Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
1.1. Понятие и состояние преступника……………………………………………6
1.2. Характеристика личности несовершеннолетнего преступника……………17
1.3. Основные факторы формирования личности несовершеннолетнего……...30
1.4. Причины преступности несовершеннолетнего………………………...……35
Глава 2. Меры предупреждения преступности несовершеннолетних
2.1. Классификация мер предупреждения преступности………………………..42
2.2. Деятельность инспектора ПДН по первичной профилактики подростковой преступности……………………………………………………………………..…51
Глава 3. Совершенствование взаимодействия инспектора ПДН с социальным педагогом
3.1. Диагностика склонности к повторным правонарушениям у подростков, состоящих на учете в ПДН……………………………………………………..…69
3.2. Реализация Программы предупреждения преступности в среде несовершеннолетних………………………………………………………....……90
3.3. Результаты Программы…………………………………………………….…93
Заключение…………………………………………………………………………102
Список литературы……………………………………………………………...…105
Актуальность исследования заключается в том, преступность несовершеннолетних обладает некоторыми отличительными особенностями, проявляемые, прежде всего, в рамках причинного комплекса и мотивации в формировании преступного поведения и, как результат, в ее уровне и тенденциях развития.
Преступность несовершеннолетних представляет собой государственную и общественную проблему, а также стратегическую угрозу безопасности России в будущем. Составляя примерно одну десятую часть от всех криминальных проявлений в стране, преступность несовершеннолетних демонстрирует наличие ряда негативных тенденций в обществе, что в условиях отставания социального контроля позволяет рассматривать ее в качестве одной из самых значимых социально-правовых проблем российского общества.
Проблемы преступности несовершеннолетних всегда находились в центре внимания, как социальной педагогики, так и криминологической науки. Данные вопросы поднимаются в трудах М.М. Бабаева, Е.В. Болдырева, Г.С. Гаверова, Н.И. Крюковой, А.А. Реаном, В.П. Ревиным и др. В работах данных авторов анализируются методологические вопросы профилактики подростковой преступности и ее отдельных видов.
В психолого-педагогических исследованиях М.А. Алемаскина, А.С. Белкина, Ю.В. Гербеева, Л.М. Семенюк, А.Е. Тарасова и др. предлагаются разные подходы к проблеме профилактики противоправного поведения подростков. Эти исследователи считают, что успех профилактики противоправного поведения подростков определяется в основном педагогическими условиями воспитательного процесса.
Составляя примерно одну десятую часть от всех криминальных проявлений в стране, преступность несовершеннолетних превращается из государственной и общественной проблемы в стратегическую угрозу безопасности России в будущем.
Именно поэтому преступность несовершеннолетних ставит перед специалистами новые задачи, связанные с разработкой действенных средств повышения эффективности социального контроля над ней и с разработкой направлений профилактики в зависимости от характера правонарушений.
Профилактика подростковой преступности представляет собой не столько устранение, нейтрализацию негативных обстоятельств и последствий противоправного поведения, но и стимулирование позитивных процессов, которые создали бы такие социальные условия, при которых противоправное поведение было бы невозможно. Криминологи выделяют раннюю и непосредственную профилактику, профилактику предпреступного поведения и профилактику рецидива.1 По существу, профилактикой в полном смысле слова можно назвать только раннюю профилактику, поскольку именно она призвана оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное воздействие этих условий скажется на их поведении. (Непосредственная профилактика осуществляется тогда, когда правонарушение уже имеет место, но носит непреступный характер).
Объектом исследования является первичная профилактика подростковой преступности.
Предметом исследования являются условия оптимального воздействия на несовершеннолетних в организации первичной профилактики подростковой преступности.
Цель работы – выявить условия оптимального воздействия на несовершеннолетних в организации первичной профилактики подростковой преступности.
Соответственно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Привести понятие и состояние преступника, описав характеристику личности несовершеннолетнего преступника.
2. Изучить основные факторы формирования личности несовершеннолетнего и причины его преступности.
3. Описать классификацию мер предупреждения преступности.
4. Описать деятельность инспектора ПДН по первичной профилактики подростковой преступности.
5. Реализовать мероприятия по совершенствованию взаимодействия инспектора ПДН с социальным педагогом и оценить их результативность.
Гипотеза исследования: взаимодействие инспектора по делам несовершеннолетних и социального педагога будет результативным в организации первичной профилактики подростковой преступности, если:
- содержание работы определяется совместно на основании данных мониторинга подростковой преступности на определенной территории и с учетом ее особенностей;
- в работе специалистов учитываются индивидуально-психологические особенности подростков, выявляются подростки группы риска и их индивидуальные и социальные потребности;
- в профилактической работе используются методы индивидуальной и групповой работы с учетом уровня сформированности гражданско- патриотических и лидерских подростков;
- выбираются активные методы работы не только с подростками, но и с их родителями.
