ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ЖАНРОВ
1.1.Понятие «диалогический жанр»
1.2.Диспут
1.3.Полемика
1.4.Интервью
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ ПОЗНЕРА В ДИАЛОГИЧЕСКИХ ЖАНРАХ
2.1 Специфика интервью-диалога В.Познера
2.2 Приемы диалогизации речи ведущего
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Современное телевидение в российском медиапространстве играет значительную роль, являясь мощным ресурсом, что способствует формированию общественного мнения, создает образцы речевого поведения и речевой культуры, что обуславливает актуальность исследования речевого поведения телеведущих.
Данное исследование посвящено лингвопрагматическому анализу речевого поведения телеведущего В.В.Познера, тележурналиста, многократного обладателя премии «ТЭФИ» в номинации «Лучший интервьюер» в авторской программе «Познер».
Под речевым поведением мы понимаем «совокупность речевых поступков, с внутриязыковой стороны определяемая закономерностями употребления языка в речи, а с внеязыковой – социально-психологическими условиями осуществления языковой деятельности».
Лингвопрагматика является новой лингвистической дисциплиной, которая изучает организацию высказывания в связи с целями высказывания, отношением говорящего к адресату и содержанию высказывания. Изучением речевого поведения занимались О.Б.Сиротина, Е.А.Земская. Изучение речевого поведения в аспекте лингвопрагматики отражено в научных трудах Лариной Е.Г.[1]в диссертациях Мясниковой М.А.[2], Фирстовой Л.А.[3].
Данная работа актуальна, что обусловлено вниманием лингвистов к исследованию коммуникативного подхода к изучению речевого аспекта поведения телеведущего В.В.Познера, что требует интегративного подхода.
Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему данного исследования - диалогические жанры в творчестве В.Познера.
Целью данной работы является описание речевого поведения В.В. Познера в рамках диалогических жанров. Достижение цели требует решения ряда задач:
1.проанализировать и структурировать теоретические аспекты лингвопрагматики, определив ключевые термины и параметры описания речевого материала;
2.рассмотреть теоретические основы исследования речевого поведения телеведущего;
3.проанализировать особенности речи В.В.Познера в диалогических жанрах;
4.сопоставить речевое поведение В.В.Познера в диалогических жанрах;
5.охарактеризовать приемы диалогизации речи ведущего В.В.Познера.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Методологической основой исследования являются стилистический, психолингвистический и сравнительный анализ.
Эмпирическую базу нашего исследования составляют видеозаписи программы «Познер».
Исследование проводилось методом сплошной выборки.
Новизна работы обусловлена введением нового исследовательского материала, а также выявлением речевых стратегий диалогических жанров, используемых В.В.Познером в диалогах с гостями программы.
Методологической и теоретической базой данной работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых в таких областях как лингвистика, источником послужили работы Земской Е. А., Лаптевой О. А., изучающие особенности речевого поведения, исследование коммуникативистики рассмотрена в работах Шмаковой Г.А., Винокура Т.Г., Карасика В. И., невербальная семиотика представлена в трудах Крейдлина Г.Е. в основу исследования лингвопрагматики легли научные труды Лариной Е.Г. «Ток–шоу как жанр телевизионного дискурса и его конститутивные признаки», в диссертациях Мясниковой М. А. «Морфологический анализ современного российского телевидения», Фирстовой Л. А. «Дискурсивные стратегии и тактики в рамках телепублицистического дискурса: на материале русскоязычных и англоязычных информационных программ».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
[1] Кузнецов Г. Ток-шоу: неизвестный жанр? // Журналист. -№ 11/12, 1998. - С.58.
[2]Мясникова, М.А. Морфологический анализ современного российского телевидения: диссертация ... доктора филологических наук: 10.01.10 / Мясникова Марина Александровна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т].- Екатеринбург, 2010.- 347 с.
[3] Фирстова, Л.А. Стратегическое и тактическое целеполагание в рамках телепублицистического дискурса [Текст] / Л.А. Фирстова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - Волгоград, 2008. - Сер. «Филологические науки» - №2(26). - С.29-32.
[ЕЛ1]Введение не правлю пока, на финальном этапе будем корректировать
В ходе нашего исследования мы изучили специфику речевого поведения Владимира Познера в его авторской программе «Познер», представляющей собой портретного интервью. Тип программы обусловил обращение к исследованиям по лингвопрагматике, речевому портретированию и изучение речевого поведения ведущего как человека, определяющего стратегию своей авторской программы. Лингвопрагматический подход к изучению речевого поведения Владимира Познера позволяет нам сделать ряд выводов.
Стратегия презентации гостя программы позволяет Владимиру Познеру раскрыть личность собеседника в рамках портретного интервью. Она представлена тактиками представления героя программы, запроса самоидентификации, запроса самохарактеризации, ретроспекции, стимулирования рассуждения, провокации и экспресс-опроса.
Стратегия самопрезентации ведущего связана с формированием образа ведущего и манифестируется базовыми тактиками самоидентификации, самохарактеризации, ретроспекции, рассуждения и провокации. Списки базовых тактик, представляющих две данные стратегии, перекликаются, почти зеркально отражаются друг в друге, поскольку идея портретирования личности лежит в основе и той, и другой стратегии. Речевое поведение ведущего и его гостей рассмотрены сквозь призму речевого конфликта. Участники диалога, по нашим наблюдениям, изначально выбирают модель речевого поведения (конфликтную или гармонизирующую) и следуют ей на протяжении всего ток-шоу.
В изученных фрагментах портретных интервью ведущий позиционирует себя в различных образах: провокатора, наставника, приятеля, принципиальной, эрудированной, независимой личности, компетентной в различных сферах, эксперта в журналистской среде, человека, успешного с раннего детства. Совокупность полученных данных позволяет нам сделать вывод о том, что социально-статусная роль (опытный телеведущий) обязывает Владимира Познера конфликтно разворачивать сценарий интервью, поскольку именно такое речевое поведение, результатом которого становится эмоциональное диалогическое взаимодействие, привлекает широкую телевизионную аудиторию.
На основе изученной теоретической базы мы проанализировали 5 выпусков программы «Познер» и пришли к следующим выводам:
- подготовка к интервью: Владимир Познер проходят все этапы подготовки к интервью в программе;
- тип композиции, форма поведения: интервьюер использует свободный тип композиции и активное поведение;
- окончание интервью: оно соответствует общепринятым в интервью нормам (собеседники прощаются на положительной ноте и ведут себя уважительно по отношению друг к другу);
- языковые нормы интервью: в передаче сохраняются индивидуальные особенности речи собеседников;
- цели и виды интервью: программа «Познер» – пример личностного интервью. В программе используется только диалоговая форма проведения интервью;
- категории собеседников: ведущий приглашает в студию только известных личностей;
- виды вопросов: в программе ведущий наиболее часто прибегает к оценивающим вопросам из категории предметных, к фильтрующим в категории управляющих и к усилительным в поведенческой категории;
- доминирующий приём: ведущий чаще всего воздействует на собеседника приёмом выбора тональности общения.
Данное исследование позволило нам увидеть не только историческую перспективу развития жанра интервью, но и его современное состояние на российском телеканале.
Проанализировав 5 выпусков программы, мы обнаружили, что Владимир Познер преследует иную цель: он добивается раскрытия собеседника как многогранной личности. На основе анализа выпусков удалось обнаружить закономерности, связанные с частотой употребления разных видов вопросов и выявить доминирующий приём воздействия на собеседников.