Тверь 2018 г.
Содержание
Введение..…………………………………………………………………………. |
3 |
Глава 1 Теоретические и правовые основы деятельности органов местного самоуправления Российской Федерации по управления дошкольными образовательными учреждениями..….…………….……….. |
8 |
1.1 Сущность и структура системы образования в Российской Федерации...……………………………………………………………………….. |
8 |
1.2 Содержание муниципальной системы образования в Российской Федерации..………………………………………………………………………... 1.3 Полномочия органов местного самоуправления по управлению дошкольными образовательными учреждениями………………………………. |
14 20 |
Глава 2 Организация деятельности Управления образования администрации Конаковского района Тверской области по управлению дошкольными образовательными учреждениями…...……………………... |
24 |
2.1 Цели, задачи и направления деятельности Управления образования администрации Конаковского района по управлению дошкольными образовательными учреждениями……………………………...…...…………… |
24 |
2.2 Результаты деятельности Управления образования администрации Конаковского района по управлению дошкольными образовательными учреждениями……………………………………………………………………... |
30 |
2.3 Проблемы организации деятельности Управления образования администрации Конаковского района по управлению дошкольными образовательными учреждениями: причины и социально-экономические последствия……………..…………………………………………………………. |
39 |
Глава 3 Повышение эффективности организации деятельности Управления образования администрации Конаковского района по управлению дошкольными образовательными учреждениями…..………. 3.1 Основные направления повышения эффективности организации деятельности Управления образования администрации Конаковского района по управлению дошкольными образовательными учреждениями…………….. 3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций и мероприятий…………………………………...………………...………………… |
45 45 56 |
Заключение……………………………………………………………………….. |
59 |
Библиографический список……………………………………………………. Приложение 1…………………………………………………………………….. Приложение 2…………………………………………………………………….. Приложение 3…………………………………………………………………….. |
636970 71 |
Дошкольное воспитание и обучение является первой ступенью образования, на которой закладываются основы социальной личности. Полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дошкольное образование – очень важный фактор социальной жизни в стране, закрепляющий право каждого ребёнка на образование, в том числе и дошкольное. От его качества зависит очень многое, именно поэтому дошкольное образование сегодня рассматривается как наиболее важное социоформирующее обстоятельство.
Наличие и состояние муниципальных дошкольных образовательных учреждений является важным показателем оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов:
- во-первых, доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих или не получающих дошкольную образовательную услугу в муниципальных образовательных учреждениях. Так, по состоянию на 1 ноября 2017 года уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составил 98,96 % (на 1 ноября 2016 года – 98,91 %)[1]. Тогда как в Конаковском районе Тверской областиохват детей в возрастеот3 до7 лет составляет лишь 100 %[2];
- во-вторых, доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в общем числе муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта.
Однако, к большому сожалению, невзирая на такую важность, проблема детских садов в России стоит очень остро и выражается во множестве факторов. Все они значимы и имеют свои особенности.
Конаковский район отличается успешностью реализации государственных и муниципальных программ в сфере образовании. Кроме того, в районе накоплен значительный опыт управления развитием дошкольного образования. В условиях текущих преобразований и возникновения принципиально новых проблемных зон в системе дошкольного образования, для эффективного управления этой сферой считаем необходимым проведение комплексного анализа практики применения различных управленческих технологий, структурирование и обобщение опыта и представление практически ориентированных рекомендаций, направленных на совершенствование управления развитием дошкольного образования на муниципальном уровне.
В научной литературе последнего времени появилось достаточно много работ, в которых рассматривается управление системой образования в целом.
Проблемы развития образования и его управления на различных уровнях (федеральном, региональном и муниципальном) нашли свое отражение в работах М.В. Артюхова, С.Н. Братановского, В.И. Дружинина, И.А. Коробецкого, П.И. Третьякова и др.
Современные тенденции и особенности развития систем образования отражены в работах и трудах Ю.Н. Царева, А.Б. Вифлеемского.
