Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Участие Казахстана в инициативе Китая Один пояс-один путь

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно ВКР Участие Казахстана в инициативе Китая Один пояс-один путь

Категория: Дипломы(ВКР)

Скачать

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

Глава 1 Концепция экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути XXI века. 7

§ 1 Китайская модель проекта «Один пояс – один путь». 7

§ 2 Оценки проекта нового Шёлкового пути экспертами в КНР, РФ, США, Центральной Азии. 16

Глава 2 Реализация проекта экономического пояса шелкового пути. 44

§ 1 Отношения России и Китая в рамках реализации концепции Экономического пояса Шёлкового пути. 44

§ 2 Проблема сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.. 62

§ 3 Страны Центральной Азии как «ядро» концепции Экономического пояса Шёлкового пути. 75

Глава 3 Участие Казахстана в инициативе Китая «Один пояс - один путь». 97

§ 1 Роль Казахстана в реализации международных транспортных коридоров в Евразии. 97

§ 2 Проблема сопряжения программы «Нурлы жол» и ЕПШП.. 104

Заключение. 115

Список источников и литературы.. 120


Введение

Актуальность темы исследования.

Китай в 2013 году заявил о новой стратегии экономического развития «Один пояс — один путь», которая была направлена на создание инфраструктуры и совершенствование взаимосвязей между государствами Евразии. В нее вошли два ключевых варианта развития: экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь. Речь идет о появлении торгового коридора для прямых поставок продукции с востока на запад на льготных условиях.

Выдвинутая нынешним (пятым) поколением руководства КНР стратегическая цель возрождения китайской нации, амбициозные задачи построения к 2021 г. среднезажиточного общества, а к 2049 г. — богатого и сильного модернизированного социалистического государства, диктуют Китаю необходимость радикальной активизации внешнеэкономической деятельности. Для удовлетворения растущего внутреннего спроса, накопления капитала, решения социальных задач Китай должен увеличивать импорт энергоносителей и промышленного сырья, расширять экспорт как традиционных потребительских товаров, так и продукции современных технологий. (Так, по оценкам экспертов, вследствие дефицита энергоресурсов импорт Китаем нефти за период 2012-2020 гг. должен будет возрасти с 282 до 480 млн т, то есть в 1,7 раза .) Начавшаяся переориентация на внутренний рынок в связи со сменой модели экономического развития не отменяет потребности в расширении внешнеторгового экономического обмена, а, наоборот, создает для него новые стимулы.

В этих условиях современное поколение китайских руководителей, круто взявшись за проведение экономических реформ и обладая огромным экономическим и политическим потенциалом, решило придать новый импульс своим отношениям, если не со всем внешним миром, то с его крупнейшей частью — Европой и Азией.

Конкретно же формирование экономического пояса предлагается по следующим направлениям:

  • развитие регионального сотрудничества, создание благоприятных правовых и политических условий для региональной экономической интеграции;
  • ускорение строительства единой транспортной сети, которая включала бы в себя сквозную транспортную магистраль от Тихого океана до Балтийского моря, и трасс, соединяющих Восточную, Западную и Южную Азию. «Именно развитие транспортной взаимосвязанности лежит в основе концепций «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», — подчеркивает Си Цзиньпин;
  • увеличение объемов торгового и инвестиционного сотрудничества;
  • снижение и ликвидация торговых барьеров, сокращение издержек, упрощение бюрократических процедур;
  • увеличение доли расчетов в национальных валютах (фактически это будет выгодно в первую очередь для юаня, который в перспективе сможет превратиться в международную валюту, способную потеснить доллар и евро);
  • расширение «народных связей», с тем чтобы «подкрепить региональное сотрудничество прочной социальной и общественной базой». В частности, предусматривается значительное увеличение числа студентов из стран ЦА в вузах Китая: 30 тыс. правительственных стипендий, 10 тыс. преподавателей и студентов из институтов Конфуция. Столь активное использование «мягкой силы» позволит Китаю заметно нарастить свое влияние в кругах управленческой и предпринимательской элиты бывших советских республик.

