СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Общая характеристика льготного пенсионного обеспечения в России 5
1.1. Понятия «пенсионное обеспечение» и «льготы» в системе социального обеспечения России 5
1.2. Понятие «льготное пенсионного обеспечение» и его виды 11
1.3. Цели льготного обеспечения 20
Глава 2. Условия и порядок предоставления отдельных видов льготного пенсионного обеспечения России 22
2.1. Условия и порядок предоставления льготного пенсионного обеспечения на досрочное назначение пенсий по старости 22
2.2. Условия и порядок предоставления льготного пенсионного обеспечения на получение двух пенсий одновременно 30
Глава 3. Перспективы правового регулирования льготного пенсионного обеспечения в России 35
3.1. Проблемы правового регулирования льготного пенсионного обеспечения в России 35
3.2. Предложения по совершенствованию правового регулирования льготного пенсионного обеспечения в России 41
Заключение 44
Список использованных источников 48
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время Российская Федерация стоит на страже прав и законных интересов нашего общества. Говоря о защите прав, и законных интересов мы подразумеваем социальную защиту населения, выраженную непосредственно в предоставлении льготного обеспечения гражданам.
Российская Федерация осуществляет принципы социального государства, а это означает, что каждому создается условие, обеспечивающее достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждый гражданин России имеет право на получение социальных выплат. Таким образом, это право дает гарантию на государственную помощь в случае болезни, потери кормильца, на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, для воспитания детей и в других случаях, которые устанавливаются законом. В течение всей жизни гражданин может подвергаться разным социальным рискам, которые могут привести к утрате заработной платы, отражаясь на здоровье человека. Трудовой доход всегда являлся и является основным источником средств существования. К системе социального обеспечения следует отнести льготы для отдельных категорий граждан, социальное обслуживание, лечение и медицинская помощь, пособия, компенсационные выплаты, пенсии и другие материальные и не материальные блага. На данный момент в Российской Федерации большое количество категорий граждан нуждаются в оказании социальной поддержки. Россия - это социальное государство, где права и свободы личности являются наивысшей ценностью и задачей государства. Это основание и есть подтверждение тому, что общество, то есть люди, проживающие на территории, являются важнейшим институтом среди всех социальных институтов государства и самого государства. Защищать права и свободу граждан гарантирует государство путем соблюдения всех пунктов конституции Российской Федерации.
При этом особой защитой в России пользуются те граждане, которые в силу жизненных обстоятельств не могут сделать это самостоятельно.
По всем правилам финансирование социальной защиты происходит за счет обязательного социального страхования, за счет бюджетных средств и смешанной формы социального обеспечения. Составной частью социального обеспечения, являются меры социальной поддержки, ранее в законодательстве они выступали как льготы. В настоящее время такое понятие как льгота не используется практически, однако в некоторых законодательных актах, например, таких как Налоговый кодекс РФ, такое понятие, как «Льгота» присутствует.
Говоря о льготе, как мере социальной защиты населения, необходимо сказать, что льгота, это мера социальной поддержки, установленная государством определенной категории граждан, которая закреплена законодательно. Льготные права предоставляются гражданам, которые в силу своих физических, или психических особенностей не могут самостоятельно за собой ухаживать (либо ограниченны в этом), кроме этого нельзя забывать и о такой категории граждан, которым государство предоставляет льготы за особые заслуги перед Отечеством.
Кроме этого в рамках исследования необходимо отметить, что законодатель четко разграничивает категории граждан, которым предоставляются такие меры социальной поддержки (льготы).
Целью работы является исследование системы льгот в пенсионном обеспечении граждан России:
К задачам исследования относятся:
1. Раскрыть понятия «пенсионное обеспечение» и «льготы» в системе социального обеспечения России.
2. Рассмотреть понятие «льготное пенсионного обеспечение» и его виды. 3.Выявить цели льготного пенсионного обеспечения.
4. Определить условия и порядок предоставления льготного пенсионного обеспечения на досрочное назначение пенсий по старости.
5. Рассмотреть условия и порядок предоставления льготного пенсионного обеспечения на получение двух пенсий одновременно.
6. Исследовать проблемы правового регулирования льготного пенсионного обеспечения в России.
7. Определить предложения по совершенствованию правового регулирования льготного пенсионного обеспечения в России.
Объектом исследования являются общественные отношения, в сфере пенсионного обеспечения. Предметом работы являются нормы права, регулирующие систему льгот в сфере пенсионного обеспечения.
В процессе проведения исследования были использованы такие методы познания, как: общенаучные (диалектика, анализ, синтез, статистический метод), частно-научные (сравнительно-сопоставительный, формально-правовой и другие).
Теоретическую основу исследования составляют труды: Григорьев И. В., Гусев А. Ю., Дегтярь Л.С., Зайцева А. Ю., Иванюженко А.Б.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993, Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и иные. Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЬГОТНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
1.1. Понятия «пенсионное обеспечение» и «льготы» в системе социального обеспечения России
Пенсионная система является главным экономическим, правовым и социальным институтом в Российской Федерации.
Пенсионная система России в современном виде включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: страховая, по государственному пенсионному обеспечению, накопительная, добровольная.
Одной из цели пенсионного обеспечения является предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.
Пенсии - это ежемесячные денежные выплаты, финансируемые федеральным бюджетом и страховыми взносами будущих пенсионеров. За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются пенсионные права в виде пенсионных коэффициентов. Максимальное количество пенсионных коэффициентов за год с 2021 года – 10.
