36. Страхование во внешнеэкономической деятельности предприятия
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ ВО ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ 4
1.1 Сущность страхования во ВЭД предприятий 4
1.2. Функции страхования 6
2. ВИДЫ СТРАХОВЫХ УСЛУГ УЧАСТНИКОВ ВЭД В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ 9
2.1. Основные виды страхования ВЭД 9
2.2. Карго – страхование в ВЭД 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты ведут предпринимательскую деятельность на свой риск и должны обеспечить финансовую стабильность предприятия самостоятельно.
Риски являются составной частью деятельности предприятия. Величина прибыльности и степень финансовой устойчивости зависят от возможности предпринимателя предвидеть риск, оценить его последствия и эффективно им управлять. У предпринимателя объективно возникает потребность в страховой защите имущества и иных имущественных интересов.
По мере стабилизации и развития экономики закономерно возрастают потребности в страховании, которые выражаются в переходе от эпизодического страхования, страхования отдельных рисков к системе страховой защиты предприятия и организации корпоративного страхования.
Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг. Все нарастающее в последние годы количество международных торговых сделок, к их числу относятся и сделки между сторонами из стран СНГ, привело к усложнению форм договоров.
Страховой рынок подразумевает не только конкуренцию, но и взаимодействие страховых организаций в выработке согласованных условий страхования, проведение организационных и технических мероприятий по предупреждению ущерба, в первую очередь в транспортном страховании, где наиболее зримо проявляется основополагающий тезис «страхование – бизнес без границ».
Необходимость рассмотрения основного механизма страхования ВЭД предприятий достаточно актуальна в данный момент. Так как без страхования невозможно интенсивного развития мирового рынка в целом. Исследованием данной проблемы занимались такие ученые как, профессора Рудаков А.П., Никитина Т.В., Зайцева М.А. и другие. В своих работах они затрагивали саму систему страхования ВЭД предприятий и страхование коммерческих и финансовых рынков. Зарубежный опыт свидетельствует, что предприятия страхуют до 95 % потенциальных рисков. Такая организация страховой защиты корпоративных интересов требует ощутимых отвлечения финансовых ресурсов предприятий, поэтому финансово приемлемой формой страховой защиты становится организация страховых отношений на некоммерческой основе, которая обеспечивается взаимным страхованием. Большинство российских страховых компаний мало пользуются тем опытом, который накоплен западными странами и поэтому их деятельность не совсем эффективна. Слабо отработан механизм транспортного страхования при торговле со странами СНГ. В результате это ведет к разобщенности, недопониманию, спорам и, как следствие, судебным разбирательствам.
В связи с тем, что страхование внешнеэкономической деятельности очень разнообразная область страхования, основной целью данной работы является рассмотрение механизма страхования во ВЭД предприятий, широко используемого в международной торговле и нахождение оптимальных способов и условий схем страхования. В первой главе рассматриваются общий механизм страхования во ВЭД предприятий и его роль и значение в мировой практике. Во второй главе рассмотрены основные виды страхования и наибольшее внимание уделяется карго – страхованию во ВЭД. И в заключении мною рассмотрены проблемы взаимодействия участников ВЭД со страховыми компаниями и развитие страхования ВЭД в России.
Мною поставлены следующие задачи курсовой работы:
1.Выявить сущность и специфику страхования во ВЭД предприятий и его функций
2. Классифицировать основные виды страхования
3. Определить условия карго – страхования во ВЭД
4. Проанализировать развитие страхования ВЭД у нас в России
5. Рассмотреть проблемы участников ВЭД со страховыми компаниями и обосновать способы их оптимизации
1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ ВО ВЭД ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Сущность страхования во ВЭД предприятий
Коммерческая, предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Иными словами можно сказать, что ВЭД связана с различного рода рисками. Под рисками в ВЭД понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД. [13,с.477]
Для борьбы с рисками, то есть для уменьшения возможного ущерба, применяется механизм страхования. Страхование во ВЭД означает страхование внешнеэкономических рисков и представляет собой комплекс видов страховой защиты интересов отечественных и зарубежных участников различных форм международного сотрудничества, который включает страхование экспортно - импортных грузов; перевозящих их транспортных средств; экспортных кредитов; международных торгово-промышленных и иных выставок..[14,с.112] Соответствующие страховые операции осуществляются в национальной и свободно конвертируемой валюте.[7,с.197]
Страхование в международном бизнесе, хотя и не требует отдельного лицензирования, все же обладает некоторыми особенностями, обусловленными изменчивостью бизнес – среды в течение временных лагов сделки и реализующимися в виде коммерческих рисков. Среди них:
• изменения цены товара после заключения контракта;
• оппортунистическое поведение одной из сторон контракта;
• финансовая дестабилизация одной из сторон контракта;
• неустойчивость валютных курсов (инфляция и дефляция);
• издержки согласования (необходимость учитывать законодательство разных стран, международные правовые нормы регулирования и пр.).[1,с.416]
Цель страхования субъекта экономики – защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствие наступления неблагоприятных событий.
Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения.
Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания различных методов управления рисками: страхования, хеджирования, применения современных методов управления, форм и методов расчета в операциях международного бизнеса.
Методы и инструменты страхования трансформировались в следующую классификацию страхования в международном бизнесе:
1. По используемым системам страхования:
• страхование по действительной стоимости имущества, которое пользуется в имущественном страховании и обеспечивает страховую защиту в полном объеме финансового ущерба, нанесенного застрахованным видам активов субъектов экономики;
• страхование по системе пропорциональной ответственности обеспечивает лишь частичную страховую защиту по отдельным видам рисков;
• страхование по системе первого риска, под которым понимается финансовый ущерб, понесенный страхователем при наступлении страхового события, заранее оцененный при составлении договора страхования как размер указанной в нем страховой суммы;
• страхование с использованием безусловной франшизы, при которой страховщик не несет ответственности за финансовый ущерб, понесенный актором международного бизнеса в результате наступления страхового события, если размер этого ущерба не превышает размера согласованной франшизы.
2. По формам страхования:
• обязательное;
• добровольное.
3. По объемам страхования:
• полное;
• частичное.[1,с.420]
Юридически для большинства видов страхования заключение договоров является добровольным. Практически все крупные зарубежные предприятия имеют специальные подразделения. Они разрабатывают комплексные программы, направленные на минимизацию возможного ущерба. Например, крупнейшее немецкое предприятие «Хехст» (Hoechst AG) имеет в структуре управления отдел страхования в количестве 35 человек. Значительная часть работы этих специалистов, которые представляют только централизованную организационную службу управления рисками, приходится на внешние рынки. Это вызвано с тем, что, производя продукции более чем на 50 млрд. немецких марок, 80 % продукции реализуется за рубежом (практически во всех странах мира). В качестве страховой премии концерн выплачивает различным страховым компаниям более 300 млн. марок. Примерно 40 % этих сумм приходится на две собственные страховые компании (агентства), созданные предприятием и контролируемые им.
Очевидно, чрезвычайно актуальной для российских участников ВЭД является разработка концепции управления рисками и создания соответствующих организационно-управленческих структур для реализации своих программ управления рисками, которые должны являться частью программ ВЭД предприятия.[10, с.477]
Мы отметили, что для того, чтобы предприятие во ВЭД не потеряло положительные результаты своей деятельности, они используют такой механизм как страхование. Нами были рассмотрены экономическая сущность страхования, цель страхования и классификационные признаки страхования.
1.2. Функции страхования
Среди функций страхования можно выделить три основные функции. Первая функция - это формирование специализированного страхового фонда денежных средств как оплаты за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство, исходя из экономической и социальной обстановки, регулирует развитие страхового дела в стране.
