Будем благодарны если Вы поддержите проект
Введение..................................................................................................... 2
Глава 1. Теоретические аспекты налогового регулирования экспорта и импорта............................................................................................................................. 4
1.1 Сущность налогового регулирования экспорта и импорта.......... 4
1.2 Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования.......................................................................................................................... 7
1.3 Экспортный контроль................................................................... 11
Глава 2. Анализ налогового регулирования экспорта и импорта........ 16
2.1 Анализ экспортно-импортных операций...................................... 16
2.2 Анализ налогового законодательства регулирующего налоговое обложение экспортно-импортные операции................................................ 22
3 Налогообложение внешнеторговых операций в условиях единой таможенной территории Таможенного союза ЕВРАЗЭС.................................................... 26
3.1 Особенности налогообложения внешнеторговых операций в условиях единой таможенной территории Таможенного союза ЕВРАЗЭС.............. 26
3.2 Механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин........................................................................................................... 34
Заключение.............................................................................................. 41
Список литературы................................................................................. 42
Приложение............................................................................................. 43
В современном мире ни одно государство не может нормально функционировать и динамично развиваться, находясь в изоляции от других стран. С усилением роли научно-технического прогресса и международного разделения труда возникли новые и укрепились уже существующие отношения во внешнеторговой деятельности, которые выражаются в виде экспортно-импортных операций. По мере интеграции Беларуси в мировое хозяйство, все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни становятся экспортно-импортные операции. В сферу международной торговли вовлекается все больше предприятий, подчиняющиеся в своей деятельности законам мировой экономики и самостоятельного освоения внешнего рынка. .
Государство использует налоги в качестве важнейшего инструмента государственного регулирования и стимулирования. Поэтому вопрос о дальнейшем совершенствовании системы налогового регулирования экспортно-импортных операций выступает необходимым и обязательным условием эффективного государственного регулирования внешней торговли. По результатам исследования, проведенного экспертами журнала "Business Week", в течение последних тридцати лет на долю внешней торговли пришлось около 25% прироста суммарного мирового валового внутреннего продукта.
Налогообложение внешнеторговых операций приобрело в последние годы особую значимость для отечественной экономики, особенно возросла его фискальная роль. Доля налоговых платежей в бюджет от экспортно-импортных операций (ввозные и вывозные таможенные пошлины, НДС, акцизы) неуклонно.увеличивается: в 2007 г. - 19,3%, в 2016 г. - уже 38,9%.
Все это свидетельствует о чрезвычайной важности научного решения проблем в сфере налогового регулирования экспортно-импортных операций, что и определяют актуальность темы исследования.
Целью является анализ теоретических и практических основ организации налогового регулирования экспортно-импортных операций, выявление закономерностей ее функционирования и на этой основе разработка рекомендаций по совершенствованию действующего механизма налогообложения внешнеторговых операций.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику исследования и его структуру:
- раскрыть экономическое содержание налогового регулирования, его принципы и методы в системе государственного регулирования экспортно-импортных операций;
- рассмотреть теоретические аспекты проведения налоговой политики применительно к сфере экспортно-импортных операций; х
- определить возможности и пути совершенствования системы налогового регулирования экспортно-импортной деятельности в Беларуси.
Объектом исследования выступает действующая система налогообложения экспортно-импортных операций в Беларуси. Предметом исследования выступают денежные отношения между хозяйствующими субъектами и государством, складывающиеся в процессе налогообложения операций экспорта и импорта.
Степень разработанности проблемы. Роль налогового регулирования экспортно-импортных операций в экономике современного государства обусловила внимание ученых к исследованию проблемы функционирования налогов при операциях экспорта и импорта. Результаты этих исследований нашли отражение в зарубежной и.отечественной литературе. В нашей стране направления развития теоретических исследований в области государственного регулирования экспортно-импортных операций в современных условиях во многом определяются трудами таких авторов как Л.И. Абалкин, Э.Э. Батизи, Б.Н. Габричидзе, И.Н. Герчикова, А.Е. Городецкий, С.И. Долгов, И.И. Дюмулен, А.П. Киреев, А.И. Козырин, М.В. Кокорев, JI.H. Красавина, И.И. Кретов, В.В. Круглов, В.М. Кутовой, М.В. Наумов, И.П. Фаминский и др.
Государство с целью защиты своих национальных интересов осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности, а также воздействует тем или иным способом на участников возникающих при этом отношений, оказывая им поддержку и создавая благоприятные условия осуществления внешнеэкономической деятельности.
Беларусь обладает огромным внешнеторговым потенциалом. Политика государства направлена на решение следующих задач:
- интеграция страны в мировую экономику;
- совершенствование структуры организации внешней торговли;
- поиск новых рынков для сбыта продукции отечественных производителей;
- диверсификация продукции на уже освоенных рынках;
- вступление Беларуси во Всемирную торговую организацию.
Для решения этих задач государство использует различные методы, основными из которых являются тарифное и нетарифное регулирование, валютное регулирование и контроль, налогообложение внешнеэкономической деятельности. Такая деятельность государства осуществляется по следующим направлениям:
- обеспечение стабильности и развития экономики посредством таможенного и валютного контроля;
- обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды посредством сертификации, установления санитарных и ветеринарных обязательных для исполнения предписаний;
- обеспечение возможности доступа отечественных субъектов хозяйствования на зарубежные рынки посредством предоставления благоприятного режима экспорта, квотирования импорта;
- обеспечение развития отдельных сфер экономики, стратегически важных для государства, посредством льготного кредитования, субсидирования;
- обеспечение конкурентоспособности товаров отечественных производителей посредством льготного кредитования, субсидирования.
Основными методами регулирования внешней торговли являются тарифное и нетарифное регулирование.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
Основой тарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является Закон Республики Беларусь «О таможенном тарифе» от 03.02.93 г. и Таможенный кодекс.
Таможенный тариф Республики Беларусь является систематизированным сводом ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, – это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте и экспорте товаров.
