ВВЕДЕНИЕ
Данная работа приобретает индивидуальную актуальность в связи с проектами Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры для сохранения культурного наследия народов мира и других международных программ. Российская Федеральная программа «Развитие и сохранение» ставит перед собой задачу сохранение культурных ценностей русского народа, в том числе прикладных видов искусства, в частности городецкую роспись.
На данный момент мы наблюдаем повышенный интерес к русским народным промыслам и народной культуре, в общем. Именно таким образом можно воспитать чувство патриотизма у современной молодежи.
В общеобразовательных школах вводятся уроки, которые направлены на то, чтобы углубить познания учащихся в культуре своего народа. Но наряду с этим наблюдается дефицит методических разработок, которые были бы ориентированы в первую очередь на школы начального образования. Следовательно, в данной работе рассматривается проблема приобщения учащихся начальной школы к русской народной культуре при помощи городецкой росписи.
Народные декоративные прикладные ремёсла являются неотъемлемой частью жизни народов мира. В народном искусстве сохраняются традиции преемственности поколений, воспитывающие эстетические потребности, влияющие на формирование художественных вкусов, развивает воображение, а также творческое мышление, мелкую моторику, которая в свою очередь, стимулирует активную мозговую деятельность. На данный момент художественные промыслы - это неотделимая часть отечественной культуры и социальной культуры, в общем. В них заключен безграничный опыт эстетического понимания мира, а также сохранены художественные традиции, которые и сейчас воплощают нашу самобытность культур.
Народные ремёсла и промыслы, как ничто другое раскрывают суть русской народной культуры и всего славянского этноса, и показываются его эстетические моральные ценности. Нами была создана следующая тема дипломной работы согласно приведенной индивидуальности изучаемой проблемы: «Методика преподавания сюжетной композиции в городецкой росписи по мотивам архангельских сказок».
Объект исследования: процесс обучения городецкой росписи детей начального школьного возраста.
Предмет исследования: формирование навыков росписи обучающихся на занятиях «городецкая роспись»
Цель исследования - разработать реализацию методики обучения городецкой росписи для детей начального школьного возраста.
Поставленной целью продиктовано решение следующих задач:
1) охарактеризовать городецкую роспись, как компонент художественной народной культуры;
2) рассмотреть сюжетную и цветочную композиции в качестве видов городецкой росписи;
3) провести анализ места городецкой росписи в методике обучения изобразительному искусству;
4) изучить технологию обучения рисованию городецкой росписи;
5) рассмотреть важность техники безопасности при обучении рисованию городецкой росписи, а также дать главные пункты техники безопасности;
6) проверить эффективность методической работы с элементами городецкой росписи со школьниками младшего возраста на уроках изобразительного искусства на основе проведённых занятий.
Гипотеза исследования: состоит в том, что процесс формирования навыков декоративной росписи будет эффективным от педагога с квалифицированными методами и приёмами обучения. Они будут эффективными, если:
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач используются следующие методы:
1) Анализ научной литературы;
2) Изучение педагогического опыта.
Данный диплом состоит из двух частей: исследовательской и творческой.
В первой главе ВКР - теоретический этап, который, включает анализ теоретической литературы, определение основных компонентов педагогического исследования, составление плана работы и содержания, оглавления, написание первой главы квалификационной работы. Также в первой главе городецкую роспись описывают, как неотъемлемый компонент народного творчества; изучают виды композиций городецкой росписи; цветочную роспись в качестве вида композиции городецкой росписи; сюжетную роспись в качестве композиции городецкой росписи; место городецкой росписи в методике обучения изобразительному искусству. Там же описываются этапы выполнения практической творческой работы, которая состоит из сундука, который выполнен в стиле городецкой росписи.
2. Во второй главе ВКР изучаются особенности технологии обучения рисованию городецкой росписи; техника безопасности при обучении рисованию отдельных элементов в городецкой росписи; городецкая роспись и ее влияние на развитие личности школьника младшего возраста; методика обучения рисованию городецкой росписи в начальных классах. Также во второй главе описывается разработка блока уроков для четвертых классов по городецкой росписи.
Апробация по основному содержанию квалификационной работы осуществляется посредством выступления автора во время лекционных и практических занятий и др.
Практической значимостью квалификационной работы является то, что результатами исследования можно воспользоваться на практике студентам, воспитателям и учителям в любой школе, лицее и т.п.
Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и электронные источники, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ
В первую очередь мы должны обратиться к методическим разработкам по тематике «городецкой росписи», для начала необходимо ознакомиться и изучить теоретические основы данного промысла.
Декоративная роспись - это древнее искусство декорирования, какой-либо поверхности. История декоративного искусства насчитывает около 30 тысяч лет. «Её корни уходят далеко в архаические времена, когда наши предки - язычники верили во множество богов и покланялись Солнцу, Грому, Луне, Реке и другим природным стихиям. Сюжеты древних мастеров деревянной росписи были посвящены, в основном, природе или символизировали здоровье, удачу и процветание».
В виде русского народного художественного промысла существование городецкой росписи отмечается с середины девятнадцатого столетия в районе города Городец, который находится в нижегородской области. Этот небольшой городок с давних пор славился своими умелыми плотниками, которые владели так называемой «глухой» резьбой по дереву, эта резьба создается топором и долотом. Во времена царствования Петра Великого эти мастера украшали своей резьбой морские судна.
Такую резьбу можно было увидеть не только на кораблях, но и на домах и его декоре: воротах, навесах, наличниках, пилястрах. До наших дней эта резьба сохранилась и ее можно заметить на домах в Городце. По свидетельству историков в это же самое время с резьбой появилась оригинальная роспись, которой сначала украшали прялки с различными сценками из народной жизни, оформленными из ярких крупных роз и цветочных гирлянд.
Основатель фабрики «Городецкая роспись» Аристарх Евстафьев Коновалов в 60-х годах прошлого века сумела воссоздать и вдохнуть новую жизнь в городецкую роспись. Не изменив народным традициям, мастера сумели сохранить разные виды традиционного орнамента, который включал стилизованные изображения птиц, животных и людей. На момент открытия фабрика специализировалась на производстве: декоративных панно, мебели и детских игрушек.
Институт художественной промышленности наградил А.Е. Коновалова дипломом второй степени и после этого он заключил договор с мастерами, и фабрика начала выпускать детскую мебель.
За данную разработку А.Е. Коновалов впоследствии получил диплом первой степени в Москве в 1960 году. В то время, фабрикой руководили другие люди, они изменили работу фабрики и сделали основной упор на производство большого количества продукции без росписи, потому что для росписи требовалось больше времени в связи с необходимостью обучения мастеров. Поэтому роспись показалась им малоприбыльным делом, к тому же она требовала больше материальных затрат. Коновалов А.Е. в 1957 году начинает преподавать в профессионально-технической школе в городе Семенов. И уже через несколько лет школа стала выпускать свою продукцию.
Через три года была преобразована местная артель «Стахановец» в фабрику «Городецкая роспись», а в 1965 году они подписали договор об объединении с Городецкой мебельной фабрикой. В этом предприятие создают ряд изделий с городецкой росписью: доски, хлебницы, блюда, подставки, солонки, шкатулки, панно, игрушки и детскую мебель. В особенности популярность набирается с городецкими конь-качалкой и петух-каталкой для детей (авторы Е.И. Воронцова и А.Е. Коновалов).
