Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Любовная лирика Карамзина: от классицизма до романтизма

В наличии
500 руб.

Скачать уникальную курсовую Любовная лирика Карамзина: от классицизма до романтизма

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

АП 75


Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы литературных направлений. 6

1.1. Предромантизм, как литературное направление, его истоки. 6

1.2. Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма. 15

Глава 2. Анализ поэтики Карамзина. 22

2.1. Анализ стихотворения '' Осень'' 22

2.2. Анализ стихотворения '' Прости». 27

Заключение. 31

Список литературы.. 36


Введение

Одним из значимых писателей в русской литературе является Николай Михайлович Карамзин. Его произведения «Евгений и Юлия», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и др. открыли новое направление в истории русской литературы. В литературоведении традиционно принято считать, что Карамзин является основоположником сентиментализма как литературного направления. Впервые в русской литературе на первый план выступает душа героя, его внутренний мир. В.Г. Белинский точно подметил, что писатель «сумел заохотить русскую публику к чтению русских книг»[1].

Литературоведы схожи в мысли о несомненной ценности творчества Н.М. Карамзина для истории русской литературы. «Карамзиным, - писал В.Г. Белинский, - началась новая эпоха русской литературы»[2]. «Карамзина читали все грамотные люди, претендовавшие на образованность, многих из них только Карамзин и мог заставить приняться за чтение книг и полюбить это занятие как приятное и полезное»[3].

В.Г. Белинский называет литературную деятельность Карамзина подвигом. «Везде и во всем, - писал он, - Карамзин является не только преобразователем, но и начинателем, творцом»[4]. Критик выделил в истории русской литературы целый период, назвав его карамзинским.

Изучением творчества Н.М. Карамзина занимались Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, В.Э. Вацуро, П.А. Орлов, Ф.З. Канунова, Д.Д. Благой, Е.Н. Купреянова, Е.И. Осетров, Н.Д. Кочеткова, Л. А. Сапченко, С.Э. Павлович, Л.Г. Кислягина, Т. А. Каменецкая, В.И. Глухов, С.М. Исупова, С.Б. Калганова и др.

Анализ научной литературы приводит нас к выводу о том, что больше всего внимания ученые уделяют «Бедной Лизе» и «Письмам русского путешественника». Так, например, Д.Д. Благой называет это произведение «самой знаменитой и. действительно, особенно характерной и значительной и литературно-общественном отношении повестью»[5].

Одним из самых известных современных исследователей творчества Н.М. Карамзина является Ю.М. Лотман. Его работа посвящена биографии писателя, факторам, повлиявшим на его мировоззрение. Главное внимание автор уделяет путешествию Карамзина по Европе и работе над «Письмами русского путешественника». Другим произведениям Лотман уделяет незначительное внимание: «Например, «Бедная Лиза» упоминается в связи с характеристикой этических и философских взглядов писателя: «То, что добровольная гибель героини не вызывает у автора никакого осуждения, уже само по себе было «модным» взглядом, более связанным с «Вертером», чем с традиционными представлениями»[6].

В центре внимания исследователей находятся прозаические произведения Карамзина, а стихотворное творчество до сих пор исследовано слабо. Между тем, Карамзиным написано более полусотни стихов, кторые можно отнести к предромантизму.

Предметом литературного творчества, по Карамзину, являются чувства обыкновенного человека. «Не надобно думать, что одни ве- ликие предметы могут воспламенять стихотворца <…>»[7], – писал он в предисловии ко второму выпуску альманаха «Аониды» в 1797 году .

Следует писать о том, что близко и понятно каждому: одинаково все- ми людьми переживаются радость и разочарование, боль потери и счастье обретения. «Все наши поэты <…> воспевают восторги или мучения любви, улыбку весны или жестокость зимы, радости труда или очарование лени, величие наших монархов или прелести наших пастушек <…>»[8], – продолжал Карамзин, отстаивая право на существование в литературе поэзии «Аонид», в письме «Несколько слов о русской литературе». Мерилом художественности стал «изящный вкус», руководствуясь которым можно и нужно увидеть в «обыкновенном» прекрасное.

Объект исследования: лирика Карамзина.

