Будем благодарны если Вы поддержите проект
Студента (ки): Алексеевой Екатерины Викторовны
Направление подготовки: 09.03.02 – «Информационные системы и технологии»
Профиль: «Информационные системы и технологии в науке, промышленности и образовании»
Сроки прохождения практики: 12.02.2018-16.06.2018
Место прохождения практики: ФГБОУ ВО «БГИТУ»
Студент _________________________/ Алексеева Е.В.
Руководитель производственной практики от кафедры
к.т.н., доцент _________________________/ Сазонова А.С.
Руководитель практики от ФГБОУ ВО «БГИТУ» __________/ Маринин И.В.
(подпись) (И.О.Фамилия)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет»
Факультет «Информационные технологии»
Кафедра «Компьютерные технологии и системы»
Д Н Е В Н И К
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТА
Брянск 2018г.
Студент |
Алексеева Екатерина Викторовна |
|||
(Ф.И.О.) |
||||
Курс |
1 |
направление подготовки |
09.03.02 – «Информационные системы и технологии» |
|
направляется на (в) |
ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет» |
|||
(предприятие, организация, фирма, компания) |
||||
По учебному плану начало |
12.02.2018 |
конец |
16.06.2018 |
|||||
Дата прибытия на практику |
12 февраля |
2018 |
г. |
|||||
Дата выбытия с места практики |
15 июня |
2018 |
г. |
|||||
Кафедра |
«Компьютерные технологии и системы» |
Ученое звание |
Кандидат технических наук, доцент |
Фамилия |
Сазонова |
Имя |
Анна |
Отчество |
Сергеевна |
Должность |
Начальник отдела информатизации ФГБОУ ВО «БГИТУ» |
Фамилия |
Маринин |
Имя |
Иван |
Отчество |
Валерьевич |
Дата |
Описание работы, выполненной студентом |
Отметка руководителя от базы практики |
1 |
2 |
3 |
12.02.18- 16.02.18 |
Ознакомление с организационно-функциональной структурой ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет» |
Выполнено |
19.02.18- 09.03.18 |
Ознакомление с должностными обязанностями работников имеющихся в учреждении отделов, написание краткой характеристики организации |
Выполнено |
12.03.18- 30.03.18 |
Ознакомление с работой отдела информатизации ФГБОУ ВО «БГИТУ», изучение его структуры и выполняемых им функций |
Выполнено |
02.04.18 20.04.18 |
Изучение функционирующих автоматизированных систем ФГБОУ ВО «БГИТУ», процессов делопроизводства и документооборота |
Выполнено |
23.04.18- 11.05.18 |
Анализ полученных сведений о функционировании учреждения, документообороте, информационных системах с их вычислительной техникой и программным обеспечением |
Выполнено |
14.05.18- 25.05.18 |
Выявление проблемных ситуаций, возникающих при функционировании отдела информатизации ФГБОУ ВО «БГИТУ» |
Выполнено |
28.05.18- 15.06.18 |
Прогнозирование повышения эффективности работы отдела информатизации ФГБОУ ВО «БГИТУ» за счет совершенствования процессов автоматизации и укрепления взаимодействия с другими подразделениями учреждения |
Выполнено |
Руководитель практики
от кафедры __________________ / _________________/
(подпись) (И.О.Фамилия)
Руководитель практики от
ФГБОУ ВО «БГИТУ» _________________ / _________________/
(подпись) (И.О.Фамилия)
МП
График прохождения практики (календарно-тематический план)
№ |
Этапы и разделы практики |
Управление, отдел |
Выполняемая работа по должности |
Продолжительность в днях |
1. |
Ознакомление с учреждением, составление календарного плана |
Отдел информатизации |
Участие в совещании по практике, экскурсия, ознакомление с документами |
5 |
2. |
Организация деятельности учреждения и протекающих бизнес-процессов |
Отдел информатизации |
Краткая характеристика учреждения, организационно-функциональная структура, анализ функционирующих автоматизированных систем |
30 |
3. |
Организация информатизации учреждения |
Отдел информатизации |
Анализ вопросов информа-тизации, совершенствования и автоматизации делопроиз-водства и документооборота |
15 |
4. |
Новые знания, умения, практический опыт, в том числе социальный опыт, приобретенные в процессе прохождения практики |
Отдел информатизации |
Обобщение результатов проведенного исследования, систематизация и упорядо-чивание собранных данных, разработка предложений и оценка их эффективности |
40 |
Руководитель практики
от кафедры __________________ /_______________
(подпись) (И.О.Фамилия)
Руководитель практики от
ФГБОУ ВО «БГИТУ» _________ _________________ /_______________
(подпись) (И.О.Фамилия)
МП
Содержание
Введение………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Введение
Целью производственной практики является закрепление и углубление знаний, полученных в образовательном учреждении.
