Петрозаводск, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 3
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................................... 5
1.1 Устав муниципального образования в системе муниципальных нормативно-правовых актов.......................................................... 5
1.2 Понятие и значение устава муниципального образования..... 8
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................ 14
2.1 Содержание и структура устава муниципального образования....................................................................................................... 14
2.2 Порядок принятия устава муниципального образования..... 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................... 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................... 29
В этой исследовательской работе мы рассмотрим вопросы, связанные с Уставом муниципального образования, специфику и особенности этого элемента в системе муниципальных нормативно-правовых актов, понятие и значение Устава муниципального образования. Рассмотрим доказательства актуальности выбранной темы. В качестве правовой основы местного самоуправления выступают многочисленные нормативно-правовые акта различной юридической силы, среди которых важное значение имеют нормативно-правовые акты, принимаемые непосредственно населением муниципального образования, и нормативно-правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления.
Среди муниципальных нормативно-правовых актов ключевое значение имеет устав муниципального образования. Это связано с тем, что именно в данном нормативно-правовом акте закладываются ориентиры для остальных нормативно правовых актов, принимаемых в том или ином муниципальном образовании. При этом правовое регулирование устава муниципального образования характеризуется рядом проблемных аспектов, в первую очередь связанных с государственной регистрацией устава. В связи с изложенным особую важность приобретает изучение устава муниципального образования. Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при определении путей совершенствования правового регулирования устава муниципального образования. Объектом рассмотрения в данной работе являются общественные отношения по поводу принятия и действия устава муниципального образования. Предметом рассмотрения в данной работе являются нормы действующего законодательства, направленные на регулирование содержания, порядка принятия, особенностей применения устава муниципального образования.
Цель данной работы - проанализировать устав муниципального образования. Для достижения указанной цели необходима реализация следующих задач:
При написании этой исследовательской работы были изучены многие
научные работ, теоретические и практические вопросы изучения темы устава муниципального образования от известных отечественных ученых. При этом в качестве методологической основы исследования выступают специальные и общие методы, например, наблюдение, сопоставление, обобщение данных, диалектический подход, общенаучные способы исследования, а также все частнонаучные методы. В основе изучения лежит применение формального юридического подхода к нормам большинства правовых актов в рамках регионального и федерального законодательства в Российской Федерации. Что же касается актуальности и научной разработанности темы об уставе муниципального образования, то стоит отметить популярность развития и совершенствования системы местного самоуправления в отдельно взятых регионах. Многих ученых волновали вопросы о правовых актах различных муниципальных образований, например, таких представителей научного сообщества, как: Б.Ц. Жалсанов, А.Ю. Чермит, Р.А. Эфрикян и т.д. Кроме того, указанный вопрос получил освещение в диссертационных исследованиях следующих ученых: С.В. Арбузов, Б.Б. Адамаков.
Теоретическую основу данной работы составляют труды следующих ученых: А.Л. Сергеев, Д.Д. Макаренко, И.Г. Акчурина, О.С. Абанина и т.д.
Структуру данной работы составляют:
Проведенный анализ структуры, содержания и особенностей устава муниципального образования позволил выделить основные черты, присущие этой системе. Подведем итоги этой исследовательской работы:
1. Особое место в деятельности органов местного самоуправления занимает местное нормотворчество, которое предполагает разработку целого комплекса нормативных правовых актов, регулирующих разные стороны организации и функционирования власти на местах.
2. Под муниципальными правовыми актами следует понимать тот тип официальных документов, который представлен исключительно в письменном виде, издан согласно утвержденным требованиям при решении правотворческих органов или конкретных должностных лиц, наделенных такой компетенцией и обязанностями.
3. Устав муниципального образования является одним из важнейших муниципальных правовых актов, имея отличительную структуру, нормы по урегулированию общественных отношений в пределах этого населенного пункта вместе с представителями органов местного самоуправления.
4. Для устава муниципального образования характерным является его всеобъемлющий характер, указание на модель формирования системы местного самоуправления, точки отправления нормотворческого процесса; документ также наделен высшей юридической силой.
5. Совокупность уставов муниципальных образований – это правовая основа системы местного самоуправления, где выделенные официальные документы являются гарантом устойчивости общественных связей, так как связаны со всеми сферами общественной жизни и их правовым регулированием.
6. В тексте устава муниципального образования приводятся важнейшие нормы о различных сферах общественных отношениях, при этом особенное внимание уделяется регулированию этих общественных связей через права для населения в участии деятельности местного самоуправления.
7. В большинстве случаев устав муниципального образования включает в себя основную часть и несколько заключительных норм (к первой части принято относить различные разделы, главы, дополнительные приложения и статьи).
8. Требуется внести изменения и составить абз.3 ст.44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующим образом: «Устав муниципального образования принимается на местном референдуме или представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан».
9. Для улучшения содержания и эффективности действия уставов муниципальных образований требуется дополнительная разработка модельных проектов уставов муниципальных образований с участием территориального органа Минюста России, прокуратуры субъекта Российской Федерации, представительных органов местной власти.