Функция формирования специализированного страхового фонда реализуется в системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильность стра-хования, гарантию выплат и возмещений. Если в коммерческих банках аккумулирование средств населения с целью, например, денежных накоплений, имеет только сберегательное начало, то страхование через функцию формирования специализированного страхового фонда несет сберегательно-рисковое начало. В моральном плане каждый участник страхового процесса, например при страховании жизни, уверен в получении материального обеспечения на случай несчастного события и при завершении срока действия договора. При имущественном страховании через функцию формирования специализированного страхового фонда не только решается проблема возмещения стоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм и условий, оговоренных договором страхования, но и создаются условия для материального возмещения части или полной стоимости пострадавшего имущества.
Через функцию формирования специализированного страхового фонда решается проблема инвестиций временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость, приобретения ценных бумаг и т.д. С развитием рынка в страховании неизменно будет совершенствоваться и расширяться механизм использования временно свободных средств. Значение функции страхования как формирования специальных страховых фондов будет возрастать.
Вторая функция страхования - возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляется физическим или юридическим лицам в рамках имеющихся договоров имущественного страхования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями исходя из условий договоров страхования и регулируется государством (лицензирование страховой деятельности). Посредством этой функции получает реализацию объективного характера экономической необходимости страховой защиты.
Третья функция страхования - предупреждение страхового случая и минимизация ущерба - предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Сюда же относится правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях заключенного договора страхования и ориентированное на его бережное отношение к застрахованному имуществу. Меры страховщика по предупреждению страхового случая и минимизации ущерба носят название превенции. В целях реализации этой функции страховщик образует особый денежный фонд предупредительных меро-приятий. [10, с.145]
Мы выяснили, что страхование как метод, направленный на уменьшения возможных убытков несет в себе ряд функций, таких как: формирование специализированного страхового фонда денежных средств, возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан, предупреждение страхового случая и минимизация ущерба.
Рассмотрев в данной главе экономическую сущность страхования, мы выяснили, что большинство крупных зарубежных компаний в своем управлении имеют отдел страхования. И это не случайно. Страхование ВЭД предприятий представляет собой комплекс видов страховой защиты интересов как отечественных, так и зарубежных участников различных форм международного сотрудничества. Как было уже отмечено, страхование ВЭД предприятий носит добровольный характер. Также мы выяснили, что страхование во ВЭД предприятий выполняет три основные функции, через которые происходит процесс страхования.
2. ВИДЫ СТРАХОВЫХ УСЛУГ УЧАСТНИКОВ ВЭД В МИРОВОЙ И РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ
2.1. Основные виды страхования ВЭД
Страхованию во внешнеэкономической деятельности, как и страхованию в целом, присуща классификация. Она включает в себя следующие отрасли страхования: личное, имущественное, ответственности. Личное страхование предоставляет страховую защиту гражданам при наступлении определенных событий, связанных с их жизнью и здоровьем. Объектом страховых отношений в имущественном страховании выступает имущество в различных видах и имущественные интересы. Оно проводится на случай утраты (гибели) или повреждения имущества, находящегося во владении, пользовании, распоряжении страхователя (выгодоприобретателя), а также ущерба его имущественным правам, в том числе нанесения убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам.
В страховании ответственности объектом страховых отношений является ответственность по обязательствам, возникшим в случае причинения страхователем вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (физических или юридических), или ответственность по договору.
Среди имущественных видов страхования наиболее часто применяются следующие:
• страхование грузов;
• страхование судов (морское каско);
• страхование воздушных судов;
• страхование автомобилей;
• страхование экспортных кредитов;
• страхование убытков от перерывов производства или коммерческой деятельности;
• страхование имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей;
• страхование имущества нерезидентов от огня и других
опасностей;
• страхование имущества, находящегося в холодильных камерах;
• другие виды имущественного страхования.
При страховании ответственности объектом страхования
является ответственность за ущерб третьим лицам (физическим и юридическим). Такая ответственность может возникать (и довольно часто) в силу действия законов по возмещению ущерба виновником, которым может оказаться (в том числе случайно) предприятие — участник ВЭД. К этой отрасли применительно к внешнеэкономической деятельности относятся:
• международный полис страхования автогражданской ответственности (система "Зеленой карты");
• страхование гражданской ответственности владельцев воздушных судов, являющееся обязательным при полетах за рубеж;
• страхование гражданской ответственности перевозчиков;
• страхование ответственности производителей товаров;
• страхование профессиональной ответственности, в частности таможенных брокеров, юридических консультантов и юридических фирм, частных нотариусов, аудиторов, и других видов предпринимательской деятельности;
• другие виды страхования ответственности.
Личное страхование, в котором объектом выступают жизнь, здоровье или доходы отдельного человека, в меньшей мере непосредственно связано с ВЭД.
Однако среди многочисленных видов личного страхования следует выделить виды страхования, без которых невозможно развитие, например, международного туризма. К ним относятся:
• комплексное страхование граждан, выезжающих за границу;
• страхование от несчастных случаев для выезжающих за рубеж;
• страхование медицинских расходов при выезде за границу;
• другие виды личного страхования.
Комплексные виды страхования, которые предлагают сочетание в одном полисе нескольких видов страхования, также применяются в сфере внешнеэкономических отношений. Например, популярные во всем мире полисы страхования строительного предпринимателя от всех рисков и страхование всех монтажных рисков. Эти полисы покрывают риски повреждения имущества в процессе строительства объектов и монтажа различного оборудования, а также ответственность перед третьими лицами при ведущихся работах и послепусковые гарантийные обязательства подрядчика. Страховое покрытие обеспечивается от всех рисков строительства и монтажа на полную стоимость выполняемых контрактов.
Таким образом, современное страхование предлагает широкий набор услуг, связанных с ВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД используют чаще всего те виды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД (например, страхование туристов, выезжающих за границу, или страхование ответственности владельцев транспортных средств для большинства зарубежных стран и др.), т. е. без которых невозможно было бы осуществление той или иной деятельности. Довольно часто применяются виды страхования, являющиеся частью международных торговых обычаев, например страхование грузов. Сравнительно реже применяются виды страхования, которые были бы эффективны в той или иной конкретной ситуации, и которые не применяют в силу недостаточной культуры страхования, в том числе и из-за незнания возможностей, предоставляемых современным страхованием.[7,с.30]
Остановимся на наиболее часто совершаемых операциях страхования в международном бизнесе.
Страхование лизинговых операций. Мировой опыт хозяйственно – правовых отношений свидетельствует, что при заключении лизинговых соглашений лизингополучатель принимает на себя обязанность застраховать транспортировку получаемого в лизинг оборудования, его монтаж и пусконаладочные работы, имущественные риски
Страхование коммерческого риска – вид страхования, сущность которого заключается в уменьшении риска осуществления предпринимательских сделок за счет страхования. Наиболее распространено страхование банковских кредитных рисков, объектами которого являются банковские ссуды, обязательства и поручительства, инвестиционные кредиты. При невозврате кредита кредитор получает страховое возмещение, частично или полностью компенсирующее размер кредита.
Страхование финансово – кредитных рисков. Необходимость страхования финансово – кредитных рисков обусловлена достаточно высокой степенью вероятности их появления – страховой риск вытекает из специфики движения финансов и кредитных потоков. Нейтрализовать возможные потери позволяют следующие виды страхования: экспортных кредитов, расходов по вступлению экспортера на новый рынок, банковских кредитов на случай неплатежеспособности заемщика, коммерческого кредита, залоговых операций, валютных рисков, биржевых операций и сделок, от инфляции, риска неправомерных применений финансовых санкций органами налогового контроля.