В рамках темы производственной практики объектами исследования являются:
В результате прохождения практики были поэтапно изучены и проанализированы такие вопросы, как общие сведения об учреждении, организационная структура, цели его функционирования, документооборот, информационная система с ее вычислительной техникой и программным обеспечением.
Кроме того, были тщательно рассмотрены функции всех секторов отдела информатизации, выявлены проблемные ситуации, возникающие при функционировании сектора материально-технического обеспечения и предложено решение по укреплению взаимодействия с подразделениями университета по вопросам ремонта техники и заправки картриджей принтеров.
Брянский государственный инженерно-технологический университет один из старейших и ведущих высших учебных заведений Брянской области. Сегодня БГИТУ, который ведет свою историю с 1930 года – многопрофильный вуз, осуществляющий обучение по всем уровням (среднее специальное образование – бакалавриат – специалитет - магистратура- аспирантура) и более чем 30 направлениям подготовки.
Целями Брянского государственного инженерно-технологического университета являются:
Для реализации поставленных целей БГИТУ решает следующие задачи
БГИТУ готовит кадры для лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса, промышленного и гражданского строительства, экономических отраслей. Выпускает специалистов в области инженерной экологии, ландшафтной архитектуры, государственного и муниципального управления, технологии деревообработки, строительства автомобильных дорог, производства строительных материалов, технологических машин и оборудования, автомобильного сервиса, информационных систем и многих других направлений, среди которых и эксклюзивные: экономическая безопасность, сметное дело в строительстве, садоводство, энерго- и ресурсо-сберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии.
БГИТУ реализует программы дополнительного профессионального образования для сотрудников предприятий и организаций различного профиля деятельности. Получена лицензия на подготовку рабочих специальностей.
С 2011 года на базе университета реализуется уникальный образовательный проект – Малая инженерная академия (МИА), которая ориентирована на профориентацию школьников, а также их подготовку по профильным предметам.
Сегодня в инфраструктуре вуза – современные учебные корпуса, учебно-лабораторная и научно-исследовательская база, научная и электронная библиотека, четыре общежития в центре Брянска, стадион, собственный комбинат питания, Учебно-опытный лесхоз, дендрарий с уникальной коллекцией деревьев и кустарников.
Учебный процесс осуществляют высококвалифицированные преподаватели со степенями докторов и кандидатов наук.
Для студентов доступны 30 учебных и научно-исследовательских лабораторий, 10 учебных центров, три проектно-конструкторских бюро, разнообразные творческие кружки и секции. Созданы все условия для всестороннего развития студенческой молодежи. Университет активно развивает международные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. Регулярно проводятся международные образовательные и научные мероприятия, организуется обмен опытом. В стенах вуза учатся студенты различных национальностей и культур.
По итогам мониторинга организаций высшего образования, ежегодно проводимого Министерством образования и науки, деятельность Брянского государственного инженерно-технологического университета последние годы признается эффективной.
Организационная структура управления – совокупность упорядоченных линейно и функциональных взаимосвязанных структур, подразделений, органов управления и руководящих работников (менеджеров) организации, осуществляющих стратегическое, тактическое и оперативное управление ее функционированием и развитием.
