2019
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕРОЧНОЙ ЗАКУПКИ…………………………………………………………………………6
1.1 Понятие и сущность проверочной закупки………………………………..6
1.2. Правовая основа проверочной закупки……………………….…………...10
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОЧНОЙ ЗАКУПКИ……………………………...….17
2.1 Подготовка к проведению проверочной закупки………………………….17
2.2 Организационные особенности проведения проверочной закупки……...24
ГЛАВА 3 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОЧНОЙ ЗАКУПКИ……………………………………………….….. 29
3.1Типичные ошибки и нарушение законодательства, допускаемые при проведении проверочной закупки.......................................................................29
3.2 Провокация при проведении проверочной закупки………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..55
Проблема проведения оперативно розыскного мероприятия (далее – ОРМ) «проверочная закупка» в последнее время, приобретает особую остроту. Все чаще результаты проверочной закупки становятся недопустимым доказательством в связи: как с неграмотностью сотрудников оперативных подразделений, и (или) лиц проводящих данное ОРМ, так и в связи с «тонкостью» разграничений данного ОРМ от провокации. Все чаще Европейский суд по правам человека (далее – ЕСПЧ) , рассматривая жалобы осужденных, выносит вердикт, о провокации со стороны сотрудников, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД) при проведении ОРМ «проверочная закупка».
Представители правоохранительных органов полагают, что результаты ОРМ, послужившие основанием для проведения проверочной закупки, не должны рассекречиваться; они должны храниться в делах оперативного учета и предоставляться только суду на основании мотивированного запроса. Такой подход противоречит практике ЕСПЧ, действующему уголовно-процессуальному и оперативно-розыскному законодательству. Сторона обвинения должна доказать, т. е. представить доказательства, а не секретную оперативную информацию о том, что при проведении проверочной закупки не было опущено провокаций преступления. Следовательно, вместе с материалами проверочной закупки должны быть рассекречены и переданы в органы расследования результаты ОРМ, послуживших основанием для проведения проверочной закупки. Данное положение подтверждается п. 4 ч. 8 ст. 5 Федерального Закона РФ от 14.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - Закон об ОРД), где содержится прямой запрет «подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация)». Согласно позиции
ЕСПЧ отсутствие доказательств того, что преступные действия были бы совершены независимо от действий сотрудников, уполномоченных осуществлять ОРД, рассматривается как провокация преступления, и, следовательно, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности
Цели и задачи исследования выбранной дипломной работы. Основной целью стал анализ правовых и теоретических аспектов при проведении ОРМ «проверочная закупка».
Для реализации вышеуказанной цели необходимо решение ряда задач:
Степень научной разработанности проблемы. Изучению различных аспектов проведения ОРМ» проверочная закупка» посвящено значительное число работ. Среди них можно назвать труды Скуратова Ю.И., Глазкова Л.В., Грудинина Н.С., Незнамова А.А., Макарова В.В., Макарова С.В., Пронина Е.Ю., Гармидова Ю.А., Холопова Е.Н.,Чечетина А.Е., Михайлова В.И., Опарина Д.А., Петроченкова А.Я., Погорецкого Н.А., Скобликова П.К., Талхигова Л.А., Чечетина А.Б., Шумилова А.Ю., Яковлева С.П., Атмажитова В.М., Ахмедова А.Г., Боброва В.Г., Боженок С.Я., Гаврилова Б.Я., Вагина
О.А., Исиченко А.П., Гармаева Ю.П., Ефимичева С.П. и др.
Методология, методика и эмпирическая база исследования.
Методологическую основу написании дипломной работы составляет: применение всеобщего диалектического метода познания объективной реальности; общенаучных и частно-научных методов правовых исследований, системно–структурного, сравнительного, логического и др. методов познания; конкретно–социологического метода сбора и анализа эмпирических данных.
Теоретические исследования выше названых ученых явились основным фундаментом дипломной работы. Достоверность и обоснованность сделанных выводов определяются собранными эмпирическими данными, полученными вследствие прохождения преддипломной практики.
