Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Национальная политика в России в 1990-начале 2010гг

В наличии
900 руб.

Диплом или ВКР Национальная политика в России в 1990-начале 2010гг

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

АП 68

Содержание

Введение

3

Глава 1. Основные направления национальной политики в РФ в 1990-е гг.

16

1.1. Понятие, целевые установки и механизмы реализации национальной политики в РФ в 1990-е гг.

16

1.2. Формирование нормативно-правовой базы национальной политики в РФ

23

Глава 2. Особенности национальной политики в РФ в 2000-2010-е гг.

34

2.1. Тенденции развития национальной политики в России в 2000-2010-е гг.: цели и задачи

34

2.2. Трансформация национальной политики в 2000-2010-е гг.: политико-правовое измерение

39

Заключение

52

Список использованных источников и литературы

56

Введение

Вопросы, касающиеся исследования этапов становления национальной политики, ее целевых установок, тенденций развития являются актуальными для лучшего понимания процессов, происходящих в современном обществе, а также для определения путей решения проблем, связанных с национальной политикой.

Например, после распада Советского Союза большое внимание уделялось национальной политике. Возникшие еще при СССР проблемы межнациональных отношений в постсоветский период стали еще больше значимыми. Безусловно, эти проблемы имеются и по настоящее время, они приняли неурегулированный характер. Об этом говорят такие законодательные документы, как: «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года», Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» и т. д.

Ввиду того, что проблемы национальной политики государства взаимодействуют с вопросами государственной целостности, безопасности, отношением федеральных и региональных элит и долгосрочным стратегическим планированием, для эффективного функционирования государства их необходимо своевременно решать.

Несомненно, исследование национальной политики 1990-2000 гг. позволит эффективному построению современной национальной политики. Национальный фактор – это важнейший фактор развития многонационального российского общества. Россия исторически сформировалась и развивалась как многонациональное государство, поэтому национальный вопрос в России всегда был актуален уже в силу того факта, что Россия является многонациональной страной.

Объект данного исследования – национальная политика Российской Федерации.

Предмет исследования – процесс формирования и трансформации национальной политики в РФ в 1990-2010-е гг.

Рассматривая проблему становления и развития национальной политики Российской Федерации в период с 1990-нач. 2010 гг. в историографии целесообразно выделить следующие исследования.

Такие исследователи, как Бураева Н.Д.[1], Великанова И.Я.[2], Маркелова А.А.[3], Карнаушенко Л.В.[4], Подольский А.В.[5] считают, что национальная политика времен СССР не была достаточно урегулированной, поэтому возникала необходимость ее изменения. Также в их работах можно проследить мысль о необходимости формирования единого нормативного акта, который бы регулировал особенности национальной политики РФ.

Помимо этого, например, Бураева Н.Д. пишет, что на национальную политику оказывают влияние политические, экономические и другие процессы, поэтому национальная политика находится в зависимости от процессов, происходящих в обществе и в государстве в целом[6].

Великанова И.Я. выделяет, что большинство ошибок государства, политиков, законодателей по большей части объясняются научной, теоретической не разработанностью отдельных вопросов национальной политики[7].

Маркелова А.А. выделяет противоречивый характер национальной политики советского ввиду того, что она была одновременно ориентирована как на унификацию народов, так и на организацию их государственности[8].

Карнаушенко Л.В. склонен к такому же мнению, что изменения советского общества стали причиной перестройки социально-политической системы России, неизбежно затронув и область государственного управления[9].

Подольский А.В. и Попков А.М. считают, что влияние на национальную политику СССР оказывала и миграционная ситуация в государстве. Менялась стратегия миграционной политики, видоизменялся комплекс основных задач и функций органа, управляющего миграционными процессами – все это воздействовало на национальную политику не самым лучшим образом[10].

Андриченко Л.В.[11], Калинов В.В.[12], Демидов А.Ю.[13], Куцая М.А.[14], Усанов В.Е.[15], Цай, В.И.[16] напротив признают национальную политику СССР тщательно продуманной и видят отрицательные результаты в выходе из краев и областей некоторых субъектов.

Андриченко Л.В. считает, что во времена СССР качество государственного управления во всех сферах жизни общества было на высоком уровне. Относительно национальной политики автор приходит к мнению, что в этой области были разработаны цели, задачи и стратегии развития[17].

Калинов В.В. придерживается схожего мнения, заключающегося в том, что национальной политике в СССР уделялось большое внимание со стороны государства[18].