В многочисленных комментариях китайские эксперты добавляют к этому перечню сотрудничество в энергетической сфере, строительство нефте- и газопроводов, прокладку авиационных трасс, развитие телекоммуникаций и т.д. — едва ли не все возможные виды экономического сотрудничества.

Хронологические рамки исследования: 2013 год – настоящее время. В 2013 году начал реализацию стратегии экономического развития «Один пояс — один путь».

Степень научной разработанности темы.

Совокупность исследований, взятых за основу диссертационной работы можно разделить на три труппы: к первой относятся исследования аспектов становления взаимоотношений Китая и стран Центральноазиатского региона и появление Центральноазиатского вектора во внешней политики Китая; ко второй группе относятся труды, посвященные изучению экономического фактора сотрудничества Китая и государств Центральной Азии. Третья группа включает в себя исследования по вопросу реализации китайского проекта Экономический пояс Шелкового пути в Центральноазиатском регионе.

Обширное исследование этапов сотрудничества, как в политической, так и в экономической областях между Китаем и странами Центральной Азии провела группа авторов во главе с экспертом по Центральной Азии В.В. Парамоновым[1]. В своем научном труде А.Ф. Клименко[2] анализирует геополитическое значение Центральноазиатского региона в современных международных отношениях, а также исследует интересы основных акторов, участвующих в жизни региона, прежде всего Китая. К исследованиям первой группы также стоит отнести работу Д.Б. Малышевой[3], в которой автор оценивает положение постсоветских республик в мировой политике, дает характеристику Центральноазиатскому региону и выявляет интересы Китая в регионе. Определенный вклад в исследование проблемы внес сборник статей Российского института стратегических исследований (РИСИ) под редакцией К.А. Кокаревой[4] совместно с Китайской академией современных международных отношений. Авторы определяют уникальное географическое положение региона, характеризующееся богатой ресурсной базой и транзитным потенциалом, что собственно и привлекает в регион большое количество игроков. Особое внимание авторы уделяют политике Китая, проводимой в регионе. К первой группе можно также отнести работу авторского коллектива под редакцией доктора исторических наук Т.С. Гузенковой[5], где авторы рассматривают приоритеты и методы реализации внешнеполитической стратегии Китая в отношении стран Центральной Азии.

Вопросы китайско-центральноазиатского торгово-экономического взаимодействия находят отражения в трудах центральноазиатских исследователей. Особенно стоит выделить коллектив авторов В.В. Парамонова, А.В. Строкова и А.О. Столповского[6], которые в свое работе поэтапно и детально разобрали двусторонние экономические отношения Китая с каждой из стран Центральной Азии. Огромный вклад в изучение вопросов безопасности Центральноазиатского региона, его сотрудничества с Китаем, а также специфики китайского присутствия в регионе внесла монография казахстанского профессора К.Л. Сыроежкина, а также ряд его аналитических статей[7].

Геоэкономическая стратегия Китая и применяемые им экономические инструменты продвижения своих интересов отражены в работах В.Г. Гельбраса[8], Т.Г. Терентьевой[9], Я.В. Лексютиной[10], В.Н. Ремыга[11], Л.Е. Васильева[12], А.Э. Мордвиновой[13]

Составляющая предмет исследования проблематика третьей группы, связанная с аспектами реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути», а также ролью Центральноазиатского региона в данной стратегии является объектом анализа многих статей и докладов[14]. Данная тема также отражена в аналитическом докладе, который подготовил авторский коллектив в составе: А.В. Лукин, С.Г. Лузянин, Ли Синь, Е.И. Денисов, К.Л. Сыроежкин и А.С. Пятачкова[15].

Источниковая база исследования. Для достижения поставленных задач в ходе написания диссертации автором был использован широкий круг источников.