Нормативная база. При работе с дипломом были проанализированы: Конституция Российской Федерации, действующее уголовно–процессуальное законодательство с последними внесенными изменениями на момент создания данной дипломной работы, Федеральные законы, и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность органов внутренних дел в сфере борьбы с преступностью.
Проведенное в рамках настоящей дипломной работы исследование позволяет сделать ряд выводов.
Проверочная закупка - это ОРМ, в рамках которого с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД, допускается возмездное приобретение (закупка) товаров, ценностей, предметов, веществ, продукции, инструментов или оборудования, прежде всего тех, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, в том числе наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также инструменты или оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших их.
Легальное определение такого ОРМ, как проверочная закупка, в оперативно-розыскном законодательстве отсутствует, однако понятие данного ОРМ закреплено в ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществ», а так же в модельном законе стран СНГ.
Следует отметить, что при рассмотрении уголовных дел в суде отсутствие законодательного определения содержания (сущности) ОРМ, в том числе и проверочной закупки, значительно затрудняет решение вопроса о правомерности проведения конкретных ОРМ в ряде случаев приводит к признанию их результатов недопустимыми.
Прежде всего представляется целесообразным закрепить в Законе об ОРД дефиниции ОРМ, в том числе проверочной закупки и закрепить его специфические признаки.
Кроме того, исходя из положений ст. 4 Закона об ОРД, следует рассмотреть вопрос о возможности издания открытого межведомственного нормативного правового акта, в котором субъекты ОРД в общей форме, без раскрытия организационных и тактических вопросов, сформулируют нормы о порядке проведения проверочной закупки и иных ОРМ, а также оформления их результатов. При этом вопросы организации и тактики проведения целесообразно регулировать закрытыми нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД, принимая во внимание ее специфику.
Непосредственно проверочную закупку осуществляет оперативный сотрудник либо, по его заданию, лицо, оказывающее содействие органам, осуществляющим ОРД. При проведении проверочной закупки целесообразно использование видео- и аудиозаписи, фотосъемки, а также технических и иных средств, в том числе специальных окрашивающих средств. В случае применения окрашивающих средств сотрудник, организующий проведение проверочной закупки, должен отразить в отдельном акте факт применения таких средств, количество и номера купюр, обработанных ими, кому они переданы после обработки, и другие связанные с этим обстоятельства.
Проверочной закупке могут предшествовать оперативное внедрение, контролируемая поставка и другие ОРМ.
Часть 7 ст. 8 Закона об ОРД предписывает осуществлять проверочную закупку предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, на основании постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего ОРД.
Вопросы соотношения провокационности и законности действий оперативных подразделений привлекали и привлекают внимание многих исследователей, но в настоящее время нет четких критериев разграничения провокации от тактической хитрости, так как рекомендации тактики раскрытия преступлений строятся на введении в заблуждение объектов ОРД.
Нельзя согласиться с бытующим у ряда сотрудников мнением, что проверочная закупка может применяться лишь для пресечения преступной деятельности конкретных лиц и ее результаты должны в обязательном порядке быть легализованы и рассмотрены с соблюдением условий и сроков, предусмотренных ст. ст. 144 и 145 УПК РФ.
Необходимо заметить, что когда лицо, уполномоченное осуществлять ОРД, проводит проверочную закупку, в результате которой выявиляется факт сбыта наркотика, но не пресекает преступную деятельность, а посредством неоднократных проверочных закупок провоцирует субъект, в торговле наркотиками, на дальнейшую продажу, то такие действия фактически предоставляют возможность сбытчикам наркотиков длительное время заниматься преступной деятельностью, что никак не свидетельствует о выполнении лицами, уполномоченными осуществлять ОРД, возложенных на них задач по предупреждению и пресечению преступлений.
На наш взгляд, при урегулировании данных вопросов, сотрудники осуществляющие ОРД, смогут, безпрепятсвенно, разграничивать законно проведенное ОРМ «проверочная закупка» от провокации.