Москва ─ 2019
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-методологические основы оценивания результатов иноязычного общения учащихся младших классов общеобразовательной школы
………………………………………………………………………………………...6
1.1 История становления идей оценивания результатов иноязычного общения в отечественной и зарубежной методике обучения иностранным языкам………6
1.2 Психологические аспекты оценивания образовательных результатов учащихся младшего школьного возраста…………………………………………19
1.3 Современные подходы к системе оценивания результатов иноязычного общения учащихся младших классов в общеобразовательной школе………….35
Выводы по 1 главе……………………………………………………………..53
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности авторской модели оценивания результатов иноязычного общения учащихся младшего школьного возраста……………………………………………………………………………...55
2.1 Модель оценивания результатов иноязычного общения учащихся начальной школы…………………………………………………………………...55
2.2 Специфика экспериментальной работы…………………………………....59
2.3 Статистические результаты эксперимента…………………………………65
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...74
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….79
Оценивание представляет собой приоритетный компонент образовательного процесса, направленный не только на осуществление функций контроля, но и на повышение эффективности обучения.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью объективного оценивания в процессе обучения младших школьников иноязычному общению. Теме оценивания на настоящий момент уделяется много внимания, существует множество научных публикаций, посвященных субъективности существующей системы оценивания и способам ее совершенствования. Тем не менее, достижение объективности результатов обучения, в частности иноязычного общения, достаточно сложный процесс и требует детального изучения.
Проблема заключается в том, что традиционная система оценивания очень часто фиксирует лишь итоговый уровень достижений учеников, в то время как современная образовательная парадигма требует компетентностного подхода, при котором формируется целый ряд способностей. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) от 2017 г. в рамках иностранного языка ключевым является формирование у учеников младших классов коммуникативной компетенции, а ее эффективное формирование может быть достигнуто за счет непрерывного объективного оценивания, при котором точно учитывался бы индивидуальный прогресс каждого учащегося.
Для решения поставленной проблемы было выдвинуто предположение о том, что повышение эффективности обучения иноязычному общению в младших классах может быть достигнуто за счет осуществления объективного оценивания в ходе занятия в игровой форме. Игровой метод является самым эффективным в процессе обучения младших школьников, поэтому необходима такая система оценивания, которая позволила бы преподавателю грамотно контролировать процесс усвоения знаний учащихся, не отвлекая их от увлекательной игровой деятельности и не нарушая при этом их психологический комфорт.
Объектом исследования является иноязычное устное общение учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Предметом исследования ― оценивание результатов иноязычного общения учащихся в процессе дидактической игры.
В ходе данного исследования была поставлена цель провести анализ разработанной модели объективного оценивания результатов иноязычного общения в начальных классах общеобразовательной школы в ходе игровой деятельности: были рассмотрены особенности данной модели с точки зрения ее структуры и компонентов, разработаны критерии и алгоритм осуществления оценивания в ходе реализации игровой деятельности, а также исследована эффективность применения данной модели на основе статистических результатов эксперимента.
Задачи работы состояли в том, чтобы:
1. Провести теоретико-методологический анализ научной литературы, посвященной проблеме объективного оценивания.
2. Разработать модель объективного оценивания результатов иноязычного общения младших школьников, реализуемую в процессе дидактической игры
3. Апробировать разработанную модель и выявить организационно-методические условия ее эффективной реализации в начальной школе.
4. Проанализировать статистические результаты эксперимента в ходе прохождения производственной практики в начальной школе.
5. Сформулировать рекомендации учителям по применению данной модели оценивания на уроках иностранного языка в начальной школе.
Методологической базой для исследования послужили публикации отечественных и зарубежных исследователей в области педагогики, лингвистики и психологии, посвященные проблемам объективного оценивания, современным подходам в обучении иностранным языкам, психологическим особенностям младших школьников, а также нормативно-методические документы в сфере образования.
Большой теоретический и практический вклад в изучение проблемы объективного оценивания внесли научные труды отечественных и зарубежных исследователей. Решением данной проблемы на настоящий момент занимаются отечественные ученые Пинская М.А., Подласый И.П., Иванов Д.А., а также зарубежные авторы Patricia Broadfoot, John Gardner, Wynne Harlen.
