Содержание
Введение................................................................................................. 3
Глава 1. Правовой статус полка ППСП по г. Екатеринбургу............. 4
1.1. Анализ правового статуса ................................................................................... 4
1.2. Организационная структура ................................................................................ 6
Глава 2. Организация деятельности полка ППСП............................. 11
2.1. Организация делопроизводства и документооборота в полке ППСП.......... 11
2.2. Планирование деятельности.............................................................................. 12
Глава 3. Проблемы в деятельности полка ППСП.............................. 16
3.1. Количественный и качественный анализ......................................................... 16
3.2. Анализ и оценка основных проблем в деятельности...................................... 29
Заключение........................................................................................... 34
Список использованных источников.................................................. 35
Приложения......................................................................................... 36
Я, ___________________, практику проходил в отдельном полке патрульно-постовой службы полиции по городу Екатеринбургу. Практика имеет цель углубления и закрепления знаний, полученных в процессе теоретического обучения, наработке первоначальных практических навыков. В ходе данной практики, студенты приобретают необходимые умения и представление о работе в правоохранительных органах, организациях и учреждениях.
В Конституции Российской Федерации функция охраны общественного порядка - важнейшая социальная функция. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Государственное регулирование в области обеспечения общественной безопасности непосредственно направлено на реализацию конституционных жизненно необходимых благ граждан России.
Общественный порядок и его охрана в нормальных условиях связаны главным образом с пребыванием людей в общественных местах, обеспечением при этом спокойствия, личной и имущественной безопасности граждан.
Полк патрульно-постовой службы полиции - самостоятельное строевое подразделение, созданное в составе УМВД г. Екатеринбурга и финансируемое из федерального бюджета.
Подразделения ППСП в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"*(2), другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами МВД России, а также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Деятельность полка ППСП строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействия с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами.
полк ППСП выполняет свои задачи на территории г. Екатеринбурга во взаимодействии с районными органами внутренних дел, другими правоохранительными органами, а также учреждениями, предприятиями, организациями и общественными объединениями.
Финансирование полка ППСП осуществляется за счет денежных средств из федерального бюджета.
Штат полк ППСП объявляется приказом начальника УМВД Вологодской области в соответствии с утвержденными типовыми штатами строевых подразделений полиции.
Командный состав полк ППСП комплектуется из числа сотрудников полиции с высшим или средним специальным образованием, прошедших соответствующую профессиональную подготовку.
Назначение и освобождение от занимаемых должностей производится в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ.
Для аттестования офицеров управления (штаба) полка, командиров взводов и их заместителей, рядового и младшего начальствующего состава в подразделении создается аттестационная комиссия. Личные дела на указанную категорию сотрудников хранятся и ведутся в отделении кадров полка.
Подразделения полка дислоцируются и несут службу по охране общественного порядка на территории администрации районов города. Главы администраций районов выделяют служебные помещения для размещения личного состава полка и создают условия для несения службы патрульно - постовыми нарядами.
Материально-техническое и иное обеспечение подразделений полка ППСП осуществляется в порядке, установленном МВД России.
Командир полка ППСП
На командира полка ППСП возлагается персональная ответственность за организацию и осуществление деятельности подчиненного подразделения.
Должностные обязанности командира полка ППСП определяются и утверждаются начальником, в подчинении которого он находится.
Командир полка патрульно-постовой службы обязан:
Командир полка, отдельного полка ППСП имеет право:
Начальник штаба полк ППСП.
Начальник штаба отдельного подразделения ППСП подчиняется командиру подразделения ППСП (полка, полка). Он осуществляет деятельность по разработке эффективного управления силами и средствами, боевой и мобилизационной готовности, планированию деятельности подразделения, профессиональной подготовке и укреплению служебной дисциплины сотрудников, соблюдению ими внутреннего распорядка и законности.
Заместитель командира полк ППСП по службе.
Помощник командира полк ППСП (по работе с личным составом).
Помощник командира подразделения ППСП (по работе с личным составом) подчиняется командиру подразделения ППСП. Он организует работу по комплектованию штатной численности подразделения, воспитанию личного состава, укреплению дисциплины и законности, обучению и профессиональной подготовке сотрудников, соблюдению ими внутреннего распорядка, а именно:
Помощник командира полк ППСП (по материально-техническому обеспечению).
Помощник командира полк ППСП (по материально-техническому обеспечению) подчиняется командиру подразделения ППСП и организует своевременное и полное обеспечение подразделения материально-техническими средствами, вооружением, специальными и техническими средствами, автотранспортом и иным имуществом согласно табельной положенности.
Сотрудники подразделения полк ППСП.