В последнее время такой термин, как социальная защита населения, становится все более популярным как в международном масштабе, так и внутри России. Социальная защита — это политика и целенаправленные действия, средства государства и общества, обеспечивающие человеку, социальной группе, всему населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, вызванных социальными рисками. Это может привести или уже привело к полной или частичной утрате этими субъектами возможностей для реализации прав, свобод и законных интересов, экономической независимости и социального благополучия, оптимального развития, восстановления или приобретения. Конституция Российской Федерации закрепляет позицию о том, что Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Закрепленные в Конституции РФ права и свободы, реализуемые в сфере различных общественных отношений, составляют правовую основу для действия принципа единства правового регулирования. Тем не менее, принцип единства не исключает необходимости дифференциации в правовом регулировании в связи с различными особенностями отдельных категорий граждан (физиологические особенности, возраст, условия проживания и труда и т.п.). «Если общая модель правового регулирования — это наделение субъектов правами и обязанностями, то дифференциацией правового регулирования достигается предоставление неодинаковых по содержанию и целевой направленности прав и обязанностей для обеспечения фактического равенства субъектов права, создания гарантий осуществления конституционных прав граждан». Приобретение специального правового статуса корректирует принцип равенства в отношении отдельных категорий лиц. К примеру, специальный статус, приобретаемый матерью в связи с рождением и воспитанием ребенка, дает ей право на получение целого ряда льгот и преимуществ. Льготы, иммунитеты, привилегии «составляют систему изъятий из общих норм, являются специфическими возможностями юридического характера». Для закрепления юридической дифференциации в праве используются различные способы, в том числе льготы, преимущества, привилегии, предпочтения, прерогативы, иммунитеты. Эти понятия близки по значению, но не являются тождественными, хотя часто употребляются законодателем как равнозначные. Разграничение данных категорий необходимо с теоретической и практической позиций. С теоретической точки зрения, это разграничение необходимо для чистоты определения, формирования понятийного аппарата, во избежание путаницы в употреблении понятий и терминов. С практической же позиции это важно для того, чтобы нацеливать законодателя на принятие адекватных времени и условиям жизни общества нормативных актов. В том случае, когда допускается чрезмерное улучшение положения отдельных лиц, и так являющихся достаточно обеспеченными и находящимися на верхних ступенях социальной лестницы, речь идет о привилегиях, еще более усиливающих социально-экономическую дифференциацию населения. Существование привилегий в целом противоречит идее формирования правового государства и подрывает как принцип равноправия граждан, так и принцип социальной справедливости. Таким образом, льготы и привилегии имеют и общие черты, и существенные различия. И те, и другие являются исключением из общих правил, однако привилегии — более высокий уровень дифференциации правового регулирования, «исключения из исключений». Льготы позволяют улучшить положение соответствующих субъектов, но разными способами: -льготы — посредством облегчения положения субъекта с целью выровнять фактическое неравенство; -привилегии — с помощью дополнительных предоставлений. Конечный результат привилегий и льгот совпадает — какое-либо конкретное благо. Однако различны условия, способы предоставления такого блага, а также его объем. Разграничение льгот и привилегий, как уже отмечалось, необходимо и с теоретической позиции, и с практической, в первую очередь для того, чтобы под эгидой льгот не вуалировались зачастую необоснованные, нецелесообразные, противоречащие принципу социальной справедливости привилегии, к которым в обществе сформировалось крайне негативное отношение. Исходя из этого в действующем законодательстве в последние годы льготы и привилегии зачастую заменяют другими понятиями. В частности, в отношении государственных служащих, депутатов употребляются понятия «гарантии», «меры социальной поддержки» и др., хотя фактически это — привилегии, т.е. «исключения из исключений», обеспечивающие преимущественное, чрезмерное улучшение положения субъектов. Система привилегий получила, к сожалению, широкое распространение не только в годы «застоя», но и в настоящий период. Речь идет о преимуществах, с помощью которых создаются условия повышенной комфортности жизни для избранного круга «наиболее ответственных» лиц, вычлененного по признаку их принадлежности либо приближенности к «власть предержащим». Эти преимущества не базируются на объективных основаниях и превращаются в привилегии, существование которых противоречит идее формирования правового государства и подрывает как принцип равноправия граждан, так и принцип социальной справедливости, под лозунгом которой они обычно устанавливаются. Все привилегии необходимо обосновывать, доказывать их целесообразность, четко устанавливать на уровне законов, так как это позволит избежать административного усмотрения, ведомственного подхода. Должны быть узаконены только те привилегии для весьма ограниченного круга лиц, которые обеспечивают эффективность их службы в интересах всего общества и без которых общество потеряет больше, чем расходует на эти привилегии. Итак, социальная защита населения — это: а) система принципов, методов, социальных гарантий, установленных государством, мер и учреждений, обеспечивающих обеспечение оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнедеятельности и активности личности, различных социальных категорий и групп; б) комплекс мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в обычной жизни граждан, таких как болезни, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; в) комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера для обеспечения, гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (перехода к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни. В России право граждан на социальную защиту гарантируется Конституцией Российской Федерации и регулируется российским законодательством. Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Это осуществляется за счет средств федерального, местных бюджетов, специально созданных фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Целью системы социальной защиты населения является предоставление с помощью правовых, экономических, социально-психологических, организационных и технических средств и рычагов поддержки и помощи нуждающимся группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, сложность, обеспечение прав и свобод личности. Современная система социальной защиты в России основана на следующих принципах: а) поощрительности — властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания важных государственных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов; б) заявительности — социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы; в) патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально- и экономически защищенным слоям и группам населения. Основными предпосылками развития системы социальной защиты населения являются: а) изменение форм собственности; б) изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; в) потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.); г) социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной защиты прав и свобод человека. Таким образом, под социальным обеспечением понимается установленная государством форма помощи гражданам, оказавшимся в сложных ситуациях.
Пенсионное обеспечение представляет собой форму социальной защиты граждан, которые, в силу определенных обстоятельств, потеряли заработок или иной доход, получили вред, причиненный здоровью, а также, обеспечивает в определенной степени, средства к существованию нетрудоспособным гражданам.
Под льготами в системе социального обеспечения понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать этот пробел. Льготы - это, прежде всего, социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность.
1.2. Понятие «льготное пенсионного обеспечение» и его виды В настоящее время российское пенсионное законодательство является социально-ориентированным, что вполне соответствует Конституции Российской Федерации, провозглашающей Россию социальным государством. Часть 1 ст. 7 Конституции РФ гласит: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим увеличивается и потребность в более глубоком изучении фундаментальных норм законодательства, регулирующего пенсионные правоотношения на современном этапе.
Ст. 39 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на социальное обеспечение по возрасту.
Пенсионное обеспечение в нашей стране, на всех этапах ее развития, всегда было неустойчивым, оно постоянно подвергалось изменениям, согласно новым экономическим конструкциям жизни общества.
Для определения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости требуется также, кроме применения Закона № 400-ФЗ, об- ращение к другим нормативно-правовым актам, например: Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на под- земных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Вопросы, связанные с назначением досрочных пенсий, находятся в сфере регулирования федерального законодательства, которое устанавливает круг лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение и устанавливает правила назначения соответствующих пенсий.
В настоящее время большинством российских исследователей льгота понимается как преимущественное право, предоставляемое какому-либо лицу, а также как частичное освобождение от выполнения общих правил или облегчение условий их выполнения.
Льготы в сфере пенсионного обеспечения - это юридические средства создания условий благоприятствования для пенсионеров, выражающихся в полном или частичном освобождении их от исполнения определенных обязанностей. Льготы устанавливаются в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Правовую основу предоставления льгот пенсионерам составляет Конституция РФ, федеральный закон «О страховых пенсиях», федеральный закон «О ветеранах», федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» и другие нормативные правовые акты.
Современные ученые-юристы выделяют следующие особенности льгот:
- льготы - это исключения из общих правил, способ юридической дифференциации;
- льготы - это правомерные исключения, установленные компетентными органами в соответствии с установленными процедурами правотворчества;
- льготы сопровождаются удовлетворением интересов различных субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности;
- социально-обеспечительные льготы служат вспомогательным механизмом распределения доходов и благ по отношению к основным видам социального обеспечения.
Право на такую пенсию предоставляется на основании следующих условий:
Работа, связанная с тяжелыми физическими нагрузками.
Работа с неблагоприятными условиями.
Трудовая деятельность в условиях Крайнего Севера.
Деятельность в условиях, приравненных к Крайнему Северу.
Должность, предполагающая работу с ограниченным сроком с последующим выходом на пенсию.
Право на льготу не отменяется в том случае, если человек продолжает работать. Лицо имеет право на одновременное получение и пенсии, и зарплаты.
Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан, которое связано законодателем не с трудовой функцией, выполняемой гражданами на установленных должностях в отдельных отраслях, а с исполнением семейных обязанностей, состоянием здоровья, определенным социальным статусом, а также проживанием и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено для женщин, родивших пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет. Специальным условием для досрочного установления страховой пенсии по старости для женщин, родивших пять и более детей, является необходимость их воспитания до восьмилетнего возраста. Поэтому в случаях, когда многодетная мать не воспитала каждого из пятерых детей до восьми лет, она не приобретает право на досрочную страховую пенсию по старости. Причина, по которой многодетная мать не воспитала детей до указанного возраста, значения не имеет. Такой причиной, например, может быть лишение родительских прав, смерть ребенка до исполнения ему восьми лет, не достижение одним или несколькими из пятерых детей возраста восьми лет к моменту обращения женщины за назначением страховой пенсии и др. При лишении женщины родительских прав хотя бы в отношении одного из пятерых детей, право на назначение страховой пенсии по старости считается утраченным.
Для подтверждения права на страховую пенсию по старости досрочно по указанному основанию должны быть представлены документы, подтверждающие факт рождения детей, а также справки, устанавливающие факт их воспитания до восьмилетнего возраста (в необходимых случаях – решение суда об установлении юридического факта). Необходимо обратить внимание, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному основанию предоставлено только матерям. Многодетные отцы данным правом не пользуются.
При наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального коэффициента не менее 30, женщины, родившие пять и более детей, и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет.
Также право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет. Как видно из текста указанной нормы, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеется в данном случае, как у матери, так и у отца ребенка, в зависимости от того, кто занимается его воспитанием. Наряду с родными детьми, при определении права на досрочное пенсионное обеспечение могут учитываться и дети-инвалиды, усыновленные до достижения ими восьмилетнего возраста, при надлежащем оформлении усыновления. При лишении родителей ребенка-инвалида родительских прав до достижения ребенком восьмилетнего возраста, право на досрочное пенсионное обеспечение утрачивается. Документами, подтверждающими право на получение досрочной страховой пенсии по данному основанию, могут являться: свидетельство о рождении ребенка; справка об инвалидности; выписка из акта освидетельствования, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; справка территориального органа Пенсионного фонда РФ о неполучении пенсии по указанному основанию другим родителем; справка подтверждающая факт воспитания ребенка – инвалида с детства до восьмилетнего возраста (в необходимых случаях – решение суда об установлении юридического факта).
Право на установление страховой пенсии по старости досрочно по указанному основанию возникает при наличии следующих условий:
-мужчины, имеющие страховой стаж не менее 20 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет;
-женщины, имеющие страховой стаж не менее 15 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30 имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет.
Кроме того, право на получение страховой пенсии по старости досрочно предоставлено опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет.
Статьей 145 СК РФ установлено, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве” и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Под опекой понимается форма устройства не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан, и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Основным условием для назначения страховой пенсии досрочно для опекунов ребенка-инвалида является воспитание его до достижения возраста 8 лет. В подтверждение прав на установления досрочной страховой пенсии по старости в территориальный орган Пенсионного фонда РФ должны быть представлены свидетельство о рождении ребенка, документы, подтверждающие инвалидность (справка об инвалидности, выписка из акта медико-социальной экспертизы), документы об установлении опеки, а также справки подтверждающие воспитание ребенка-инвалида до достижения им восьмилетнего возраста (решение суда об установлении юридического факта).
Право на установление страховой пенсии по старости досрочно по указанному основанию возникает при наличии следующих условий:
-мужчины, имеющие страховой стаж не менее 20 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности;
-женщины, имеющие страховой стаж не менее 15 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30 имеют право на получение страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности.
Таким образом, досрочный выход на пенсию — это когда выплаты по старости получают раньше общеустановленного возраста: в 2024 году у мужчин это 63 года, у женщин — 58 лет. Такое возможно, если они проработали во вредных или тяжелых условиях труда, служили по контракту, родили трех и более детей, были уволены в предпенсионном возрасте или воспитывали детей с инвалидностью. Чтобы получать страховую пенсию по старости, граждане должны соответствовать определенным условиям. Пенсионная реформа еще продолжает действовать в России до 2028 года — это значит, что постепенно пенсионный возраст поднимается. Условия выхода на пенсию также изменяются: касается это не только возраста, но также и наличия пенсионных баллов и стажа.
1.3. Цели льготного обеспечения
Социальную политику любого развитого государства составляет ряд правовых и экономических норм, на основании которых гражданам предоставляется материальная поддержка. Пенсионная система в России предусматривает финансовое обеспечение определенных категорий граждан, к которым относятся люди пожилого возраста, недееспособные граждане и некоторые семьи.
Размер пособий и число граждан, которые получают социальные выплаты, во многом зависит от экономических возможностей государства и определяется целым рядом факторов: налоговой политикой, уровнем инфляции, демографическими и иными показателями. Рассмотрим, как устроена российская пенсионная система, виды материального обеспечения, как работают Социальный фонд России (СФР), который объединил в себе Пенсионный фонд и Фонд социального страхования, и негосударственные фонды. Государственный социальный фонд России контролирует, чтобы плательщики вовремя и в нужном объеме платили необходимые взносы, и направляет средства тем, кто имеет право на социальные выплаты. Все лица, задействованные в пенсионной системе, внесены в базу данных. Ведется учет поступающих в фонд и выплачиваемых средств. Работа СФР регламентируется ФЗ № 166 – о пенсионном гособеспечении в РФ. На основании действующего законодательство СФР обязан решать следующие текущие задачи: собирать страховые взносы; финансировать выплаты государственных пенсий в РФ; взыскивать с работодателей и тех, кто привел к инвалидности граждан, необходимые суммы для дальнейшей выплаты государственных пенсий; капитализировать собранные средства и привлекать для этого физ- и юрлиц на добровольной основе; предоставлять гражданам необходимую информацию о государственном пенсионном обеспечении; контролировать поступление страховых взносов и правильное расходование средств; организовывать и вести персональный учет застрахованных лиц по различным категориям; вносить в органы законодательной власти предложения по совершенствованию пенсионной системы.
Для рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколь - нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Социальнный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.
Социальный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Социального фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.
ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЛЬГОТНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ
2.1. Условия и порядок предоставления льготного пенсионного обеспечения на досрочное назначение пенсий по старости
В 2024 году право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, которым исполнилось 63 года, и женщины, которым исполнилось 58 лет.
Для этого у них должно быть минимум 15 лет страхового стажа и не менее 28,2 индивидуального пенсионного коэффициента, ИПК. В просторечии ИПК еще называют пенсионными баллами. В 2028 году пенсионная реформа завершится — с этого года и дальше требования ужесточатся: мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины — в 60. Кроме того, им нужно будет иметь не менее 15 лет страхового стажа и 30 ИПК. Но если соблюсти другие условия, пенсию можно начать получать раньше.
Досрочный выход на пенсию — это когда выплаты по старости получают раньше общеустановленного возраста: в 2024 году у мужчин это 63 года, у женщин — 58 лет.
Такое возможно, если они проработали во вредных или тяжелых условиях труда, служили по контракту, родили трех и более детей, были уволены в предпенсионном возрасте или воспитывали детей с инвалидностью.
Условия для назначения досрочной пенсии:
1.По выслуге лет на пенсию могут уйти, например, государственные гражданские служащие, военнослужащие, граждане из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.
Федеральные государственные гражданские служащие — это должностные лица, которые заключили служебный контракт с Российской Федерацией через федеральные органы власти ( ст. 10 закона «О системе государственной службы РФ»).
У них есть классный чин, они носят форму, зарплату получают из федерального бюджета. Должности федеральных госслужащих указаны в специальном реестре.
