Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

взаимодействие органов власти со СМИ

В наличии
10 руб. 500 руб.
Экономия: 490 руб. (-98%)

Скачать курсовую за 10 рублей взаимодействие органов власти со СМИ

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом


Содержание

Содержание................................................................................................... 2

Введение......................................................................................................... 3

1. Теоретические основы взаимодействия органов власти и средств массовой информации............................................................................................................ 6

1.1 Роль средств массовой информации в обеспечении открытости деятельности органов власти.............................................................................. 6

1.2 Организационно-правовые основы взаимодействия органов власти и средств массовой информации......................................................................... 17

2. Опыт взаимодействия Департамента информационной политики Свердловской области и средств массовой информации................................... 26

2.2 Определение основных проблем взаимодействия........................... 29

2.3 Рекомендации по совершенствованию взаимодействия в условиях обеспечения открытости деятельности органов власти.................................. 31

Заключение.................................................................................................. 35

Список литературы..................................................................................... 38



Введение

Актуальность темы исследования. В информационном обществе, к которому идет в своем развитии Россия, значение средств массовой информации многократно возрастает. Масс-медиа становится одним из наиболее значимых властных ресурсов, характер взаимодействия СМИ и органов власти оказывает значительное влияние на проведение долгосрочных государственных преобразований. В то же время, в науке до сих пор отсутствует однозначная позиция относительно места и роли средств массовой информации в современном обществе, нет ясного понимания в вопросе необходимой и достаточной степени участия государства в медиа-сфере. Существование значительного количества мнений по данным проблемам свидетельствует об их сложности и неоднозначности.

Взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый и конфликтный характер ввиду различной направленности деятельности этих институтов и наличия у них особых интересов. Противоречия и конфликты между СМИ и властью - это вполне естественное состояние динамичной, развивающейся социальной системы. Проблема, однако, заключается в том, что не выработаны действенные механизмы преодоления и разрешения этих конфликтов, а это в конечном итоге дестабилизирует общество, мешает созданию единого информационного пространства.

Вот почему мы нуждаемся в обосновании и создании условий эффективного функционирования СМИ в общественно-политической сфере, оптимального взаимодействия их с органами власти.

Особенно актуальна эта проблема для регионов: огромная территория страны, различные экономические и политические условия субъектов РФ приводят к тому, что место и роль средств массовой информации в различных регионах неодинаковы, требуют индивидуального анализа и учитывающих региональную специфику подходов в регулировании медиа-сферы.

Основная задача проведенного исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью создания условий для эффективного функционирования СМИ в общественно-политической сфере, оптимального взаимодействия масс-медиа с органами власти с целью обеспечения дальнейшего развития Российской Федерации и отсутствием концептуальных разработок, позволяющих теоретически обосновать и сформировать эти условия на практике.

Цель курсовой работы: выявить основные механизмы и условия формирования эффективного взаимодействия органов государственной власти и СМИ.

Решение поставленной цели обусловило задачи исследования:

- раскрыть и уточнить содержание основных теоретических понятий, необходимых для исследования взаимодействия властных структур и СМИ;

- определить место и роль средств массовой информации в политической сфере жизни общества;

- выявить особенности процесса формирования и реализации государственной информационной политики в городе Свердловской области;

- определить практические возможности оптимизации взаимодействия органов государственной власти и СМИ Свердловской области в рамках реализации региональной государственной информационной политики.

Объектом исследования является взаимодействие органов местной власти и СМИ.

Предмет исследования - механизмы и формы (модели) взаимодействия органов государственной власти и СМИ как фактор реализации информационной политики в Свердловской области.

Информационную базу исследования составили: официальные сведения о состоянии средств массовой информации и массовой коммуникации; материалы текущего документооборота законодательной и исполнительной власти Свердловской области; результаты общероссийских и региональных социологических исследований в области средств массовой информации, соответствующие материалы российской и региональной печати.

Методологической основой исследования является системный подход в исследовании проблем политического управления, социологические принципы изучения системы власти, СМИ и общественного сознания. Особое место в исследовании занимают положения общей теории информации и социальной информациологии, теории современного гражданского и информационного общества, теории управления, а также теории и практики журналистики.

