Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Методика применения элементов проблемного обучения на уроках технологи

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно ВКР или диплом Методика применения элементов проблемного обучения на уроках технологи

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу екрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

Скачать

ВКР допущена к защите

ВКР защищена

«___»___________________2019 г.

«___»___________________2019 г.

Зав. Кафедрой ТиМПО

______________________________

(ФИО)

Оценка ______________________

Председатель__________________

(ФИО)

______________________________

(подпись)

Елабуга 2019

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВИРСИТЕТ»

ЕЛАБУЖСКИЙ ИНСТИТУТ

ИНЖИНЕРНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 44.03.01 – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФИЛЬ: ТЕХНОЛОГИИ

АННОТАЦИЯ

на выпускную квалификационную работу бакалавра

студента Нуреевой Анны Валерьевны группы 451

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль Технологии

Тема «Методика применения элементов проблемного обучения на уроках технологии»

Аннотация. Выпускная квалификационная работа содержит 53 страниц текста, таблиц 2, формул-4, используемых источников-31, приложений - 2 A4 страниц.

Цель исследования: разработать методику проведения занятий с использованием проблемного метода обучения и проблемных ситуаций на уроках технологии.

Объект исследования: учебный процесс урок технологии в школе.

Предмет исследования: методика применения проблемного метода на уроках технологии.

В первой главе теоретический материал рассматривается по проблематичному методу обучения. Разбирается концепция и функция проблемного обучения.

Во второй главе были рассмотрены методические методы создания проблемных ситуаций. Были разработаны проблемные ситуации на примере урока технологии. Был проведен образовательный эксперимент, который подтвердил, что развитые проблемные ситуации могут быть успешно применены к обучению на уроках технологии.

Ключевые слова: проблемный метод обучения, проблемная ситуация, процесс обучения, когнитивная деятельность, проблемная задача, творческое мышление, методическое обеспечение.

Автор ВКР ________________________ Нуреева А.В.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 5

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ. 7

1.1 Понятие проблемного обучения. 7

1.2 Функции проблемного обучения. 17

1.3 Использование проблемного метода на уроках технологии. 25

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. 34

2.1. Методические приемы создания проблемных ситуаций. 34

2.2 Разработка проблемных ситуаций на уроках технологии. 39

2.3 Педагогический эксперимент. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 49


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Наиболее дальновидные теоретики педагогики и методисты неоднократно подчеркивали необходимость создания в обучении условий, которые обеспечивали бы творческое усвоение учебного материала, возможностей, необходимых для развития творческой личности. На всех поворотных рубежах развития дидактической теории выдвигались положения о необходимости создания условий для творческой деятельности самих учащихся. Проблемное обучение получило такое распространение в нашей стране, потому что оно попыталось решить эту важную социальную задачу – формирование творческой личности.

Проблемное обучение ориентировано на поиск новых знаний и способов действий, обучающихся самостоятельно, и подразумевает пошаговое и целеустремленное освещение перед проблемами, возникающих в результате познания, решение которых, помогает усваивать новые сведения инициативно. Проблемное обучение обеспечивает особенный тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое использование их в практической деятельности. Проблемное обучение также формирует мыслительные способности учащихся и способствует вырабатыванию мотивации к достижению успеха.

Проблема определена необходимостью разработки методических

обеспечений на уроках технологии с использованием активных методов обучения для соответствия требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Противоречие: актуальность исследования обусловлена, прежде всего, сложившимися противоречиями между: востребованностью теоретического и практического знания на уроках технологии и слабой методической разработанностью этой проблемы.

Объект исследования: учебный процесс урок технологии в школе.

Предмет исследования: методика применения проблемного метода на уроках технологии.

Цель исследования: разработать методику проведения занятий с использованием проблемного метода обучения и проблемных ситуаций на уроках технологии.

Задачи исследования:

1. Анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

2. Разработать методику проведения занятий с использованием проблемного метода;

3. Разработать проблемные ситуации для занятий;

4. Провести педагогический эксперимент.

Гипотеза: предполагается, что использование проблемных ситуаций на уроках технологии способствует лучшему усвоению материала и повышению познавательной активности учащихся.

Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть успешно использованы на уроках технологии. Результаты исследования будут полезны для педагогов при ознакомлении с темой и для составления учебных программ.

Методология исследования: в разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т.В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин и другие.

База исследования: ГБОУ «Аюская основная общеобразовательная школа им. Р.Х. Кагирова».

Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ

1.1 Понятие проблемного обучения

Одним из перспективных направлений стимуляции учебной деятельности учащихся, развития у них заинтересованности в познании, творческих способностей, самостоятельности, исследовательских умений является проблемное обучение.

Проблемное обучение – это конструкция, состоящая из методов, приемов, правил обучения и преподавания, где учитывается логика развития интеллектуальных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся. Особый вид взаимодействия преподавателя и обучающихся, который характеризуется постоянной индивидуальной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по формированию новых знаний и методов действий решения проблемных вопросов.

М.М. Левина определяет проблемное обучение как педагогический процесс, основанный на закономерностях управления учебной познавательной деятельностью и нацеленный на развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся. В ходе такого процесса у обучающихся вырабатываются обобщенные способы познания. Они формируют ориентировочные основы действий, воспитываются важнейшие характеристики личности - познавательная активность и самостоятельность, которые являются залогом становления профессиональной направленности. Можно утверждать, что организация проблемного обучения - одна из центральных задач вузовской методики обучения.

Проблемный метод обучения – это система, состоящая из действий и приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, которая содержит постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия (учебные или реальные) способствующих успешному осуществлению целей учебно-воспитательного процесса.

В проблемном обучении одной из главных черт содержательного аспекта является отражение объективных противоречий, обоснованно появляющихся в процессе научного знания, учебной или исследовательской деятельности. Именно в связи с этим проблемный метод обучения можно определить, как развивающееся, ибо его цель – освоение учащимися знаний и обобщенных умений посредством решения так называемых учебных задач.

При проблемном же методе обучения при включении учащихся в задачи проблемной ситуации, у них развиваются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.

Проблемное обучение надлежащим образом соответствует целям воспитания активной, творческой личности.

Главные психолого-педагогические цели проблемного обучения:

­ развитие у учащихся умственных способностей и способов мышления;

­ приобретение учащимися знаний и умений, которые были добыты посредством активного научного поиска и самостоятельного решения проблем (при этом усвоенные знания и умения являются более прочными, чем при традиционном методе обучения);

– воспитание активной, творческой личности обучающего, умеющего видеть, создавать и самостоятельно разрешать нестандартные проблемы;

– развитие у обучающихся критического мышления и рефлексивных умений.

Процесс обучения в первую очередь является процессом в творчестве и вбирает в себя нахождение нового: новых предметов, нового багажа знаний, новых проблем, новых приемов их разрешения. При этом проблемное обучение как творческая деятельность является поиском решения нестандартных задач нетрадиционными методами. Если задачи, которые предлагаются учащимся как тренировочные и имеют своей целью закрепление знаний и отработку навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нестандартного способа решения.

Суть проблемного толкования учебного материала состоит в том, что педагог ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения, а не сообщает знания в готовом виде, но Проблема сама прокладывает путь к знаниям и способам действия.

Для реализации проблемного метода в учебном процессе требуется особое построение учебного процесса, содержания изучаемого материала, методов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и управления ею, структуры учебного занятия и форм контроля педагога за течением и результатом деятельности учащихся. Если преподаватель как следует, усвоит содержание и суть теории организации процесса проблемного обучения, будет хорошо владеть формами, методами и техническими средствами обучения и сумеет систематически творчески применять усвоенное на практике, то результатом его деятельности будет успех. Качественная дидактическая подготовка преподавателя в наше время особенно важна, т. к. без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания является искусством. Искусством, которое способно заинтересовать и увлечь обучающегося в предмет, удивить красотой мысли, знания, побудить к индивидуальной мыслительной деятельности.