Одно из условий ее получения в 2024 году — наличие стажа государственной гражданской службы, 19 лет. Но пенсия по выслуге лет для государственных гражданских служащих — это не досрочная пенсия, а дополнительная, в нагрузку к обычной пенсии. Отдельно ее получить нельзя (п. 1.1 ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).
По выслуге лет могут уйти на пенсию и гражданские служащие субъектов РФ, и муниципальные служащие. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливают регионы (ст. 25 закона «О муниципальной службе в РФ»).
Военнослужащие — это офицеры, сержанты, курсанты, солдаты, которые проходят службу в Вооруженных силах РФ по контракту, Росгвардии, ФСБ и других силовых ведомствах. Но для целей пенсионного обеспечения к военнослужащим относятся еще и сотрудники ОВД, прокурорские работники, сотрудники органов и учреждений уголовно-исполнительной системы и другие силовики. У них пенсия по выслуге лет заменяет пенсию по старости (ст. 2 закона «О статусе военнослужащих», ст. 2, п. 1 ст. 8 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»)
Чтобы получать военную пенсию, нужно выполнить одно из условий:
-отслужить не менее 20 календарных лет, в том числе льготных, и уволиться со службы;
-отслужить не менее 12 лет и 6 месяцев, иметь общий стаж не менее 25 лет и уволиться со службы не раньше 45 лет по определенным основаниям: в связи с достижением предельного возраста, состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями (ст. 13 закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу).
Льготные годы — это когда выслуга засчитывается не один к одному, а, например, год за два. Такое возможно не только из-за службы в суровых климатических условиях, но и на определенных должностях. Например, на должностях ВДВ, где нужно систематически прыгать с парашютом, месяц считается за полтора.
Граждане из числа космонавтов — это:
-Кандидаты в космонавты.
-Космонавты-испытатели.
-Космонавты-исследователи.
-Инструкторы-космонавты-испытатели.
Досрочная пенсия положена мужчинам, которые проработали 25 лет на любой из этих должностей, и женщинам, которые проработали на них 20 лет. При этом мужчины должны отработать в летно-испытательном подразделении не менее 10 лет, женщины — не менее 7,5 и оставить работу (ст. 7.1 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).
Стаж исчисляется как месяц за два. А если космонавт находится в космосе, то месяц пребывания там считается как пять месяцев работы.
Если космонавты по состоянию здоровья больше не могут работать, то мужчины могут уйти на пенсию по выслуге через 20 лет, а женщины — через 15.
Если космонавт погиб, его супруга, дети и родители пенсионного возраста могут получать пенсию по потере кормильца.
Граждане из числа работников летно-испытательного состава — это:
-Летчики, которые непосредственно выполняют испытательные полеты на летательных аппаратах и парашютно-десантной технике.
-Инженерно-технический состав, который совершает полеты по испытаниям, сдаче, приемке летательных аппаратов, их систем, агрегатов, приборов и оборудования, парашютно-десантной техники.
-Работники, которые инспектируют летный состав в испытательных полетах. А также те, кто руководит летно-испытательными службами и участвует в испытательных полетах в качестве члена экипажа.
Им пенсию по выслуге лет назначают только вместе со страховой пенсией по старости, которая устанавливается досрочно на тех же условиях, кроме требования наличия 30 ИПК.
Выслуга каждой категории работников исчисляется по-разному. Например, у летчиков год считается за два, если они все это время проводили летные испытания.
Но в любом случае для права на пенсию по выслуге лет общая выслуга у мужчин должна быть 25 лет, у женщин — 20 лет.
Если летную работу пришлось оставить по состоянию здоровья, то право на пенсию за выслугу лет будет при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
2.По стажу. На пенсию по старости можно выйти на 2 года раньше, если есть большой стаж работы: у мужчин — 42 года, у женщин — 37 лет. При этом мужчина должен быть не моложе 60 лет, женщина — 55 лет, а при определении продолжительности стажа засчитываются только периоды работы и иной деятельности, когда уплачивались страховые взносы в СФР, а также прохождения военной службы по призыву и участия в специальной военной операции (ч. 1.2 ст. 8, ч. 9 ст. 13 закона «О страховых пенсиях»).
3.При работе во вредных условиях (список № 1). Мужчины могут оформить пенсию в 50 лет, женщины — в 45, если проработали на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах из списка № 1, а ИПК не менее 30.
Требования для досрочного выхода на пенсию при работе во вредных условиях:
Стаж работы во вредных условиях Общий страховой стаж
Для мужчин 10 лет 20 лет
Для женщин 7 лет и 5 месяцев 15 лет
Если мужчины и женщины отработали половину и больше стажа во вредных условиях, то каждый год такой работы уменьшает возраст выхода на пенсию.
Возраст выхода мужчины на пенсию в зависимости от стажа работы во вредных условиях:
-При стаже работы 5 лет — 55 лет.
-При стаже работы 6 лет — 54 года.
-При стаже работы 7 лет — 53 года.
-При стаже работы 8 лет — 52 года.
-При стаже работы 9 лет — 51 год.
-При стаже работы 10 лет — 50 лет.
Возраст выхода женщины на пенсию в зависимости от стажа работы во вредных условиях:
-При стаже работы не менее 3 лет и 9 месяцев — 52 года.
-При стаже работы 4 года — 51 год.
-При стаже работы 5 лет — 50 лет.
-При стаже работы 6 лет — 49 лет.
-При стаже работы 7 лет — 48 лет.
-При стаже работы 7 лет и 6 месяцев — 45 лет.
4.При работе в тяжелых условиях (список № 2) мужчины могут выйти на пенсию в 55 лет, женщины — в 50. Для этого они должны трудиться на работах с тяжелыми условиями труда из списка № 2 и иметь ИПК не менее 30.
Требования для досрочного выхода на пенсию при работе в тяжелых условиях:
Стаж работы в тяжелых условиях Общий страховой стаж
Для мужчин 12 лет и 5 месяцев 25 лет
Для женщин 10 лет 20 лет
Если работники трудились в тяжелых условиях не меньше половины установленного срока и у них есть положенный общий стаж, то каждые 2,5 года работы мужчины и 2 года женщины уменьшают возраст выхода на пенсию на год.
Возраст выхода мужчины на пенсию в зависимости от стажа работы во вредных условиях:
-При стаже работы не менее 6 лет и 3 месяцев — 58 лет.
-При стаже работы не менее 7 лет и 6 месяцев — 57 лет.
-При стаже работы не менее 10 лет — 56 лет.
-При стаже работы 12 лет и 6 месяцев — 55 лет.
Возраст выхода женщины на пенсию в зависимости от стажа работы во вредных условиях:
-При стаже работы не менее 5 лет — 53 года.
-При стаже работы не менее 6 лет — 52 года.
-При стаже работы не менее 8 лет — 51 год.
-При стаже работы 10 лет — 50 лет.
5.При работе на Крайнем Севере для назначения досрочной пенсии стаж работы должен быть не менее 15 лет, а на территории приравненных к нему местностей — 20 лет. Общий страховой стаж у мужчин должен составлять минимум 25 лет, у женщин — 20 лет. ИПК — не менее 30. При этом возраст для назначения пенсии постепенно повышается и в 2028 году составит 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. В 2024 году оформить такую пенсию могут мужчины 1966 года рождения, достигшие возраста 58 лет, и женщины 1971 года рождения, достигшие возраста 53 года.
