ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................................................1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДОВ И ПРИЧИН ДЕВИАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.....................................................................................................................................5
1.1. Общая характеристика девиантного поведения........................................................................................................................5
1.2. Виды девиаций в подростковом возрасте, основные причины........................................................................................................................9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.....................................................................................................................................18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕВИАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.....................................................................................................................................19
2.1. Методы диагностики девиаций в подростковом возрасте........................................................................................................................19
2.2. Результаты диагностики девиаций в подростковом возрасте.....................................................................................................................................21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.....................................................................................................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................................................29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................................................................30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.....................................................................................................................................33
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.....................................................................................................................................36
Актуальность исследования. Современное общество озабочено социализацией несовершеннолетних, предотвращением бездомности и поиском способов борьбы с девиантным поведением среди молодежи.
Эти вопросы имеют большое значение для нашей страны, поскольку обострение социально-экономического кризиса последних десятилетий сопровождается снижением уровня правопорядка и другими всплесками преступности, что приводит к росту социальной напряженности, общей преступности и преступности среди несовершеннолетних.
Если сегодня не решить проблему девиантного поведения среди молодежи, то завтра страна будет обречена на потерю социального равновесия и процветания. Это связано с тем, что преступное поведение молодеет с каждым днем, и вероятность повторного совершения преступления возрастает. Поэтому здоровье, досуг и социальная защита молодежи должны быть в центре внимания государства.
В настоящее время все заинтересованные стороны – политики, исследователи, педагоги, психологи и НПО – призывают к принятию мер, в том числе нормативных и гуманитарно-социальных, для сдерживания роста преступности и профилактики девиантного поведения молодежи. Для решения этих проблем необходимо выявить причины и обстоятельства девиантного поведения молодежи, разработать и реализовать эффективные меры по ее воспитанию и социализации с учетом психологических и социальных особенностей несовершеннолетних.
Все это делает исследование весьма актуальным.
Проблема девиантного поведения является актуальной темой, которой занимались различные ученые и политики, такие как Л.И. Беляева, Б.И. Куфаев, П.И. Люблинский, Ю.Б. Гербеев и Е.Б. Мельникова. Однако ранее особое внимание уделялось роли семьи в решении проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Однако с принятием нового Закона РФ «Об образовании» роль школы в воспитании детей и подростков была отменена, что создало законодательный вакуум. В результате вопросы, поднятые в данной работе, получили мало внимания в произведениях российских писателей, а некоторые аспекты вообще не были затронуты.
Объект исследования: девиация в подростковом возрасте.
Предмет исследования: основные виды и причины девиации в подростковом возрасте.
Цель исследования: изучение основных видов и причин девиации в подростковом возрасте.
Задачи исследования:
Определить понятие девиантного поведения;
1. Выявить причины девиантного поведения в подростковом возрасте;
2. Организовать и провести практическое исследование девиаций подростков;
3. Произвести анализ результатов исследования девиации в подростковом возрасте;
Методы и методики исследования.
1. Теоретические: анализ литературы, обобщение и систематизация.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам.
Методы эмпирического исследования – диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П», методика экспресс-диагностики алкоголизма и наркомании у подростков RAFFT (модификации А.Ю. Егорова), опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой), опросник «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Таким образом, в соответствии с актуальностью, разработанностью темы было выявлено, что в современных условиях большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности подрастающего поколения, а также путь психолого - педагогической профилактики отклоняющегося от норм поведения.
Решению данной проблемы и посвящена исследовательская деятельность в рамках работы. В соответствии с целью исследовательской работы, заключающейся в изучении теоретических аспектов, разработке программы психолого-педагогической профилактики форм девиантного поведения подростков, нами были представлены теоретические основы исследования профилактики девиантного поведения у подростков и реализовано эмпирическое исследование психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.
Вторая глава была посвящена опытно-экспериментальной работе по социально-педагогической профилактике девиантного поведения детей.
В диагностической выборке испытуемых подросткового возраста (n=36) выявлены все формы проявлений девиантного поведения, а именно – аддиктивные формы, делинквентные формы, суицидальный риск.
Таким образом мы можем говорить о том, что выборка соответствует цели исследовательской работы и требует разработки и апробации программы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.