АННОТАЦИЯ
Тема выпускной квалификационной работы бакалавра – «Совершенствование управления логистикой на предприятии (на примере ООО «ПРОМЕТЕЙ»)».
Выпускная квалификационная работа бакалавра состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Объем бакалаврской работы составляет 65 страниц (без приложений), содержит 18 рисунков и 13 таблиц.
Выпускная квалификационная работа бакалавра посвящена изучению теоретических основ управления логистикой предприятия. В работе проводится анализ особенностей деятельности и оценка систем логистики ООО «ПРОМЕТЕЙ», а также разрабатываются мероприятия по его совершенствованию.
ABSTRACT
The topic of the bachelor's final qualifying work is "Improving logistics management at the enterprise (on the example of Prometheus LLC)".
The bachelor's final qualifying work consists of an introduction, three chapters, a conclusion and a list of references. The volume of the bachelor's thesis is 65 pages (without appendices), contains 18 figures and 13 tables.
The bachelor's final qualifying work is devoted to the study of the theoretical foundations of enterprise logistics management. The paper analyzes the specifics of the activities and evaluation of logistics systems of Prometheus LLC, and also develops measures to improve it.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ.. 10
1.1 Понятие, сущность и роль управления логистикой на предприятии. 10
1.2 Виды логистики на предприятии. 23
1.3 Методы оценки эффективности управления логистикой на предприятии. 34
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ В ООО «ПРОМЕТЕЙ». 39
2.1 Проведение анализа рынка напольных покрытий. 39
2.2 Организационно-экономическая характеристика ООО «ПРОМЕТЕЙ». 47
2.3 Проведение исследования управления логистикой в ООО «ПРОМЕТЕЙ». 56
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ В ООО "ПРОМЕТЕЙ". 78
3.1. Рекомендации по совершенствованию управления логистикой в ООО "ПРОМЕТЕЙ". 78
3.2. Проведение оценки экономической эффективности от приведенных рекомендаций. 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 97
Укоренение и массовое использование понятия «логистика» в рамках менеджмента началось в конце 1970-х гг. Наряду с этим, в первой половине 1950-х годов начал распространяться подход к управлению организационными системами, который был основан на логистике. Первоначально распространение это началось в США. Следовательно, логистика – это сравнительно молодая наука, которая активно развивается. Большинство вопросов, которые входят в аппарат понятий и терминов, неизменно претерпевают уточнения и изменения, а также наполнение новым смыслом.
Основным подходом в логистике к системе менеджмента в области организационных систем является скрупулезное и результативное планирование материальных потоков в условиях предприятия. Итоговым результатом этого процесса служит рациональное и экономически эффективное распределение в условиях предприятия всех ресурсов, которые в нем есть.
Следовательно, использование в менеджменте подхода, основанного на логистике, в общем позволит обеспечить рост результативности применения тех ресурсов, которые есть у предприятия, что позволяет говорить об актуальности настоящего исследования. Логистика – это наука о том, как планировать, контролировать и управлять транспортировкой, складскими и иными операциями материального и нематериального характера, которые осуществляются в рамках процесса, направленного на то, чтобы довести сырье и материалы до производственных организаций, переработать их внутри производственного предприятия, довести готовую продукцию, отвечающую определенным требованиям, до тех, кто будет ее потреблять, а также передавать, обрабатывать и хранить соответственные информационные данные.
Целью каждого предприятия является нацеленность на то, чтобы обеспечить доставку продукции тем, кто будет ее потреблять, в соответствии с определенным местом и временем при минимальных затратах труда, финансов, и материальных ресурсов.
Когда строго в срок поставляются материалы, сырьевые ресурсы, готовая продукция – это положительно сказывается на работе экономической системы, обеспечивает снижение запасов и расходов, которые направляются на то, чтобы их сформировать и содержать, а также общие производственные расходы и издержки обращения. Следует отметить, что логистика, подобно маркетинговому подходу, направлена на то, чтобы обеспечить интересы покупателей.
Необходимо сказать, что системы логистики, которые разрабатываются сегодня, на каждом конкретном предприятии могут быть конкретизированы. В соответствии с отраслью, в котором функционирует предприятие, особенностями ведения деятельности, подходов, которые применяются к тому, как организовать производство и распределение, системы логистики могут отличаться своей функциональностью, первоочередностью задач. При этом целевые ориентиры у них не различаются. Следовательно, для всего многообразия случаев системы логистики предприятия будут индивидуальны, независимо от того, что они преследуют общую цель их формирования и улучшения.
Актуальность настоящего исследования состоит в высоком практическом внимании к уровню логистики предприятия в процессе взаимодействия с потребителями, которые могут быть представлены организациями опта и розницы. В отдельных случаях потребителями могут быть конечные покупатели. Такое возможно, например, при операциях доставки мебельных гарнитуров на дом, установки дверей, ворот и пр. На сегодняшний день, это логистическое направление приобретает особенную актуальность. В общем, надо сказать, объем услуг в области логистики в рамках малого и среднего предпринимательства в РФ увеличилось с 2020 по 2022 годы на 37%.
В рамках настоящего исследования будет изучено современное состояние и потенциал улучшения системы логистики на базе ООО «ПРОМЕТЕЙ».
Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления логистикой торгового предприятия ООО «ПРОМЕТЕЙ».
Для того чтобы решить цель работы, необходимо разработать следующие задачи:
Объект: торговое предприятие ООО «ПРОМЕТЕЙ». Оно осуществляет коммерческую деятельность по продаже строительных смесей, линолеуму, обоев, паркета и т.д.
Предмет: методы и инструменты управления системой логистики на предприятии ООО «ПРОМЕТЕЙ».