Для проработавших на севере есть иные варианты досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Имеющим общий страховой стаж 25 лет мужчинам и 20 лет женщинам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет и 6 месяцев, пенсию назначают с уменьшением общеустановленного возраста на 4 месяца за каждый полный год работы в этих районах.
Женщина, которая родила двух и более детей и проработала более 12 лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 лет в приравненных к ним местностях, может выйти на пенсию в 50 лет. Общий стаж при этом должен быть не менее 20 лет, а ИПК — не менее 30.
Те, кто постоянно проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и проработали в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков, тоже могут выйти на пенсию досрочно. Мужчины — в 50 лет, женщины — в 45. Для этого мужчины должны проработать не менее 25 лет, женщины — 20 лет и иметь ИПК не менее 30.
Кроме того, граждане РФ, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера и постоянно находящиеся на территории их проживания, имеют право на назначение социальной пенсии по старости при достижении женщинами возраста 50 лет, а мужчинами — 55 лет.
6.При ликвидации предприятия или сокращении кадров, если не получается найти другую работу, выйти на пенсию можно за два года до пенсионного возраста ( ст. 32 закона «О занятости населения в РФ»).
Для безработных предпенсионного возраста право на досрочную пенсию 7.появится, если будут соблюдаться такие условия:
-Безработный стоит на учете в службе занятости.
-Есть необходимый стаж: страховой — не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин — либо дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
-Есть нужное количество ИПК в зависимости от условий оформления пенсии.
-Возраст на 2 года меньше предусмотренного законом «О страховых пенсиях» для назначения страховой пенсии по старости, в том числе досрочного.
-Есть предложение от службы занятости и согласие безработного.
По общему правилу, чтобы получить досрочную пенсию безработным в 2024 году, нужно достичь возраста 62 года для мужчин и 57 лет для женщин, а также иметь не менее 28,2 ИПК.
Если же у безработного есть стаж для досрочного назначения страховой пенсии в связи с работой в особых условиях, например во вредных (по списку № 1), то ее могут назначить уже в 48 лет мужчинам и в 43 года женщинам. Количество ИПК должно быть не менее 30.
При этом в период получения такой пенсии нельзя официально работать по трудовому договору или по договору ГПХ и вести предпринимательскую деятельность как ИП (ч. 3 ст. 35 закона «О страховых пенсиях»).
Таким образом, досрочный выход на пенсию — это когда выплаты по старости получают раньше общеустановленного возраста: в 2024 году у мужчин это 63 года, у женщин — 58 лет.
Такое возможно, если они проработали во вредных или тяжелых условиях труда, служили по контракту, родили трех и более детей, были уволены в предпенсионном возрасте или воспитывали детей с инвалидностью.
2.2. Условия и порядок предоставления льготного пенсионного обеспечения на получение двух пенсий одновременно
Право на пенсионное обеспечение имеют все граждане РФ. Некоторые категории имеют право сразу на две пенсии одновременно. Получать сразу несколько пенсий могут граждане из числа льготных категорий. Например, некоторые военнослужащие могут получать страховую пенсию по старости и пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности.
Две пенсии одновременно могут получать участники Великой Отечественной войны и граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», а также госслужащие.
Кроме того, получать военную пенсию и пенсию по старости могут бывшие военнослужащие, которые достигли пенсионного возраста и имеют необходимый военный стаж, а также обычный страховой стаж.
Получать государственную пенсию по инвалидности и страховую пенсию по старости могут:
-граждане, которые получили инвалидность из-за военной травмы;
-участники Великой Отечественной войны;
-обладатели знака «Жителю блокадного Ленинграда».
Инвалидность может быть получена из-за военной травмы в результате ранения, контузии, увечья. В качестве причин также возможны заболевания, полученные во время защиты родины, пребывания на фронте, прохождения военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, а также при исполнении других обязанностей военной службы. Государственная пенсия по потере кормильца и страховая пенсия по старости или инвалидности. Получать одновременно государственную пенсию по случаю потери кормильца и страховую пенсию по старости или по инвалидности могут:
-родители военнослужащих, погибших (умерших) во время военной службы или умерших от военной травмы уже после увольнения;
-вдовы военнослужащих, погибших во время военной службы по призыву вследствие военной травмы. Важно, чтобы при этом вдова не вступила в новый брак;
-нетрудоспособные члены семей граждан, которые получили или перенесли лучевую или другую болезнь, связанную с радиационным воздействием катастрофы на Чернобыльской АЭС;
-нетрудоспособные члены семей граждан, которые получили инвалидность при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС;
-члены семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов.
Пенсия за выслугу лет или по инвалидности и страховая пенсия
Граждане из числа космонавтов и военнослужащие могут получать одновременно пенсию за выслугу лет или по инвалидности и страховую пенсию по старости без фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Также одновременно получать пенсию за выслугу лет и долю страховой пенсии по старости могут:
-работники летно-испытательного состава;
-федеральные государственные гражданские служащие.
Страховая пенсия по старости и корпоративная пенсия
За граждан, которые работают официально, работодатель отчисляет страховые взносы. В старости такие работники смогут получать страховую пенсию, которая состоит из фиксированной и страховой частей. Последняя формируется из взносов, уплаченных работодателем. В некоторых организациях страховые взносы переводят не только в СФР, но и на специальные счета работников в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Такую пенсию называют корпоративной. Часто ее назначают женщинам, которым исполнилось 55 лет, и мужчинам, которым исполнилось 60 лет.
Корпоративная пенсия — вид накопительной пенсии. В ее формировании обычно участвуют сотрудник и работодатель. Они вместе делают накопления, из которых работник, достигнув определенного возраста, сможет получить дополнительные выплаты в старости.
Например, гражданин устраивается на работу в компанию с программой корпоративных пенсий. Заключает договор с негосударственным пенсионным фондом, открываете специальный счет и регулярно перечисляете туда какой-то процент от зарплаты. Такую же сумму ежемесячно вносит на его счет работодатель. Как только он достигнет возраста 55 лет (для женщин) или 60 лет (для мужчин), то сможет получать корпоративную пенсию.
Программы корпоративных пенсий могут отличаться друг от друга в разных компаниях. Все зависит от того, с каким НПФ сотрудничает работодатель. Например, некоторые фонды предлагают несколько вариантов формирования корпоративной пенсии:
-Взносы делает только работодатель.
-Взносы делает работодатель и сотрудник.
-Выплаты могут назначать еще до достижения пенсионного возраста.
В некоторых компаниях корпоративные пенсии возможны не только по старости, но также в случае инвалидности или при потере кормильца. Где-то корпоративные пенсии положены на определенный срок, а где-то бессрочно.
Военная пенсия и пенсия по старости. Если военный уволился со службы, получил право на военную пенсию, а затем трудоустроился на гражданскую должность, он может получить право на страховую пенсию. Важно, чтобы военный пенсионер работал официально, а его работодатель отчислял за него страховые взносы.
Чтобы получить страховую пенсию, необходимо достичь определенного возраста. Сейчас его рассчитывают с учетом переходного периода. В 2024 году на пенсию могут выйти женщины в 58 лет и мужчины в 63 года. К 2028 году пенсионный возраст для женщин составит 60 лет, а для мужчин — 65 лет.