В ходе исследования применялись следующие методы: общенаучные - сравнительный и логический; социологические - контент-анализ, интервью, наблюдение.



1. Теоретические основы взаимодействия органов власти и средств массовой информации

1.1 Роль средств массовой информации в обеспечении открытости деятельности органов власти

В современном мире право на информацию о решениях органов публичной власти является одним из основных и неотъемлемых прав человека. «Основываясь на знании того, как в том или ином обществе юридически оформлено и защищается право человека на информацию о решениях органов публичной власти, можно судить о степени демократичности такого общества». Для гармоничного развития демократических институтов, гражданского общества, устойчивого развития политической системы необходимо, что бы граждане обладали информацией, могли принимать осмысленные решения на основе имеющихся у них данных. Сокрытие информации под видом ее секретности или затруднения к ней доступа – сокращает возможность людей сознательно, полноценно участвовать в жизни общества.

Право граждан на информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и гражданина. Реализация права граждан на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов публичной власти являются важнейшими условиями функционирования правового государства. Без доступа к информации граждане не могут участвовать в обсуждении общегосударственных проблем и принимать осознанные решения, когда приходит время голосовать на выборах. Информация необходима для становления демократического правления, она позволяет гражданам и власти открыто взаимодействовать и больше доверять друг другу. Свободный доступ к информации – это ещё и необходимое условие для защиты большинства прочих прав. Без сведений о том, в чем конкретно состоят права каждого гражданина и как государство обязуется их гарантировать и соблюдать, граждане не могут точно знать, соблюдает ли эти права государство, выполняет ли свои обязанности по обеспечению граждан необходимыми ресурсами. Без соответствующей информации о государственной политике и общегосударственных решениях, граждане не смогут грамотно обосновать свои претензии и потребовать защиты своих прав.

В демократическом обществе с рыночно ориентированной экономикой воздействие общественного мнения, выраженного через различные формы общественных движений, через средства массовой информации, является важным и необходимым элементом решения многих социально значимых проблем. В связи с этим формирование активной позиции общественности по социально значимым вопросам рассматривается в качестве важной задачи. Открытый и беспрепятственный доступ к общественно значимой информации выступает в этом смысле не просто гарантом справедливого управления и свободного общества. Общественно значимая информация способствует просвещению народа, стимулирует прогресс и помогает решению стоящих перед нами сложных экономических, научных и социальных проблем. Это положение вытекает из идеи о том, что свободный доступ каждого к информации – основной принцип свободных обществ, гарантируемый их конституциями и международными законами. Это указано в статье 19 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений, свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Указанные свободы могут быть ограничены в случаях, когда «это установлено законом, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» (статья 29). Каждая свобода, гарантированная во Всеобщей декларации, была «провозглашена как наивысшее стремление народа» (Введение). В ст. 10 Конвенции защиты прав человека и основных свобод, а также в документах, разработанных органами Конвенции, включая прецеденты, рассматриваемые Европейским судом по правам человека, ясно указано, что в странах-членах Совета Европы свобода доступа каждого к официальным (административным) документам рассматривается как средство надзора над действиями властей и как показатель состояния демократии. Эта свобода является одним из основных методов участия граждан в местной общественной жизни и общественной жизни всей нации. Доступ к информации – средство достижения открытости в общественной жизни.

Это означает признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав. Это означает также ориентацию главных технологических компонентов информационной среды (системы формирования, распространения и использования информационных ресурсов, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий) на обеспечение свободного обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и распространение массовой информации.

Реальное участие общественности в подготовке и принятии решений, значимых для власти, предполагает полную информированность населения уже на ранних стадиях процесса принятия решений. Это возможно только в том случае, если доступ к информации будет свободным и легким. Принимающие решения инстанции должны приглашать общественность к сотрудничеству – просить ее формулировать вопросы и высказывать свое мнение на дискуссиях, адекватно реагировать на высказываемые замечания и пожелания. Решения, принятые вопреки мнению общественности, должны быть мотивированы.