Однако затем возникла новая непредвиденная ситуация, а именно - доставка красителей предприятию «Городецкая роспись». Поэтому мастера предпочли заниматься росписью изделий древесной текстурой. В конечном итоге пришлось даже упростить некоторые живописные приемы и технологии росписи. Согласно новой технологии, мастера наносили два, а иногда и три слоя нитролака с перерывом в 3-4 часа для высыхания на поверхность древесины при помощи пистолета после тщательной зачистки. После полного высыхания лака, выполнялась роспись масляными красками, которую делали в три приема: подмалевок, тенёвка и оживка.
На фабрики появилась собственная экспериментальная лаборатория в 1969 году. В эту творческую лабораторию позвали выдающихся художников того времени: Л.А. Кубаткина, Л.Ф. Беспалова, Т.М. Рукина, Н.Н. Носкова, А.В. Соколова, Г.Н. Тимофеева, а также столяры, токари и резчики по дереву П.А. Березин, В.Г. Зеленин, А.А. Локтионов и А.Я. Колов.
Эта группа талантливых художников разработала новые виды изделий на столярной и токарной основе для массового выпуска. Параллельно с этими разработками эти художники пытались возродить старо городецкую роспись с сюжетными сценами, которые можно увидеть на старинных прялках. В своих разработках городецкие художники рисовали сюжеты из жизни русских городов времен 18 и 19 века.
Кроме этого, мастера фабрики принимают участие в различных выставках. В 1985 году некоторые из них были удостоены Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина за воссоздание народных традиций городецкой росписи.
До сегодняшних дней сохранились традиции о передаче мастерства росписи по дереву будущему поколению мастеров. Предприятие в наше время выпускает более пятистам наименований изделий. Работы, выполненные городецкими мастерами, можно наблюдать во многих странах не только Европы, но и всего мира.
1.2. Виды композиций Городецкой росписи
Городецкая роспись подразделяет на три вида композиции:
Естественно все эти разделения будут в достаточной степени условными, в той же сюжетной можно наблюдать цветочные мотивы. Городецкая роспись имеет не только множество мотивов, но и множество композиционных построений. Например, если изделия городецкой росписи были выполнены в рамках одной композиции, но в разной цветовой гамме, уловить сходство получится не сразу. Такая художественная техника ярче выделяет сюжет данной работы, придает ей другой смысл, а также способна удовлетворить любой вкус.
Рассмотрим каждый вид композиций городецкой росписи по-отдельности.
Цветочная городецкая роспись как один из перечисленных орнаментов пользовался большей популярностью по сравнению с остальными видами. На сегодняшний день он используется для изготовления наиболее покупаемых изделий из-за относительной простоты в исполнении.
В городецкой цветочной росписи выделяются следующие типы орнамента:
Композиция, в которой есть конь и птица, а также цветочный орнамент, который расположен вокруг или по краям чаще всего симметричен относительно оси рисунка. Подобный вид композиции иногда используют для создания бытовых наборов, где он повторяется или создает симметричную композицию всех предметов. Декоративное блюдо является лучшим полотном для нанесения подобной композиции, потому оно имеет форму круга, где есть четкий центр. Эти узоры можно писать не только на «белье», но и на фонах различной цветовой гаммы. Важно учесть, что орнамент с использованием животного мира приводит к различным значениям рисунка. «Петух» или «Конь» имеют значение пожелания счастья, удачи, успеха или вестниками солнца. Символ семейного благополучия в городецкой росписи «петуха» и «курочки».
Сюжетное направление в городецкой росписи наиболее трудоемкое и интересное направление. Сюжетное направление предполагает собой: сцены свиданий, гуляний, праздников, иллюстрации к различным народным сказкам, а также сюжеты из современной для художника жизни.
Вид этой композиции в основном наноситься на крупные изделия, как: панно, шкатулках, досках и блюдах. Городецкие мастера часто расписывают разделочные доски с сюжетными композициями. Такая роспись выполняется в 2-3 яруса.
Верхняя часть разделочной доски содержит основной сюжет с празднеством, свиданием, прогулкой, а нижняя – прорисованные сюжеты, помогающие раскрыть данную тему, средняя часть - цветочную полосу. Например, сюжет чаепитие будет располагаться в центре, а по краям цветочная полоса.
Как правило, декоративное панно имеет прямоугольную форму, и оно расширяется по горизонтали и может быть триптихом. Обычно главные персонажи находятся в центре композиции. Колонны и шторы могут использоваться, как разделительный мотив. При помощи колонн и штор панно разделяется на несколько комнат, но все равно композиции объединены одним сюжетом.
Все герои сюжетной композиции городецкой росписи имеют определённое значение, так одинокая девушка возле берёзы — это невеста, а мужчина на коне — это жених.
Городецкие художники часто используют не только внутренние убранство, но и внешние мотивы, как: церкви, дома, театры, крепости и деревни. В основном используются деревенские мотивы. На панно можно часто встретить деревенские быт и городской уклад. Панно, на котором изображен экстерьер, обычно тоже делится на части. Принцип построения композиции такой же, как и внутреннего интерьера.
Также на панно изображается много животных, которые дополняют общую картину быта. Несмотря на то, что сюжетная городецкая роспись сложная с большим количеством персонажей в ней всегда присутствуют цветочные мотивы.
Особое место в городецкой росписи занимают иллюстрации к сказкам, каждая иллюстрация сама по себе является своеобразным отражением оригинального взгляда городецких мастеров. Особенно ценятся иллюстрации к сказкам Александра Сергеевича Пушкина. Например, иллюстрации к сказке «О Царе Салтане» не сразу можно связать с произведением Пушкина, оригинальная техника городецкой росписи создает альтернативное понимание сказочных мотивов и сюжетов произведения, поэтому к некоторым иллюстрациям пишутся названия произведения, которое послужила вдохновением на создание картины в исполнении городецких мастеров. Быть может, традиция подписывать иллюстрации привела к тому, что некоторые произведения начали пописывать народными пословицами и поговорками.
1.3.Место городецкой росписи в методике обучения изобразительному искусству
Наша культура обладает целой россыпью народных промыслов, которые можно предложить детям младшего школьного возраста.
По мнению различных методистов техника, городецкая роспись достаточно проста и доступна для обучения младших школьников.
Н.М. Сокольникова в своем учебном пособии «Школа декоративно-прикладного и народного искусства» подробно описывает фазы нанесения городецкой росписи. В учебнике «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» О.В. Островская и Н.Я. Горяева подробно рассказывают историю зарождения городецкой росписи, технику нанесения рисунка и демонстрируют подделки городецких мастеров. В учебной тетради «Городецкая роспись» автора Ю. Дорожина представляет подробные иллюстрации для уроков детей школьного возраста.
В своем учебнике «Изобразительное искусство в начальной школе» В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина знакомят учащихся первого и второго классов с признанными шедеврами отечественных и зарубежных художников и учат придумывать собственные узоры, рисуя различные предметы, композиции, иллюстрации к сказкам, пословицам и поговоркам. В продолжении этого учебника, рассчитанном на учащихся третьего и четвертого классов, показаны приемы рисования и закономерности строения формы, перспективы, светотени, полутени, рефлекса, цвета, композиции.
Детальное описание росписи можно найти в книге М.С. Соколовой «Художественная роспись по дереву».
В конце каждой главы можно найти вопросы для повторения и тестовые задания для проверки степени усвоения ключевыми понятиями изложенного материала.
Сокольникова Н.М. разработала специальную программу «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», которая предлагает 11 этапов:
В данной программе широко представлен интересный раздел, посвященный декоративной композиции с охватом искусства народов всего мира.
В программе Шпикаловой Т.Я. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства для 1-4 класса» значительное внимание уделяется народным следующим народным промыслам: вышивка, игрушка, резьба, роспись по дереву и ткачество. Но в данной программе дается только общее представление про городецкую роспись без детального изучения.
