Оглавление
Введение. 3
Теоретические основы государственной поддержки предпринимательства. 5
1.1 Понятие предпринимательства. Критерии отнесения к субъектам предпринимательства. 5
1.2 Понятие и виды государственной поддержки предпринимательства. 7
1.3 Роль государственных органов в развитии предпринимательства в стране. 15
Анализ состояния государственной поддержки предпринимательства в городcком округе город Арзамас Нижегородской области. 20
2.1 Характеристика состояния предпринимательской деятельности. 20
в городcком округе город Арзамас Нижегородской области. 20
2.2 Анализ программ поддержки предпринимателей в г.о.г. Арзамас. 23
Разработка рекомендаций по совершенствованию системы поддержки предпринимательства на территории городcкого округа город Арзамас. 48
3.1 Предложение мер по улучшению государственной поддержки предпринимательства в городcком округе город Арзамас Нижегородской области. 48
3.2 Пути развития предпринимательства на основе государственно-частного-парнерства. 50
Заключение. 53
Библиографический список. 56
Введение
Одной из главных проблем, с которой сталкивается малый бизнес в России, является недостаточная поддержка со стороны государства. Часто предприниматели отказываются от помощи государства из-за больших административных барьеров при получении мер государственной поддержки.
Для увеличения количества малых и средних предприятий необходимо создавать условия, которые смогут обеспечить экономическую выгоду, предоставить государственные гарантии, оказать помощь в развитии бизнеса на начальных и последующих этапах его функционирования.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что развитие малого бизнеса в России является одной из главных задач государства. Бизнес во всем мире признан одним из основных движущих сил экономики, так как предприниматели создают новые рабочие места, способствуют развитию конкуренции, а также занимают те рыночные ниши, где крупный бизнес не хочет работать. Но предприниматели и малые предприятия остаются наиболее уязвимыми. Это происходит в связи с тем, что на них больше отражаются изменения в экономике страны и законодательстве.
Степень изученности темы. Данной тематике посвящён широкий ряд научных статей и диссертационных исследований. В них входят исследования О. С. Барышевой [5], М. А. Батьковского [7], Е. А. Бурановой [8], Н. Г. Гаджиева [9], О. В. Глебовой [10], А. В. Гурьянова [11], Н. С. Сахчинской [12] и других. Работы указанных авторов послужили основой написания данной работы.
Целью данной работы является разработка на основании анализа рекомендаций по совершенствованию системы поддержки предпринимательства на территории городcкого округа город Арзамас Нижегородской области
Исходя из поставленной цели, в рамках данной работы предполагается решение следующих задач:
Объектом исследования является департамент торговли и туризма администрации городского округа город Арзамас
Предметом исследования в работе выступает государственная поддержка предпринимательской деятельности в городском округе город Арзамас.
Информационную основу написания выпускной квалификационной работы составили труды отечественных специалистов в области государственной поддержки предпринимательской деятельности, материалы периодической печати на данную тему, в том числе публикации о современном состоянии экономического развития предпринимательства.
Практическая часть выпускной квалификационной работы выполнена на доступных материалах департамента торговли и туризма администрации городского округа город Арзамас.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется разработанными предложениями по по улучшению государственной поддержки предпринимательства в городском округе город Арзамас, которые могут быть использованы.
При проведении исследования настоящей темы использовались методы анализа и синтеза, логический, сравнительный, системно-структурный, метод описания и изложения.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Первая глава посвящена раскрытию теоретических аспектов предпринимательства и государственной поддержки.
Вторая глава содержит анализ состояния государственной поддержки предпринимательства в городском округе город Арзамас.
Третья глава представлена практическими рекомендациями по совершенствованию системы поддержки предпринимательства на территории городского округа город Арзамас.
1.Теоретические основы государственной поддержки предпринимательства
Предпринимательство - важная часть современной системы управления рыночной экономикой, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Индивидуальные предприниматели составляют самый большой сегмент частных собственников и, в силу своей численности, играют важную роль не только в социальной экономике, но и в политической жизни страны.
Предпринимательство укрепляет рыночные отношения, основанные на демократии и частной собственности. По своему экономическому статусу и условиям жизни индивидуальные предприниматели близки к большинству населения и составляют основу среднего класса - гаранта социальной и политической стабильности общества.
Основная функция предпринимательства в России - производство и "предложение" товаров, услуг и работ конкретным потребителям и получение от них материального и морального вознаграждения.
Целью предпринимательской деятельности является воспроизводство спроса и продолжение воспроизводственных процессов, связанных с удовлетворением постоянно меняющихся и возрастающих потребностей отдельных людей или социальных групп и общества в целом.
Предприниматели должны получать удовлетворение от своей деятельности. Участвовать в решении социальных проблем, связанных с трудовой деятельностью работников, охраной здоровья, сохранением рабочего места и т. д. Государственная поддержка очень важна для развития МСП, так как помогает предпринимателям преодолеть многие проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются при открытии своего бизнеса.
Субъектами малого и среднего предпринимательства являются организации, соответствующие критериям, установленным ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестр МСП) (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Российская организация относится к субъектам малого или среднего предпринимательства, если соответствует следующим условиям пп. "а" п. 1, п. п. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 26.
Таблица1
Основные критерии определения малого и среднего предприятия
Показатели |
Среднее предприятие |
Малое предприятие |
Микро-предприятие |
Доходы |
2 млрд.руб |
800 млн.руб |
120 млн.руб |
Численность сотрудников |
101-250 чел. |
100 чел. |
15 чел. |
Доля участия других лиц в капитала |
Источник https://its.1c.ru/db/bizlegsup/content/158/hdoc
Государственная поддержка предпринимательства – это целенаправленное создание экономических правовых условий, стимулов для развития производств и условий инвестирования материальных и финансовых ресурсов для успешной работы и развития малого и среднего бизнеса
Государственная политика в области развития МСП в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, которые направлены на обеспечение реализации целей малого и среднего предпринимательства.
Рассмотрим подробно виды государственной поддержки предпринимательства в России.
Грант - это безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение и другие цели с последующим отчётом о её использовании. .
Получить его можно через местный орган власти, который отвечает за экономическое развитие региона. Выяснить условия финансирования, подготовить заявку на грант и даже написать бизнес-план вам помогут в центре «Мой бизнес» – такой центр есть в каждом регионе. Возместить затраты на открытие бизнеса также можно с помощью программы от регионального центра занятости. Через него можно вернуть деньги, которые вы потратите, например, на регистрацию юридического лица или покупку онлайн-кассы. Чтобы получить такую компенсацию, будущий предприниматель должен встать на учет в местный центр занятости населения и подать заявление на поддержку до того, как зарегистрирует ИП или ООО.