Реальная польза от развития общественного участия для органов власти заключается в следующем:

  • общественное участие генерирует более широкий диапазон мнений и возможные решения;
  • общественное участие позволяет добиться более открытого и прозрачного характера управления, в результате повышается доверие к руководителям. Общественность начинает относиться к принятым решениям с большим пониманием и ответственностью;
  • предотвращение конфликтов с общественностью, которые могут привести к крайне нежелательным последствиям при разработке и принятии значимых решений.
  • минимизация рисков, связанных с подготовкой управленческих решений большого социального масштаба, возможность достаточно точно спрогнозировать вероятные последствия их принятия;
  • предоставление гражданам возможности успешно подготовиться к ожидаемым подвижкам в экономической и социальной ситуации
  • предотвращение или, как минимум, снижение угрозы отчуждения;
  • не чрезвычайная и не конфронтационная, а инициативная мобилизация общественных сил на решение проблем самого общества;
  • прибавление социального, политического, экономического, психологического потенциала федерализма;
  • синхронизация процессов, протекающих в центре и на местах; оповещение региональных и местных властей об оптимальном курсе «центральной» власти.
  • информации о правовом статусе и целях деятельности, а также о его текущей деятельности, включая решения, связанные с обслуживанием общественных интересов;
  • информации о процедурах, обеспечивающих взаимоотношения с гражданами (процедуры запросов, обжалования действий, и т.д.), а также процедурах, обеспечивающих непосредственное участие граждан в формировании решений и / или законодательных инициатив;
  • информации о том, какими информационными ресурсами и источниками информации располагает орган власти;
  • информации о содержании решений и действий органа власти, связанных с обслуживанием общественных интересов, включая причины принятия тех или иных решений и осуществления тех или иных действий, а также документы, материалы и иные источники информации, которые имели непосредственное отношение к принятию того или иного решения или осуществлению того или иного действия.
  • сбор и обработка аналитической, социологической, статистической и иной информации по актуальным вопросам жизни города;
  • организация информирования населения, том числе через сеть Интернет, о социально-экономическом, общественно-политическом и культурно-духовном развитии города, о деятельности Департамента информационной политики города;
  • изучение, анализ и прогнозирование общественно-политической ситуации в городе и районах города;
  • анализ и координация деятельности СМИ города;
  • изучение общественного мнения по актуальным вопросам социально-экономической, общественно-политической и культурно-духовной жизни города, отношения населения к политике федеральных, республиканских и городских органов власти и управления;
  • анализ деятельности общественно-политических, религиозных объединений в городе, обеспечение их эффективного взаимодействия с Департамента информационной политикями города и районов.
  • осуществляет анализ деятельности партий и общественных, ветеранских, молодежных, женских, религиозных и иных организаций, национально-культурных центров на территории города;
  • участвует в разработке стратегии и тактики, информационно-аналитическом сопровождении избирательных кампаний;
  • осуществляет информационное обеспечение заседаний, семинаров, совещаний и других мероприятий;
  • изучает реакцию общественного мнения на принимаемые решения и действия руководства города, республики, страны;
  • участвует в подготовке и экспертизе проектов решений Департамента информационной политики города по вопросам своей компетенции;
  • осуществляет контроль и проверку исполнения распоряжений главы Департамента информационной политики города и готовит соответствующую информацию по вопросам, входящими в компетенцию управления.
  • запрашивать и получать необходимые информационные, аналитические и статистические материалы от руководителей структурных подразделений Департамента информационной политики города, Департамента информационной политикй районов города, государственных учреждений и общественных организаций;
  • проводить совещания, встречи с представителями государственных учреждений, органов власти, общественных объединений города для выполнения своих задач;
  • использовать государственные системы связи и коммуникации;
  • проводить прием граждан и консультации по вопросам своей компетенции;
  • пользоваться в установленном порядке информационными базами и банками данных структурных подразделений Департамента информационной политикй города, муниципальных учреждений, организаций и государственных учреждений.
  • руководит деятельностью отдела, обеспечивая решение возложенных на него задач;
  • вносит предложения по структуре, штатному расписанию на должность и освобождению от должности сотрудников отдела;
  • разрабатывает перспективные планы работы отдела;
  • определяет задачи и организует работу сотрудников, обеспечивая их взаимодействие;
  • подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции и материалы, подготовленные в отделе;
  • обеспечивает соблюдение сотрудниками отдела служебной и трудовой дисциплины.
  • хаотичность, поверхностность, отсутствие системности в освещении городских проблем, отсутствие четко продуманного планирования в данной сфере;
  • недостаточная активность, слабая мотивация и недостаточный интерес журналистов к освещению деятельности органов власти, а также в ряде случаев очевидная заангажированность, острая пропагандистская направленность публикаций, искажающая фактическую действительность;
  • формально-показательный подход к освещению деятельности органов власти «для галочки», приуроченность публикаций к различным общественно-политическим, праздничным датам;
  • малочисленность попыток непредубежденного, объективного анализа нормативно-правовых актов, принимаемых органами власти.
  • знание общих основ работы средств массовой информации вообще и особенностей и нужд местных средств массовой информации, в частности;
  • желание и умение понять точку зрения журналиста;
  • создание доверительной атмосферы посредством честной и последовательной линии поведения;
  • уважительное отношение к темам, предлагаемым средствами массовой информации, даже если они зачастую и отличаются от того, что предлагается властями;
  • отведение достаточного количества рабочего времени на планирование и осуществление кампаний, на подготовку и распространение информации и на контакты со средствами массовой информации.
  • создание и поддержание в городе атмосферы информированности и участия в процессе принятия решений на уровне местной Департамента информационной политики и эффективное использование служб;
  • гарантирование того, что городские службы отвечают потребностям различных слоев общества;
  • гарантирование того, что граждане знают об уровне услуг, оказываемых городскими службами, и о том, насколько хорошо подобран и обучен работающий в этих службах персонал;
  • воспитание у граждан чувства принадлежности к местному самоуправлению.

