Будем благодарны если Вы поддержите проект
Оглавление
Введение. 4
Глава 1. Искусственные языки: теоретический аспект. 6
1.1. Описание и классификация искусственных языков. 6
1.2. Международный искусственный язык и интерлингвистика. 14
Глава 2. Основы применения и образования искусственных языков в современном мире. 17
2.1. Искусственные языки в литературе и иных сферах. 17
2.2. Словообразование в авторских искусственных языках. 20
Заключение. 23
Список использованной литературы.. 25
Вопрос о значимости искусственных языков в художественной литературе обозначился со всей очевидностью во многих национальных литературах XX века. Используемые писателями для решения различного рода задач искусственные или вымышленные языки отражают специфику эпохи и культуры той цивилизации, которую описывает автор. Они могут отражать специфику вымышленного мира, который создавался вокруг языка, как например, в сказочном эпосе Дж. Р. Р. Толкина («Хоббит», «Властелин колец»), могут вовлекать читателя в игровые отношения с текстом, как в произведении Э. Берджесса («Заводной апельсин») и В. Набокова («Под знаком незаконнорожденных») или же служить подтверждением для теории информации как у В. Гавела (пьеса «Меморандум»). При любых условиях введения в текст, искусственные языки занимают значительное, а порой лидирующее место в его поэтике.
С точки зрения рассмотрения лексико-морфологических особенностей искусственного языка интересен вопрос о способах словообразования, используемых в данном языке. Попытка анализа словообразовательных моделей искусственного языка позволяет судить об индивидуальном творческом стиле автора. Для современного языкознания проблема авторского идиостиля является одновременно и традиционной и актуальной.
Объектом нашей работы является современный искусственный язык.
Предмет работы – словообразовательные модели современного искусственного языка.
Цель исследования – определить, какие способы словообразования существует в авторском языке, и какие словообразовательные модели являются более или менее продуктивными у данного автора.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Методологической основой для нашей работы служат труды выдающихся ученых. Актуальные вопросы интерлингвистики освещаются в работах таких лингвистов и филологов как С. Н. Кузнецов, М. И. Исаев, В. П. Григорьев, А. Д. Дуличенко и др. Освещая аспект понятия «словообразования», мы обращаемся к работам Ю. С. Маслова, Е. С. Кубряковой, A.Н. Елдышева, И. В. Арнольд и др. Проблема словообразования в искусственных языках не достаточно широко освещена в лингвистической литературе, номы все же находим работы, направленные на изучение этого аспекта у таких авторов, как М. В. Окс, С. Г. Шишкина, П. С. Дронов, Л. И. Иванова и B.А. Михайлова.
В качестве основных методов исследования в работе были использованы следующие методы: изучение литературы по теме исследования, метод контент-анализа текста, метод структурного анализа, описательный метод, метод анализа и синтеза.
Данная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Первые упоминания об искусственных языках ученые обнаруживают в трудах философов периода античности, например в «Кратиле» Платона, реальные же проекты искусственных языков создаются гораздо позднее. Например, одним из первыхконлангов стал язык LinguaIg-nota (лат. «неизвестный язык»), описанный в 12 в. немецкой монахиней ХильдегардойБингенской. Примерно с 17 века люди начали задумываться о создания универсальных языков. Причиной этому послужило желание облегчить человеческое общение на международном уровне, а достичь этого, используя имеющиеся естественные языки, было невозможно. Так были созданы такие языки, как Логопандектесион (1653 г.), Солъресолъ (1817 г.), Волапюк (1879 г.), Эсперанто (1887 г.) и др.
И в XVII веке и сегодня искусственные языки вызывают интерес у лингвистов всего мира. Ученые работают над проблемами интерлингвистики, рассматривая такие вопросы как, история возникновения искусственных языков, их классификация, роль и функции, область употребления и т.д.
Начиная с XIX столетия, когда успешная коммуникация в области международных отношений стала одной из важнейших задач человечества, искусственные языки создавались для выполнения роли языка международного общения. Языки, типа эсперанто обладают упрощенной грамматической и фонетической системой, поэтому их легко изучать представителям разных национальностей. В наше время искусственные языки в большей степени являются частью художественных литературных и кинематографических произведений.
Там, где создаются вымышленные миры, с несуществующими в реальности героями, мы обязательно встречаемся с искусственными языками, будь то кино, литература, компьютерные игры и др. Искусственные языки становятся частью нашей культуры, поэтому мы не можем не изучать явления происходящие в них.
Изучение грамматического строя любого языка, будь то естественный или искусственный язык, дает нам понимание об особенностях структуры и тенденций к развитию данного языка. Именно поэтому изучение такого аспекта как словообразование в искусственных языках в целом и в авторском языке Э. Берджесса в частности, является ключевым в нашем исследовании.
Полученные результаты могу быть использованы при дальнейшем анализе искусственных языков; так же приведенная нами классификация, может стать теоретической основой для анализа грамматического строя других авторских искусственных языков.