В обучении имеется 4 уровня проблемности:

­ Преподаватель самостоятельно формирует проблему (задачу) и сам же ее решает, но при условии активного слушании и обсуждении обучающимися.

­ Преподаватель выстраивает проблемную ситуацию, обучающиеся сами или под наблюдением педагога приходят к решению. Преподаватель может направить обучающегося на индивидуальный поиск путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдаем отрыв от шаблона, появляется поле для размышлений.

­ Обучающийся сам формирует проблемную ситуацию, преподаватель помогает найти решение. У них формируется умение самостоятельно обозначать проблему.

­ Обучающийся выстраивает проблемную ситуацию и сам же находит решение. Преподаватель даже не означает проблему: обучающийся должен обнаружить ее сам, а обнаружив, сформулировать и рассмотреть возможности и методы ее разрешения.

Этапы проблемности для преподавателя выстраиваются таким же образом, как и с обучающимися (Е.В.Ковалевская):

На первом этапе преподаватель овладевает методологическими знаниями в процессе размышляющего изложения главных положений и определения понятий метода проблемности в обучении применительно экономике отрасли;

На втором этапе преподаватель пользуется в процессе учебного процесса проблемными ситуациями, предложенными в учебной литературе;

На третьем этапе сам продумывает вероятные проблемные ситуации во время подготовки к занятию, а также создает их на самом занятии;

На четвертом этапе становится автором нового учебного пособия, методики, научного исследования.

Проблемное обучение - это совсем не новый тип обучения в педагогической практики. В прошлом опыте науки педагогики с ним связаны такие известные имена, как Сократ, Руссо, Дистерве, Ушинский и др. «Плохой педагог преподносит истину, хороший учит ее находить» (Дистевег) [1, с. 102].

Психологическое устройство происходящих процессов, при проблемном обучении следующее: при столкновении с новой, нестандартной проблемой у учащегося возникает состояние удивления, замешательства; при этом встает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс производится по схеме: первым делом выдвигаются гипотезы, далее – идет их обоснование и в конце - проверка. Обучающийся либо своими силами осуществляет мысленный поиск, открытие неизвестного, либо пользуется помощью учителя.

Активизации творческого мышления учащихся в условиях проблемного обучения способствуют субъект- объект - субъектные отношения (диалог, полилог, дискуссия), возникающие при коллективном решении проблемы.

Таким образом, суть проблемного метода обучения состоит:

­ организации в учебно-познавательной работе учащихся преподавателем проблемных ситуаций;

– управление их поисковой деятельностью по освоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

Множество публикаций современности по теории обучения имеет связь с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности обучающихся. Под активизацией имеется продуктивное использование таких приемов и методов обучения, которые являются известными из традиционной дидактики. Авторы говорят об активизации с помощью проблемного обучения, понимая при этом создание проблемных ситуаций и постановку познавательных задач. Цель активизации, осуществляющаяся путем проблемного обучения, состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе интеллектуальных действий для решения не стандартных задач. Эта активность заключается в том, что обучающийся анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Иными словами, проблемное обучение способствует расширению и углублению знаний при помощи ранее усвоенных знаний, а так же новому применению прежних знаний. Нового применения прежних знаний не сможет дать ни преподаватель, ни книга, оно ищется и находится обучающимся, в процессе решения задач проблемной ситуации. Это и есть поисковый метод учения. Умственный поиск - сложный процесс, он, как правило, начинается с проблемной ситуации, проблемы.

Основные понятия проблемного обучения:

­ Проблемная ситуация – это условия, которые возникают тогда, когда для осмысливания чего-либо или реализации каких-то обязательных операций у обучающихся недостаточно знаний или знакомых способов действий, т.е. у них создается мыслительное затруднение.

­ Проблема – это:

- задача, которая не имеет шаблонного решения;

- задача, которая направлена на поиск необходимых для ее решения знаний, способов размышления и деятельности;

- фальшивый в теории или в практике вопрос, содержащий в себе скрытое несовпадение, которое вызывает разные, иногда доходящие до противоречия позиции при его разрешении;

- задание, которое выполняется неизвестными способами. Имеет своею цель, которая способная подтолкнуть мыслящего использовать опорные знания и умения.

Проблемная ситуация – осознанное субъектом затруднение, пути, преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий. Проблемная ситуация – источник мышления. Но из этого не следует, что всякое психологическое затруднение непременно побуждает мышление. Так, если человека, не изучавшего экономику, спросить: «Необходимо ли в период экономического кризиса увеличивать налоговую нагрузку на экономических агентов? » – процесс мышления не возникнет, потому что у субъекта нет для этого необходимых исходных данных. Чтобы проблемная ситуация стала источником мышления, она должна быть принята субъектом к решению. А это возможно, если у субъекта имеются достаточные исходные знания, отвечающие предметному содержанию ситуации.

Кроме того, проблемная ситуация может возникнуть:

­ когда обучающиеся встречаются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

­ когда имеются противоречия между теоретически возможным путем решения и его практической неосуществимостью;

­ вследствие противоречия между практически доступным результатом и отсутствием знаний для теоретического обоснования;

­ если ученик не знает способа решения поставленной задачи, не может дать объяснение новому факту в учебной и жизненной ситуации, т.е. осознает недостаточность прежних знаний для такого объяснения. В этом случае проблемная ситуация перерастает в учебную проблему.

Проблемная ситуация имеет ценность в педагогическом плане лишь в случае включения в нее обучающегося, которое позволит ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью педагога) пути решения, проблемной задачи.

Способы для выстраивания проблемной ситуации:

– применение учебных и жизненных обстоятельств;

– побуждение обучающихся к теоретическому толкованию явлений или фактов, их изучения, суммированию, сортировки;

– знакомство учащихся с фактами, которые носят как будто бы не поддающийся объяснению характер;

– противоречия, которые возникают между научными фактами;

–не стандартные условия использования, которые уже имеются у обучающихся знаний.

Учебная проблема - форма реализации принципа проблемности в обучении. Учебная проблема - явление субъективное и существует в сознании учащегося в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не будет логически завершенным. Задача - явление объективное, для учащегося она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.

На основе анализа возможно преобразование проблемной ситуации в проблемную задачу. Проблемная задача предусматривает постановку вопросов: «Как решить противоречие, которое возникло в результате анализа? Чем объяснить его?». Категория вопросов, которые являются проблемными, перестраивает проблемную задачу в модель поиска решения, в котором анализируются различные пути, способы и средства решения.

Проблемное обучение - это учебно-познавательная деятельность обучающихся по усвоению знаний и методов деятельности путем восприятия объяснения преподавателя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Итак, метод проблемного обучения предусматривает следующие этапы: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.

Опыт показывает, что наиболее эффективными являются те проблемные ситуации, которые выявлены, описаны и подготовлены к анализу самими обучающимися в рамках производственной практики.

Учебная проблема – это проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе имеющихся у него средств (знаний, умений, опыта поиска). Учебная проблема обычно выражается в форме вопроса. «Признаки учебной проблемы: наличие проблемной ситуации, определенная готовность субъекта к поиску решения, возможность неоднозначного решения».

Решение учебной проблемы есть результат преодоления противоречий учебного процесса вообще и основного противоречия познавательной проблемы в частности, есть результат активного мыслительного процесса, при котором отбрасываются неверные гипотезы и выбираются правильные, обоснованные. Решение учащимися проблемы, пишет польский дидакт В. Оконь, имеет огромное преимущество перед простым заучиванием готовой информации. Преимущество заключается в том, что при решении проблемы учащийся активно мыслит. А это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к ценнейшему качеству ума - умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы.

