Будем благодарны если Вы поддержите проект
СОДЕРЖАНИЕ
I Вступление
II Русский балет в контексте мирового искусства
2.1 Русский Балет и французский авангард
2.2 Русский балет и Делоне Соня
III Балет "Клеопатра"
3.1 Декорации Бакста
3.2 Декорации Сони Делоне
3.3 Сравнение
IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ
V СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Русский балет - за этими словами стоит искусство, признанное во всем мире непревзойденным. Искусство одухотворенное и человечное, искусство глубокой мысли и горячего сердца, искусство, отличающееся яркой национальной самобытностью.
Русская классическая школа танца существует более двухсот лет. Для нее характерно стремление выразить духовное богатство, внутренний мир человека средствами точными, виртуозными, но при этом мастерство, совершенное владение техникой никогда не становились для нее самоцелью. «…Русской Терпсихоры душой исполненный полет…», - кратко, но исчерпывающе определял существо русского балета А. С. Пушкин.
Русские артисты по-своему отнеслись к технике танца, предложенной им зарубежными постановщиками и педагогами. Они развили её, обогатили качествами, свойственными народному танцу: выразительностью, одухотворенностью, осмысленностью.
Многие из них, начиная свою профессиональную карьеру, как танцовщики, со временем становились не только выдающимися педагогами, но и балетмейстерами, ставившими свои спектакли в лучших театрах мира.
Это А. Горский, М. Фокин, П. Гусев, И. Моисеев, Ф. Лопухов, Ю. Григорович, В. Васильев, Б. Эйфман и др.
На этой основе начало и продолжает формироваться и реформироваться то искусство, которое мы называем теперь русским балетом.
Классический русский балет преобразил мировое балетное искусство. Он славился долгие десятилетия, и славится до сих пор. Но в начале 20 века вспыхнула звезда новой русской хореографии, заложившей свои традиции, - и эти традиции не только живут до сих пор, но стали провозвестием нового мирового искусства. Русский балет начала 20 века – это совершенно неожиданное слово в искусстве балета, и балетная культура, кажется, давно ждала его.
До сих пор мировой балет пытается открытиями и новациями русской труппы, выступавшей в Европе в 1910- 1920-х гг., развивает и преображает заложенные ею традиции. По странности судьбы, новый русский балет родился и приобрел мировую славу за пределами России, но создавали его русские артисты, русские балетмейстеры, художники, композиторы. Труппа не случайно носила название «Русский балет Сергея Дягилева». Дягилевские балетные сезоны не только представили миру новый русский балет, но и наиболее полно раскрыли дарования многих русских артистов, здесь к ним пришла мировая слава.
Анализируя полученную информацию мы приходим к следующему выводу.
Дягилев пропагандист нового искусства — искусства модернизма, он ввел модернизм в Россию как новое слово мировой художественной практики. Этому делу был посвящен организованный им журнал «Мир Искусства», выходивший в 1898—1904 годах.
Конечно, он был не первый: существовал журнал «Северный Вестник», в котором схожую художественную пропаганду вел Аким Волынский, существовал московский символизм во главе с Валерием Брюсовым и созданным им журналом «Весы». Но Дягилев, начиная делать что-то, делал это эпически-масштабно — и доводил до конца. Он был по природе организатор, причем блестящий организатор; то, что сейчас, из практики кино, получило название продюсер.
Дягилев — продюсер мирового масштаба и невиданного ранее, а то и после размаха и охвата, культурных тем. Если не в литературе, то в живописи и в музыке Дягилев — организатор русского художественного модернизма. Он создал эпоху.
Балет «Клеопатра» получил сове признание и потрясающую популярность в том числе благодаря декорациям и костюмам выполненными бесспорно талантливыми авторами, которых не возможно с кем либо спутать. Однако, костюмы выполненные Бакстом и Делоне имеют свое различие. Попробуем в дальнейшем описать, в чем же основное различие костюмов и декораций Бакста и Делоне.
Бакст работал в стиле арт-деко, который характеризуется гармоничным сочетанием классических мотивов, прямолинейностью, и в тоже время наблюдается ассиметричность. Стиль Арт – Деко. Появился как стиль в 1908-1912 годы, а расцвета достиг между 1925 и 1935 годами прошлого века. Наименование произошло от своеобразного сокращения названия международной выставки декоративных искусств и ремесел Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes, которая прошла в 1925 году во Франции. А вот уже термином, обозначающим художественный стиль, Арт Деко стал в 1966-м году, после возрождения этой выставки в Париже. В переводе с французского этот термин означает “декоративное искусcтво”.
Арт деко в Европе сформировал сам образ жизни людей в мирное время между двумя войнами, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. Во власти «артдеко» находилась индустрия развлечений и сферы искусства. Его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях внутренних интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, общественных зданиях и сооружениях.
А в это время в ином социальном пространстве - в Советской России - сформировалось мощное художественное течение, базировавшееся, на первый взгляд, на иных идеологических и социальных основаниях. Называлось оно конструктивизм. Но, как и арт деко, этот стиль воплощал стремление к трансформации вещной и визуальной среды человека под напором невиданных ранее технических и социальных изменений.
Арт деко в центр своей концепции поставил гедонизм и неотделимый от него комфорт повседневной жизни. А для этого вещи, окружавшие человека, должны быть прежде функциональны, т.е. наилучшим образом приспособлены для выполнения своих прагматических задач. Форма же, во-первых, должна соответствовать функции, а, во-вторых, отражать основную черту современного мира - стремительность изменений, их новизну
Соня Делоне работала в стиле орфизм, который был близок к кубизму и футуризму.
Орфизм – локальное, недолго существовавшее течение в живописи, представленное именами Роббера Делоне, его жены Сони Терк-Делоне, Франтишека Купки и их немногочисленных последователей, среди которых самыми заметными фигурами были Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Владимир Баранова-Россине. Своей целью орфисты провозгласили создание «новой реальности из простейших, но тончайшим образом организованных цветовых сочетаний». Их живопись была основана на эффектах движения, возникающих при сопоставлении контрастных цветов. Эстетизм, отвлеченная пластичность, ритмика форм, силуэтов и линий – характерные особенности орфизма.
Данное название должно было по-видимому, подчеркнуть особую музыкальность, интуитивность, иррациональность абстрактного искусства Делоне.
Работавшая в этом стиле Делоне считала, что таким образом создается новая реальность из простейших, но тончайшим образом организованных цветовых сочетаний. Ее работы были основаны на эффектах движения, возникающих при сопоставлении контрастных цветов. Ее работам в полной мере присущи эстетизм, отвлеченная пластичность, ритмика форм, силуэтов и линий.