Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 3
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ЗАДАНИЕ. 4
1 Выбор двигателя по номинальной мощности. 5
2 Выбор типа обмотки статора. 7
3 Расчет обмоточных данных. 9
4 Построение развернутой схемы обмотки статора. 11
5 Определение эффективных значений фазной и линейной ЭДС первой, третьей, пятой и седьмой гармоник. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15
Электрические машины являются самыми массовыми приёмниками электрической энергии и одним из основных источников механической и электрической энергий. Поэтому их роль в народном хозяйстве первостепенна.
Асинхронные двигатели общего назначения мощностью от 0,06 до 400 кВт напряжением до 1000 В – наиболее широко применяемые электрические машины. Они составляют 90% количеству от всего парка электрических машин, а по мощности – примерно 55%.
В процессе эксплуатации наиболее важными вопросами является правильный, обоснованный выбор электродвигателя, а также своевременный и высококачественный их ремонт. Решение этих проблем обеспечивает существенную экономию материальных и трудовых ресурсов.
Вариант – 5Б.
Таблица 1 – Исходные данные
Параметр |
Значение |
Масса груза, m, кг |
7000 |
Скорость подъема, v, м/с |
0,3 |
Высота подъема h, м |
5 |
Коэффициент, учитывающий противовес, k |
0,4 |
КПД подъемника, η |
0,9 |
Коэффициент увеличения мощности, KP |
1,2 |
Число пазов, Z1 |
36 |
Число полюсов, 2р |
2 |
Гармоника, ν |
5 |
1. Выбрать двигатель для кратковременного режима работы S2 при подъеме груза. Условия подъема и характеристики груза приведены в таблице 1.
2. Рассчитать параметры и начертить развернутую схему трехфазной двухслойной обмотки статора по данным, приведенным в таблице 1.
Выбрать укорочение шага обмотки, чтобы уничтожалась 5-я высшая гармоника в кривой индуцированной ЭДС обмотки.
Соединение катушечных групп последовательное, фазы обмотки соединить звездой, катушки одновитковые.
3. Используя данные и результаты расчетов по пунктам 1 и 2, определить эффективные значения фазной и линейной ЭДС первой, третьей, пятой, приняв частоту тока 50 Гц.
Рассчитать значения этих ЭДС, если бы шаг обмотки был полным.
Определим мощность кВт асинхронного двигателя для подъема груза:
где k – коэффициент, учитывающий действие противовеса,
k = 0,5 (по заданию);
v – скорость подъема груза,
v = 0,1 м/с (по заданию);
m – масса груза,
m = 800 кг (по заданию);
g – ускорение свободного падения,
g = 9,81 м/с2;
η – КПД подъемника;
η = 0,8(по заданию);
KP – коэффициент увеличения мощности,
KP = 1,5 (по заданию);
По полученному значению мощности по [3, табл. 2.1] выбираем двигатель серии 4А с ближайшим большим значением мощности – 4А100L4[КОА1] .
Технические данные двигателя приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Технические данные двигателя АИРМ112М2
Тип двигателя |
Номинальная мощн ость, кВт |
Номинальный ток при U=980 B, A |
Частота вращен ия мин-1 |
КПД, % |
р |
М/М |
М/М |
I/I |
Масса, кг |
АИРМ112М2 |
7,5 |
15 |
2985 |
97,5 |
0,98 |
2,2 |
2,5 |
7 |
49 |
Определяем номинальный момент двигателя:
Определяем максимальный момент двигателя:
2 Выбор типа обмотки статора
Для статора асинхронной машины переменного тока используются различные виды обмоток:
- однослойные и двухслойные;
- с полным и укороченным шагом;
- односкоростные и многоскоростные;
- с одинаковым и различным числом секций в пазу.
Поэтому, выбирая тип обмотки необходимо рассмотреть экономическую целесообразность применения, сравнить достоинства и недостатки различных типов обмоток, определить технические возможности выполнения.
Сравним достоинства и недостатки однослойной и двухслойной обмоток.
Основные достоинства однослойной обмотки:
- отсутствие межслоевой изоляции, что повышает коэффициент заполнения паза, а следовательно, ток и мощность двигателя;
- простота изготовления;
- возможность автоматической укладки обмоток.
Недостатки однослойной обмотки:
- повышенный расход проводникового материала;
- сложность укорочения шага, а следовательно, повещенная сложность компенсации высших гармоник магнитного потока;
- ограничение возможности построения обмоток с дробным числом пазов на полюс и фазу.
- трудоемкое изготовление и монтаж катушек для крупных электродвигателей высокого напряжения.
Двухслойные обмотки в основном выполняются с одинаковыми секциями: петлевые и цепные, реже принимают концентрические.
Основные достоинства двухслойной обмотки:
- возможность укорочения шага обмотки, что позволяет:
а) снизить расход обмоточного провода за счет уменьшения длины лобовой части секции;
б) уменьшить высшие гармонические составляющие магнитного потока, то есть снизить потери в магнитопроводе двигателя;
- высокая технологичность изготовления катушек, т.к. большинство операций можно механизировать;
- возможность выполнения обмотки с дробным числом пазов на полюс и фазу, что обеспечивает изготовление обмотки при ремонте асинхронных двигателей с изменением частоты вращения ротора. Кроме того, это является одним из способов приближения формы поля к синусоиде;
- возможность создания большего числа параллельных ветвей.
Недостатки двухслойных обмоток:
- сниженный коэффициент заполнения паза, из-за межслоевой изоляции;
- затрудненность укладки последних секций обмотки.