Проблемная задача представляет собой учебную проблему, решаемую при заданных параметрах или условиях. Примером проблемной задачи может быть такое задание: определите, как изменится уровень инфляции в экономике РФ, если Центральный Банк Российской Федерации увеличит объем денежной массы в стране соответственно увеличению ВВП РФ. (Разумеется, такое задание будет проблемным, если ответ еще неизвестен учащимся). Всякая учебная проблема и проблемная задача являются искусственной дидактической конструкцией, поскольку они специально строятся в учебных целях.

Проблемная задача - это задача творческого характера, требующая от обучающихся большой инициативности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Она является средством создания проблемной ситуации. Проблемная задача отличается от обычной задачи тем, что она представляет собой не просто описание какой-либо ситуации, состоящее из характеристики данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. Примером проблемной задачи могут быть задачи на определение преемственности между фактами, на выявление степени прогрессивности явления, на установление причинно-следственных связей и т. д.

Существует определение проблемного обучения как ряда проблемных задач, пошаговое решение которых приводит к тому, что поставленная дидактическая цель достигается.

В группировании проблемных задач выделяются такие задачи, которые содержат в себе неопределенность условий или искомых ответов, имеющие избыточные, противоречивые или частично неверные данные. В проблемном обучении главным является сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных методов решений, другими словами путепроходческая работа, а не моментальный выход на решение. Задачей педагога является ориентировать сам процесс поиска решения, шаг за шагом приводя обучающихся к разрешению проблемы и получению новых знаний и способов действий, а не давать обучающимся готовый кратчайший путь к решению проблемы.

Проблемные задачи выполняют тройную функцию:

– представляют собой основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения;

– гарантируют успешные условия освоения;

– являются первоначальным звеном развития процесса по усвоению новых знаний.

Таким образом, преподаватель выстраивает проблемную ситуацию, воодушевляет и привлекает учащихся в ее решение, также занимается организацией и проверкой поиска решения. При этом учащиеся встают в позицию субъекта обучения, овладевает ранее неизвестными знаниями, способами действий. Сложность управления обучением, являющимся проблемным, сводится к тому, что преподавателю следует, дифференцировано подходить к формированию ситуации с проблемой и установлению проблемных задач и принимать во внимание индивидуальные качества обучающихся и их подготовленность к поисковой деятельности.

К минусам метода проблемы в обучении можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у обучающегося в учебном процессе. Именно из-за этого на его обдумывание и поиск путей решения затрачивается большое количество времени, больше чем при традиционном обучении.

Кроме этого, как и при программированном обучении, разработка технологии метода проблемного обучения запрашивает от преподавателя большого педагогического опыта и профессионализма и большое количество времени. Видимо, именно эти условия не допускают широкого применения проблемного обучения. Вместе с тем метод проблемы в обучении отвечает потребностям современности: обучать, исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать креативную личность, т. е. осуществлять главную задачу педагогического труда.

1.2 Функции проблемного обучения

По своему содержанию и по поставленным целям традиционное образование, в первую очередь, направлено на усвоение учащимися знаний, умений и навыков. В связи с тем, что вся общественная сфера, в наше время подвержена гуманизации, в обучении, которое является традиционным, стала возникать цель развития каждого учащегося всесторонне и гармонично. Следовательно, эта цель в силу пассивности системы образования и свойств методов традиционной педагогики могла быть достигнута лишь косвенно, и являлась побочным продуктом обучения.

Как в традиционном, так и в проблемном обучении, считается важным значение этих же самых функций, при этом расстановка акцентов иерархия образовательных целей немного изменяется:

­ развитие интеллекта;

­ развитие самостоятельного познания, а также творческих способностей обучающихся;

­ формирование всесторонне развитой личности;

­ освоение учащимися системы знаний и возможностей мыслительной индивидуальной практической деятельности.

Основными функциями проблемного обучения Махмутов М.И. выделяет также и формирование диалектико-материалистического мышления [14, с. 158]. Эта функция проблемного обучения расходится с целью формирования познавательной самостоятельности обучающихся: одной из главных отличительных черт проблемного обучения является развитие здравого скептицизма обучающихся, что невозможно с однозначной их фиксацией на каком-либо характере мировоззрения.

Видимо, выделение такой функции проблемного обучения является последствием значительного идеолог обучения в советский период. В этом смысле автор не может согласиться с Л.Д.Столяренко, что у любой концепции обучения есть свои характерные черты, опираясь на которые, воспитывается личность с заданными свойствами. Господствующая идеология накладывает свой отпечаток на любую концепцию обучения, но, очевидно, что разные образовательные методы способствуют этому в разной степени.

Основные функции проблемного обучения, характерны почти всем образовательным концепциям. Отличие состоит только в их иерархии: в проблемном образовании большее внимание уделяется развитию интеллекта, познавательной самостоятельности и творческим возможностям, нежели на простое усвоения обучающихся знаний.

Основные функции проблемного обучения, характерны почти всем образовательным концепциям и отличие состоит только в их иерархии: в проблемном образовании большее внимание уделяется развитию интеллекта, познавательной самостоятельности и творческим возможностям, нежели на простое усвоение учащимися знаний.

В проблемном обучении имеются особенные функции, которые представляют собой в целом конкретизацию общих функций. К примеру:

­ развитие навыков творческого освоения знаний (использование некоторых отдельных логических приемов и методов творческой деятельности);

­ совершенствование навыков нестандартного, креативного применения знаний (усвоенную информацию можно использовать вне привычной ситуации) и необходимое умение в учебном процессе - это самостоятельное решение проблем, которые возникают в ходе знания;

­ становление и накопление опыта креативной деятельности(умение использовать методы научного исследования и изобретательной передачи действительности);

­ формирование и развитие в обучении мотивов; социальных, духовных и способствующих познанию увлечений.

Наиболее существенными функциями, которые свойственны проблему обучению, можно назвать: первое – развитие у обучающихся творческих возможностей; второе - развитие практических навыков использования знаний; третье - повышение уровня усвоения учебного материала. Рассмотрим их более детально.

Формирование творческого мышления - это специфическая цель проблемного обучения, которая является отличительной характеристикой от традиционного обучения. В современном образовании до 70% учебных предметов ориентированы на развитие левого полушария, а вот на художественные предметы приходится всего 5%. Преимущество оповестительной составляющей образования в педагогике было характерно с самой основы ее становления. "Этот подход возникает на основании на теории: знание - основа продуктивного мышления, а навыки продуктивного и креативного мышления формируются лишь как результат репродуктивного усвоения.

Эта концепция разделялась не всеми. Так, еще Монтень писал: «в обществе крестьян я ощущаю себя намного лучше, потому что отсутствие образования сохранило им здравый смысл», а М. Твен доказывал: «высочайшая опытность в том, чтобы уметь отметать любой опыт». В педагогике современности все обширнее распространено мнение, что репродуктивная деятельность негативно воздействует на осуществимость дальнейшего творчества: творчества в общем понимании и научного, являющегося освоенным и закрепленным учащимися в первую очередь, формирует у учащихся представления о шаблоне в требуемом образовательном предмете. К такому выводу приходят теоретики и практики, а также как и психологи, так и педагоги [18, с.98]. М. А. Холодная отмечает: «действительно, недостаток знаний зачастую оказывается импульсом для проявления творческих способностей».

«Репродуктивная деятельность, способствует творческим возможностям лишь в том случае, когда с ее помощью обучающиеся осваивают способы деятельности, а не содержание образования. Изначально данная предпосылка строилась только на педагогической интуиции.

А.В.Хуторской выявил, что это доказывают полученные экспериментальные данные».