Например, гранты для молодых предпринимателей, где минимальная сумма гранта — 100 000 руб., максимальная — 500 000 руб. Гранты выделяются молодым предпринимателям до 25 лет, которые соответствуют следующим условиям:
Субсидии - это деньги, которые федеральные, региональные или местные власти на конкурсной основе выделяют на покупку оборудования, сырья или даже чего-то нематериального, например патента. Это тоже целевое финансирование, которое нельзя потратить не по назначению. Размер субсидий зависит от региона и конкретной программы господдержки — найти необходимую информацию по этому виду поддержки вы можете на портале для малого и среднего предпринимательства вашего региона.
Например, субсидии на возмещение затрат по оборудованию. Оказание государственной поддержки путем возмещения части затрат предпринимателей, связанных с приобретением нового оборудования, при этом размер субсидии не может превышать 50% от суммы.
Льготные кредитные программы с низкой процентной ставкой, где низкий процент достигается за счёт того, что часть затрат берёт на себя государство: оно компенсирует банку недополученную выгоду и таким образом поддерживает сразу несколько сфер.
Льготные кредиты можно взять на конкретные цели:
Условия для получения:
Налоговые каникулы или сниженные налоговые ставки для малых бизнесов. Налоговые каникулы — установленный законодательно срок, в течение которого впервые зарегистрированные ИП на УСН или ПСН могут применять нулевые налоговые ставки, установленные в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2014 № 477-ФЗ о внесении изменений в ч. 2 НК РФ.
Налоговые каникулы предполагают временное освобождение от уплаты определенных налогов или снижение налоговых ставок для определенных категорий предпринимателей. Это позволяет малым предприятиям сэкономить деньги, которые могут быть направлены на развитие бизнеса, увеличение производства или создание новых рабочих мест.
Налоговые каникулы – это освобождение только от уплаты налога по УСН или от уплаты стоимости патента.
Налоговыми каникулами в 2023 году смогут воспользоваться ИП, соблюдающие ряд требований:
Создание специальных инфраструктурных объектов. К ним относятся бизнес-инкубаторы и коворкинг-центры, которые представляют собой специально оборудованные здания или помещения, где предприниматели могут получить доступ к необходимой информации, консультациям от экспертов, а также инфраструктуре и ресурсам, позволяют предпринимателям взаимодействовать и обмениваться опытом.
Проведение конкурсов и программ субсидирования стартовых проектов малого бизнеса - данные мероприятия могут проводиться как на уровне государственных органов и бизнес-инкубаторов, так и на уровне частных компаний и благотворительных организаций. Они обычно направлены на выявление перспективных проектов, которые имеют потенциал для успешного развития и приносят пользу экономике и обществу.
К ним относятся следующие программы и гранты для старта малого бизнеса:
Упрощение процедур регистрации и лицензирования для предпринимателей - Для упрощения процедур регистрации и лицензирования можно использовать электронные сервисы и онлайн-платформы, чтобы предприниматели могли подать все необходимые документы через интернет без необходимости посещать офисы и заполнять бумажные анкеты. Также можно упростить процедуры путем сокращения количества необходимых документов и упрощения процедур проверки.
Предоставление прав на пользование государственным имуществом на льготных условия - такие меры часто принимаются с целью стимулирования развития определенных отраслей экономики, создания рабочих мест, поддержки малого и среднего бизнеса, а также содействия социальным программам и проектам. Льготы могут быть предоставлены как на определенный срок, так и на постоянной основе с учетом выполнения определенных условий и требований.
Профессиональные консультации в виде обучающих курсов о создании и ведении бизнеса – возможность бесплатно проконсультироваться с профессиональными бухгалтерами, юристами, экономистами и кадровыми работниками в центрах занятости населения, а также в государственных многофункциональных центрах «Мой бизнес».
Подготовка и переподготовка сотрудников - бесплатные курсы, тренинги и семинары по бизнес-планированию, налогам, маркетингу и многом другом есть у Корпорации МСП. Банк России периодически проводит обучающие онлайн-марафоны для малого бизнеса. На YouTube-канале «Деньги для дела» можно посмотреть записи вебинаров. Много бесплатных мероприятий в онлайн-формате проходит на Портале по поддержке МСП «Мой бизнес». Обучением занимаются и региональные фонды поддержки малого бизнеса. Прокачать свои бизнес-навыки и личностные качества Конкурсы и программы субсидирования стартовых проектов могут проводиться как на уровне государственных органов и бизнес-инкубаторов, так и на уровне частных компаний и благотворительных организаций.
Льготный лизинг - лизинге государство предоставляет льготные условия для аренды оборудования, транспорта или других активов для предпринимателей. Это может включать в себя субсидии на оплату лизинговых платежей, нулевую ставку налога на добавленную стоимость при лизинге, сниженные ставки арендной платы и т.д. Цель такой поддержки - стимулирование развития бизнеса и повышение его конкурентоспособности за счет улучшения доступа к необходимым ресурсам и технологиям. Льготный лизинг может рассматриваться как один из инструментов государственной политики по развитию малого и среднего бизнеса.
Таким образом, можно приобрести спецтехнику и промышленное оборудование. Срок лизингового договора составляет от 13 до 84 месяцев (не более 7лет). Уникальность программы заключается в том, что лизингоприобретателям предлагаются льготные процентные ставки:
Для получения такой поддержки, необходимо выполнение такие условий, как:
Упрощенная система отчетности - Специальный режим налогообложения, который предоставляется небольшим предпринимателям для упрощения учёта и налогообложения. В рамках упрощенной системы отчетности предпринимателям предоставляется возможность оптимизировать процесс ведения бухгалтерского учета и уплаты налогов. Она доступна для малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственных производителей, и при её использовании предпринимателям не требуется вести полноценный бухгалтерский учет в соответствии с общими правилами.
Упрощенная система налогообложения (УСН) – является специальным налоговым режимом и от общей системы отличается упрощенными расчетами относительно низкой налоговой нагрузки. УСН подходит для ИП и ООО, у которых годовой доход не превышает 268,5 млн.рублей, а число сотрудников не больше 130 человек. Если эти ограничения превысить, тогда происходит переход на общую систему налогообложения (ОСНО).
Федеральные ставки налога – 6% на УСН «Доходы» и 15% на УСН «Доходы минус расходы». Регионы могут уменьшать их до 1% и 5%.
Основная цель национальной программы поддержки - помочь бизнесу на всех этапах его развития, от идеи стартапа до расширения и экспорта. Многие административные барьеры были устранены, а сам образ предпринимателя стал более распространенным. Экономические показатели страны улучшились, а занятость увеличилась. Предпринимателям помогают различные виды поддержки бизнеса.
