Саратов – 2019
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Общая характеристика взяточничества.. 11
1.1. Понятие и проблемы расследования взяточничества. 11
1.2. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о взяточничестве. 22
Глава 2. Особенности возбуждения уголовного дела о взяточничестве. 27
2.1. Проверочные мероприятия на стадии возбуждения уголовного дела. 27
2.2. Тактические особенности взаимодействия следователя и органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела. 31
Глава 3. Тактика первоначального этапа расследования взяточничества.. 40
3.1. Типичные следственные ситуации и версии. 40
3.2. Тактические особенности проведения отдельных следственных действий. 47
Заключение. 56
Список использованной литературы и источников. 61
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В настоящее время право на равенство перед законом и судом граждан, независимо от их должностного и имущественного положения имеет немаловажное значение. Данное право закреплено в ст. 19 Конституции Российской Федерации[1]. Отметим, что Конституция Российской Федерации также закрепляет, что человек его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита данных прав и свобод являются обязанностью государства. Отсюда следует, что обязанность государства, в частности правоохранительных органов защищать право на равенство перед законом и судом граждан, независимо от их должностного и имущественного положения. Такая защита выступает одним из направлений деятельности правоохранительных органов при расследовании уголовных дел о взяточничестве.
Анализ материалов практики правоприменительной практики свидетельствует об увеличении роста коррупционных преступлений. В 2018 году было зарегистрировано 35924 преступлений коррупционной направленности (совершенных в крупном и особо крупном размере или причинивших крупный ущерб – 6022). Следует отметить, что 9984 (совершенное в крупном и особо крупном размере – 1141) из них были дача либо получение взятки[2]. Согласно официальным данным материальный ущерб от данной группы преступлений за 2018 год составил 148 миллиардов рублей[3].
Прежде всего, взяточничество посягает на государственную власть, а также на интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления, исходя из чего расположена в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»[4].
Следует отметить, что отдельных составах взяточничества наличествует специальный субъект преступления – должностное лицо, поскольку использование полномочий, предоставленных государством должностным лицам, вопреки интересам службы причиняет серьезный ущерб обществу и государству.
Криминализация взяточничества обосновывается ее высокой общественной опасностью, которая проявляется в дискредитировании обществом и гражданами деятельности органов государственной и муниципальной власти. В следствии, это приводит к недоверию со стороны населения к любым правомерным требованиям и действиям государственной власти, игнорированию законов, что, в свою очередь, подрывает нравственные устои общества и основы государства.
В связи с этим необходима действенная борьба с коррупцией и взяточничеством, которая всегда имеет особую актуальность.
Первые упоминания о запрещении коррупции своими корнями уходят к формированию древнерусского права, уже тогда появляются термины «посул» и «тайный посул», означающее нынешнее «взятка». В Новгородской и Псковской судных грамотах впервые вводится законодательный запрет брать «тайные посулы» судьями[5].
В настоящее время взяточничество является собирательным понятием, включающим в себя: получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и мелкое взяточничество, предусмотренные соответственно ст.ст. 290 – 291.2 УК РФ.
Расследование взяточничества имеет ряд специфических особенностей, обусловленных механизмом его совершения:
Однако следственная практика, а также изучение материалов уголовных дел о взяточничестве показывают, что часто на первоначальном этапе расследования преступлений, допускаются ошибки в определении обстоятельств, подлежащих установлению и доказыванию по делу, а также не используются в должной мере правомочия следователя, закрепленные в УПК РФ. Выяснению характера действий должностного лица, совершенные по получению взятки не придается значения в ряде случаев. Следует отметить, что раскрытие уголовных дел о взятничестве осложняется тем, что могут за нее совершаться и законные действия, тем самым не полностью выявляются причины и условия, способствовавшие взяточничеству, а значит и не в полном объеме они устраняются.
Организация первоначального этапа расследования взяточничества – это мобилизующее начало всего процесса расследования, способствующее полному раскрытию преступления. Для организации первоначального этапа расследования необходим анализ опыта расследования данной категории дел, способов совершения, обстановку совершения.