Сотрудники подразделения ППСП выполняют обязанности и пользуются правами сотрудников полиции, предусмотренными Законом Российской Федерации "О полиции", в пределах своей компетенции.
Сотрудники подразделений ППСМ при несении службы имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей в соответствии с Законом Российской Федерации "О полиции".
Должностные обязанности сотрудников отдельных полков ППСП утверждаются их командирами.
Сотрудник должен знать:
План по единой дислокации разрабатывается в границах обслуживаемой территории и включает: схему района, города, транспортного участка, оценку оперативной обстановки, обязательные нормы выставления личного состава и транспортных средств, перечень постов и маршрутов патрулирования, в т.ч. дополнительных, подлежащих закрытию в период усиления охраны общественного порядка, виды нарядов, порядок взаимодействия и связи между ними и другие необходимые сведения.
На каждый пост и маршрут патрулирования составляется карточка в которой указываются:
- маршрут патруля, его протяженность, границы и центр поста;
- время несения службы;
- объекты и зоны, требующие особого внимания;
- порядок движения по маршруту и основные тактические приемы несения службы;
- особые обязанности нарядов по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, а также при осложнении оперативной обстановки;
- порядок взаимодействия и связи с соседними нарядами, дежурной частью горрайоргана, участковыми инспекторами милиции, общественными объединениями, а также зоны не прохождения радиосвязи и способы связи с этих участков.
Центры постов и их границы, маршруты патрулей и пункты их остановок, особенности несения службы определяются в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой и в обязательном порядке систематически уточняются на местности.
Карточка маршрута (поста) составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части, другой выделяется наряду перед заступлением на службу.
Несение службы в течение дежурной смены может осуществляться на одном или нескольких маршрутах (постах), при этом патрульному (постовому) выдаются соответствующие карточки.
На инструктаже указываются последовательность и порядок перемещения с одного маршрута (поста) на другой.
В тех случаях, когда возникает необходимость дополнительно выставить пост или маршрут патрулирования, особенности несения службы на них объясняются на инструктаже и записываются в служебной книжке. Виды нарядов и их состав определяются, исходя из особенностей территории и сложившейся оперативной обстановки.
Посты выставляются в тех местах, где круглосуточно или в течение установленного периода времени требуется непрерывное присутствие сотрудников милиции. Патрули применяются в случаях, когда постоянное нахождение нарядов в определенных пунктах не вызывается необходимостью.
Парные наряды выставляются в местах, где один милиционер не в состоянии обеспечить выполнение поставленной задачи (местах большого скопления людей, на окраинах городов, в лесных массивах, при несении службы в ночное время, при сопровождении поездов и т.д.). При несении службы с представителями общественных объединений, военнослужащими наряд, как правило, назначается из расчета: один милиционер и два представителя общественности или военнослужащих.
Время выставления нарядов и продолжительность несения службы устанавливаются с таким расчетом, чтобы силы и средства милиции увеличивались в наиболее напряженные часы суток и в местах, где наибольшая вероятность совершения правонарушений.
Обязательные нормы ежесуточного выставления нарядов для несения патрульно-постовой службы на улицах и в других общественных местах, выделения автотранспорта для патрулирования определяются в каждом горрайоргане, подразделении милиции и СМВЧ в целях обеспечения максимального использования сил и средств в охране общественного порядка и борьбе с преступностью с учетом их штатной численности и коэффициента потребности личного состава, который составляет 2,1 единицы для маршрутов (постов), закрываемых по 8 часов в сутки.
Если маршруты (посты) закрываются более 8 часов, то на каждый час коэффициент увеличивается на 0,26 единицы.
Начальник горрайоргана, его заместитель - начальник милиции общественной безопасности, командир строевого подразделения милиции принимают меры к выполнению обязательных норм выставления патрульно - постовых нарядов.
Начальник горрайоргана или начальник милиции общественной безопасности на основе единой дислокации и с учетом оперативной обстановки ежедневно к 18 часам предшествующих суток принимает решение на организацию патрульно-постовой службы на последующие сутки, в котором определяет расчет сил и средств, расстановку нарядов по сменам, лиц, проводящих инструктаж и контролирующих несение патрульно-постовой службы.
Назначение сотрудника милиции в наряд производится с учетом состояния здоровья и физического развития, возраста, опыта работы и других индивидуальных особенностей, которые наиболее полно соответствуют условиям несения службы и обстановке на том или ином маршруте, посту.
Милиционеры закрепляются за двумя-тремя маршрутами (постами) и без крайней необходимости на другие участки не назначаются. Запрещается назначать для самостоятельного несения службы и вооружать милиционеров, не прошедших первоначальной подготовки на учебных сборах и не принявших присяги.