Предмет: любовная лирика Карамзина.

Цель: рассмотреть классицистические и романтические тенденции в любовной лирике Карамзина.

Задачи:

  • рассмотреть предромантизм, как литературное направление, его истоки;
  • рассмотреть истоки, принципы классицизма.
  • Проанализировать стихотворение '' Осень''
  • Проанализировать стихотворение '' Прости» 27

Методы: анализ научной литературы, анализ поэтических текстов.

Материал исследования: стихотворения «Осень» и «Прости»

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

[1] В.Г. Белинский. Собрание сочинений. – М., 1987. – с. 78.

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Цит: Лебедева, О.Б. История русской литературы XVIII века: учеб. для вузов. – М. : Высш. школа, 2003. – с. 89.

[6] Лотман, Ю. М. Литература в контексте русской культуры XVIII века // Лотман Ю. М. О русской литературе. – М., 1997. – с. 227.

[7] Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотворений. - М.; Л.: Сов писатель, 1966. – с. 121.

[8] Карамзин Н.М. Полн. собр. стихотворений. - М.; Л.: Сов писатель, 1966. С. 127.

Заключение

Теорию и эстетику предромантической поэтики питали в значительной степени философские идеи Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Гердера. Русские предромантики, будучи знакомы с трудами европейских философов, с предромантической литературой Запада, отнюдь не усваивали готовых идей, они самостоятельно подходили к тому же кругу проблем и узнавали себя в тех эстетических исканиях, которыми характеризовалась общественная и философская мысль второй половины XVIII века. Учение Руссо отвечало на вопросы, выдвинутые русской действительностью.

Писатели отталкивались от классицистических представлений о подражательной сущности искусства, поднимали вопрос об отношении русской культуры и национальной истории к культурному опыту других народов.

Античная литература, отразившая, по мнению классицистов, раз и навсегда данный идеал красоты и гармонии, воспринималась как образцовая. Пересмотр отношения к ней мог возникнуть только с зарождением исторического мышления, и он совпадает с периодом предромантизма. Русские предромантики заявляли о своем отказе от античных сюжетов и мифологии древних греков и римлян. Размышления предромантиков о древней и новой поэзии приводят к противопоставлению литературного творчества народной поэзии, которое складывается в антитезу: письменная поэзия определяется как явление искусственное, рациональное, создающееся по правилам, народная поэзия – как естественное, не знающее теории выражение души и сердца.

Русские предромантики были едины в своем стремлении создать национально-самобытную литературу, видя источник ее обновления в народном творчестве. Их теоретические суждения были своевременны и новы.

Предромантики «открыли» средние века как значимую ступень в развитии человечества, пришли к изучению индивидуальной культуры каждого народа, проявили интерес к северной мифологии, к восточной поэзии, к русскому народнопоэтическому творчеству.

В творчестве предромантиков утверждается мысль о свободе творчества, не стесненного рамками теории. Разумному как эстетической категории классицизма противопоставляется вымысел, воображение берет приоритет над разумом.

Представление о человеке базировалось на просветительской картине гармоничного мира, в котором красота и добро мыслились в единстве, определяемом естественным господством разума над чувствами. В русской литературе просветительская концепция мира в значительной степени была трансформирована в общем критическим отношением русского человека к умозрительности теоретического знания. Подчинение страсти рассудку осознавалось как нечто искусственное, противо-речащее самой природе человека. Пришло понимание того, что человек не должен отказываться от страстей, но сами страсти могут и должны быть согласны с духовной сущностью человека, а не противоречить им.

Строгое разделение героев на положительных и отрицательных является неотъемлемой частью классицизма.

Литература заявила о вечном противостоянии добра и зла, она не готова мириться с нравственным злом. Исследователи и критики эпохи классицизма не сомневались и в социальных константах общества.

Следующая особенность – единство содержания и формы, а также точный и четкий слог художественных произведений, свободных от галлицизмов и заимствованных слов. Несмотря на то, что сдержанность и строгость языка хоть и несколько обедняли слог классицистов, художественная и структурная ткань произведения оставалась верной изящности и стройности.