Страхование валютных рисков. Валютные риски (т.е. потери от изменения валютных курсов) наступают в момент поступления выручки за счет экспортера.
Страхование делькреде. Делькреде (от итал. delcredere – на веру ) – это поручительство комиссионера перед комитентом за исполнение договора, заключенного комиссионером с третьим лицом. Страхование делькреде – это страховая защита от исков по краткосрочной кредиторской задолженности по поставкам товаров и услуг внутренним и внешним заказчикам лично на сок не более 180 дней. Страхование делькреде начинается с момента, когда поставки выполнены, по ним выставлен счет и они окончательно приняты покупателем. Полисодержателю возмещается убыток по дебиторской задолженности, возникшей вследствие неплатежеспособности покупателя.
Страхование депозитов представляет собой разновидность страхования, осуществляемого банками, по которому вкладчикам гарантируется возврат их вкладов в случае объявления банков банкротами. Страхование депозитов является формой добровольного страхования.
Страхование иностранных инвестиций. Услуги по страхованию иностранных инвестиций представляет Международное агентство по гарантированию инвестиций (МИГА, или MIGA). Страхование рисков, связанных с переводом валюты, защищает инвестора от убытков, связанных с неспособностью инвестора конвертировать свои денежные средства в местной валюте в другую иностранную валюту для их вывоза из страны. Этот вид страхования не покрывает девальвацию местной валюты.
Страхование экологических рисков предусматривает ответственность страховщика за риски, связанные с загрязнением окружающей среды. [1,с.421]
В Российской Федерации применяется следующая классификация страхования внешнеэкономической деятельности (рис.1).
Рис.1 Классификация видов страхования ВЭД в Российской Федерации[2, с.167]
Как показывает практика, наиболее распространенными на российском страховом рынке являются следующие виды страхования во ВЭД: туристов, перезовок внешнеторговых грузов (груза и / или транспорта), от валютных рисков, иностранных инвестиций, гражданской ответственности владельцев автотранс-портных средств и др.
Как показывает зарубежная практика, в странах Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в настоящее время действует единая классификация видов страхования, установленная директивой ЕЭС 73/239/ЕЕС. Ее целью является содействие в формированииܖ единогоܖ страховогоܖ рынкаܖ странܖ –ܖ членовܖ ЕЭС.ܖ Вܖ даннойܖ классификацииܖ соответствующиеܖ видыܖ страхованияܖ вܖ ВЭДܖ предусматриваютсяܖ вܖ разрезеܖ классовܖ генеральногоܖ страхованияܖ (см.ܖ Приложениеܖ 1).[7,с.37]
Мыܖ рассмотрелиܖ основныеܖ видыܖ страхованияܖ ВЭДܖ уܖ насܖ вܖ Россииܖ иܖ вܖ качествеܖ примераܖ классификацииܖ страхованияܖ ВЭДܖ заܖ рубежомܖ взялиܖ основныеܖ видыܖ страхованияܖ вܖ Европе.ܖ Какܖ былоܖ ужеܖ отмеченоܖ раннее,ܖ существуютܖ триܖ основныеܖ видыܖ страхования:ܖ личноеܖ страхование,ܖ имущественноеܖ страхованиеܖ иܖ страхованиеܖ ответственности.ܖ Мыܖ выделилиܖ основныеܖ аспектыܖ каждогоܖ изܖ этихܖ видовܖ страхования.ܖ Еслиܖ братьܖ европейскуюܖ классификацию,ܖ тоܖ здесьܖ рассмотреныܖ дваܖ основныхܖ видовܖ страхованияܖ –ܖ долгосрочноеܖ иܖ генеральноеܖ страхования.ܖ Аܖ затемܖ ужеܖ вܖ разрезеܖ этихܖ видовܖ страхованияܖ приведеныܖ примерыܖ основныхܖ видовܖ страхования.
2.2. Карго – страхование в ВЭД
Воܖ внешнеэкономическойܖ деятельностиܖ существеннуюܖ рольܖ играетܖ транспортноеܖ страхованиеܖ грузов,ܖ котороеܖ обеспечиваетܖ развитиеܖ внешнеторговыхܖ связейܖ иܖ привлечениеܖ кܖ нимܖ мелкихܖ иܖ среднихܖ предприятий,ܖ аܖ такжеܖ предпринимателей.ܖ Терминܖ «карго»ܖ обозначаетܖ перевозимыйܖ иܖ подлежащийܖ страхованиюܖ грузܖ безܖ указанияܖ егоܖ точногоܖ наименования.
Страхованиеܖ каргоܖ являетсяܖ надежнымܖ механизмом,ܖ позволяющимܖ экспортерамܖ иܖ импортерамܖ предотвратитьܖ крупныеܖ финансовыеܖ потери,ܖ связанныеܖ сܖ перевозкойܖ грузов,ܖ аܖ вܖ отдельныхܖ случаяхܖ дажеܖ избежатьܖ банкротства.
Страхованиеܖ грузов,ܖ конечно,ܖ неܖ можетܖ предотвратитьܖ ихܖ реальнуюܖ гибельܖ илиܖ исключитьܖ ущерб.ܖ Однакоܖ страхователь,ܖ уплативܖ небольшойܖ страховойܖ взносܖ (премию),ܖ получаетܖ гарантиюܖ отܖ страховойܖ компанииܖ полногоܖ илиܖ частичногоܖ возмещенияܖ стоимостиܖ погибшегоܖ илиܖ поврежденногоܖ приܖ транспортировкеܖ грузаܖ вܖ результатеܖ наступленияܖ страховогоܖ случая.
Несмотряܖ наܖ то,ܖ чтоܖ страхованиеܖ грузовܖ являетсяܖ добровольнымܖ видомܖ страхования,ܖ егоܖ целесообразностьܖ неܖ ставитсяܖ подܖ сомнениеܖ дажеܖ тогда,ܖ когдаܖ виновникܖ причиненияܖ ущербаܖ выявленܖ иܖ естьܖ возможностьܖ взыскатьܖ убыткиܖ сܖ него.ܖ Приܖ этомܖ следуетܖ иметьܖ вܖ видуܖ относительнуюܖ сложностьܖ взысканияܖ убытковܖ сܖ перевозчика,ܖ такܖ какܖ существуетܖ рядܖ нерешенныхܖ вопросовܖ приܖ определенииܖ имущественнойܖ ответственностиܖ транспортныхܖ компанийܖ приܖ международныхܖ перевозках.ܖ Ониܖ определяютсяܖ соответствующимиܖ конвенциями.
Интересно,ܖ чтоܖ первыйܖ дошедшийܖ доܖ насܖ страховойܖ полисܖ (морской)ܖ былܖ выданܖ вܖ 1347ܖ г.ܖ наܖ перевозкуܖ грузаܖ изܖ Генуиܖ наܖ островܖ Майоркуܖ наܖ суднеܖ «Сантаܖ Клара».ܖ Современнаяܖ внешняяܖ торговляܖ иܖ транспортныеܖ перевозкиܖ грузовܖ неܖ могутܖ осуществлятьсяܖ безܖ страхования.ܖ Вܖ большинствеܖ случаевܖ договорܖ страхованияܖ являетсяܖ неотъемлемойܖ частьюܖ внешнеторговогоܖ договораܖ купли-продажиܖ товаров.ܖ Вопросܖ оܖ том,ܖ ктоܖ иܖ заܖ чейܖ счетܖ производитܖ страхованиеܖ грузов,ܖ решаетсяܖ приܖ заключенииܖ этихܖ сделокܖ вܖ зависимостиܖ отܖ страховогоܖ интереса.