Учитывают также льготный стаж, например, работу на Крайнем Севере.
При этом из гражданского стажа для назначения страховой пенсии исключают следующие периоды:
-службу в армии;
-периоды, которые учли для военной пенсии.
Минимальный трудовой стаж для выхода на пенсию в 2024 году составляет 15 лет. Для страховой пенсии также потребуется минимальное количество пенсионных баллов. В 2024 году — это 28,2 балла, а в 2025 году — 30.
Обычным пенсионерам положена прибавка в виде фиксированной выплаты. В 2024 году она составляет 8 134,88 рубля. Однако военным пенсионерам такая фиксированная выплата не положена.
Негосударственное пенсионное обеспечение. В России пенсия делится на страховую и накопительную части. Последняя переводится в СФР или НПФ и выплачивается при достижении пенсионного возраста.
Накопительная пенсия формируется у граждан младше 1967 года рождения, которые подали заявление на ее формирование до 2015 года. А также у мужчин 1953–1966 годов рождения и женщин 1957–1966 годов рождения, в пользу которых работодатель уплачивал страховые взносы на накопительную пенсию с 2002 по 2004 годы.
Пенсионные накопления, которые граждане сформировали до 2014 года, инвестируют СФР или НПФ, если застрахованное лицо перевело накопительную часть туда.
Граждане 1966 года рождения и старше могли стать участниками программы государственного софинансирования пенсии или направить на формирование будущих накопительных выплат материнский капитал. Сейчас гражданин может самостоятельно направлять взносы на негосударственное пенсионное обеспечение. Выбранный НПФ инвестирует средства, а затем выплачивает их гражданину обратно. К моменту выплат сумма за счет инвестирования может быть ощутимо больше сделанных взносов.
Оформить двойную пенсию можно в клиентской службе Социального фонда России или МФЦ. Потребуются:
-заявление;
-паспорт;
-документы, подтверждающие право на выплаты.
Обращение рассмотрят в течение десяти дней.
Таким образом, получать сразу две пенсии могут граждане из числа льготных категорий. Например, некоторые военнослужащие могут получать одновременно страховую пенсию по старости и пенсию по выслуге лет или инвалидности. Право на две выплаты есть у участников ВОВ, обладателей знака «Жителю блокадного Ленинграда» и федеральных гражданских служащих. Полный перечень льготных категорий дан в ст. 3 закона о государственном пенсионном обеспечении.
Также гражданин может одновременно получать пенсию по старости и корпоративную пенсию, если его работодатель делал дополнительные взносы в НПФ на своего работника.
Кроме того, гражданин может получить накопительную пенсию, если стал участником накопительной программы. Военнослужащие могут уволиться с военной службы, получать военную пенсию и трудоустроиться на гражданскую должность. При достижении пенсионного возраста и выработке необходимого страхового стажа гражданин сможет получать пенсию по старости и военную пенсию одновременно.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЬГОТНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ
3.1. Проблемы правового регулирования льготного пенсионного обеспечения в России Пенсионное обеспечение направлено на компенсацию гражданам утраченного заработка, который они больше не могут получить в связи с наступлением нетрудоспособности. Наряду с пенсиями по старости, назначаемыми по достижению определенного возраста и презюмируемой с этим снижением трудоспособности, существует категория досрочных пенсий, назначаемых с учетом трудового стажа на работах со вредными условиями труда.
Истоки существующего в настоящее время регулирования системы досрочных пенсий заложены еще в советский период.
Закон СССР «О государственных пенсиях», принятый по итогам работы XX съезда КПСС, закрепил основы системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения. Произошел переход от отраслевого (ведомственного) принципа, когда каждая отрасль имела свои списки вредных работ, к всеобщим спискам, объединившим отраслевые списки. В результате были сформированы Список № 1 (вредные и подземные условия труда) и Список № 2 (тяжелые условия труда).
В дальнейшем такой «списочный» подход был продолжен, в 1991 году приняты новые Списки № 1 и № 2 (далее по тексту - Списки), в целом расширившие перечень вредных профессий с учетом развития новых отраслей промышленности и технологий. Советский институт досрочных пенсий практически без изменений перешел в правовую систему Российской Федерации, тогда как форма собственности большинства предприятий поменялась с государственной на частную, что не могло не вызвать противоречий.
В целях реформирования пенсионной системы разработана и принята Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, обозначившая в отношении досрочных пенсий следующие проблемы: 1. Финансирование выплат досрочных пенсий осуществляется за счет общих доходов бюджета Социального фонда Российской Федерации, а не за счет дополнительных страховых взносов работодателей.
2. Работодатели переносят нагрузку по компенсации неблагоприятных условий труда, привлечению кадров на «вредные» рабочие места на государство, при этом работодатели экономически не заинтересованы в улучшении условий и повышении безопасности труда, а также в развитии системы профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Право на получение досрочных пенсий предоставляется независимо от фактических условий труда, показателей здоровья и сохранения трудоспособности работников.
Для решения назревших проблем проведено реформирование пенсионной системы. С принятием ФЗ от 03.12.2012 № 243-ФЗ на работодателей возложена обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу за работников, занятых на работах, включенных в Списки. Тем самым приняты меры по созданию самостоятельного финансового обеспечения выплаты досрочных пенсий. При этом уплата страховых взносов по дополнительному тарифу зависит от фактических условий труда на рабочем месте, определяемых по результатам СОУТ.
Право работника на досрочную пенсию с 01.01.2013 зависит не только от отработанного специального стажа, но и от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу.
Законодателем сделана попытка создания механизма финансового обеспечения выплат досрочных пенсий через введение страховых взносов по дополнительному тарифу, дифференцированному в зависимости от вредности условий труда. Также введение дополнительного тарифа создало экономические стимулы для работодателей к улучшению условий труда, сокращению рабочих мест с вредными условиями труда.
Несмотря на свои достоинства, сформированная система регулирования несет в себе и проблемы, связанные с не устранёнными коллизиями норм:
1. Работодатель обязан уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу, даже если у работника не возникает право на досрочную пенсию в случае выполнения работы, поименованной Списками, менее 80% рабочего времени. Согласно п. 5 и 6 Правил исчисления периодов работы, в стаж, дающий право на досрочную пенсию, включаются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени.
Само по себе требование выполнять работу в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени, введено в 1996 году, ранее такого требования к работникам законодательством не предъявлялось. Его установление можно объяснить попыткой учета фактического влияния неблагоприятных производственных факторов на здоровье работника: законодатель предположил, что при работе в условиях труда, предусмотренных Списками, менее 80 % рабочего времени, здоровью работника не будет причинен ущерб, влекущий более раннее наступление нетрудоспособности. Судебная практика ранее устойчиво исходила из того, что если у работника нет права на досрочную пенсию, то не подлежат начислению страховые взносы по дополнительному тарифу. Верховный суд РФ отмечал, что законодатель связывает обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам с правом работника на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда.
Своеобразный поворот практики произошел с принятием Определения Верховного Суда РФ от 01.11.2018 N 310-КГ18-10562 по делу N А64-3850/2017, в котором была поддержана позиция Пенсионного Фонда РФ. Рассмотрим доводы ВС РФ подробнее:
1. Закон № 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на соответствующих видах работ менее 80% рабочего времени;
2. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
3. Дополнительный тариф страховых взносов, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости предназначен для обеспечения выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе.