Правильно выбранная методика действий следователя, на первоначальном этапе расследования взяточничества, предопределяет успех или неудачу всего расследования.
Таким образом, вышеизложенное отражает актуальность, общественную и правовую значимости исследования вопросов, связанных с расследованием взяточничества.
Анализ приведенных доводов свидетельствует о необходимости создания новых методических рекомендаций для должностных лиц правоохранительных органов, практическая деятельность которых связана с раскрытием данных преступлений. Данные рекомендации должны учитывать новые условия, способы и причины совершения взяточничества, с целью повышения своевременного обнаружения, раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности, которые в настоящее время, в большинстве своем, остаются латентными.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает преступная деятельность должностных лиц, по получению лично или через посредника вознаграждения (взятки) за выполнение или отказ от выполнения в интересах взяткодателя какого-либо действия. Деятельность по раскрытию и расследованию должностных лиц правоохранительных органов является также объектом исследования.
Закономерности преступной деятельности должностных лиц по получению взятки, а также тактические, организационные либо иные средства расследования анализируемого преступления выступают предметом выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы теоретическое обоснование особенностей расследования взяточничества и выработка предложений по повышению их эффективности.
Для достижения обозначенной цели выпускной квалификационной работы следует решить ряд задач:
- изучить понятие и проблемы расследования взяточничества;
- проанализировать обстоятельства, подлежащие установлению по делам о взяточничестве;
- определить проверочные мероприятия на стадии возбуждения уголовного дела;
- выявить тактические особенности взаимодействия следователя и органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела;
- изучить типичные следственные ситуации и версии;
- выявить тактические особенности проведения отдельных следственных действий.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что сформулированные в данной квалификационной работе рекомендации и выводы развивают криминалистику, в части организации и первоначального этапа расследования взяточничества. Данные выводы и рекомендации могут быть в дальнейшем использованы для дальнейшего теоретического исследования организации расследования уголовных дел о взятничестве.
Практическая значимость выпасной квалификационной работы выражена в возможности дальнейшего использования данных выводов и положений в предотвращении совершения ошибок в процессе расследования преступления, предусмотренных ст.ст. 290-290.2 УК РФ, а также позволит повысить эффективность применения уголовно-правовых норм.
Методологической основой выпускной квалификационной работы выступает диалектический метод познания, в соответствии с которым юридические явления и понятия изучались в развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Помимо прочего в работе применялись общенаучные методы – анализ, синтез, системный метод; и частнонаучные – исторический, формально-юридические методы.
Теоретической базой настоящей работы послужили исследования ученых юристов как советского периода, так и современности, среди которых можно выделить: Т.В. Аверьянова, О.Я. Баев, Т.Б. Басова, Р.С. Белкин, Б.В. Волженкин, А.Ф. Волынский, Ю.П. Гармаев, В.Н. Григорьев, A.В. Гриненко, А.В. Дулов, В.А. Жбанков, Е.П. Ищенко, B.Г. Коломацкий, Н.И. Кулагин, В.И. Комиссаров, Ю.Г. Корухов, В.П. Лавров, В.З. Лукашевич, К.В. Муравьев, А.С. Подшибякин, Н.И. Порубов, А.П. Рыжаков, М.С. Строгович, А.Г. Филиппов, Н.П. Яблоков и др.
Рассматриваемая тема в криминалистике раскрывается в многочисленных работах ученых, однако при всем этом не отражает полную степень научной разработанности.
Нормативную основу выпускной квалификационной работы составляют: Конституция Российской Федерации, действующее уголовное законодательство Российской Федерации, различные федеральные законы Российской Федерации, Постановления Верховного Суда Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Эмпирическую основу выпускной квалификационной работы составляют: постановления Верховного Суда Российской Федерации, судебная практика субъектов Российской Федерации, статистические данные, характеризующие состояние и динамику преступлений, связанных со взяточничеством.