БГИТУ самостоятельно формирует свою структуру и может иметь различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной, научной и иной деятельности.
Структура вуза является традиционной. Непосредственное руководство университетом осуществляет ректор, назначаемый или избираемый учредителем по согласованию с педагогическим коллективом.
Ректор осуществляет следующие полномочия:
Общее руководство вузом осуществляет ученый совет университета. В состав совета входят: ректор, являющийся председателем ученого совета, ученый секретарь, все проректоры, директора институтов, заведующие кафедрами, деканы, профессора кафедр. Другие члены ученого совета университета избираются путем тайного голосования.
Ученый совет института выполняет следующие функции:
Совещательным органом при ректоре является ректорат, состав которого формируется из числа проректоров по научной, учебной, воспитательной работе и секретаря ученого совета. Ректорат периодически собирается на заседания для оперативного решения вопросов.
Основными структурными подразделениями университета являются институты и факультет, организующие учебную, научную, воспитательную, методическую, внедренческую и другую работу по своему направлению подготовки и специальности в соответствии с действующими законами и положениями.
Брянский государственный инженерно-технологический университет представляет собой многопрофильное учебное заведение, в состав которого входят 3 института, 1 факультет, 22 кафедры.
Факультет возглавляет декан, институт – директор, назначаемые ректором. В пределах своей компетенции директор (декан) издает распоряжения, обязательные для всех работников, студентов, обучающихся в институте. Несет полную ответственность за результаты работы института, соблюдения правил внутреннего распорядка, а также рассматривает основные вопросы, связанные с учебной, научной, методической, организационной и воспитательной деятельностью института.
Основным учебно-методическим и учебно-научным структурным подразделением университета является кафедра. Руководство кафедрой осуществляет заведующий, избранный ученым советом университета и утвержденный приказом ректора.
Работе университета способствуют ряд отделов и управлений, а также учебные центры и общественные организации (рис.1).
Одним из важных научно-методических подразделений является библиотека, которая полностью обеспечивает студентов учебно-методической литературой, учебниками, учебными пособиями.
В состав университета также входят объекты производственной и социальной инфраструктуры.
Университет имеет в своей структуре:
Все структурные подразделения работают в тесном взаимодействии в соответствии с планами учебной, научной, воспитательной работы.
В университете преобладает линейно-функциональная структура организации. С одной стороны, доставшаяся российской высшей школе в наследство от советского периода традиционная организация университета может быть охарактеризована как иерархическая департаментализация. Учебную подсистему университета, реализующую основную задачу высшего учебного заведения, можно охарактеризовать как дисциплинарную департаментализацию, поскольку группировка людей и ресурсов осуществляется вокруг учебных дисциплин.
Рис. 1. Структура управления БГИТУ
При этом дисциплинарная департаментализация приводит к глубокой специализации деятельности, и порождает межинститутские и межкафедральные организационные барьеры.
Слабые и сильные стороны иерархической структуры организации приведены в табл. 1.
Таблица 1. Слабые и сильные стороны иерархической структуры
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Экономия в масштабах внутри одного функционального подразделения. 2. Позволяет работникам профессионально развиваться и совершенствовать свои навыки. 3. Способствует выполнению функциональных задач организации. 4. Хорошо работает, когда ведется подготовка по небольшому числу специальностей |
1. Замедленная реакция на изменения в окружающей среде. 2. Может привести к тому, что все проблемы начинают отправлять на верхние уровни иерархии, вертикальные связи перегружены. 3. Слабая горизонтальная координация между подразделениями. 4. Затрудняет инновации. 5. Ограниченное видение сотрудниками целей организации |
С другой стороны, в БГИТУ происходит специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.), что характеризует линейную организационную структуру. По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.