Пресса служит для органов власти, во-первых, каналом широкого информирования общественности о своей работе, а во-вторых, источником информации, необходимым для принятия решений.

В работе с прессой следует помнить, что органы власти заинтересованы в освещении только позитивной стороны своей деятельности или в выгодной для себя информации. Пресса же заинтересована в идеях и материалах, на основе которых можно построить журналистские материалы, вызывающие интерес у читателей. Пресса в основном публикует статьи и очерки остросоциального характера – на злобу дня или общезначимого (для отрасли, общества) характера. Поэтому информация, представляемая органами власти, должна представлять собой новость или содержать элемент новости.

Известно, что журналисты и местная власть находятся в очень сложных взаимоотношениях. Главная причина возникающих сложностей – резкое несовпадение в представлениях руководителей городов и журналистов о сути и формах как своей деятельности, так и деятельности друг друга и характере своих взаимоотношений. Поэтому чаще всего отношения между местной властью и местной прессой в России самоопределяются либо в терминах подчинения и услужения, либо в терминах войны. Третьего-то есть диалога, партнерства – не получается. Многие журналисты сознательно или бессознательно поддерживают мифологию военного противостояния прессы и власти, поскольку этот миф позволяет журналистам повысить свою значимость как некоего ресурса.

Очевидно, что в рамках двух названных выше моделей отношений между местной властью и местным журналистским сообществом (модель подчинения и модель войны) добиться взаимоприемлемых и эффективных схем сотрудничества невозможно. Поэтому, на наш взгляд, необходимо от идеи противостояния журналистов и власти переходить к идее социального партнерства, разумеется, с точным пониманием границ этого партнерства, очерченных общеевропейскими документами о независимости прессы. Это тем более необходимо, поскольку в сознании руководителей городов крепнет понимание того, что важнейшим условием сбалансированного городского развития становится согласие между различными городскими сообществами и системой управления по приоритетным направлениям развития. Достижение этого согласия требует решения задач, направленных на развитие и поддержание системы общественного самоуправления, изменение системы внутригородского управления, обеспечение открытости деятельности органов власти, с тем чтобы органы управления были максимально приближены к населению, были ему подотчетны и подконтрольны.