Ставки таможенных пошлин определяются Президентом: Указ №699 от 31.12.07 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин».
Ввозные таможенные пошлины взимаются с учетом экономического развития страны-экспортера и уровня экономических и политических связей с ней. В зависимости от страны происхождения товаров на практике применяются режимы свободной торговли (страны - участники СНГ: товары, происходящие из этих стран не облагаются пошлинами при наличии сертификата о происхождении товара формы СТ-1), наибольшего благоприятствования (применяются базовые ставки таможенных пошлин), преференциальные режимы (для развивающихся и наименее развитых стран – понижение базовых ставок на 20-25%) и общий режим (товары, происходящие из стран, с которыми Республика Беларусь не применяет режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых неизвестна, облагаются по удвоенной ставке таможенной пошлины).
Нетарифные методы ограничений– это совокупность экономических и административных мер, выходящих за рамки таможенно-тарифной политики и используемых в качестве национального торгово-политического инструментария при регулировании внешней торговли.
К этим методам относят:
1. Лицензирование внешнеторговой деятельности – это выдача государственными органами официального разрешения (лицензии) на осуществление ввоза-вывоза отдельных товаров. Выдача лицензии на осуществление экспортно-импортных операций производится Министерством торговли Республики Беларусь. Министерством торговли выдаются следующие виды лицензий: разовые; генеральные; специальные лицензии образца Европейского Союза для торговли текстильными изделиями.
2. Квотирование внешнеторговой деятельности – это количественное ограничение ввоза-вывоза товаров. По общему правилу, внешняя торговля товарами осуществляется без количественных ограничений. Исключение составляют следующие случаи.
1). Временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Республики Беларусь продовольственных иди иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Республики Беларусь.
2). Ограничения импорта сельскохозяйственных товаров, ввозимых в Республику Беларусь в любом виде, если необходимо сократить производство или продажу аналогичного товара, происходящего с территории Республики Беларусь (алкогольной продукции, табачных изделий, рыбы и морепродуктов).
Распределение квот осуществляется путем организации и проведения открытых конкурсов исходя из принципов равноправия участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации и положения на рынке.
3. Экспортный контроль- установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля (товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия и т.д.).
4. Введение государственной монополии на внешнюю торговлю отдельными видами товаров.
5. Установление технических, фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов и требований в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством ввозимых товаров (импортный контроль) и др.
Квотирование экспорта и (или) импорта - временное количественное ограничение экспорта и (Или) импорта отдельных видов товаров, работ, услуг, устанавливаемое уполномоченными государственными органами.
Лицензирование экспорта и (или) импорта - выдача уполномоченными республиканскими органами государственного управления разрешений (лицензий) на ввоз и (или) вывоз определенных видов товаров, работ, услуг.
Экспорт и (или) импорт товаров, работ, услуг осуществляются без количественных ограничений, за исключением случаев, когда такие ограничения вводятся Президентом или Правительством Республики Беларусь с целью:
1. обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь;
2. защиты внутреннего рынка Республики Беларусь;
3. выполнение международных обязательств Республики Беларусь.
Распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурсов или аукционов республиканским органом государственного управления, определяемым Правительством Республики Беларусь.
Порядок проведения таких конкурсов или аукционов устанавливается Правительством Республики Беларусь. Не допускаются ограничение числа участников конкурса или аукциона и их дискриминация по признакам формы собственности или места регистрации.
Регулирование импорта и экспорта путем квотирования предусмотрено Законом Республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. № 223-3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности ».
Режим квотирования и лицензирования определен Постановлением Кабинета министров Республики Беларусь от 1 декабря 1994 года № 213 «О мерах по совершенствованию регулирование экспорта и импорта товаров ».
Белорусским законодательством установлена
единая система квотирования и лицензирования. Это означает, что она распространяется на всех субъектов, осуществляющих ВЭД, на экспортно-импортные операции со всеми государствами.
Отгрузка товаров, подлежащих лицензированию, до получения лицензии запрещены. Лицензии выдаются Министерством иностранных дел.
Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Генеральные лицензии выдаются для осуществления экспортно-импортных поставок для государственных нужд сроком на один год. По общему правилу генеральная лицензия, как и разовая, оформляется на один вид товара, если товары входят в единую группу, возможна выдача генеральной лицензии на несколько видов товара. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам.
Разовая лицензия оформляется на один вид товара, на осуществление одной сделки сроком до 12 месяцев.
В действующем правовом режиме лицензирования существует исключение в отношении экспорта поставляемой предприятиями с иностранными инвестициями. Предприятия, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, и предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе экспортировать продукцию собственного производства без лицензий за исключением экспорта текстильных товаров в рамках Соглашения между Европейским экономическим сообществом и Республикой Беларусь.
Определение продукции этих предприятий, как продукции собственного производства проводится в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.07.92 М. N 421 «О порядке отнесения продукции (работ, услуг) иностранных и совместных предприятий, действующих на территории Республики Беларусь, к продукции собственного производства ».
В соответствии со статьей 23 Таможенного кодекса Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 19 марта 1996г. № 108 «Об усовершенствовании внешнеэкономической деятельности », в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 24 февраля 1999г. № 112 «О некоторых вопросах регулирования рынка нефтепродуктов »и Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 01 декабря 1994г. № 213 «О мерах по совершенствованию регулирования экспорта и импорта товаров »установлено, что:
- Условием выдачи таможенными органами разрешений на использование товаров, экспорт и импорт которых осуществляется по лицензиям Министерства иностранных дел Республики Беларусь, в таможенных режимах выпуска для свободного использования и экспорта, а также в режиме переработки вне таможенной территории в отношении отходов и лома цветных металлов, указанных в приложении 1 и товаров, указанных в приложении 2, является наличие лицензии Министерства иностранных дел Республики Беларусь. Предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, вправе экспортировать продукцию собственного производства без лицензий на экспорт товаров в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь за исключением экспорта текстильных товаров в рамках Соглашения между Европейским экономическим сообществом и Республикой Беларусь;
- Условием выдачи таможенными органами разрешений на использование товаров, экспорт и импорт которых осуществляется при условии регистрации контрактов (приложение 5 и 6), в таможенных режимах экспорта и выпуска для свободного использования, является наличие сертификата регистрации контракта Министерства иностранных дел Республики Беларусь.
