Будем благодарны если Вы поддержите проект
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и общая характеристика стадий законодательного процесса в Российской федерации
1.1. Основные стадии законодательного процесса в Российской Федерации
1.2. Анализ законодательной инициативы как отправной стадии законодательного процесса в Российской Федерации
Глава 2. Анализ процедуры рассмотрения и принятия законопроектов, проблем в институте законодательного процесса
2.1. Рассмотрение законопроекта и его подписание в статусе закона как стадии законодательного процесса
2.2. Проблемы и пути совершенствования законодательного процесса в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность работы. В настоящее время Россия испытывает жесткое давление со стороны ЕС, США и других стран. Введение антироссийских санкций направлены на ослабление российской экономики и для изменения позиции России по самым крупным и значимым международным вопросам. В связи со сложившейся ситуацией международного характера вокруг Российской Федерации - в России как никогда необходима четкая опора, и этой опорой является законодательная база внутри страны, ее правовая система, позволяющая эффективно обеспечивать правопорядок в обществе.
Проводимые в России политические и экономические реформы потребовали интенсивного законотворчества, и становится, очевидно насколько важен сам процесс создания закона, выработка первоначального законопроекта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона адаптироваться в уже существующей правовой системе, экономические основы его существования и реальной возможности применения будущего закона на практике.
Самым значимым и важнейшим условием из совершенствования законодательства является владение системой определенных требований и навыков, специальных знаний и умений, которые предъявляются к процессу создания законов.
Законодательная техника - совокупность средств, правил и приемов разработки, оформления, опубликования и систематизации нормативно-правовых актов. Указанные методы используются субъектами законодательного процесса для организации и осуществления законодательной деятельности. Данная отрасль знаний специально разработана во многих цивилизованных странах мира.
Степень разработанности проблемы. Над этой актуальной на сегодняшней день проблемой работали известные авторы книг и монографии. Свой вклад в исследование внесли Алексеев С.С., Баранов В.М., Бабий А.Н., Витрук Н.В., Матузов Н.И., Пиголкин А.С., Сенякин И.Н., Шеремет В.К., Бошно С. В., Сильченко Н.В. и другие правоведы, которые детально рассматривали явление «законодательного процесса».
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить теоретические основы законодательного процесса и раскрыть их практическое применение при создании и принятии законов.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
1. проанализировать социальное значение законодательного процесса в России;
2. дать характеристику стадий и элементов законодательного процесса;
3. изучить круг субъектов права законодательной инициативы;
4. раскрыть процедуру рассмотрения и принятия законов субъектами законодательного процесса в Российской Федерации;
Объект исследования - законотворческая деятельность субъектов законодательного процесса.
Предмет исследования - процедура возникновения, разработки, принятия и вступления в силу законов.
Методология и методы исследования. Общей методологической основой исследования является диалектический метод познания. Также применялись методы исследования систематизации, сравнения, обобщения, классификации.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.
Законодательный процесс, направленный на создание законопроектов, а также их последующее рассмотрение, и как следствие принятие либо отклонение, сам по себе является очень сложным и трудоемким, для чего требуется обширные специальные познания и умения во многих сферах социальной жизни и деятельности общества, а не только в сфере юридического права.
Однако в этом и заключается проблема настоящего времени, поскольку специалистов сейчас достаточно много, но к глубокому сожалению тех специалистов, которые бы профессионально и качественно разбирались во многих отраслях права остаются в дефиците, поскольку Российское право, такое же необъятное, как и наша огромная великая страна.
В связи с чем, законодатель для оказания поддержки и необходимой практической помощи законодательным органам, выступающим с инициативой введения нового закона или с внесением изменений, дополнений в уже существующий закон в правой системе, в целях повышения его эффективности и качественности - разработал правила подготовки законопроектов, утвердил необходимые требования, предъявляемые к проектам законов, подготовил рекомендации к проведению юридической экспертизы законопроектов и прочее.
Более того, полезным и эффективным оказалось проведение семинаров, в том числе и проведение международных семинаров. Законодатель тщательнейшим образом, разработал последовательную процедуру принятия законов, строго за регламентировав стадии законодательного процесса, дав предписания и разъяснения по соблюдению процедуры принятия законов, а также создание и использование словарей с собранными необходимыми юридическими терминами, непосредственно используемых компетентными органами в процессе своей деятельности.
Все вышеперечисленные методы способствуют законодательному процессу в принятии нового закона либо внесении изменений, дополнений в уже существующие законы в правовой системе. Хотя не вызывает сомнений и тот факт, что дополнительные меры, способствующие принятию законов, еще более повысит уровень качественности законотворческой деятельности.
Законодательные органы субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов имеют в своем научном арсенале свой сборник определений и терминов, выработанных годами и закрепленных сложившейся практикой применения.
Более того, даже толкование законодательства, иной раз каждым субъектом Российской Федерации толкуется «на свой лад», и соответственно процедура применения действующего закона может несколько отличаться от порядка применения этого же закона другим субъектом Российской Федерации, что в свою очередь недопустимо. В связи с чем, для единообразного, полного и правильного толкования и применения законов - необходимо собрать и подготовить единый терминологический словарь, в котором будут содержаться все необходимые понятия и термины, которые будут использоваться в законодательном процессе и законотворческой деятельности.