Однако практика показывает, что даже в самых лучших планах социального партнерства участвуют органы власти, наиболее крупные и влиятельные организации, предприятия, объединения, общественность и население. Место для СМИ в таких планах не предусмотрено. Между тем, очевидно, что без местной прессы привлечь общественность и население к участию в разработке стратегических планов развития города и в реализации идей социального партнерства невозможно в принципе. Только с помощью местной прессы можно обеспечить диагностику проблем и потребностей, выявить возможные альтернативные решения, оценить последствия различных альтернатив, создать условия для решения конфликтов в городском сообществе, поиска консенсуса, деполяризации интересов. Именно с помощью местной прессы можно обеспечить эффективное функционирование таких программ информирования общественности и вовлечения населения в обсуждение различных проблем, как «горячий» телефон, общественные приемные, опросы, фокус-группы, общественные слушания, интерактивные теле- и радиодебаты, гражданский референдум, голосование по ключевым вопросам через СМИ, обучение граждан и др.

Организация общественного участия в проектах развития города – это еще и процесс построения взаимного доверия и преодоления стереотипов между представителями общественных организаций и чиновниками. А это тоже невозможно без участия местной прессы.

Поэтому возникает необходимость реализовать специальные программы, позволяющие создать режим диалога между местной властью, местной прессой, структурами гражданского общества.

Но для того чтобы перейти от моделей подчинения и противостояния к модели социального партнерства, необходимо существенно повысить «прозрачность» всех процессов: экономических, политических, социальных, информационных. Подлинный диалог, подлинное партнерство, подлинное доверие возможны только в атмосфере информационной открытости

Информационная прозрачность деятельности органов власти всех уровней, доступность для любого физического или юридического лица получения информации о принимаемых ими решениях, их текущей деятельности – должно быть не только необходимым элементом осуществления связи между гражданами и их избранниками, но и средством эффективного функционирования самих органов власти.

«Одно из важнейших положений современной теории информации состоит в том, что информация является общественным товаром… Как и в случае с другими общественными товарами важная роль в предоставлении информации принадлежит государству». Возникает вопрос, если информация общественный товар, принадлежащий всем членам общества, продукт, произведенный на их средства (налоги), как может государство в лице чиновника заниматься присвоением и утаиванием информации? Это не просто «недостатки законодательства», это нарушение наших гражданских прав и уже существующего и действующего на территории Российской федерации законодательства.

Нередко у правительства, конкретного департамента или просто РЭУ, т.е. у монополиста на определенный вид информации, может возникнуть и возникает желание утаить и / или исказить информацию в собственных интересах. Основные причины сокрытия информации: это стремление скрыть финансовые махинации и профессиональную некомпетентность.

«Причина же коренится можно сказать на клеточном уровне организации системы публичной власти в нашей, да и не только в нашей стране». Повышенное внимание к проектам законов о доступе к информации совершенно не удивительно, так же как и жесткое сопротивление его принятию в чиновничьей среде. Многовековые традиции закрытости бюрократического аппарата в России не так то просто преодолеть. Для этого надо сломить сопротивление чиновника, который отстаивает свои кровные интересы. Информационная транспарентность – серьезный враг административной ренты.

Существует огромное количество данных, поддающихся подсчету, группировке и анализу. Естественно, что к некоторым показателям государственные органы не хотели бы привлекать особое внимание общественности. И они имеют все возможности выбирать для наблюдения и обнародования именно те данные, которые выгодны им, а не обществу в целом. Так в США Департамента информационной политикя Рейгана пыталась ограничить сбор статистических данных о неравенстве и бедности, а в настоящее время во многих странах существует достаточно сильное сопротивление созданию «зеленой» системы учета валового внутреннего продукта, которая учитывала бы ухудшение условий окружающей среды и истощение природных ресурсов.