В пособии, предназначенном для внеклассной работы, под названием «Роспись по дереву» Х.И. Махмутовой непосредственно раскрывается богатый опыт школьного учителя в сфере руководства кружком росписи по дереву. В пособии содержатся значительные рекомендации для изучения приемов хохломской и городецкой росписи.
При просмотре и анализе изданий народных художественных промыслов и ремесел можно заключить, что народная художественная роспись по дереву во многих из них раскрывается недостаточно полно или данная тематика вообще не затрагивается.
Проведенный анализ учебных и методических пособий декоративно-прикладных ремесел и промыслов по теме «Народная роспись по дереву» доказал, что многие известные исследователи, педагоги и методисты занимались данным вопросом.
1.4. Этапы выполнения художественно-творческой части выпускной квалификационной работы
Творческой работой является выполнение городецкой сюжетной росписи по сундуку. Размеры сундука высота с ножками -48 см 5 мм, высота без ножек- 42 см, ширина- 91 см 5 мм, глубина- 43 см. Сундук расписывался целостном состоянии.
Первым этапом моей работы было составление эскизов в полный размер сундука. Для росписи моей дипломной была выбрана тема: «Методика преподавание сюжетной композиции в городецкой росписи по мотивам архангельских сказок».
Цветовое решение выполнялось по приближенным стандартам городецкой росписи. Следующий этап - подготовка сундука под роспись: изделие было обработано шкуркой №0, №1, №2. Последовательно был нанесен акриловый грунт в несколько слоев до полного высыхания, грунт был нанесен для получения лучшего сцепления с краской. Для фона было выбрано два цвета: охра светлая + белый + кадмий желтый средний и окись хрома + кадмий желтый средний. Третий этап – перенос эскизов на поверхность с помощью кальки и эффекта оттиска. Далее следовал основной этап – роспись. Средства и материал для работы: кисти синтетика № 1,2,3,4,5,9 (плоские) и белка № 1,2,3,4,5,6 (круглые), краски – поливинилацетатная художественная темпера (цвета: «белила титановые», «голубая ФЦ», «кадмий красный светлый», «кадмий красный темный», «кадмий желтый средний», «капут-мортуум», «сиена жженая», «умбра жженая», «краплак красный», «охра светлая», «окись хрома», «кадмий оранжевый средний», «сажа газовая»).
Сначала я выполняла подмалевок – нанесение основных цветовых пятен. Первым этапом в подмалевке было заполнение цветом, потом была заливка фона, потом заливка цветочного орнамента состояла из: роз, колокольчиков, бутонов, ягод, ромашек листвы, потом домов и церкви, следом людей. Затем была выполнена поэтапная теневка и оживка всех элементов сундука. Использовались цвета: («сажа газовая», «капут-мортуум», «кадмий желтый средний», «белила титановые»). Завершающим этапом являлось покрытие поверхности изделия глянцевым акриловым лаком с помощью синтетической кисти.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
Предпочтительное направление для ознакомления с русской культурой для детей младшего школьного возраста, на мой взгляд, это знакомство с народными промыслами. В этом исследовании мы сделали акцент на городецкую роспись — это направление, на мой взгляд, наиболее подходит для изучения детьми школьного возраста, потому что она технически достаточна простая, а также имеет интересную историю развития.
Чтобы достичь такого результата в своей практике нужно быть достаточно проинформированным по данной теме, для того чтобы правильно провести урок и учитывая индивидуальные качества, каждого ученика.
Обучая детей народным промыслам, мы создаем в них чувство общности и принадлежности к родной культуре. Культурное развитие нации всегда имело очень большое значение и изучение народных промыслов эта небольшая, но очень важная часть многогранной русской культуры.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Технология обучения рисованию городецкой росписи
Система дошкольного образования обеспечивает художественное творческое развитие и художественное эстетическое воспитание обучающихся. В связи с этим на сегодняшний день наблюдается большая популярность рисования городецкой росписью. Конечно, сегодня использование информации для педагога о традициях народного искусства в художественном образовании не только необходимо, но и научно обосновано. Так как изображаемые элементы данного вида росписи являются достаточно крупными, то использование поэтапного рисования городецкой росписи в процессе творческих занятий начинается с детских садов.
Нужно обратить внимание на то, как ставится рука при работе. Кисть держится перпендикулярно поверхности. Только в таком состоянии кисть может вращаться между пальцами. Стоит отметить, что именно при правильной постановке руки в процессе работы все элементы городецкой росписи даются без особых усилий.
Работа по росписи выполняется в два этапа: подмалёвка и оживки. Для подмалёвка, как правило, используются большие кисти для заполнения фигуры одним нанесением. Так, например, при изображении коней мастер целиком покрывает их черной краской, за исключением сбруи. Выполнить данный приём может даже ребёнок начальной ступени обучения. Главное в данном приёме - это размазывание красок ровным и тонким слоем без оставления просветов. В свою очередь, оживка – это приём, посредством которого эскиз рисунка превращается в полноценную картину. В этом этапе используются уже тонкие (художественные) кисти. Мастера работают только с белой и черной краской, что не типично для подмалёвка, при котором приемлемым считается любой цвет. Мастера обмакивают только кончик художественной кисти для того, чтобы все элементы городецкой живописи были аккуратно выполнены. Оживкой наносятся разные завитки и точки для оживления картины. Но у них есть строгие правила исполнения. Так, к примеру, наносить можно только точки, дуги, капельки и штрихи. Самым главным является только касание кончиком тонкой кисти работы с той целью, чтобы мазки получались красивыми и ровными. Абсолютно все детали городецкой росписи наносят без наброска карандашом. Именно за счет этого каждая работа сохраняет свою индивидуальность.
Для особенной красочности картины, следует поэтапно рассмотреть рисование городецкой росписи на примере цветов, которых считают символом здоровья.
Для достаточно хорошего владения техникой городецкой росписи, достаточно будет вполне научиться рисовать четыре цветка. Работа выполняется в три этапа, в отличие от прочих элементов: наведение лепестков, подмалёвок, оживки. Поэтапное рисование для учащихся начальной ступени обучения, да и для обучающихся взрослых и старших возрастов, будет выглядеть так:
После того, как были получены навыки рисования элементов отдельно, можно перейти к изготовлению цветка:
2.2. Техника безопасности при обучении рисованию элементов городецкой росписи
На сегодняшний день задача педагога заключается в создании соответствующих условий для школьника, которые помогают не только формированию его позитивного мышления, но и способности к собственному здоровье сбережению. Проведение педагогом мероприятий по технике безопасности и охране труда способствует не только обеспечению качества проведения занятия и сохранению здоровья учащихся, но также повышению эффективности практической деятельности на занятии.
Так, для создания безопасности обстановки на рабочем месте необходимо соблюдение следующих правил:
1. Процесс нанесения городецкой росписи следует начинать только после прохождения инструктажа и объяснения соответствующих указаний.
2. Влажная уборка и проветривание помещения производится автоматически.
3. Покрасочные материалы и растворители хранятся только в плотно закрытых сосудах.
4. Каждое вещество обязательно должно быть с названием.
5. Применяемые препараты следует предохранять от воздействия прямых солнечных лучей, а также не работать вблизи огня.
6. При разбавлении нельзя смешивать бензол и этилированный бензин, так как это опасно.
7. В каждом помещение должно быть специальное оборудование для противопожарной безопасности.
8. Работа проводится на соответствующем оборудование.
9. Освещение помещения должно быть максимально приближено к дневному свету.
10. Работа проводится в спецодежде при соблюдении личной гигиены.