Не подлежат регистрации контракты предприятий, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, при экспорте продукции собственного производства;
- Сверх установленных квот без лицензий и регистрации контрактов по поручению собственника и по согласованию с Белорусским государственным концерном по нефти и химии разрешается вывоз субъектами хозяйствования-производителями азотных и фосфорных удобрений этой продукции, произведенной ими из сырья и материалов, находятся в собственности заказчика-нерезидента Республики Беларусь;
- Экспорт товаров, указанных в приложении 7, запрещен;
- Импорт товаров, указанных в приложении 8, запрещен. Дополнения установлены приказом ГТК РБ № 87-ОД от 15.03.99 г. «Об условиях приминення под таможенные режимы товаров, экспорт и импорт которых осуществляется по лицензиям Министерства иностранных дел, а также при условии регистрации контрактов »(рег. № 8/18 от 29.03.99 p.). Приложение 1. Перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям «Мида», которые выдаются в пределах объемов установленных квот. Приложение 2. Перечень отдельных товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям «Мида» при обязательном согласовании с Департаментом Минфина. Приложение 3. Перечень товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям «Мида». Приложение 4. Перечень производимых в Республике Беларусь товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям «Мида». Приложение 5. Перечень товаров, экспорт которых осуществляется только при условии регистрации контрактов. Приложение 6. Перечень товаров, импорт которых осуществляется только при условии регистрации контрактов. Приложение 7. Перечень товаров, производимых в Республике Беларусь, экспорт которых запрещен. Приложение 8. Перечень товаров, импорт которых запрещен.
Правовые основы деятельности государственных органов, юридических и физических лиц Республики Беларусь в области экспортного контроля регулируются законодательством Республики Беларусь об экспортном контроле.
Во экспортным контролем понимается установление и осуществление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь, использования, транзита и вывоза за ее пределы объектов экспортного контроля.
Регулируется Законом Республики Беларусь от 6 января 1998 p. N 130-3 «О экспортный контроль », Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 1998 г. № 27 «О совершенствование государственного контроля за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь специфических товаров (работ, услуг) ».
Экспортный контроль в Республике Беларусь осуществляется в целях:
- Обеспечение национальной безопасности и защиты экономических интересов Республики Беларусь;
- Выполнение обязательств Республики Беларусь по международным договорам и поддержки международных усилий по нераспространению оружия массового уничтожения и обычных средств вооружений.
Под объектами экспортного контроля (специфическими товарами) понимаются:
- Товары, технологии и услуги, предусмотренные международными договорами и обязательствами Республики Беларусь, касающиеся международной и национальной безопасности;
- Химические субстанции (токсины), микроорганизмы (вирусы, бактерии), устройства, технологии и услуги, которые могут быть использованы для создания и производства химического и бактериологического (биологического) оружия;
- Товары, технологии и услуги, связанные с ядерным топливным циклом и производством ядерных материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия и ядерных взрывных устройств;
- Товары, технологии и услуги, которые могут быть использованы при создании средств доставки оружия массового уничтожения;
- Оружие массового уничтожения и средства его доставки
- Товары, технологии и услуги военного назначения;
- Товары двойного применения;
- Результаты научно-технической деятельности, включая информацию, документацию, средства программного обеспечения, материализованные любым способом, которые могут быть использованы при создании и производстве вооружения, военной техники и боеприпасов.
Введен единый порядок лицензирования экспорта (импорта) специфических товаров (Работ, услуг).
С целью совершенствования порядка таможенного контроля за перемещением товаров ограниченных или запрещенных через таможенную границу Республики Беларусь приказом ГТК РБ № 103-ОД от 19.03.99 г. «О совершенствование контроля за перемещением через таможенную границу Республики Беларусь товаров, ограниченных к такому перемещению, а также специфических товаров (работ, услуг) »утверждена номенклатура товаров (Алкогольных и табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными марками; спирта, номенклатура текстиля и текстильных изделий, драгоценных металлов и камней в любом виде и состоянии, включая ювелирные, другие бытовые изделия, диски для зубопротезувания из них и сусальное золото; янтаря, жемчуга, мореного дуба, руд, концентратов и промышленных продуктов драгоценных металлов; редких и редкоземельных металлов (элементов), изделий из них, их соединений, лома и отходов), условием ввоза / вывоза которых является наличие лицензий (разрешений) Министерства иностранных дел Республики Беларусь, либо иных документов в случаях, предусмотренных законодательством.
Перечень специфических товаров (работ, услуг), утвержденный совместным приказом МВЭС от 4 марта 1998г. № 10-ОД и ДМК от 6 марта 1998г. № 80-ОД «Об утверждении перечней специфических товаров (работ, услуг) », вывоз (ввоз) которым осуществляется по лицензиям (разрешениям) Министерства иностранных дел Республики Беларусь или другим документам в случаях, предусмотренных законодательством.
Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, работ, услуг
Государственная монополия на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливается в форме исключительного права государства на осуществление деятельности по экспорте и (или) импорта этих видов товаров, работ, услуг.
Перечни отдельных видов товаров, работ, услуг, на экспорт и (или) импорт которых устанавливается государственная монополия, определяются Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь.
Деятельность по экспорту и (или) импорта товаров, работ, услуг, на которую установлена государственная монополия, осуществляется государственными органами, государственными предприятиями, объединениями, организациями, в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.
Совершение сделки по экспорту и (или) импорта отдельных видов товаров, работ, услуг в нарушение порядка государственной монополии приводит к признанию такого соглашения недействительной и соответствующие последствия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Лицензирование деятельности по экспорту и (или) импорта отдельных видов товаров работ, услуг
Деятельность по экспорту и (или) импорта отдельных видов товаров, работ, услуг соответствии с законодательством Республики Беларусь может осуществляться только на основании специальных разрешений (лицензий).