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может варьироваться в зависимости от социальных условий, обстоятельств и целей, которые ставит перед собой государство. В странах с развитой рыночной экономикой государство регулирует функционирование и развитие МСП.
Для этого создаются специальные государственные органы, представляющие и защищающие интересы МСП, а также контролирующие реализацию намеченных государственных программ. Государственное регулирование и поддержка МСП базируются на законодательной правовой и финансовой базе, организационно-методической системе и различных исследовательских системах.
Известно, что государство выступает в качестве тормоза развития предпринимательской деятельности, когда для нее создаются неблагоприятные условия или когда определенные виды предпринимательской деятельности запрещены.
Функция государства как ускорителя предпринимательского процесса представляет наибольшую ценность для предпринимательства в целом и МСП в частности. Поэтому целесообразно рассмотреть этот вопрос более подробно.
Государство отвечает за образовательную функцию, то есть за профессиональную подготовку и обучение предпринимательских кадров.
Для этого на административном уровне разрабатываются специальные программы поддержки предпринимателей, включая льготное финансирование и налоговые меры.
Наконец, государство обычно отвечает за функцию создания всей необходимой предпринимательской инфраструктуры для предпринимателей, то есть всех вспомогательных структур, которые могли бы предоставлять предпринимателям услуги, необходимые для реализации их проектов (учитывая основное содержание предпринимательского проекта).
С этой целью государство стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.
Государство регулирует предпринимательскую деятельность законодательно. В частности, Российская Федерация рассматривает регулирование ступенчатым образом, т. е. на каждом уровне законодательной власти имеются законы, регулирующие в той или иной степени предпринимательство:
Государство уделяет особое внимание некоторым МСП с интенсивной научной и производственной деятельностью. Государственное регулирование и помощь в развитии МСП направлены на:
Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
Основными целями программы являются: поддержание занятости; обеспечение социально-экономической стабильности; повышение общего благосостояния населения; укрепление инвестиционного процесса; содействие инновациям путем финансирования разработки новых продуктов. [19]
Однако поддержка малого предпринимательства на государственном уровне должна быть адресной, т. е. содействовать развитию малых форм хозяйствования. Для получения статуса малого предприятия субъекту малого предпринимательства необходимо постоянно соответствовать критериям, которые содержатся в Федеральном законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Закон регулирует отношения между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области развития предпринимательства МСП, определяет понятие развития предпринимательства МСП, инфраструктуру поддержки развития предпринимательства МСП, виды и формы поддержки.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 209-ФЗ определяются полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства. Органы местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития предпринимательства, в том числе:
Установленный статьей 11 Федерального закона № 209-ФЗ перечень не является исчерпывающим. Это означает, что органы местного самоуправления вправе реализовывать и иные полномочия, установленные как данным законом, так и иными законами, например предоставление налоговых льгот по местным налогам.
Закрепление за муниципалитетом вопросов регионального значения и полномочий по их реализации означает не только право действовать определенным образом в определенных сферах, но и обязанность создавать условия (оказывать поддержку) для развития соответствующих функций, в данном случае МСП, на территории муниципалитета.
2. Анализ состояния государственной поддержки предпринимательства в городcком округе город Арзамас Нижегородской области
2.1 Характеристика состояния предпринимательской деятельности
в городcком округе город Арзамас Нижегородской области
Арзамас - город находящийся в России, в Нижегородской области. Город областного значения, центр городского округа город Арзамас. Арзамас является единственным в Нижегородской области историческим поселением федерального значения.
Малый и средний бизнес является индикатором развития территории в городском округе и играет значительную роль в решении экономических и социальных задач округа, он способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, обеспечивает экономическую самостоятельность населения.
По итогам 2023 года в городском округе осуществляли деятельность 4 572 субъектов малого и среднего предпринимательства, а также 7 360 самозанятых граждан.
Таблица 2
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства
в г.о.г. Арзамас
Показатели |
2022 год |
2023 год |
2023 г. к 2022г. % |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: |
4407 |
4572 |
103% |
-индивидуальных предпринимателей, ед. |
3241 |
3408 |
105% |
-малых предприятий, ед. |
1153 |
1151 |
99% |
-средних предприятий, ед. |
13 |
13 |
100% |
Количество граждан, применяющих налог на профессиональный доход (самозанятые), ед. |
5269 |
7360 |
140% |
Доля занятых в МСП в общей численности, занятых в экономике городского округа, % |
25,8 |
29,4 |
114% |
*2023 год- данные после объединения города Арзамас и Арзамасского района.
Источник: Данные предоставлены из отчета директора АНО «АЦРП» для учредителя
Источник: составлено автором на основе:[14]
Рис.1 Количество субъектов МСП за 2022-2023 год на территории г.о.г. Арзамас
Отраслевое распределение малых предприятий по видам экономической деятельности характеризуется преобладанием малого и среднего бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли, обрабатывающего производства, строительства и услуг.
Малыми предприятиями города за 2023 год отгружено продукции на сумму 14 038,9 млн. рублей. Доля малого бизнеса в объеме отгруженной продукции в экономике городского округа-10,6%. Основную долю в отгрузке малых предприятий занимают предприятия: АО «Физоптика», ООО «Арзамасский кабельный завод», ООО «Техномер», ООО «Экоресурс» и ЗАО «Авиатех».
Розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая уровень жизни населения, обеспечивая занятость населения, развитие малого бизнеса и социально-экономическое развитие города.
В настоящее время в г. Арзамас развивается сеть предприятий арзамасских предпринимателей - торговые марки «Арзамасский хлеб», «Родное море», «Рыба плюс», «Смак», «Хиринские продукты», пекарня «Жаркова», пекарни «Любимая пекарня», «Своя пекарня», «Бруни Макаруни» и др.
Следует отметить, что в г. Арзамас успешно развивается такой формат сетевой торговли, как дискаунт – универсальный магазин, работающий по методу самообслуживания и реализующий в основном товары повседневного спроса по низким ценам, это 2 дискаунта торговых сетей «Смарт», 3 дискаунта «Светофор», 3 дискаунта «Чижик».
Обеспеченность населения торговыми площадями остается на высоком уровне, но сохраняется неравномерность размещения объектов торговли по микрорайонам города.
Важную роль в обеспечении устойчивого развития территорий и достижении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, создании условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности играет мелкорозничная сеть нестационарных торговых объектов на территории города Арзамаса. Схема размещения нестационарных объектов торговли включает 432 места для размещения павильонов, киосков, передвижных объектов различной специализации. За год на сельских территориях включено в схему дополнительно 12 мест для размещения автолавок.