11. После работы нужно теплой водой вымыть руки и привести рабочее место в порядок.
2.3. Городецкая роспись и ее влияние на развитие личности школьника младшего возраста
Городецкая роспись является одним из ярких промыслов в народном искусстве, она развивает в детях смелую, свободную манеру работы, учит видеть мир разнообразным и способствует объединению прошлого и настоящего времени. Во время приобщения учащихся к народному искусству, формируется личность школьника, развиваются художественные и творческие способности.
Занятия по городецкой росписи развивает навыки кистевого письма, что так актуально и необходимо в системе обучения младших классов. На уроках декоративного рисования, ученики получают навыки выполнения произведений прикладного искусства, которые вызывают моральное удовлетворение и формируют эстетические потребности, чувства, связанные с восприятием прекрасного.
Декоративная деятельность позволяет учитывать психологические особенности учащихся, их темперамент, способности и различия. Изделие народного промысла неподдельно ярко влияют на развитие и формирование личности.
Благодаря разнообразности Городецкой росписи, ученики могут создавать множество комбинаций на своих работах. Компонуя рисунок, у ребёнка развивается мышление, которое способствует креативному решению задач. Это отличная тренировка для ума, которая с успехам заменяет методики интеллектуального развития.
Мышление учеников младших классов преимущественно конкретно, оно опирается на наглядные образы и представления. Городецкая роспись имеет большое количество наглядных образов, которые дети изучают зрительно, что в дальнейшем образовании, способствует развитию мыслительной деятельности. Ученики приобретают способность анализировать процесс собственных рассуждений в своей голове.
Городецкая роспись развивает в школьнике воображение. Учащийся мысленно представляет будущую компоновку рисунка, продумывает цветовое решение, перед началом творческой работы. Благодаря этому, ученик может перерабатывать ранее полученные знания, умения и может создавать новые связи между полученными образами. Чем больше связей формируется во время воображения, тем лучше развивается мышление.
Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и декоративная роспись стимулирует его развитие, заставляя ребёнка изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, о которых он раньше не знал. Во время декоративной росписи тренируется умение наблюдать и анализировать объект, анализ восприятия полезен для развития мышления.
Декоративно – прикладное искусство прививает в детях чувства патриотизма, интерес к общественно полезной деятельности, повышает ответственность за сохранение и развитие традиций народного искусства. Декоративная деятельность влияет на детей только с положительной стороны, так как она формирует в детях личность, которая способствует во всех общеобразовательных сферах.
2.4. Методика обучения рисованию городецкой росписи в начальной школе
Разработка блока уроков проходила в начальной школе в классе 4 «А» по теме «Городецкая роспись» мною были использованы пособия, взятые из книг: Кузьменко Е.Л. – «Художественная роспись по дереву. Основы декоративно – прикладного искусства; Дорожин Ю.Г. – «Городецкая роспись»; Кузин В.С. – «Методика преподавания ИЗО в 1-3 классах: Пособие для учителей; Кузин В.С. «Программы. ИЗО с 1-9 классы»; Супрун Л.Я. – «Городецкая роспись. Истоки. Мастера. Школа». Практический этап ВКР связан с разработкой шести уроков по следующим темам:
Урок №1
Тема урока: «История городецкой росписи»
Цель урока: Ознакомление детей с русскими народными промыслами через городецкую роспись.
Задачи урока:
Познавательные: знакомство детей с народными русскими промыслами, с городецким промыслом.
Обучающие: Обучение колориту, который характерен для городецкой росписи.
Развивающие: Формировать у учащихся художественный вкус, а также творческую фантазию; развитие таких качеств, как: усидчивости, внимания, аккуратности в процессе работы с красками.
Воспитывающие: Воспитание интереса к изучению городецкой росписи;
Воспитание стремления создавать прекрасное своими руками.
Оборудование:
Для учеников: ручка и тетрадь.
Для учителя: расписанные деревянные изделия в технике городецкой росписи.
План урока:
Ход урока:
Приветствие учеников учителем. Проверка готовности класса к уроку. Объявляется тема урока – «История городецкой росписи». После объявления темы, учитель переходит к основной части урока, а именно к сообщению новых знаний.
Учитель рассказывает, что: Очень красивый город Городец стоит на берегу Волги. Который был основан князем в 1152году - Юрием Долгоруким в качестве сторожевой крепости. В то время Городец назвали Малый Китеж. При нашествии Батыя враги разграбили, сожгли Городец. Но он вновь возродился, его снова отстроили краше прежнего.
Город находился недалеко от прославленной ярмарки под название -«Макарьевская». По Волге ходили суда и баржи с грузами, а по городам – конные обозы. На километры тянулись ряды, в которых торговлю вели на разных языках, тысячи лавчонок и лавок переполняли товарами, которые привезены с разных стран. Там продавались изделия, такие как: кадки, сани, коромысла, корыта, а также лапти. Особенно известными были городецкие прялки. Их покупали с удовольствием из-за забавных расписных картинок на донце прялки. По окончанию работы, хозяйка вешала такое донце вместо картины на стену. Мастерами городецкой росписи со временем стали расписываться игрушки, лубочные короба, солонки, посуду, мебель и части дома – двери, ставни и ворота. Художники изображали на них прогулки, свадьбы, чаепитие и многое другое из интерьера и экстерьера того времени и чаще всего преобладали сцены из народного быта. Городецкую роспись достаточно сильно отличается от какой-то другой росписи – она своеобразна. На каждом городецком изделии есть пышные гирлянды, букеты цветов, напоминающие купавки, розы, ромашки. Смотря на это, цветы в росписи появились недавно. Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в городецкой росписи появилась большое разнообразие цветов: розаны, бутоны, купавки. Учителем обращается внимание учеников на то, что городецкая роспись не изменилась с тех пор. После сообщений новых знаний класс, вступает в дискуссию, обсуждая полученную информацию.
Учитель начинает проверять информативность и сосредоточенность на данной теме с помощью рефлексии, задавая вопросы на тему: Какие отличительные особенности в росписи; На чем чаще всего изображали городецкую роспись; Какие сюжеты использовались городецкими мастерами. Какими красками пользовались городецкие мастера. Во время дискуссии учитель дополняет и конкретизирует ответы учащихся.
Урок № 2
Тема урока: «Городецкая роспись и её виды композиций»
Цель урока:
Образовательная: формирование изобразительных навыков учащихся;
Воспитательная: формирование положительного интереса учащихся к изобразительному искусству;
Практическая: ознакомить учащихся с основами технологии городецкой росписи и историей Городца;
Развивающая: развитие творческого мышления, фантазии, интереса к художественным традициям и искусству своего народа.
Задачи урока:
Обучающие: ознакомление учащихся с историей Городца; предоставить учащимся сведения об основных элементах городецкой росписи; ознакомить учащихся с техникой исполнения узоров с помощью кисти.
Развивающие: начальное формирование специальных графических умений и навыков в рисовании кистью декоративных композиций и элементов; развивать творческие способности, изобразительные навыки, мышление, зрительную память, чувство цвета.
Воспитывающие: Воспитывать у учеников колористические навыки и умения, эстетический вкус, а также интерес к художественным традициям своего народа.
Оборудование:
Для учащихся: бумага, гуашь, кисти.
Для учителя: иллюстрации Городецкой росписи.
План урока:
1. Организационные моменты (1 минута).
2. Постановить на уроке основную тему, обосновать цель урока (5 минут).
3. Обеспечить восприятие элементов ДПИ (5 минут):
4. Педагогический рисунок (2 минуты).
5. Самостоятельная работа ученика (27 минут).
