Грозный, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ НАРОДА.. 6
1.1. Условия формирования традиций физической подготовки чеченского народа. 6
1.2. Необходимость заботы о физическом здоровье ребенка с его ранних лет. 12
1.3. Сочетание спортивной функции с воспитательной, зрелищно-эстетической и коммуникативной. 17
ГЛАВА II. ТРАДИЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ЧЕЧЕНЦЕВ.. 26
2.1 Физическое воспитание мальчиков и девочек. 26
2.2 Роль бега и других упражнений в системе физического воспитания. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 54
Актуальность темы. В своей системе воспитания чеченский народ важную роль отводил физическому воспитанию молодежи. Отличная физическая подготовка подрастающего поколения была предметом внимания не только в семье, но во всем обществе. Особенности физической подготовки у различных этнических и национальных сообществ были замечены М. Моссом, отмечавшим, что любая община вырабатывает свойственные только ей привычки: по-особому спать, сидеть, стоять, бегать, плавать. Все эти так называемые «техники тела», как их определял исследователь, развивались под действием особых подходов к физическому развитию.[1]
У чеченского народа в традиционное воспитание всегда входила в качестве необходимого компонента и физическая подготовка. Это было связано с тем, какими были жизненные и бытовые условия людей: они требовали сил, работоспособности, готовности защищать родную землю, а также таких качеств, как смелость, настойчивость, решительность и т.п. Противостояние попыткам порабощения со стороны иноземцев, специфические особенности социального строя рождали требования к людям быть физически сильными, вот почему наряду с нравственным и трудовым воспитанием чеченское общество заботилось и о физическом воспитании молодых поколений[2].
Физвоспитание как общественное явление имеет тесную связь с культурой народа, его социальным и политическим устройством, уровнем здравоохранения и системой воспитания. Одна из важнейших задач общества создать условия, где может формироваться личность, в которой гармонически сочетаются духовное богатство, нравственность и физическое совершенство.
Физическая подготовка обладает немалым воспитательным значением: укрепляет дисциплину, повышает чувство ответственности, развивает упорство в достижении намеченной цели. Поэтому физическая культура является сложным социально-культурным явлением, не ограниченным только лишь решением задач физического развития, но выполняющим и многие другие общественные функции в сфере воспитания нравственности, морали, этики.
Физическая культура не подвержена влиянию каких-либо границ: социальных, возрастных, профессиональных, географических и др.. Важнейшими средствами физического воспитания, которые позволяют улучшить влияние физических занятий на организм ребенка, выступают естественные природные силы (воздух, солнце, вода). Этот момент всегда особо учитывался горскими народами, в том числе и чеченцами. Немалое значение и сегодня, и в прошлом придавалось разнообразию физических упражнений, чередованию различных видов деятельности.
Цель данной работы – дать анализ значения традиционных методов для физического воспитания детей, а также исследовать физвоспитание как средство формирования всесторонне развитой личности ребенка. Раскрыть, что характерной особенностью физического воспитания является направленность этого процесса на то, чтобы у подрастающего поколения:
1. формировались и развивались навыки двигательной деятельности наряду с такими важными физическими качествами, как сила, выносливость, упорство, скорость, ловкость, гибкость, терпение и др., в совокупности определяющими физическую трудоспособность человека;
2. развивались духовные и моральные ценности;
3. формировались ценностные ориентации личности.
Объект исследования – применение традиционных средств физической культуры в воспитании личности ребенка.
Предмет исследования - процесс формирования личности под влиянием использования традиционных средств физического воспитания.
В соответствии с предметом, объектом и целью исследования решались следующие задачи:
1. Изучение условий формирования традиций физической подготовки чеченского народа;
2. Описание заботы о физическом здоровье ребенка с его ранних лет;
3. Раскрытие сочетания спортивной функции с воспитательной, зрелищно-эстетической и коммуникативной функциями;
4. Характеристика физического воспитания мальчиков и девочек.
5. Определение роли бега и других упражнений в системе традиционного физического воспитания.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
[1]Мосс М. Общество, обмен, личность. Москва, 1996. с. 242
[2] Хасбулатова З.Х., Воспитание детей у чеченцев: Обычаи и традиции (ХIХ начало ᅟХХ вв.), Москва 2015 г., с. 187