Теоретической и методологической основой исследования являются концепции социально-педагогической работы (С.А. Беличева, A.B. Буданов, И.А. Долгова, Л.В. Мардахаев и др.) и концепции организации воспитательного процесса (Е.В. Бондаревская, Н.И. Болдырев, В.Н. Герасимов, С.И. Денисенко, A.B. Мудрик и др.).
Новизна работы заключается в комплексной диагностике несовершеннолетних и разработанной программы.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, нами использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов, обобщение и систематизация); эмпирические (наблюдение, беседы, опрос, анкетирование, анализ результатов профилактической деятельности).
Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта, который может использоваться в целях оптимизации взаимодействия социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних по первичной профилактике подростковой преступности.
Последовательность решения задач выпускной квалификационной работы обусловила следующую ее структуру: введение, три главы, заключение, список литературы
1 Криминология / Под ред. А. И. Долговой. М.: Норма, 2018. – С. 150
В первой главе выпускной квалификационной работы нами изучена Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних. Первоначально было рассмотрено Понятие и состояние преступника. В данном случае было сделано основополагающее заключение, что в основе преступления лежит социальное правовое, исторически изменчивое негативно-массовое явление. Выявлены позитивные результаты: за 15 лет число несовершеннолетних, совершивших преступления, сократилось в три раза. Изучены направления криминологии, касаемые несовершеннолетних. Выявлено, что понятие преступности несовершеннолетних связано с определенным возрастом и представлено четырьмя возрастными группами: 10-13 лет, 14-15, 15-16 и 17-18 лет. В этот период у молодых людей сформировано сознание и мироощущение, отражающее ценностные ориентации, определенную систему жизненных ориентиров и взглядов, определенный уровень социализации. Эти факторы влияют на их противоправное поведение, которое определяется их социальным и личностным опытом, интересами, ценностными ориентациями. И это означает, что именно в этих возрастных группах и следует искать причину роста числа преступлений. Нарушителей, не достигших совершеннолетия, отличает личностные характеристики от взрослых преступников. Если говорить о преступности взрослого населения, то преступление совершаемое несовершеннолетними является наиболее активным и динамичным, согласно мнению экспертов. Преступления подростков - это насилие и немотивированные агрессивные действия. Но при этом несовершеннолетние чаще всего преступают границы жестокости и насилия, которых вполне достаточно для достижения цели. В дальнейшем мы описали характеристику личности несовершеннолетнего преступника. Самым главным отличием этой категории является социальное изменение, которое происходит в определенный период времени и затрагивает нравственные аспекты, духовные составляющие личности. На самом деле, отличительная черта несовершеннолетних преступников - это низкая успеваемость и отсутствие мотивации к работе или обучению.
Приведены основные факторы формирования личности несовершеннолетнего. Если ребенок не получает родительской заботы и опеки, то он будет испытывать недостаток в родительской заботе и попечении. Чаще всего в отношении ребенка применяются физические силы, насилие, гонения из дома и отсутствие питания. Это наносит ему неизлечимые психические травмы с детства. Личность преступника формируется следующими основными сферами: семьей и школой, трудовым коллективом и неформальными группами. Под влиянием каждой из этих сфер формируются специфические «природные задатки» преступника.
Описаны причины преступности несовершеннолетнего. Нами сделан вывод, что что многие несовершеннолетние преступники - это дети с неблагополучной семьей.
Во второй главе мы привели меры предупреждения преступности несовершеннолетних. Дана классификация мер предупреждения преступности. Выделены общие и специальные меры. Описано применение мер по предотвращению преступлений на ранних стадиях их развития
Изучена деятельность инспектора ПДН по первичной профилактики подростковой преступности.
В третьей главе проведено совершенствование взаимодействия инспектора пдн с социальным педагогом. Проведена диагностика склонности к повторным правонарушениям у подростков, состоящих на учете в ПДН. Диагностика была проведена в три этапа. Принимая во внимание полученные результаты исследования, был разработан и апробирован проект, направленный на совершенствование взаимодействия социального педагога и инспектора по делам несовершеннолетних в организации первичной профилактики подростковой преступности. В следующей главе мы подробно рассмотрим этот проект, его основные компоненты, методы и подходы, а также примеры практической реализации. Так, приведена реализация Программы предупреждения преступности в среде несовершеннолетних и оценены её результаты. Предложены следующие рекомендации:
1. Организовать совместные мероприятия для подростков и их родителей, направленные на развитие взаимопонимания и профилактику подростковой преступности. Целью таких мероприятий является повышение эффективности процесса принятия совместных решений, разделение и дилегирование ответственности, а также формирование уверенного поведения у подростков.
2. В дополнение к распространению информационных материалов, специалисты могут использовать активные формы работы с родителями, направленные на профилактику подростковой преступности. Такие формы могут включать в себя беседы, встречи, мероприятия, обучающие практикумы и лекции, содержащие элементы тренинговых занятий. Целью таких мероприятий является улучшение взаимопонимания между подростками и их родителями, совместное принятие решений, разделение ответственности и формирование уверенного поведения у подростков.