Демидов А.Ю. пишет, что национальная политика СССР была достаточно эффективной, что объясняется отнесением ее к главным и перспективным задачам развития государства и его законодательства[19].

Куцая М.А. также считает, что в СССР не имелось столь сильной розни между различными нациями. Помимо этого, государство уделяло национальной политике намного больше внимания, чем в современном обществе[20].

Таким образом, многие исследователи считают, что современная национальная политика в России в значительной степени является продолжением национальной политики, проводимой в СССР с её недостатками и достоинствами. В первом случае, авторы отмечают, что в СССР сформировалась искусственная иерархия народов, базирующаяся на различиях в экономическом, демографическом и политическом статусах этносов. Во втором случае – советская национальная политика была оправдана теми задачами, которые стояли перед обществом; она на протяжении длительного времени в ложных экономических и политических обстоятельствах достаточно органично решала многие национальные проблемы.

Кравченко И.Н.[21], Дробижева Л.М.[22], Мушинский М.А.[23], Старостенко К.В.[24] приходят к мнению, что распад СССР стал толчком для развития новой, эффективной национальной политики, необходимой для современного общества.

Также Кравченко И.Н. и Туфанов Е.В. считают, что национальная политика с 1994 по 2010 гг. несколько раз меняла свое направление.

Мушинский М.А. рассматривает в своей работе имеющиеся стратегии, концепции, иные документы, касающиеся национальной политики России и выделяет тот факт, что в 2010 гг. они стали проработаннее, нежели во времена СССР[25].

Рассматривая исследования перечисленных ученых, мы выявили влияние распада СССР на развитие национальной политики.

Трофимов Е.[26], Ильин В.И.[27], Логинов А.В.[28], Коломейцева Т.А.[29], Шайдуллов А.А.[30], Баев В.Г.[31], предлагают необходимые, по их мнению, механизмы для правильного функционирования национальной культуры.

Указанная выше группа ученых изучает в своих работах механизмы, необходимые для развития национальной политики, что помогло нам в исследовании тенденций национальной политики России.

Рассмотрев работы этих исследователей, мы пришли к выводу, что ими были изучены особенности национальной политики, ее тенденции, специфика становления, но в этих работах мы не видим полного исследования национальной политики в РФ в 1990-2010-е гг., её нормативно-правового регулирования, а также всех перипетий борьбы центра с национальными элитами в регионах.

Цель исследования заключается в выявлении и анализе основных этапов формирования национальной политики в РФ в 1990-2010-е гг., её сущности и направлениях трансформации.

Для достижения цели необходима реализация следующих задач:

  • Определить понятие национальной политики, выявить ее целевые установки и механизмы реализации на разных этапах развития российской государственности в 1990-2010-е гг.
  • Проанализировать нормативно-правовую базу национальной политики для того, чтобы выявить насколько полно она раскрывается в имеющихся и ранее действовавших нормативно-правовых актах;
  • Изучить цели и задачи, тенденции национальной политики в России в исследуемый период;
  • Проанализировать трансформацию национальной политики в 1990-2010-е гг., выявить её основные этапы.

Хронологические рамки работы охватывают временной период с начала 1990-х по начало 2010-х гг. Выбор таких временных рамок неслучаен, так как именно в этот период в национальной политике России происходили значительные изменения, которые мы исследуем в работе.

Нижняя граница хронологических рамок обусловлена распадом СССР и началом становления современной российской государственности (1991-1992 гг.). В 1991 году были отменены ранее принятые необоснованные нормативно-правовые акты, произошло признание прав национальных и региональных образований. Помимо этого, наиболее важными для понимания национальной политики 1991-х гг. являются две взаимодействующие тенденции – сепаратизм и кризис идентичности. Источником первого являлась национальная элита, чье поведение отчасти определялось собственными чаяниями, отчасти – запросами коренного населения этнических регионов, что зачастую в дальнейшем приводило к требованию суверенитета. Кризис идентичности, проявился в том, что после распада СССР у жителей постсоветского пространства пропала возможность определять свою идентичность как советскую, а новая идентичность к тому моменту не сформировалась. Начало 1990-х годов было уникальным моментом разрушения старой политики и формирования новой, в которой проявлялись одновременно и существенная свобода принятия решений и сильные риски в плане сохранения целостности государства. Новый государственный подход 2000-х годов же отличался от предыдущих концепций тем, что национальная политика вместо фрагментарной направленности на погашение конфликтов стала ориентироваться на выработку единой государственной линии.