Перечни этих видов товаров, работ, услуг, порядок лицензирования, республиканский орган государственного управления, уполномоченный выдавать соответствующие специальные разрешения (лицензии), определяются Правительством Республики Беларусь. Приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 27 марта 1996 p. N 94 - ОД «Об установлении отдельных таможенных режимов в отношении ввозимых алкогольных и табачных изделий »установлено, что с целью обеспечения выполнения Указа Президента Республики Беларусь от 2 февраля 1996г. N 45 «О государственном регулировании производства, реализации, хранения алкогольных и табачных изделий », выдавать разрешения на использование алкогольных и табачных изделий в таможенных режимах свободного использования, таможенного хранения и обратной ввоза в измененном состоянии только при наличии у субъекта хозяйствования - заявителя режима лицензии на право оптовой и (или) розничной торговли алкогольными и табачными изделиями, а табачных изделиях-также лицензии на импорт табачных изделий.
Защитные меры в отношении импорта товара (товаров)
В случае, если какой-либо товар (товары) импортируется в количествах или на таких условиях наносится существенный ущерб или возникает угроза его причинения производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров на территории Республики Беларусь или экономике Республики Беларусь в целом или президент или правительство Республики Беларусь вправе принять защитные меры для устранения или ущерба предотвращения его наступления, в форме количественных ограничений или введения особых видов таможенных пошлин.
Под существенным ущербом понимается общее ухудшение состояния отечественного производства в целом или в отдельной отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства соответствующих товаров или снижения его рентабельности, а под угрозой причинения существенного ущерба - очевидная несходимость такого ущерба, подтвержденная фактическими доказательствами.
Процедура введения защитных мер в отношении импорта товара (товаров) является гласной.
Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов
Запреты и ограничения на экспорт и (или) импорт товаров, работ, услуг, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на исключительные права на них, могут устанавливаться Президентом и Правительством Республики Беларусь исходя из национальных интересов, которые включают:
1) соблюдение общественной морали и правопорядка;
2) охрану жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
3) защита культурных ценностей от незаконных вывоза, ввоза и передачи прав собственности на них;
4) необходимость предотвращения нерационального использования невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления
5) обеспечение экономической безопасности Республики Беларусь;
6) выполнение международных обязательств Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 1997 p. N 218 «О установление запретов и ограничений на перемещение вещей через таможенную границу Республики Беларусь »утвержден перечень вещей, запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, и перечень вещей, ограниченных к перемещение через таможенную границу Республики Беларусь.
Внешняя торговля товарами в октябре заметно ухудшила свой результат: экспорт сократился, а импорт резко увеличился, поэтому минусовое сальдо с прошлого месяца увеличилось, достигнув максимума за последние 5 месяцев.
Но при этом в 2016 г. внешнеторговый результат, в целом, остается одним из наилучших за множество предыдущих лет. Годовое (за 12 месяцев) сальдо остается все еще сильно отрицательным, но “минус” сокращается. При этом сокращается и товарооборот в денежном выражении (из-за падения цены на нефть и нефтепродукты): в годовом исчислении сумма внешнеторгового товарооборота уже вышла на уровень 2010-го года в ее движении к объемам кризисного 2009-го.
|
Экспорт товаров из Беларуси падает 5-й месяц подряд: в октябре сократился с сентября на $39 млн, до $2,100 млрд (меньше было только в январе и феврале). Импорт же 3-й месяц растет: на этот раз - на $141 млн за отчетный месяц, до $2,477 млрд.
Рисунок 2.1 Объем экспорта и импорта товаров, а также размер уплаченной пошлины в бюджет РФ от нефтепродуктов
|
Сальдо внешней торговли товарами ухудшается 3-й месяц подряд: в октябре его минусовая величина выросла до $377 млн, когда как в сентябре было $-197 млн, а в августе $-90 млн. Но ровно год назад, в октябре 2014-го было значительно хуже: товарное сальдо составляло $-523 млн. И кроме того, тогда еще уплачивалась пошлина за экспорт нефтепродуктов ($220 млн), что суммарно увеличивало общий отрицательный итог до $-743 млн.
Рисунок 2.2 Сальдо внешней торговли товарами в том числе с учетом уплаченной пошлины в бюджет РФ от экспорта нефтепродуктов помесячно
Падение цен на нефтепродукты, главный экспортный товар Беларуси, и снижение импортоемкости российского рынка из-за девальвации Rr-рубля (из-за падения цен на нефть и санкций) привело к сокращению белорусского экспорта в денежном выражении.
Падение экспорта было бы еще больше, если бы не запрет на импорт продовольственных товаров из стран Европы и США, что снизило конкуренцию на российском рынке и позволило белорусским производителям продуктов питания без особых проблем нарастить объемы экспорта. Кроме того, «вошел в моду» фактический реэкспорт товаров продовольственной группы и использование Беларуси как перевалочной базы для ввоза продовольствия.
|
Рисунок 2.3 Объем экспорта товаров
Импорт товаров в октябре 2015-го - наименьший с 2007-го года в денежном выражении. Здесь также повлияло падение цен на нефть и сокращение производства в Беларуси, из-за чего теперь нужно импортировать меньше сырья.
Рисунок 2.4. Объем импорта товаров, а также размер уплаченной экспортной пошлины на нефтепродукты в бюджет РФ
За последние 9 лет товарное сальдо октября было лучше, чем сейчас, только в 2011-м, когда обнищавшее от девальвации население резко сократило спрос на подорожавший потребительский импорт, да и в целом был недостаток валюты для импорта.