Источниковую базу исследования составили отчеты Всемирного банка и международной организации ЮНКТАД, Региональные соглашения, двусторонние межгосударственные соглашения в области внешнеполитических связей и экономики, Стратегии развития государств Центральной Азии и Китая[16], концепция «Экономического пояса Шелкового пути»[17], Доклад British Petroleum по мировой энергетике, данные Национального банк Республики Казахстан[18] и Национальных статистических комитетов Республик Центральной Азии[19], речи и обращения глав государств.

Цель магистерской диссертации: исследование проблем реализации китайского проекта «Экономический пояс Шёлкового пути» и оценка вызовов и возможностей для участия Казахстана в этом проекте.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть китайскую модель проекта «Один пояс – один путь»;

- исследовать оценки проекта нового Шёлкового пути экспертами в КНР, РФ, США, Центральной Азии;

- проанализировать отношения России и Китая в рамках реализации концепции Экономического пояса Шёлкового пути;

- исследовать проблему сопряжения ЕАЭС и ЭПШП;

- исследовать страны Центральной Азии как «ядро» концепции Экономического пояса Шёлкового пути;

- рассмотреть вопросы участия Казахстана в инициативе Китая «Один пояс - один путь».

Объект диссертационного исследования – участие Казахстана в проекте «Экономический пояс Шёлкового пути».

Предмет диссертационного исследования – современные международные экономические отношения Китая и Казахстана.

Методологическая база представлена основными принципами исторической науки: объективности, историзма, всесторонности изучения.

Методологическую основу исследования составляет:

- историко-ретроспективный метод, применяемый при рассмотрении этапов политического и экономического сотрудничества Китая со странами Центральной Азии;

- статистический метод был полезен при определении параметров и масштабов торгово-экономического сотрудничества Китая и стран Центральной Азии;

- метод сравнительного анализа использовался при оценке уровня зависимости каждого из государств Центральной Азии от экономического участия Китая;

- метод структурного анализа позволил рассмотреть государства Центральной Азии как единый регион, чтобы определить его геополитическую значимость в рамках проекта Экономического Шелкового пути.

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими факторами:

- выявлена взаимосвязь экономических и геополитических факторов в китайско-центральноазиатских отношениях.

Проект «Экономического Шелкового пути» выступает как один из механизмов «экономической экспансии» Китая, на примере которого проводится анализ зависимости государств Центральной Азии от экономической помощи Китая.

- Определено, что политика Китая, проводимая в регионе основывается на концепции «умной силы». Сочетание жесткой и мягкой силы отражены сочетающей в себе методы экономического давления и распространения культурных ценностей. Сдержанность китайской дипломатии сочетается с борьбой за удержание позиций в мировой экономике.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследовательской работы определяется недостатком в казахстанской историографии комплексных исследований современных казахстанско-китайских взаимоотношений.

Полученные выводы на основе комплексного анализа могут быть использованы студентами, магистрантами и преподавателями факультета международных отношений высших учебных заведений с целью получения системного представления о казахстанско-китайских экономических отношениях.

Структура работы. Представленный проект состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка использованных источников и литературы. Общий объем магистерской диссертации составляет 130 страниц.

[1] Парамонов В.В., Строков А.В., Столповский А.О. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность. – Бишкек: 2008 г. – 201 с.

[2] Клименко А.Ф. Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества: проблема обороны и безопасности. – М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2009. – 373 с

[3] Малышева Д.Б. Центральноазиатский узел мировой политики. – М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 100

[4] Центральная Азия: проблемы и перспективы (взгляд из России и Китая): сб. ст. / под ред. К. А. Кокарева, Д. А. Александрова, И. Ю. Фроловой. – М.: РИСИ, 2013. – 316 с.

[5] Страны СНГ и Балтии в глобальной политике Китая / под ред. д.и.н. Т.С. Гузенковой, М.В. Карпова. – М.: РИСИ, 2013. – 166 с.

[6] Парамонов В.В., Строков А.В., Столповский А.О. Китайский экономический экспресс в центре Евразии: новая угроза или исторический шанс?. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат». – 2010. – 160 с.