При более подробном изучении одним из важнейших критериев творчества будет являться отношение к противоречиям. Как справедливо было замечено, «если противоречие не выражается в заостренном виде, а всевозможными методами скрывается, обходится стороной и делается критерием заблуждения, то в таком случае ни о каком творчестве не может говориться». Наука доказала, что источником возникновения проблемных ситуаций и движущей силой их решения есть противоречия. Психологи установили, что благоприятные условия для творческого мышления формируются тогда, когда обучающиеся встречаются с противоречиями, которые они не в состоянии разрешить, опираясь на уже имеющиеся знания и опыт, когда перед ними появляется проблема, которую необходимо решить. Интеллектуальное препятствие одолевается интенсивной работой мышления, активным поиском выхода из ситуации. Мышление активизируется при сопоставлении имеющихся знаний с новыми обстоятельствами, при желании понять причины и суть новых фактов и явлений, объяснить противоречия.

Развитие учащегося как личности, уровень его психологической устойчивости зависит от степени сформированности творческих способностей, от уровня его привыкания к наличию проблемных задач, сущность которых – вся окружающая реальность, от возможности их логического разрешения.

Чем явственнее происходит становление и отражение реального противоречия, чем скорее отыскивается решение противоречия в мышлении сообразно с логикой его становления, тем в большей мере выражены творческие умения учащегося.

Итак, беря во внимание, с одной стороны, качества человеческой психики и мышления, а также, с иной стороны, с учетом безусловной значимости творческой активности как обще-социального фактора развития, проблемное обучение базируется на моделировании проблемных ситуаций, создании креативного настроя при обучении. С.В. Снапковская в своей работе указывает, что решая проблемные ситуации «процесс обучения предельно сходится с процессом мышления, как бы превращающийся в него».

Развитие у обучающихся практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала является одной из главных целей и функций проблемного образования. В отличии от традиционного обучения наилучший результат проблемного образования в этой сфере получается из-за психологических особенностей процесса освоения учебного материала. Практическое воспроизведение знаний и навыков, которое выполняется обучающимся осмысленно в пределах проблемной ситуации, воздействует на более качественное усвоение знаний, чем при традиционном обучении, где имеется только воспроизведение вербальное или практическое. Действительно, механическое повторение за преподавателем может закрепить объект в памяти учащегося, но самостоятельный выбор какого-либо навыка, объекта знания учащимся персонализирует его, позволяет добиться наибольшего эффекта от обучения.

Более эффективно ЗУН фиксируются в памяти обучающегося тогда, когда были получены в процессе решения проблемных ситуаций, но и это не единственный и не ключевой эффект проблемного обучения. Знания имеют большое значение лишь в том случае, когда учащийся будет уметь применять их на практике, используя их, сможет решать определенные задачи, поставленные перед ним реальностью. В данном отношении проблемное образование приводит учащегося в более позитивное положение, потому что у него уже сформированы навыки решения проблемных ситуаций, у человека нет страха перед неизвестным, потому что оно воспринимается лишь как «пока» неизвестное. Дело в том, что виды возникающих в действительности задач, по существу, не ограничены. Субъект проблемного образования, получивший навыки и уверенность, становится больше адаптированным к их решению, в отличии от применения традиционного обучения при котором придется решить большое количество таких задач, безусловно, нельзя быть полностью уверенным, что при обучении будут использоваться все ситуации, с которыми возможно в будущем столкнется обучающийся. В реальной жизни проблемы являются, меняющимся буквально каждый день, многообразием условий, которые влияют на подход к их решению. Исходя из этого, на практике значительный приоритетом является опыт работы, нежели теоретическое образование. При использовании метода проблемного обучения преимущество отводится моделированию, созданию реалистических проблемных задач и их индивидуальному решению учащимися, собственно, что и осуществляется.

Исходя из вышесказанного, по сравнению с традиционным образованием, проблемное образование позволяет более эффективно развивать креативные умения учащихся, их интеллектуальные способности, оно способствует более высокому уровню усвоения знаний, умений и навыков. Существует еще ряд функций проблемного обучения, являющихся его побочным, но также достаточно важным эффектом.

При применении проблемного обучения у обучающихся значительно усиливается роль самостоятельного образования и повышается инициативность. Самостоятельности мышления препятствуют репродуктивные методы обучения, поэтому его не достичь путем одностороннего изучения готовой информации.

Предполагается, что в процессе проблемного обучения, обучающиеся будут самостоятельно находить и обрабатывать различные учебные материалы, и даже те, которые будут применяться в будущем, и обращаться к этим источникам им приходится более часто, чем тем, кто обучается по традиционной программе. При самостоятельном поиске решения проблемной задачи у обучающихся возрастает мотивация самих себя, развивается ощущение ответственности.

Организация работы по группам обучающихся в проблемном образовании может помочь в становлении и закреплении межличностных отношений, а также способствует вырабатыванию взаимодействия в учебном микро-социуме: разрешение проблемных вопросов, в основном, осуществляется в небольших группах. При применении коллективного метода проблемного обучения у обучающихся формируются навыки совместного решения проблемных ситуаций. Проблемная ситуация имеет познавательную функцию, конструкцию ее создает педагог в целях стимулирования групповой деятельности учащихся. Существует статистика, что при обучении учащихся с применением проблемного обучения, они реже работают в одиночку. Существование роста социально-адаптивного устройства при проблемном учении есть факт, так как социальное взаимодействие является значительным аспектом трудовой деятельности, то, соответственно проблемное обучение располагается в наиболее выгодных условиях, по сравнению с традиционным.

Так же значимой функцией проблемного образования является повышение мотивации учеников. Как говорил еще Г. Галилей, «вы не в состоянии научить человека чему-нибудь, но вы сможете посодействовать ему, выявить это внутри себя». Учебная деятельность без мотивации, как и любая иная деятельность, имеет маленькие шансы на успех. В традиционной, являющейся для нас, обычной, системе обучения мотивация реализуется известным методом кнута и пряника. Этот метод в большинстве случаев основывается на усилиях преподавателя по мотивации учащихся направленной на объяснение важности учения для будущей деятельности обучающихся, что во многих случаях не имеет результата. В ненаучной сфере подобный подход получил заглавие «знание – силой». Без обратной позитивной реакции обучающихся учебный процесс или же утратит свою эффективность, или же приведёт к существенному утомлению обучающихся, их эмоциональной перегрузке.

«В данном отношении проблемное обучение, снова же, занимает более выигрышное положение, ведь ему свойственна креативная, а не репродуктивная работа обучающихся, в процессе обучения, учащиеся получают больше возможности самовыражаться, для поддержания стойкого интереса и активности обучающихся применяется постоянная постановка и решение проблемных задач. Приводятся данные о результатах введения проблемного обучения в медицинских образовательных учреждениях, что у обучающихся повышается интерес к изучаемому предмету, повышается число желающих учиться по этой программе, налаживаются хорошие отношения с преподавателем, проблемное обучение обеспечивает более дружественный и позитивный учебный климат, а так же уменьшается количество отчисленных обучающихся».

Кроме повышения мотивации еще одним из эффектов применения проблемных методов обучения является развитие внимания, воли, повышение самооценки учащихся, что в свою очередь, позитивно отражается на иных функциях обучения: на усвоении знаний, умений и навыков, а также и на повышении творческого потенциала учащихся.

1.3 Использование проблемного метода на уроках технологии

В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:

­ Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара. Проблемное изложение учебного материала на лекции, предполагает постановку преподавателем проблемных вопросов, проблемных задач и поиск их решения; при этом учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. В начале лекции ставится проблема, педагог не дает готового ответа, а раскрывает сущность научного поиска, сообщает о гипотезах и опытах, которые делались для проверки гипотез и полученных результатов;

­ Частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. педагог продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющеюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и способствовать мыслительному поиску. Педагог должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы учащихся. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность третьего и четвертого уровня (применение и творчество), а также и третий и четвертый уровни знаний (знания-умения, знания- трансформация) в отличие от традиционного объяснительного и репродуктивного обучения, когда формируются лишь знания-знакомства и знания –копии.

­ Самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (решение творческой задачи, разработка и защита проектов, курсовая или дипломная работы) с последующим контролем учителя (преподавателя), что обеспечивает продуктивную деятельность четвертого уровня – творчество, а также и четвертый уровень наиболее эффективных и прочных «знаний-трансформаций».

Благодаря проблемному обучению развивается логика мышления, знания становятся более прочными, т. к. они приобретаются и усваиваются во многом благодаря собственным стараниям учеников. Для специальных дисциплин такая форма обучения означает передвижение вверх концептуальной границы преподавания, приобщение специалистов в будущем к насущной проблематике их выбранной профессиональной деятельности.

Продвижение проблемного метода обучения требует, самое главное, создания новой концепции лекционного курса, которая предполагает определенное взаимодействие и последовательность обзорных и проблемных лекций. Если лекции, которые являются обзорными, призваны дать обобщенную характеристику представленной для изучения темы. Обновлять и осовременивать материал, содержащийся в учебной литературе, то назначение проблемных лекций совсем в ином - углублении учебно-познавательной деятельности путём многогранного рассмотрения той или иной сложной и важной проблемы. Проблемное занятие в форме лекции не должно иметь готового правильного ответа. Его полезнее получить в процессе рассмотрения проблемы на практическом занятии. Возможен и другой вариант: предложить ученикам за 10-15 минут до конца урока сформулировать своё понимание проблемы в письменном виде. Это чрезвычайно результативная форма рубежного контроля. Объявленная лектором в начале занятия, она мобилизует внимание слушателей. Несколько таких тотальных опроса за один семестр могут дать преподавателю существенную вспомогательную информацию о каждом обучающемся, что в свою очередь невозможно сделать на семинарских занятиях. Во время проведения такой формы работы, преподаватель сумеет проконтролировать лишь некоторых.

Метод проблемного обучения используется в границах специальных предметов, воспитывает уважение обучающихся к мыслительным возможностям их будущей профессии, приобщает к поиску научной мысли, готовит к не обычному разрешению насущных проблем профессиональной деятельности. Проблемный метод обучения принципиально осуществимо в преподавании всякой специальной дисциплины.

Основной целью проблемного обучения является то, чтобы с его помощью привести в движение механизм, который побуждает к поисковой деятельности слушателей. Ведь для решения задачи проблемной ситуации требуется преодоление трудностей. Сложность, как элемент проблемной ситуации вовлекает слушателей в механизм психологии творческого труда человека, психологии его способствующей познанию деятельности. Ощущение трудности, таким образом, является исходным условием для установления проблемы. Однако важно, чтобы уровень сложности был посильным для слушателей, чтобы они располагали необходимым уровнем знаний, которые и позволят подойти к поиску на поставленный вопрос. Возможно ещё одно условие создания проблемной ситуации дающее положительные результаты - это то, что ситуация должна выстраиваться на таких вопросах, которые в известной мере легко привлекают внимание обучающихся, соответствуют их заинтересованности, обращены к их знаниям и опыту. Ядром всякой проблемы, ее основой является противоречие. В процессе познавательной деятельности будто бы устранены или во многом и вправду исключены неясности, противоречия благодаря объяснительно-иллюстративному методу обучения. Вся информация, которая излагается преподавателем, приготовлена для свободного запоминания. Но продвигающей силой совершенствования мышления будет в первую очередь происхождение и разрешение противоречий, возникающих в жизни и науке. Именно поэтому в работе с обучающимися преподавателю нужно не только не обходить или смягчать эти противоречия, а показать их во всей красе, обратить на них внимание слушателей и учить их самостоятельно решать появляющиеся проблемы. Какой бы тип противоречий не использовал бы преподаватель занятие, которое построено проблемно - это во всяком случае изучение в плане поиска одной или нескольких научных задач, фундаментом которого является рассуждение, основанное на анализе применяющего описание истории формирования проблемы, анализ существующих точек зрения, ориентируемый на раскрытие достоинств и недостатков главных из них. К примеру, в ходе чтения лекции поиском проблемы занимается преподаватель, но делает это постоянно обращаясь к обучающимся, ставя перед ними вопросы риторического характера, которые не требуют ответов вслух, рассчитанные на долгие диалоги с обучающимися. Но возбуждающие, способные привлечь внимание к рассуждениям лектора, привлекающие к сотворчеству с ним, появлению желания получить ответ на поставленный вопрос. Занятие, которое построено как проблемное, как бы отображает процесс развития научной мысли от начала осознания и формировании проблемы до момента её разрешения или установления возможных путей к этому, если проблема в науке остается пока не разрешенной. Вопросы, касающиеся теории и практики проблемного метода обучения достаточно расписаны в научной литературе.

Проблемный семинар можно провести в форме деловой дидактической игры, когда небольшие рабочие группы, организованные на базе группы (класса) учащихся, доказывают друг другу преимущества своей гипотезы, концепции. Решение серии проблемных задач может быть вынесено на урок систематизации и обобщения знаний или на практическое занятие, посвященное проверке или оценке определенной теоретической модели или методики. Наибольшая эффективность проблемного подхода реализуется через учебно-исследовательскую деятельность, при выполнении которой ученик проходит все этапы формирования исследовательских умений и профессионального мышления, в то время как на отдельной лекции, семинаре или практическом занятии преследуется одна цель или ограниченная группа целей проблемного обучения.

Метод - (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо) - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования.

Основные методы проблемного обучения: метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.

Методом проблемного изложения является переход исполнительской деятельности к творческой. На конкретно обозначенном этапе обучения, обучающиеся еще не в состоянии сами разрешать проблемные задачи, и поэтому преподаватель указывает путь исследования проблемы, освещая ее решение от начала и до конца. Хотя обучающиеся при проблемном обучении не участники, а являются лишь наблюдателями хода размышлений, при этом они получают опыт решения мыслительных затруднений.

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

­ Знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добыть самостоятельно;

­ Педагог организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью проблемных задач;

­ Обучающиеся под контролем преподавателя индивидуально рассуждают, разрешают встающие перед ними познавательные задачи, выстраивают и решают проблемные ситуации, анализируют, сопоставляют, обобщают, подводят итоги и т.д., результатом чего является формирование осознанных прочных знаний.

Ученики не всегда способны самостоятельно разрешить сложную проблему от начала до конца. Именно поэтому метод заполучил название частично - поискового. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: педагог - учащиеся - педагог - учащиеся и т.д. Определенную долю знаний сообщает преподаватель, часть обучающиеся приобретают сами, давая ответы на поставленные вопросы или решая проблемные задания.

Суть метода, который является исследовательским в обучении, выражается в том, что:

­ Преподаватель с учениками обозначают проблему, решение которой предоставляется часть учебного времени;

­ Знания учащимся в готовом виде не предоставляются.

Обучающиеся сами извлекают их в процессе решения проблемы, сопоставления разных вариантов найденных ответов. Способы для получения результата определяют сами учащиеся;

­ Работа преподавателя сводится к продуктивному управлению процессом решения проблемных задач;

­ Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Метод обучения, основанный на исследовании, предполагает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и усилий преподавателя и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Для реализации проблемной технологии необходимы:

­ отбор самых актуальных, сущностных задач;

­ выявление и учет особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

­ построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных, методических пособий и рекомендаций;

­ применение личностно - деятельного подхода в учебном процессе;

­ достаточный уровень профессиональной компетентности учителя.