Страховойܖ интересܖ кܖ грузуܖ могутܖ иметьܖ неܖ толькоܖ собственникܖ иܖ перевозчик,ܖ ноܖ иܖ другиеܖ лица,ܖ напримерܖ получательܖ груза.ܖ Страховымܖ интересом,ܖ т.е.ܖ меройܖ материальнойܖ заинтересованностиܖ вܖ страховании,ܖ уܖ страхователяܖ являетсяܖ груз,ܖ платаܖ заܖ перевозкуܖ иܖ ожидаемаяܖ прибыль.ܖ Этоܖ означает,ܖ чтоܖ лицо,ܖ стремящеесяܖ застраховатьܖ груз,ܖ должноܖ бытьܖ заинтересованоܖ вܖ егоܖ безопасномܖ прибытииܖ кܖ местуܖ назначения,ܖ получаяܖ отܖ этогоܖ выгодуܖ илиܖ потери.ܖ Какܖ правило,ܖ этоܖ однаܖ изܖ сторонܖ либоܖ обеܖ стороныܖ внешнеторговогоܖ контракта.ܖ Инымиܖ словами,ܖ посторон-нееܖ лицоܖ неܖ можетܖ иметьܖ страховогоܖ интересаܖ кܖ перевозимомуܖ грузу.
Правоܖ собственностиܖ наܖ грузܖ переходитܖ отܖ продавцаܖ кܖ покупателюܖ вܖ соответствииܖ сܖ договоромܖ купли-продажи.ܖ Следовательно,ܖ кܖ покупателюܖ переходятܖ иܖ всеܖ риски,ܖ связанныеܖ сܖ правомܖ собственностиܖ наܖ груз.ܖ Вܖ зависимостиܖ отܖ обязанностейܖ сторонܖ вܖ договореܖ поставкиܖ устанавливаютсяܖ обязанностиܖ сторонܖ иܖ вܖ договореܖ страхования.
Предметомܖ договораܖ страхованияܖ можетܖ бытьܖ такжеܖ платаܖ заܖ перевозку,ܖ аܖ такжеܖ дополнительныеܖ сборыܖ транспортныхܖ работܖ иܖ операцийܖ поܖ договоруܖ перевозки.
Ожидаемаяܖ прибыльܖ отܖ реализацииܖ грузаܖ вܖ пунктеܖ назначенияܖ такжеܖ можетܖ бытьܖ однимܖ изܖ видовܖ страховогоܖ имущественногоܖ интересаܖ вܖ договореܖ страхованияܖ грузов.ܖ Определяетсяܖ онаܖ соглашениемܖ междуܖ страхователемܖ иܖ страховщикомܖ исходяܖ изܖ действительнойܖ стоимостиܖ грузаܖ вܖ местеܖ егоܖ получения.ܖ Вܖ международнойܖ страховойܖ практикеܖ размерܖ ожидаемойܖ прибылиܖ дляܖ целейܖ страхованияܖ составляет,ܖ какܖ правило,ܖ 10—20ܖ %ܖ стоимостиܖ грузов.[17]
Страхованиеܖ грузовܖ традиционноܖ основаноܖ наܖ принципеܖ универсальностиܖ рисков.ܖ Страховщикܖ несетܖ ответственностьܖ заܖ всеܖ риски,ܖ которымܖ грузܖ подвергаетсяܖ вܖ течениеܖ действияܖ конкретногоܖ договораܖ страхования,ܖ заܖ исключениемܖ рисков,ܖ неܖ подлежащихܖ страхованию.ܖ Преждеܖ всего,ܖ этоܖ риски,ܖ связанныеܖ сܖ проявлениемܖ стихийныхܖ силܖ природы:ܖ землетрясения,ܖ наводнения,ܖ урагана,ܖ оползняܖ иܖ т.д.,ܖ т.е.ܖ того,ܖ чтоܖ относитсяܖ кܖ категорииܖ непредвиденныхܖ обстоятельств.
Втораяܖ группаܖ рисковܖ связанаܖ сܖ целенаправленнымܖ воздействиемܖ человекаܖ наܖ перевозимыеܖ грузы:ܖ представителейܖ транспортных,ܖ экспедиторских,ܖ складскихܖ организаций,ܖ аܖ такжеܖ третьихܖ лиц,ܖ неܖ имеющихܖ отношенияܖ кܖ перевозкеܖ грузовܖ —ܖ злоумышленников,ܖ участниковܖ военныхܖ действийܖ иܖ народныхܖ волнений.ܖ Кܖ такимܖ рискамܖ относятся:ܖ кража,ܖ ограбление,ܖ актыܖ вандализмаܖ иܖ другиеܖ противоправныеܖ действия.
Вܖ тоܖ жеܖ времяܖ происходящиеܖ естественныеܖ процессы,ܖ напримерܖ физико-химическаяܖ усушкаܖ иܖ т.д.,ܖ договорамиܖ страхованияܖ исключаютсяܖ изܖ покрытияܖ иܖ ущербܖ отܖ нихܖ неܖ возмещаетсяܖ страховщиком.
Переченьܖ рисков,ܖ убыткиܖ отܖ которыхܖ возмещаютсяܖ страховщикомܖ или,ܖ наоборот,ܖ которыеܖ исключаютсяܖ изܖ покрытия,ܖ чрезвычайноܖ широк.ܖ Ониܖ определяютсяܖ поܖ взаимнойܖ договоренностиܖ сторонܖ вܖ договореܖ страхования.
Дляܖ установленияܖ оптимальногоܖ размераܖ обязательстваܖ поܖ выплатеܖ вܖ оговорахܖ страхованияܖ грузовܖ можетܖ устанавливатьсяܖ франшиза.ܖ Франшизаܖ —ܖ этоܖ частьܖ ущерба,ܖ которыйܖ можетܖ бытьܖ нанесенܖ имущественнымܖ интересамܖ страхователя.ܖ Онܖ остаетсяܖ наܖ собственномܖ удержанииܖ страхователяܖ иܖ неܖ подлежитܖ возмещениюܖ страховщиком.ܖ Франшизаܖ вܖ договореܖ страхованияܖ позволяет:ܖ обеспечитьܖ интересܖ страхователяܖ заܖ сохранностьܖ застрахованногоܖ имущества;ܖ существенноܖ сократитьܖ расчетыܖ междуܖ сторонамиܖ поܖ незначительным,ܖ мелкимܖ ущербамܖ (бой,ܖ повреждениеܖ такихܖ грузов,ܖ какܖ стекло,ܖ керамикаܖ иܖ т.п.,ܖ разлив,ܖ россыпьܖ товаров,ܖ перевозимыхܖ вܖ неупакованномܖ виде);ܖ снизитьܖ размерܖ подлежащейܖ уплатеܖ страховойܖ премии.[10,с.115]
Вܖ соответствииܖ соܖ статьейܖ 832ܖ Гражданскогоܖ кодексаܖ Российскойܖ Федерации,ܖ приܖ заключенииܖ договораܖ имущественногоܖ страхованияܖ междуܖ страхователемܖ иܖ страховщикомܖ должноܖ бытьܖ достигнутоܖ соглашение:
•ܖ обܖ определенномܖ имуществеܖ либоܖ иномܖ имущественномܖ интересе,ܖ являющемсяܖ объектомܖ страхования;
• характереܖ события,ܖ наܖ случайܖ наступления,ܖ которогоܖ осуществляетсяܖ страхованиеܖ (страховогоܖ случая);
• размереܖ страховойܖ суммы;
• суммеܖ страховогоܖ взносаܖ иܖ срокахܖ егоܖ уплаты;
• срокеܖ действияܖ договора.