[7] Центральная Азия сегодня:вызовы и угрозы/ Под общей редакцией доктора политических наук, профессора К.Л. Сыроежкина: Монография. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. – 456 с.

Геополитические проекты в Центральной Азии и роль Казахстана / К.Л. Сыроежкин //Central Asian Bureau for Analytical Reporting [Электронный ресурс] URL:http://www.cabar.asia/ru/konstantin -syroezhkin-geopoliticheskie-proekty-v-tsentralnoj-azii-i-rol-kazahstana/

[8] Гельбрас В.Г. Геоэкономическая стратегия Китая // Азия и Африка сегодня. - №1. – 2016

[9] Терентьева Т.Г. КНР. Дальнейшее развитие стратегии «Выхода за рубеж» // Азия и Африка сегодня. - №4. – 2015

[10] Лексютина Я.В. Экономическая дипломатия Китая в XXI веке // Проблемы Дальнего Востока. – №2. - 2015

[11] Ремыга В.Н. Новая глобальная стратегия Китая - Экономический пояс шелкового пути. – 2015. [Электронный ресурс ]. URL:http://www.ic-ie.com/remiga_artikle.docx

[12] О современном состоянии политического и экономического сотрудничества Китая с государствами Центральной Азии// Китай в мировой и региональной политике. История и современность. - №21. - 2016. - С.174-188

[13] Мордвинова А.Э. Экономическая стратегия Китая в Центральной Азии: задачи, инструменты, результаты// Российский институт стратегических исследований (РИСИ), 2016 [Электронный ресурс]. URL:http//www.riss.ru/analytics/28788

[14] Островский А.В. Китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» как путь к международому экономическому сотрудничеству // Азия и Африка сегодня. - №2. – 2015

Зонн И.С, Тянь Юй-чжао Новое прочтение Великого Шелкового пути

Кравченко Л.И. Новый шелковый путь – не экономика, а геополитика// Центр Сулакшина, Центр научной политической мысли и идеологии.- 02.08.16

[15] Китайский глобальный проект для Евразии: постановка задачи (аналитический доклад). М.: Научный эксперт, 2016. – 130 с.

[16] Стратегия действий по дальнейшему развитию республики Узбекистан на период 2017-2012 гг. http://strategy.regulation.gov.uz/ru/document/1

Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 г. khovar.tj/wp-content/uploads/2017/01/NSR-2030_russkij.pdf

Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 11 ноября 2014 г. [Электронный ресурс] URL:http://www.akorda.kz/ru/addresses/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-11-noyabrya-2014-g

Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 - 2019 годы [Электронный ресурс] URL:http://kfm.gov.kz/ru/activity/strategy-and-program/state-program-on-infrastructure-development-nurly.html

Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы, утвержденная Указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 http://www.president.kg/ru/news/ukazy/1466_tekst_natsionalnoy_strategii_ustoychivogo_razvitiya_kyirgyizskoy_respubliki_na_period_2013-2017_godyi/

[17] Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса шелкового пути и морского шелкового пути 21 века 2015/03/28 [Электронный ресурс] URL:http://www.fmprc.gov.cn/rus/zxxx/t1254925.shtml

[18] Национальный банк Казахстана [Электронный ресурс] URL:http://www.nationalbank.kz/?&switch=kazakh

[19] Национальный статистический комитет Кыргызской Республики [Электронный ресурс] URL:http://www.stat.kg/ru/

Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан [Электронный ресурс] URL:http://www.gki.tj/ru/

Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан [Электронный ресурс] URL:http://www.mfer.uz/ru/



Заключение

Китайский проект Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) является важнейшей инициативой КНР. Она затрагивает различные области развития многих государств и целых регионов мира: безопасность, социокультурные, политико-дипломатические и цивилизационные аспекты их существования. При этом в Китае на официальном уровне предпочитают не акцентировать внимание на ее геополитических целях.

