Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

История создания романов «Белая гвардия» и «Доктор Живаго»

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно курсовую История создания романов «Белая гвардия» и «Доктор Живаго»

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

АП 75

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................................... 2

Глава 1. ВЛИЯНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ СОБЫТИЙ НА СУДЬБЫ ПИСАТЕЛЕЙ...................................... 7

1.1. Писатели о событиях 1917 года и Гражданской войне............................................................... 7

1.2. История создания романов «Белая гвардия» и «Доктор Живаго»........................................... 18

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ НА СТРАНИЦАХ РОМАНОВ «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ» И «ДОКТОР ЖИВАГО» 35

2.1. Авторская концепция личности русского интеллигента.......................................................... 36

2.2. Женские персонажи, вплетенные в эхо войны....................................................................... 46

2.3. Символика романов................................................................................................................. 54

2.3.1 Сила природной стихии......................................................................................................... 59

2.3.2 Пламя свечи........................................................................................................................... 65

2.3.3 Дом........................................................................................................................................ 67

2.4. Христианский подтекст романов «Белая гвардия» и «Доктор Живаго».................................. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................................. 80

Список литературы........................................................................................................................ 83


ВВЕДЕНИЕ

Непринятие новой советской власти М. А. Булгаковым и Б. Л. Пастернаком – один из факторов, объединяющих двух писателей. В романах «Белая гвардия» и «Доктор Живаго» авторы демонстрируют послеоктябрьские события 1917 года и их влияние на судьбы главных героев.

Актуальность темы исследования определяется анализом исторических событий XX века, в которых поднимаются нравственные и эстетические вопросы, к которым обращаются в своем творчестве М. А. Булгаков и Б. Л. Пастернак. Новые трактовки в понимании внутреннего мира героев и их поступков приводят к пониманию авторской позиции, художественному пониманию временного пространства, выявлению нравственны и воспитательных основ в произведениях.

Через призму творчества М. А. Булгакова и Б. Л. Пастернака отражены трагические события истории России XX века: череда страданий русского народа, на плечи которого легли Октябрьский манифест Николая II, «Кровавое воскресенье», Первая Мировая война, Февральская революция, Октябрьская революция, Великая Отечественная война. Писатели обращают свое внимание на кровавые события революций, смену власти, голод и хаос, царящие в стране.

На наш взгляд, уроки литературы в школе обладают большим потенциалом для формирования нравственных и духовных ценностей подростка. Благодаря изучаемому произведению учащиеся применяют при анализе художественного текста межпредметные знания, тем самым ученики могут с разных сторон рассмотреть определенную конфликтную историческую ситуацию. Программа по литературе с каждым годом модифицируется, связано это с влиянием на неё новой эпохи. Изучая произведение на уроке литературе, учащиеся окунаются в то историческое пространство, о котором идет речь на уроке.

При анализе литературного произведения большое внимание уделяется его отождествлению с реальной жизнью, художественным деталям, символике, цветописи, дабы выстроить логическую цепочку изучения. Необходимо упомянуть, что каждый писатель расценивает эпоху со своей позиции. Поэтому одни и те же описываемые событиями разными авторами могут не совпадать в каких-то местах, так как каждый индивидуально расценивает то, что происходит в окружающей его действительности.

С позиции реализации воспитательных возможностей на уроке интерес представляют произведения, в которых представлены судьбы людей на фоне исторических событий. К таковым относятся романы «Белая гвардия» М. А. Булгакова и «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака.

Михаил Афанасьевич Булгаков, вошедший в историю русской литера-туры как писатель-мистик, изобразил в своем романе события, происходящие в некоем Городе. По названиям улиц (Крещатик, Алексеевский спуск), по событиям, происходящим в городе (например, сопротивление петлюровскому войску) можно догадаться, что речь идет о Киеве. События романа основаны на личных воспоминаниях писателя. Действия происходят зимой 1918 года, а заканчиваются зимой 1919 года. Булгаков мастерски показывает эгоистичную человеческую натуру, которая проявляется в экстремальных ситуациях во время спасения своей жизни.

Борис Леонидович Пастернак в своем творчестве задается философ-ским вопросом о покорности судьбе. Жизнь героев произведений показана в революционный промежуток времени, в котором люди выбиты из привычной колеи. Непокорность властям ведёт к неизбежным испытаниям, приготовленным самой историей страны.