Выделяют 4 основных условия проблемного метода:

­ предоставление учащимся необходимой мотивации, способной вызывать интерес к содержанию проблемы;

­ предоставление работы обучающимся с появляющимися на каждом шаге проблемами (обоснованное сравнение известного и неизвестного);

­ важность для учащегося знаний, полученных при разрешении проблемы;

­ обязательность диалогического, открытого общения с учениками, когда с чуткостью и похвалы относятся к разным точкам зрения, гипотезам, предложениям, которые были высказанные обучающимися.

В учебном процессе не всякая информация, выдающаяся учащимися может подойти для проблемного изложения. Проблемные ситуации довольно легко создать при знакомстве учеников с историей предмета науки.

Суждения о решении, не известные научные показания, переломный момент традиционного понимания, поиск нового подхода к проблеме – вот далеко не полностью охваченный перечень тем, которые подходят для проблемного изложения. Освоение логики поиска посредством истории открытий – один из возможных удачных путей развития проблемного мышления. Успешность перестройки процесса обучения с традиционного на проблемное обучение зависит от «уровня проблемности». Оно определяется следующими факторами:

­ степенью сложности проблемы – выводимой из соотношений известного и неизвестного обучающихся в рамках данной проблемы;

­ долей творческого участия обучаемых в разрешении проблемы при сочетании коллективных и индивидуальных форм обучения.

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

На основании рассмотренного теоретического материала по методу проблемного обучения было установлено, что проблемное обучение - это система методов, приемов, правил учения и преподавания с учетом логики развития мыслительных операций и закономерностей учебно-поисковой деятельности обучающихся. Оно является одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности учащихся, развития у них познавательных интересов, творческих способностей, самостоятельности, исследовательских умений.

При проблемном методе обучения обучающиеся становятся в позицию субъекта обучения, овладевают новыми знаниями, способами действий.

ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1. Методические приемы создания проблемных ситуаций

Психологическая наука указывает следующие этапы продуктивной познавательной деятельности человека:

­ проблемная ситуация;

­ проблема;

­ поиск приемов ее решения;

­ решение проблемы.

Следовательно, проблемная ситуация - центральное звено в проблемном обучении. От того, насколько она соответствует существу изучаемого вопроса, насколько удалось активизировать учащихся, возбудить их интерес, зависит эффективность проблемного обучения.

Анализ проблемной ситуация есть первый этап самостоятельной умственной деятельности учащегося. Ее осмысливание приводит ученика к пониманию того, что явилось причиной возникшего интеллектуального затруднения, к видению и словесной формулировке проблемы, т.е. к началу активного мышления. Сущность проблемной ситуации заключается в диалектическом противоречии между известными школьнику сведениями и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Это противоречие - движущая сила творческого усвоения знаний.

Организация учебного процесса может быть разной, в зависимости от той роли, которую берет на себя преподаватель, в зависимости от характера выдвинутой проблемы. Выделим три главных аспекта в организации учебного занятия с использованием проблемного метода обучения.

Первый аспект - содержательную основу проблемного занятия составляет проблемный вопрос (вопросы). Главная отличительная черта проблемного вопроса - «возбуждение интереса».

Второй аспект - проблемный вопрос, предполагающий выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.

Третий аспект в качестве организационного принципа учебного занятия с применением проблемного метода обучения чаще всего выступает принцип совместной деятельности, основой которого является групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры. Основными факторами, которые побуждают учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер. Познавательный интерес - это главный фактор активизации обучения. У обучающегося не появится внутреннего интереса к ситуации, являющейся результатом принуждения, а также к проблемной ситуации, которая не отражает реальности. Творческое направление деятельности является главным стимулом к познанию.

Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности пробуждает у учащихся творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, методов решения.

Состязательность способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Главный мотив состязательности - это мотив достижения успеха. Игровой вид учебно-познавательной работы учащихся содержит в себе и показатель познавательного интереса, и показатель соревновательности, а также является эффективным мотивационным механизмом мыслительной активности учащихся и фактором их саморазвития.

Примерная структура проблемного учебного занятия:

­ Актуализация прежних знаний – подготовка к восприятию нового материала;

­ Усвоение новых знаний и способов действий – на этом этапе создается проблемная ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются гипотезы ее разрешения, доказательство гипотез, проверка решения;

­ Формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы.

Методические приемы построения проблемной ситуации:

­ наставник подводит учащихся к противоречию и дает возможность им самостоятельно найти способ его решения;

­ преподаватель в практической деятельности сталкивает противоречия;

­ изъясняет разнообразные точки зрения на один и тот же вопрос;

­ предлагает учащимся изучить явление с различных позиций(например, менеджера, адвоката, финансиста, преподавателя);

­ побуждает учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

­ ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

­ определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

­ формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции" и др.).

Дидактической основой проблемного метода обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация имеет познавательную функцию, конструкцию ее создает педагог в целях стимулирования деятельности учащихся. Для преподавателя построение проблемы составляет условие организации проблемного обучения. Преподаватель разрабатывает задачи и задания, позволяющие включить учащихся в активный познавательный процесс, создает проблемные ситуации.

«Дидактическая характеристика проблемного обучения основана на применении проблемных ситуаций в учебно-педагогическом процессе. Педагог создает проблемные ситуации заданного типа и тем самым оказывает необходимую помощь учащимся в анализе учебного материала и в организации мыслительного поиска для ее решения, регулирует процесс решения: вводит необходимую информацию, руководит ценностной организацией, определяет степень свободы выбора, направляет на поиск адекватных способов действий, способствует смысловому пониманию информации».

При создании проблемных ситуаций учитель должен опираться на общие способы и пути создания проблемной ситуации, но выбор этих способов и путей может варьироваться, изменяться в зависимости от специфики предмета, темы, от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. При использовании проблемных ситуаций на учебных занятиях в традиционной системе обучения у обучающихся можно развивать логическое мышление.

Обучая учащихся поиску путей выхода из проблемных ситуаций, преподаватель формирует навык самостоятельного творческого подхода к любой трудности.

Примеры ситуаций, являющихся проблемными, которые были созданы на основе противоречий, характерных для способствующего познанию процесса:

­ проблемная ситуация является следствием взаимодействия противоречий старых и новых знаний для учащихся, результатом которого становятся факты, ломающими предыдущую теорию.

­ осознание научного значения проблемы и недостаток устойчивой теоретической базы для ее разрешения;

– разнообразие концепций и нехватка надежной теории для толкования данных фактов;

– почти доступный результат и недостаток его теоретического подтверждения;

– противоречие между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью;

– большое количество фактических данных и отсутствие метода их обработки и анализа.

Для решения поставленных проблем можно выделить четыре этапа:

­ Мотивационный – обучающийся должен знать, зачем решать проблему, нужно ли это ему.

­ Определительный – обучающийся должен понять, какие действия и в каком порядке нужно выполнять.

­ Деятельный – обучающийся, поняв проблему и пути ее решения, может практически заняться намеченными действиями.

­ Коррекционный – проконтролировав работу учащихся, преподаватель указывает на ошибки, помогает их преодолеть и внести уточнения.

Преподаватель должен строить работу так, чтобы на каждом занятии учащиеся решали какие-то проблемы (устно, письменно или практически).

Главное, чтобы каждый обучающийся был вовлечен в этот процесс решения. Перед тем, как запланировать проблемное изучение определенной темы, необходимо установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при ее изучении. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер.

Большое внимание должно быть уделено выявлению внутренних условий мышления учащихся и предварительной работе:

­ выявить уровень знаний и представлений учащихся по данной теме;

­ необходимо предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций при проблемном изучении темы, а также продумать способы сообщения этих необходимых сведений;

­ надо выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения.