В результате проведенного исследования разработаны следующие основные положения, выносимые на защиту:
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и источников.
[1] См.: Конституция Российской Федерации (принята голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.;
[2] См.: Состояние преступности в России за январь-декабрь 2018 года [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http: мвд.рф/reports/item/9338947/ (дата обращения: 10.01.2019).
[3] См.: Там же.
[4] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.
[5] См.: Псковская судная грамота // Российское законодательство Х-ХХ веков: том 9. М., 1984. Т. 1. С. 332, 337.
[6] См.: Криминалистика: правовые учебник // Под ред. В.Д. Зеленского, правовые Г.М. Меретукова. СПб. 2015. С. 500.
Проведенное нами исследование организации и первоначального этапа расследования взяточничества позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Предметом взяточничества являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество либо выгоды имущественного характера. Анализ уголовных дел показывает, что самым распространенным предметом взяточничества выступает денежные средства.
2. Взяточничество представляет собой деяние, которое направлено на получение через посредника либо лично должностным лицом денежных средств, имущества, ценных бумаг, иных выгод имущественного характера, за бездействие либо действие должностного лица в пользу взяткодателя, если выполнение таких действий входит в служебную компетенцию должностного лица.
3. В настоящий момент наличествуют определенные трудности в процессе расследования и раскрытия взяточничества. Однако, несмотря на данные трудности, при своевременном и эффективном реагировании органами предварительного следствия на сообщения о готовящихся или совершившихся фактах взяточничества, а также при правильной выбранной методике расследования, рассматриваемое преступление поддается раскрытию с последующим привлечением виновных лиц к уголовной ответственности.
4. Сформировать исчерпывающий перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу о взяточничестве, не представляется возможным, а в каждом конкретном случае совокупность таких обстоятельств может как увеличиваться, так и уменьшаться, что необходимо учитывать следователю при расследовании уголовного дела. При этом правильное определение обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании уголовного дела о взяточничестве, способствует формированию устойчивой доказательственной базы, что в дальнейшем послужит гарантом привлечения виновного лица к уголовной ответственности.
5. Проведение проверочных мероприятий на стадии возбуждения уголовного дела о взятничестве способствует эффективному, быстрому и полному расследованию и раскрытию данного преступления. На сегодняшний день отсутствует единый перечень проверочных мероприятий на стадии возбуждения уголовного дела, поскольку они ставятся в зависимость от наличия первоначальной информации, однако к основным проверочным мероприятиям, проводимым по уголовным делам о взятничестве следует относить получение объяснений от граждан и должностных лиц, осмотр места происшествия, изъятие документов, осуществление оперативно – розыскных мероприятий.
6. В настоящее время наличествует определенная зависимость эффективности взаимодействия сотрудников органа, осуществляющего оперативно – розыскную деятельность и следователем от полного и своевременного производства оперативно –розыскных мероприятий, следственных действий, а также надлежащей фиксации и изъятия доказательств. Взяточничество характеризуется повышенной степенью латентности, в связи с чем для решения данной проблемы необходимо детально и четко регламентировать взаимодействия оперативных работников и следователя, в частности использование на первоначальном этапе расследования уголовных дел о взяточничестве оперативно – розыскных возможностей для выявления и доказывания взяточничества. При поступлении сообщения о взяточничестве оперативные работники проводят в отношении подозреваемого, как правило, негласные оперативно – розыскные мероприятия. При проведении данных мероприятий оперативные работники в основном используют звукозапись и видеозапись. Оперативный эксперимент, проводимый в отношении взяткополучателя либо взяткодателя, выступает результатом оперативной разработки. Оперативный эксперимент завершается задержанием виновного лица с поличным.