6. Просмотр и анализ творческих работ учеников (3 минуты).
7. Рефлексия (2 минуты).
Ход урока:
Приветствие учащихся от учителя. Проверка готовности класса к уроку. Перед сообщением новых знаний, учитель задает вопросы классу по пройдённому материалу. Класс отвечает на поставленные вопросы.
После опроса, учителем объявляется тема урока – «Городецкая роспись и её виды композиций» и переходит к сообщению новых знаний. Учитель рассказывает об особенностях и видах городецкой росписи. Городецкая роспись подразделяется на три вида такие, как: цветочная роспись; цветочная роспись с включением мотива «птица» и «конь»; сюжетная роспись. По сей день, городецкая роспись считается не только одной из самых красивых росписей, но и удобной в своей простоте для массового изготовления в производстве. Учитель объясняет с помощью методических разработок расположенных на доске, что цветочная роспись имеет разные виды композиции, такие как: «Букет» - изображается симметрично. Чаще всего, пишется на разделочных досках и блюдах. Это небольшие букетики из двух или более цветов. «Гирлянда» - это изображение, которое состоит из одного розана или нескольких цветов в середине, от которых вырисовывают более мелкие цветы и листья, располагающиеся по сторонам. Их исполнение может располагаться, как и в круге, так и полосой. Цветочная композиция «Ромб», пишется из одного или более цветков, образующих ромбовидный центр, а листья и бутоны, которые постепенно уменьшаются к вершинам ромба, расположены на двух пересекающихся. «Цветочная полоса» вписывается в композицию для разделения верхнего и нижнего яруса. Также ее используют в виде рамки, которая огибает сюжетную линию. Ориентируясь на то, на каком изделии она пишется, она может являться повторяющейся ленточной композицией из цветов одинакового размера, которые разделяют листья, либо ленточной же композицией, в которой чередуют: цветки разные по рисунку, но одного размера. «Венок» - это изображение цветочной композиции, в которой цветы расписываются по цвету симметрично относительно друг друга.
Давайте рассмотрим следующий вид цветочной композиции с включением мотива «конь» и «птица».
По истечению некоторого времени появился новый вид композиции городецкой росписи, его также изображали на предметах быта. Вид этой росписи выделяется, тем, что зооморфный орнамент коня и птицы симметричен друг другу. Он изображается внутри цветочной гирлянды или по сторонам цветущего дерева. Встречаются варианты, когда среди симметрично написанного цветочного орнамента размещены две птицы, которые равнозначны по рисунку, а иногда и различны по цвету.
В том случае, если мотивы «птицы» или «коня» изображены по отдельности, симметричное расположение цветочной композиции могут сохранять, и даже нарушать.
Последующая композиция, которую мы подробно рассмотрим, называется «Сюжетная композиция».
Этот вариант композиции является сложным, но при этом и самым красивым. Невозможно представить разнообразие вариантов сюжетной росписи в исполнении городецких мастеров. В этой композиции мы можем увидеть такие сюжеты, как: свадьба, чаепитие, ярмарка, а также иллюстрации к разным сказкам.
Учитель устанавливает внимание учащихся на том, что сегодня на уроке класс будет выполнять композицию на деревянной тарелке. Учитель спрашивает класс, для чего, по их мнению, нужна деревянная тарелка. Класс дискутирует. Учитель рассказывает, что тарелку используют для украшения или приема пищи. Перед началом практической части урока, учитель рассказывает про особенности работы с деревянной поверхностью.
Что для начала заготовку нужно ошкурить, чтобы поверхность была гладкая, после следует загрунтовать. Грунт нужен для того, чтобы краска не впитывалась и оставалась яркой и насыщенной. После того, как грунт высох, нужно намешать цвет для фона и покрыть им всю деревянную поверхность. Перед выполнением рисунка на деревянной поверхности сначала нужно сделать эскиз на бумаге, после перевести на кальку и только потом на изделие. Делается это чтобы не испортить дерево.
Для лучшего усвоения материала, учитель выполняет педагогический рисунок и объясняет выполнения композиции на изделие. Этапы выполнения цветочной композиции букет. Первый этап – это карандашный набросок, где в центре нужно расположить равномерно три круга одинакового размера и листьев. Второй этап – это подмалевок. Локальными пятнами заливается наш набросок. Третий этап – это тенёвка. Следующий этап – это оживка. Этапы выполнения цветочной композиции в городецкой росписи.
После объяснения материала учитель объявляет самостоятельную работу. Учитель задаёт вопросы, про поэтапную разработку.
Класс отвечает, после чего приступает к выполнению работы. Учитель напоминает, что на доске представлена методическая разработка, на которой показаны все этапы выполнения работы.
По окончанию урока, учитель делает выставку работ и обсуждает изделия с детьми. Работы учащихся оцениваются по критериям: аккуратность; внимательность при выполнении задания; старательность и прилежание. Также учитель проводит рефлексию по данной теме для закрепления материала.
Урок № 3
Тема урока: «Зооморфный образ городецкой росписи. Городецкий фазан».
Цель урока:
Образовательная: формирование изобразительных навыков учащихся;
Воспитательная: формирование положительного интереса учащихся к изобразительному искусству;
Практическая: ознакомить учащихся с зооморфным образом городецкой росписи;
Развивающая: развитие творческого мышления, фантазии, интереса к искусству и художественным традициям своего народа.
Задачи урока:
Обучающие: ознакомление учащихся с зооморфным образом городецкой росписи; предоставить учащимся сведения о зооморфном образе «Городецкий фазан» и его элементах в городецкой росписи; ознакомить учащихся со спецификой выполнения кистевых элементах;
Развивающие: формировать наблюдательность; расширить кругозор младших школьников; развить черты характера как, внимание, усидчивость и щепетильность при работе с гуашевыми красками; развить чувство композиции, умение располагать рисунок на листе; формировать эстетические чувства интерес к изобразительному искусству; развить творческую фантазию и воображение.
Воспитывающие: воспитать интерес к изучению городецкой росписи; воспитать интерес к художественным традициям своего народа; воспитать стремление создавать прекрасное своими руками.
Оборудование:
Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, палитра, клеенка, баночка под воду.
Для учителя: иллюстрации поэтапных элементов городецкого фазана в городецкой росписи.
План:
1. Организационные моменты (1 минута).
2. Постановка на уроке основной темы, обоснование цели урока (3 минуты).
3. Восприятие элементов ДПИ (7 минут):
4. Педагогический рисунок (2 минуты).
5. Самостоятельная работа учеников (27 минут).
6. Просмотр и анализ творческих работ учеников (3 минуты).
7. Рефлексия (2 минуты.).
Ход урока:
Учитель приветствует класс. Проверяется готовность к уроку. Перед тем как сообщить новые знания, учитель задает вопросы учащимся по пройдённым темам. После опроса учителем объявляется тема урока – «Зооморфный образ городецкой росписи. Городецкий фазан» и переходит к сообщению новых знаний. Учитель задает вопрос классу про птиц, чтобы узнать каких птиц они знают. Класс отвечает, а учитель тем временем перечисляет, каких птиц изображают городецкие мастера в росписи, например: петуха, лебедя, павлина, голубя, фазана. Сегодня мы будем рисовать птицу фазан, эта порода по классификации входит в отряд куриных, у нее длинный хвост, закругленные крылья и всегда яркое оперение.
Учитель задает классу вопросы по поводу этого вида: где они обитают; какой породы они бывают. Все эти вопросы учитель задает для того, чтобы класс сравнил настоящего фазана от стилизованного городецкого фазана.
