РЕФЕРАТ
94 стр., 24 табл., 42 рис., 35 источников, 1 прил.
НДФЛ, НАЛООБЛАЖЕНИЕ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА, РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО, ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ, ЦИФРОВОЙ ЮАНЬ
Целью работы является оценка влияния изменения налоговой системы при применении необлагаемого минимума НДФЛ на социально-экономические деятельности.
Реформа традиционной налоговой системы обычно занимает много времени и может привести к действиям, наносящим ущерб экономике: например, увеличивалось сбережение при необходимости потребления. А адаптивные налоги могут быть изменены в зависимости от экономических тенденций, товаров или услуг и географического положения в стране.
Для того чтобы государство могло сократить затраты времени и в то же время наиболее эффективно реализовать планы местного экономического развития, адаптивные системы налогообложения позволяют своевременно гражданам страны с помощью современных платформ, таких как мобильные приложения, просматривать налогообложение различных регионов страны для различных профессий, специальностей и отраслей. Это позволяет государству легче контролировать направление миграции внутри страны.
Объектом исследования является тенденции изменения обложения НДФЛ в России и Китае на сравнительном этапе цифровизации. Предметом исследования выступает моделирование социально-экономической деятельности.
В данной работе изучены способы налогообложения НДФЛ, рассмотрены пространственные воздействия в регионах России, сделаны выводы по моделям и внесены предложения по научной новизне.
THE ABSTRACT
94 p., 24 tables., 42 pic., 35 sources, 1 enclosure
PERSONAL INCOME TAX, TAXATION, TAX SYSTEM, DIGITAL ECONOMY, RUSSIA-CHINA COOPERATION, DIGITAL RUBLE, DIGITAL YUAN
The aim of the paper is to assess the impact of changing the tax system when applying a nontaxable minimum personal income tax on socio-economic activities.
Reforming the traditional tax system usually takes a long time and may lead to actions that are damaging to the economy: for example, increased saving when there is a need to consume. And adaptive taxes can be changed depending on economic trends, goods or services, and the geographical location of a country.
In order for the state to save time and at the same time most effectively implement local economic development plans, adaptive taxation systems allow citizens to view the taxation of different regions of the country for different occupations, professions and industries in a timely manner through modern platforms, such as mobile apps. This allows the state to more easily control the direction of migration within the country.
The object of the study is the trends in personal income taxation in Russia and China in the comparative phase of digitalization. The subject of the study is the modelling of socio-economic activities.
This paper examines the ways of PIT taxation, considers spatial impacts in Russian regions, draws conclusions on the models and makes proposals for scientific novelty.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 8
1 ВЛИЯНИЕ НДФЛ НА РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ В СТРАНЕ 12
1.1 Сущность, роль и основные функции НДФЛ на современном этапе цифровизации 12
1.2 Теоретические основы воздействия инфляции на НДФЛ для регулирования распределения доходов. 13
1.3 НДФЛ доходов в России. 16
1.3.1 Теоретические аспекты основания НДФЛ в России. 16
1.3.2 Вложение новых правил в налогообложение НДФЛ с 2021 г. 17
1.3.3 Примерный расчет по новым правилам налообложения. 20
1.4 Текущие правила и налоговые ставки НДФЛ в Китае. 21
1.4.1 Налоговая база НДФЛ в Китае. 21
1.4.2 Перспектива развития цифровой экономики в Китае. 25
1.4 Угрозы городской бедности. 33
2 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НДФЛ В РОССИИ И КИТАЕ.. 38
2.1 Основные направления реформирования НДФЛ.. 38
2.1.1 Анализ корректировки порогового значения НДФЛ.. 38
2.1.2 Анализ влияния инфляции на налоговую базу НДФЛ.. 42
2.2 Преобразование необлагаемого минимума НДФЛ.. 53
2.3 Налогообложение НДФЛ для разных доходов. 57
2.3.1 Ежемесячная заработная плата. 57
2.3.4 Рациональное распределение доходов. 61
2.5 Возвращение НДФЛ.. 63
3 АНАЛИЗЫ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ... 64
3.1 Регрессионный анализ НДФЛ.. 64
3.2 Анализ пространственной зависимости между регионами. 66
3.3 Анализ влияния изменения ставок НДФЛ на доходы населения. 80
3.4 Адаптивная налоговая система и основные направления улучшения цифровой экономики 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 95
На современном этапе мировой финансовый рынок играет огромное значение не только в мировой экономике, но и в мировой политике. В конце ХХ – начале XXI вв. можно выделить большое количество политических и геополитических процессов, которые оказали серьезное влияние на развитие данного рынка. В частности, трансформировалась структура отрасли, особенности либерализационных процессов, основы ценообразования.