Одним из важных факторов в развитии торговли является развитие такого направления, как интернет торговля и активное развитие предприятиями онлайн - торговли и собственных служб доставки. Их доля за 2023 год значительно выросла с 72 пункта до 113 пунктов выдачи на территории городского округа город. Для традиционного ритейла выход в онлайн и организация экспресс- доставки также становится нормой.
На этом фоне заметно меняется и поведение потребителей товаров и услуг. С одной стороны, это связано со сменой поколений, с другой, благодаря пандемии, подавляющее большинство населения стало гораздо более технически подготовленным и требовательным в отношении поиска наилучшего сочетания цена/качество, выгодных предложений программ лояльности и персональных скидок. Мобильные приложения помогают им сделать это быстро, удобно и безопасно.
2.2 Анализ программ поддержки предпринимателей в г.о.г. Арзамас
Целью инфраструктуры городского округа город Арзамас является комплексное обеспечение потребностей предпринимателей по всем направлениям организации, ведения и расширения собственного бизнеса, в том числе оказание предпринимателям широкого спектра услуг в информационном, обучающем, консультационном, правовом, финансовом, имущественном направлениях.
Основные субъекты инфраструктуры поддержки развития малого и среднего предпринимательства округа – Автономная некоммерческая организация «Арзамасский Центр развития предпринимательства» (далее-АНО «АЦРП») и «Совет по развитию малого и среднего предпринимательства городского округа город Арзамас».
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 05.12.2008 № 171-З «О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области», Уставом городского округа город Арзамас Нижегородской области, администрацией городского округа, в лице департамента торговли и туризма, разработана муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства и торговли в городском округе город Арзамас Нижегородской области» на 2022-2027 годы (далее- муниципальная программа).
Соисполнителями мероприятий муниципальной программы являются департамент экономического развития администрации городского округа Арзамаса, отдел по учету и отчетности администрации городского округа город Арзамас, департамент сельского хозяйства администрации городского округа город Арзамас.
Участники программы- АНО «АЦРП», субъекты малого и среднего предпринимательства.
Цель муниципальной программы - создание и обеспечение благоприятных условий для увеличения роли субъектов малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии городского округа город Арзамас, содействие развитию малого и среднего бизнеса в приоритетных для муниципального образования направлениях деятельности.
Задачи муниципальной программы:
Муниципальная программа состоит из двух подпрограмм: Подпрограммы 1 «Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе город Арзамас Нижегородской области» и Подпрограммы 2 «Развитие торговли в городском округе город Арзамас Нижегородской области».
Реализация Подпрограммы 1 направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для поддержки и развития предпринимательства в городском округе и будет осуществляться в соответствии с Перечнем подпрограммных мероприятий.
Таблица 3
Объемы финансирования мероприятий по реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства и торговли в городском округе город Арзамас Нижегородской области»
Мероприятие |
Год/Объем финансирования |
|||||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
|
Организация и проведение публичных мероприятий (городской конкурс «Предприниматель года», день Российского предпринимательства и другие) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
80 |
80 |
Финансовое обеспечение (возмещение) части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
400 |
396,5 |
Содержание и обеспечение текущей деятельности АНО «АЦРП» |
140 |
140 |
161 |
161 |
170 |
170 |
170 |
170 |
7042,7 |
7042,7 |
Материально-техническое обеспечение АНО «АЦРП» |
74 |
74 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
220 |
220 |
Организация работы окон центра «Мой бизнес» |
87 |
86,8 |
269 |
265 |
486 |
486 |
486 |
486 |
599,2 |
599,22 |
ИТОГО |
301 |
300,8 |
430 |
426 |
656 |
656 |
656 |
656 |
8341,9 |
8338,5 |
Источник: Данные предоставлены из отчета директора АНО «АЦРП» для учредителя
Основными ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы 1 по итогам 2027 года будут:
Подпрограммные мероприятия направлены на решение задач Подпрограммы 1 и обеспечивают преемственность государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на местном уровне.
Финансирование мероприятий муниципальной программы осуществляется за счет средств местного и областного бюджетов. Общий объем финансирования мероприятий муниципальной программы за 2023 год составил за счет средств местного бюджета 8 338, 50 тысяч рублей.
Источник: составлено автором на основе:[14]
Рис.2 Количество оказанных услуг АНО «АЦРП» за 2022-2023 год на территории г.о.г. Арзамас
Основным исполнителем мероприятий муниципальной программы является АНО «АЦРП». Услугами АНО «АЦРП» за 2023 год воспользовались 12 707 субъектов малого и среднего предпринимательства и граждан города Арзамаса (в 2022- 11 673, 108,8 % к прошлому году). Всего за 2023 год оказано 4 166 бухгалтерских услуг (в 2022 -3 163), что составило 132 % к прошлому году и проведено 6 641 юридических консультаций (в 2022 – 7 854,) уменьшение на 15 %. В 2023 году была продолжена работа «горячей» телефонной линии (67 звонков, в 2022 -39 ). В окнах центра «Мой бизнес» оказано 613 консультаций (в 2022 - 408).
В 2023 году в рамках реализации федерального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» на базе АНО "АЦРП" прошла бизнес-игра "Займись делом". Победители получили ценные меры поддержки от АНО "Агентство по развитию кластерной политики и предпринимательства Нижегородской области" - разработка сайта, размещение на маркетплейсах, продвижение в соцсетях.
За консультацией по получению займов и других кредитных программ (лизинг) от кредитных организаций (Сбербанк, НБД-Банк, ВТБ банк, Альфа-Банк) в АНО «АЦРП» в 2023 году обратилось 163 предпринимателя ( в 2022 – 121 предприниматель). Помощь в оформлении пакета документов оказывалась через цифровую платформу МСП.РФ при личном обращении предпринимателя.
За консультационной поддержкой в части применения режима «Налог на профессиональный доход» обратились 360 гражданина ( в 2022 – 232 гражданин), среди них 47 участников программы «Займись делом». Помощь в регистрации в программном продукте «Мой налог» получили 241 физических лиц ( в 2022 – 145 физических лиц).
Источник: составлено автором на основе:[14]
Рис.3 Количество консультационных поддержек оказываемых АНО «АЦРП» за 2022-2023 год на территории г.о.г. Арзамас
Основные формы информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства - информационные семинары, "круглые столы" с представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления, бизнес нетворкинг, школа молодого предпринимателя, мастер-классы, размещение сведений о государственных, региональных, муниципальных мерах поддержки бизнеса, новостей, рекомендаций, имиджевых статей, видеоматериалов на официальном сайте администрации города, сайте АНО «АЦРП», в тематической группе в социальных сетях и в тематических группах в мессенжерах.