Ядро проблемы доступа к правительственной информации в том, что зачастую правительственные чиновники – единственный или основной источник информации. Реальной и адекватной требованиям и условиям получения альтернативы подобной информации у граждан просто нет.

Один из видов ренты, взимаемой государственными чиновниками в условиях отсутствия открытого доступа к информации – избирательное сообщение информации СМИ. Под избирательностью я подразумеваю как качество и количество передаваемой информации, так и каким именно СМИ и журналистам чиновник «приносит» информацию. А значение СМИ в процессе получения гражданами достоверной и актуальной информации трудно переоценить. Довольно естественная, даже в странах с развитым гражданским обществом, ситуация при которой большинство граждан не прикладывает дополнительных усилий для получения информации о деятельности власти. Основной источник информации для – СМИ: газеты, телевидение, радио, интернет. Еще Э. Даунс утверждал, что с точки зрения обывателя разумнее оставаться в неведении, если издержки от получения информации перекрывают явную выгоду от осведомленности.

Значит, в условиях административной ренты эти граждане не могут быть уверены, что получат хотя бы минимум реальной и объективной информации. В российских условиях, когда большинство граждан просто еще не умеют и зачастую не хотят пользоваться своими правами – СМИ один из основных, если не единственный источник информирования населения.

Создается впечатление, что на большей части сегодняшней России единственный механизм получения информации о деятельности правительства, хоть как-то отличающейся от тех совершенно не информативных данных, сообщаемых в официальных новостях и интервью – утечка информации. Но, как правило, утечка лишь часть информации, искаженная или урезанная в интересах кого-либо, надеяться на достоверность и объективность сведений, полученных таким образом, тем более их полноту – слишком оптимистично.

Мы часто говорим о подотчетности правительства народу, но для обеспечения эффективного демократического контроля избиратели должны обладать информацией: «им необходимо знать, какие действия можно было предпринять в качестве альтернативы и каковы были бы их возможные результаты».

Секретность – надежная гарантия от обвинений в ошибочности действий. У чиновников всегда есть возможность объяснить неудачу той или иной реформы, меры и т.д. В отсутствии четких механизмов донесения информации до граждан неудачу всегда можно выдать за «наилучший возможный исход». Ведь данных, необходимых для анализа реального положения дел, нет. Точно так же вероятна и обратная ситуация, когда от гнева общественности страдает ведомство, сделавшее все что было возможно с наименьшими потерями, но не имеющее полной информации общество не в состоянии оценить эффективность предпринятых действий. «Обладая большей информацией, общественность могла бы точнее оценить «добавленную стоимость» работы правительства».

Иногда приходится слышать, что всеобщее обсуждение государственной политики приведет лишь к падению авторитета власти, это совершенно губительная точка зрения для демократических процессов.

«Совершенствование информации и правил, регулирующих ее распространение, может уменьшить масштабы злоупотреблений в сфере политики». Во всем мире принятие закона о доступе к информации органов государственной власти и власти признано одним из краеугольных средств в борьбе с коррупцией и чиновничьим произволом. Как и всякий искусственно созданный дефицит, нехватка информации приводит к повышению административной ренты. Купля-продажа информации очень выгодный бизнес, в котором самом по себе нет ничего противозаконного. Проблема в том, что чиновники торгуют не принадлежащей им на самом деле им информацией, это точно такое же преступление, как если бы они торговали оргтехникой, являющейся государственной собственностью. Разница только в том, что за расхищение государственного имущества в России еще иногда может последовать наказание, за сокрытие и / или не предоставление информации – нет.

Открытость власти – это:

«Открытость власти, в логике суперзадач, это, в том числе, и шанс для России успеть к «информационно-открытому» обществу: как наиболее продуктивному, наименее материалоемкому, экологичному, предельно экономному с точки зрения сохранения невозобновляемых или трудно возобновляемых ресурсов, человекосбережения, – при новом качестве жизни и новой мотивации, ориентированной на достижения, значительного числа участников отношений в сфере труда».