В 2012-ом году с августа прекратили действие схемы продажи за границу нефтепродуктов под видом растворителей и смазочных материалов, из-за чего был огромный объем реэкспорта нефтепродуктов. Поэтому до того месяца результаты внешней торговли в 2012-ом были самыми лучшими (плюсовыми) месячными результатами за многие годы, в том числе за последующие годы. С августа, после возвращения в обычный режим, вернулся и обычный для Беларуси “минус”.
|
Рисунок 2.5 Сальдо внешней торговли товарами
С учетом пошлин на экспорт нефтепродуктов, которые Беларусь уплачивала в российский бюджет с 2011-го по 2014-й годы, и которые статистикой учитывались тогда в других статьях счета текущих операций платежного баланса (а не в статье торгового баланса), октябрьский результат 2015-го ($-377 млн) уже оказывается самым лучшим среди итогов такого же месяца, как минимум, 9-ти предыдущих лет.
|
Рисунок 2.6 Сальдо внешней торговли товарами с экспортной пошлиной на нефтепродукты
Внешнеторговый товароборот в октябре 2015-го года - $4,577 млрд. В сентябре было $4,476 млрд, а в октябре прошлого года - $6,422 млрд. За последние годы месячный товарооборот был ниже, чем в текущем году, только в 2007-ом, 2009-ом и первой половине 2010-го.
Внешняя торговля товарами с Россией
Торговля с Россией играет ключевую роль во внешнеторговом обороте Беларуси: из России поступают дешевые нефть и газ, которые после переработки продаются на западных рынках по мировой цене, что является основой достигнутого на сегодня уровня жизни в Беларуси. Также Россия является рынком сбыта товаров белорусской обрабатывающей промышленности, особенно продовольственной группы.
Товарооборот с Россией за 10 месяцев 2015-го года - $22,900 млрд, что составляет 48,5% совокупного внешнеторгового товарооборота. В том числе экспорт в Россию - $8,721 млрд (38,6% общего экспорта), импорт - $14,180 млрд (57,5% всего импорта). Основная доля в импорте из России - углеводороды (более 50%).
По сравнению с прошлым годом товарооборот с Россией сократился в стоимостном выражении на 27,2%, в том числе экспорт - на 33,1%, импорт - на 23,0%. Это, в первую очередь, связано с падением цен на нефть и газ.
Итоги внешней торговли за январь-сентябрь 2017 г.
Товары
(по методологии статистики внешней торговли)
Объем внешней торговли составил 45,1 млрд. долларов и по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. увеличился на 8,1 млрд. долларов (на 21,9%).
Экспорт – 20,9 млрд. долларов (рост на 20,9%).
Импорт – 24,2 млрд. долларов (рост на 22,8%).
Сальдо отрицательное – «минус» 3,25 млрд. долларов.
Услуги
(по методологии платежного баланса)
Объем внешней торговли составил 8,9 млрд. долларов и по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. возрос на 661,4 млн. долларов (на 8,0%).
Экспорт – 5,5 млрд. долларов (рост на 10,1%).
Импорт – 3,4 млрд. долларов (рост на 4,7%).
Сальдо положительное – 2,16 млрд. долларов.
Товары и услуги
(по методологии платежного баланса)
Объем внешней торговли товарами и услугами составил 51,6 млрд. долларов и по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. возрос на 8,1 млрд. долларов (на 18,6%).
Экспорт – 26,0 млрд. долларов (рост на 18,2%).
Импорт – 25,6 млрд. долларов (рост на 18,9%).
Сальдо положительное – 432,6 млн. долларов.
Налоговое законодательство Республики Беларусь и ставки основных налогов являются в достаточной мере конкурентоспособными среди стран – членов Таможенного союза (см. табл. 1):
Таблица 1.1
Как показывают приведенные данные, только по НДС в России и Казахстане установлены более низкие ставки.
По единым правилам, определенным международными договорами, регулирующимивзимание косвенных налогов в Таможенном союзе, каждое из 3 государств устанавливает национальные ставки НДС, по которым облагаются импорт и внутренний оборот товаров. Экспортеру же предоставляется нулевая ставка НДС с осуществлением налоговых вычетов в полном объеме.
В связи с этим на территории каждого государства – члена Таможенного союза гарантированы равные конкурентные условия для всех товаров за счет применения единых национальных ставок НДС как к отечественным, так и к импортным товарам.
Аналогичный подход существует и в государствах Евросоюза, каждое из которых вправе вводить ставку НДС исходя из уровня развития и специфики экономики.
Необходимо помнить, что более низкие ставки у наших партнеров по Таможенному союзу, в частности НДС (в России – 18 %, в Казахстане – 12 %), компенсируются иными доходными источниками бюджета. Основным из них является налог на добычу полезных ископаемых, поступающий от нефте-газовой отрасли. В Казахстане он занимает 15 %, а в России – 21 % от общей суммы поступлений, контролируемых налоговыми органами.
Поэтому возможность снижения ставки НДС будет рассматриваться Минфином в зависимости от увеличения доли поступлений в бюджет за счет других источников, а также с учетом исполнения бюджета.
Что касается стран Евросоюза, то средняя стандартная ставка НДС в Евросоюзе в 2016 г. составила 21 % – на 1 процентный пункт больше, чем в Республике Беларусь. Уровень ставок НДС в Евросоюзе варьируется от 15 % в Люксембурге до 27 % в Венгрии (см. табл. 2.2 приложение 1):
Более того, налоговая практика ЕС свидетельствует о тенденции к повышению ставок косвенных налогов. За последний год увеличили стандартные ставки НДС следующие страны:
– Великобритания – с 17,5 до 20 %;
– Ирландия – с 21 до 23 %;
– Кипр – с 15 до 17 %;
– Франция – с 19,6 до 21,2 % (с октября 2012 г.);
– Италия – с 21 до 23 % (c сентября 2012 г.);
– Венгрия – с 25 до 27 %;
– Испания – с 16 до 18 %;
– Португалия – с 20 до 23 %;
– Греция – с 19 до 23 %.