Этиܖ условияܖ страхованияܖ принятоܖ называтьܖ существенными,ܖ посколькуܖ ониܖ наиболееܖ полноܖ иܖ четкоܖ отражаютܖ предметܖ договораܖ иܖ главныеܖ интересыܖ сторон,ܖ аܖ такжеܖ составляютܖ основноеܖ содержаниеܖ текстаܖ страховогоܖ полисаܖ (свидетельства),ܖ подтверждающегоܖ фактܖ заключенияܖ договораܖ страхования.
Несущественные,ܖ илиܖ дополнительные,ܖ условияܖ страхованияܖ остаются,ܖ какܖ правило,ܖ неизменнымиܖ воܖ всехܖ договорахܖ страхования.ܖ Кܖ нимܖ относятся:ܖ порядокܖ расчетаܖ размераܖ ущерба,ܖ порядокܖ вступленияܖ договораܖ страхователяܖ вܖ силу,ܖ праваܖ иܖ обязанностиܖ страховщикаܖ иܖ страхователя,ܖ документы,ܖ подтверждающиеܖ фактܖ иܖ обстоятельстваܖ наступленияܖ страховогоܖ случая,ܖ процедураܖ рассмотренияܖ спорныхܖ вопросовܖ иܖ др.ܖ Ониܖ неܖ включаютсяܖ непосредственноܖ вܖ текстܖ страховогоܖ полиса,ܖ посколькуܖ этоܖ привелоܖ быܖ кܖ перегрузкеܖ иܖ усложнениюܖ егоܖ содержания.ܖ Поэтомуܖ вܖ большинствеܖ случаевܖ кܖ страховомуܖ полисуܖ прилагаютсяܖ стандартныеܖ правилаܖ страхования,ܖ согласованныеܖ соܖ страховымܖ надзором,ܖ вܖ которыхܖ подробноܖ описаныܖ какܖ существенные,ܖ такܖ иܖ несущественныеܖ условияܖ страхования.
Юридическоеܖ значениеܖ существенныхܖ условийܖ состоитܖ вܖ том,ܖ чтоܖ отсутствиеܖ хотяܖ быܖ одногоܖ изܖ нихܖ неܖ позволяетܖ считатьܖ договорܖ заключенным,ܖ т.е.ܖ онܖ становитсяܖ недействительным.ܖ Следуетܖ такжеܖ отметить,ܖ чтоܖ кܖ числуܖ существенныхܖ относятсяܖ иܖ теܖ условия,ܖ наܖ согласованииܖ которыхܖ настаиваетܖ однаܖ изܖ сторонܖ договораܖ страхования.[3,с.54]
Порядокܖ заключенияܖ договораܖ страхованияܖ определяетсяܖ правиламиܖ страхованияܖ грузов,ܖ которыеܖ разрабатываетܖ страховаяܖ организацияܖ самостоятельноܖ иܖ согласовываетܖ соܖ страховымܖ надзором.ܖ Следовательно,ܖ этиܖ правилаܖ могутܖ бытьܖ специфическимиܖ дляܖ каждойܖ страховойܖ организации.ܖ Однакоܖ существуютܖ общиеܖ принципы,ܖ характерныеܖ дляܖ практикиܖ страхованияܖ грузовܖ большинстваܖ страховщиков.ܖ Вܖ соответствииܖ сܖ нимиܖ лицо,ܖ заинтересованноеܖ вܖ заключенииܖ договораܖ транспортногоܖ страхованияܖ грузов,ܖ должноܖ направитьܖ страховойܖ компанииܖ письменноеܖ заявление,ܖ содержащееܖ определеннуюܖ информациюܖ оܖ грузеܖ иܖ другиеܖ известныеܖ страхователюܖ сведения,ܖ которыеܖ могутܖ иметьܖ значениеܖ дляܖ определенияܖ степениܖ риска.ܖ Аܖ риски,ܖ которыеܖ принимаетܖ наܖ себяܖ страховщик,ܖ чрезвычайноܖ разнообразны.
Рискܖ зависитܖ отܖ видаܖ транспортаܖ (морской,ܖ водный,ܖ авиационный,ܖ железнодорожный,ܖ автомобильный),ܖ показателей,ܖ характеризующихܖ транспортноеܖ средствоܖ сܖ техническойܖ стороны:ܖ годܖ выпуска,ܖ принадлежность,ܖ техническоеܖ состояние,ܖ снаряжение,ܖ квалификация,ܖ составܖ иܖ обеспеченностьܖ экипажа,ܖ грузоподъемностьܖ (тоннаж),ܖ аܖ такжеܖ отܖ погодныхܖ иܖ региональныхܖ условийܖ эксплуатации,ܖ времениܖ годаܖ иܖ др.
Дляܖ определенияܖ степениܖ рискаܖ страховщикܖ требует,ܖ чтобыܖ страховательܖ вܖ своемܖ заявленииܖ указалܖ данные,ܖ характеризующиеܖ груз:
1) видܖ груза,ܖ точноеܖ наименование,ܖ родܖ упаковки,ܖ числоܖ местܖ илиܖ мераܖ (масса,ܖ объем),ܖ сведенияܖ оܖ внешнемܖ виде,ܖ состоянииܖ (поܖ грузам,ܖ подверженнымܖ бою,ܖ должноܖ бытьܖ указано,ܖ состоятܖ лиܖ отгружаемыеܖ предметыܖ полностьюܖ изܖ бьющегосяܖ материалаܖ илиܖ толькоܖ частичноܖ поܖ грузам),ܖ родܖ тарыܖ (деревянныеܖ илиܖ железныеܖ бочки,ܖ бутылкиܖ иܖ т.п.);
2) видܖ транспортаܖ иܖ способܖ отправкиܖ грузаܖ (морскоеܖ судно,ܖ железнаяܖ дорога,ܖ самолет,ܖ автомобильныйܖ транспорт,ܖ вܖ трюме,ܖ наܖ палубе,ܖ наܖ открытойܖ платформе,ܖ вܖ вагоне),ܖ аܖ такжеܖ размещениеܖ (загрузка)ܖ вܖ транспортномܖ средстве:ܖ внутри,ܖ снаружи,ܖ навалом,ܖ насыпью,ܖ наливом,ܖ креплениеܖ иܖ т.д.;
3) маршрутܖ следования:ܖ пунктыܖ отправленияܖ иܖ назначенияܖ груза,ܖ аܖ такжеܖ перевалокܖ иܖ перегрузок;
4) датуܖ отправкиܖ груза;
5) перевозныеܖ документы:ܖ номераܖ иܖ датыܖ коносаментов,ܖ товарно-транспортныхܖ накладныхܖ иܖ др.;
6) страховуюܖ сумму;
7) условияܖ страхованияܖ грузов;
8) правоܖ наܖ регрессܖ (суброгацию)ܖ иܖ др.[7,с.77]
Еслиܖ рассматриватьܖ условияܖ страхования,ܖ выработанныеܖ мировойܖ практикой,ܖ тоܖ здесьܖ необходимоܖ отметитьܖ стандартныеܖ условияܖ Институтаܖ Лондонскихܖ страховщиков,ܖ которыеܖ именуются:ܖ сܖ ответственностьюܖ заܖ всеܖ риски,ܖ сܖ ответственностьюܖ заܖ частнуюܖ аварию;ܖ безܖ ответственностиܖ заܖ повреждения,ܖ кромеܖ случаевܖ крушения.ܖ Имܖ соответствуютܖ разработанныеܖ группыܖ тарифныхܖ ставок.