Для всех развитых стран финансовый фактор играет определяющую роль. Так, ведущие западные и азиатские государства – Соединенные Штаты, Япония, Франция, Великобритания, Германия, Нидерланды, Китай и др. В этой связи каждое изменение на рынке данного вида капитала влияет на обстановку в этих странах. Государства, тенденции в которых впечатляют друг друга, также тесно связаны между собой в данной области.
Финансы являются основой и важным сектором национального управления. Высокая зависимость от финансов вынуждает государства обращать свое внимание на управление индивидуальным капиталом, что является актуальным также и с точки зрения внутренней национальной экономики.
В том числе, налоговая система играет фундаментальную, институциональную и защитную роль, которая относится к успешной модернизации национальной системы управления. Также данная система является важным органическим компонентом современной финансовой системы.
В российской экономической теории проблемам регулирования доходов населения всегда уделялось значительное внимание. Интенсивное изучение проблем дифференциации доходов населения началось в нашей стране с конца 50-х гг.
Учитывая многоплановость данной проблемы, ее взаимосвязь с различными аспектами функционирования экономической системы на микро- и макроэкономическом уровнях, вопросы формирования, распределения и перераспределения доходов, их влияния на экономическое развитие общества, а также вопросы сокращения неравенства нашли отражение в работах Анисимовой Г.В., Ахинова Г.А., Белокрыловой О.С., Белоусовой Л.А., Бобкова В.Т., Богомоловой Т.Ю., Вишневской Н.Т., Воронковой О.В., Гершмана Б.А., Денисова H.A., Золотова A.B., Иванова В.Н., Кислицыной O.A., Лежниной Ю.П., Литвинова В.А., Литвинцевой Г.П., Лукьяновой А.Л., Меньшиковой О.И., Осадчей И., Разумова A.A., Ройка В., Сизовой И.Л., Суворова A.B., Суркова C.B., Филякина Ю.П., Фиськовой Л.Н., Шагиахметова М.Р., Шагиняна С.Г., Шевякова А.Ю., Шкаратана О.И., Яковлева P.A.
Разработкой проблем государственного воздействия на экономические отношения, в том числе и в сфере распределения доходов, занимаются такие ученые как Абалкин Л.И., Ахинов Г.А., Бабайцева И.К., Камилов Д.А., Бабашкина A.M., Ведута E.H., Зельднер А.Г., Лебедева Л.Ф., Лукаш С.А., Серегина С.Ф., Якобсон Л.И. и другие.
В последние годы в связи с усилением дифференциации доходов населения в России внимание исследователей сосредоточилось на разработке мер социальной защиты нуждающихся, на формировании эффективной социальной политики. Вместе с тем до сих пор отсутствует комплексное представление о целостном механизме регулирования доходов, его составляющих.
Вопросам регулирования распределения доходов также уделялось много внимания в работах китайских ученых как Гао Пэйюн, Ян Чжиюн, Цзя Кан и Лян Цзи, Юэ Шумин и Лю Синьюй, в которых они видят основную функцию НДФЛ, что данный налог как прямой налог приведет в конечном итоге результат социальной справедливости путем налогообложения групп с разным уровнем дохода по разным налоговым ставкам.
В августе 2018 года Постоянный комитет Национального собрания Китая проголосовал за одобрение проекта поправок к Закону о подоходном налоге с физических лиц, что стало седьмой поправкой к Закону о подоходном налоге с момента его официального введения в 1980 году.
Основное содержание пересмотра включает в том: повышение нормы вычета расходов по НДФЛ с 3500 юаней в месяц до 5000 юаней в месяц, внесение соответствующих корректировок в список налоговых ставок НДФЛ, добавление специальных дополнительных вычетов, а также взимание НДФЛ с доходов от заработной платы, вознаграждения за труд, вознаграждения за написание текстов и роялти как совокупного дохода.