Для лучшего усвоения материала, учитель выполняет педагогический рисунок и объясняет этапность выполнения изображения стилизованного городецкого фазана. Первый этап – это карандашный набросок, где изображается силуэт фазана. Второй этап – это заливка. Локальными пятнами закрашиваем карандашный рисунок, если в палитре нет нужного цвета, смешиваем до получения приближенного оттенка. Учитель обращает внимание учащихся, на то, что стилизованный фазан нашей интерпретации разбит на три цвета: красный, зелёный и черный. Следующий этап – оживка.
После объяснения материала и показа его поэтапной работы на доске, учитель объявляет самостоятельную работу. Во время самостоятельной работы учитель взаимодействует с учениками.
По окончанию урока, учитель делает выставку рисунков для обсуждения. Также учитель проводит рефлексию по пройдённому материалу для его закрепления.
Урок № 4
Тема урока: «Зооморфный образ городецкой росписи. Городецкая лошадь».
Цель урока:
Образовательная: формирование изобразительных навыков учащихся;
Воспитательная: формирование положительного интереса учащихся к изобразительному искусству;
Практическая: ознакомить учащихся с зооморфным образом городецкой росписи;
Развивающая: развитие творческого мышления, фантазии, интереса к искусству и художественным традициям своего народа.
Задачи урока:
Обучающие: ознакомление учащихся с зооморфным образом городецкой росписи; предоставить учащимся сведения о зооморфном образе «Городецкая лошадь» и ее элементах в городецкой росписи; ознакомить учащихся с особенностями выполнения кистевых элементах;
Развивающие: начальное формирование специальных графических умений и навыков в рисовании кистью декоративных композиций и элементов; развивать творческие способности, изобразительные навыки, чувство цвета, мышление, зрительную память.
Воспитывающие: воспитывать у учеников эстетический вкус, колористические навыки и умения, а также интерес к художественным традициям своего народа.
Оборудование:
Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, палитра.
Для учителя: иллюстрации поэтапных элементов городецкой лошади в городецкой росписи.
План урока:
1. Организационные моменты (1 минута).
2. Постановка на уроке основной темы, обоснование цели урока (3 минуты).
3. Восприятие элементов ДПИ (7 минут):
4. Педагогический рисунок (2 минуты).
5. Самостоятельная работа ученика (27 минут).
6. Просмотр и анализ творческих работ учеников (3 минуты).
7. Рефлексия (2 минуты).
Ход урока:
Учитель приветствует учеников. Проверяется готовность класса к уроку. Объявляется тема урока - «Зооморфный образ городецкой росписи. Городецкая лошадь». После объявления темы, учитель задает вопросы классу по прошлому уроку для повторения изученного материала. Класс отвечает на поставленные вопросы, после чего учитель переходит к сообщению новых знаний. Учитель рисует педагогический рисунок и рассказывает про то, что городецкого коня исполняли всегда черным цветом, но в наше время конь может быть не только черного, но в таких цветах, как: белый и разного вида коричневого. Это была традиция, пришедшая к нам из далекого прошлого, тогда еще прялки украшали не росписью, а элементами резьбы. Коня вырезали из мореного черного дуба, врезали заподлицо в светлое донце городецкой прялки. Эта резьба была одной из самых тяжелых, так как, дуб является очень твердым деревом. Спустя некоторое время городецкие мастера, стали вырисовывать коня на изделие черной краской, для того чтобы ускорить и увеличить производство, тем самым имитируя свою работу под инкрустацию мореным дубом. Конечно же, изделие стало стоить намного дешевле. Со временем стали подкрашивать и остальные детали прялки, и постепенно дорогостоящая резьба, была заменена росписью.
С того времени коня всегда в городецкой росписи изображали черным. Полностью конь - черный с белыми оживками, сбруя и седло - красные. Коня изображают грациозным у него тонкие ноги, гибкая шея, пышная грива и хвост. Стилизованное изображение городецкого коня, чаще всего с задней подогнутой ногой крючком под животом, а одна передняя - круто перед грудью согнута в коленке. Для лучшего усвоения материала, учитель, одновременно выполняя педагогический рисунок, объясняет поэтапность росписи стилизованного городецкого коня. В городецкой росписи заливка происходит сразу без предварительного рисунка, но так мы не мастера городецкой росписи, первый этап у нас будет карандашный набросок, где изображается силуэт нашего коня. Второй этап нашей работы - это заливка, где мы берем насыщенную черную краску и делаем, заливку не заходя за края нашего силуэта. Учитель обращает внимание учащихся, на то, что стилизованный конь нашей интерпретации разбит на два цвета: черный и красный. Теперь пока черный цвет сохнет, мы с вами сделаем небольшую зарядку, дети встали и учитель провел зарядку для рук и шеи. Теперь мы с вами берем красный цвет и заливаем седло. Тщательно прорисовав, детали коня мы переходим к третьему этапу нашей работы – оживка. К голове коня приписываются треугольные острые уши, а туловищу дописываются верхние части ног, при этом по традиции переднюю ногу пишут поднятой. К верхним частям ног приписываются их нижние части до копыта. При этом городецкий мастер никогда не пытается сделать анатомически правильно, создавая обобщенный, но вместе с этим достаточно знакомый нам стилизованный образ коня. Тщательно прорисовывая копытца коня, иногда схожие с черными остроконечными листиками, потом изображают хвост. Хвост зооморфного образа выполняют плавными свободными движениями кисти. После заливки маленьких деталей завершением силуэта стилизованного коня, становить роспись уздечки и остальных маленьких деталей и бликов, с помощью которых обозначают круглый глаз, гриву, хвост, а также мелкими мазками оттеняют копытца.
После того как учитель объясняет материал и показывает педагогический рисунок на доске, учитель объявляет самостоятельную работу, а именно нарисовать городецкую лошадь. Учитель задает вопросы, про этапы выполнения лошади, для закрепления материала. Класс дает ответы на вопросы, после чего ученики начинают самостоятельную работу. Учитель напоминает классу, что на доске есть методические рисунки, на которых показаны этапы работы. Пока идет самостоятельная работа, учитель взаимодействует с учащимися.
По окончанию урока, учитель выставляет рисунки учащихся для анализа. Также учитель проводит рефлексию для закрепления материала.
Урок № 5
Тема урока: «Антропоморфные образы городецкой росписи. Барыня и Кавалер».
Цель урока:
Образовательная: формирование изобразительных навыков учащихся;
Воспитательная: формирование положительного интереса учащихся к изобразительному искусству;
Практическая: ознакомить учащихся с антропоморфными образами городецкой росписи;
Развивающая: развитие творческого мышления, фантазии, интереса к искусству и художественным традициям своего народа.
Задачи урока:
Обучающие: ознакомление учащихся с антропоморфными образами городецкой росписи; предоставить учащимся сведения об антропоморфных образах «Барыня» и «Кавалер», и об элементах в городецкой росписи; ознакомить учащихся с особенностями выполнения кистевых элементов;
Развивающая: начальное формирование специальных графических умений и навыков в рисовании кистью декоративных композиций и элементов; Развивать творческие способности, чувство цвета, изобразительные навыки, мышление, зрительную память.
Воспитывающая: Воспитывать у учеников эстетический вкус, колористические навыки и умения, а также интерес к художественным традициям народа.
Оборудование:
Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, палитра.
Для учителя: иллюстрации поэтапных элементов антропоморфных образов «Барыня» и «Кавалер» в городецкой росписи.
План урока:
1. Организационные моменты (1 минута).
2. Постановка на уроке основной темы, обоснование цели урока (3 минуты).
3. Восприятие элементов ДПИ (7 минут):
4. Педагогический рисунок (2 минуты).