Научные публикации специалистов в сфере логистики, между тем в сфере логистики торговых организаций стали информационной базой произведенной исследовательской работы. Отчеты торговой организации ООО «ПРОМЕТЕЙ», а также её документация стали информационной базой для данной исследовательской работы.
В ходе работы использовались учебники и методические материалы следующих авторов: П. В. Шеметова, А. С. Малина, Я. С. Меркуловой, Д. А. Новикова.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении описана актуальность темы, сформулирована цель работы, указаны задачи, решение которых позволят достичь цели данной работы, а также описаны теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе описаны теоретические аспекты управления логистикой на предприятии.
Во второй главе работы проведен анализ системы управления логистикой в ООО «ПРОМЕТЕЙ».
В третьей главе разработаны практические рекомендации по совершенствованию управления логистикой на предприятии ООО «ПРОМЕТЕЙ».
Сегодня, когда большинство компаний ориентировано на работу "на весь мир", возникает новая потребность в качественной и быстрой доставке товара из пункта А в пункт Б. Разработка логистической системы, анализ ее эффективности, в первую очередь, направлены на нахождение оптимальных путей сочетания качества и затратности. Логистическая система предприятия является большой конструкцией взаимосвязанных и зависимых друг от друга блоков. Процессы закупки, хранения, транспортировки, сбыта описываются бизнес-процессами. При эффективном взаимодействии всех блоков работа логистической системы позволяет добиться оптимального сочетания качества и затрат. Контроллинг всех этапов пути товара от закупки сырья до продажи конечному покупателю позволяет выявить нерациональное использование средств, и как следствие, уменьшить общие издержки на логистику. Логистическая система предприятия подразумевает под собой объединение и работу всех процессов по перемещению товаров и услуг. Логистика, в первую очередь, занимается координированием товаропотока. Глобальной же целью логистики является снижение общих затрат, и как следствие улучшение коэффициентов, показывающих эффективности работы предприятия и ее
Основной целью логистического анализа было предоставление данных о качестве работы и управлении цепочками товарных потоков, процессов и операций, связанных со складированием и транспортировкой товарной продукции.
Основываясь на выводах складской и транспортной систем предприятия, а также организации товарных потоков, необходимо обратить внимание на следующее:
на предприятии отсутствует единый механизм управления движением товарными потоками, что ведет к их неуправляемости, увеличению затрат по предприятию и, в конечном итоге, потере покупателей.
отдел сбыта, склады, как внутренние, так и внешние, отделы транспортного обеспечения и организации перевозок, работают автономно, не учитывая интересы других подразделений. руководители этих служб не всегда осознают, насколько задачи их подразделений связаны и зависимы между собой, поэтому при выполнении каждым отделом своих плановых показателей, в целом, по предприятию результат оказывается неудовлетворительным.
между планированием производства и планированием продаж существует большая дистанция, не позволяющая синхронизировать деятельность указанных подразделений, что влечет за собой излишки, либо дефицит товарных запасов.
планирование производства идет по общему тоннажу, не позволяя при этом управлять ассортиментом товарной продукции, что в значительной степени снижает эффективность управления продажами.
Для достижения цели управления движением товарными потоками необходима интеграция и координация служб этой системы по нескольким направлениям: планирование, поддержка производства, коммуникация, транспорт, запасы товарной продукции, склады, распределение, что позволит увеличить пропускную способность региональных складов, как минимум на 10%, сократить время выполнения заявок клиентов на 20% и снизить логистические транспортные затраты на 15-18%. Что в результате приведет к повышению эффективности работы логистической системы и лояльности клиентов.
Для устранения выявленных проблем была разработана модель стратегической логистике на базе модели Balanced Scorecard. Для повышения мотивации работников были предложен ряд коэффициентов KPI для работников предприятия.
Описание логистических бизнес-процессов позволило выделить основные функциональные обязанности сотрудников отдела логистики и подразделений, участвующих в логистических процессах. На основании выделенных процессов определены ключевые показатели эффективности, которые позволяют оценить качество работы распределительной логистики.
Эффективность логистической системы - это система показателей, которые характеризуют уровень качества функционирования логистической системы при заданном уровне общих логистических расходов.
Системный подход позволяет наиболее эффективно реализовывать цели предприятия и функционирование всех его структурных элементов, представленных как центры ответственности.
Логистические процессы отражаются через следующие основные категории затрат:
затраты, связанные с организацией заказа и его выполнением;
затраты на формирование и хранение запасов;
транспортно-экспедиторские затраты, включая издержки на перевозку продукции с производственных складов на региональные распределительные склады.
С точки зрения комплексного подхода, управление логистическими затратами и их оптимизация приводит к значительным улучшениям показателей работы предприятия.
Внедрение процессного подхода к планированию и управлению распределительной логистикой позволит предприятию стать более конкурентоспособным в отрасли за счет:
качественно нового уровня планирования;
повышения оборачиваемости и оптимизации складских запасов;
повышения качества выполнения заявок клиентов;
организации системы доставки;
сокращения логистических затрат по предприятию;
снижения себестоимости продукции.
Анализ влияния логистической системы на финансовые показатели показал предполагаемую тенденцию: снижение логистических издержек ведет к улучшению финансовых показателей. В данной работе была просчитана зависимость таких показателей, как коэффициентов доходности активов и доходности собственного капитала от затрат на логистику через модель прибыли. Полученные данные показали, что уменьшение затрат на логистику на 10% ведет к увеличению данных коэффициентов на 0,3% и 0,4% соответственно. Также данное снижение затрат ведет к увеличению чистой прибыли на 12,4%.