Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Характеристика международного договора

В наличии
1 000 руб.

Диплом или ВКР Характеристика международного договора

Категория: Дипломы(ВКР)

АП 80

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Общая характеристика международного договора как источника международного права

1.1.Понятие и классификация международных договоров

1.2. Стороны в международном договоре

1.3. Форма, структура и содержание международного договора

Глава 2. Порядок заключения и прекращения международного договора

2.1.Стадии, порядок заключения и вступления в силу международного договора

2.2. Исполнение и толкование международного договора

2.3.Недействительность, прекращение и приостановление действия международного договора

Глава 3.Роль международного договора в национальных правовых системах

3.1. Условия применения норм международных договоров в национальных правовых системах

3.2. Проблемы осуществления международных договорных обязательств Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1. Классификация международных договоров

Приложение 2.Элементы структуры международного договора

Приложение 3.Стадии заключения международного договора

Приложение 4.Способы реализации международных обязательств государствами

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества возникает рост взаимозависимости государств, активно продолжается процесс глобализации в области международных отношений, а также усложняются межгосударственные связи, что приводит к формированию наибольшей значимости области межгосударственного сотрудничества в сфере заключения и применения международных договоров.

Необходимость в формировании стабильного и эффективного универсального законодательства поддерживается всеми ведущими субъектами международного права.

Изменения, произошедшие на рубеже 21 века в системе международных отношений, послужили стремительному развитию в совершенствовании и углубленном изучении сущности права международных договоров. Ещё сравнительно недавно международные договоры регулировали лишь узкие сферы межгосударственных отношений, которые не затрагивали отношений внутри государств. Сейчас же необходимо обратить внимание на проявление тенденции проникновения международных норм в те сферы жизни, которые ранее рассматривались исключительно с помощью внутригосударственных норм права.

На сегодняшний день существует огромное множество различных проблем, которые не могут быть решены усилиями исключительно одного государства. С этой задачей сможет справиться только международное сотрудничество, разумеется, с учетом интересов, прав и свобод всех участников международного сообщества.

На практике взаимодействия государств на международном уровне доказано, что правовая форма регулирования будет наиболее эффективной формой для упорядочивания общественных отношений. В этих условиях международный договор должен стать основным инструментом правового регулирования общественных отношений.

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы подтверждается существованием целого ряда факторов, свидетельствующих о прогрессивном развитии и усложнении системы международного права, его возрастающей роли во внутренних делах государств, расширение его действия на новые области и сферы отношений, а также дальнейший учет обозначенных международных регуляторов в правоприменительной деятельности.

В связи с неразрывным взаимодействием законодательства национальных правовых систем с общепризнанными принципами и нормами международного права, необходимо в рамках исследования рассмотреть и проблему общетеоретического плана, касающуюся определения статуса международных договоров в национальных правовых системах, в частности и в правовой системе Российской Федерации.

Целью настоящей выпускной квалификационной работы является изучение и проведение анализа сущности и особенностей международного договора как одного из основных источников международного права, изучение его видов, процедуры заключения, прекращения, толкования и применения на практике, обозначения места международных договоров во внутринациональных системах государств, а также определения проблем взаимодействия международных актов в правовой системе Российской Федерации.

Объектом исследования является международные и внутригосударственные нормативные правовые акты в сфере заключения и применения международных договоров.

Предметом исследования выступают отличительные черты международного договора, раскрывающие его сущность и содержание как источника международного права.

При написании выпускной квалификационной работы были выдвинуты следующие задачи:

1) раскрыть понятие международного договора как источника международного права;

2)рассмотреть классификацию международных договоров;

3) проанализировать механизм заключения, прекращения, толкования и исполнения международных договоров;

4)определить место и роль международных договоров в национальных правовых системах, в т.ч. в Российской Федерации.

5)выявить проблемы осуществления международных договорных обязательств Российской Федерации.

Характер задач, поставленных в выпускной квалификационной работе, определил выбор методологии исследования.

Особое место в исследовании занимает метод сравнительно-правового анализа. Он позволяет рассмотреть взаимосвязь и специфику международного договора по отношению к видам договоров внутри государств и в сравнении с другими источниками международного права.

Также в работе использовались следующие научные методы: формально-логический, аналитический, структурный, системно-функциональный.

Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составляют труды таких ученых, как И.И. Лукашук, В.М. Шуршалов, Д.Д. Филд, Б.И. Осминин, А.И. Бастрыкин, О.И. Тиунов, Е.Т. Усенко, В.С. Иваненко, а также других российских и зарубежных юристов и ученых.

Структура работы построена в соответствии с целью и задачами выпускной квалификационной работы и состоит из введения, трех глав, объединяющих 8 параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире с развитием межгосударственных связей и приоритетом демократических и диспозиционных принципов правового регулирования самым распространённым способом взаимодействия государств на международном уровне является разработка и заключение международных договоров. Круг вопросов, по которым принимаются международные соглашения, а также сферы его применения стремительно растут. Ежегодно заключается более тысячи международных договоров. Это в свою очередь подтверждает актуальность данного исследования.

Анализ доктрины международного права и правоприменительной практики, проведенный в рамках данной выпускной квалификационной работы, позволяет сделать следующие выводы:

1.Международный договор признан в качестве одного из основных источников международного права в силу эффективности его толкования и применения за счет формирования четкого понимания взаимных прав и обязательств сторон. Вместе с тем, договорная форма позволяет наилучшим образом обеспечить согласованность и взаимодействие международных норм и национального законодательства государств.

2.Анализ существующих подходов к определению «международный договор», позволил выделить его обязательные элементы:

1)субъекты международного договора, которые обладают правоспособностью заключать международные договоры. Исходя из положений Венских конвенций 1969 г. и 1986 г. общепризнанными субъектами международного договорного права являются государства, а также международные организации. Менее явно отмечается правосубъектность народов и наций, борющихся за создание независимого государства, а также международных межправительственных организаций.

2)объект международного договора, который определяет круг вопросов, регулируемых договором. В настоящее время в объект международного договора включаются не только отношения, затрагивающие глобальные мировые проблемы, но и другие вопросы, представляющие интерес для договаривающихся сторон, разумеется при условии соблюдения общих принципов международного права.

3) специфическая форма и структура международного договора, которая служит отличием договора от других источников международного права.

3.Процесс заключения международного договора представляет собой последовательность действий от проявления договорной инициативы до вступления договора в силу. Зачастую порядок заключения международного договора условно делят на стадии. Основными стадиями в таком процессе являются принятие текста, способы выражения согласия сторон на обязательность договора и вступление договора в силу. Также выделяют промежуточные стадии, которые тоже являются важными и без них заключение международного договора не представляется возможным. Это стадии выдвижения договорной инициативы, а также разработка текста договора.

4.Важнейшей стадией всего договорного процесса является реализация международного договора. Применение положений международных договоров подкрепляется принципом строгого соблюдения международных договоров (pacta sunt servanda), содержащемся в различных международных актах: Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом, а также во многих учредительных документах международных организаций. Как показывает мировая практика, государства стремятся наиболее качественно исполнять предписания международных договоров, в большинстве случаев приводят свое законодательство в соответствие с заключенными международными договорами, что в свою очередь подтверждает рост признания приоритетности договорных норм государствами.

5.Для того, чтобы не возникало препятствий, связанных с исполнением договорных обязательств, договоры подлежат толкованию. Приоритетом в праве толкования международного договора обладают его участники. В положениях договора может быть предусмотрено право передачи этой обязанности Международному Суду ООН, международным органам и организациям, третейским судам, согласительным комиссиям. Международные договоры подлежат толкованию, опираясь на следующие принципы: принцип правомерного толкования, принцип добросовестности, принцип единства толкования, принцип эффективности, принцип уважения прав субъектов, а также принцип справедливости, включающий в себя все вышеперечисленные принципы.

6.Международный договор может быть признан недействительным в силу некоторых обстоятельств, а также приостановленным или прекратившим свое действие. Основания, по которым допустимы вышеназванные юридические последствия нормативно закреплены и являются исчерпывающими.

Процесс прекращения и приостановления действия международного договора является весьма непростым и трудоемким процессом. Вместе с тем, нужно заметить, что процедура прекращения действия договора, так и его приостановление регулируется не только нормами международного права, но и нормами внутригосударственного права. Нормами международного права определяются основания и способы прекращения договора, а также установления их правомерности и последствий. На внутригосударственном уровне решается вопрос о компетенции между органами государственной власти о праве прекращения или приостановления действия договоров.