5. Самостоятельная работа ученика (27 минут).
6. Просмотр и анализ творческих работ учеников (3 минуты).
7. Рефлексия (2 минуты).
Ход урока:
Учитель приветствует учащихся. Проверяется готовность класса к уроку. Объявляется тема урока - «Антропоморфные образы городецкой росписи. Барыня и Кавалер». После объявления темы, учитель задает вопросы классу по прошлому уроку для повторения изученного материала. Класс отвечает на поставленные вопросы, после чего учитель переходит к сообщению новых знаний и вместе с этим рисует педагогический рисунок и рассказывает про то, что с появлением сюжетной композиции в городецкой росписи, появились стилизованные изображения людей в нашем случае - это кавалеры и барыни. Учитель объясняет поэтапность работы, так как это рисунок довольно сложный в росписи мы рассмотрим с вами углублённо, каждое действие подробно. Городецкие мастера профессионалы начинают роспись сразу с заливки, но мы с вами начнем с первого этапа прорисовки, каждой детали. Берём лист, отмечаем с помощью карандаша середину листа, прорисовываем постепенно каждую деталь. Чтобы нарисовать барыню и кавалера нужно приблизительно отметить нахождение фигуры на листе, начинаем с изображения круга, диаметром около двух см. Это будет будущее лицо барыньки, также намечаем и кавалера.
Потом мы прорисовываем плечи, руки и одежду, как у барыни, так и у кавалера. Прорисовав все элементы, мы начинаем второй этап – заливку. Лица людей в городецкой росписи заливаются белилами, почему белила, возможно, это связано с тем, что белая заливка лучше видна на фонах городецкой сюжетной росписи. После заливки лиц мы заливаем одежду, цветовое решение работы вы можете посмотреть на доске, там представлены методические разработки. Прописав одежду, мы для выделения времени, чтобы работы высохли, сделаем с вами небольшую зарядку. После высыхания работ можно начинать третий этап – оживку. Для прорисовки лица используется тонкая кисть колонок с черной и белой краской. По традиции лицо пишут схематично: круглые глаза, тонкие высокие брови, намеченный одним или двумя штрихами нос, маленький рот, приобретающий улыбчивое доброе выражение, если в середине прямой горизонтальной линии ставят яркую красную точку – это губы бантиком. В редких случаях подрумянивают щёки. У всех мастеров городецкой росписи существуют свои приемы в написании лиц, но в целом в городецком стиле росписи не предполагается эмоциональная выразительность, здесь гораздо важнее убедительность фигуры, ее жест, постановка, пропорции, поворот головы, цвет одежды. У антропоморфного образа барыни всегда заключается узор в пышной юбке - неотъемлемая её часть одежды. Следует подчеркнуть оформление нижнего края юбки барыни. Городецкий художник никогда не напишется совершенно прямой низ юбки, он сделает её изогнутую живую линию, которую вырисовывают, чаще всего, черным цветом, который контрастен к цвету костюма, так и остроносые башмачки пишут черным цветом. Одежда кавалера прописывается проще, брюки обводят черной краской и добавляют блики, чтобы показать складки вид складки. Это характерный прием городецких мастеров, завершения костюма барыни или кавалера, видно на многих городецких донцах. Сапоги и башмаки бывают разными по рисунку и заливке - немного заметными или прорисованными полностью, чаще всего с высокими каблуками, как у женской, так и мужской фигуры. Каблуки, несомненно, зрительно стройнят фигуру не только в жизни, но и на рисунке. Оживка которую мы делаем, для вырисовки платьев или костюма очень разнообразна. По ним даже возможно изучение женской и мужской моды второй половины девятнадцатого века.
Для украшения платьев барынь применяют огромное разнообразие приёмов - линий, штриховки, а также работу цветной и белильной губкой.
После того как учитель объясняет материал и показывает педагогический рисунок на доске, учитель объявляет самостоятельную работу, а именно нарисовать барыню и барина. Учитель задает вопросы, про этапы выполнения барыни и кавалера, для закрепления материала. Класс дает ответы на вопросы, после чего ученики начинают самостоятельную работу. Учитель напоминает классу, что на доске есть методические рисунки, на которых показаны этапы работы. Пока идет самостоятельная работа, учитель взаимодействует с учащимися.
По окончанию урока, учитель выставляет рисунки учащихся для анализа. Также учитель проводит рефлексию для закрепления материала.
Урок № 6
Тема урока: «Многофигурная композиция. Чаепитие»
Цель урока:
Образовательная: формирование изобразительных навыков учащихся;
Воспитательная: формирование положительного интереса учащихся к изобразительному искусству;
Практическая: ознакомить учащихся с многофигурной композицией городецкой росписи;
Развивающая: развитие творческого мышления, фантазии, интереса к искусству и художественным традициям своего народа.
Задачи урока:
Обучающие: ознакомление учащихся с сюжетной композицией городецкой росписи; предоставить учащимся сведения о многофигурной композиции «Чаепитие» и ее элементах в городецкой росписи; ознакомить учащихся с особенностями выполнения элементов, а о размещении композиции на листе.
Развивающая: начальное формирование специальных навыков и умений постановки композиции на листе и ее поэтапной заливки; развивать творческие способности, изобразительные навыки и мышление, зрительную память.
Воспитывающая: воспитывать у учеников эстетический вкус, колористические навыки и умения, а также интерес к художественным традициям народа.
Оборудование:
Для учащихся: бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисти, банка, фартук.
Для учителя: иллюстрации поэтапных элементов многофигурной композиции «Чаепитие» в городецкой росписи.
План:
1. Организационные моменты (1 минута).
2. Постановка на уроке основной темы, обоснование цели урока (3 минуты).
3. Восприятие элементов ДПИ (7 минут):
4. Педагогический рисунок (2 минут).
5. Самостоятельная работа ученика (27 минут).
6. Просмотр и анализ творческих работ ученика (3 минуты).
7. Рефлексия (2 минуты).
Ход урока:
Учитель приветствует учащихся. Проверяется готовность класса к уроку. Объявляется тема урока - «Многофигурная композиция. Чаепитие». После объявления темы, учитель задает вопросы классу по прошлому уроку для повторения изученного материала. Класс отвечает на поставленные вопросы, после чего учитель переходит к сообщению новых знаний. Учитель рисует педагогический рисунок и рассказывает про то, что многофигурная композиция является композицией, в которой в организации графического листа главенствующая роль играется двумя или несколькими равными, или почти равными фигурами - объектами. Цель пользования таким видом композиции – демонстрация качеств этих объектов. Изящество и поэзию окружающего нас мира городецкий художник передает не только через образы, но и с помощью деревьев, гирлянд, кустов, букетов, а также нарядную обстановку уютного дома. Интерьер городецкой сюжетной росписи является самым нарядным из её сфер. Происхождение удивительного "дома-дворца" в городецком росписи произошло не случайно. Образ горниц можно встретить в нижегородском народном творчестве. Авторы свадебных припевок, частушек и песен также, как и городецкий живописец, проявляет интерес ко всем подробностям обстановки дома - "поликами кленовыми", "самоварами с золотыми чашками", "косящатыми окошками", "новыми горенками". Городецкий мастер хочет показать нам этот наивно-нарядный городской интерьер не только на панно и донцах, но и на маленьких изделиях. Там, где отсутствует возможность полного написания интерьера, его пишут хотя бы по его фрагменту - роскошное " пухлое " кресло, окно с узорным переплетом, маленький столик с резными ножками. В среде городецких мастеров разных поколений всегда находились подлинные бытописатели, которые с большой любовью изображали многолюдные праздничные застолья, подробности домашнего уклада, вещи, окружающие человека в быту. Однако задача написания парадного городецкого интерьера не так проста. Нужно научиться писать затейливые архитектурные детали, узорные полы, причудливые драпировки и занавеси, предметы мебели.