В процессе написания научной работы по данной теме применялись теоретический, практический и статистический методы исследования. Теоретический метод позволил более детально рассмотреть сущность поставленной проблемы, существующие точки зрения на ее решение, и на их основе разработать авторский подход к объективизации процесса оценивания. Практический метод применялся в ходе проведения методического эксперимента по апробации разработанной модели объективного оценивания в начальной школе. Статистический метод позволил провести анализ результатов применения авторской модели оценивания иноязычного общения младших школьников по итогам экспериментальной работы.6
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении актуальной на настоящий момент проблемы объективизации оценивания в процессе обучения младших школьников иноязычному общению.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения авторской модели объективного оценивания в ходе игры на уроках иностранного языка в начальных классах общеобразовательной школы.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, теоретическую и практическую часть, заключение, список использованной литературы, приложения. Работа выполнена на 83 страницах, содержит 44 литературных источника, рисунки, диаграммы и таблицы.
В настоящий момент проблема объективного оценивания приобретает все большее значение в методике преподавания иностранных языков. Демократизация и гуманизация образования во многом отразилась на системе оценивания учащихся. Регулярный контроль знаний по-прежнему играет важнейшую роль в системе обучения, однако оценки больше не применяются в качестве средства стимула к учебе. Новая система оценивания призвана снимать страх и тревогу детей, повышать их мотивацию и одновременно контролировать динамику их успеваемости.
Принимая во внимания психологические особенности младших школьников, преподавателям начальных классов необходимо строить учебный процесс таким образом, чтобы поддерживать постоянный интерес учащихся, мотивировать их, так как грамотно построенный образовательный процесс во многом влияет на его эффективность. В соответствии с ФГОС от 2017 г. формирование коммуникативной компетентности является ключевой на данном этапе обучения ― развитие речи ребенка и его коммуникативных навыков во многом определяет его развитие в целом, отношения со сверстниками и взрослыми, развитие его личности и формирование мировоззрения.
Теоретический анализ научных исследований ведущих методистов и ученых в области детской психологии позволил сделать следующий вывод: игровые технологии незаменимы в процессе обучения младших школьников устному иноязычному общению. Дидактическая игра должна обязательно применяться на уроках в начальных классах: она позволяет детям в более свободной форме изучать материал, так как дружелюбная атмосфера способствует закреплению изученного материала, а самое главное ― применение игровых технологий на уроках иностранного языка обеспечивает сохранение мотивации и активности детей в течение всего урока.
В ходе проведенного исследования были выявлены и проанализированы преимущества сюжетно-ролевых игр, их практическая и коммуникативная направленнось, а теоретико-методологический анализ научных исследований, посвященных изучению современных проблем оценивания в младших классах, позволил разработать авторскую модель, позволяющую осуществлять текущее объективного оценивание результатов устного иноязычного общения младших школьников в процессе игровой деятельности (сюжетно-ролевой игры).
Исходя из того, что игровой метод является самым эффективным в процессе обучения младших школьников ― было сформулировано предположение о том, что требуется такая система оценивания, которая позволила бы преподавателю грамотно контролировать процесс усвоения знаний учащихся, не отвлекая их от увлекательной игровой деятельности и не нарушая при этом их психологический комфорт.
Так как на данный момент проблема субъективности оценки волнует многих исследователей в области педагогики, была предпринята попытка разработать авторскую модель, позволяющую осуществлять объективное текущее оценивание во время занятия. За основу создания такой модели была взята идея диагностической постановки учебных целей. Такой подход помогает максимально точно формулировать описание прогнозируемого результата, а также четкие критерии (объективные и субъективные) для однозначного выделения этого результата.
В ходе прохождения производственной практики экспериментальная модель оценивания в процессе игры с опорой на специально разработанные количественные критерии была успешно применена на уроках иностранного языка в младших классах в общеобразовательной школе.
Диагностика результатов экспериментальной и контрольной групп по итогам эксперимента позволил сделать вывод, о том, что оценивание результатов иноязычного общения учащихся в игре позволяет:
- объективно оценить уровень развития устной речевой деятельности учащихся (говорения) в соответствии с разработанными критериями;
- проследить индивидуальный прогресс каждого отдельного ученика в усвоении нового материала.
- провести своевременную коррекционную работу, опираясь на полученные данные об уровне усвоения нового материала;
- снять с учеников психоэмоциональное напряжение и страх перед плохой отметкой;
- заинтересовать учеников и активизировать их умственные и творческие способности;
- вовлечь в процесс оценивания слабомотивированных и застенчивых учеников;