В настоящее время можно сказать, что противников власти практически не осталось. Проблема в области становления, реформирования власти теперь связана с тем, как вовлечь население в управление муниципальным образованием, как снизить барьер между местной властью и населением. И эффективные отношения со СМИ могут способствовать достижению этих целей.

СМИ в современном обществе должны помогать органам власти решать политические задачи и выполнять ряд функций. Во-первых, выполнять информационную функцию, то есть информировать население о событиях, которые происходят на территории муниципалитета. Во-вторых, выполнять функцию образования, то есть распространять сведения, которые могут помочь жителям муниципалитета узнавать свои права, принимать реальное участие в управление местными делами. В-третьих, это функция контроля и критики. В-четвертых, функция артикуляции различных общественных интересов, то есть выражение интересов жителей муниципалитета. В-пятых, функция инновационная, то есть инициирование определенных политических изменений, причем сконцентрированных на общественно значимых проблемах, и привлечение к решению этих проблем органов управления.

В существующих нормативных актах – Законе «О СМИ», Законе «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ» и некоторых других – не включены такие понятия, как «органы власти», «органы муниципальной власти». И в связи с этим возник ряд конфликтов, когда, например, редакция пыталась получить информацию органов власти, а оттуда приходил ответ, что по Закону «О СМИ» органы власти не входят в список обязанных предоставлять информацию.

У Департамента информационной политики муниципальных образований существует постановление о том, что, согласно Закону «О СМИ», органы муниципальной власти также обязаны предоставлять журналистам информацию по их запросу. Отсюда можно сделать вывод, что раз нет специального закона о порядке освящения деятельности муниципальных органов в муниципальных СМИ, то выработка местных нормативных актов просто необходима. У муниципальных органов есть насущная необходимость регламентировать те положения, на основании которых журналисты имеют право получать информацию и аккредитацию.

Максимальная открытость в реализации функций органов власти, а также всех иных публичных органов, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Это означает, что любая информация, которой располагают органы власти, должна быть открыта и доступна, за исключением четко лимитированного перечня информации, не подлежащей общественному доступу.

Необходимо противостоять традиции засекречивать любую информацию. Органы власти обязаны осуществлять информационную подготовку своих сотрудников, которые должны хорошо знать значение и содержание законодательства о праве граждан на доступ к информации, процедуры реализации права на доступ к информации, содержание источников информации, и т.д.

Мероприятия органов власти, связанные с принятием общественно значимых решений, должны быть так же открыты для граждан, как и сами решения. Данное требование должно сделать обязательной открытость процесса принятия решений органами власти.

Обязательность опубликования органами власти основной информации о своей деятельности, в том числе:

Все это обусловливает необходимость взаимодействия органов власти и средств массовой информации. В следующем параграфе рассмотрим основные вопросы организации и нормативно-правового регулирования взаимодействия органов власти и СМИ.

1.2 Организационно-правовые основы взаимодействия органов власти и средств массовой информации

В Российской Федерации одна из форм народовластия обеспечивается через деятельность органов власти по решению вопросов местного значения. В юридическом понимании эта деятельность основана на полномочиях органов власти, к которым относятся закрепленные нормами муниципального права за органами власти права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций на территории муниципального образования. Деятельность органов власти обеспечивается на основе различного рода информации.

Количество нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения, связанные с информацией в различных сферах жизни общества, по некоторым подсчетам, превышает 500. Эффективная работа государственных и муниципальных органов зависит от качества информации и ее правового регулирования. Поэтому в настоящее время весьма актуален анализ законодательства, регулирующего информационные правоотношения в процессе реализации органами власти своих полномочий, способы защиты и доступа к информации, а также ответственность за нарушения в сфере информации.

К наиболее важным принципам, отражающим особенности информационных отношений, относятся такие, как свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; открытость информации о деятельности государственных органов и органов власти и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Особенность данных принципов прав

Loading...

Последние статьи из блога

Экономические реформы 1990-х годов: как переход к рыночной экономике отразился на жизни населения и экономике России?

Дидактический потенциал использования структурнофункциональной модели развития профессиональной мотивации у обучающихся вуза

Процесс координации деятельности проектной команды

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