Условиеܖ сܖ ответственностьюܖ заܖ всеܖ рискиܖ являетсяܖ наиболееܖ широким,ܖ ноܖ отнюдьܖ неܖ покрываетܖ «всеܖ риски».ܖ Изܖ этихܖ условийܖ исключаютсяܖ повреждениеܖ иܖ гибельܖ грузаܖ отܖ всякогоܖ родаܖ военныхܖ действий,ܖ орудийܖ войны,ܖ пиратскихܖ действий,ܖ конфискации,ܖ арестаܖ илиܖ уничтоженияܖ поܖ требованиюܖ властейܖ (этиܖ рискиܖ могутܖ бытьܖ застрахованыܖ заܖ дополнительнуюܖ плату);ܖ исключаютсяܖ рискиܖ радиации,ܖ умыслаܖ иܖ грубойܖ неосторожностиܖ страхователяܖ илиܖ егоܖ представителей,ܖ нарушенияܖ установленныхܖ правилܖ перевозки,ܖ пересылкиܖ иܖ храненияܖ грузов,ܖ несоответствияܖ упаковки;ܖ влияниеܖ трюмногоܖ воздухаܖ илиܖ особыхܖ свойствܖ груза;ܖ огняܖ илиܖ взрыва,ܖ еслиܖ безведомаܖ страховщикаܖ наܖ судноܖ одновременноܖ былиܖ погруженыܖ вещества,ܖ опасныеܖ вܖ отношенииܖ взрываܖ иܖ самовозгорания;ܖ недостачиܖ грузаܖ приܖ целостиܖ наружнойܖ упаковкиܖ (недовложения);ܖ поврежденияܖ грузаܖ грызунами,ܖ червями,ܖ насекомыми;ܖ замедленияܖ вܖ доставкеܖ грузаܖ иܖ паденияܖ цен.
Условиеܖ страхованияܖ сܖ ответственностьюܖ заܖ частнуюܖ авариюܖ вܖ отличиеܖ отܖ первогоܖ имеетܖ твердыйܖ переченьܖ рисков,ܖ поܖ которымܖ страховщикܖ несетܖ ответственность.ܖ Естественно,ܖ объемܖ ответственностиܖ страховщикаܖ здесьܖ меньше.ܖ Изܖ ответственностиܖ поܖ этомуܖ условиюܖ точноܖ такжеܖ исключаютсяܖ риски,ܖ которыеܖ неܖ покрываютсяܖ условиемܖ «Всеܖ риски».
Условиеܖ страхованияܖ безܖ ответственностиܖ заܖ повреждения,ܖ кромеܖ случаевܖ крушенияܖ —ܖ поܖ перечнюܖ страховыхܖ случаев,ܖ приܖ которыхܖ подлежатܖ оплатеܖ убытки,ܖ иܖ поܖ совокупностиܖ исключенийܖ изܖ страховогоܖ покрытияܖ вܖ целомܖ совпадаютܖ сܖ условиямиܖ сܖ ответственностьюܖ заܖ частнуюܖ аварию.ܖ Разницаܖ состоитܖ вܖ том,ܖ чтоܖ поܖ последнемуܖ условиюܖ страховщикܖ вܖ обычныхܖ условияхܖ несетܖ ответственностьܖ толькоܖ заܖ случаиܖ полнойܖ гибелиܖ всегоܖ илиܖ частиܖ груза,ܖ аܖ заܖ повреждениеܖ грузаܖ отвечаетܖ лишьܖ вܖ случаеܖ какого-либоܖ происшествияܖ (вܖ целомܖ именуемыеܖ крушением)ܖ сܖ транспортнымܖ средствомܖ (судном).
Приܖ всехܖ трехܖ условияхܖ страховщикܖ возмещаетܖ убыткиܖ иܖ расходыܖ поܖ общейܖ аварии,ܖ необходимыеܖ иܖ целесообразноܖ произведенныеܖ расходыܖ поܖ спасениюܖ грузаܖ иܖ поܖ уменьшениюܖ убытка.
Оܖ каких-либоܖ существенныхܖ измененияхܖ характеристикܖ грузаܖ илиܖ процессаܖ транспортировкиܖ страховщикܖ долженܖ бытьܖ уведомленܖ немедленно.ܖ Еслиܖ данныеܖ измененияܖ влекутܖ увеличениеܖ риска,ܖ онܖ можетܖ изменитьܖ условияܖ страхованияܖ иܖ потребоватьܖ уплатыܖ дополнительнойܖ страховойܖ премии.ܖ Приܖ отказеܖ страхователяܖ отܖ уплатыܖ премииܖ договорܖ считаетсяܖ расторгнутымܖ сܖ моментаܖ появленияܖ данныхܖ изменений.
Однимܖ изܖ наиболееܖ важныхܖ вопросов,ܖ возникающихܖ приܖ заключенииܖ договораܖ транспортногоܖ страхованияܖ грузов,ܖ являетсяܖ правильноеܖ определениеܖ объемаܖ страховойܖ ответственностиܖ (набораܖ страховыхܖ рисков),ܖ т.е.ܖ событий,ܖ приܖ наступленииܖ которыхܖ страховательܖ можетܖ рассчитыватьܖ наܖ возмещениеܖ ущерба.ܖ Расширениеܖ набораܖ покрываемыхܖ рисковܖ влечетܖ повышениеܖ страховыхܖ тарифовܖ и,ܖ следовательно,ܖ стоимостиܖ страхования.
Вܖ случаеܖ еслиܖ грузܖ принятܖ наܖ страхованиеܖ вܖ определеннойܖ долеܖ отܖ полнойܖ стоимости,ܖ всеܖ объектыܖ считаютсяܖ застрахованнымиܖ вܖ томܖ жеܖ процентеܖ отܖ ихܖ стоимости.ܖ Приܖ наступленииܖ страховогоܖ случаяܖ страховщикܖ обязанܖ возместитьܖ страхователюܖ (выгодоприобретателю)ܖ частьܖ понесенныхܖ последнимܖ убытковܖ пропорциональноܖ отношениюܖ страховойܖ суммыܖ кܖ страховойܖ стоимости.ܖ Договоромܖ жеܖ можетܖ бытьܖ предусмотренܖ болееܖ высокийܖ размерܖ страховогоܖ возмещения,ܖ ноܖ неܖ вышеܖ страховойܖ стоимости.
Вܖ случаеܖ еслиܖ страховательܖ застраховалܖ лишьܖ частьܖ страховойܖ стоимостиܖ груза,ܖ онܖ вправеܖ осуществитьܖ дополнительноеܖ страхование,ܖ вܖ томܖ числеܖ иܖ уܖ другогоܖ страховщика,ܖ ноܖ сܖ тем,ܖ чтобыܖ общаяܖ страховаяܖ суммаܖ неܖ превышалаܖ страховойܖ стоимости.ܖ Приܖ перевозкахܖ специфическихܖ видовܖ товаровܖ достаточноܖ великаܖ вероятностьܖ возникновенияܖ незначительныхܖ ущербовܖ (например,ܖ бойܖ стеклянных,ܖ фарфоровыхܖ изделийܖ иܖ т.п.).ܖ Страховщикܖ иܖ страховательܖ неܖ заинтересованыܖ вܖ разбирательствахܖ поܖ подобнымܖ случаям,ܖ посколькуܖ ониܖ неܖ принципиальны.ܖ Вܖ связиܖ сܖ этимܖ возможноܖ достижениеܖ договоренности,ܖ согласноܖ которойܖ претензииܖ поܖ вероятнымܖ потерям,ܖ неܖ превышающимܖ определенногоܖ предела,ܖ неܖ будутܖ предъявлятьсяܖ страховщику,ܖ т.е.ܖ вводитсяܖ франшиза,ܖ илиܖ нормаܖ ущерба.ܖ Взаменܖ страховательܖ получаетܖ льготыܖ приܖ определенииܖ размераܖ уплачиваемойܖ страховойܖ премии.ܖ Франшизаܖ обычноܖ устанавливаетсяܖ вܖ процентахܖ отܖ страховойܖ суммы.