2.2 Разработка проблемных ситуаций на уроках технологии

Наука доказала, что источником возникновения проблемных ситуаций и движущей силой их решения есть противоречия. Психологи установили, что благоприятные условия для творческого мышления формируются тогда, когда обучающиеся встречаются с противоречиями, которые они не в состоянии разрешить, опираясь на уже имеющиеся знания и опыт, когда перед ними появляется проблема, которую необходимо решить. Интеллектуальное препятствие одолевается интенсивной работой мышления, активным поиском выхода из ситуации. Мышление активизируется при сопоставлении имеющихся знаний с новыми обстоятельствами, при желании понять причины и суть новых фактов и явлений, объяснить противоречия.

Итак, проблемные ситуации в процессе обучения возникают, когда учащиеся сталкиваются с противоречивыми факторами, заложенными в предметах и явлениях природы, или с несоответствием между известными знаниями или способами действия и неизвестными, то есть теми, которые нужно получить в процессе познания.

При обучении учащихся на уроках технологии, целесообразно использовать проблемный метод, создавать для учащихся проблемные ситуации.

Проблемная ситуация, когда идет поиск путей использования имеющихся знаний в новых условиях, которая может быть применена на учебном занятии по теме «Электрические цепи» дисциплины технологии.

После того, как на занятии были изучены основные факторы, педагог озвучивает учащимся проблемный вопрос: «Возможно ли возникновение ситуации, когда при подключении в сеть штекер прибора, лампочка не зажжется?»

Учащимся нужно использовать уже имеющиеся знания в новых условиях. Каковы же эти условия? Учащимся помогает преподаватель, применяя дополнительную информацию, и приводя пример того, какая причина могла произойти.

С помощью педагога учащиеся делают вывод, что в данных условиях должно случиться явление, сделавшее это по-другому, чем ранее.

Следующий вопрос: «Может ли возникнуть ситуация, когда при подключении электричества, могли перепутать подключаемые провода?"

Так же на уроках по технологии довольно часто нужно объяснять учебный материал, в котором сталкиваются суждения «возможно - невозможно», «рационально - нерационально», «какой это процесс, позитивный или негативный» и др. Проблемные задачи подобного вида представляют немаловажную значимость в формировании активной мыслительной работы обучающихся.

Когда учащиеся встречают с ситуацию, в которой с различных знаний или методов действия необходимо выбрать подходящие. Данную проблемную ситуацию можно применить на практическом занятии.

При выполнения практической работы учащимся необходимо выбрать определенные факторы. Кафе «Жар-птица» (капитал). Вода на Малковском водохранилище (земля).Описание методики обрабатывания кирпича (информация).Шахтеры шахты «Бошняково» (труд).Документы на новейшую технологию производства кирпича (информация).

Если появляются затруднения воздействием «психологического барьера» прошлого опыта.

Известная психологическая закономерность - воздействие прошлого опыта на усвоение новых знаний и методов действия, в научной литературе часто встречается под наименованиями «психологический барьер» предыдущего опыта, «явление интерференции» и «явление отрицательного переноса». Поскольку эта закономерность в учебном процессе выступает как препятствие, затруднение на пути к новому, то следует пользоваться понятием «психологический барьер предыдущего опыта».

Суть данного психологического явления состоит в том, что выработанные в ходе практической деятельности умения и навыки задерживают установление новейших методов воздействия. У учащихся не получается избавиться от уже изученных методов действия и пойти путем новейших, оригинальных решений.

Различают два вида этого явления: ассоциативное и репродуктивное торможения. Репродуктивное торможение наблюдается тогда, когда вместо нового способа выполнения действия проявляется другой способ, ранее усвоенный. Оно может использоваться для создания проблемных ситуаций только в том случае, когда возникает необходимость его предотвратить. Ассоциативное торможение проявляется при замене ранее усвоенных способов действия новыми способами. Это - весьма эффективное средство создания проблемных ситуаций.

Причиной преодоления влияния «психологического барьера» прошлого опыта является борьба присущих ему противоположных тенденций - к сохранению (фиксации приобретенного) и до его изменения (модификации). Это противоречие, при соответствующих условиях, - источник создания проблемных ситуаций.

При обучении экономике такие ситуации возникают очень часто, особенно при выполнении практических заданий. Педагогу немаловажно замечать их проявление и при надобности уметь их обострять или снимать посредством оперативного вмешательства. Актуализация необходимых знаний и способов действия содействует созданию проблемных задач данного типа. Расширение уже имеющихся взглядов, знаний и умений по определенной проблемной ситуации, которая рассматривается, использование определенных установок не допускают проявления «психологического барьера» предшествующего опыта. Могут быть и другие виды проблемных ситуаций.

Чтобы создать проблемную ситуацию, надо поставить перед обучающимися такое практическое или теоретическое задание, выполняя которое они открывают для себя новые знания или методы действия. Это первый важный момент, на который следует обратить внимание при создании проблемной ситуации. Помимо него следует учесть еще некоторые условия:

­ Проблемное задание, на основе которого создается проблемная ситуация, должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми обладают обучающиеся. Задача может вытекать из содержания материала, который изучается, быть логически связана с ним.

­ Решение проблемных задач должно выявить у учащихся потребность в новых знаниях или методах действия. Наблюдения показывают, что без учета интересов и потребностей, обучающихся организовывать проблемное обучение невозможно. По этой причине любое запланированное проблемное задание нужно обязательно проанализировать как из профессиональной, так и мотивационной стороны.

­ Проблемные ситуации, которые педагог планировал разрешить на занятии, должны являться обобщающими. Переход от одной проблемной задачи к другой, содержащей новые знания или новый способ действия, обязан учитывать обеспечение последующего развития действий и мышления учащихся.

­ Важным условием успешного создания проблемных ситуаций является, правильное и умелое формулировка проблемной задачи.

Формулируя проблемные задания, не следует употреблять слов, смысл, которых обучающиеся понимают плохо.

2.3 Педагогический эксперимент

База исследования –ГБОУ«Аюская основная общеобразовательная школа Р.Х.Кагирова», 9класс.

Объект исследования - процесс изучения раздела «Профессиональное самоопределение»

Предмет исследования - возможность повышения эффективности изучения раздела «Профессионального самоопределения».

Цель исследования - выявить влияние разработанного методического обеспечения на уровень усвоения знаний.

Задачи исследования:

­ Оценить уровень знаний посредством проведения контрольной работы по разделу «Профессиональное самоопределение» в двух группах:

экспериментальной и контрольной.

­ Провести комплекс занятий с использованием разработанного методического обеспечения: конспектов занятий, практических занятий с использованием проблемной ситуации.

­ Провести контрольную работу для оценки уровня усвоенных знаний на контрольном этапе эксперимента.

Гипотеза исследования: если на занятиях по технологии при изучении раздела ««Профессиональное самоопределение» будет использоваться метод проблемного обучения, то повысится уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Во время подготовки и проведения исследования посещались занятия по технологии «Профессиональное самоопределение»велись наблюдения за организацией учебного процесса, использованием наглядных и методических пособий.

Исследования проводились на базе Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы «Аюская основная общеобразовательная школа им Р.Х. Кагирова» с 09.02.2019 по 12.03.2019.

На констатирующем этапе эксперимента приняли участие учеников 9 класса, в количестве - 5 человек. Эксперимент проходил в течение 28 дней во время основных занятий, в первой половине дня.

Организуя экспериментальную деятельность, был проведен констатирующий эксперимент, где главной целью стало - определить уровень умений и знаний учащихся 9 класса. В начале работы была проведена контрольная работа, что позволило выявить уровень знаний по разделу.

Контрольная работа состоит из тестовых заданий. В результате проведенного исследования нами было определено, что на первом этапе эксперимента обучающиеся показали низкие результаты, о чем свидетельствует количество правильных ответов, отраженных в таблице 1:

Таблица 1 - Результаты диагностики сформированности знаний и умений, обучающихся на констатирующем этапе эксперимента

Уровень умений и знаний обучающихся,

9класс, %

Низкий

61%

Средний

27%

Высокий

12%

Из данных таблицы видно, что низкий уровень сформированности знаний и умений учащихся свойственен 61% в 9 классе.