Структуру управления университетом в значительной степени определяет то, каков механизм принятия решений, кто принимает их и на что он ориентируется. Эволюция внешней среды, изменение запросов внешних и внутренних по отношению к университету агентов заставляют его трансформировать свои цели; вместе с этим адаптируется и организационная структура управления. Так, высшие учебные заведения, столкнувшись с быстрыми изменениями внешней среды, стали разрабатывать и внедрять новые, более гибкие типы организационных структур, которые по сравнению с традиционными (вертикальными) структурами были лучше приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению инновационных технологий. Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации (рис. 2).
Рис. 2. Воздействие внешних и внутренних факторов на структуру высшего учебного заведения
Адаптация высших учебных заведений происходит за счет материальных и финансовых ресурсов, кадров, давления рынка, современных инновационных технологий и государственного регулирования через нормативно-правовые документы.
Стоит отметить, что структура развивающегося вуза должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной. В этой связи актуальна разработка научно обоснованной структуры управления образовательным процессом, структуры, эффективно функционирующей в условиях открытого информационно-образовательного пространства, обеспечивающей лёгкость доступа к изучаемой информации, стимулирующей генерацию новых знаний и обеспечивающей конкурентоспособность выпускников на рынке труда. В связи с этим, БГИТУ стоит на пути внедрения матричной структуры для начала на отдельных уровнях.
Такая структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, – непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируют проекты, для постоянной деятельности – целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать.
Совершенно очевидно, что такой подход успешно реализуется в управлении НИР вузов. Для матричной структуры организации характерны сильные горизонтальные связи. Сдвиг в сторону более "плоских" структур, горизонтальных, позволяет повысить уровень горизонтальной координации с помощью внедрения информационных систем, прямого контакта между подразделениями.
Матричная структура университета является оптимальной, когда окружающая среда очень изменчива и цели организации отражают двойные требования, когда одинаково важны и связи с конкретными подразделениями, и функциональные цели.
Отдел информатизации |
Отдел информатизации БГИТУ организационно состоит из следующих структурных подразделений (рис.3):
сектор защиты информации |
сектор сопровождения автоматизированных систем отдела |
сектор дистанционных и технических средств обучения |
сектор коммуникационных и веб-технологий |
сектор системного администрирования и эксплуатации программ |
сектор материально-технического обеспечения |
Рис.3. Структурная схема отдела информатизации
Непосредственное руководство отделом осуществляет начальник отдела информатизации, решение о назначении на должность и освобождении с должности которого производится приказом ректора.
Основная цель деятельности отдела – формирование единого информационного пространства университета.
Основные задачи отдела:
Кроме того, отдел информатизации взаимодействует с вузами г.Брянска и Российской Федерации, органами власти и общественными организациями по вопросам обеспечения единой политики информатизации образования.
Каждое структурное подразделение отдела обладает своим набором функций.
Функции сектора защиты информации:
Функции сектора сопровождения автоматизированных систем отдела информатизации:
1) заказ на разработку АС сторонним организациям, либо конкретным лицам;
2) приобретение готовой АС с дальнейшей подстройкой своей технологии под заложенные функции системы;
В БГИТУ налажена и успешно функционирует система внутреннего и внешнего документооборота. Внутренний документооборот – движение документов с момента их создания или получения до завершения их исполнения внутри БГИТУ, внешний – обмен документами между ВУЗом и сторонними организациями. Документооборот в вузе осуществляется как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Система электронного документооборота (СЭД) БГИТУ – система, построенная на базе единой информационной системы управления Tandem University, позволяющая организовать электронный документооборот учебной, распорядительной, информационно-справочной и другой документации, эффективно автоматизировать процессы работы с документами, проектами документов, поручениями и задачами. Обработка входящих и исходящих документов осуществляется канцелярией БГИТУ. Ответственность за техническое обеспечение функционирования СЭД БГИТУ возлагается на сотрудников отдела информатизации, в должностные обязанности которых входит организация и проведение всех видов работ, обеспечивающих техническую работоспособность единой информационной системы управления Tandem University.
