в работе нет приложений
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ |
6 |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) «СЕРВИС».................................................................... |
10 |
1.1 Методическое обеспечение подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) «Сервис» по дисциплине менеджмент как психолого-педагогическая проблема....................................................................................................... |
10 |
1.2 Формы и методы подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) «Сервис» по дисциплине менеджмент................................................................................................. |
17 |
ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) «СЕРВИС».... |
24 |
2.1Требования к методическому обеспечению дисциплины в профессиональном образовании.................................................................. |
24 |
2.2 Структура и содержание методического обеспечения дисциплины менеджмент для направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) «Сервис»........................................................................................... |
36 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. |
48 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................ |
50 |
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Актуальность темы данного выпускного исследования связана, в первую очередь с тем, что появляющиеся с течением времени тенденции в инфраструктуре экономики происходят параллельно с преобразованиями профессионально-квалификационной структуры профессий, потребляемых рынком труда. С каждым годом существенно растет спрос именно на квалифицированных работников области сервиса.
Данная сфера является одной из самых масштабных, приносящих повышенный доход и самых активно развивающихся областей мирового хозяйства.
Как показывает статистика, практически каждый пятнадцатый работник трудится в области сервиса.
Сектор образования вынужден в данной ситуации ответить подготовкой квалифицированных профессиональных работников, которые в состоянии качественно выполнять свои трудовые обязательства. Закономерно, что особую роль для подготовки таких кадров играют высшие учебные заведения и те программы, по которым осуществляется обучение студентов.
Исследование практики подготовки бакалавров сервиса свидетельствует о том, что процесс профессиональной подготовки квалифицированных специалистов для данного направления во многих субъектах находится лишь на начальном этапе. Множество людей, трудящихся в этой области, долго не проходили переподготовку.
Обучением в сфере менеджмента сервиса занимаются многие вузы и техникумы. В данных заведения чаще всего выбор форм и методов обучения, методов и критериев контроля ложится на педагогов и администрацию учреждения.
Поэтому в большинстве профессиональных учреждений сегодня не существует схожих методических комплексов и требований, выдвигаемых уровню подготовки студентов.
Но сегодня мало только хорошо владеть теоретическими знаниями для того, чтобы после окончания учебного заведения считаться востребованным и профессиональным работником. Гораздо важнее в наши дни наличие профессиональных компетенций, чтобы у специалиста были многофункциональные практикоориентированные умения, знания и способности.
Мнения известных в наше время специалистов о целях, структуре и содержании комплексного методического обеспечения высшего профессионального образования базируются на изданных научных работах разных российских и иностранных ученых в области дидактики, психологии и смежных наук. Отметим самых выдающихся специалистов, которые занимались проблемами построения учебных планов и программ, их структурами и содержанием: Ю.К. Бабанский, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, B.C. Леднев, В.А. Ермоленко. В своих работах изучали построение содержания высшего профессионального образования П.Р. Атутов, С.Я. Батышев, А.П. Беляева, B.C. Интеграцией гуманитарной и профессиональной подготовки кадров занимались А.П. Беляева, Л.А. Волович, Г.В. Мухаметзянова. Решению проблем социально-профессионального становления будущих специалистов свои работы посвятили Б.С. Алишев, Э.Ф. Зеер, В.Ш. Масленникова, П.Н. Осипов, М.И. Рожков.
При этом важно помнить о том, что проблематика методического обеспечения учебного процесса у этих специалистов изучена весьма слабо.
Актуальные для подготовки кадров для сферы сервиса проблемы являются причиной появления противоречия между объективной потребностью в определении и обновлении содержания методического обеспечения профессиональной подготовки для направления «Сервис» и недостаточной разработанностью методического обеспечения этой подготовки.
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Сервис».
Предмет исследования: методическое обеспечение образовательного процесса дисциплины менеджмент для направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) «Сервис».
Цель исследования: обосновать и разработать методическое обеспечения образовательного процесса дисциплины менеджмент для направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) «Сервис», способствующего формированию конкурентоспособных бакалавров.
На основании цели и проблемы исследования в работе формулируется и решается несколько задач:
Методологическую основу исследования составляют философские, социологические, социально-педагогические, психологические концепции образования и воспитания, базирующиеся на принципах научности, объективности, раскрывающие природу целостности личности, осмысление ценностей современного социума и личности с учетом их динамики, идеи взаимосвязи и взаимообусловленности социальных, экономических, политических, правовых, педагогических факторов развития образования и воспитания.
Методы исследования: для решения перечисленных выше задач применялись теоретические и эмпирические методы исследования, а именно: системный анализ социально-педагогической, психологической научно-методической литературы и учебно-программной документации; дидактическое проектирование; изучение и обобщение инновационно-педагогического и управленческого опыта и документации.
Практическая значимость исследования предполагает возможность применения созданного методического обеспечение в системе образования и для повышения квалификации сотрудников в области «Сервис».
Структура работы соответствует цели и задачам. Работа состоит из введения, двух разделов, объединяющих четыре подраздела, заключения, списка использованных источников и приложений.
По итогам проведенного нами исследования можно сделать вывод, что в современной действительности проблемы подготовки методических материалов по основам менеджмента достаточно актуальны. Данные проблемы главным образом возникают из-за противоречий между социальным заказом общества и некомпетентностью учебных заведений. То есть, учебные заведения не готовы к эффективной деятельности в данном вопросе, а общество нуждается в современном экономическом образование и воспитание на каждом этапе общеобразовательной школы, ему требуется самостоятельный, предприимчивый и разносторонне развитый индивидуум, который способен ставить перед собой реальные цели, умеет находить оптимальные пути их достижения и эффективно добиваться конечных результатов на благо себе и обществу.
Данное исследование показало, что формирование социальных и профессиональных знаний и умений главным образом связано с необходимость формирования знаний и умений по основам менеджмента. Необходимость образования знаний по основам менеджмента связано так же с появлением новых задач образовательных учреждений, в условиях постоянно изменяющихся экономических отношениях. Этому способствует обучение студентов по основам менеджмента. Можно сделать вывод, что понимание основ управления повышает уровень экономической подготовленности студентов, а так же способствует улучшению общепедагогической подготовленности студентов, в результате мы имеем более эффективное выполнение управленческих функций преподавателя и формирование творческого компонента в педагогической деятельности.
Было определено и обосновано содержание обучения студентов факультетов сервиса по основам менеджмента. Определенное на основе научных требований содержание обучения было реализовано в разработанном нами учебном курсе «Менеджмент», адаптированном для студентов, обучающихся по направлению «Сервис».
Из выше сказанного становиться очевидным, что для повышения эффективности обучения бакалавров и повышения качества процесса формирования экономического мышления, необходим отбор оптимального и качественного содержания обучения по основам менеджмента, выявление и использованием максимально эффективных форм и методов обучения. А так же важно создание методического комплекса обучения и воспитания, состоящего из программ, лекционного курса, лабораторного практикума и контрольных тестовых заданий. Разработанный нами, лабораторный практикум по основам менеджмента, успешно объединяет и сочетает различные методы обучения. Самыми успешными и наиболее эффективными методами являются активные методы обучения, это в первую очередь постановка перед обучающимися сложных жизненных ситуаций, их анализ и умение находить решение, а так же деловые игры. Все деловые игры и практические задания, входящие в лабораторный практикум, апробированы и адаптированы для студентов факультета «Сервис».
Подводя итоги, стоит сказать, что разработанная нами методика обучения позволит повысить эффективность обучения студентов, будет максимально способствовать повышению уровня управленческой подготовки будущих работников в сфере оказания услуг.