На формирующем этапе эксперимента проводится система занятий в классе с использованием разработанных проблемных ситуаций.

Цель: определить уровень знаний и умений по разделу «Профессиональное самоопределение».

После проведенной работы, отмечены следующие изменения, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты диагностики сформированности знаний и умений обучающихся на контрольном этапе эксперимента

Уровень умений и знаний обучающихся,

9 класс, %

Низкий

59%

Средний

29%

Высокий

12%

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что среди обучающихся сократилась доля с низким уровнем сформированности знаний и умений, составив 59%, увеличилась доля учащихся, со средним уровнем сформированности знаний и умений составив 29 %.

Результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы: если на уроках технологии будет использоваться метод проблемного обучения, то повысится уровень знаний, умений и навыков учащихся; проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции; постоянная постановка перед учащимся проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешать, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ:

В данной главе определено понятие проблемной ситуации. Проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая означает состояние интеллектуального затруднения, при котором учащийся испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся.

Так же во второй главе были рассмотрены методические приемы создания проблемных ситуаций. Был проведен педагогический эксперимент, который подтвердил, что разработанные проблемные ситуации могут успешно применяться на учебных занятиях в школе на уроках технологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования были решены поставленные задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность и практическую значимость работы. Данные полученные в результате теоретического исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.

Выявлено понятие, рассмотрена классификация и функции проблемного метода обучения. Определены методические приемы создания проблемных ситуаций.

Были разработаны проблемные ситуации по разделу «Профессиональное самоопределение» на уроках технологии. Учебные занятия с использованием разработанных проблемных ситуаций проводились на базе на базе Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы «Аюская основная общеобразовательная школа им Р.Х. Кагирова» с 09.02.2019 по 12.03.2019. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы: если на уроках технологии, при изучении раздела «Профессиональное самоопределение» будет использоваться метод проблемного обучения, то повысится уровень знаний, умений и навыков учащихся; проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.

Проблемный метод обучения направлен на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Успех использования проблемного метода во многом зависит от педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.

Использование проблемного обучения на учебных занятиях позволяет в комплексе решать все три задачи обучения: образовательную, воспитательную, развивающую. Позволяет сделать учебный процесс интересным и увлекательным, позволяет развивать индивидуальность учащегося.

В результате проблемного обучения, обучающиеся приобретают профессиональные компетенции, которые помогут в решении производственных ситуаций, а также необходимые коммуникативные и творческие навыки.

Систематическое использование проблемного метода обучения позволяет выработать у учащихся привычку дискутировать, анализировать, спорить, доказывать, рассуждать, они втягиваются в процесс общения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Арапов, К.А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников// К.А. Арапов// Молодой ученый. –2015. – №8. – С. 290-294. – URL https://moluch.ru/archive/43/4806/ (дата обращения: 17.11.2018).

2 Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе//Д.В. Вилькеев. – Казань. - 2012. – 169 с.

3 Володин, Н.Н. Чучалин А.Г.,Шухов В.С.Проблемно-ориентированное обучение // Лечащий врач. - 2016. №5.

4 Герелес, Л.М. Проблемное обучение в школе / Л. М. Герелес // Молодой ученый. – 2013. – с. 78

5 Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков// В.В. Гузеев. – Москва. - 2008. – 274 с.

6 Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках : /М. В. Кларин. - М.: Арена, 2014. - 223 с.

7 Кнышова, Е.Н. Менеджмент: /Е.Н. Кнышова. – М.: Дрофа.-2012. – 274 с.

8 Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие для школьников / Г. И. Кругликов. – М.: Издательский центр «Академия». - 2015. – 288 с.

9 Самойлович, В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия. –М.: Академия, 2009. – 224 с.

10 Кудрявцев, Т.В. Создание проблемных ситуаций – средство активизации учащихся / Т.В. Кудрявцев // Профессионально-техническое обучение. – 2015. – 315 с.

11 Экономика труда: социально-трудовые отношения / Подред. Н.А.Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2010. – 736 с.

12 Левинтес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии: книга для учителя / Л. Г. Левинтес – Мурманск. - 2015. –236с.

13 Лизинский, В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. / В. М. Лизинский. - М. Инфра-М. - 2014. – 288 с.

14 Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Директмедиа. - 2010. - 392 с.

15 Райзберг, Б.А. Курс технологии: учебник/Под ред.Б.А.Райзберга.– 5-е изд., переаб. и доп. – М.: ИНФРА-М. 2014

16 Мельникова,Е.Л. Технология проблемного обучения. Образовательная программа и пути ее реализации/ Е.Л. Мельникова. - М.: Баласс. - 2014. – 217 с.

17 Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. Ред. П.И.Педкосистого. – М.:Педагогическое общество России. - 2002. – 640с.

18 Слагода В.Г., Сибикин М.Ю. Экономическая теория/В.Г.Слагода, М.Ю. Сибикин. – М.: Форум, 2014. – 368 с.

19 Подласый, И.П. Педагогика:учеб.для студентов пед.учебных заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение; ВЛАДОС. - 2014. – 423 с.

20 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии//Г.К. Селевко. - М.: Народное образование. - 2011. - 256 с.

21 Семенова, Е.П. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-М.:Педагогика. - 2016. - 258 с.

22 Амосова, В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория/В.В.Амосова, Г.М. Гукасьян. – М.: Эксмо, 2014. – 736 с.

23 Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд.-М.:Педагогика. - 2014. - 96 с.

24 Смирнов, С. А. Педагогика. Теории, системы, технологии. / С. А. Смирнов. – М. Проспект. - 2013. – 482 с.

25 Столяренко, Л.Д. Педагогика. –Ростов н/Д:Феникс.- 2011.

26 Хужаев, Н. А. Методика преподавания экономических дисциплин:Учеб.пособие /Н.Хужаев,П.З.Хашимов,Т.Т Джураев, О.Б.Гимранова. – Ташкент: Ташкентский финансовый институт. - 2015. – 110 с.

27 Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория,методология,практика. - М.: Международная педагогическая академия. - 2013.

28 Поздняков, В.Я. Экономика отрасли:Учебное пособие/В.Я.Поздняков, С.В. Казаков. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 309 c.

29 Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. Чошанов. - М.: Народное образование. - 2017. - 158 c.

30 Басовский, Л.Е. Экономика отрасли:Учебное пособие/Л.Е.Басовский. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 145 c.

31 Цыпин И.С., Веснин В.Р.Мировая экономика. – М.: Проспект,2012. – 248 с.

Loading...

Последние статьи из блога

Теоретико-методологические подходы к изучению представлений о безопасности городской среды

Типология интернет-ресурсов

Cовершенствование трудовых коммуникаций работников с позиции экосистемного подхода

Особенности развития малого бизнеса в сфере производства и реализации товаров народного потребления

Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр – головоломок

Теоретический обзор темы исследования

Український туризм: проблеми та перспективи

Законодательная база Украины в области телекоммуникаций

Мобильный рынок Украины и его основные игроки

История возникновения мобильной связи

Характеристика показателей прибыли и рентабельности

Организация социального туризма

Характеристика средств, стратегий и рынков социального туризма

Изучение теоретических аспектов понятия «Социальный туризм», доступные возможности

Способы организации перевозки грузов. Понятие «мультимодальные перевозки»

Теоретические основы изучения неологизмов в современном англоязычном публицистическом тексте

Теоретические аспекты управления запасами в организации

​ Формирование решений, направленных на снижение экологического влияния промышленных компаний

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Основи викладання предмета «спеціальна технологія» у закладах професійно-технічної освіти