Началоܖ иܖ окончаниеܖ действияܖ договораܖ страхования,ܖ вܖ томܖ числеܖ иܖ страховойܖ ответственности,ܖ указываютсяܖ вܖ страховомܖ полисеܖ иܖ являетсяܖ однимܖ изܖ существенныхܖ условийܖ договораܖ страхования.ܖ Ответственностьܖ поܖ договоруܖ страхованияܖ грузовܖ прекращаетсяܖ вܖ следующихܖ случаях:
• еслиܖ грузܖ доставленܖ вܖ местоܖ (пункт)ܖ назначения,ܖ выгруженܖ изܖ перевозочногоܖ средстваܖ иܖ принятܖ вܖ пунктеܖ назначенияܖ наܖ ответственноеܖ хранениеܖ вܖ складеܖ грузополучателя;
• еслиܖ периодܖ промежуточногоܖ храненияܖ превысилܖ срокܖ вܖ страховомܖ полисе.[6,ܖ с.77]
Какܖ былоܖ ужеܖ отмеченоܖ выше,ܖ карго-ܖ страхованиеܖ являетсяܖ надежнымܖ механизмом,ܖ ноܖ приܖ этомܖ оноܖ неܖ можетܖ предотвратитьܖ реальнуюܖ гибельܖ грузаܖ илиܖ исключитьܖ ущерб.ܖ Мыܖ рассмотрелиܖ основныеܖ условияܖ карго-страхованияܖ –ܖ существенныеܖ иܖ дополнительные.ܖ Такжеܖ былиܖ выделеныܖ основныеܖ данные,ܖ характеризующиеܖ грузܖ приܖ егоܖ страховании.ܖ Отметилиܖ такжеܖ случаи,ܖ приܖ которыхܖ ответственностьܖ поܖ договоруܖ страхованиюܖ грузовܖ прекращается.
Делаяܖ выводܖ поܖ всейܖ главеܖ надоܖ отметить,ܖ чтоܖ существуютܖ различныеܖ видыܖ классификацийܖ страхованияܖ ВЭДܖ предприятийܖ какܖ вܖ мировой,ܖ такܖ иܖ российскойܖ практике.ܖ Намиܖ былиܖ рассмотреныܖ основныеܖ видыܖ страхованияܖ иܖ наибольшееܖ вниманиеܖ былоܖ уделеноܖ каргоܖ –ܖ страхованию.ܖ Рассмотреныܖ основныеܖ условияܖ каргоܖ –ܖ страхования,ܖ аܖ такжеܖ стандартныеܖ условияܖ Институтаܖ Лондонскихܖ страховщиков.
Заключение
Вܖ современноеܖ неспокойноеܖ времяܖ учащаютсяܖ кризисы,ܖ периодыܖ стагнации,ܖ поэтомуܖ предприятиеܖ должноܖ бытьܖ увереноܖ вܖ завтрашнемܖ дне.ܖ Наܖ этомܖ фонеܖ основнымܖ помощникомܖ предприятиямܖ какܖ участникамܖ ВЭДܖ выступаетܖ страхованиеܖ ВЭДܖ предприятий.ܖ Страхованиеܖ воܖ ВЭДܖ означаетܖ страхованиеܖ внешнеэкономиче-скихܖ рисковܖ иܖ представляетܖ собойܖ комплексܖ видовܖ страховойܖ защитыܖ интересовܖ отечественныхܖ иܖ зарубежныхܖ участниковܖ различныхܖ формܖ международногоܖ со-трудничества,ܖ которыйܖ включаетܖ страхованиеܖ экспортно-импортныхܖ грузов;ܖ пере-возящихܖ ихܖ транспортныхܖ средств;ܖ экспортныхܖ кредитов;ܖ международныхܖ торгово-промышленныхܖ иܖ иныхܖ выставок.ܖ Страхованиеܖ позволяетܖ участникамܖ ВЭДܖ застраховыватьܖ своюܖ ответственностьܖ отܖ рисков,ܖ которыеܖ угрожаютܖ различнымܖ имущественнымܖ интересамܖ участникаܖ ВЭД.
Личноеܖ страхованиеܖ предоставляетܖ страховуюܖ защитуܖ гражданамܖ приܖ наступленииܖ определенныхܖ событий,ܖ связанныхܖ сܖ ихܖ жизньюܖ иܖ здоровьем.ܖ Объектомܖ страховыхܖ отношенийܖ вܖ имущественномܖ страхованииܖ выступаетܖ имуществоܖ вܖ различныхܖ видахܖ иܖ имущественныеܖ интересы.ܖ Оноܖ проводитсяܖ наܖ случайܖ утратыܖ (гибели)ܖ илиܖ поврежденияܖ имущества,ܖ находящегосяܖ воܖ владении,ܖ пользовании,ܖ распоряженииܖ страхователяܖ (выгодоприобретателя).
Вܖ страхованииܖ ответственностиܖ объектомܖ страховыхܖ отношенийܖ являетсяܖ ответственностьܖ поܖ обязательствам,ܖ возникшимܖ вܖ случаеܖ причиненияܖ страхователемܖ вредаܖ жизни,ܖ здоровьюܖ илиܖ имуществуܖ другихܖ лицܖ (физическихܖ илиܖ юридических),ܖ илиܖ ответственностьܖ поܖ договору.
Наиболееܖ динамичноܖ развивающимсяܖ видомܖ страхованияܖ ВЭДܖ являетсяܖ карго-страхованиеܖ участниковܖ ВЭД.ܖ Предприятия,ܖ которыеܖ осуществляютܖ ВЭД,ܖ производятܖ обменܖ результатамиܖ своейܖ деятельностиܖ иܖ торговлиܖ товарамиܖ иܖ услугами.ܖ Этоܖ достигаетсяܖ путемܖ транспортировкиܖ товараܖ отܖ продавцаܖ кܖ покупателю.ܖ Вܖ этотܖ моментܖ могутܖ произойтиܖ различныеܖ непредвиденныеܖ обстоятельстваܖ подܖ влияниемܖ негативныхܖ факторов,ܖ будьܖ тоܖ политические,ܖ климатические,ܖ экономическиеܖ иܖ демографические.ܖ Поэтомуܖ продукцияܖ можетܖ быть,ܖ вовремяܖ неܖ доставленаܖ кܖ заказчику.ܖ Дляܖ этогоܖ участникиܖ страхуютܖ своюܖ ответственностьܖ путемܖ карго-страхованием.ܖ Карго-страхованиеܖ предусматриваетܖ покрытиеܖ грузаܖ толькоܖ наܖ времяܖ егоܖ передвижения.
Объектамиܖ страхованияܖ каргоܖ являются:
а)ܖ самܖ груз;
б)ܖ возросшаяܖ стоимость;
в)ܖ комиссионныеܖ посредникам;
г)ܖ таможеннаяܖ пошлина;
д)ܖ непредвиденныеܖ обстоятельства,ܖ связанныеܖ сܖ фрахтом.