7. Анализ уголовных дел демонстрирует, что в большинстве случаев следователь постфактум получал информацию о проведении оперативными работниками оперативного эксперимента. Полагаем, что это выступает существенным недостатком в расследовании уголовных дел о взяточничестве, поскольку следователь не имеет возможности участвовать в расследовании в полном объеме и отражается на эффективности, быстроте и полноте расследования. В этой связи, что у следователя отсутствует возможность участвовать в проведении оперативного эксперимента, то уголовные дела о взяточничестве, как правило, возбуждались лишь спустя сутки после его проведения. Таким образом, имеется некая несогласованность в использовании непроцессуальных и процессуальных средств, а также взаимодействия оперативных работников и следователя.
5. расследуя взяточничество должен проводить следственные действия в определенной последовательности, которая зависит от конкретной следственной ситуации. В их выборе должно быть минимум субъективного, поскольку он обусловлен объективными предпосылками - обстоятельствами совершения конкретного преступления и следственной ситуацией. В этой связи криминалисты полагают, что «именно поэтому и возможна криминалистическая алгоритмизация, которую можно положить в основу организации расследования взяточничества»[1].
В процессе раскрытия и расследования взяточничества могут складываться информационно – неопределенные следственные ситуации. Как правило, информационно – неопределенные следственные ситуации складываются тогда, когда у следователя имеются указания на факты, которые свидетельствуют лишь только о возможном взяточничестве. К данным фактам следует относить, к примеру, информацию о том, что должностное лицо ведет не соответствующим его доходам образ жизни; информацию о том, что должностное лица постоянно поддерживает контакт с лицом, которое заинтересовано с его стороны выполнения действия (бездействия).
Анализ материалов уголовных дел позволяет, выявит следующие специфические следственные ситуации:
- наличествует заявление о вымогательстве взятки конкретным должностным лицом;
- имеются данные, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий, о готовящемся либо уже совершенном взяточничестве со стороны конкретного должностного лица.
Также следственные ситуации могут классифицироваться в зависимости от стадии совершения преступления. В этой связи выделяют следующие следственные ситуации, которые складываются на стадии подготовки к совершению взяточничества:
- должностное лицо вымогает у гражданина взятку за удовлетворение законных интересов гражданина, либо угрожает, в случае отказа от дачи взятки, наступлением вредных последствий для охраняемых законом прав и интересов гражданина;
- между взяткодателем и взяткополучателем состоялась договоренность о предмете взятки и существе служебного действия (бездействия), выполнение которого представляет интерес для взяткодателя;
- взяткодатель пытается вручить должностному лицу взятку.
На стадии совершения преступления выделяются следующие следственные ситуации:
- предмет взятки вручается непосредственно взяткополучателю;
- взяткополучатель либо взяткодатель прибегают к услугам посредника;
- предмет взятки не вручается непосредственно взяткополучателю, а применяются, способы, маскирующие переход предмета взятки (использование услуг, взятка преподносится в виде подарка, возврата долга и т.д.);
- должностное лицо непосредственно, при помощи других должностных лиц или через своих подчиненных совершает законное действие в интересах взяткодателя;
- действия (бездействие) должностного лица в интересах взяткодателя, осуществляемые при помощи других должностных лиц или через своих подчиненных, связаны с нарушением закона.
На стадии сокрытия следов взяточничества могут складываться следующие ситуации, когда субъекты взяточничества и иные заинтересованные лица:
- умалчивают относительно интересующих следствие обстоятельств, отказываются от дачи показаний, уклоняются от явки в орган расследования, скрывают предметы и ценности, добытые преступным путем;
- уничтожают документы и предметы, имеющие отношение к расследуемому делу, тайники, где хранились предметы взятки и иные, ценные для следствия предметы;
- дают заведомо ложные показания, подделывают документы с целью устранения возможности обнаружения в них противоречащих закону действий свойства (бездействия), совершенных в интересах взяткодателей.
8. Знание тактических особенностей производства следственных действий и использования специальных знаний в процессе расследования уголовных дел о взяточничестве, позволяют следователю намного эффективнее проводить работу по привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.
[1] См.: Ищенко Е.П., Сливинский К.О. Криминалистическая алгоритмизация: теоретические предпосылки // Академический юридический журнал. 2001. № 4. С. 45–51.