Следует учитывать, что помимо ставок налогов большое значение имеют также аспекты их администрирования. В Республике Беларусь условия администрирования косвенных налогов наиболее привлекательные. В частности, по результатам проведенной работы по упрощению порядка применения налоговых вычетов и упорядочению объектов налогообложения НДС можно сказать, что с 2015 г. ограничение налоговых вычетов по НДС сохранится лишь в отношении объектов, приобретенных за счет безвозмездно полученных средств бюджета.
Существенным преимуществом для белорусских плательщиков являются сроки возврата налоговых вычетов по НДС.
К примеру, в России срок возврата занимает от 3 месяцев до полугода. В Казахстане возможность возврата ограничена (возврат производится только для экспортеров, применивших нулевую ставку НДС, и только после выездной налоговой проверки). В Республике Беларусь срок зачета (возврата) сумм превышения налоговых вычетов по НДС является одним из самых незначительных в Европе.
Белорусские экспортеры, применившие нулевую ставку НДС, имеют право произвести зачет в счет уплаты других налогов в месяце, в котором представлена налоговая декларация, содержащая сумму превышения налоговых вычетов в связи с применением ставки НДС 0 %. Возврат из бюджета на счет плательщика денежных средств, оставшихся после зачета в счет иных налогов, производится на 35-й день с момента представления налоговой декларации и заявления плательщика.
Механизм исчисления НДС, применяемый в Республике Беларусь при экспорте товаров в Таможенном союзе, является оптимальным. К тому же, как и в ЕС, он основан на правиле, что плательщик должен вывезти товар и подтвердить право на применение нулевой ставки НДС по такому экспорту документально.
Вместе с тем будет продолжена работа по совершенствованию правовой базы Таможенного союза по взиманию косвенных налогов во взаимной торговле субъектов хозяйствования Беларуси, России и Казахстана.
С 2015 г. установлен налоговый контроль за трансфертными ценами по товарам. Будет ли установлен такой контроль за трансфертными ценами по работам, услугам?
– Действительно, ст. 30-1 Налогового кодекса РБ (далее – Кодекс) предусматривает механизм контроля за трансфертными ценами на товары и недвижимое имущество. Однако применение ее положений и выявление в ходе налоговых проверок операций, подлежащих анализу на правильность установления цены сделки, будет осуществляться только с 2016 г. по результатам деятельности за 2015 г.
Налоговым органам республики еще предстоит наработать практику по применению норм трансфертного ценообразования в отношении товаров и недвижимости, изучить проблемные вопросы, выявить аспекты, требующие дополнительной проработки. Поэтому в ближайшее время введение контроля за трансфертным ценообразованием на работы, услуги не планируется.
Сейчас проводится разъяснительная работа среди плательщиков и инспекций МНС, а также выявление операций, которые впоследствии могут стать объектом анализа в рамках ст. 30-1 Кодекса.
Углубляющиеся интеграционные процессы на территории постсоветского пространства являются неотъемлемой чертой современного экономического развития государств - участников Содружества Независимых Государств. Промежуточным этапом таких процессов является Таможенный союз ЕврАзЭС (далее Таможенный союз), который начал функционировать 1 июля 2016 г. Созданная в короткий срок договорно-правовая база Таможенного союза, включающая в настоящее время 79 международных договоров в сферах таможенного, технического, санитарного, ветеринарно-санитарного и фитосанитарного регулирования, в области косвенного налогообложения и статистики внешней и взаимной торговли, направлена на свободное перемещение товаров при совершении внешнеторговых операций и активизацию международной торговли.
В условиях единой таможенной территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран посредством таможенно-тарифного регулирования, являющегося главным рычагом управления внешнеэкономической деятельностью. Субъекты хозяйствования государств - участников Таможенного союза во взаимной торговле могут перемещать товары беспошлинно независимо от происхождения товара. Выпуск товаров осуществляется на территории того государства - участника Таможенного союза, где зарегистрировано юридическое лицо, ввозящее товары на единую таможенную территорию или вывозящее их с этой территории. В результате в 2016 г. почти на 14% вырос объем взаимной торговли Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), рост суммарного внешнеторгового оборота Таможенного союза в декабре 2016 г. в сравнении с декабрем 2015 г. увеличился на 26,6% (рис. 1) [2].
|
Рис.1. Динамика общего взаимного торгового оборота государств-участников Таможенного союза за 2015-2016 гг. (по месяцам), млн долл. США.
Значимая роль в Таможенном союзе отводится финансовым механизмам его договорно-правовой базы. Разработанные в короткий срок экспертами Беларуси, Казахстана и России и введенные в действие, такие финансовые механизмы обеспечивают эффективную работу единой таможенной территории, применяются как на внешнем контуре таможенной границы Таможенного союза, так и внутри его (во взаимной торговле) (рис. 2).
Рис. 2. Финансовые механизмы договорно-правовой базы Таможенного союза.
Источник. Авторская разработка.
На внешнем контуре таможенной границы Таможенного союза финансовые механизмы используются при взимании таможенными органами таможенных платежей, а также зачислении и распределении таможенных пошлин.
Внутри Таможенного союза применяется уникальный финансовый механизм взимания по международному правилу косвенного налогообложения - принципу страны назначения. Впервые на территории постсоветского пространства во взаимной торговле трех государств применяется механизм взимания косвенных налогов в стране потребления товара налоговыми, а не таможенными органами.
Финансовые механизмы на внешнем контуре Таможенного союза. С введением в действие с 1 июля 2016 г. Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2015 г. с учетом изъятий, установленных Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 5.07.2016 г. (в отношении нефти и нефтепродуктов, а также товаров некоммерческого характера), все функции контроля перемещения товаров перенесены с внутренних границ на внешний контур. Таможенным кодексом Таможенного союза (далее Таможенный кодекс ТС) установлены: единый порядок таможенного регулирования, единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей. Товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с их таможенными процедурами, идентифицирующими статус товаров и транспортных средств при таком перемещении. Уплата таможенных платежей осуществляется в зависимости от заявленных таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение; отказ в пользу государства; свободная таможенная зона и свободный склад; специальная таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.
