влияла на российско – французские отношения, как правило, во время активизации политического кризиса в одном из государств – партнёров программы.
По итогам, можно отметить, что диалог России и Франции продвигается по поводу государств Южного Кавказа. Это вполне логично вытекает из предыдущего вывода, так как Южный Кавказ представляет собой зону напряжённости – Нагорно – Карабахский конфликт, который не решён окончательно до сих пор, и с 2008 года зона напряжённости между Россией и Грузией по поводу Абхазии и Южной Осетии.
Как можно понять, для всех трёх французских президентов представлялось и представляется важным присутствие Франции в этом регионе.
Проанализировав опыт предыдущих двух президентов Франции в продвижении диалога с Азербайджаном, Арменией и Грузией, а также политическую связь нынешнего Президента Грузии и Министерства иностранных дел Франции, а также сформированную базу для диалога России и Франции, есть вероятность, что Франция может в очередной раз стать посредником в урегулировании кризиса в российско – грузинских отношениях.
Что касается Белоруссии, Молдовы и Украины, из результата анализа вытекает то, что с 2014 года Франция во главе с президентом Франсуа Олландом принимает активное участие в переговорах по урегулирования Украинского кризиса. А вот конфликтная зона Приднестровья не является в такой же степени зоной активного сотрудничества России и Франции. Возможно, это связано с отсутствием особой эскалации конфликта.
Белоруссия, как было отмечено в первой главе, не рассматривалась в данной работе, поскольку официально между Россией и Белоруссию действует союзное государство. К тому же это государство не представляет собой зону пересечения интересов России и Франции.
Таким образом, подводя итоги, стоит отметить, что диалог России и Франции в период с 2008 по 2018 года не ограничивался только сотрудничеством по двусторонним отношениям.
И Россия, и Франция имеют интересы в государствах, которые входят в «Восточное партнёрство». В этой связи, в той или иной степени по поводу этих государств существует российско – французский диалог.
Отличительной чертой этого диалога, пожалуй, является то, что нет противостояния России и Франции. Государства больше придерживаются формата сотрудничества, хотя на ряду вопросов они расходятся во мнениях. Тем не менее, в ряде случаев Франция одно из немногих государств Европейского Союза, которое идёт на контакт с Россией, обсуждая порой сложные политические ситуации в неоднозначной зоне, в которую входят шесть государств «Восточного партнёрства».