Солидарность поколений предполагает, что взрослое работающее население содержит нетрудоспособных (инвалидов, больных, стариков, малолетних сирот) и обеспечивает детей, а по достижении старческого возраста или более раннего наступления нетрудоспособности у каждого есть право в силу солидарности на помощь либо от подросших детей, либо от других трудоспособных лиц. Верховный Суд РФ приводит в качестве довода принцип солидарности поколений, означающий применительно к лицам, работающим в неблагоприятных условиях, что нынешнее поколение уплатой страховых взносов финансово обеспечивает выплату досрочной пенсии поколению, которое уже не может работать.
Аналогичную логику Верховный Суд РФ ранее обоснованно применил в вопросе о необходимости уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу за работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающих такую пенсию, но продолжающих работать в особых условиях труда – сделан вывод, что работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке. Поскольку лица, получающие досрочную пенсию, продолжают работать, они входят в состав «работающего» поколения, которое должно обеспечивать «неработающее» поколение.
Представляется ошибочным применение принципа солидарности поколений в отношении работников, не имеющих права на досрочную пенсию, поскольку принцип солидарности поколений подразумевает, что «работающее» поколение, обеспечивающее «неработающее», ожидает, что последующее «работающее» поколение будет, в свою очередь, обеспечивать их, когда они станут представителями «неработающего» поколения.
Тогда как Верховный Суд РФ включил работников, не имеющих права на досрочную пенсию, в состав «работающего» поколения, при этом заведомо отказав им в праве на последующее включение в состав «неработающего» поколения. Таким образом, за данную категорию работников подлежат уплате дополнительные взносы, но воспользоваться плодами их уплаты работники права не имеют. Такое расширение границ «работающего» поколения без соответствующего изменения границ «неработающего» поколения противоречит самому принципу солидарности поколений. Сохранение дополнительного критерия в виде требования выполнения работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени является корневой причиной возникновения коллизии – у работников нет права на досрочную пенсию, но есть обязанность уплачивать за них страховые взносы по дополнительному тарифу. Следует признать, что требование выполнения работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени, с введением процедуры СОУТ изжило себя. В настоящее время происходит конкуренция двух оценок фактических условий труда: 1) СОУТ, как результат исследования условий труда на конкретных рабочих местах; 2) «астрономический» подход, устанавливающий, что при выполнении работы в условиях труда, предусмотренных Списками, менее 80 % рабочего времени, здоровью работника не будет причинен ущерб, влекущий ранее наступление нетрудоспособности. Из двух применяемых оценок условий труда для устранения коллизии и восстановления пенсионных прав работников необходимо оставить только оценку условий труда по СОУТ, как наиболее полно учитывающую фактические условия труда на рабочем месте, и отменить положения абз. 2 п. 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29. Фактическое воздействие производственных факторов на организм человека в течение рабочего дня должно определяться по результатам СОУТ.
2. Работники, рабочим местам которых по результатам СОУТ установлен класс условий труда как «Вредные» или «Опасные», но их профессия отсутствует в Списках, не имеют права на досрочную пенсию по старости.
«Списочный» подход предполагает, что, если наименование должности или работы соответствует Спискам, то работа считается тяжелой или вредной в смысле, придаваемом ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливается презумпция вредности условий труда.
Последствием «списочного» подхода к определению круга лиц, имеющих право на досрочную пенсию, является статичность Списков, не учитывающая появления новых отраслей промышленности, изменения технологий. Это приводит к необходимости периодического обновления Списков, так, помимо обновления и расширения в 1991 году, в 1976 году Списки дополнялись внесением более 500 профессий.
Другим последствием «списочного» подхода является необходимость установления для определения наличия у работника права на досрочную пенсию тождественности профессии работника профессии, закрепленной в Списке.
3.2. Предложения по совершенствованию правового регулирования льготного пенсионного обеспечения в России
Как рассматривалось выше, в случае установления по результатам СОУТ класса условий труда на рабочем месте как «Оптимальные» или «Допустимые», даже при наличии профессии в Списках, работник не имеет права на досрочную пенсию, страховые взносы по дополнительному тарифу уплате за него не подлежат. В случае же установления результатами СОУТ класса условий труда «Вредные» или «Опасные», но отсутствия профессии в Списках, работник не имеет права на досрочную пенсию, страховые взносы по дополнительному тарифу уплате за него не подлежат.
Таким образом, результаты СОУТ действуют только в одну сторону – позволяют исключить работника из круга лиц, имеющих право на досрочную пенсию, но не позволяют включить в него профессии, не предусмотренные Списками, хотя вредность условий труда установлена. Как указывал Конституционный Суд РФ, установление льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости, в том числе снижение возраста ее назначения, связано с неблагоприятным воздействием на организм человека различного рода производственных, климатических и иных факторов и призвано компенсировать причиненный вред здоровью.
Исходя из цели назначения досрочных пенсий, выглядит нелогичным и необоснованным действующее в настоящий момент совмещение двух систем оценки условий труда – «списочного» подхода и СОУТ. Если «списочный» подход определяет наличие неблагоприятного воздействия производственных факторов на организм человека исходя из наименования профессии, не учитывая фактические условия труда, то СОУТ – на основании исследования оцениваемого рабочего места, позволяя установить фактические условия труда на рабочем месте.
В результате действующего в настоящий момент совмещения двух систем оценки условий труда появилась категория работников, условия труда которых оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека, влекущее раннее снижение трудоспособности, но которые не имеют права на досрочное назначение пенсии лишь по причине того, что их профессии не закреплены в Списках. Выводы двух систем оценки условий труда противоречат друг другу: «списочный» подход позволяет нам утверждать об отсутствии вредных условий труда, а СОУТ говорит о наличии вредных условий труда. При противоречии систем оценки условий труда законодатель в данной ситуации отдает приоритет «списочному» подходу, тогда как в противоположной ситуации, когда «списочный» подход утверждает о вредности условий труда, а СОУТ – об отсутствии вредности, законодатель отдает приоритет СОУТ. Нетрудно заметить, что приоритет систем оценки условий труда зависит от того, получится ли в результате отказать работнику в праве на досрочную пенсию. Такое манипулирование приоритетом систем оценки условий труда нарушает главный принцип назначения досрочных пенсий – досрочные пенсии назначаются с целью компенсации более раннего снижения трудоспособности, вызванного воздействием производственных факторов.
Было бы более правильным отказаться от «списочного» подхода к оценке наличия права на досрочную пенсию как устаревшего и принять в качестве основного способа определения наличия права на досрочную пенсию результаты СОУТ: если условия труда по результатам СОУТ «Вредные» или «Опасные», то подлежат уплате страховые взносы по дополнительному тарифу и у работника возникает право на досрочную пенсию. Это позволит уйти от проблемы статичности Списков и необходимости установления тождества профессии работника с профессией, закрепленной в Списке, при этом защитив право работников на досрочную пенсию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышеизложенного, необходимо сделать следующие выводы:
1. Под социальным обеспечением понимается установленная государством форма помощи гражданам, оказавшимся в сложных ситуациях.
Пенсионное обеспечение представляет собой форму социальной защиты граждан, которые, в силу определенных обстоятельств, потеряли заработок или иной доход, получили вред, причиненный здоровью, а также, обеспечивает в определенной степени, средства к существованию нетрудоспособным гражданам.