7.Из анализа конституций различных государств, мнений ученых-юристов, можно сделать вывод, что процесс согласования норм международного и внутригосударственного права неоднозначен. На протяжении многих лет были сформированы различные мнения по поводу способов урегулирования соответствующих коллизий. Вместе с тем, международное право позволяет каждому государство выбирать самостоятельно механизм взаимодействия внутренних и международных норм. Для данной цели выделяют две формы имплементации международных норм в национальное законодательство: инкорпорация и трансформация. Как уже ранее было выяснено, они значительно отличаются друг от друга, как по юридическому содержанию, так и по процедуре реализации. Их отличие заключается в том, что инкорпорация подразумевает автоматическое принятие государством международных норм во внутреннее право, в тот момент, как трансформация предполагает издание государством нормативного акта.

При этом, международное право не может самостоятельно реализовать верховенство на внутригосударственном уровне. Действие международного права в национальных правовых системах напрямую зависит от того, как этот вопрос будет решен в праве различных государств.

Так, на территории Российской Федерации, Конституция является высшим юридическим документом, её положения превалируют, в том числе и в случае коллизии с нормами международного права. Так же как и в России, в ряде государств национальные нормы имеют юридическую силу выше, чем международные нормы.

Тем не менее, следует подчеркнуть, что конституции государств не должны противоречить международным договорам и государства, выразившие согласие на обязательность международного договора не вправе уклоняться от исполнения международных обязательств ввиду противоречия с внутренним законодательством.

На практике такое уклонение уже встречается, в частности как в рассмотренном в выпускной квалификационной работе, деле Европейского суда по правам человека «Анчугов и Гладков против России». Важно отметить, что в данном споре властями Российской Федерацией имело место нарушение международной нормы, регламентированное положением ст. 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., заключающее невозможность ссылаться на положения внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора». Во избежание данного нарушения государствам необходимо заблаговременно обеспечивать приведение национального законодательства в соответствии с международными договорными обязательствами.

На сегодняшний день, терминологические формулировки и содержание пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации характеризуются правовой неопределенностью и двусмысленным пониманием, в особенности в контексте их соотношения с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации». Данное обстоятельство порождает огромное количество доктринальных споров и проблем толкования правоприменительными органами власти.

В связи с этим, для разрешения споров, связанных с указанными нормами, представляется возможным принять официальное толкование содержания пункта 4 статьи 15 Конституции и соответствующих ему положений Федерального Закона «О международных договорах Российской Федерации» Конституционным Судом Российской Федерации.

Также следует обозначить проблему отсутствия механизма контроля за выполнением международных договоров, как на законодательном, так и на практическом уровнях. В Российской Федерации практически отсутствуют примеры применения мер ответственности за несоблюдение органами власти норм международного договорного права. Для эффективного решения соответствующей проблемы необходимо предпринять следующие меры:

1)Определить круг государственных органов, обеспечивающих выполнение международных договоров и отразить во всех внутренних законодательных актах, а также локальных положениях о федеральных органах исполнительной власти функции по реализации международных договоров Российской Федерации;

2)Внедрить регулярную отчетность перед Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации по вопросам выполнения международных договоров;

3)Ужесточить ответственность должностных лиц за невыполнение договорных обязательств.

В рамках выпускной квалификационной работы были рассмотрены вопросы, связанные с понятием международного договора, его классификацией, формой и структурой, а также с механизмом заключения, толкования и их последующей имплементацией в национальные правовые системы.

В ходе проведения исследования были выявлены основные теории понятия международного договора как основного источника международного права, изучены стадии заключения договоров и основания для признания международных договоров недействительными, прекратившими действие или приостановленными.

Проанализировав международный опыт заключения договоров, национальное законодательство различных государств и судебную практику, было сформулировано понимание важности в дальнейшем развитии и углубленном изучении реализации международных норм в национальных правовых системах.

На сегодняшний день в данной области международного права существует огромное количество споров, что значительно усложняет правовое взаимодействие государств в сфере правового регулирования отношений и совершенствования внутригосударственного законодательства. Для наиболее эффективного взаимодействия государств в мировом сообществе необходимо разрешить ряд задач, появившихся в процессе практического применения международных норм.


Уникальность
80
Loading...