Эпоха порождает новые характеры людей, то есть историческое время обуславливает поступки народа М. А. Булгаков и Б. Л. Пастернак выделяют главных героев романа, ставя их перед непростым жизненным выбором. В центре внимания писателей – нравственно-эстетический аспект: интеллигенты на фоне коренного изменения страны.

Труды, на которых основывается содержание работы, посвященное роману «Белая гвардия» М. А. Булгакова: М. О. Чудакова (статьи, книга «Жизнеописание М. Булгакова», 1988), Б. В. Соколов (книга «Тайны «Мастера и Маргариты»: расшифрованный Булгаков», 2010). Б. В. Соколов (книга «Булгаков. Мастер и демоны судьбы», 2016). Научные труды В.А. Кохановой «Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»» (2000); И. Чернышевой ««Белая гвардия» в жизни Булгакова» (2006). Труды, на которых основывается содержание работы, посвященное роману «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака: Е. Б. Скороспелова (книга «Русская проза ХХ века: От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго», 2003), Е. Б. Пастернак (книга «Борис Пастернак материалы для биографии», 1989), Л. В. Бахнов (книга «Размышления над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»», Л. С. Флейшман (статьи «Борис Пастернак в разные годы», 1977), Б. В. Ничипоров (книга «Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психология», 1994). Научные труды В. М. Борисов «Имя в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго»» (1992), Е. Н. Прусова «Образы метели и снега в составе метеорологических явлений в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»» (2016), Н. В. Кобзева «Грамматические средства выражения образа метель в тексте» (2010).

Исследователи по-разному определяют связь произведений с биографией писателей и историческими реалиями. Гипотезы, предположения и факты приводят к единой мысли о том, что Булгаков и Пастернак неразрывно связаны с эпохой, в которой были созданы их произведения. Спорным остается вопрос, касаемый образов Алексей Турбина и Юрия Живаго: являются они автобиографичными или нет. Одни исследователи утверждают, что герои полностью отождествлены с писателями, другие говорят о частичной схожести персонажей и писателей, иные утверждают, что в произведениях слышны размышления писателем о своей судьбе через призму героя.

В романах можно выделить «полифоничность» (термин ввел М. М. Бахтин. Подразумевая «голоса… остающиеся самостоятельными… В полифонии именно и происходит сочетание нескольких индивидуальных воль, совершается принципиальный выход за пределы одной воли… Художественная воля полифонии есть воля к сочетанию многих воль, воля к событию» . Благодаря этому можно детальнее изучить историю XX века и её влияние на судьбы людей. Для исследования важно отметить аллюзию, которую закладывали писатели в сюжет произведений – «намёк на литературное, историческое, политическое, реальное явление, которое мыслится как общеизвестное и потому не называется» .

В качестве объекта исследования были рассмотрены исторические события XX века в контексте художественных произведений. Предметом исследования были выбраны романы «Бела гвардия» М. А. Булгакова и «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака.

Цель данного исследования заключается в изображении судьбы человека-интеллигента в рамках исторических событий XX века, а также в использовании анализа поступков героев в образовательной и воспитательной деятельности учащихся.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

- отметить важные моменты в биографии М. А. Булгакова и Б. Л. Пастернака;

- определить проблематику романов «Белая гвардия» и «Доктор Живаго»;

- рассмотреть исторические события XX века в контексте романов;

- выделить авторскую концепцию личности русского интеллигента;

- выявить влияние военных событий на судьбу человека;

- изучить символику романов для интерпретации скрытого смысла;

- предложить методологические рекомендации по организации мероприятия, посвященному роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», в рамках внеклассного занятия по литературе в старших классах общеобразовательной школы;

- представить авторскую разработку мероприятия, посвященной истории XX века на примере романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

При написании данного исследования были использованы метод научного анализа, описательный метод. С их помощью представилось возможным найти подход к изучаемому вопросу, провести параллели в различных ракурсах поднятой темы, найти общие закономерности и значительные отличия.

Также был использован проекционный метод, позволивший предложить методические рекомендации по организации процесса изучения творчества М. А. Булгакова и Б. Л. Пастернака на уроках литературы.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней:

– рассмотрена система образов в романах «Белая гвардия» М. А. Булгакова и «Доктор Живаго» Б. Л, Пастернака;

– исследованы философские вопросы, поднятые в романах М. А. Булгакова и Б. Л. Пастернака;

– предложены методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия в рамках изучения романа «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака.