Автором рассмотрена китайская модель проекта «Один пояс – один путь». Идея ЭПШП имеет прочную культурно-цивилизационную базу: отсылка к исторической роли стран-участниц проекта в развитии Великого шелкового пути является мощным объединяющим фактором для государств с таким разным уровнем экономического и политического потенциала, как, например, страны Центральной Азии, КНР и Пакистан.

Идея «одного пояса и пути» предусматривает формирование инфраструктуры, налаживание взаимосвязи между евразийскими государствами. Она состоит из 2-х главных направлений развития: экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути. Имеется в виду создание торгового коридора, предназначенного для прямых поставок продукции на запад с востока на льготных условиях. Предусматривается соединение данным экономическим коридором Азиатско-тихоокеанского региона на востоке и развитых европейских государств на западе. Население данных государств превышает 3 млрд., объем ВВП составляет 21 трлн. долл.

Были исследованы оценки проекта нового Шёлкового пути экспертами в КНР, РФ, США, Центральной Азии. ЭПШП — это набор проектов, которые даже формально не образуют отдельный международный институт. Однако их оформление в рамках единой концепции, которая к тому же имеет глубокие исторические корни, придает новое звучание китайским инициативам. Китай выступает не только как экономический, но и как «идейный» лидер для стран региона. Он уже не стремится держаться в тени, а, напротив, проводит активную политику, предлагая собственные решения в ответ на региональные вызовы.

Неоднозначным является отношение к разработанной Китаем концепции строительства экономического пояса Шёлкового пути, по-прежнему остающейся достаточно расплывчатой. С точки зрения Китая – она является шансом на продвижение экономического глобального сотрудничества, которое положительно повлияет на все вовлеченные страны. Скептики усматривают в инициативе Китая гегемонистские планы, желание к усилению собственного воздействия, сравнивая ее с планом Маршалла.

Невзирая на преследуемые Китаем благородные цели, рядом экспертов китайская инициатива «пояса и пути» именуется «современной версией американского плана Маршалла», цель которой состоит в распространении собственного воздействия и установлении гегемонии.

Автором были проанализированы отношения России и Китая в рамках реализации концепции Экономического пояса Шёлкового пути

На данном этапе не оправдались ожидания России от реализации Китаем проекта Шелкового пути. «РФ в «поясе и пути» на данном этапе увидела не так много, так как ожидания прихода массы дешевых денег либо политически мотивированных, являются не оправданными.

Россия и Китай преследуют общую идею, заключающуюся в сотрудничестве в рамках большой единой Евразии, но, с некоторыми проектами ситуация тяжелее.

Автором была исследована проблема сопряжения ЕАЭС и ЭПШП.

Основным драйвером развития ЭПШП для Китая по-прежнему являются экономические интересы: необходимость обеспечения собственной экономики сырьем, производимой продукции - рынками сбыта, а рабочей силы - работой. Так как в самом Китае во всем этом наблюдается нехватка, единственная возможность — на рынке соседних государств.

Политические интересы Китая сводятся прежде всего к продвижению его экономических интересов, развитию торгово-экономического сотрудничества с ближними и дальними соседями, а также обеспечению безопасности в регионе, особенно в свете растущей террористической угрозы в самой КНР (СУАР).

В условиях дефицита в торговом балансе с Китаем создание зоны свободной торговли между ЕАЭС и КНР являлось бы серьезным вызовом для множества национальных сельскохозяйственных и промышленных сфер.

Проект ЭПШП призван обеспечить китайские экономические интересы в этих странах и регионах через содействие их экономическому развитию. На этапе формулирования задач по реализации проекта ЭПШП китайские правительственные органы, во-первых, исходили из уже существующих экономических приоритетов Китайской Народной Республики в регионе — обеспечения продвижения китайских товаров и реализации стратегии «мягкой силы» с помощью инвестиционного и торгового сотрудничества для нейтрализации опасений китайской экспансии и создания благоприятного общественного фона для коммерческих проектов.

В ходе разработки и реализации проекта ЭПШП концепция приняла более упорядоченный характер. Были более четко сформулированы экономические цели, кроме того, большее внимание начало уделяться вопросам безопасности.