Под льготами в системе социального обеспечения понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать этот пробел. Льготы - это, прежде всего, социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность.
2 Досрочный выход на пенсию — это когда выплаты по старости получают раньше общеустановленного возраста: в 2024 году у мужчин это 63 года, у женщин — 58 лет. Такое возможно, если они проработали во вредных или тяжелых условиях труда, служили по контракту, родили трех и более детей, были уволены в предпенсионном возрасте или воспитывали детей с инвалидностью. Чтобы получать страховую пенсию по старости, граждане должны соответствовать определенным условиям. Пенсионная реформа еще продолжает действовать в России до 2028 года — это значит, что постепенно пенсионный возраст поднимается. Условия выхода на пенсию также изменяются: касается это не только возраста, но также и наличия пенсионных баллов и стажа.
Для рядового гражданина страны процедура макроэкономического планирования и формирования сбалансированного бюджета кажется весьма далекой от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого сколь - нибудь серьезного финансового учреждения, а тем более столь сложного и социально значимого, как Социальнный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.
Социальный фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Социального фонда РФ, и что такая задача только ему под силу, так как бюджет Российской Федерации не справляется даже с собственными задачами и переложение такой задачи на его плечи оказалось бы непосильной ношей для него.
4. Досрочный выход на пенсию — это когда выплаты по старости получают раньше общеустановленного возраста: в 2024 году у мужчин это 63 года, у женщин — 58 лет. Такое возможно, если они проработали во вредных или тяжелых условиях труда, служили по контракту, родили трех и более детей, были уволены в предпенсионном возрасте или воспитывали детей с инвалидностью.
5. Получать сразу две пенсии могут граждане из числа льготных категорий. Например, некоторые военнослужащие могут получать одновременно страховую пенсию по старости и пенсию по выслуге лет или инвалидности. Право на две выплаты есть у участников ВОВ, обладателей знака «Жителю блокадного Ленинграда» и федеральных гражданских служащих. Полный перечень льготных категорий дан в ст. 3 закона о государственном пенсионном обеспечении.
Также гражданин может одновременно получать пенсию по старости и корпоративную пенсию, если его работодатель делал дополнительные взносы в НПФ на своего работника.
Кроме того, гражданин может получить накопительную пенсию, если стал участником накопительной программы. Военнослужащие могут уволиться с военной службы, получать военную пенсию и трудоустроиться на гражданскую должность. При достижении пенсионного возраста и выработке необходимого страхового стажа гражданин сможет получать пенсию по старости и военную пенсию одновременно.
6. В целях реформирования пенсионной системы разработана и принята Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, обозначившая в отношении досрочных пенсий следующие проблемы: 1. Финансирование выплат досрочных пенсий осуществляется за счет общих доходов бюджета Социального фонда Российской Федерации, а не за счет дополнительных страховых взносов работодателей.
2. Работодатели переносят нагрузку по компенсации неблагоприятных условий труда, привлечению кадров на «вредные» рабочие места на государство, при этом работодатели экономически не заинтересованы в улучшении условий и повышении безопасности труда, а также в развитии системы профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. Право на получение досрочных пенсий предоставляется независимо от фактических условий труда, показателей здоровья и сохранения трудоспособности работников.
7. При противоречии систем оценки условий труда законодатель в данной ситуации отдает приоритет «списочному» подходу, тогда как в противоположной ситуации, когда «списочный» подход утверждает о вредности условий труда, а СОУТ – об отсутствии вредности, законодатель отдает приоритет СОУТ. Нетрудно заметить, что приоритет систем оценки условий труда зависит от того, получится ли в результате отказать работнику в праве на досрочную пенсию. Такое манипулирование приоритетом систем оценки условий труда нарушает главный принцип назначения досрочных пенсий – досрочные пенсии назначаются с целью компенсации более раннего снижения трудоспособности, вызванного воздействием производственных факторов.
Было бы более правильным отказаться от «списочного» подхода к оценке наличия права на досрочную пенсию как устаревшего и принять в качестве основного способа определения наличия права на досрочную пенсию результаты СОУТ: если условия труда по результатам СОУТ «Вредные» или «Опасные», то подлежат уплате страховые взносы по дополнительному тарифу и у работника возникает право на досрочную пенсию. Это позволит уйти от проблемы статичности Списков и необходимости установления тождества профессии работника с профессией, закрепленной в Списке, при этом защитив право работников на досрочную пенсию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС Консультант Плюс (Дата обращения 22.05.2024) Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС Консультант Плюс (Дата обращения 22.05.2024)
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 11.03.2024) "О страховых пенсиях"[Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС Консультант Плюс (Дата обращения 22.05.2024)
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации"[Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС Консультант Плюс (Дата обращения 22.05.2024)
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС Консультант Плюс (Дата обращения 22.05.2024) б…
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 10.07.2023) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"[Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС Консультант Плюс (Дата обращения 22.05.2024)
Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 29.05.2023, с изм. от 27.11.2023) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"[Электронный ресурс]. Режим доступа: СПС Консультант Плюс (Дата обращения 22.05.2024)
Научная и учебная литература
Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для вузов / А. В. Афтахова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 302 с. Богданов, М. Б. Пути решения проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации / М. Б. Богданов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 271-273.
Зайцева, А. Ю. Пенсионная система в РФ: проблемы и пути решения / А. Ю. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 167-170. Иванюженко А.Б. Пенсионная система Российской Федерации: проблемы, перспективы, пути реформирования. СПб: Алеф-Пресс, 2020. 366 с.
Кравченко Е. В. Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения как фактор повышения устойчивости пенсионной системы // Экономика труда. — 2020. — Том 7. — № 10. — С. 953–966.
Лапаев А. А. Демографические факторы, определяющие направления развития пенсионной системы российской федерации II Международный научно-исследовательский журнал -2021. — № 5 (107)-С. 21–24.
Молоствова, С. С. Правовой аспект социальных гарантий, связанных с пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и членов их семей / С. С. Молоствова// Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 285-287.
Рож, В. Д. Пенсионный возраст и модернизация пенсионных систем: отечественный н зарубежный опыт / В.Д. Рож. - М: Юрайт, 2020. - 336 с.
Роик, В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение. / учебное пособие для вузов / В.Д. Роик. - М.: Издательство Юрайт, 2023. – 478 c.
Стадникова, А. И. Военная пенсия: особенности назначения и правового регулирования / А. И. Стадникова // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 156-160. Сапожникова Н.И. О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Образование и право. - 2020. - № 3. - С. 79-82. Сухорукова, Н. В. Проблемы деятельности Пенсионного фонда РФ / Н.В. Сухорукова // Налоги и финансы. – 2020. – № 1 (45). – c. 38-45.
Соловьев, А. К. Проблемы измерения эффективности государственной пенсионной системы в условиях глобальных рисков / А.К. Соловьев // Хроноэкономика. – 2021. – № 4 (32). – c. 93-97.
Толстоброва, Н. А. Основные проблемы формирования современной модели пенсионного страхования. Вестник ПНИПУ / Н.А. Толстоброва // Социально-экономические науки. – 2020. – № 2. – c. 260-272.
Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.
Акты применения и реализации права
Определение Верховного Суда РФ № 310-КГ18-10562 от 01.11.2018 касается дела № А64-3850/2017.