Поправка НДФЛ снизил долю плательщиков индивидуального подоходного налога, работающих в городских условиях, с 44% до 15%, что позволит большинству налогоплательщиков пользоваться различными степенями налоговых льгот. С 2019 года НДФЛ в Китае занимает третье место среди налогов на потребление по величине налогообложения.
Сюй Цзяньвэй обнаружил серьезную проблему «инерции налогов»[2], сохраняющуюся в последовательных реформах личного налога, которая замедляет общий рост эффекта распределения доходов от НДФЛ. То есть доходы от подоходного налога с физических лиц могут получить первоначальный подъем в начале применения новой налоговой системы, однако, со временем возросшая способность индивидуального подоходного налога регулировать распределение доходов стала ограничиваться. Даже наблюдалось ослабление способности регулирования НДФЛ на распределение доходов.
Тем самым система подоходного налога в Китае все еще нуждается в дальнейшем совершенствовании, тем более что роль подоходного налога в регулировании распределения доходов долгое время была относительно слабой. При этом, с развитием экономики, активное продвижение реформы налоговой системы является главным приоритетом текущих реформ в Китае.
Вслед за этим, Ли Ши в своем собственном исследовании [3] указывает, что существуют две основные причины инерции налогов.
Во-первых, экономический рост повысил уровень доходов целых социальных групп (предполагаются одинаковые темпы роста доходов между различными группами населения), если вычет по НДФЛ не корректируется соответствующим образом в течение определенного периода времени, то увеличение налогового бремени для группы с высокими доходами будет ниже чем для групп со средними и низкими доходами, что приведет к ослаблению прогрессивного уровня налоговой системы.
Во-вторых, инфляция изменяет распределение доходов в обществе. Например, инфляция позволяет падение доли групп налогоплательщиков с высокими доходами, а доля групп со средними и низкими доходами среди населения увеличивается, при этом, если ставка отчислений на расходы сохраняется, то часть группы населения с низким уровнем дохода может вступить в группы со среднем уровнем. С одной стороны, в частности, новые налогоплательщики, кто раньше не способствовали оплатить НДФЛ, появляются в группе с низким уровнем дохода. Но с другой стороны, исходя из общей обстановки, степень прогрессивности системы индивидуального подоходного налога будет соответственно снижена.
Актуальность выбранной тематики обуславливается также постоянно растущим значением налогообложения индивидуального капитала как одной из составляющих финансового потенциала страны.
Поэтому целью настоящего исследования является сравнительный анализ НДФЛ в России и Китае на современном этапе цифровизации.
Для достижения этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:
- определить сущность, роль и основные функции НДФЛ на современном этапе цифровизации;
- оценить современное положение способов управления индивидуальным капиталом на примере необлагаемого НДФЛ минимума доходов;
- охарактеризовать основные направления реформирования НДФЛ;
- оценить налогообложение доходов НДФЛ в России и Китае
- выявить перспективы изменения ставок НДФЛ с помощью цифровых техналогий.
Объект исследования – тенденции изменения обложения НДФЛ в России и Китае на сравнительном этапе цифровизации.
Предмет исследования – моделирование социально-экономической деятельности.
Постановка данных задач обусловила структуру настоящей работы, которая состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы.
В качестве методологической базы исследования были использованы методы сравнительного, структурного, функционального анализа. Также использованы и общенаучные методы - анализа, индукции и дедукции, и методы моделирования для прогнозирования.
НДФЛ (или подоходный налог) представляет собой «зарплатный» налог, потому что одним из аспектов его удержания является выплаченный работодателем доход. С другой стороны, любой иной доход физлица, не связанный с получением заработной платы, также может подлежать налогообложению.
Налогоплательщики НДФЛ (налога на доходы физлиц) перечисляют государству платежи на основе выручки, получаемой в виде зарплаты, компенсаций по гражданско-правовым договорам, прибыли от продажи имущества
Согласно определению подоходного налога Хейг-Симмонсом, подоходный налог с физических лиц представляет собой налог на чистый доход физических лиц, полученный за определенный период времени.
