Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Особенности охраны здоровья и медицинского страхования в Российской Федерации. 6
1.1. Понятие и принципы охраны здоровья в Российской Федерации………….6
1.2. Регулирование медицинского страхования в Российской Федерации.. 13
Глава 2. Система предоставления медицинской помощи в Российской Федерации. 19
2.1. Виды медицинской и медико-социальной помощи
в Российской Федерации 19
2.2. Лекарственная помощь. 25
Заключение. 33
Список использованных источников. 35
В современных условиях развития российского общества и государства актуальным остаётся вопрос здравоохранения и медицинской помощи гражданам.
Каждый человек и гражданин периодически или постоянно в своей жизни нуждается в оказании медицинских услуг и предоставлении лекарственной помощи.
Медицинская помощь является одним из наиболее значимых способов системы охраны здоровья, которая осуществляется в Российской Федерации посредством реализации политики здравоохранения.
Вопрос охраны здоровья населения и обеспечения функционирования системы здравоохранения является одной из основных задач социально-экономической политики государства.
Статья 41 Конституции РФ[1] предусматривает, что гражданам гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Соответственно, данные понятия являются общеустановленными, а медицинская помощь и медицина в общем её понимании является одной из отраслей охраны здоровья в Российской Федерации.
Особенность права на охрану здоровья заключаются в том, что оно принадлежит человеку ещё до его рождения и является естественным условием социального благополучия жизни общества и государства. Жизнь и здоровье человека – высшие ценности для государства.
Здоровье человека является нематериальным благом. Статья 150 Гражданского кодекса РФ[2] под здоровьем подразумевает одно из высших благ человека и гражданина, которое является непередаваемым, неотчуждаемым, и в случае его отсутствия в значительной степени теряется ценность всех остальных благ
Стоит обратить внимание на то, что в Российской Федерации в данный момент система охраны здоровья и предоставления медицинской помощи несовершенна, а многие вопросы в данной области нуждаются в детальном рассмотрении, улучшении и регулировании.
Целью данной курсовой работы является проведение системного анализа действующего законодательства, обеспечивающего право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации, а также выявление существенных проблем в этой сфере и поиск путей их решений.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- Анализ истории развития и современного состояния права на охрану здоровья в Российской Федерации;
- Изучение правового обеспечения права на медицинскую помощь и лекарственное обеспечение;
- Раскрытие содержания прав на информацию о состоянии здоровья, благоприятную окружающую среду и радиационную безопасность;
- Изучение обязанностей человека в сфере права на охрану здоровья во взаимосвязи с его правами;
- Анализ гарантий в сфере права на охрану здоровья и их влияния на правовое регулирование этой сферы;
- Выявление проблем правового обеспечения права на охрану здоровья и определение вариантов их решения.
Объектом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессе реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и осуществление его гарантий.
Предметом исследования являются собственно конституционно-правовые и организационно-правовые основы, нормы и принципы охраны здоровья в Российской Федерации и системы здравоохранения Российской Федерации в целом, а также правоприменительная практика.
При написании данной курсовой работы использовались нормативно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, статьи и интернет-ресурсы.
В соответствии с поставленными задачами, работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, списка использованной литературы.
[1] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445) // Российская газета от 4 июля 2020 г. № 144
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 05.12.1994. № 32. Ст. 3301
В системе социального обеспечения и здравоохранения, охрана здоровья и медицинская помощь играют очень важную роль. В них может возникнуть необходимость у каждого человека и при соответствии правилам предоставления данных видов помощи каждый гражданин имеет право их получить.
Система здравоохранения упрощает нам жизнь тем, что благодаря принципам охраны здоровья, которые закреплены законодательством, граждане способны получать бесплатную медицинскую помощь независимо от социального положения, пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство обеспечивает нас всеми возможными мероприятиями, направленными на охрану здоровья и следит за их надлежащим исполнением.
На данный момент законодательство и правовое регулирование Российской Федерации в области охраны здоровья и предоставления медицинской помощи совершенствуется и обновляется в связи с тем, что число нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере здравоохранения увеличивается, что ведет к тому, что нужна новая систематизация законодательства в этой области.
Так, например, в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» были внесены поправки, касающиеся особенностей обращения, включая особенности государственной регистрации, медицинских изделий, которые предназначены для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов, и которые разработаны в том числе по заданию федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, а также того, что в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, Правительство Российской Федерации вправе принять решение об установлении ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями, включенными в определяемый Правительством Российской Федерации перечень, на срок, не превышающий девяноста календарных дней со дня принятия указанного решения, в связи с распространением на территории Российской Федерации нового вируса – COVID-2019 (короновирус).
В курсовой работе мной были рассмотрены основные положения в области здравоохранения, касающиеся области охраны здоровья и медицинской помощи.
Как и любая другая сфера жизни населения, область здравоохранения находится на незавершенном этапе и нуждается в совершенствовании.