Городецкие художники на протяжении истории промысла по-разному решали задачу пространственного построения своих сюжетных композиций. На раннем этапе появления сюжетной композиции - это были почти плоскостные изображения: художник как бы выстраивал своих героев и окружающие их предметы на самом краю театральной сцены, у рампы, и прямо за ними располагал "занавес" - цветной фон. Примеры такого решения пространства мы видим на ранних донцах из многих музейных коллекций.
Через некоторое время сюжетная роспись начинает расширяться, появляется второй и третий планы. Большую роль в создании перспективы стали играть изображения узорных паркетных полов, поначалу, вероятно, заимствованных с лубочных картинок, но впоследствии ставших неотъемлемой частью городецкой росписи. При помощи новых деталей интерьера городецкой росписи сразу видно, каким богатым и заполненным стала картина.
Сюжетные сцены, написанные городецкими мастерами, поражают торжественностью и значительностью обстановки, в которой происходит их действие. Этому способствуют множество затейливых деталей - узорных колонок по сторонам композиции, необыкновенных картушей, тяжелых драпировок и прозрачных занавесов, прихотливых по рисунку ламбрекенов. В них не меньше, чем в цветочных узорах, сказываются особенности городецкой орнаментики - удивительное сочетание красочного пятна и изысканной графической линии.
Разумеется, на работах художников изображены далеко не все предметы быта, которые встречаются в доме, задуманном, построенном и обставленном мастерами старинного промысла. Но это, несомненно, наиболее характерные предметы. Обитые яркими тканями диваны и стулья, большой стол для торжественного городецкого чаепития и разнообразные маленькие столики, так уместные при изображении чинных и в то же время лирических свиданий барышень и кавалеров, часы в фантастических узорных футлярах. Хочется обратить внимание на то, как изображают в городецкой росписи зеркала, также ставшие атрибутом этих своеобразных интерьеров. Художник делит поверхность зеркала по диагонали, одну часть закрашивает белилами, а другую - зеленоватым тоном. Таким простым приемом удается достигнуть эффекта отсвечивающего стекла и даже ощущения глубины пространства, отраженного в зеркале.
Каждая деталь интерьера написана не только с большим мастерством, но и с необыкновенной фантазией. Нельзя не залюбоваться узорными скатертями, миниатюрными букетами на столиках, необычной посудой, самоваром.
Городецкая сюжетная композиция "Чаепитие" представлена здесь, как итог изучения приемов построения городецкого парадного интерьера. Она поможет понять и принципы построения пространства, а также приемы размещения фигур за столом, и нерасторжимое единство сюжета-повествования с узором-орнаментом, столь характерное для городецкой народной живописи.
Учитель начинает показывать и рассказывать, как начать первый этап прорисовку. Берём лист, намечаем центр и отмечаем примерное расположение предметов и людей. Начинаем прорисовывать каждый предмет после построения композиции. Выполнив этот этап, приступаем ко второму этапу этой работы – заливка. Нужно аккуратно и постепенно заливать предметы слева на право, чтобы рукой не испачкать рисунок. Эта работа разнообразна в цветах и придется размешивать краску, чтобы получить нужные цвета. После заливки нашей работы мы приступаем к третьему этапу - оживка. С помощью оживки и тенёвки, мы придадим работе неповторимую красоту.
После того как учитель объяснил материал и показал педагогический рисунок на доске, происходит объявление о самостоятельной работе, а именно нарисовать многофигурную композицию «Чаепитие». Учитель задает вопросы об этапах выполнения, для закрепления материала. Класс дает ответы на вопросы, после чего учащиеся приступают к самостоятельной работе. Учитель напоминает классу, что на доске есть методические рисунки, на которых показаны этапы выполнения работы. Пока идет самостоятельная работа, учитель взаимодействует с учащимися.
По окончанию урока, учитель выставляет рисунки учащихся для анализа. Также учитель проводит рефлексию для закрепления материала.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
В настоящий момент в пределах России наблюдается повышенный интерес к изучению народных промыслов. В первую очередь он выражается в обучении учащихся, начиная с дошкольного возраста, рисованию и декоративно-прикладному искусству, в том числе и городецкой росписи. Обучение искусству введено с целью художественно-эстетического воспитания и художественно-творческого развития подрастающего поколения.
Нами также были рассмотрены основные пункты техники безопасности. В первую очередь, они подразумевают непосредственно прохождение инструктажа. Особое внимание уделяется чистоте и аккуратности на рабочем месте, внешнему виду учащихся, в том числе и личной гигиене.
Что касается проведенной нами практической работы, то она проходила в течение шести уроков изобразительного искусства у школьников четвертого класса. На первом уроке учитель проводил в основном теоретическую работу. Учащиеся самостоятельно проанализировали работы мастеров и находили характерные особенности выполнения городецкой росписи. Первые выполненные учащимися работы по выполнению элементов росписи получились не совсем правильными, ведь детям всегда хочется выйти за рамки традиционной росписи и внести что-то «свое». Но приемы изображения всех деталей городецкой росписи были хорошо усвоены. На втором уроке акцент ставился на ознакомление с цветочным узором, а также работой на деревянной поверхности. Данный урок был построен уже не только на теоретическом, но и на практическом материале. Учащиеся освоили элементы росписи, основы её технологии, а также выполнили небольшую цветочную роспись на деревянной тарелке. На третьем уроке учащиеся выполнили рисунок городецкого фазана. На четвертом уроке ученики выполнили рисунок городецкого коня. Большую часть занятия занимала творческая деятельность, при этом младшие школьники уверенно освоили основные элементы росписи и технологию ее выполнения. По совету учителя дети рисовали птицу и коня по шаблонам.
На пятом уроке учащиеся выполняли работу антропоморфных образов, как кавалер и барыня, не смотря на сложность работы, учащиеся справились с заданием. На последнем шестом уроке была дана многофигурная композиция чаепитие и ученики выполнили работу, не смотря на сложность и детальность этой работы.
Таким образом, из проведенной работы мы можем сделать следующий вывод: выдвинутая гипотеза исследования, основанная на предположении о том, что уроки по изучению городецкой росписи младшими школьниками, при соблюдении перечисленных во введении условий, была успешно реализована и доказана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Школьная дисциплина изобразительного искусства является одним из важных компонентов личностного становления учащихся младшего школьного возраста. Данный предмет позволяет развить творческое мышление, фантазию, креативность и учит эстетическому восприятию. Стоит отметить, что в настоящее время особенно сильно возрастает интерес к русским народным промыслам и к народной культуре, в общем. Учитель, который способствует приобщению школьников к культуре своего народа, воспитывает в них чувство патриотизма.
Таким образом, мы считаем, что применение преподавания композиций в городецкой росписи играет значительную роль в процессе образования. Основываясь на поставленные задачи, методическая работа с элементами городецкой росписи на уроках по изобразительному искусству в начальной школе, в дипломной работе была рассмотрена нами в прикладном аспекте.
Также нами была дана характеристика городецкой росписи как составляющей русской народной культуры. Поэтому мы можем говорить о том, что цель и задачи исследования были выполнены, а именно:
Таким образом, в результате выполнения ВКР можно сказать, что поставленная цель исследования была достигнута, и практическая работа с элементами городецкой росписи на уроках изобразительного искусства в начальной школе была подробно нами рассмотрена посредством использования специализированной литературы.