Практическая значимость работы заключается в том, что материал данного исследования может быть использован на уроках-семинарах по русскому языку и литературе, а также в качестве дополнительной литературы для студентов. Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования были успешно решены все задачи, поставленные в начале работы:

- отмечены важные моменты в биографии М. А. Булгакова и Б. Л. Пастернака;

- определена проблематика романов «Белая гвардия» и «Доктор Живаго»;

- рассмотрены исторические события XX века в контексте романов;

- выделена авторская концепция личности русского интеллигента;

- выявлено влияние военных событий на судьбу человека;

- изучена символика романов для интерпретации скрытого смысла;

- предложены методологические рекомендации по организации мероприятия, посвященного роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», в рамках внеклассного занятия по литературе в старших классах общеобразовательной школы;

- представлена авторская разработка мероприятия, посвященного истории XX века в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

На основании полученных результатов в ходе исследования можно сделать следующие выводы.

Два писателя (М. А. Булгаков и Б. Л. Пастернак), которые по-своему изобразили обстановку, царящую в годы большевизма. Оба они обратили внимание на судьбу героя-интеллигента, от которых пыталась «избавиться» власть. Герои романов (Алексей Турбин и Юрий Живаго) были чужды своей эпохе ввиду непринятия современниками присущих им идеалов. Романы дают понять, что человеческая судьба ничего не стоит, если «за окнами свершается история». Алексей и Юрий против своей воли «втянуты в игры власть имущих». Герои далеки от кровопролития, которое никто не может предотвратить. Романы отличаются местом действия основных событий (Москва – Киев), но, несмотря на это, произвол, который писатели смогли запечатлеть на страницах свое романа, остается надолго в памяти всех людей. Авторы через судьбы своих героев смогли изобразить историю русской интеллигенции.

Страшные жернова революции, смена власти и предательства никого из героев не оставляет в стороне от истории. Писатели демонстрируют, как эпоха может повлиять на развитие людей, как благодаря ей можно выявить настоящее «человеческое лицо». На фоне этого Булгаков и Пастернак выводят свою концепцию русского интеллигента в революционное время, главным критерием которого становится верность своим убеждениям.

Традиционный семейный уклад, который пытаются сохранить главные героини романов (Елена, Тоня, Лара) разрушается под действием все той же разрушительной силы бунта. Атмосфера грехопадения, лжи и предательства рушит семейный быт, не давая надежду на возращения к прошлому.

Писателям важно отобразить исторический период, во время которого рушатся узы брака. Обращение в романах к теме детей не что иное, как аллюзия на будущее поколения с разрушенными судьбами. В случае с Еленой, Булгаков не награждает её детьми, возможно, это некая защита страны от людей, подобных Тальбергу. В романе «Доктор Живаго» дети изображены либо в неполной семье, либо сиротами (Танька Безочередова). Такой подход в повествовании подводит к мысли об апокалиптичности зарождающейся истории, предполагает полное отречение от того, что когда-то считалось ценным. Дети, забывшие или не знающие свои исторические корни, – это новое поколение, которое демонстрирует новоявленные традиции, навязываемые в условиях новой власти.

Через свои романы Булгаков и Пастернак проносят ключевую идею – ход мировой истории создается независимо от сознания людей. Деятельность человека, будь она хорошей или плохой, рано или поздно отразится на человечестве. Несогласные с властями или люди, которые пытаются просто не вмешиваться в ход истории, предпочитая постоять где-то, переждать события, будут уничтожены стихией революционной борьбы. Писатели в романах подчеркивают непоколебимость вечных ценностей, которые остаются в недосягаемости новых властителей, лишь эти незыблемые ценности оставляют надежду на светлое будущее.

В работе предложены несколько вариантов методик по проведению урока литературы, посвященного изучению романов «Белая гвардия» и «Доктор Живаго».

Также представлен план-конспект внеклассного мероприятия, посвященный роману «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака. Благодаря данному мероприятию учитель может углубить познания учеников в изучении романа. Проводя подобные творческие вечера, посвященные поэтам, учитель развивает у учеников исследовательские и коммуникативные умения при выполнении коллективного или индивидуального задания. Совершенствуя программу, предложенную учителем, у школьников формируется ответственность, целеустремленность, а также способность анализировать свои и чужие ответы.

Loading...

Последние статьи из блога

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ

Субъекты гражданского права

Солнечные затмения

Техника управления церковным хором

Историко-культурный анализ церковного пения