Верхняя граница хронологических рамок (начало 2010-х гг.) обусловлена принятием Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации 2012 года, которая представляет собой определённый итог развития национальной политики в новейший период.

Она определила государственную национальную политику России как совокупность целенаправленных действий, возникших на основе идей и принципов демократического социального государства.

Источниковая база исследования.

Исследованный в работе комплекс источников можно разделить на три группы. Это нормативно-правовая база; работы, выступления политических лидеров по национальной политике и статистические данные.

Использованные нами нормативно-правовые акты способствовали пониманию изменения отношения государства к национальной политике в целом, а также к отдельным народам, в частности.

12 декабря 1993 года состоялся референдум по Конституции Российской Федерации, в результате которого был одобрен проект, вступивший в силу 25 декабря. По новой Конституции, Российская Федерация включала 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города, 1 автономную область и 10 автономных округов[32].

Закон «О национально-культурной автономии» ориентирован на национально-культурное самоопределение и установление прав всех народов России, вне зависимости от наличия или отсутствия своих административных образований.

Суть выделенного закона состояла в наделении равными правами всех представителей различных национальностей, вне зависимости от того, имеют ли они свои территориально-административные единицы, или нет[33].

Значимое место среди мероприятий занимает принятие Закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации», который был подписан в 1999 году[34].

Закон разделил компетенцию федеральной и местной власти и определил их в трех основных пунктах: предметы ведения Российской Федерации общегосударственного значения (например, управление федеральной собственностью и бюджетом, разработка федеральной политики, внешняя политика, защита прав и свобод человека, федеральное законодательство); совместные предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (например, обеспечение соответствия региональных нормативно-правовых актов федеральным, разграничение собственности и принципов налогообложения, общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления); и предметы ведения местных властей (все, что не закреплено в двух предыдущих пунктах).

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года (принятая в 2012 году) отражает приоритеты, оценки, компромиссы и переговоры внутри российской политической элиты и элиты безопасности[35].

Среди выступлений и работ политических лидеров, касающихся национальной политики, мы можем назвать:

Рассматривая имеющиеся послания Президента в указанный нами период, необходимо отметить, что они в большинстве своем звучали с призывом укрепления Российского Государства. В них признавались права человека и гражданина, указанные в Конституции РФ[36], рассматривались особенности судебной реформы РФ[37], необходимость экономической реформы[38]. В обращении Президента 1997 года говорится о необходимости «приведения в порядок всех ветвей власти», разработке нормативных актов для учитывания интересов всех национальностей[39].

В следующих посланиях 1998 и 1999 г. говорится о необходимости подъема России, которому могут способствовать все проживающие на территории Российского государства, граждане. Помимо этого, выделяется необходимость в «поднятии духа нации»[40][41].

Необходимо выделить, что период начала 1990-х годов определяется исследователями как весьма сложный этап становления России. Отношения между федеральным центром и регионами и между субъектами федерации оставляли желать лучшего и практически все споры шли вокруг неравного статуса субъектов федерации.

В указанных Посланиях мы видим динамику изменения мероприятий, проводимых для улучшения национальной политики.

Статистические данные, использованные в работе.

Рассматривая данные Всероссийской переписи населения в 2002 году, необходимо отметить, что национальный состав является довольно разнообразным, но в 2010 году почти 4% не указали свою национальную принадлежность[42][43].

Статистические данные переписи населения способствуют проследить изменение численности проживающих народов в России.

В целом, указанные источники и литература способствовали достижению выделенных нами задач.

Методы и принципы исследования. Основными методами, применяемыми в работе стали общенаучные и специально-научные методы, использование которых обусловлено сложным характером исследования. Среди этих методов, можно выделить основные, которые мы применили в своем исследовании: структурно-функциональный, системный, метод сравнительного анализа.

Применение структурно-функционального метода обусловлено тем, что исследованы элементы национальной политики и их функциональные характеристики, которые они представлены как гармонически функционирующая система.

Применение системного метода определено представлением целого явления как системы, состоящей из нескольких взаимодействующих элементов.

Метод сравнительного анализа мы применили в ходе изучения национальной политики в период с 1990 по 2010 гг., тем самым проводя их сравнительную характеристику.

Основными принципами явились: принцип объективности, принцип единства логического и исторического, системность изучения процесса.

Применяя принцип объективности, мы изучили всесторонне особенности национальной политики, динамику ее изменения, тем самым, сделали общий вывод о том, что она из себя представляет.

При помощи принципа единства логического и исторического мы провели сочетание исследования истории объекта (генетический аспект), его теории (структуры, функций, связей), а также перспектив его развития.