Несмотря на достаточно обширное количество публикаций, современная система образования и ее социально-управленческая составляющая сталкивается с объективными трудностями, порожденными противоречиями образования как социального института, деформированностью отношений сферы образования с обществом и государством. Кроме того, значительная часть литературы, посвященной управлению образованием, направлена, в большинстве случаев, на анализ качества обучения и предложении технологий по его повышению, которые в основном несут педагогический характер.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью создания благоприятных условий для развития дошкольного образования путём применения совокупности подходов и технологий управления на муниципальном уровне и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по повышению эффективности управления развитием дошкольного образования в Конаковском районе Тверской области.
Объектом исследования является деятельность органов местного самоуправления по управлению дошкольными образовательными учреждениями в Российской Федерации.
Предмет исследования выступает организация деятельности Управления образования администрации Конаковского района Тверской областипо управлению дошкольными образовательными учреждениями.
Цель выпускной квалифицированной работы – проанализировать особенности организации деятельности Управления образования администрации Конаковского района Тверской областипо управлению дошкольными образовательными учреждениями, выявление проблем и разработка предложений по их решению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и структуру системы образования в Российской Федерации;
- исследовать содержание муниципальной системы образования в Российской Федерации;
- определить полномочия органов местного самоуправления по управлению дошкольными образовательными учреждениями;
- изучить цели, задачи и направления деятельности Управления образования администрации Конаковского района по управлению дошкольными образовательными учреждениями;
- представить результаты деятельности Управления образования администрации Конаковского района по управлению дошкольными образовательными учреждениями;
- выявить проблемы организации деятельности Управления образования администрации Конаковского района по управлению дошкольными образовательными учреждениями: причины и социально-экономические последствия;
- предложить основные направления повышения эффективности организации деятельности Управления образования администрации Конаковского района по управлению дошкольными образовательными учреждениями;
- дать оценку эффективности предложенных рекомендаций и мероприятий.
Основными методами исследования выступили: аналитический метод (использовался при анализе литературы и нормативно-правовых актов), методы сравнительного анализа и обобщения, статистический метод.
Нормативно-правовой базой исследования послужили: Конституция Российской Федерации[3], федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[4], постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»[5], распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.»[6], распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»[7] и иные нормативные и правовые акты.
Положения, выносимые на защиту, рассмотрены в статье «Проблемы повышения эффективности деятельности Управления образования администрации Конаковского района по управлению дошкольными образовательными учреждениями»[8] сданного в печать сборника научных трудов по материалам Внутривузовской научно-практической конференции студентов заочной формы обучения «Современные тренды государственного и муниципального управления в РФ».
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные предложения и мероприятия могут быть использованы в практике управления дошкольными образовательными учреждениями в муниципальных образованиях Российской Федерации.
[1] О показателях доступности дошкольного образования // http://government.ru/orders/selection/406/30533/
[2]Состояние и результаты деятельности муниципальной системы образования Конаковского района в 2016-2017 учебном году // http://www.uob-konakovo.ru/publ.php
[3] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
[4] Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изм. на 29.12.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (Ч. 1). – Ст. 7598.
[5] О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61 (с изм. на 9.09.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 10. – Ст. 1377.
[6] О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.: распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 9. – Ст. 1255.
[7] Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы»: распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 2148-р (с изм. на 31.03.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 17. – Ст. 2058.
[8] Васильченко, Е.В. Проблемы повышения эффективности деятельности Управления образования администрации Конаковского района Тверской области по управлению дошкольными образовательными учреждениями / Е.В. Васильченко // Современные тренды государственного и муниципального управления в РФ: сборник науч. трудов по материалам Внутривуз. науч.-практ. конф. студентов заочной формы обучения (Тверской филиал РАНХиГС, февраль 2018 г.). – Тверь: ТФ РАНХиГС, 2018 [сдано в печать].
В заключение следует отметить, что для современного состояния системы управления образованием наиболее характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федеральные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные органы сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных проблем.
В отличие от органов государственной власти, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования, органы местного самоуправления обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности. При этом принципиально меняется характер управления в сфере образования.