- необходимость поднимать целый шаг обмотки при повреждении нижней стороны секции.
Рассмотрев все выше сказанное выбираем двухслойную петлевую обмотку.
Расчет обмоточных данных состоит в определении основных данных:
N – число катушечных групп;
y – шаг обмотки, расстояние выраженное в зубцах (или пазах), между активными сторонами одной и той же секции;
q – число пазов на полюс и фазу;
α – число электрических градусов, приходящихся на один паз;
а – число параллельных ветвей.
Определим расчетный шаг (полюсное деление, выраженное в зубцах) обмотки:
где Z – число пазов,
Z = 36 пазов (по заданию);
2р – число полюсов электродвигателя,
2р = 2 (по заданию);
x – произвольное число меньше 1, доводящее расчётный шаг до целого числа;
Т.к. по заданию необходимо подавить действие 5 гармоники ЭДС катушки, определяем уточненный шаг обмотки:
где kу – коэффициент укорочения шага обмотки,
kу = 0,857 [5, стр. 13];
окончательно принимаем у=16 пазов.
Определим число пазов на полюс и фазу:
где m – число фаз,
m = 3;
так как q > 1, то обмотка - рассредоточенная, при этом фазные катушки разделены на секции, число которых равно q=3 .
Определим число катушечных групп в одной фазе двухслойной обмотки:
Так как каждую пару полюсов создают все три фазы переменного тока, следовательно,
Число электрических градусов на один паз:
Угол сдвига между осями фазных обмоток в пазах:
Катушечные группы фаз соединяют последовательно, параллельно и комбинированно.
Для рассматриваемого двигателя применяем последовательное соединение,
a = 1.
На развернутой поверхности статора размечаем:
- пазы Z = 36;
- полюсные деления 2р = 2;
- зоны фаз по q = 3; при этом расстояние между зоной какой-либо фазы в одном полюсном делении и зоной этой же фазы в другом полюсном делении должно быть равно шагу обмотки у = 16 пазов.
Верхнюю сторону катушки 1 (паз 1) лобовой частью соединяем с нижней стороной этой же катушки (паз 7), которую, в свою очередь, присоединяем к верхней стороне катушки 2 (паз 2).
Верхнюю сторону катушки 2 (паз 2) также лобовой частью соединяем с нижней стороной этой же катушки (паз 8), которую, в свою очередь, присоединяем к верхней стороне катушки 3 (паз 3).
Верхнюю сторону катушки 3 (паз 3) также лобовой частью соединяем с нижней стороной этой же катушки (паз 9), которую, в свою очередь, присоединяем к верхней стороне катушки 4 (паз 4).
Верхнюю сторону катушки 4 (паз 4) также лобовой частью соединяем с нижней стороной этой же катушки (паз 10), и получаем первую катушечную группу обмотки фазы А (Н1А-К1А).
Присоединив начало первой катушечной группы Н1А к выводу обмотки С1, а начало четвертой катушечной группы Н3А - к выводу С4, получаем фазную обмотку А.
Аналогично производим соединения для фазных обмоток В и С.
Построенная схема-развертка трехфазной двухслойной обмотки статора приведена в приложении 1.
5 Определение эффективных значений фазной и линейной ЭДС первой, третьей, пятой гармоник
Для определения ЭДС фазной обмотки статора воспользуемся формулой:
где Фv – магнитный поток v-ой грамоники,
где Ф – основной магнитный поток,
где Вd – величина максимальной магнитной индукции в воздушном зазоре электродвигателя, выбранного в разделе 1,
Вd = 0,93 Тл [4, табл.2,1];[КОА3]
D1 – внутренний диаметр статора для двигателя, выбранного в разделе 1,
D1 = 116 мм [1, табл. П8];
l1 – длина статора для двигателя, выбранного в разделе 1,
l1 = 74 мм [1, табл. П8];[КОА4]
v – порядковый номер гармоники,
v = 1, 3, 5
f1v – частота v-ой гармоники,
w1 – количество витков в фазной обмотке статора,
kоб.v – обмоточный коэффициент для v-ой гармоники,
где kу.v – коэффициент укорочения шага обмотки для v-ой гармоники,
kу.1 = 0,975 [5, табл. 2];
kу.3 = 1,0 [5, табл. 2];
kу.5 = 0,433 [5, табл. 2];
kу.5 = 0,0 [5, табл. 2];
kр.v – коэффициент распределение обмотки для v-ой гармоники,
kр.1 = 0,958 [5, табл. 3];
kр.3 = 0,654 [5, табл. 2];
kр.5 = 0,0 [5, табл. 2];
Полная фазная ЭДС электродвигателя:
Так как обмотка двигателя соединена в звезду, то линейная ЭДС:
Для определения фазной ЭДС для обмоток с диаметральным шагом необходимо приравнять коэффициент укорочения для всех гармоник 1:
В ходе выполнения данной курсовой работы, была рассчитана мощность подъемника и по справочнику выбран трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором типа АИРМ112М2.
Для ремонта данного двигателя – замены обмотки статора, произведены необходимые расчеты и построена развернутая схема двухслойной обмотки, приведенная в приложении.
В работе был рассмотрен вопрос о снижении влияния высших гармоник на ЭДС статора, путем укорачивания шага обмотки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[КОА1]???
[КОА2]Скопирована друга обмотка и обрезана до Z=36
[КОА3]В данном справочнике абсолютно другое значение
[КОА4]Численные значения внутреннего диаметра и длины сердечника статора не соответствую справочным данным для выбранного двигателя