В целях стимулирования предпринимательской активности среди женщин, пропаганды роли и места малого и среднего предпринимательства в развитии экономики в городском округе город Арзамас, формирования положительного имиджа женщины – предпринимателя в 2023 был впервые проведен конкурс «Затейница», на котором были отмечены дипломами 23 участницы.
В целях выявления, поощрения и распространения передового опыта субъектов малого и среднего предпринимательства, и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятые граждане), наиболее эффективно работающих, занимающихся решением социальных проблем, благотворительной деятельностью, внесших значительный вклад в развитие предпринимательства в городском округе город Арзамас и ко дню «Российского предпринимательства» на территории округа проведен ежегодный конкурс «Предприниматель года», в котором приняли участие 14 субъектов МСП (7 победителей в номинациях).
В целях легализации заработной платы, повышения её уровня при администрации города осуществляла деятельность Межведомственная комиссия по экономической безопасности с участием представителей ФНС, ПФР, ФСС, отдела экономической безопасности и противодействия коррупции Отдела МВД России по г. Арзамасу, Арзамасского межрайонного следственного отдела следственного комитета РФ по Нижегородской области.
В 2023 году проведено 10 заседаний межведомственной комиссии по экономической безопасности (МВК), на которых рассматривались вопросы по увеличению работодателями уровня заработной платы до среднего уровня по виду экономической деятельности и погашению задолженности по налогам и по соблюдению трудового законодательства в отношении граждан предпенсионного возраста. Получены пояснения от 51 работодателя, выплачивающего заработную плату работникам ниже МРОТ в Российской Федерации и (или) ниже уровня ВЭД. Обязательства по повышению уровня заработной платы в среднем на 17% приняли на себя 27 работодателей. Проведена работа с 152 юридическими лицами, имевшими задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет области. Из них 66 работодателей задолженность погасили или урегулировали, на сумму более 162,8 млн. рублей.
Субъекты малого и среднего предпринимательства регулярно получают актуальную информацию о мерах государственной поддержки, проводимых конкурсах, выставках, семинарах через официальный сайт администрации города - 20 публикаций, газета «Арзамасские новости»- 3 публикации, газета «Арзамасская правда»- 4 публикации, сайт АНО «АЦРП» - 47 публикаций, страницы в социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники) – 286 публикаций. Видео-подкасты в социальных сетях (11.04.2023, 06.05.2023, 12.05.2023, 01.06.2023, 18.08.2023).
Существует перечень видов поддержки, которые оказываются предпринимателям, но они разнятся в зависимости от региона к региону, рассмотрим более подробно меры поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, планирующих начать свой бизнес на территории городского округа город Арзамас.
Таблица 4
Меры поддержки предпринимателей в городском округе город Арзамас
(по состоянию на 31.01.2024)
Форма поддержки |
Конкретные меры поддержки |
Кол-во |
Знач. план* |
Знач. факт* |
Консультационная поддержка |
Проведение консультаций для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (по вопросам финансового планирования, маркетингового сопровождения деятельности, правового обеспечения) |
ед |
6000 |
6325 |
Оказание помощи субъектам малого и среднего предпринимательства в подготовке пакета документов для включения в Реестр социальных предприятий |
ед |
0 |
15 |
|
Образовательная поддержка |
Обучение субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", и лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность по образовательным программам АНО «АЦРП» |
чел |
80 |
21 |
Обучение субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", и лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность с целью повышения их квалификации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, реализации инновационной продукции и экспорта товаров (иные программы сторонних организаций) |
чел |
40 |
94 |
|
Подготовка субъектов малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", к участию в ежегодных региональных и федеральных конкурсах «Предприниматель года», «Лучший социальный проект года» и других |
чел |
10 |
47 |
|
Организация и проведение семинаров, конференций, форумов, круглых столов |
ед |
24 |
26 |
|
Информационная поддержка |
Организация и проведение мероприятий, направленных на вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи в возрасте 14 - 17 лет. Проведение встреч учащейся молодежи с участием действующих предпринимателей |
ед |
5 |
5 |
Организация и проведение публичных мероприятий, направленных на создание положительного образа предпринимателя (конкурсы, фестивали) |
ед |
4 |
7 |
|
Подготовка и печать рекламно-информационных материалов (анкеты, листовки, брошюры, буклеты и т.д.) |
шт |
200 |
200 |
|
Размещение информационных материалов о развитии предпринимательства, мерах поддержки в средствах массовой информации, социальных сетях. |
шт |
120 |
286 |
|
Съемка и размещение видео-подкастов с успешными предпринимателями в социальных сетях |
ед |
0 |
5 |
|
Финансовая поддержка |
Финансовая поддержка по субсидированию части затрат СМиСП, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) |
чел |
4 |
5 |
Компенсация части затрат на изготовление и установку вывесок в исторической части Арзамаса |
чел |
12 |
16 |
|
Имущественная поддержка |
Предоставление во владение и (или) пользование имущества (нежилых помещений), находящегося в муниципальной собственности городского округа город Арзамас, СМиСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СмиСП в соответствии с действующим законодательством |
ед |
2 |
3 |
Источник: * Плановые значения показателя –Приложение к Соглашению о предоставлении из бюджета городского округа город Арзамас субсидии в виде имущественного взноса в целях финансового обеспечения уставной деятельности автономной некоммерческой организации «Арзамасский Центр развития предпринимательства» на содержание и обеспечение текущей деятельности
**Фактические показатели- Отчет о фактически достигнутых ключевых показателях эффективности деятельности, необходимых для достижения результата предоставления субсидии за 2023 год (от 10 января 2024 года, предоставлен директором АНО «АЦРП»)
Таблица 5
Количество оказанных услуг на территории городского округа город Арзамас
Год |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Образовательные услуги |
202 |
104 |
96 |
76 |
21 |
Информационные услуги |
678 |
2444 |
2611 |
580 |
1879 |
Юридические услуги |
599 |
5887 |
6457 |
7854 |
6641 |
Бухгалтерские услуги |
2559 |
3254 |
3208 |
3163 |
4166 |
Всего |
4038 |
11689 |
12372 |
11673 |
12707 |
Источник: Данные предоставлены из отчета директора АНО «АЦРП» для учредителя
Источник: составлено автором на основе:[14]
Рис.4 Количество услуг оказанных АНО «АЦРП» малому и среднему предпринимательству на территории г.о.г Арзамас
Наблюдается снижение количества образовательных услуг из-за большого количества доступных онлайн-курсов в сети Интернет. В 2020-2021 году в связи с пандемией Covid-19 были введены ограничения работы субъектов бизнеса в целях предотвращения распространения заболевания, поэтому потребность в информационных услугах увеличилась. Так как количество мероприятий упало и в период карантина многие предприятия не работали, в связи с этим регионом оказывалась поддержка в виде субсидий. Количество обращений за юридическими и бухгалтерскими услугами увеличивается с каждым годом.