Для решения особых задач, возникающих при резком осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных ситуаций, проведении массовых мероприятий, рейдов, операций и т.д., в зависимости от их значения и масштаба разрабатываются специальные планы или издаются приказы.
Нарушения дисциплины и законности, допускаемые сотрудниками органов внутренних дел, в том числе патрульно-постовой службы полиции (далее - ППСП), подрывают авторитет всех сотрудников полиции, вызывают широкий общественный резонанс, отрицательно сказываются на доверии граждан к органам внутренних дел в целом.
Несмотря на то, что в 2017 г. количество нарушений дисциплины и законности, допущенных личным составом подразделений ППСП территориальных органов МВД России уменьшилось на 12,9 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, ряд негативных тенденций, связанных с грубым нарушением прав и законных интересов граждан, сохранился, что не может не беспокоить.
Согласно концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации [1] систематическое невыполнение
или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей, несоблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством, коррупционные правонарушения и другие негативные явления относятся к внутренним угрозам собственной безопасности системы МВД России. Именно поэтому законность является одним из принципов деятельности полиции. Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции») полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом [2]. Данный принцип деятельности сотрудников ППСП также содержится в п. 4 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 29 января 2008 года N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (далее - Устав ППСП) [3].
Понятие «нарушение законности» связано с нарушением сотрудником полиции при исполнении своих служебных обязанностей положений законодательства Российской Федерации, в том числе ФЗ «О полиции», нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих порядок выполнения служебных обязанностей, повлекшим причинение существенного вреда правам, законным интересам граждан или иных лиц, а также охраняемым интересам общества и государства.
Анализ материалов судебной практики показывает, что при оценке существенности вреда учитывается степень отрицательного влияния противоправного деяния, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного вреда и т.п. Причинение существенного вреда при совершении определенных деяний сотрудниками полиции рассматривается как обязательный признак преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». кроме того, общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ «Получение взятки», состоит в умалении авторитета правоохранительных органов, причинении вреда интересам государственной власти и порядку осуществления деятельности сотрудниками полиции.
Анализ материалов следственной и судебной практики позволяет выделить следующие типичные виды нарушений законности, допускаемых сотрудниками ППСП, связанные:
1) с превышением должностных полномочий;
2) получением взятки и иными коррупционными действиями;
3) фальсификацией материалов об административных правонарушениях (привлечением к административной ответственности лица, фактически не совершавшего административное правонарушение).
В ситуациях, относящихся к первому из типичных видов нарушений, - при превышении должностных полномочий причиняется ущерб авторитету государственной власти и репутации МВД России, призванного охранять законность и правопорядок и обеспечивать права граждан. Опасность таких ситуаций состоит в том, что в отдельных случаях действия сотрудников полиции могут причинить более тяжкий вред потерпевшим. Так, в результате противоправных действий инспектора по разборам Г. и командира взвода ППС В. в помещении отдела полиции при сопровождении был избит задержанный в административном порядке Ч., который от причиненных телесных повреждений скончался. Действия виновных квалифицированы октябрьским районным судом города Екатеринбурга по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ, а действия Г. дополнительно по п. «б» указанной статьи и ч. 4 ст. 111 УК РФ [4].
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что к превышению должностных полномочий относится совершение должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать [5].
Согласно ч. 3 ст. 5 ФЗ «О полиции» сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание. Соответственно, такие действия сотрудник полиции не вправе совершать ни при каких обстоятельствах, иначе это может повлечь превышение должностных полномочий. В ст.ст. 18-24 ФЗ «О полиции» закреплены основания и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, соблюдение которых указывает на то, что сотрудник полиции действует именно в рамках должностных полномочий.
Если действия должностного лица не были связаны с исполнением возложенных на него служебных обязанностей, то уголовная ответственность за совершение такого деяния наступает на общих основаниях (например, сотрудник полиции доставляет в отдел полиции гражданина, который должен ему определенную сумму денег, с целью вернуть их принудительно).
В анализируемых случаях нарушаются конституционные права граждан на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность (ст.ст. 20-22 Конституции РФ), что и образует такой признак объективной стороны преступления, предусмотренный ст. 286 УК РФ, как причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан, а также охраняемым законом интересам общества или государства.