К элементам формирования базы таможенного обложения относятся Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее ТН ВЭД), страна происхождения и таможенная стоимость товара. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27.11.2015 г. утверждена со сроком вступления с 1 января 2016 г. десятизначная ТН ВЭД.
ТН ВЭД введена для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики и основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. Решения о внесении изменений в ТН ВЭД принимаются Комиссией Таможенного союза (далее КТС) на основании предложений таможенных служб государств - участников Таможенного союза в установленном порядке. Техническое ведение ТН ВЭД осуществляет Федеральная таможенная служба Российской Федерации.
Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - участника Таможенного союза (в Беларуси в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 474 от 31.07.2006 г. «О порядке определения таможенной стоимости товаров»), таможенному органу которого производится декларирование товаров.
Объектами обложения таможенными платежами являются: товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза; операции по условиям совершения в отношении организаций и физических лиц юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо операции, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
В соответствии с Таможенным кодексом ТС (ст. 70) и Таможенным кодексом Республики Беларусь (ст. 313), таможенные органы взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.
Таможенные платежи, взимаемые таможенными органами, являются одним из источников доходов бюджета, его авансового наполнения. За счет таможенных платежей обеспечивается финансирование расходов бюджета, в том числе выплаты пенсий, стипендий и др. В Таможенном союзе к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на единую таможенную территорию; таможенные сборы.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств - участников Таможенного союза и (или) их законодательством и взимаются в установленном порядке для взимания ввозной таможенной пошлины.
В отношении товаров для личного пользования применяются положения Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выполнением, от 18 июня 2016 г.
Таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в государстве - участнике Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров. Плательщиками таможенных платежей являются резиденты Беларуси, Казахстана и России.
Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - участников Таможенного союза. Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 443 от 13 июля 2006 г. «О таможенных сборах», таможенными органами Республики Беларусь взимаются таможенные сборы за таможенное оформление; таможенное сопровождение товаров; осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности; выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению; принятие таможенными органами предварительного решения; включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей. Таможенные сборы не взимаются при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта.
Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании в Таможенном союзе от 25.01.2008 г. введен в действие с 1 января 2016 г. Единый таможенный тариф (далее ЕТТ) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ТН ВЭД и являющийся инструментом торговой политики Таможенного союза.
С 1 июля 2016 г. в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран установлена Единая система тарифных преференций Таможенного союза. Перечни стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию предоставляются тарифные преференции, определяются КТС.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень товаров, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень товаров, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
В условиях единой таможенной территории действуют единые правила таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Согласно таким правилам, товары, происходящие и ввозимые из стран СНГ, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. Обложению таможенными пошлинами подлежат только товары, ввозимые из стран вне СНГ.
Для подтверждения страны происхождения товара необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы «СТ-1», являющегося неотъемлемой частью Правил определения страны происхождения товаров, или декларации о происхождении товара.
Большую роль в формировании в короткий срок ЕТТ сыграла работа, проведенная в соответствии с Программой действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства и Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве, подписанного в г. Москве 29 января 2001 г.
Согласно ЕТТ, в целях перевооружения национального производства государств-уча- стников Таможенного союза по широкому кругу технологического оборудования предоставляется беспошлинный ввоз. Решением КТС от 27 ноября 2015 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от ввозной таможенной пошлины также освобождаются технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства - участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) в соответствии с национальным законодательством этого государства.
КТС составляет и обновляет на основании предложений государства - участника Таможенного союза перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляются указанная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, а также определяет порядок контроля за целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов.
Договором о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6.10.2007 г. предусмотрено установление и применение порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, как одно из условий объединения таможенных территорий государств-участников в единую таможенную территорию и завершения формирования Таможенного союза.
С 1 сентября 2016 г. введен в действие механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, взимаемых на внешнем контуре единой таможенной территории Беларуси, Казахстана и России, обеспечивающий поступление таможенных пошлин в бюджет каждого государства - участника Таможенного союза в соответствии с установленным нормативом исходя из доли импорта (Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, от 20.05.2016 г.). В основу такого механизма положена методика определения нормативов распределения исходя из сравнения характеристик, основанных на объемах импорта Беларуси, Казахстана и России из стран вне СНГ. Проведенный расчет за 2008-2015 гг. позволил установить нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин в следующих размерах: для Республики Беларусь - 4,7%, Республики Казахстан - 7,33, Российской Федерации - 87,97%. Ввозные таможенные пошлины по группе ТН ВЭД 87 (автомобили) рассчитаны исходя из эффективной ставки по этой группе, сложившейся в Российской Федерации в 2015 г. Основным условием при установлении нормативов распределения сумм ввозных таможенных пошлин явилось то, что каждое государство Таможенного союза не должно потерять доходы бюджетов от внедрения разработанного механизма. Соглашением определены также новые подходы в контроле за выполнением взятых обязательств государствами-участника- ми Таможенного союза, а именно суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, не перечисленные на счета в иностранной валюте каким-либо из этих государств, а также суммы неисполненных их национальными (центральными) банками обязательств по перечислению денежных средств в долларах США, относятся к государственному долгу.
Первый опыт применения этого механизма подтвердил его эффективность: на единой таможенной территории Таможенного союза более чем на треть вырос объем поступлений по импортным таможенным пошлинам.
В соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного союза (ст. 84), порядок уплаты вывозных таможенных пошлин будет устанавливаться международным договором государств-членов Таможенного союза, разработка которого осуществляется в настоящее время. В Российской Федерации вывозные таможенные пошлины применяются почти к 490 товарным позициям. В Республике Казахстан вывозные таможенные пошлины применяются к 1000 товарным позициям. В Республике Беларусь вывозные таможенные пошлины применяются только в отношении экспортируемых нефти, нефтепродуктов, калийных удобрений, кожевенного сырья и семян рапса, некоторых видов древесины. При этом размеры ставок вывозных таможенных пошлин в Беларуси, Казахстане и России отличаются.