Основные принципы в русском классицизме:

1 Действия и поступки героев совершаются с точки зрения разума, т.е. человек познает мир рационально;

2 Строгое деление героев на положительных и отрицательных (схематизация характеров);

3 одноплановость – преобладание в характере героя одной генеральной черты;

4 положительные герои идеализируются;

5 Характеры героев отличаются статичностью;

6 Диалогичность превращается в форму столкновения позиций;

7 Прием «говорящих фамилий» как средство раскрытия характеров;

8 Наличие героя-резонера;

9 Объективное повествование. Авторская логика получила вид несомненной истины, с которой мы не можем не согласиться;

10 Новый тип героя – гражданина и патриота.

Мы рассмотрели два стихотворения Карамзина – «Осень» и «Прости». Первое относиться к философской и пейзажной лирике, второе – к любовной.

«Осень» — яркий пример поэзии предромантизма (сентиментализма), чертами которого являются чувственность изображаемого человека и культ природы. Тема стихотворения заявлена в его названии. Однако автор подразумевает под осенью не «природы увяданье», а этап жизни стареющего человека. Идея автора — предупредить своего читателя о том, что жизнь людская скоротечна и безвозвратна.

В «Осени» можно выделить два ключевых образа:

- образ природы, которая увядает осенью и обновляется весной;

Стихотворение Н. М. Карамзина вызывает тяжёлые философские размышления о быстротечности жизни. Вместе с тем нельзя отказать поэту в мастерстве использования средств языка, так чётко и точно описывающих осеннюю природу.

Выявлены основные черты предромантизма: жанр поэтического произведения, тема стихотворения - тема скоротечности жизни, увядания; мотивы печали, элегические, эмоционально-оценочные обертоны, образ природы здесь несет двоякую функцию, с одной стороны, это и классицистический аллегорный смысл – осенняя природа ассоциируется здесь с образом человека, который тоже вступил в пору увядания. С другой стороны – это предромантическая созерцательность, природы вызывает у лирического героя и автора целую гамму чувств – это и грусть, и любование, и тоска; в стихотворении при восприятии написанного основной упор делается на чувства и ощущения.

Здесь уже четко прорисовывается образ романтического лирического героя. На это указывают «унылый взор», «томные вздохи». Романтический герой – это чаще всего бледный, печальный и томный юноша или девушка, «с горящим» взором, молчаливый, болезненный рефлексирующий.

Хотя Карамзин боролся за естественность языка и его сближение с общелитературным стилем, заметно, что в стихотворении «Осень» он склоняется к классической теории стилей, используя большое количество «высокой лексики»: «холмы», «в горних пределах», «восходят», «старец» (в значении старик), «восстанет», «хладная», «Ветхия жизни». Эта лексика сейчас относиться к устаревшей и имеет славянское и библейское происхождение.

Стихотворение «Прости» можно отнести к интимной или любовной лирике, жанр – послание, адресатом которого является неизвестная женщина, очевидно, что это бывшая возлюбленная поэта, к которой он обращается со словами прощания.

Тема стихотворения – любовные отношения между мужчиной и женщиной, идея стихотворения – любовь не может меряться социальными условностями.

К предромантизму нас отсылает жанр стихотворения – послание, который был также довольно распространен в предромантизтизме и романтизме. Центральной темой стихотворения являются чувства, в данном случае это чувство любви, при этом любовь обретает характер страсти:

Здесь любовь выступает явным противовесом разуму, любовь также обязательно сопряжена со страданием, и ее конец редко бывает счастливым. Концовка стихотворения полностью отвечает романтическому канону – обманутый коварной и жестокой возлюбленной, герой желает ей счастья с другим, а сам предается романтическому бегству – собирается удаться в «дремучие леса», чтобы жить отшельником. Романтический герой возводит здесь свое чувство в абсолют – чувство еще живо, но надежда умерла, а значит, умирает для мира и сам герой. Вся его дальнейшая жизнь лишена какого-то либо смысла, он собирается провести остатки своих дней, предаваясь воспоминаниям и плача.

Loading...

Последние статьи из блога

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ

Субъекты гражданского права

Солнечные затмения

Техника управления церковным хором

Историко-культурный анализ церковного пения