По нашему мнению, одной из причин таких действий сотрудников полиции могут быть низкие нравственные и профессиональные качества, среди которых преобладают игнорирование прав граждан и пренебрежение ими, безразличие к интересам службы, непонимание или непринятие целей и задач, общих требований, предъявляемых к деятельности сотрудников полиции. К причинам также следует отнести слабое знание личным составом действующего законодательства, нормативных правовых актов, регламентирующих служебную деятельность, неумение пресекать противоправные действия правонарушителей законными методами. Так, С. при несении службы обнаружил М. в состоянии опьянения. По пути домой между М. и С. произошел конфликт в связи с тем, что С. стал негативно отзываться об их общем знакомом, на что М. сделал С. замечание. В ответ последний нанес М. несколько ударов по телу [6]. В другом случае полицейский Б. в ответ на оскорбительные высказывания задержанного в административном порядке применил к нему без предупреждения физическую силу, наручники, уронил на пол, где и оставил лежать в течение 42 минут [7].
В основе таких происшествий находятся недостатки и упущения в проводимой командирами подразделений ППСП с личным составом индивидуально-воспитательной и профилактической работы. Это может быть связано с ослаблением контроля за несением службы, недооценкой важности проведения индивидуально-воспитательной работы среди подчиненных, самоустранением от данного вида работы или формализмом в ее проведении. В приведенном выше примере [4] оба обвиняемых характеризовались положительно, но имели действующие дисциплинарные взыскания, допускали нарушение ведомственных актов. В связи с недостатками в индивидуально-воспитательной работе дисциплинарные правонарушения трансформировались в тяжкое преступление. При этом преступление совершалось в помещении отдела полиции, оснащенном видеокамерами, что свидетельствует о сложившейся практике вседозволенности и безнаказанности.
Изучение приговоров, вынесенных в отношении сотрудников ППСП в 2015 г., показало, что данные сотрудники, как правило, характеризовались положительно, имели поощрения. Так, в приговоре суд отмечает, что согласно характеристике командира отделения ППСП ОМВД России по Прионежскому району, Г. за период прохождения службы зарекомендовал себя в основном с положительной стороны, награжден медалью и нагрудным знаком МВД России, однако не всегда соблюдает нормы профессиональной этики и культуры и выполняет в установленный срок распоряжения [8].
Несмотря на предпринимаемые государством и руководством МВД России меры противодействия коррупции, в целом в системе МВД на втором месте по количеству продолжают оставаться случаи нарушения законности, которые связаны с получением взятки (ст. 290 УК РФ) и иными коррупционными действиями.
Общественная опасность данных действий состоит в том, что в таких случаях происходит дискредитация авторитета ор-га нов государственной власти в целом и МВД России в частности. Как правило, такие правонарушения связаны с невыполнением действий по пресечению административных правонарушений, выражающемся в неисполнении предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, сбору доказательств по делу об административном правонарушении.
При этом под личной заинтересованностью, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение сотрудником должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Имеют место случаи, когда сотрудники ППСП, пользуясь тем, что правонарушители утратили способность ориентироваться в пространстве, присваивают себе их имущество. Так, действия сержанта полиции Р. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 161 и ч. 1 ст. 286 УК РФ, поскольку он не выполнил возложенные на него должностные обязанности по составлению протокола личного досмотра, протокола доставления, протокола об административном правонарушении в отношении М., освободил последнего, не доставив его в отдел полиции, и открыто, с очевидностью для потерпевшего, похитил денежные средства, принадлежащие задержанному [9]. В приговоре судом отмечено, что незаконные действия сержанта полиции Р. привели к существенному нарушению конституционных прав граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, то есть к нарушению законной и правильной деятельности органов внутренних дел, при которой обеспечиваются реализация задач и принципов правоохранительных органов, защита прав, свобод и интересов человека, гражданина, общества и государства, гарантируемых ст.ст. 1-6 ФЗ «О полиции» и главой 2 Конституции РФ, а также к подрыву авторитета и дискредитации органов внутренних дел.
В данном случае причинами и условиями нарушений законности выступают низкие нравственные и профессиональные качества сотрудников полиции, преобладание корыстных устремлений и предательство интересов службы. В основе таких происшествий лежат недостатки и упущения в проводимой командирами подразделений ППСП с личным составом индивидуально-воспитательной и профилактической работы (например, незнание о существующих материальных проблемах и трудностях в семье сотрудника, о наличии игровой зависимости, значительных долговых обязательств и др.).
Третий выделенный нами вид нарушений законности связан с фальсификацией материалов об административных правонарушениях, чаще всего это привлечение к административной ответственности лица, фактически не совершавшего административное правонарушение.
В данном случае сотрудники полиции нарушают один из основных принципов административного законодательства — принцип презумпции невиновности, предусмотренный ст. 1.5 КоАП РФ, согласно которому лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, нарушается конституционное право на свободу, поскольку потерпевший реально подвергся наказанию за правонарушение, которое не совершал, то есть существенный вред причиняется не только интересам государства, но и интересам гражданина.
Действия сотрудников в таких случаях содержат признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полно