Таблица 6
Объемы финансирования систем мероприятий, направленных на развитие МСП, в г.о.г Арзамас
Показатели / Год |
2022 |
2023 |
Достигнутый эффект |
Количество организаций инфраструктур поддержки:
|
1 АЦРП 6 чел 12372/3,7 |
1 АЦРП 6 чел 12707/3,7 |
Увеличение охвата оказанными услугами и мерами государственной поддержки субъектов МСП |
Муниципальная программа (местный бюджет), всего, млн.руб |
0,7 |
8,3 |
Рост доли расходов бюджета на развитие и поддержку МСП Увеличение объема средств бюджета МО на финансирование мероприятий по поддержке и развитию МСП |
Бюджет: Софинансирование из ОБ: 80% - региональный бюджет 20% - местный бюджет |
0 - 0 0 |
0,7 - 0 0,7 |
Рост доли расходов бюджета на развитие и поддержку МСП Увеличение доли субъектов МСП, получивших финансовую поддержку в общей численности субъектов МСП Рост общего объема расходов бюджета МО на развитие и поддержку МСП в расчете на 1 субъекта МСП, поучившего поддержку |
Инфраструктура поддержки: Внебюджет, млн руб: 2022/2023 г. |
0,7 1,7 |
8,3 1,2 |
Улучшение технической оснащенности инфраструктур поддержки Возможность привлечения высокопрофессиональных спикеров Высокий кадровый потенциал инфраструктур Увеличение охвата оказанными услугами и мерами государственной поддержки субъектов МСП |
Кол-во мероприятий для субъектов МСП, в т.ч: |
11 3 1 7 0 |
30 12 4 11 3 |
Увеличение притягательности инфраструктур поддержки для субъектов МСП |
Источник: Данные предоставлены из отчета директора АНО «АЦРП» для учредителя
Таким образом, удалось достичь роста доверия у бизнес-сообщества к представителям власти и инфраструктурам поддержки и активизации процессов их взаимодействия. Повысить оценки предпринимательским сообществом деятельности администрации города по улучшению предпринимательского и инвестиционного климата, а также увеличить количество представителей муниципального образования – участников конкурсов.
Рассмотрим подробнее финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Арзамас.
Администрация городского округа город Арзамас в 2023 году приняла участие в конкурсном отборе Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области на предоставление из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области субсидий на софинансирование муниципальных программ на мероприятие по субсидированию части затрат СМиСП, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).
Порядок предоставления и распределения из областного бюджета бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Нижегородской области субсидий на материально-техническое обеспечение бизнес-инкубаторов и муниципальных центров(фондов) поддержки предпринимательства разработан в соответствии со статьей 139 и пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 4 марта 2020 г. N 181.
Субсидии предоставляются местным бюджетам в рамках реализации государственной программы Нижегородской области "Развитие предпринимательства Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. N 290 (далее - государственная программа), в целях софинансирования Нижегородской областью расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении органами местного самоуправления муниципальных и городских округов Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления) полномочий по вопросам местного значения, предусмотренных пунктом 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для реализации включенных в муниципальные программы мероприятий по материально-техническому обеспечению бизнес-инкубатора, расположенного на территории соответствующего муниципального образования.
Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, сводной бюджетной росписи областного бюджета, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке министерством финансов Нижегородской области.
В ходе конкурсного отбора городской округ город Арзамас получил региональную субсидию в размере 700,0 тысяч рублей. Из местного бюджета было выделено 400,0 тысяч рублей.
Постановлением администрации городского округа утвержден порядок предоставления субсидии, проведен конкурс на предоставление финансовой поддержки по субсидированию части затрат СМиСП, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком, субсидия предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, отобранным в результате рассмотрения и оценки представленных ими заявок на участие в отборе в целях возмещения части затрат по договорам купли-продажи оборудования, заключенным не ранее 01 января 2022 года. Размер субсидии устанавливается в размере произведенных заявителем затрат на приобретение оборудования, включая затраты на монтаж оборудования в размере не более 50% от стоимости оборудования, но не более 500,0 тысячи рублей.
По результатам конкурса в 2023 году 5 СМиСП получили субсидию на общую сумму 1 096,5 тыс. рублей. В 2024 году, при проведении конкурсного отбора Министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, г.о.г. Арзамас также планирует принять участие. На мероприятие по субсидированию части затрат СМиСП в муниципальной программе в текуущем году выделен 1 миллион рублей (не менее 20% от объема субсидии, необходимого для исполнения расходного обязательства).
Также, к финансовому виду поддержки относятся Субсидии на вывески в соответствии с архитектурно-художественной концепцией внешнего облика улиц и территорий города Арзамаса.
Администрация городского округа город Арзамас 14 ноября 2022 года утвердила Порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат на изготовление и установку вывесок в соответствии с архитектурно-художественной концепцией внешнего облика улиц и территорий города Арзамаса.
В соответствии с постановлением администрации города Арзамаса от 07.02.2022 №150 «Об утверждении архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц и территорий города Арзамаса» (ул.Гостиный ряд, пл.Соборная) и распоряжением администрации города Арзамаса от 23.07.2021 №202-р «Об утверждении архитектурно-художественных концепций» (ул. Карла Маркса) (далее, при совместном упоминании - Концепции), объект - здание, часть здания, помещение в здании, находящееся в собственности, в аренде и (или) пользовании, должны иметь вывески одной стилистики.
Субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, фактически понесенных и документально подтвержденных затрат (части затрат) на изготовление и установку вывесок в соответствии Концепцией. Источником финансового обеспечения субсидий являются средства бюджета городского округа город Арзамас Нижегородской области.
Субсидия предоставляется в размере, установленном Комиссией, исходя из расчета 50 процентов от фактического объема понесенных затрат, связанных с изготовлением и (или) установкой вывесок в соответствии с Концепцией, при этом максимальный размер предоставляемой субсидии не может быть более 20 000 рублей за одну вывеску. Субсидией в 2023 году воспользовались 16 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме муниципальной финансовой поддержки, предприниматели городского округа получают различные виды региональной финансовой поддержки: 1-от Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области на общую сумму 167 миллионов рублей.