Статьей 5 Протокола об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза от 5.07.2016 г. установлена необходимость заключения соглашения, определяющего порядок взимания и зачисления вывозных таможенных пошлин при торговле с третьими странами. С учетом специфики взаимной торговли нефтью и нефтепродуктами между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а также между Российской Федерацией и Республикой Казахстан принято согласованное решение урегулировать вопрос взимания вывозных таможенных пошлин в отношении данных товаров в двустороннем формате.
С 1 января 2017 г. введено в действие и временно применяется Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9.12.2016 г. Этим Соглашением во взаимной торговле России и Беларуси отменены вывозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие) и количественные ограничения по нефти и нефтепродуктам. Вывозные таможенные пошлины при вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы единой таможенной территории Таможенного союза с территории Республики Беларусь уплачиваются белорусскими экспортерами по ставкам, установленным равными ставкам, действующим в Российской Федерации, в долларах США, и перечисляются в полном объеме в бюджет Российской Федерации. По белорусской же нефти вывозные таможенные пошлины уплачиваются в бюджет Республики Беларусь. Реализация Соглашения способствует более тесной интеграции государств - участников Таможенного союза, служит основой для формирования Единого экономического пространства ЕврАзЭС и обеспечивает полноценное функционирование единой таможенной территории Таможенного союза. В настоящее время проводится работа по заключению аналогичного договора между правительствами Беларуси и Казахстана.
Взимание налога на добавленную стоимость и акцизов осуществляется таможенными органами во время таможенного декларирования товаров при выпуске их для внутреннего потребления.
В консолидированном бюджете Республики Беларусь таможенные платежи составляли: в 2008 г. - 30,2%, 2015 г. - 26,6, 2016 г. - 25,9%. Динамика таможенных платежей представлена на рис. 3.
|
Рис. 3.3. Динамика таможенных платежей 2014-2016 гг..
Источник. Построено по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе дополнен положениями, направленными на создание более выгодных условий для белорусских субъектов хозяйствования - участников внешнеэкономической деятельности по сравнению с ранее действующими в части увеличения срока предоставления в налоговые органы документов, необходимых для обоснования применения нулевой ставки НДС с 90 до 180 дней с даты отгрузки (передачи) товаров; предоставления нулевой ставки НДС при экспорте товаров в другие страны Таможенного союза вне зависимости от того, облагается НДС или льготируется ввоз таких товаров в эти страны; зачета излишне уплаченных сумм налогов, сборов либо сумм налогов, подлежащих возмещению, в счет уплаты косвенных налогов по импортированным из стран Таможенного союза товарам.
При импорте товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации и Республики Казахстан налог на добавленную стоимость и акцизы взимаются налоговыми органами Республики Беларусь по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения. Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.
Основой функционирования механизма взимания косвенных налогов послужила разработанная форма документа для контроля за перемещением товаров и уплатой косвенных налогов - заявление о ввозе товаров. При совершении внешнеторговых операций импортер-налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства - участника Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга). Одновременно с налоговой декларацией и заявлением налогоплательщик представляет также в налоговый орган: выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов; транспортные (товаросопроводительные) документы; счета-фактуры (если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства - участника Таможенного союза); договоры (контракты); информационное сообщение о налогоплательщике третьего государства - участника Таможенного союза и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого государства о приобретении импортированных товаров; договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случаях их заключения).
Взимание акцизов по товарам, подлежащим маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками), в Беларуси и России осуществляется таможенными органами государства - участника Таможенного союза, в Казахстане - налоговыми органами. Уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства - участника Таможенного союза. При экспорте товаров применяются нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. Документы, подтверждающие нулевую ставку НДС и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов, представляются в налоговые органы в течение 180 дней с даты отгрузки (передачи) товаров получателю.
При непредставлении соответствующих документов суммы НДС и акцизов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится 181-й день со дня отгрузки (передачи) товаров покупателю. В случае представления плательщиком документов, подтверждающих нулевую ставку и освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов, по истечении 180 дней (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате) уплаченные суммы НДС и акцизов подлежат возврату.
Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - участника Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары. Ввозимые товары облагаются налогом на добавленную стоимость по следующим ставкам: в Беларуси
Отличия в ставках НДС в государствах
Казахстан применяется только единая ставка. Различия в ставках акцизов незначительны, за исключением таких товарных позиций, как бензин автомобильный, дизельное топливо и сигареты без фильтра. В целом, ставки акцизов имеют достаточно сближенные значения либо размер отклонений уровней акцизов невелик, более чем в половине случаев ставки акцизов гармонизированы (около 60% от общей доли базового перечня подакцизных товаров). К таким подакцизным товарам относятся спирт этиловый, вина, пиво, сигареты с фильтром, автомобили легковые. Уровень ставки акцизов на спирт этиловый во всех государствах - участниках Таможенного союза находится в пределах до 2,3 евро за 1 л, на вино - до 0,22, пиво - до 0,25 евро за 1 л.
Проблемными, с точки зрения гармонизации ставок акцизов в государствах - участниках Таможенного союза, являются такие виды подакцизных товаров, как бензин автомобильный и дизельное топливо, а также сигареты без фильтра (величина отклонений минимального значения от максимального составляет более 100%).
Для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства - участника Таможенного союза, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения. Вместе с тем применение трансфертного ценообразования в Республике Казахстан приводит к увеличению стоимости импортного товара, а значит, к снижению конкурентоспособности белорусских и российских товаров. Отсюда следует необходимость применения одинаковых подходов к ценообразованию.
Финансовые механизмы Таможенного союза обеспечивают создание одинаковых условий при совершении внешнеторговых операций на единой таможенной территории Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан и в применении единого торгового режима в отношении товаров других стран.
Вместе с тем для усиления эффективности функционирования финансовых механизмов в Таможенном союзе требуются:
Реализация вышеназванных мероприятий позволит обеспечить полноценное формирование Единого экономического пространства на единой таможенной территории Таможенного союза.
Таблица 2.2
Ставки НДС в странах ЕС