В структуру СЭД в ЕИСУ Tandem University входят элементы системы:
Внедрение и использование СЭД позволяет организовать централизованное электронное хранилище документов, обеспечить совместную работу сотрудников БГИТУ с документами, упростить поиск данных и документов СЭД, относящихся к деятельности БГИТУ, осуществлять контроль и мониторинг исполнения документов и поручений.
Функции сектора коммуникационных и web-технологий:
Функции сектора дистанционных и технических средств обучения:
Функции сектора системного администрирования и эксплуатации программ
Функции сектора материально-технического обеспечения:
Всестороннее изучение работы отдела информатизации выявило некоторые недостатки в работе сектора материально-технического обеспечения. В частности, недостаточно налаженное взаимодействие с подразделениями университета по вопросам ремонта техники и заправки картриджей принтеров.
В отдел информатизации еженедельно поступает техника, требующая ремонта, и картриджи принтеров на заправку. В университете на каждой кафедре, в каждом институте, на факультете, а также в каждом управлении и отделе есть свой принтер, а в некоторых и не один. Общее количество принтеров/МФУ в университете составляет порядка сотни. Ремонт техники и заправку картриджей осуществляет фирма по обслуживанию оргтехники, сотрудничающая с университетом, куда работник отдела информатизации доставляет полученное.
На сегодняшний день процесс заявки на заправку картриджа происходит в устной форме, при этом точная дата оставления картриджа нигде не фиксируется, в лучшем случае на бумаге. Кроме того, отдел информатизации обязует отделы и кафедры приносить, имеющиеся у них тонеры для заправки, однако сотрудники могут забыть об этом и даже сказать, что у них закончился тонер и им нужен новый. Так же стоит отметить, что узнать о состоянии картриджа возможно, только если регулярно обращаться в отдел информатизации, так как, даже сообщив в соответствующее подразделение о его готовности, информация может быть потеряна вследствие человеческого фактора. Все это приводит к ложному представлению сотрудников университета о недостаточно оперативной работе отдела информатизации в этом вопросе. Подобная ситуация происходит с другой техникой, требующей ремонта.
Все вышесказанное требует тщательного изучения организации работы отдела информатизации и внесение изменений в работу сектора материально-технического обеспечения.
Упорядочить работу сектора материально-технического обеспечения отдела информатизации возможно разработав и внедрив приложение, регламентирующее действия сотрудников отдела при получении заявки на заправку картриджа и ремонт техники. Такое нововведение позволит устранить ряд недостатков, в частности:
Разработка, внедрение и успешное тестирование приложения для заправки картриджей принтеров/МФУ создаст перспективу для его распространения на все материально-технические объекты университета, поддержка которых входит в компетенцию отдела информатизации.
Приложение позволит автоматизировать процесс оформления заявки на заправку картриджа, а также ремонт вычислительной и копировальной техники подразделений.
Внедрение приложения освободит сотрудников различных подразделений от необходимости связываться с ответственными за информатизацию, достаточно будет запустить приложение и ознакомиться с информацией по вопросам готовности интересующей их техники.
Сообщение о готовности техники/картриджа будет приходить в соответствующее подразделение, как только отдел информатизации примет ее после технического обслуживания без дополнительного запроса.
Приложение может быть расширено за счет создания дополнительной опции - оформление заявки на рассмотрение возможности закупки новой вычислительной и копировальной техники.
Заключение
Производственная практика была пройдена в ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет».
В ходе прохождения практики была изучена и проанализирована структура управления образовательного учреждения, функционирующие в нем автоматизированные системы, процессы документооборота и делопроизводства.
Так же были изучены структура и функции отдела информатизации, обеспечивающего формирование единого информационного пространства университета.
По результатам исследования и анализа полученной информации были выявлены некоторые недостатки в работе сектора материально-технического обеспечения отдела информатизации БГИТУ и предложен способ их устранения за счет совершенствования процессов автоматизации и укрепления взаимодействия с другими подразделениями учреждения. Это, в свою очередь, приведет к повышению эффективности работы отдела информатизации ФГБОУ ВО «БГИТУ».