Таблица7
Виды региональной финансовой поддержки сельского хозяйства
Региональная финансовая поддержка |
Объем финансирования, млн.руб |
Условия предоставления |
Субвенция на поддержку племенного животноводства |
17 545,043 |
Предоставляется: организациям по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных; организациям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, производящим сельскохозяйственную продукцию, осуществляющим ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующим эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ и услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 50 процентов за календарный год; организациям по племенной работе; организациям, осуществляющим иммуногенетическую экспертизу. |
Субсидия на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока |
33 316,330 |
|
Субвенция на возмещение части затрат на приобретение элитных семян |
8 616,692 |
Условием предоставления субсидий, предусмотренных п.п. 5.1 п.5 Положения, является включение получателя в Реестр сельскохозяйственных организаций, осуществляющих производство и реализацию семян высших репродукций сельскохозяйственных растений. Для принятия решения о включении сельскохозяйственных организаций в Реестр Минсельхозпрод образует комиссию. Состав комиссии, положение о ней, порядок и критерии отбора сельскохозяйственных организаций для включения в Реестр устанавливаются Минсельхозпродом. Реестр размещается на официальном сайте Минсельхозпрода в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". |
Субсидия на возмещение части затрат на поддержку производства картофеля и овощей открытого грунта |
22 346,296 |
|
Субсидия на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых |
16 169,630 |
|
Субвенция на обеспечение прироста сельскохозяйственной продукции собственного производства в рамках приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса |
7 895,932 |
|
Источник: Данные предоставлены из отчета директора АНО «АЦРП» для учредителя
2- от Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области:
В соответствии с Решением городской Думы городского округа город Арзамас Нижегородской области от 30.07.2021 №119 «О предоставлении отдельным категориям налогоплательщиков льготы по уплате налога на имущество физических лиц на территории города Арзамаса» Администрация городского округа город Арзамас одно из не многих муниципальных образований Нижегородской области снизил налоговую нагрузку на субъекты МСП уменьшив налог на имущество физических лиц за 2021 год по объектам налогообложения, включенным в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ в размере 25% от подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объектов налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика. По итогам реализации данной меры поддержки, выпадающие доходы бюджета городского округа город Арзамас составили в 2022 году 19 393,3 тыс. рублей.
На территории г.о.г Арзамас оказывается имущественная поддержка предпринимателей. Городская Дума решила утвердить порядок и условия предоставления в аренду объектов, включенных в перечень муниципального имущества города Арзамаса, свободного от прав третьих лиц, предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование (аренду) на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Разработан порядок в целях совершенствования имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства в городском круге город Арзамас Нижегородской области, для повышения эффективности управления муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования, для установления порядка и условий предоставления в аренду.
Перечень содержит находящееся в казне недвижимое и движимое имущество, земельные участки, а также недвижимое и движимое имущество, закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или за муниципальными казенными предприятиями на праве оперативного управления и муниципальными учреждениями на праве
оперативного управления.
Заключить договор аренды имущества, включенного в Перечень, имеют право следующие субъекты (далее-Субъекты):
Размер арендной платы определяется на основании отчета рыночной стоимости арендной платы, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации. В случае заключения договора аренды по итогам проведения торгов арендная плата устанавливается на основании протокола об итогах торгов.
Таблица 8
Условия предоставления имущественной поддержки
Условия арендной платы |
Первый год аренды |
Второй год аренды |
Третий год аренды |
Четвертый год аренды и тд |
Арендная плата за муниципальное имущество, включенное в Перечень |
40% от арендной платы |
60% от арендной платы |
80% от арендной платы |
100% от арендной платы |
Субъектам, являющимися сельскохозяйственными кооперативами или занимающимися социально значимыми видами деятельности |
5% от арендной платы |
25% от арендной платы |
50% от арендной платы |
100% от арендной платы |
Источник: Данные предоставлены из отчета директора АНО «АЦРП» для учредителя
Социально значимый вид деятельности должен являться основным видом деятельности в соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц/индивидуальных предпринимателей.
3.Разработка рекомендаций по совершенствованию системы поддержки предпринимательства на территории городcкого округа город Арзамас
3.1 Предложение мер по улучшению государственной поддержки предпринимательства в городcком округе город Арзамас Нижегородской области
Для того, чтобы облегчить предпринимателям получение государственной поддержки на развитие своего бизнеса, возможно применить ряд действий по улучшению государственной поддержки.
На сегодняшний день в городском округе город Арзамас ведётся активная поддержка малого и среднего предпринимательства, которая способствует развитию бизнеса. Но присутствуют проблемы, которые приостанавливают процесс развития. Поэтому необходимо разрабатывать и реализовывать новые пути решения, которые ускорят процесс совершенствования.
Необходимо продолжать повышать финансовую грамотность предпринимателей, проводя различные тренинги, мастер классы по разработке бизнес-плана, распределению бюджета. Такие мероприятия активно проводят АНО «АЦРП» и центр «Мой бизнес» в г.о.г. Арзамас.
Необходимо повышать знания юридической и правовой практики у субъектов предпринимательства. Требуется осуществлять организацию встреч со специалистами правового управления Администрации городского округа город Арзамас для оказания правовой помощи представителям малого бизнеса органами местного самоуправления.
Также одним из предложений по развитию предпринимательской деятельности это создание сообщества предпринимателей, где они смогут делиться своим опытом друг с другом, раскрыть преимущество своего бизнеса, обозначить какие-то сложные вопросы, ситуации и пути их решения на личных примерах.
Важную роль играет заинтересованность в развитии предпринимательства у молодёжи. Нужно развивать систему наставничества и популяризацию предпринимательской деятельности. Можно привлекать предпринимателей с успешным бизнесом проводить открытые уроки для школьников старших классов и студентов.
Для популяризации предпринимательства нужно транслировать на местном телевидении программы об успешных бизнесменах городского округа город Арзамас, которые делятся опытом развития своего дела и дублировать видео-ролики в сети Интернет.
Для решения проблемы дефицита кадров в сфере предпринимательства, можно привлекать студентов старших курсов Арзамасского филиала Национально исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и Нижегородского экономико-технологического колледжа. Достаточно часто студент хочет подработать, но сложно совмещать учёбу и работу. Бывает, что работодатель не хочет брать студента из-за отсутствия необходимого опыта работы. Поэтому могут быть рассмотрены такие сферы как: ресторанный, гостиничный бизнес, сфера продаж и обслуживания клиентов. Но это решение проблемы для кратковременного эффекта.