Системность изучения процесса необходима для сохранения его целостности.

Заключение

На основании проведенного анализа мы пришли к выводу, что ее реализация происходило в многообразных условиях, обусловливаемых как этнополитической обстановкой в государстве, так и вопросами осуществления результативной и компетентной деятельности федерального уровня власти в этой области.

К основным результатам осуществления государственной национальной политики нужно отнести формирование и установление значимых основ государственной национальной политики Российской Федерации в настоящее время, утверждение законодательных актов и международных обязательств по защите прав национальных меньшинств, устанавливающих правовые условия для результативного исполнения задач государственного управления в области этнонациональных отношений.

К началу 2000 годов, проблемы, сформированные нерешенными вопросами начального этапа национального возрождения, ослаб. Большая часть проблем, особенно касавшихся вопросов национальных языков и культуры, была решена после принятия Концепции государственной национальной политики и законов Российской Федерации.

Это положительно отразилось на стабилизации этнополитической обстановки во многих субъектах Российской Федерации, когда была практически в полной мере нейтрализована деятельность националистически настроенных партий и движений.

Итак, в процессе исследования, мы выделили такие этапы развития национальной политики (в исследуемом нами периоде 1990-2010-х гг.), как:

Необходимо отметить, что функцией национальной политики Российской Федерации выделенный период и в последующие годы было решение имеющихся вопросов:

В 1990-х гг. национальная политика Российской Федерации находилась в зависимости от взаимодействия факторов: федерального центра и региональных элит.

Власть в 1990-е годы решала вопросы удержания территориальной целостности, нормативного установления новых положений о национальной политике и их институционального оформления, в то время как национальные элиты боролись за свое право на самоопределение[1].

Специфика взаимоотношений центра и регионов и методы, которыми решался национальный вопрос, наложили свой отпечаток на последующее функционирование государства и организацию национальной политики.

Концепция государственной национальной политики 1996 г. имела своей целью прекращение конфликтов, вырванных из общеполитического контекста, и потому была весьма фрагментарной. В то же время выход этого документа стал важным доктринальным шагом, так как в концепции заключались основные федеральные направления в сфере национальной политики.

Все описанные выше действия привели к значительной централизации страны.

Период с 2000-х по 2013 г. не решил насущных проблем российской национальной политики. Большое число действий, совершенных двумя президентами, во многом были ориентированы на изменение ситуации, сложившейся в отношениях «центр – регионы» к началу 2000-х годов. За десятилетие с лишним, российские власти от децентрализации власти вернулись к централизации власти, исправляя отдельные политические решения прошлого руководства. Но единая государственная линия по национальной политике так и не была выработана.

Национальная политика во весь период СССР в истории российского государства исследовалась как значимая парадигма создания социалистического общества. Непосредственно национальный вопрос решался в рамках протекающих событий: индустриализации, коллективизации, культурной революции, в рамках идеи ускоренного рывка и всеобщего обобществления.

Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических правовых актах. Необходимо отметить, что российское государство, при какой бы форме правления, форме государственного устройства (форме политического режима не существовало, всегда проводило определенную национальную политику. Векторы ее развития были разнообразны, и они были определены теми политическими задачами, которые были вызваны определенными политическими, социально-экономическими процессами, протекающими на том или ином этапе исторического развития России.

[1] Кокшаров, Н.В. Современная национальная политика России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/336/28


Уникальность
68
Loading...

Последние статьи из блога

Административное право

Методы оценки эколого-экономической безопасности региона

Факторы эколого-экономической безопасности региона

Экологическая безопасность, как составная часть экономической безопасности региона

Информационные ресурсы библиотечной сети России

Современные технические средства обучения в развитии познавательного интереса

Теоретические основы формирования самооценки в младшем школьном возрасте

Теоретические аспекты маркетинга как функция управления

Французский язык в истории итальянской гастрономии

Понятие дискурса и гастрономического дискурса

Анализ тенденций развития российского рынка микрофинансирования

Совершенствование организационных и методических аспектов внутреннего финансового аудита

Методические и практические аспекты внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти

Теоретико-правовые основы внутреннего финансового аудита в государственных органах исполнительной власти

Теоретические основы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Опытно –экспериментальное изучение влияния моделирования на формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста

Внеклассная работа

Понятие метафоры. Классификация метафор Джорджа Лакоффа

Теоретические основы изучения метафорических концептов в актовом дискурсе

Теоретико-методологические подходы к изучению представлений о безопасности городской среды