Под словом «чистый доход» здесь понимается сумма расходов на личное богатство в сочетании с изменением чистой стоимости личного богатства. Однако из-за практических трудностей и затрат, связанных со сбором налогов, НДФЛ обычно определяется на основе валового дохода за вычетом всех установленных законом вычетов.
В том числе, установленные законом вычеты охватывают целый ряд необходимых расходов и затрат, понесенных налогоплательщиком на предметы первой необходимости. Основной целью законодательно установленного вычета является обеспечение того, чтобы часть малообеспеченных работников имела возможность поддерживать базовый уровень жизни и была исключена из налогообложения личного дохода. А для тех налогоплательщиков НДФЛ установленный законом вычет можно понимать как специфическую налоговую льготу, основанную на необходимых расходах и затратах, требующихся налогоплательщику для жизни.
Одним словом, помимо защиты людей с низкими доходами от уплаты подоходного налога, установленный законом вычет позволяет людям с более высокими доходами после вычета получать больше налогооблагаемого дохода, чем люди с низкими доходами, и, таким образом, платить как можно больше налогов.
Из приведенного выше анализа ясно, что установленный законом вычет в определенной степени отражает концепцию справедливости при разработке системы индивидуального подоходного налога.
Однако налоговая база НДФЛ определяется размером доходов налогоплательщиков и вычетами расходов. Инфляция может вызвать изменение номинального дохода налогоплательщиков и изменение истинной стоимости вычетов расходов, что в конечном итоге оказывает искажающее воздействие на налоговую базу и нарушает концепцию справедливости при разработке системы НДФЛ.
В соответствии с реальной обстановкой, если мы можем автономно распределить годовую зарплату между месячным окладом и премией по итогам года. Необходимо понимать, как грамотно избегать налогов, чтобы получить максимальную выгоду от дохода после уплаты налогов.
Для ежемесячных зарплат, во-первых, предусмотрено освобождение в размере 5000 юаней так и специальный вычет (пять видов страхования и один фонд). Во-вторых, это модель расчета НДФЛ является непрерывной функцией, то есть уменьшения дохода после уплаты налогов из-за увеличения дохода не произойдет.
А для премии по итогам года без освобождения от обложения, также будут происходить прыжки на разных уровнях, которые позволяют «серые зоны», что произойдет уменьшение дохода после уплаты налогов из-за увеличения дохода.
Поэтому с точки зрения налогообложения месячная зарплата более выгодна в сравнении с теми доходами, которые выплачиваются раз в год. Однако, если ежемесячная зарплата слишком велика, то пришлось НДФЛ уплатить с более высокими ставками.
Реформа традиционной налоговой системы обычно занимает много времени и может привести к действиям, наносящим ущерб экономике: например, увеличивалось сбережение при необходимости потребления. А адаптивные налоги могут быть изменены в зависимости от экономических тенденций, товаров или услуг и географического положения в стране.
В прошлом из-за неспособности распространяться в электронном виде, а также ограниченности технологией. Невозможно круглосуточно обновлять информацию о налогах отдельного человека. Временной лаг между получением заработной платы и уплатой налогов налогоплательщиком фактически можно рассматривать как одну из издержек для оборота капитала государства.
Для того чтобы государство могло сократить затраты времени и в то же время наиболее эффективно реализовать планы местного экономического развития, адаптивные системы налогообложения позволяют своевременно гражданам страны с помощью современных платформ, таких как мобильные приложения, просматривать налогообложение различных регионов страны для различных профессий, специальностей и отраслей. Это позволяет государству легче контролировать направление миграции внутри страны.
В России такая налоговая система позволяет составить точные указания и рекомендации для внутренних мигрантов. А с другой стороны, по опыту применения необлагаемого минимума НДФЛ известно, что группа населения с низкими доходами может быстро перейти к группе со средними доходами.
Для России могут быть внесены изменения в соответствии со своей ситуацией в стране, а эффект и результаты применения новой налоговой системы можно узнать с помощью новых технологий. Как рассчитано в пункте 2.2.3, рекомендуется точку необлагаемого минимума поставить с 19000 руб.