Городской округ город Арзамас активно развивает сферу туризма. Г.о.г Арзамас находится в 62 километрам от села Дивеево в Нижегородской области. Большое количество паломников приезжают в город со всей страны, чтобы полюбоваться его красотой. Самыми популярными достопримечательностями являются церкви и соборы, которых в общей сложности насчитывается 33штуки . Арзамас единственный город в России, где располагается такое большое количество церквей
Также стоит поддерживать различных предпринимателей, у которых перспективные идеи бизнеса. Например, индивидуальный предприниматель Ирина Корнева, которая открыла свое дело «Кладовая подарков. Творческая мастерская». Она занимается изготовление приятных мелочей ручной работы, изготовлением сувениров и проводит мастер-классы для детей и взрослых.
Таким образом, эти пути совершенствования могут повлиять на развитие предпринимательской деятельности в городском округе город Арзамас.
3.2 Пути развития предпринимательства на основе государственно-частного-парнерства в г.о.г. Арзамас
Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона (бизнес) участвует не только в создании (проектировании, финансировании, строительстве / реконструкции) объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации и / или техническом обслуживании в интересах публичной стороны.
Цели государственно-частного партнёрства:
Принципы государственно-частного партнёрства:
Развитие предпринимательства на основе ГЧП может предполагать несколько путей.
Привлечение инвестиций: Частные инвесторы вкладывают свои средства в проекты развития инфраструктуры или бизнеса, получая прибыльное инвестирование, а государство в свою очередь обеспечивает юридическую, организационную и финансовую поддержку проекта.
ГЧП способствует привлечению дополнительных инвестиций, повышению эффективности использования государственных ресурсов и ускорению реализации проектов. Такой подход позволяет создавать новые рабочие места, повышать конкурентоспособность экономики и обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие.
Развитие инноваций: совместное участие государства и частного сектора в инновационной деятельности является одним из ключевых факторов успешного развития экономики. Государство может способствовать созданию благоприятного инновационного климата, например, путем предоставления финансовой поддержки, налоговых льгот, содействия в проведении научных исследований.
Частный сектор, в свою очередь, обладает необходимыми ресурсами и экспертизой для коммерциализации инноваций и переноса их на рынок. Благодаря сотрудничеству между государством и частным сектором возможно более эффективное внедрение инноваций, что способствует повышению конкурентоспособности отечественных производителей.
Такое сотрудничество способствует развитию новых отраслей экономики, созданию рабочих мест, увеличению экспорта инновационной продукции и улучшению качества жизни населения. В итоге, совместное участие государства и частного сектора в инновациях является эффективным механизмом развития экономики и общества в целом.
Повышение эффективности управления: благодаря ГЧП возможно решение масштабных задач, на которые одному государству было бы сложно или невозможно справиться. В результате ГЧП проекты реализуются более эффективно и профессионально, так как в процессе их реализации задействованы как частные компании, специализирующиеся в конкретной области, так и государственные институты, обладающие доступом к необходимым ресурсам и информации.
Так, ГЧП способствует улучшению управления предприятиями и проектами, повышает эффективность и качество реализуемых программ и обеспечивает рост экономики и благосостояния граждан.
Создание благоприятного инвестиционного климата: сотрудничество между государством и частным бизнесом способствует созданию благоприятных условий для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций.
Правительство может создавать законодательные основы, регулировать рынок, предоставлять налоговые льготы и субсидии, а также поддерживать инфраструктуру, которая необходима для бизнеса. Частный бизнес, в свою очередь, привносит инновации, новые идеи, технологии и управленческие методы, что способствует экономическому росту и конкурентоспособности страны.
Благодаря такому сотрудничеству, государство и бизнес могут работать сообща над развитием инфраструктуры, образования, здравоохранения и других сфер, что способствует повышению уровня жизни населения.
Развитие социальной ответственности бизнеса: ГЧП способствует повышению уровня социальной ответственности бизнеса и улучшению условий труда для работников. Благодаря участию в ГЧП компании получают возможность демонстрировать свою социальную ответственность и внедрять в свою практику принципы устойчивого развития. Это способствует повышению репутации компании, привлечению новых клиентов и инвесторов, а также улучшению мотивации и удовлетворенности работников, что в конечном итоге приводит к повышению производительности и росту бизнеса.
Заключение
Предпринимательство - это источник создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения, разведчик рынка и его потребностей, источник доходов государства, двигатель экономического роста и прогресса.
В результате работы были решены следующие задачи:
На сегодняшний день в России существует множество видов государственной поддержки предпринимательства, а именно финансовая, имущественная, образовательная, консультационная, инфраструктурная и другие. Также существуют налоговые льготы, различные предложения по льготным кредитам. Идёт особый упор на приоритетные отрасли бизнеса, а это наука, здравоохранение, образование, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность, внутренний туризм и другие.
В России сформирована эффективная система государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Функционируют различные специализированные центры и фонды, с помощью которых каждый предприниматель может получить необходимую помощь и успешно развить своё дело. Также, в Российской Федерации существует нормативно-правовая база, которая регулирует сферу государственной поддержки предпринимательства.
Автономная некоммерческая организация «Арзамасский Центр развития предпринимательства», как инфраструктура поддержки предпринимательства, активно ведет деятельность и помогает предпринимателям в различных вопросах. Количество услуг, оказываемых субъектам бизнеса и гражданам городского округа увеличивается с каждым годом, особенно востребованы у субъектов бизнеса бухгалтерские услуги и юридические консультации.
Департамент торговли и туризма совместно с АНО»АЦРП» оказывает субъектам малого и среднего предпринимательства информационную, консультационную, имущественную и финансовую поддержку. Администрация городского округа город Арзамас оказывает всестороннюю помощь в участии предпринимателей в различных городских и региональных выставках, конкурсах, ярмарках. Ежегодно проводится конкурс «Предприниматель года», где победитель также может получить грант на развитие своего дела.
Рассматривая состояние предпринимательской деятельности городского округа город Арзамас, можно сделать вывод об успешности развития малого и среднего бизнеса, увеличении количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Городской округ стремится комплексно обеспечить потребности предпринимателей по всем направлениям их деятельности.
В г.о.г Арзамас для оценки эффективности муниципальных программ была разработана специальная Методика оценки эффективности муниципальных программ, по которой программа «Развитие малого и среднего предпринимательства и торговли» получает высокую оценку.
Любому государству всегда требуются изменения и улучшения для более комфортных условий существования. Все нововведения должны быть основаны на исторических предпосылках и опыте, который наработан за долгие годы. Разработка новых предложений и мер по поддержке предпринимателей положительно скажется на территории городского округа город Арзамас. Введение новых возможностей позволит предпринимателям выйти на новый уровень и открыть для себя новые возможности.
Таким образом, на территории городского округа город Арзамас государственной поддержке предпринимательства уделяется большое внимание, так как это развивает экономику, путем создания новых рабочих мест, увеличения производства и стимулирует предпринимательскую деятельность.
Библиографический список