Несмотря на некоторую несогласованность между различными ведомствами, в целом Китай рассматривает ЭПШП как комплексный план по продвижению своих интересов в мире в целом, и прежде всего в пограничных регионах. Эти интересы на официальном уровне он рассматривает как совпадающие с интересами партнеров.

Автором было проведено исследование стран Центральной Азии как «ядро» концепции Экономического пояса Шёлкового пути. Реализация ЭПШП осуществляется на фоне роста интереса к потенциалу Евразии. Помимо данной инициативы за последние несколько лет на этой территории возникло несколько новых проектов — ЕАЭС, американская идея «Нового шелкового пути», центральноазиатские инициативы японского премьера Синдзо Абэ, «Евразийская инициатива» корейского президента Пак Кын Хе и др., не говоря о том, что уже существующие получили второе дыхание (в первую очередь — ШОС).

При этом, присутствует множество проблем, касающихся практической реализации ЭПШП в странах Центральной Азии, и сопряжение ЭПШП с ЕАЭС, национальными программами развития. Вместе с тем, следует признать тот факт, что Казахстан по сравнению с государствами Центральной Азии в данном вопросе продвинулся дальше всех.

Автором были рассмотрены вопросы участия Казахстана в инициативе Китая «Один пояс - один путь».

На современном этапе развитие двустороннего сотрудничества Казахстана и Китая происходит в рамках сопряжения идеи Китая, связанной с формированием экономического пояса на Шелковом пути (ЭПШП), а также национальной казахстанской программы, именуемой «Нурлы жол». Это является основной целью последних договоренностей Казахстана и Китая.

Причина вполне объяснима – во-первых, ЭПШП и программа «Нурлы жол» почти идеально совпадают. Во всяком случае, в тех аспектах, которые касаются транзита через территорию Казахстана грузов из Китая, а также развития транспортной и логистической инфраструктуры на территории Казахстана. Во-вторых, Китай предоставляет щедрые кредиты и готов финансировать не только проекты в рамках ЭПШП, но и проекты, которые намечено реализовать в рамках программы «Нурлы жол».

Скорее всего, именно этим и объясняется тот факт, что, несмотря на озабоченность Казахстана проблемой сопряжения ЭПШП и ЕАЭС, одной из особенностей его участия в практической реализации ЭПШП является то, что происходит оно не в треугольнике ЕАЭС – ЭПШП – национальные программы, а с ЕАЭС и ЭПШП в отдельности. Причем, судя по последним документам, подписанным с китайской стороной, руководством Казахстана вопрос о сопряжении всех трех концепций даже не ставится. Главный акцент во всех этих документах сделан на сопряжении ЭПШП и «Нурлы жол».

На сегодняшний день сформирована «дорожная карта» расширения сотрудничества между Казахстаном и Китаем практически во всех сферах экономики, а также создана совместная рабочая группа по сопряжению ЭПШП и «Нурлы жол». Расширять и углублять сотрудничество планируется в нескольких направлениях.

Первое направление развитие транзитного транспортного коридора, создание логистических центров на территории Казахстана и упрощение процедур (таможенных, налоговых, финансовых и т.д.) в целях расширения объемов взаимной торговли. Цель забрать часть потока товарооборота между Китаем и Европой.

К сожалению, пока практически ничего не делается для создания логистических центров на территории Казахстана, а главное – в плане упрощения таможенных и визовых процедур, что не требует больших финансовых затрат, но формирует условия для снижения стоимости экспортно-импортных операций и увеличения объемов двусторонней торговли.

Все сказанное выше свидетельствует о том, что направления сопряжения ЭПШП и «Нурлы жол» не только найдены, но обрели реальные очертания в виде конкретных проектов, но главное – они уже обеспечены финансово. Дело за малым – постараться как можно более эффективно использовать выделенные финансовые ресурсы и полностью учесть при этом государственные интересы Казахстана.

Loading...