Муниципальный уровень управления образованием представлен отделами народного образования (управлениями, отделами образования или другими структурными подразделениями органов власти муниципальных образований). По отношению к образовательным учреждениям, относящимся к муниципальному уровню, органы управления образованием данного уровня также выступают как вышестоящие органы и учредители.
В ходе исследования был осуществлен анализ организации деятельности Управления образования администрации Конаковского района Тверской области по управлению дошкольными образовательными учреждениями.
Управление образования является отраслевым органом администрации Конаковского района Тверской области, исполняющим функции управления муниципальной системой образования и осуществляющим организационное руководство деятельностью муниципальных образовательных учреждений.
Программным документом, определяющим стратегию развития системы образования Конаковского района, является Муниципальная программа «Развитие муниципальной системы образования Конаковского района на 2018-2022 годы», направленная на повышение эффективности образования.
Цель муниципальной программы – формирование открытой, саморазвивающейся, информационно и технически оснащенной образовательной системы, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования.
Обеспечение доступного и качественного дошкольного образования является приоритетом развития муниципальной системы образования Конаковского района.
Основными задачами дошкольного образования являются:
1. Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
2. Создание условий для организации образовательного процесса, соответствующих требованиям ФГОС и обеспечивающих качество дошкольного образования.
3. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
4. Развитие физических, интеллектуальных, эстетических, нравственных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Анализ текущего состояния сферы дошкольного образования Конаковского района Тверской области позволил выделить ряд проблем, решение которых будет направлено на повышение эффективности управления дошкольными образовательными района.
Основные направления образовательной политики в Конаковском районе, нацеленные на решение выявленных проблем, связаны с общенациональными приоритетами, обозначенными в Указах Президента Российской Федерации, в Концепциидолгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года:
а) обеспечение доступности дошкольных образовательных услуг детям от трех до семи лет за счет:
- обеспеченности и своевременности финансирования мероприятий по капитальному ремонту образовательных учреждений со стороны администрации Конаковского района;
- ввода дополнительных мест для детей дошкольной ступени образования;
- развития вариативных форм организации дошкольного образования, поддержки семей.
- содействия созданию рациональной структуры дошкольной образовательной сети в Конаковском районе, учитывающей особенности географического и демографического характера;
- выравнивания дифференциации дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) по развитию инфраструктуры, оснащению, укомплектованности профессиональными педагогическими кадрами;
- ускорения темпов процесса совершенствования условий предоставлениявоспитательно-образовательных услуг по отношению к темпам изменения содержания образования;
в) создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров за счет:
- ускорения темпов обновления системы повышения квалификации управленческих, педагогических кадров системы образования;
- улучшения условий для осуществления профессиональной деятельности педагогов-воспитателей;
- повышения мотивации притока и закрепления молодых специалистов в ДОУ;
г) стимулирование инновационного развития системы образования, в том числе внедрение новых механизмов управления отраслью «Образование» и финансового обеспечения муниципальных услуг; расширение самостоятельности учреждений; совершенствование системы оплаты труда; выявление и поддержка лидеров образования.
Следует отметить, что для качественного обеспечения муниципального образовательного процесса необходимо внедрять эффективную методическую службу.
Для реализации информационного и методического обеспечения процесса обучения в образовательном пространстве Конаковского района, поддержки инновационного движения педагогов предлагается осуществить ряд мероприятий:
- распространение педагогического опыта лучших воспитателей района;
- внедрение новых педагогических технологий в систему дошкольного образования города;
- развитие и расширение профессиональных контактов;
- поддержка инновационных разработок и педагогических технологий, способствующих развитию системы дошкольного образования в районе.
Осуществление Управлением образования администрации Конаковского района контрольных функций обеспечит основу для принятия обоснованных управленческих решений и стабильное развитие системы дошкольного образования.
С целью повышения эффективности деятельности Управления образования администрации Конаковского района необходимо расширение общественного участия в сфере управления дошкольными образовательными учреждениями района.
В настоящее время необходимо, чтобы в каждом дошкольном образовательном учреждении Конаковского района был создан Учебно-воспитательный совет.
Результатом реализации предложенных рекомендаций и мероприятий является повышение уровня доступности и качества предоставления дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, повышение качества жизни населения Конаковского района.