Но,ܖ конечноܖ же,ܖ существуютܖ сложностиܖ иܖ проблемыܖ наܖ страховомܖ рынкеܖ ВЭДܖ предприятий.ܖ Существуютܖ различныеܖ проблемы,ܖ недопониманияܖ какܖ соܖ стороныܖ участниковܖ ВЭД,ܖ такܖ иܖ соܖ стороныܖ самихܖ страховыхܖ компаний.ܖ Страховыеܖ компанииܖ неܖ всегдаܖ иܖ вовремяܖ могутܖ исполнитьܖ своиܖ обязательстваܖ илиܖ предоста-витьܖ необходимыйܖ пакетܖ услугܖ заказчику.
Выделимܖ основныеܖ проблемы,ܖ сܖ которымиܖ сталкиваются
страхователи:
1. несвоевременноеܖ исполнениеܖ обязательств.
2. страховаяܖ компанияܖ неܖ можетܖ выплатитьܖ поܖ имеющимсяܖ страховымܖ случаямܖ страховойܖ ущерб.
Страховщики:
1. предоставлениеܖ недостовернойܖ информацииܖ соܖ стороныܖ участниковܖ ВЭД
Улучшенияܖ вܖ сфереܖ страхованияܖ ВЭДܖ дляܖ участниковܖ ВЭД:ܖ сотрудничествоܖ страховыхܖ компанийܖ сܖ различнымиܖ компаниями,ܖ содействующиеܖ болееܖ рациональномуܖ иܖ качественномуܖ обслуживаниюܖ (таможенныеܖ брокеры,ܖ транспортно-экспедиторскиеܖ компании,ܖ банки),ܖ улучшениеܖ системыܖ менеджментаܖ иܖ контроляܖ качества.
Улучшенияܖ вܖ сфереܖ страхованияܖ ВЭДܖ дляܖ страховыхܖ компаний:ܖ добросовестныйܖ подходܖ участниковܖ ВЭДܖ кܖ самойܖ системеܖ страхования.
Список литературы
1. Арустамовܖ Э.ܖ А.ܖ Внешнеэкономическаяܖ деятельностьܖ :ܖ учебникܖ /ܖ Э.ܖ А.ܖ Арустамов,ܖ Р.ܖ С.ܖ Андреева.ܖ -ܖ М.ܖ :ܖ КНОРУС,ܖ 2011.ܖ -ܖ 168ܖ с.
2. Виноградовܖ В.М.ܖ Организацияܖ производстваܖ техническогоܖ обслуживанияܖ иܖ ремонтаܖ автомобилей.ܖ -ܖ М.:ܖ Академия,ܖ 2009.
3. Виньковܖ А.ܖ Ресурснаяܖ взаимностьܖ //ܖ Эксперт.ܖ -ܖ 2013.ܖ -ܖ Nܖ 13.ܖ -ܖ C.14-20.
4. Внешнеэкономическаяܖ деятельность:ܖ Учебник,ܖ подܖ ред.ܖ Е.Ф.ܖ Прокушева.ܖ –ܖ 8-еܖ изд.,ܖ перераб.ܖ иܖ доп.ܖ –ܖ М.:ܖ Юрайт,ܖ 2012ܖ .-ܖ 527ܖ с.
5. Вологдин,ܖ А.ܖ А.ܖ Правовоеܖ регулированиеܖ внешнеэкономическойܖ деятельностиܖ :ܖ учеб.ܖ пособиеܖ дляܖ магистровܖ /ܖ А.ܖ А.ܖ Вологдин.ܖ –ܖ 3-еܖ изд.,ܖ испр.ܖ иܖ доп.ܖ –ܖ М.ܖ :ܖ Юрайт,ܖ 2012ܖ .ܖ –ܖ 445ܖ с.
6. Глобализацияܖ экономикиܖ иܖ внешнеэкономическиеܖ связиܖ Россииܖ /ܖ подܖ ред.ܖ Фаминскогоܖ И.П.ܖ -ܖ М.:ܖ Республика,ܖ 2010.ܖ -ܖ 445с.
7. Гоголеваܖ Т.Н.ܖ Методикаܖ оценкиܖ эффективностиܖ внешнеэкономическойܖ политикиܖ государства:ܖ институциональныйܖ подходܖ /ܖ Т.Н.Гоголева,ܖ Л.А.Мажороваܖ //ܖ Нац.ܖ интересы:ܖ приоритетыܖ иܖ безопасность.ܖ -ܖ 2010.ܖ -ܖ Nܖ 7.ܖ -ܖ С.81-86.
8. Данилинаܖ М.Ф.ܖ Финансированиеܖ совместныхܖ программܖ сотрудничестваܖ Европейскогоܖ Союза,ܖ Советаܖ Европыܖ иܖ Российскойܖ Федерацииܖ //ܖ Нац.ܖ интересы:ܖ приоритетыܖ иܖ безопасность.ܖ -ܖ 2011.ܖ -ܖ Nܖ 5.ܖ -ܖ С.48-57.
9. Даоܖ Майܖ Хань.ܖ Внешнеторговаяܖ деятельностьܖ странܖ вܖ контекстеܖ процессовܖ глобализацииܖ (методологияܖ иܖ результатыܖ эконометрическогоܖ анализа)ܖ //ܖ Экон.ܖ наукаܖ соврем.ܖ России.ܖ -ܖ 2006.ܖ -ܖ Nܖ 4.ܖ -ܖ С.126-143.
10. Международныеܖ транспортныеܖ операцииܖ /ܖ Зимовецܖ А.В.ܖ Учебноеܖ пособие.ܖ Таганрог:ܖ ТИУиЭ,ܖ 2012.
11. Мироваяܖ экономикаܖ :ܖ учеб.ܖ дляܖ бакалавровܖ /ܖ подܖ ред.ܖ Б.ܖ М.ܖ Смитиенко.ܖ –ܖ 2-еܖ изд.,ܖ перераб.ܖ иܖ доп.ܖ –ܖ М.ܖ :ܖ Юрайт,ܖ 2013.ܖ –ܖ 590ܖ с.
12. Мироваяܖ экономикаܖ иܖ международныеܖ экономическиеܖ отношенияܖ :ܖ учеб.ܖ пособиеܖ /ܖ подܖ ред.ܖ Л.ܖ С.ܖ Шаховской.ܖ –ܖ М.ܖ :ܖ КНОРУС,ܖ 2013.ܖ –ܖ 253ܖ с.
13. Оболенскийܖ В.П.ܖ Рольܖ внешнегоܖ фактораܖ вܖ экономическомܖ развитииܖ России:ܖ тез.ܖ докл.ܖ //ܖ Мироваяܖ экономикаܖ иܖ междунар.ܖ отношения.ܖ -ܖ 2008.ܖ -ܖ Nܖ 5.ܖ -ܖ С.13-18.
14. Олейновܖ А.ܖ Экономикаܖ международныхܖ отношенийܖ //ܖ Мироваяܖ экономикаܖ иܖ междунар.ܖ отношения.ܖ -ܖ 2011.ܖ -ܖ Nܖ 3.ܖ -ܖ С.24-31.
15. Туревскийܖ И.С.ܖ Дипломноеܖ проектированиеܖ автотранспортныхܖ предприятий:ܖ учебноеܖ пособие.ܖ –ܖ М.:ܖ ИДܖ «ФОРУМ»,ܖ 2010.ܖ –ܖ 240ܖ с.ܖ –ܖ (Профессиональноеܖ образование).
16. Туревскийܖ И.С.ܖ Экономикаܖ отраслиܖ (автомобильныйܖ транспорт):ܖ учебник.ܖ –ܖ М.:ܖ ИДܖ «ФОРУМ»:ܖ ИНФПА-М,ܖ 2011.ܖ –ܖ 288с.ܖ –ܖ (Профессиональноеܖ образование).