СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕЙ.. 5
1.1. Общая характеристика многодетных семей. 5
1.2 Проблемы многодетных семей и их нуждаемость в социально психологическом консультировании. 10
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ЦЕНТА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ.. 18
2.1 Содержание социальной работы с многодетными семьями. 18
2.2 Организация социального обслуживания, предоставляющие услугу социально психологической помощи в решении проблем многодетных семей. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 43
Актуальность исследования состоит в том, что семья выступает как важный фактор развития личности. Семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит, что в семье возможны различные ценностные ориентиры, различные критерии оценок жизненных явлений, идеалы, точки зрения, убеждения, влияющие на формирование семейных традиций.
Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Семейный климат – это жизнь родителей, их отношения между собой и с детьми, духовная культура семьи. Благополучию ребенка способствует благожелательная атмосфера, такая атмосфера семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет развитие ребенка.
Каждое общество формирует семью по образу и подобию своему. В настоящее время российская семья переживает сложный период своего развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, современной, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, увеличивается количество детей рожденных вне брака.
Проблематика социальной работы с семьей за последние десятилетия вошла в круг научных интересов многих исследователей. Различные вопросы сферы социальной защиты, предоставления социальных услуг и осуществления социальной поддержки многодетных семей затронуты в трудах многих отечественных ученых, таких как А.М. Белякова, Г.Н. Дмитриев, И.А. Зенин, Н.Н. Зырянова, П.А. Лебедев, А.М. Попов, Л.М. Прокофьева, Н.А. Рыбакова, А.Б. Синельников, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, Е.Ф. Чернышева, Т.В. Шеляг и др. Теоретическая значимость данной работы заключается в комплексном описании технологий социальной работы с многодетными семьями, благодаря чему оказываемая помощь рассматривается с разных сторон, что в свою очередь, помогает понять, как построить процесс работы с многодетной семьей.
Объектом исследования является социальная работа с многодетной семьей.
Предметом исследования являются направления и технологии социальной работы с многодетной семьей.
Цель – изучить проблемы оказания социально-психологической помощи в решении проблем многодетных семей.
Задачи исследования:
1. изучить общую характеристику многодетных семей.
2. рассмотреть сущность и принципы психолого-педагогического сопровождения многодетных семей
3. проанализировать этапы психолого-педагогического сопровождения многодетных семей
4. Анализировать работы по осуществлению социально – психологического сопровождения многодетных семей.
5. рассмотреть характеристику комплекса мероприятий социально – психологического сопровождения многодетных семей
Методологическая основа:
Анализ, синтез, дедукция.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс и т.д..
Теоретическая основа - анализ научно-методической литературы по проблеме исследования
Теоретическая значимость данной работы заключается в комплексном описании технологий социальной работы с многодетными семьями, 32 благодаря чему оказываемая помощь рассматривается с разных сторон, что в свою очередь, помогает понять, как построить процесс работы с многодетной семьей
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе с многодетной семьей социальными педагогами и социальными работниками.
Структура работы состоит из введения, двух глав, четырех пунктов, заключения и списка использованных источников.
Многодетная семья - основа демографического развития общества, а дети - это наиболее ценный ресурс страны, залог её будущего развития. Поэтому так важны меры, направленные на повышение авторитета многодетной семьи, решение проблем этой категории не только в плане помощи по причине бедности, но и в плане развития возможностей семьи для реализации ее основных функций.
В работе мы проанализировали типы семей, перечислили основные функции семьи в различных сферах семейной деятельности, тем самым, подтвердив потребность общества в семье.
Описали проблемы многодетных семей, разбив их на несколько групп, выделили среди них актуальные для социальной работы с ними.
Проведенные теоретические и практические исследования дают возможность выделить специфику содержания социальной работы с многодетными семьями. Социальная работа должна охватывать все аспекты ее жизнедеятельности, быть приближенной к потребностям семьи и ее членов, при этом приоритет должен отдаваться организации многодетной семьей собственного дела и культурного досуга.
Социальная работа с многодетной семьей должна базироваться на глубоком знании специфики этой категории семей, социальный работник должен быть хорошо подготовлен в профессиональном плане, быть образованным, эрудированным, обладать достаточно высоким уровнем подготовки. Рассмотренные в работе социальные технологии являются наиболее распространёнными и употребительными в деятельности организаций и учреждений, работающих в сфере социальной защиты, поддержки и помощи многодетным семьям.
В процессе осуществления психолого-педагогического сопровождения многодетных семей в общеобразовательном учреждении и организации работы специалистов в данном направлении, следует учесть мотивационные условия и доступные ресурсы общеобразовательного учреждения. С целью осуществления успешной деятельности необходимо наличие следующих условий – это информационные ресурсы, они нужны для анализа, формулирования целей и задач деятельности общеобразовательного учреждения.
В системе современного образования появилась возможность разделения коррекционной и развивающей работы. При осуществлении коррекции, специалист реализующий сопровождение имеет определенные эталоны развития, к которым стремится приблизить сопровождаемого. Во время развивающей работы специалист ориентируется на средневозрастные нормы развития. Это играет важную роль при создании условий, при которых сопровождаемый ребенок сумеет подняться на оптимальный для него уровень развития